Генри Каттнер «Идеальный тайник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гэллегер изобрел удивительный шкаф — все, что было в него положено, изменяло свою форму и размер. Даже если предмет сразу не умещался в шкаф, он постепенно в него всасывался. Но принцип действия этого шкафа оказался совсем не таким, как думал Гэллегер...
Входит в:
— цикл «Изобретатель Гэллегер»
— журнал «Astounding Science-Fiction, January 1943», 1943 г.
— антологию «Adventures in Time and Space», 1946 г.
— сборник «Robots Have No Tails», 1952 г.
— журнал «Уральский следопыт 1992'12», 1992 г.
— антологию «Врата времени», 1995 г.
— антологию «The Best Time Travel Stories of the 20th Century», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Малая форма (перевод) |
- /языки:
- русский (7), английский (13)
- /тип:
- книги (18), периодика (2)
- /перевод:
- Н. Гузнинов (5), Г. Корчагин (1), Л. Рыжова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 8 января 2025 г.
Абстрактный фантастический детектив, и хотя сотворён Генри Каттнером, все же не самой высокой планки. Прежде всего — из за логического парадокса смещения во времени — пространстве
В остальном — избыточное для небольшого рассказа перечисление придуманных элементов прецедентного права.
Похоже автор, как и его персонаж Гэллегер, сотворил текст в подпитии, и также сам не сумел объяснить адекватно, как и почему получилось то, что получилось.
kavarkad, 29 января 2025 г.
Здесь есть стояща идея: мир сжимается, поэтому кажется, что вселенная расширяется.
Но подача и сопуствующий сюжет уныл.
s-iron, 25 августа 2020 г.
Странно читать отзывы, в которых сетуют на то, что в рассказах про Гэллегера не изучены истоки мироздания и не раскрыты важные философские или моральные вопросы. Это веселые, остроумные рассказы, в которых с юмором несколько утрировано описан окружающий нас повседневный мир. Читайте, смейтесь и наслаждайтесь, а не стенайте о вреде алкоголя. Еще Козьма Прутков изрек: «Если хочешь быть счастливым, будь им!»
god54, 3 сентября 2013 г.
В этом рассказе автор сумел совместить все, что есть хорошего в фантастике: оригинальный и в то же время курьезный сюжет, фантастическую идею, совмещающую пространство и время, рельефных героев — сумасшедшего ученого и проходимца адвоката, неотвратимость наказания, социальные пороки судебной системы и, конечно, неплохой литературный стиль. Одним словом вполне хороший рассказ для коллекции.
kenrube, 20 октября 2011 г.
Это мое первое знакомство с творчеством Каттнера, и знакомство, должен признать, весьма приятное. Читал, что ему свойственно иронично-необычное переосмысление магистральных тем фантастики — космические полеты, телепатия и пр. Ну что ж, в данном рассказе автор себе ничуть не изменяет, описав с неожиданного ракурса проблему четвертого измерения. А если прибавить к отличному сюжету еще и оригинального главного героя в лице вечно пьющего подсознательно-гениального изобретателя Гэллегера, получим рецепт практически идеального рассказа. Пошел осваивать остальные рассказы цикла, надеюсь, они будут ничуть не хуже.
Alexandre, 8 мая 2009 г.
Рассказ хорош. Юмор, правда, черноват. Но, бог с ним с юмором, не всё же время хихикать. Идея интересна, так обращаться со временем и его парадоксами кажется только один автор и может — и парадоксы все на месте, и поступки героев логичны и оправданы. А что кому-то не повезло — так что ж, осторожней надо было быть.
А вот ситуация, когда сам изобретатель не знает, что же именно и как делает его изобретение — это у Каттнера видимо принципиально. В общем приходится лишь удивляться фантазии, да приговаривать время от времени — «Это ж надо!»
Читается легко, в качестве развлечения отлично подходит, но и любителям задуматься над сюжетом тоже есть над чем поразмыслить.
ozor, 26 декабря 2008 г.
Прекрасный рассказ, и заметьте, написанный до сериала Шекли про Арнольда и Грегора. Мне кажется, именно рассказы Каттнера породили целое направление в фантастике.
zmey-uj, 16 июля 2008 г.
Секрет шкафа весьма прост и изящен! И мораль: жестокость не может быть залогом успеха. Если бы адвокат просто отобрал чемодан у существа, все могло бы закончиться совсем иначе.
А судебное разбирательство с его тонкостями и хитростями похоже на реальное расследование дела одной отравительницы, кажется, Мари Беснар. Изучалось количество цианида в эксгумированных трупах, адвокат заявлял, что он мог быть занесен талыми водами, или бактериями, потом поставил под сомнение авторитет химиков, проводивших исследование. К подозреваемой приводили в камеру «подсадную», но и это не помогло. После 5 лет признали невиновной за недоказанностью.(11 трупов)
Сказочник, 5 августа 2020 г.
Сколько восторгов я слышал о рассказах об изобретателе Гэллегере. Предвкушал еще не начатый цикл, при том, что читанные до этого рассказы Каттнера по большей части нравились и нравились сильно, но... Возможно, это проблема завышенных ожиданий, возможно, чего-то еще, да только «Идеальный тайник» категорически не понравился. Да, безусловно, самоубийство показано, пожалуй, самым нетривиальным способом из всех, которые я встречал, но и всё на этом.
vesnyshka, 29 апреля 2015 г.
Давно у меня не было такого) Читать интересно, идея любопытна, сюжет увлекает, а в конце – раз! и я в недоумении – что это было? чья эта рука? почему?)
Герои этой истории — чудаковатый изобретатель Гэллегер, нечистый на руку адвокат Ваннинг и шкаф, придуманный Гэллегером. Странность (или волшебство) шкафа в том, что любая вещь, попадая в него, уменьшается в размерах, приобретая иную форму. Как кусочек сахара, положенный на кромку стакана, полного воды. Вода его поглотит, растворив. Такое объяснение давал изобретатель вначале. Но если сахарок нам уже не вернуть в прежнем виде из воды, то из шкафа любой предмет можно вынуть и подождать, пока он примет свой первоначальный вид. Конечно, такой шкаф – идеальный тайник. А мы помним, что Ваннинг — адвокат, который не особо способствует торжеству справедливости (кстати, описание судебного процесса тоже весьма показательно – прав не тот, кто прав, а кто сумел это доказать), потому в некий момент ему есть что припрятать в этот шкаф. Тут-то и начинается самое интересное, но чтобы не спойлерить, скажу, как это делают в трейлерах – вас ждут погони, убийства, поиски ответов, невесть откуда взявшаяся рука из шкафа, напряжение, торжество справедливости… кажется))
Так вот, возвращаясь к первому абзацу своего отзыва, повторюсь, что во время чтения я так и не уразумела – кто это и как? Возможно, я невнимательно читала (хотя последние пару страниц перечитала дважды), возможно мой гуманитарный мозг не воспринял научные толкования Гэллегера, не знаю. И только почитав отзывы на этот рассказ тут, на фантлабе, я сказала – аааа… вот оно что! Или нет) Потому у меня всё равно остались вопросы к автору или к чудаку-изобретателю)
grigoriynedelko, 24 июля 2013 г.
Очень запоминающийся рассказ, не похожий ни на один из прочитанных мной ранее, только — да и то немного — на «Этот мир — мой!» и тоже Генри Каттнера. Жутко смешно — во всех смыслах. И поучительно, кстати. О неожиданности вообще молчу. (М-да, и этого автора (авторов, если вспомнить, сколько отличных рассказов Каттнер написал в соавторстве со своей женой Кэтрин Мур) не ценили при жизни… хоть в будущем он (они) получил немного той славы, которой заслуживал, толкая фантастику вперёд, придумывая для других новое. Ну а Америка по-прежнему его словно бы не замечает…)
Darth_Veter, 7 мая 2022 г.
Данная новелла не так проста, как «Этот мир — мой!» Причина сего — в подробном изложении маркетинговых и юридических нюансов деятельности главного героя, консультанта Ваннинга. На сюжет она оказывает весьма посредственное влияние, а вот голову клумит по-настоящему: волей-неволей читающему приходится напрягать извилины, чтобы вникнуть в суть происходящего. Изобретатель Гэллегер в этой истории превращается во второстепенного персонажа, вся роль которого сводится в подбрасывании в канву очередного «рояля» в форме бездонного шкафа. Как и предыдущем рассказе сборника, попадая в чужие руки, великое изобретение становится орудием для совершения разного рода преступлений. Собственно, в таком использовании артефактов и состоит смысл всех новелл о Гэллегере. Только вот автор задается вопросом: насколько безопасно использовать уникальные предметы в своих личных целях, если принципы их работы не до конца ясны и самому изобретателю?.. Рассказ написан в простой форме, без привычного для автора юмористического подтекста. Читатель легко угадывает все очередные ходы персонажей, ибо автор и не собирается их скрывать или путать. Главное тут раскрывается в финале, восстанавливающем истинную подоплеку всех произошедших событий. Кое-что из этого можно, конечно, угадать, но дочитать до конца всё равно придется. Интрига, правда, не так велика, как во второй новелле цикла, но большая часть поклонников удовлетворится и этим.
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как очередной нечистый на руку делец попытался использовать великое изобретение Гэллегера в своих низменных целях. Полученный результат говорит нам о том, что у всех подобных изобретений всегда имеется некий «пунктик», мешающий использовать их не по назначению.
Dimus, 2 ноября 2006 г.
Остроумный рассказ! Такой чёрный юмор мне нравится. Полностью разделяю чувства автора, придумавшего такую изощрённую смерть для негодяя адвоката. :biggrin:
Yazewa, 23 июня 2010 г.
Занятная история, оригинальный парадокс. Правда, не очень понятно, почему в будущем не появился тот же самый халат... Ну. да бог с ним.
frantic, 29 марта 2007 г.
Из рассказов больше всего понравился этот. Идея руки карающей самое себя....