Эдгар Аллан По «Золотой жук»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
История о сокровищах, ключ к местонахождению которых был зашифрован. Один из героев сумел разгадать его, используя остроумную систему подсчета знаков шифра и сопоставление с частотой использования букв в английском языке.
Первая публикация на русском в книге «Новая библиотека для воспитания, издаваемая Петром Редкиным, кн. 1» М.:, 1847, стр. 154-220 (перевод с французского)
Входит в:
— сборник «Рассказы», 1845 г.
— сборник «Tales of Mystery, Imagination and Humor», 1852 г.
— сборник «Tales of Mystery and Imagination», 1908 г.
— журнал «Галчонок 1912'43», 1912 г.
— журнал «Галчонок 1912'44», 1912 г.
— журнал «Галчонок 1912'45», 1912 г.
— журнал «Галчонок 1912'46», 1912 г.
— журнал «Галчонок 1912'48», 1912 г.
— антологию «Золотой жук», 1943 г.
— антологию «Американская новелла XIX века», 1946 г.
— антологию «Американская новелла», 1958 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Mystery and Suspense», 1981 г.
— антологию «The Arbor House Celebrity Book of the Greatest Stories Ever Told», 1983 г.
— антологию «A Treasury of American Mystery Stories», 1989 г.
— антологию «Дюпен, Холмс и другие: Зарубежный детектив XIX в. / Эрих Кестнер. Эмиль и сыщики», 1990 г.
— антологию «Золотой жук», 1991 г.
— антологию «Объятия страха и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1991 г.
— антологию «Эдгар По. Рассказы. Уилки Коллинз. Лунный камень», 1991 г.
— антологию «Золотой фонд детектива. Том 1», 1992 г.
— антологию «Маска Красной Смерти», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «Золотой жук», 1995 г.
— антологию «Death in Dixie», 1997 г.
— антологию «Зарубежная литература. 10 класс», 2000 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
— антологию «Лень читать. Часть 1», 2006 г.
— антологию «Американская поэзия и проза XIX — начала XX века», 2007 г.
— антологию «Новейшая хрестоматия по литературе. 6 класс», 2007 г.
— журнал «Путеводная звезда. Школьное чтение, 3/2008», 2008 г.
— журнал «Фантастика и детективы № 1, 2012», 2012 г.
— антологию «Золотая коллекция классического детектива», 2013 г.
— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нэнбала, 31 июля 2024 г.
Взяла сборник рассказов Эдгара По с твердой уверенностью, что большинство из них, включая «Золотого жука», читаю в первый раз. Твердо верила, что до этого момента я с рассказом знакома не была, всю его первую половину. Но когда дело дошло до объяснения способа, которым был найден пиратский клад, оказалось, что в моей памяти хранятся и все указания пути к сокровищу, и даже способ дешифровки криптограммы (с такими подробностями, что, когда в университете на занятиях по лингвистике спросили, какая самая часто используемая буква в английском языке, сходу ответила «e», не имея ни малейшего понятия, откуда я это знаю). Очевидно, что когда-то в детстве «Золотого жука» я уже читала – но, кроме разгадки дороги к кладу, в воспоминаниях не осталось ничего, и причина, я полагаю, в том, что именно ради этой задачки и ее решения рассказ и был написан. Весь же сюжет вокруг «карты сокровищ» больше нужен был По для антуража, чтобы рассказ имел полноценную структуру с завязкой, кульминацией, развязкой, и увлекал читателя настолько, чтобы тот дочитал до длинного объяснения решения загадки с жуком. Сюжет неплох, он и правда интригующий, и персонажи весьма яркие, как и диалоги (что у По совсем не в каждом произведении бывает) – но все равно остается ощущение, что сюжет здесь не главное; потому, наверное, он и не так запоминается. Я, кстати, была уверена, что эпизод с черепом, который видно строго с определенного места определенной скалы – это путь к пиратскому кладу из «Острова сокровищ», который читала когда-то давно, примерно в одно время с отдельными рассказами По. Пришлось перечитать отрывки и из Стивенсона. В целом, неудивительно, что в моем сознании два сюжета сплелись в один: в «Острове сокровищ» на месте и высокое дерево как ориентир, и скелет в качестве компаса. Но там загадка значительно менее заковыристая – Флинт свои богатства спрятал куда хуже Кидда. И, в целом, у Стивенсона внимание сосредоточено на другом – «Золотой жук» же представляет из себя очищенный от всего лишнего поиск клада путем логических построений, без пиратской романтики, кораблей и перестрелок. Так что, если вдруг у Стивенсона и других авторов приключенческих романов вас больше всего цепляли сцены разгадывания шифров – «Золотой жук» это для вас.
Darth_Veter, 10 декабря 2020 г.
«Золотой жук» — одно из тех произведений Эдгара По, которые сделали ему имя (по крайней мере — в СССР). Но если «Убийство на улице Морг» — явный детектив, то данный рассказ, на мой взгляд, следует отнести к авантюрно-приключенческому жанру. На то есть несколько причин.
1. Главная линия рассказа — поиск спрятанных капитаном Киддом сокровищ. Даже расшифровка пиратской тайнописи выглядит второстепенной задачей, ибо сам шифр весьма прост и незамысловат. Его никак не сравнить со знаменитыми «Пляшущими человечками» Конан-Дойля, хотя идея у обоих шифров сходная.
2. Начало рассказа (история разорившегося богача-гугенота) сильно напомнила мне аналогичное начало «Острова сокровищ» Стивенсона. А это — уже классический приключенческий роман всех времен и народов. Сцены раскопок сокровищ в обоих произведениях весьма сходны: тут и зашифрованное послание с подробным описанием места захоронения клада, и «подзорная труба» в описании, которая на самом деле является элементом окружающего ландшафта, и два скелета, играющие роль мистических охранников зарытых сокровищ, и даже сходность талисманов, натолкнувших героев на поиск клада. С последним, правда, имеются расхождения: у Стивенсона талисманом был настоящий испанский дублон, а у мистера По — якобы «золотой» жук, который на самом деле был обычным жуком необычной расцветки. Тем не менее, аналогии вполне узнаваемые.
3. Поиск сокровищ предваряет рассказ о расшифровке пиратского послания, как бы подчеркивая этим первенство приключенческой составляющей. А в ней есть все элементы соответствующего жанра: пергамент, случайно попавший в руки главного персонажа, тайна, проявившаяся благодаря открытому огню очага, череп на тюльпанном дереве и глуповатый слуга-негр, который не умеет отличать левый глаз от правого. Даже пес, которому завязали пасть, чтобы он не привлекал стороннего внимания!
Как видим, все необходимые для успеха элементы имеются в наличии. Поэтому и сам успех вполне закономерен.
Остается лишь добавить, что этот рассказ произвел огромное впечатление и на известного английского музыканта и композитора Алана Парсонса. Впечатление было настолько ярким, что в 1975 году музыкант посвятил Эдгару По целый альбом — «Tales of Mystery and Imagination» (Истории, полные тайны и воображения). В 1980 году вышел еще один альбом, названный «The Turn of a Friendly Card» (Оборотная сторона дружественной карты), в котором одна из инструментальных композиций называлась весьма знакомо — «The Gold Bug». Она оказалась настолько удачной, что я вспоминаю ее каждый раз, когда беру в руки сборник рассказов Эдгара По. Попробуйте послушать ее сами вот тут:
https://music.yandex.ru/album/69898/track/649365
-------------
ИТОГ: отличная приключенческая история мистера По явно поможет вам скрасить тоскливые зимние вечера, представив себя на знойном багамском или флоридском пляже. А музыка от Алана Парсонса поможет создать верное настроение. Любителям «русского рэпа» и современной молодежной лирики просьба не беспокоиться.
artem-sailer, 17 октября 2021 г.
Великолепный рассказ, о котором я много раз слышал, но прочитать который удосужился лишь сейчас. Классика, в которой угадываются мотивы «Пляшущих человечков» Конан Дойля и, прости господи, «Острова сокровищ» Стивенсона. В общем, наше всё!
Рассказ написан в более живом стиле, нежели прочитанные мною до этого творения Эдгара Аллана По, что, впрочем, не умоляет прелести последних.
Понятно, что автор в этом рассказе всё ещё не избавился от идеалистических канонов преследующего его романтизма. В частности, можно указать на такие нереалистичные вещи, как неизменность положения приколоченного к дереву черепа, несмотря на очевидный рост дерева. Капитан Кидд, как утверждает Википедия, умер почти за полтора столетия до времени действия, однако череп за это время не только не изветшал, но и не изменил своё положение в пространстве, хотя ветви дерева должны были расти. То же можно сказать и относительно обозреваемости этого черепа с утёса на берегу моря — листья дерева опять же не мешают. Точность, с которой получилось найти направление от центра дерева, удивляет. В то же время смещение на два дюйма уводит кладоискателей далеко в сторону. Ну, и так далее.
Однако не будем так уж требовательны к деталям! Давайте не надо! Эдгару По, на мой взгляд, это позволительно. Он классик, а чего добился ты? Это шутка, конечно, но всё же — давайте не будем прикапываться к нестыковкам и натяжкам — автор двигался в новом для тогдашней литературы направлении и заложил этим рассказом и другими своими произведениями целые жанры, без которых современное искусство было бы намного беднее.
Примем же все эти условности и просто будем наслаждаться блестящими творениями гениального писателя!
lammik, 3 мая 2021 г.
Знаю, что «Золотой жук» — неувядающая классика приключенческого рассказа, и по-хорошему прочитать его нужно ещё в детстве, когда глаза мгновенно загораются от слов «клад», «сокровища» и «пираты». Но так уж вышло, что познакомился я с этим рассказом только сейчас. И для меня он выглядит как размышление о соотношении удачи и труда в любом деле. Ведь Леграну повезло как минимум дважды — возникла необходимость во что-то завернуть жука, а затем пергамент поднесли к огню. А вот дальше в дело вступил упорный труд с применением как умственных способностей по разгадке шифра, так и организации всего процесса. Но финальной, а значит и основной вехой рассказа оказалась не удача и даже не движение мысли, а способность не сдаться, когда, казалось бы. всё уже потеряно, и все труды пошли прахом. И именно эти упорство и вера в себя в первую очередь и вознаграждаются судьбой.
Cerber66608, 16 марта 2020 г.
Сейчас читаю сборник рассказов Эдгара Аллана По и на 20-ом рассказе, наконец, поставил высший балл. Пока творчеством автора скорее разочарован, но «Золотой жук» вселяет определенную надежду. Он не похож на остальные рассказы По, у него другая стилистика, более легкая для чтения, в нем много диалогов, практически отсутствуют многостраничные описания чувств и переживаний героя (порой жутко атмосферные), как в других произведениях автора, которые читать довольно утомительно, иногда даже атмосфера не спасает. В нем нет мистики или ужасов, зато есть интересная приключенческая и детективная история о поиске пиратских сокровищ. Эдгар Аллан По даже придумал специальный шифр для этого рассказа, правда весьма незатейливый, но все же меня он этим подкупил.
Paganist, 9 декабря 2018 г.
Рассказ, безусловно, хорош. Первая его часть вообще нетипична для По в плане стилистики. А вот уже там, где Легран объясняет всю историю с жуком и сокровищами — уже полноценный, узнаваемый По. Да, это и не детектив, и не приключенческая история в классическом понимании, но это не мешает произведению оставаться одним из лучших в творчестве автора. От приключения здесь есь поиск клада, от детектива — разгадка тайны и расшифровка непонятного текста. Добавьте сюда лёгкий стиль, квест и загадку, что держит внимание читателя — и получите рецепт прекрасного рассказа от признанного мастера короткой формы.
Стронций 88, 4 марта 2013 г.
Читал не единожды и каждый раз получал от чтения удовольствие. И это – зная весь сюжет, зная, к чему всё идёт и как приходит разгадка. «Золотой жук» — наверное, самое известное произведение Эдгара По. И есть за что. Есть за что включать его в школьную программу. Это не только веха, новая ступень в литературе приключенческой (вместе с «Убийством на улице Морг»), не только новый подход – это ещё и вещь в чём-то подталкивающая. Разве не хочется быть похожим на Вильяма Леграна? Разве не хочется обладать таким мозгом, щёлкающим такие вот головоломки? Да-а-а… И поневоле где-то внутри себя начинаешь подтягиваться до его уровня. Стараешься даже думать как-то по другому, более логически. Хотя бы несколько дней после прочтения… Плюс это очень, очень увлекательное чтение. Очень такое приятное чтение. Есть где улыбнуться. Есть чему насторожиться (и как автор нагнетает эту Тайну – «жуком из чистого золота» с узором черепа на спине, таинственным жуком). Есть что-то новое, что можно узнать (а потом, вдруг захочется узнать получше – и про Кидда, и про криптографию). И есть чему удивиться. И восхититься, и поверить в силу человеческого разума, силу логики которой подвластны любые загадки, любые шифры и головоломки… А уж золото – золото манит!
Отличнейший рассказ. Увлекательнейший рассказ. Наверное, не раз ещё буду перечитывать, особенно когда станет на улице промозгло или польёт холодный дождь, буду читать при электрическом свете, у окна – читать с большим удовольствием.
Вертер де Гёте, 3 октября 2010 г.
Рассказ не только интересен сам по себе, но и входит во всемирный «золотой фонд» как один из главных прародителей всей современной приключенческой литературы. Р. Л. Стивенсон откровенно признавался, что на «Остров сокровищ» его вдохновил рассказ Эдгара По; под влиянием «Золотого жука» и рассказов о Дюпене возникли книги о Шерлоке Холмсе Конан Дойля (рассказ «Пляшущие человечки» — это вообще явный реверанс в сторону «Золотого жука»). Конечно, метод частотного анализа, который используется в рассказе для расшифровки текста, известен ещё с 9 века, а лет за 20 до «Золотого жука» использовался Шампольоном для разгадки секрета египетских иероглифов; но именно По силой своего таланта сделал дешифровку — скучноватое казалось бы занятие — главной изюминкой увлекательного приключенческого рассказа. «Золотой жук» спровоцировал всемирный рост интереса к головоломкам и криптографии. Ещё одна отличительная особенность произведения — метод «ложного акцента»
Страна придуманных чудес
И приключений,
Здесь полон кладов каждый лес.
Из увлечений
Здесь — дедуктивный
Иль другой подобный метод.
и каждый третий здесь Легран,
Дюпен иль Шерлок!
© Вертер де Гёте
Oreon, 3 июля 2016 г.
При чтении в юности рассказ просто завораживал, да и сейчас, наверно, одна из самых, если не самая обворожительная история из поисков клада. Причем здесь еще обставленная в антураж загадки, детектива, приправленная немного мистикой жука, который к концу становится не удел — аж жалко его как-то становится:). Поиски клада в Острове сокровищ Стивенсона тоже замечательны, но там история немного иного плана и размера, так что они друг другу не конкуренты. Напрягшись смог еще припомнить клад у Тома Соэра, все остальные истории забылись, а эти остались, и история жука занимает среди них достойное место.
martinthegod9, 3 января 2017 г.
Есть одна проблема со старыми, но широко известными классическими произведениями... Их можно рассматривать с точки зрения того, какой вклад они внесли в литературу, а можно видеть то, что сейчас идеи, и тем более их реализация, сильно отстают, что они наивны и неинтересны на сегодняшний момент. Для определения стороны баррикад в таких случаях каждому читателю остается руководствоваться лишь своим субъективным взглядом.
Множество восторженных отзывов с упоминанием того, как зачитывались этим рассказом в детстве. Детство — это дело такое.. радужное и незабываемое. Мне этот рассказ в детстве не попался, наверное к сожалению. Понятное дело, для первой половины 19 века написано хорошо. Сложнее его воспринимать сейчас. Сложнее именно тем, что слишком просто. Начало интригует, возникают вопросы: является ли Вильям Легран сумасшедшим? И, начитавшись современной литературы, вроде бы уже чувствую, что сейчас клад и приключения по его нахождению обернутся коллективной галлюцинацией в духе «Баллады о гибкой пуле» Стивена Кинга. Увы, не оправдалось ожидание.. а представьте, как было бы забавно! Легран настолько заразительно был уверен в жуке и кладе, что и остальным померещилось. Ну, не оправдались и ладно. Зато у Эдгара Алана По появляется разгадка через тайнопись и химические свойства бумаги (это не спойлер, об этом написано в аннотации). Вот как раз к разгадке и возникают вопросы. Как так совпало, что и Вильям Легран, и легендарный пират Кидд оба прекрасно знают химию? Хорошо.. как совпало, что они оба разбираются в криптографии? Лаадно.. то есть и филологические знания о том, что в английском языке буква «е» встречается чаще остальных, они тоже знали ОБА? А когда главный персонаж рассказывает некоторые элементы разгадки в духе «ну, что это значит, я сразу догадался» — становится ясно, что реалистичности в рассказе не место. А идеи криптографии и рисунка на бумаге с помощью жара камина — лишь демонстрация их самих. Простыми словами, смотрите что я придумал интересненького.
Полагаю, такое мнение не будет популярным, судя по восторженным отзывам, приправленным воспоминаниями из детства, но озвучить его обязан, дабы не лукавить.
greyofthedawn, 19 октября 2014 г.
Увлекательнейший рассказ, читая который, в очередной раз поражаешься изобретательному и немного сумасшедшему таланту автора. Зная, что этот рассказ считается особенно значимым в библиографии автора, приступая к его чтению, я ощущала такое прекрасное чувство трепета перед лицом неизведанного, потому что это приключение, о цели и сути которого в самом начале нет даже догадок. В результате я прочла очень интересный приключенческий рассказ о неожиданной находке, которая, благодаря необычному стечению обстоятельств, внимательности и таланту главного героя привела его к разгадке невероятной головоломки, которая впоследствии уж точно изменила всю его жизнь. Только вот роль золотого жука, увы, оказалась совсем не главной, как следовало бы предположить из названия произведения.
Только как же жаль, что я прочла его не в детстве, ведь я представляю, какое неизгладимое впечатление он произвел бы именной на детский разум, так жаждущий приключений, и точно уверена, что ярких и интересных воспоминаний об этой прекрасной и незабвенной поре у меня бы точно прибавилось.
BroonCard, 13 мая 2015 г.
Собрать неимоверно качественный тандем из высококлассного детектива, захватывающего приключения и кое-где явственно отражающегося триллера... Кто бы мог ещё смог сотворить данную смесь в таких подходящих пропорциях, коль бы не Эдгар Аллан По? Правильно — подобных ему трудно сыскать.
«Золотой жук» — то произведение, которое, отходя от общих канонов макабристики, так присущих автору, всё равно умудряется напугать и в ужасе заворожить в некоторых моментах читателя. Однако, повторюсь, шаг в сторону иной литературы иного жанра сделан большой, посему тут нам видится приключение, и накал страстей происходит именно на данной черте рассказа. Причём, хочу сказать, что эта деталь, в своём наполнении, ничуть не хуже, нежели в именитом «Острове сокровищ» — клад, его нахождение, волнение, вызываемое возможными ошибками. Всё это есть и существует очень яро в наших героях, что, опять же, только придаёт им живости, и только идёт на пользу самому рассказу.
Но коль уж говорить о данном творении, то, ясное дело, нельзя не упомянуть о такой составляющей, как мастерски построенная интрига, раскрытая в конце по способу отгадки главного шифра сего творения... И вот это просто прекрасно: Легран, наделённый столь гибким умом да логикой, не сразу явной нам, смог так искусно и быстро определить истинное лицо той бессмысленности, что нашёл на клочке пергамента, чьё появление также вызывало множество вопросов, на которые он, опять же, в последствии-таки сам дал ответы — подобной дедукцией мог похвастаться только, разве что, сэр Шерлок Холмс, с которым я-таки не премину сравнить выше названного героя повествования Эдгара По. После подобного, поверьте, каким бы вам его невзрачный портрет не показался изначально, ему хочется подражать, или хотя бы некоторое время пытаться думать так же, как и он.
Ну и остальная атрибутика не сдаёт: неописуемо красиво разъяснённые пейзажи. Слуга и рассказчик, отходящие на задний план, никак не отдают «картонностью» — полностью проработанные, живые примечательные персонажи. Разнообразие языковых поворотов да и вовсе авторский язык лишь услащает столь прекрасный продукт — в данном смысле я никогда не перестану нахваливать Алана Эдгара По. Ну и концовка. Для сего мистерии непривычно, но тем и оригинально: спойлерить не буду, лучше сами прочтите.
Поверьте, о потраченном времени вы не пожалеете никогда.
puma444, 23 сентября 2015 г.
Ай да По, ай да красавец! Читаю и диву даюсь)
Многогранности автора нет предела. Уникальный в своем роде детектив. Незаурядный. Простой и интересный. Нету никаких затянутых расследований по поводу преступлений, как это в большинстве случаев бывает в детективных повестях, нет нудных диалогов. Зато есть интрига, есть сюжет, есть загадка и разгадка. И все это на природе. А не в городской суете. Действительно читать приключенческий детектив очень интересно. Хотя назвать его детективом не совсем верно. Скорее квестом)
Впрочем, у каждого свой взгляд.
Всем приятного чтения.
Тринити, 8 апреля 2015 г.
Отличный рассказ! По стилю эдакий литературный симбиоз Конан Дойла и Стивенсона, выдержанный в лучших традициях классического детектива. Тут и пиратство, и кладоискательство, и дедуктивный метод.
Главный герой от своего лица повествует о своем давнишнем приятеле, чудаковатом, но весьма занимательном человеке, который в силу обстоятельств, а скорее даже по своему складу характера, поселился в хижине на отдаленном острове со своим слугой-помощником. В один из приездов героя к своему другу, последний поделился впечатлениями от необычной находки диковинного золотого жука…
И тут начинается самое интересное – закручивается интрига. Читатель незаметно втягивается в цепочку зависимостей и закономерностей, о которых он еще не догадывается, но сердцем (или другим каким местом) точно чувствует. Я, например, сразу поняла, что тут как у Чехова — «каждое ружье в конце должно обязательно выстрелить». Поэтому старалась быть внимательной ко всем мелочам и подробностям, потому что ничего лишнего быть не должно. Но такой логической последовательности ни коим образом даже и ожидать не могла. А после появления и расшифровки криптограммы, вообще, по своему обыкновению (а аналитическая работа обязывает к этому), потянулась за листиком и ручкой. Ну, нужно же все перепроверить, пересчитать! ))) Но вовремя себя остановила. Я же просто читаю, а значит отдыхаю и получаю удовольствие. А вот автор уж точно потрудился для того чтобы зашифровать, пусть и не очень сложную (по его же словам), но увлекательную головоломку. Тут уже я не столько криптограмму имею в виду, а сам сюжет рассказа...
Общее впечатление – приятное. Могу рекомендовать не только как внеклассное чтение «для среднего школьного возраста». Для взрослых тоже вполне подойдет.
voroncovamaria, 4 августа 2012 г.
Мама гладила белье, я читала вслух «Золотого жука», и мы умирали от смеха по поводу суеверного негра. Три жанра породил этот автор. Родоначальник детектива, триллера и приключенческой литературы. Достойно уважения.