О. Генри «Обращение Джимми Вэлентайна»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джимми Валентайн — лучший медвежатник США — решил бросить преступную стезю и встать на путь честного гражданина.
Но ситуация требует, чтобы он вновь взялся за старые инструменты.
На русском языке в книге: О. Генри. Рассказы о Западе и Юге. Л.-М., 1924, пер. под ред. В. Азова.
Входит в:
— сборник «Дороги судьбы», 1909 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (Australia), March 1961, No. 165», 1961 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine (UK), May 1961, No. 100», 1961 г.
— журнал «Ellery Queen’s Mystery Magazine, January 1961 (Vol. 37, No. 1. Whole No. 206)», 1961 г.
— антологию «Ellery Queen’s Anthology Fall/Winter 1971», 1971 г.
— антологию «A Treasury of American Mystery Stories», 1989 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «100 Crooked Little Crime Stories», 1994 г.
— антологию «The Best American Mystery Stories of the Century», 2000 г.
Экранизации:
— «Великий утешитель» 1933, СССР, реж. Лев Кулешов
- /языки:
- русский (98), английский (11), украинский (1)
- /тип:
- книги (101), периодика (3), самиздат (1), аудиокниги (4), другое (1)
- /перевод:
- В. Азов (1), Н. Дарузес (87), А. Климов (1), З. Львовский (5), А. Матвеева (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 25 апреля 2024 г.
Еще одна поучительная история о человеке, который решил «завязать» со своим темным прошлым. Талантливый взломщик сейфов Джимми Валентин (Вэлентайн) выходит из тюрьмы штата, будучи помилован самим губернатором. Несмотря на это, он продолжил бы свои прошлые занятия, если б не девушка, случайно встреченная им возле одного из намеченных на ограбление банков... Как и в новелле «Гнусный обманщик», здесь нет никакой шутки или хотя бы иронии — всё вполне серьезно: герой/негодяй встречает свою вторую половинку и внутренне меняется. Он решает покончить со своим воровским ремеслом, чтобы начать жизнь с чистого листа — по крайней мере, в глазах избранной им девушки. Потому что, как говорила известная и ужасно вредная старуха Шапокляк, «хорошими делами прославиться нельзя». Прославиться, действительно, нельзя, но можно покорить чье-либо сердце. Читатель быстро соображает, к чему всё движется, и начинает надеяться на счастливый финал. Но его не будет. Потому что в двух шагах от венца герою придется волей-неволей вспомнить свое прошлое ремесло. Чтобы с глубоким разочарованием понять: хотя он и изменился для окружающих внешне, но где-то глубоко внутри по-прежнему остался тем же вором и взломщиком, ничего не утратившим из своего криминального таланта. Такое «второе открытие» себя настолько потрясает героя, что он решает сам себя наказать. Это понимает даже полицейский сыщик, посланный по его следу. И дает бывшему грабителю еще один шанс. Но сможет ли тот им воспользоваться в полной мере? Хотя ответ и очевиден, автор предпочитает на давать его открыто, а ограничиться только постановкой проблемы. Чтобы читателю тоже было над чем порассуждать на досуге.
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о тех умениях и талантах, что остаются с тобой до самого конца. И тем самым отравляют твою личную жизнь.
Samtredion, 12 мая 2016 г.
Мы не сомневались, что Джимми сделает правильный выбор. Герои О. Генри — те кого он считает и делает героями — всегда предпочтут пожертвовать своим (жизнью, свободой, благополучием) ради блага ближнего. Эта «героика», может быть где-то пафосная и приукрашенная проходит золотой нитью через все творчество О. Генри и полагаю, на нем вполне можно «воспитываться» в подростковом возрасте. Как пел В.Высоцкий «значит нужные книжки ты в детстве читал» — убеждён, это про книги О. Генри.
Рассказ имеет счастливый конец: полицейский оценил благородство Джимми и отпустил его (мдя, как в «Берегись автомобиля» — инспектор тоже любил детей и не мог поступить иначе). И для рассказа это правильно и морально. Реальная же история грустна: прототип Джимми не орудовал суперинструментами для вскрытия сейфов, а до половины стачивал свои ногти, чтобы улавливать щелканье кодовых замков. Но за открытие нужного сейфа так и не получил помилования и сгнил в каторжной тюрьме. Увы, тогда О. Генри еще не успел сделать мир чуточку лучше.
donsera, 14 декабря 2017 г.
Лично я влюбился в Уильяма Портера первого рассказа.
Стал собирать по крупицам мозаику его изобилующей ухабами жизни. И выяснил, что все написанное им — чистая правда.
Судьба проявила свое извращенное чувство юмора, подсунув человеку с абсолютно авантюрной биографией тончайшую нежную душу. Сначала нищее детство с алкоголиком отцом, потом аптечный прилавок, а потом ранчо в Техасе — вот откуда цикл его потрясающих «ковбойских» рассказов о людях широкой незамутненной души, чем то похожих на золотоискателей Лондона.
Затем служба счетоводом и кассиром в банке — еще целый залп удивительных рассказов о дружбе, которая выше денег. Затем обвинение в растрате и лихорадочный побег в Гондурас и Мексику — целая обойма «мексиканских» рассказов о Малыше из ЛОредо и роман «Короли и капуста».
Умирающая жена перед Рождеством продала свою кружевную накидку и купила любимому Биллу золотую цепочку к часам. А Билл продал часы, чтобы купить билет обратно, в Америку и успел к похоронам жены. Ничего не напоминает? Это же дословный рассказ О, Генри о муже, который продал часы, чтобы купить жене черепаховый гребень, а жена продала волосы, чтобы купить мужу цепочку к часам! («Дары волхвов»). Гроб жены провожал Уильям Портер и пять полицейских агентов с траурными повязками на рукаве.
Тюрьма и общая камера с «медвежатниками». Знакомство с лучшим «специалистом» в этой области, который, чтобы достать из захлопнувшегося сейфа дочку хозяина дома, отрезал себе ногти и вскрыл сейф за 12 секунд. Ему пообещали помилование, но обманули. Уильям Портер пишет рассказ о неотразимом медвежатнике Джимми Валентайне. Только здесь, в отличие от невыносимой реальности, все кончается хорошо, справедливо. Тюремный надзиратель не может понять, почему, слушая рассказ, отпетые уголовники рыдают как дети. Еще в тюрьме Уильям начинает печататься в газете «World» и берет псевдоним О, Генри. Сумасшедший успех. Издатели требуют еще и еще. Билл строчит, не останавливаясь, иногда заканчивает два рассказа сразу, а рядом уже сидит иллюстратор, чтобы успеть к вечернему номеру. Двести восемьдесят рассказов сказочно обогатили издателей и газетчиков, только не самого О, Генри. Он никогда не торговался, ничего не выяснял. Молча получал свои деньги, благодарил и шел: «Я должен мистеру Гилмену Холлу, по его словам, 175 долларов. Думаю, что должен ему не больше 30 долларов. Но он умеет считать, а я нет...».
Он умер, не дожив до 48 лет в нищем гостиничном номере, в полном одиночестве. Уже не мог работать и много пил. Напоследок судьба снова выкинула прощальную шутку: на его отпевании в церковь вдруг ввалилась развеселая выпившая свадебная процессия и долго не могла понять, какого черта им нужно ожидать? Ах, какой бы получился из этого рассказ.....
purgin, 7 августа 2019 г.
Герой рассказа, искуснейший взломщик сейфов Джим Вэлентайн — веселый и энергичный молодой человек, «похожий на студента-спортсмена, приехавшего на каникулы». Он прибывает в провинциальный город для очередного «дела», но влюбляется в прелестную девушку, дочь банкира, которого собирался ограбить. Бросив думать о сейфах, Вэлентайн открывает в городе обувной магазин. В качестве преуспевающего коммерсанта мистера Ральфа Спенсера знакомится с семейством банкира и становится женихом его дочери.
В канун свадьбы Вэлентайн принимает решение отослать чемодан с заветными сверлами своему другу по старой профессии и тем навсегда закрыть себе путь назад. С чемоданом в руке он заходит в банк, где его ожидает невеста. Как раз в этот момент происходит несчастье. Девочка, внучка банкира, резвясь, забирается в сейф и запирает замок изнутри. Открыть его невозможно, ребенок задыхается, должен погибнуть. Бывший взломщик стоит перед роковым выбором: спасение ребенка или личное счастье.
Следует первая развязка: Вэлентайн открывает свой чемодан и, обнаружив перед невестой и будущим тестем полный набор воровских инструментов, ловко вскрывает сейф. Затем он безмолвно уходит. Следует вторая развязка. У выхода из банка стоит прославленный сыщик Прайс, который к этому времени выследил Вэлентайна и явился, чтобы схватить его.
Вэлентайн окликает сыщика первым — отчаяние сделало его безразличным к своей дальнейшей судьбе. Но сыщик — свидетель того, что случилось сейчас у сейфа, — покорен благородством и мужеством Вэлентайна. «Вы, наверно, ошиблись, мистер Спенсер? — говорит он. — По-моему, мы незнакомы».
Превосходно! У О Генри такой лёгкий язык. Даже не замечаешь, как прочитываешь рассказы. Гениальный был писатель! Советую прочитать этот рассказ!
V-a-s-u-a, 13 сентября 2015 г.
По мне, этому рассказу не хватает по-настоящему неожиданной развязки, неотделимой от имени О.Генри. Тем не менее, так как истории про обаятельных преступников всегда пользовались успехом, я так понимаю, это один из самых известных. Тем более, здесь ещё есть благородный следователь, и, кроме того, всё кончается хорошо.
Рассказ был инсценирован в фильме «Великий утешитель», который рассказывает историю из жизни О.Генри(по большей части, вымышленную) и, если брать глубже, размышляет на тему взаимоотношений творца со своей аудиторией и государством. И, собственно, экранизация рассказа, на мой взгляд, является самым чужеродным элементом в фильме.
sci-fan, 11 февраля 2012 г.
Как известно — любовь способна творить чудеса. Вот и главный герой нашей истории не оказался исключением. Думаю, что и не всякий законопослушный гражданин, оказавшись на месте Джимми, нашел бы в себе силы на подобный «поступок». Ведь в такой ситуации у человека остается только два пути: совершить «поступок», но потерять все, о чем так долго мечтал и ради чего кардинально изменил свою жизнь; либо — сохранить свой секрет в тайне и позволить свершиться непоправимому, в котором, однако, никто и не подумает тебя обвинять. Да, что и говорить — нелегкий выбор из «плохого» и «очень плохого» вариантов...
Однако, гений О. Генри предлагает нам третий вариант...