Кризис в фантастике Причина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Кризис в фантастике? Причина первая
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кризис в фантастике? Причина первая

Статья написана 3 ноября 2010 г. 11:52

Думаю, мало кто готов сейчас оспаривать тот факт, что изадние фантастики и торговля фантастикой на данный момент находятся в жесточайшем кризисе. На протяжении последних пятнадцати лет отмечается устойчивая тенденция к падению тиражей. И если в начале 1990-х тираж в 200 -300 тысяч для известного автора был вполне нормальным, то сейчас 50 -70 тысяч — предел для флагманов современной фантастики. Тираж же нового не слишком известного автора сполз к тысячам трем, количество, которое еще лет пять назад казалось просто смехотворном. Но даже такие тиражи частенько не распродаются через сеть магазинов и оказываются в стоках. Количество наименований выходящей фантастики продолжает оставаться достаточно большим, но что творится с качеством выходящей литературы! Большинство серий зарубежной фантастики закрыто, а среди выходящих произведений доминируют проекты, которые скорее стоит отнести к разряду массовой культуры, но отнюдь не литературы.

Не меньшие проблемы испытывает и книжная торговля. Один за другим закрываются книжные магазины, а нужную книгу достать становится все труднее.

Попробую изложить свои соображения по поводу причин происходящего, а также возможных последствий.

Итак, причина первая, и, на мой взгляд, самая главная. ЧИТАТЬ СТАЛИ МЕНЬШЕ

И это касается не только фантастики, а литературы вообще. Советский Союз 1980-х годов был едва ли не самой читающей страной в мире. Фактически все слои населения читали много и достаточно регулярно. Да, кто-то читал Стругацких и Ефремова, а кто-то «Анжелику». Но потребность в регулярном чтении присутствовала у большинства жителей СССР. Видимо, это объясняется еще и тем, что альтернативы как таковой и не было. Два-три канала телевидения, в значительной мере заполненные всякой ерундой не удовлетворяли всех потребностей советского человека. Сейчас ситуация изменилась. В каждой семье есть компьютер, видео, и кабельное ТВ. Печатная продукция не выдерживает конкуренции с новыми возможностями для развлечения, особенно в молодежной среде. Для многих слоев населения читать стало не модно и не интересно. Еще одна причина падения интереса к чтению — нехватка времени. Современный деловой человек очень многое в своей жизни делает на бегу, а чтение все-таки подразумевает определенную вдумчивость и серьезные затраты времени. Посему, кстати, растет популярность аудиокниг, которые позволяют совмещать процесс знакомства с литературой и ряд других занятий. Еще одна проблема современности — общее снижение образовательного уровня населения. На постсоветском пространстве интеллект отнюдь не является необходимым условием для преуспевания в жизни. Фраза: «Учись, сынок, — выйдешь в люди», уже не актуальна. Двадцатилетний парень, владеющий парой киосков, может зарабатывать в разы больше заслуженного профессора. А посему и тяги к новым знаниям, хоть узкоспециальным, хоть гуманитарным у широких масс населения уже нет. Что, соответственно снижает тягу к чтению. В результате, общее количество художественных книг, которые читает население постсоветских государств, с каждым годом сокращается. Фантастика, естественно, не является исключением.





112
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 11:55
Согласна со многим, кроме, пожалуй, этого

цитата kkk72

а нужную книгу достать становится все труднее.

Мне кажется, как раз сейчас можно достать что угодно — благо есть интернет-магазины.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:08

цитата Мисс Марпл

сейчас можно достать что угодно — благо есть интернет-магазины.

По этому поводу постараюсь отписаться подробней


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 11:59
В вопросе содержится ответ.
Не кризис, а банально — читать стало НЕ НУЖНО. Не актуально.
Писателям давно пора забыть о своей иллюзорной сакральности и начать приспосабливаться к условиям. А они — явно на это не способны. И даже когда пытаются — скатываются в убожество вроде предельно коммерческого чтива.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:20
На мой взгляд, виноваты в сложившейся ситуации отнюдь не только и не столько писатели


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:18
Заголовок звучит так, что по логике за этой статьёй последуют «Причина вторая», «...третья» и так далее?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:20
Да, последуют


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:24
>> тираж в 200 -300 тысяч для известного автора был вполне нормальным

Хочу, отметить, что известных авторов было достаточно мало, а неизвестных никто и не печатал. А теперь каждый год выходит столько всего, что найти что-то ценное в этой куче, становится всё трудней.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 12:25
Совершенно согласен. Об этом — третья часть моих заметок.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:25
Согласен. Совсем что написали согласен! Правда ко мне это не относится, потому что читаю все больше и больше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 22:34
Да я тоже читаю много. Но чувствую, что переход на электронную книгу не за горами


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:13
Очень классная идея о списке причин ! :beer: Согсласен пока с первой.
Метко высказывание о «нехватки времени» — я, с того времени как поступил в универ, читаю практически только в метро/на скучных парах :-))) Стараюсь охватить как можно больше, но те же рецензии не успеваю писать. А ведь есть что сказать например и по Галиной, и по очередной книге Пратчетта, и по Брэдбери, и по Страубу с Кингом..... :-)
Да вот только некогда — очень обидно.
И насчет электронных книг это тоже в «точку''. Я полтора года неодобрительно косился на обладателей Bookreader`ов, но сейчас уже сам скоро собираюсь приобрести его, ибо появилось множество на это причин, да и плюсы перевесили минусы. Хотя все равно буду книги покупать, но теперь только те в качестве которых я уверен. А всякий второсорт — то в самый раз на ридер.

Кстати у нас в универе читают довольно много и хорошо — я честно доволен, так как в школе читали человека 2-3. (Вне программы)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:41

цитата febeerovez

я, с того времени как поступил в универ, читаю практически только в метро/на скучных парах

А я даже на скучных парах читать не могу — слишком хорошо видно:-)))

цитата febeerovez

Я полтора года неодобрительно косился на обладателей Bookreader`ов, но сейчас уже сам скоро собираюсь приобрести его, ибо появилось множество на это причин, да и плюсы перевесили минусы. Хотя все равно буду книги покупать, но теперь только те в качестве которых я уверен. А всякий второсорт — то в самый раз на ридер.

Абсолютно те же соображения:beer:

цитата febeerovez

Кстати у нас в универе читают довольно много и хорошо

А ты на кого учишься?


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:54

цитата kkk72

А я даже на скучных парах читать не могу — слишком хорошо видно

за 2 месяца выучился втихую маскировать книгу под тетрадку. Конспирация. :-)))

цитата kkk72

А ты на кого учишься?

На Киноведа. Но это не сташно. :-)))

Университет Кино и Телевидения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 00:06

цитата febeerovez

за 2 месяца выучился втихую маскировать книгу под тетрадку. Конспирация
Я тоже так делал, когда был студентом:beer:


⇑ Наверх