Кризис в фантастике Причина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Кризис в фантастике? Причина вторая
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кризис в фантастике? Причина вторая

Статья написана 3 ноября 2010 г. 12:07

Итак, первая причина падения тиражей фантастической литературы — снижение интереса населения к чтению вообще.

Вторая же причина, на мой взгляд, — СОКРАЩЕНИЕ ДОЛИ БУМАЖНЫХ КНИГ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ЧИТАЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Все тот же научно-технический прогресс, который заставил литературу конкурировать с новыми, невиданными ранее возможностями для развлечения, способствовал появлению новых конкурентов у бумажной книги в частности. У миллионов читателей имеется возможность получить доступ к электронным файлам с текстами интересующих их произведений. Причем, этот доступ является либо вовсе бесплатным, либо цена за скачивание файла в разы ниже, чем за приобретение бумажного экземпляра. Не буду вдаваться в критику электронного пиратства, скажу лишь, что фактически такая деятельность на данный момент на постсоветском пространстве является слабонаказуемой либо ненаказуемой вообще. А главный цыганский секрет: «краденая лошадь дешевле купленой» еще никто не отменял. Безусловно, при нынешнем уровне правосознания у большинства сограждан, ничто не сможет их остановить от безнаказанного бесплатного скачивания интересующих их книг. Долгое время естественным тормозом процесса было неудобство чтения с экрана монитора и неудобство распечатывания книг с домашнего или рабочего принтера. Однако, с развитием техники современные электронные книги становятся все более удобными, а процесс чтения с их помощью — достаточно комфортным. В результате, доля электронных файлов в общем количестве прочитанных книг постоянно растет, а доля бумажных книг — сокращается. Еще одна новинка — аудиокниги особенно удобны для людей, испытывающих недостаток времени и знакомящихся с литературой параллельно с занятием другой деятельностью. Однако, распространение аудиокниг идет не столь быстрыми темпами из-за их относительной дороговизны по сравнению с электронными файлами. Остановить же процесс вытесенения бумажной книги почти так же невозможно, как остановить технический прогресс.





119
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:19

цитата kkk72

аудиокниги

А кто мешает применить цыганский принцип к ним?;-)
Тут тоже кое с чем согласна, но, мне кажется, есть люди (назовем читатель-обыватель) кому тратить время на выбор и поиск книг не хочется — они просто заходят в самый большой центральный магазин и покупают то, что и понравится по аннотации. Или, максимум, в большой интернет-магазин. Плюс принципиальные сторонники бумажной книги. Не так мало наберется, учитывая тиражи популярных книг, вроде пресловутых «Сумерек» или Пратчетта (на родине).
Развитие покета — издание даже современной популярной литературы, обычно стоящей в магазинах от 300 и выше, за 100-130, может, на мой взгляд, справиться с электронным пиратством. В итоге да, больше всего страдает фантастика, причем узконаправленная (тот же «Город-призрак» в покете не издадут), но мейнстрим и другая жанровая литература вполне может на них держаться. Ведь скачивают обычно не из-за недостатка места, а из-за дороговизны книг.
И, наконец, коронный аргумент про то, что «скачивающие бесплатно не купили бы книгу, если бы не было возможности скачать». То есть они — не потенциальный клиент и источник недополученной прибыли.
Так что первая причина мне показалась более убедительной.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:24

цитата Мисс Марпл

А кто мешает применить цыганский принцип к ним?

Текстовый файл скачать гораздо проще. Да и разнообразие текстовых файлов в сети гораздо больше, чем файлов аудиокниг.

цитата Мисс Марпл

Тут тоже кое с чем согласна, но, мне кажется, есть люди (назовем читатель-обыватель) кому тратить время на выбор и поиск книг не хочется — они просто заходят в самый большой центральный магазин и покупают то, что и понравится по аннотации.

Об этом я тоже напишу.

цитата Мисс Марпл

И, наконец, коронный аргумент про то, что «скачивающие бесплатно не купили бы книгу, если бы не было возможности скачать».

Часть, возможно большая, не купила бы. А часть купила бы. Тут большая разница вот в чем. Если бы нельзя было бы скачать именно эту книгу — скачали бы другую, а не купили эту. А вот если вообще ничего нельзя скачать, то многие все же покупали бы.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:28

цитата kkk72

Да и разнообразие текстовых файлов в сети гораздо больше, чем файлов аудиокниг.

Я имела в виду, почему бы не скачать аудиокнигу, чем покупать её же? То есть рассматривать аудиокниги как один продукт, где есть выбор между халявой и платой, а сами книги — как другой. Разница в одном — скачавший аудиокнигу получает абсолютно то же самое, что и купивший, а скачавший файл получает все же файл, а не груду бумаги.
Получается, что рынок аудиокниг должен страдать от пиратства больше, нежели рынок бумажных книг, разве нет?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:46
Согласен. Но он просто менее развит. Надо будет поискать статитстику, какой процент объема продаж книг составляют аудиокниги.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:10
Далеко не всем по нраву аудиокниги (в силу особенностей восприятия каждого человека). Лично я вообще не запоминаю, что прослушал в аудиокниге. К тому же слушать надо сосредоточенно, не отвлекаясь, иначе — в одно ухо влетит, во второе — вылетит. Т.о. слушать книгу и параллельно чем-то заниматься (особенно если это не сугубо физич. работа) представляется затруднительным. Да и «перелистывать» аудио сложновато.
Для скачивающих бесплатно также имеется аргумент в виде трафика. Текст весит копейки, а mp3 — в разы больше. Для многих в России трафик весьма акутален.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:24
Согласен с обоими утверждениями. Я тоже визуал и на слух воспринимаю книгу хуже. Да и трафик еще сказывается, хотя эта зависимость постепенно падет. Просто сделать аудиокнигу — довольно морочливое дело. Тексты малоизвестных авторов так вообще никто не будт обрабатывать.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:08
Всё очень индивидуально — я воспринимаю аудиокниги вполне нормально, а под настроение и в определённых условиях — просто на «Ура!» идёт.
http://fantlab.ru/blog...
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:00

цитата kkk72

Часть, возможно большая, не купила бы. А часть купила бы. Тут большая разница вот в чем. Если бы нельзя было бы скачать именно эту книгу — скачали бы другую, а не купили эту. А вот если вообще ничего нельзя скачать, то многие все же покупали бы.

Неверная логика, если я не могу скачать Питера Уоттса, я не побегу покупать книги Басова с Лукьяненко.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:29
Но если у вас есть выбор — скачать бесплатно или за символическую плату Чана и Уилсона или купить долларов за 10 Уоттса, вы сильно призадумаетесь. А уж любителю, например Армады, заменить Пехова тем же Басовым вовсе не составит проблемы
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:40
Уоттса, и за 10 долларов, куплю. «Ложную слепоту» я бумагой купил.
И Чана, кстати, тоже купил. А Уилсона не купил, потому что лавбургеры не люблю.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:47
Вот и я предпочитаю купить нужную мне книгу в бумаге. Но мы с вами в меньшинстве среди читателей. Тот же, кто ищет не конкретную книгу, а «что бы такого почитать», наверняка предпочтет другой вариант.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:02
Вас уже, как минимум, трое ;-)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:54

цитата kkk72

скачать бесплатно или за символическую плату Чана и Уилсона или купить долларов за 10 Уоттса,

Я прочту отрывок с экрана и решу, надо мне купить именно эту книгу или нет
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:56
Хороший вариант. Но отрывок можно прочесть и в книжном магазине
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 13:59
Особливо если в книжные выбираешься раз в два-три месяца. А там надо за полчасика выбрать книги и назад, в свой бункер.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:26

цитата

А вот если вообще ничего нельзя скачать, то многие все же покупали бы.

Или перешли бы на Самиздат. Уже сейчас там пасется большое количество народа.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:28
Да, но качество Самиздата еще ниже и отыскать достойные тексты еще сложнее
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:39
Ниже по сравнению с продукцией Альфа-книги, Крылова, Лениздата? :-))) Для большинства читателей фантастики среднего самиздатовского уровня достаточно.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:41
Ну так эти издательства и выпускают частенько самиздатовцев. Тех, кто поприличнее
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:48
Так отож. И если выбор будет только между покупкой армадовской книжки или чтением нахаляву похожего самиздатовского автора, многие читатели выберут второе.
Конечно, Уоттсу или Дяченко Самиздат не конкурент.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 17:31
Я бы сказал, что в совр. России — именно конкурент. Ибо жутчайшие с т.з. литературности тексты (в основном «фэнтези») имеют бешеное количество посещений (среднегодовое от 30 до 300 тысяч, а считается по пиковой посещаемости). В то время как у Уоттса тираж в РФ вместе с допечаткой — 6 тысяч.
У Дяченок тиражи — 12-15 тысяч на новинки. Плюс допечатки потом немного.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 17:52
Тут есть интересная особенность. У тех же Дяченко или Олди соотношение проданных книг с скачанным копиям должно быть гораздо выше, чем у, скажем, Зыкова.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:25
Нужна статистика. Почему у Армадовского автора-новичка тираж выше, чем у Олди? Потмоу что раскупается. И допечатка раскупается. И в сети еще читают (на СИ), и у пиратов качают и т.п.
Если б на Олди был такой спрос, то тиражи были бы больше.
ДУмаю, далеко не факт, что Олдей качают у пиратов мегабайтами. Опять же, не владея статистикой мы скатимся в голословие.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:42

цитата biart

ДУмаю, далеко не факт, что Олдей качают у пиратов мегабайтами. Опять же, не владея статистикой мы скатимся в голословие.

Это как раз не секрет. Загляните в топ Либрусека или Флибусты.
Самая популярная книга Олди, «Золотарь», скачана на Флибусте 4752 раза. Для сравнения: у издающегося СИ-шника Конторовича — 24859 скачиваний («Черная пехота»). «Терский фронт» Громова (тоже Самиздат) — 17769 раз, новая книга Круза — 23552 раза.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:56

цитата biart

Почему у Армадовского автора-новичка тираж выше, чем у Олди?
Мда, действительно. Тираж последних романов Олди 10-12 тысяч. Тираж последних новинок в Фантбоевике 12 — 15 тысяч. Что тут скажешь: глупеет наш народ. Олди уже станочвятся непосильно сложными для большинства читателей. Вот «История бастарда» или «Убийца эльфов» — в самый раз
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:30
Хорошо, скажу иначе: не замена. Любитель зубодробительной НФ или философско-психологическо й фантастики самиздатовское фэнтези читать не будет. А вот постоянный читатель серии «Магия фэнтези» может кормиться и на Самиздате.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:15

цитата kkk72

а доля бумажных книг — сокращается

Очень неопределенная по сроку, хоть и безусловно верная, тенденция. Рынок прессы более подвержен влиянию технологий и менее традиционен. Но пока журналы не уходят в сеть, тем более глянц, в лучшем случае развивая параллельно сайты и опробуя технологии. Как человек 10 лет живущий в автотехнической жкрналистике могу сказать: и тут сеть — не панацея. Особенно в России, где деньги приносит реклама и она зависит от своих «маркеров», важных биджетораспределителям. Еще мобильнее рынок газет, но и там пока бумага и электронка в параллели. Аналитики прогнозируют смерть бумаги в мега-прогрессивных шататах лет через 20-ть, и то после создания электронной бумаги.
А книги, тем более фантастика... Не знаю. Для меня мега-сложный вопрос, как влияет сеть. Есть авторы, упоминать которых не желаю но вижу: только сетевая раскрутка их сделала.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:20
Да, но везде электронка постепенно вытесняет бумагу, хотя темпы, конечно, отличаются
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 14:37
А я не спорю, я просто дополняю. И уточняю. Не всегда вытесняет, есть и сосуществование. Попробуйте прийти в BBDO без рейтинга Гэллоп по печатным СМи и увидите разницу))) Каналы принципиально разные. Мы просто дико и своеобразно все делаем, как обычно. Как говорил Петр 1 в «городке» у нас даже казнят через задний проход...
И еще одно. Все те же издательства в мире подгребают под себя сеть. У нас пока процесс не идет, но уже есть первые звоночки. А для авторов легальная продажа через сеть даже выгоднее в пересчете на сумму с покупки. Так что поживем — увидим...


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 20:37
Эх... так обидно, что перестали у нас узелковое письмо читать. И рукописных книг уже не найти. :(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 21:54
Да, тайное знание становится достоянием профанов:-(((
Стоит ли учить человека читать, чтоб тот читал «Лениздат» и «Армаду»?:-)))
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:23

цитата kkk72

Стоит ли учить человека читать, чтоб тот читал «Лениздат» и «Армаду»?

Стоит ли давать ребёнку материнское молоко, если он потом перейдёт на Клинское и пиццу-полуфабрикат? :)
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:42
Вообще-то, это была шутка8:-0
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 00:07

цитата kkk72

Вообще-то, это была шутка


эээ.... я не тормоз. (надеюсь убедительно прозвучало :-))
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 00:10
:beer:


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:05

цитата kkk72

Еще одна новинка — аудиокниги особенно удобны для людей, испытывающих недостаток времени и знакомящихся с литературой параллельно с занятием другой деятельностью. Однако, распространение аудиокниг идет не столь быстрыми темпами из-за их относительной дороговизны по сравнению с электронными файлами.

Что-то Вы повторяетеь — в первой части Вы уже аудиокниг касались.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:37
Что-то я не понял... как электронные книги губят фантастику? Или я совсем не понял или понял не то что надо было понять...
У кого руки чешутся тот и будет их чесать! Электронка губит торговлю бумажными книгами.
В России так много мест где гражданина дурят. Поэтому правосознание как теоретическая категория очень хорошо звучит... поговорили и забыли... продолжаем выживать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:44

цитата Animus

Электронка губит торговлю бумажными книгами.

Именно. А основной доход писателя идет как раз от продажи бумажных книг.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:53
Понимаю, но ведь творческий зуд гения не остановить... Может будет меньше случайных людей?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:14
Ага. Пообщался я с писателями.
Не остановить творческий зуд у графомана. А гению семью кормить надо. И гений может найти место, где платят больше, регулярнее и чаще. Ан масс, как говорится.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:22
Согласен. Постараюсь написать об этом завтра


⇑ Наверх