Харьковский Международный фестиваль фантастики «Звёздный Мост-2010».
На наши вопросы любезно ответил сэр Генри Лайон Олди, единый в двух лицах
— Что для вас творчество в самом широком смысле слова? Творчество не только как писательство, но и вообще как творение?
— Это способ существования. Иногда думаешь (постоянное творчество – это же утомительно очень): «Ну, на кой оно мне сдалось? Могу я не писать книгу месяц, могу месяц не бренчать на гитаре, не сочинять стихи?» Могу. Но через несколько дней становится плохо. Вначале хорошо, потом плохо: что-то болит, в голове какие-то странные образы бродят… Это не кокетство, это действительно чуть ли не на уровне физиологии уже много лет. Мы не знаем, как будет дальше, но пока без творчества не получается. Кроме способа существования, это ещё и потребность.
— Наркоманию напоминает…
— Если мы едим регулярно и не есть не можем, потому что умрём через неделю – разве это наркомания? Если мы любим конкретного человека и жить без него не можем – разве это наркомания? Зависимость не всегда вредна. Просто мы стали циничны и такого рода зависимости называем наркоманией. Какая же это наркомания? Это любовь, творчество, дружба.
На одном из буддистских соборов решали, является ли наркотик путём к просветлению. Потому что эффекты зачастую бывают достаточно похожи. Решили, что не является. И главный аргумент был такой, что употребление наркотиков не ведёт к развитию личности, в отличие от медитации и психотехник. Не к расширению сознания, заметьте, а к развитию личности. Поэтому всё, что ведёт к развитию личности, не наркотик.
— Бывает ли такое, что вас идеи посещают во сне?
— Крайне редко. Нам вообще кажется, что вечные разговоры «а мне приснилось», «а вот если бы мне приснилось…» – это всё о том же изменении личности. Сидит в нас эдакий бездельник и хочет, чтобы мы не трудились, не придумывали, не генерировали, а заснули и проснулись уже с готовым романом. Теоретически мы вполне допускаем, что кому-то во сне могут прийти некие идеи. Нам идеи не приходили ни разу. Какие-то яркие эпизоды, картинки, фрагменты, настроенческие моменты – да. Не часто, но бывают. А идеи – никогда.
— Идея – это что?
— Идея – это главная мысль произведения, то, что мы хотим сказать. К примеру, читаем «Властелина Колец» и выносим из него идею: «Войну делает пехота». Не кавалерия в лице Арагорна, не авиация, а пехота. Пехота топает пешочком через болота до Берлина. Для нас это одна из главных идей «Властелина Колец».
— С чем для вас ассоциируется процесс написания книги?
— Ни с чем. Это очень сложный, большой и объёмный процесс. С чем бы мы его ни сравнили – мы упростим ситуацию. Помнится, играли мы один спектакль по пьесе Ф. Кривина «Человек на Олимпе». На Олимп пришёл эдакий серый чиновник, всё время ходит и глупости говорит. Подходит к вечно пьяному Дионису и выдаёт сравнение (он вообще всё любит сравнивать): «Жизнь – это колесо». Мол, катится оно с горы, катится, и вот уже внизу… А Дионис ему отвечает: «Человек, зачем ты сравниваешь ЖИЗНЬ и колесо?» Потом чиновник говорит, что жизнь – это река… Зачем, спрашивает Дионис, ты сравниваешь ЖИЗНЬ с рекой?! С колесом, с палкой. Любое сравнение унижает и упрощает. Жизнь – такая большая!
— С другой стороны, простые модели иногда помогают понять что-то…
— Вопрос: «Зачем?» Если человек хочет творить, он творит. Плохо-хорошо, умеючи-неумеючи. Если он захотел написать книгу – он сядет и напишет. Да, может получиться графоманство, а может выйти что-то хорошее или даже гениальное… В любом случае, человеку для этого не нужно раскладывать по полочкам: творчество похоже на это и на это. Он лучше сядет и напишет. Точно так же, как сочинит песню или нарисует картину. Другое дело, что нужно учиться технике. Это уже следующий вопрос. Есть техники рисования, техники письма, стихосложения, архитектуры. А сам момент творения зачем с чем-то сравнивать? Вот узнает человек, что творчество похоже на большую бурную реку – и как это ему поможет? Наоборот, только «выставит» лишний стереотип.
Кстати, на эту тему есть шикарный анекдот. Один человек решил постичь истину. Ходил к философам – темнят. Ходил к экстрасенсам – мудрят. Ходил к буддистам – не понятно. Объездил весь мир. Ему сказали, что на Тибете есть старец в пещере – всё знает. Он снарядил экспедицию, добрался до Тибета, залез на эту гору, половина экспедиции погибла... Пещеру нашёл, видит: сидит старец, медитирует. Человек ему: «Скажи, что есть жизнь?» Старец говорит: «Жи-и-изнь… она похожа на бу-у-урную реку…» «Старец, — говорит человек, — иди ты к чёртовой матери. Мне уже говорили тысячу раз про эту реку! Я шёл к тебе, а ты… эх…» Ушёл. Спустился, заночевал на склоне. Ночью его кто-то будит. Он глаза открывает – стоит перед ним старец. «Слышь, мужик… А что, жизнь действительно не похожа на бурную реку?»
— Каждый ли может научиться писать достойные книги, получив нужные знания и навыки, отработав какие-то приёмы? Или есть бездарности, которых вообще невозможно научить писать?
— Конечно, есть те, кого нельзя научить писать шедевры. Всё-таки какие-то природные склонности, какие-то задатки таланта должны быть, хотя бы минимальные. Но дело в том, что «минимальных» — достаточно много. Нельзя сказать, что один из миллиона имеет талант. Нет, значительно больший процент. Другое дело, что с любым задатком надо работать, из зерна выращивать колос. У одного такой вырастет, у другого сякой, у третьего вообще баобаб целый. А если с задатком не работать, он так и останется зерном.
О.Л.: Приведу свой пример. Я учился играть на рояле. Даже что-то из Шопена играл. Это хорошо в компании друзей и родственников – знаете, мальчик встал на табуретку, прочитал стишок, и всё классно. Аплодисменты! При этом не дай бог мальчику однажды послушать, как Шопена исполняет Рубинштейн. Сразу становится понятно, что я не умею играть на пианино. Совсем. Тот же Рубинштейн сказал: «Если я день не поиграю, этого никто не заметит. Если я не поиграю два дня, это заметит только моя жена. Если я не поиграю три дня – заметит весь зал». Поэтому музыкант обязан проводить за инструментом каждый день по многу часов.
— Есть ли такие люди, которых вы считаете своими учениками? Или, может быть, вы знаете людей, которые вас считают своими учителями?
— Трудно ответить. Если кто-то, не говоря нам об этом, считает нас своими учителями – это к нему вопрос. Да, мы действительно проводим мастер-классы, семинары и т. д. Но мы не считаем, что имеем право пафосно называть себя учителями. Мы просто делимся тем, что сами умеем, рассказываем о «граблях», на которые сами в своё время наступали.
Понятие учителя мы воспринимаем в восточной традиции. Если бы мы считали кого-то своим учеником, это должен быть, как говорят на Востоке, внутренний ученик. Мы с ним много лет вместе, он при нас, мы за него отвечаем. У нас есть такие ученики на тренировках: кое с кем уже 25 лет возимся, они все взрослые, кто-то старше нас…
В плане писательства мы скорее старшие товарищи. Делимся опытом, поскольку у нас его больше, не более того. Точно так же, как с нами в своё время делились опытом. Мы сейчас отдаём долги. С другой стороны – долги, не долги, если есть чем поделиться, если людям это интересно и может помочь, то почему бы это не сделать?
— Кстати, вы уже много лет ведёте, можно сказать, просветительскую деятельность. Вы чувствуете какую-то отдачу от этого?
— Да, чувствуем. Выходят в свет книги наших семинаристов. Они публикуются в журналах, в антологиях. Мы видим публикации – это приятно. Также мы периодически видим и можем сравнить те тексты, которые они, скажем, подавали на семинар – и уже доработанные, или новые тексты. Мы видим, что уровень растёт. Естественно, в этом 99% заслуги автора. Но если там есть хотя бы 1% нашей заслуги, мы считаем, что работали не зря.
Есть ещё такое наблюдение. За те годы, которые мы занимаемся, как вы сказали, просветительской деятельностью, мы нажили врагов намного больше, чем за предыдущие годы. Мы не знаем, почему к проблеме обучения относятся так нервно. Причём не те, кто приезжают на семинары, а те, кто НЕ приезжают. Их раздражает, почему именно ЭТИ учат – они не достойны! Почему именно ТЕ приехали учиться – они зря потратили время и деньги, и тоже не достойны. Такое странное отношение нас изумляет, но мы не можем найти ему причину.
— Может быть, завидуют?
— Чему тут завидовать? Ну не приехали они учиться… Не хотите, не нравится – не приезжайте. Почему их раздражает, когда другие учатся? Этот факт заслуживает отдельного доклада. Мы всегда говорим, что есть люди-спички – они сами долго гореть не могут, но хорошо зажигают других. Есть люди-уголь – они сами не загораются, но если их зажечь, долго греют. А есть люди-вода – они с удовольствием гасят любой язычок огня, который где-то появился.
— И последний вопрос по поводу «Звёздного Моста»: какие у вас были ожидания от фестиваля в этом году? И меняются ли как-то с течением времени те цели, которые вы ставите перед собой, организовывая это мероприятие?
— Цель у нас на каждом «Звёздном Мосту», с самого первого фестиваля, была одна – сделать людям праздник. Это главная цель. А в неё уже входят и рабочие, и развлекательные, и обучающие, и организационные моменты. Те же семинары и доклады – тоже праздник. Если люди туда по доброй воле идут, значит, им интересно. Праздник – это не значит танцевать с утра до вечера на улице и пить водку. Так никакого здоровья не хватит. Это не только вручение премий и банкет, а ещё и семинары, доклады, концерты… Из года в год на «Звёздный Мост» приезжают и ветераны-участники, и новички. А мы каждый год делаем этот праздник. Насколько хорошо получается – судить участникам фестиваля. Самим себя хвалить неудобно, а ругать глупо.
Генри Лайон Олди — псевдоним писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. С 13 ноября 1990 года писатели публикуют тексты под псевдонимом Генри Лайон Олди.
Кажется, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский — в обойме самых успешных и популярных украинских писателей. Они регулярно пишут новые тексты, которые не менее регулярно издают на русском и украинском языках в Украине и Росии. Их книги покупали, как минимум, полтора миллиарда раз (прим. — как иронически добавили сами Олди: "Хотелось бы, да. Но если у нас суммарный тираж авторских книг (сборники не в счет) -- полтора миллиона, то сколько раз должны были купить каждую книгу, чтобы получилось полтора миллиарда?"). Именно столько составляет общий тираж всех изданий, переизданий и переводов Олди.
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский постоянно живут в Харькове и очень много работают. "Украинской правде. Жизнь" повезло застать их в час досуга и убедиться, что писатели всегда помнят буквы алфавита.
А Амбиции
Если речь идет о творческих амбициях — тут мы ненасытны. И с каждой новой книгой пытаемся доказать самим себе, что есть еще порох в пороховницах.
Наверное, поэтому мы и любим экспериментировать, не строча многотомные сериалы об одном и том же. Так чувствуешь себя живым, а не фурой в колее.
Если же мы говорим об амбициях бытовых — мы неприхотливы. У нас нет машин и дач. Нам многое попросту не нужно.
Если же речь о премиях и наградах — да, у нас этого добра много. Разного, международного. Это, безусловно, приятно. Но не принципиально. Когда не складывается эпизод новой книги, и ты ночами не спишь, борясь с упрямыми персонажами — никакая премия, включая Нобелевку, не поможет тебе найти решение.
Б Биполярность
Мы — очень сыгранный дуэт. Главное — понимать, что цель не в удовлетворении личных амбиций, а в достижении наилучшего результата. Мы спорим, но не ссоримся. Обсуждаем, но не давим. Делимся мыслями, а не навязываем. И именно тот факт, что мы — очень разные люди, помогает нам рассмотреть проблему с разных сторон. Такой себе бинокулярный взгляд на мир.
В Власть
И хотелось бы не интересоваться политикой... Но может ли карась не интересоваться качеством воды, в которой плавает? Увы, вынуждены — чтобы понимать, на каком свете живем.
Диссидентами не были. И "подручными режима" не были. Если и сотрудничаем, то в области искусства. Если и противостоим, то в той же области.
Налоги платим, да. Это сотрудничество?
Г Гуру
Гуру — вряд ли. Гуру — это все-таки безусловный авторитет. У нас есть ряд любимых писателей, чье творчество потрясло нас. Но их слишком много, чтобы здесь перечислять. Иначе мы будем очень долго вспоминать — от Хэмингуэя до Ремарка, от Ахматовой до Басё...
Д Драматургия
У нас есть пьеса "Вторые руки". Ее вполне успешно ставили самые разные театры — от Абакана до Бобруйска, и это не фигура речи. Другое дело, что на премьеру нас пригласили всего однажды — в Орел. В остальных случаях театры сделали вид, что автор пьесы живет на Марсе.
Уверены, что пьесы пишутся. И спектакли ставятся. Например, мы регулярно бываем в харьковском Доме актера, где целый букет театров играет самые разные спектакли. Другое дело, что сейчас театр в целом не слишком популярен. Что ж, подождем лучших времен.
Ж Жанр
Жанром мы полагаем роман, рассказ, повесть и так далее. А фантастика, романтизм или, скажем, критический реализм — это направления литературы.
Когда-то мы, задумываясь над собственным "местоположением", придумали такой термин: "философский боевик". Где слово "боевик" характеризует напряженность внешнего действия, а слово "философский" — напряженность действия внутреннего. Так и пользуемся с тех пор этим термином в отношении себя-любимых.
Хотя как только не называли наши книги. И центоном (есть такой лоскутный древнеримский "жанр"), и "мифологическим реализмом эпохи постмодерна", и гранд-гиньолем... Откровенно говоря, нас это мало беспокоит.
Жаль только, что слово "фантастика" у многих сразу вызывает брезгливую ухмылку. Бедняги, они ведь не читали Гоголя и Гофмана, Булгакова и Грина, "Аэлиту" Алексея Толстого и "Трест Д. Е." Ильи Эренбурга... Впрочем, снобы вообще редко читают.
З Закономерность и случайность
Это две стороны медали. Одна без другой не существует.
И Интеллектуальное — эмоциональное — эстетическое
Восприятие читателем художественного текста стоит на "трех слонах" — эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом.
Эмоциональное восприятие — сопереживание. Читатель испытывает ряд ярких чувств, смеется и плачет. Любит и ненавидит.
Интеллектуальное восприятие — размышление. Читатель следит за детективной интригой, получает новые знания, находит различные аллюзии.
Эстетическое восприятие — чувство прекрасного. Читатель восхищается тем, как книга сделана — стиль, язык, образность, литературные приемы.
Гении литературы велики тем, что умели пользоваться всеми возможностями этого треножника. С другой стороны, самый большой читательский "массив" — те, кому вполне достаточно чисто эмоционального аспекта. "Над вымыслом слезами обольюсь..."
К Конкуренция
Конечно, хочется ответить на манер героя-стрелка из "Великолепной семерки": "Врагов — нет. Живых — нет." Но стоит подумать.
Что такое конкуренция? Это когда чужой грозит захватить твой участок. В литературном смысле территории на всех хватит. Тут мы конкуренции не видим — мы возделываем свою пашню, как другие возделывают свою.
Конкуренция финансовая? Да, покупательная способность читателя ограничена. И он, возможно, не купит нашу книгу, потому что купил книгу другого автора. Но тут мы ничего поделать не сможем, разве что начать печатать деньги.
В богеме, литературной или иной, вместо конкуренции чаще процветает зависть или недоброжелательство. Но и здесь ничего сделать нельзя — человек слаб, а творческий человек слаб вдвойне. Но и силен — вдвойне.
Л Литература
Это и профессия, и способ существования, и одновременно — "среда обитания", и любимое дело, и еще многое другое, как говорится, "в одном флаконе".
М Массовая литература
Массовая литература — Шекспир, Маршак, Джек Лондон, Александр Дюма... Не видим в этом термине ничего обидного. Кроме того, масса бывает разная. У нас она, скажем, больше, чем у Х, но меньше, чем у Z.
А в целом, массовая литература — это литература, издающаяся массовыми тиражами. Но тираж сам по себе — не показатель качества. Он — показатель востребованности книги читателем. И если наши книги достаточно востребованы, чтобы их можно было назвать "массовой литературой" — можно только порадоваться.
Н Новое
Нам нравятся устоявшиеся литературные жанры романа, повести, рассказа. Со своими сложившимися законами композиции, полифонией. Это классические формы, проверенные временем, и мы не собираемся от них отказываться.
Но мы стараемся наполнять эти формы всякий раз новым содержанием. Ведь хочется говорить о разном — и по-разному, а не пережевывать годами один и тот же сюжет. А уж насколько это у нас получается — судить читателю.
О Объединение
В том виде, в каком разнообразные союзы писателей существуют сейчас в Украине и России, они, на наш взгляд, себя изжили.
Единственная польза, которую мы видим лично для себя в подобных организациях — это запись в трудовой книжке и членский билет.
Ведь у нас в Украине официально нет такой профессии — "писатель". У тебя могут выходить книги, ты можешь иметь на руках договоры издательствами, получать гонорары, платить с них налоги, но профессии — нет.
Приходишь оформлять документы в государственное учреждение, или, скажем, визу для зарубежной поездки, а тебе: "Писатель? А документ есть? Запись в трудовой? Нет? Книги? Договоры? Нет, это не подходит. Пишите: "безработный"
Вот для того, чтобы писателям не числиться "безработными", и нужны теперешние союзы писателей. "Запись в трудовой? Пожалуйста. Членский билет? Пожалуйста. Вот подпись, вот печать, вот фотография... — А, ну это же совсем другое дело!.."
Вообще-то реально действующие творческие союзы не помешали бы. Организация встреч писателей с читателями, творческая учеба, семинары, диспуты, издание журналов, альманахов, антологий... Действительно полезных, реальных дел для подобных союзов нашлось бы много.
Но, увы, наши официальные писательские организации если и занимаются чем-то подобным, то, что называется, "в год по чайной ложке".
П Подтекст
Смысл книги рождается не только во время написания. Он еще и рождается заново при встрече книги с читателем. Не только автор может быть талантлив или бездарен — читатель тоже.
Если мы что-то говорим, мы хотим, чтобы нас услышали. Иначе не стоило бы бумагу марать. Но каждый услышит свое, в меру "настроенности инструмента" — души и разума.
Р Реинкарнация
Если бы могли выбирать, где и когда родиться — то бы выбрали?
Здесь и сейчас, самими собой.
С Ссоры
Между собой? — нет.
С другими — случается.
Характеры — да, тяжелые. А куда денешься?
Т Театр
Если провести аналогию между книгой и театральной постановкой, то писатель, на наш взгляд, не является аналогом театрального режиссера, отдельного актера или даже целой труппы.
Писатель — это весь театр целиком. Он сам себе и режиссер, и вся труппа актеров, и осветитель, и декоратор, и звукооператор. И одновременно он же — свет, музыка, декорации, театр со зрительным залом, сценой, занавесом и кулисами... А театр, как известно, начинается с вешалки.
Все это писатель "рисует", создает единственным инструментом, который у него есть — словом. И вкладывает в это — себя. Ибо больше — некого.
Что же до "настоящего" театра... Увы, в последнее время ходим в театры реже, чем хотелось бы. Но все-таки ходим.
Самый свежий спектакль, который нас действительно впечатлил, был... "Чайка" Антона Павловича Чехова, поставленная на сцене харьковского Дома Актера. На наш взгляд, получилось очень свежо, небанально, современно, и в то же время — вполне "по-чеховски". А до того был спектакль в Орле по нашей же пьесе "Вторые руки". Опять же, впечатления — самые что ни на есть положительные!
У Успех
Критерии успеха у всех свои. Для кого-то — гигантские тиражи и заоблачные гонорары, для кого-то — экранизация, для кого-то "Букер", Шевченковская премия, "Большая книга" или Нобелевка. Для кого-то — переводы на другие языки, хвалебные отзывы критиков... А для кого-то сам факт выхода книги в свет — уже огромный успех.
В Украине любые из этих критериев заметно скромнее, чем, скажем, в России; а в России, в свою очередь — скромнее, чем в США... Например, в Украине и 2-3 тысячи экземпляров — вполне "коммерческий" тираж, а 10 тысяч — уже бестселлер. А в России 10 тысяч — нормальный тираж, чуть выше среднего, но уж никак не бестселлер. В общем, все познается в сравнении, плюс у каждого — свои критерии, свои амбиции, большие или меньшие.
Лично мы считаем себя успешными авторами. Мы занимаемся любимым делом — пишем книги — и нам не надо искать дополнительную подработку "на стороне" или писать "в проекты", чтобы прокормить свои семьи.
Мы пишем то, что хотим, и так, как хотим и считаем нужным — нам никто не диктует условия. У нас есть свой круг читателей, собеседников, которым интересны наши книги — может, не слишком большой круг, но и не такой уж маленький — грех жаловаться! Наши книги издаются и переиздаются уже много лет, переводятся на другие языки — значит, их продолжают читать и годы спустя новые поколения читателей. Литературными премиями, в том числе и международными, мы тоже не обделены...
Главное, нам не стыдно ни за одну нашу книгу. Ни перед читателями, ни перед самими собой.
Ф Фаны
Мы, пожалуй, не сможем нарисовать портрет "усредненного" или "типичного" читателя Олди. Наш читатель — очень разный.
Как объединить в один портрет семидесятилетнего профессора физики из США и харьковского школьника? Студента-"ролевика" и солидного бизнесмена? Дворника и врача? Рабочего на заводе и доктора филологических наук? Охранника в банке и преподавателя истории? Программиста и философа? Въедливого критика и восторженного "фэна"? Случайного читателя, купившего нашу книжку из-за приглянувшейся картинки на обложке — и завзятого коллекционера, у которого есть все наши книги, вышедшие на сегодняшний день? Они ведь такие непохожие...
Отклики от читателей получаем постоянно. В наличии весь спектр: от "Это гениально!" до "Какая дрянь!" и матерных ругательств. И, конечно, все то многообразие, которое лежит между этими двумя полюсами.
Ц Цель
Цель жизни, цель творчества... Звучит глобально и пафосно. Кроме того, для нас это — слишком личное. Так что лучше промолчим.
Цели помельче — есть, конечно. Но с течением времени они меняются, ибо меняемся и мы сами, и жизненные обстоятельства. Начни перечислять все "разовые" цели, прошлые и настоящие — утонешь в этом перечислении. Да и скучно это.
Плыть, куда течение вынесет? Нет, это не для нас. Но и плыть против... Есть один замечательный афоризм: "Не плыви по течению, не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе надо." Вот именно это мы и стараемся делать.
Быть может, в некоторой степени ответом на вопрос станет наше жизненное кредо: "Делай, что должен — и будь, что будет."
Ч Чтение
Нас захлестнул вал чернухи. Все плохо, все отвратительно, а будет еще хуже, и нет ничего, кроме свинцовых мерзостей жизни.
Вслед за журналистами этот лейтмотив подхватили писатели. Главный герой — мелкий человечек в ужасающих обстоятельствах.
Современной украинской литературе катастрофически не хватает мощных личностей, ярких страстей, а главное, понимания, что мир не бывает чисто черным.
Кстати, чернуху очень любят "гнать" украинские литераторы из Ниццы, Женевы и Цюриха. Оттуда виднее. Самое время опомниться и узнать заново, что влюбленные целуются, дети рождаются, спектакли ставятся и музыка звучит. При любой политике и любой власти.
Ш Шок
На наш взгляд, умение удивляться, радоваться, восторгаться — это прекрасно. Очень стараемся не разучиться. Пока, вроде, получается.
Были в восторге от свежих книг Дины Рубиной: "Кажется, по языку лучше написать уже невозможно!" Следующая ее книга: "Оказывается, возможно!" Впрочем, в книгах Рубиной не только язык прекрасен. Вот у кого стоит поучиться многим современным писателям.
Удивляло и восторгало нас многое — книги, фильмы, спектакли, картины, музыка, соборы и дворцы Праги и Парижа... невозможная, фантастическая игра теней на вечернем снегу, золотая чешуя бликов на морской глади, восход солнца в Крыму, прозрачная до звона бирюза неба...
Но чтобы удивление достигало силы шока — такого, честно говоря, за собой не припомним. Может, оно и к лучшему? Шок — это все-таки не самое лучшее, что может случиться с человеком. Вот катарсис — другое дело.
Э Электронная книга
Не вытеснит бумажную книгу, но потеснит. Как только е-бук станет доступен в смысле цены — как на наш взгляд, это где-то в районе ста долларов — так сразу ускорится переход на новый носитель. Это удобно, компактно, доступно. Кино не уничтожило театр, телевиденье не убило кино. Так и электронная книга не убьет бумажную. Но большой кусок рынка отгрызет.
Мы искренне надеемся, что к тому времени безнаказанное пиратство уступит месту цивилизованным взаимоотношениям "писатель-читатель". И, в сущности, мало что изменится: "писатель пописывает, читатель почитывает..."
Ю Юные фантасты
Мы физически не в силах читать все те рукописи, которые нам присылают. Их слишком много, а в сутках по-прежнему всего 24 часа. Поэтому вынуждены отказывать. Правда, мы ведем ежегодный литературный семинар в Партените — для этого нам каждый год надо прочесть и разобрать семь романов, отобранных специальной комиссией. Иногда читаем рассказы — также для мастер-классов. Но стараемся ограничивать это дело — иначе придется отказаться от сна и еды, и только читать, читать присланные рукописи...
А молодых украинских фантастов вполне хватает. В год выходит более ста дебютов — авторских книг. И среди их авторов процент граждан Украины весьма велик. Как бы не половина... Другое дело, что для нас украинский фантаст — это гражданин Украины, который вполне может писать на русском языке. Или на татарском. Да на каком угодно! Есть такая чешская пословица: "Сколько языков знаешь — столько раз ты человек!"
Из дайжеста Эксмо — новый (документальный?) Диов на пару с метроводителем расскажут всю правду о Метро. А так же заключительная, третья книга "Городу и миру" — "Изгнанница ойкумены".
Ну и на закуску — обложка и "задник" для переиздания "Шмагии":
Комментарии по поводу в какой серии пойдет:
цитата Г.Л.Олди
Думается, в "Боевой магии". Там уже вышел двухтомник "Ории" Валентинова. теперь попробуем кое что из Дяченко и нас-любимых.
Magic: The Gathering (он же просто "меджик") — это гениальное изобретение Ричарда Гарфилда, подхваченное и раскрученное культовой компанией "Wizards of the coast" — это одно из самых светлых моих студенческих игровоспоминаний, наряду с ролевыми играми и D&D.
Игра мне всегда нравилась, в универе всегда было с кем поиграть и отдавался я этому делу хоть и не всецело, но с большим удовольствием. Более того — моя математическая "специальность", скрещенная с увлечением фантастикой, просто таки способствовала как знакомству, так и увлечению этой "карточной игрой". К тому же мой переезд на учебу в Москву по времени практически совпал с "приходом Magic в Россию" — в книжно-канцелярском магазине в ГЗ МГУ начали продаваться колоды и бустеры, причем постепенно не только на родном для игры английском, но и официально переведенные на русский.
Только вот закавыка: мэджик — штука несколько затратная. Официальная ее англоязычная типизация — Trading Card Game. То есть это не просто игра — купил доску и набор фигур — и играй всю оставшуюся жизнь. Но и хобби, требующее собирания колод, коллекционирования хороших/нужных карт и прочих финансовых вливаний. Потому увлечение мое, в силу бедственного материального положения типичного российского студента начала нулевых-двухтысячных, да к тому же приезжего в Москве, было весьма ограниченным: поиграть чужими колодами, посмотреть, как играют другие, купить пару колод, да пяток бустеров для интересу, да и успокоиться на том, изредка возвращаясь к любимой игре в теплой компании друзей-сокурсников.
После переезда в Киев и выпадения из круга старых друзей играть стало особо не с кем — перекинулись пару раз с любимой женой для интереса, раскину картишки с приезжавшими приятелями-москвичами — вот и все. Но нежная любовь к самой игре в душе не умерла, а затаилась, так же как и пять стартовых колод девятой редакции :)
И потому время от времени я, как человек неравнодушный не только к настольным, но и к компьютерным играм, искал — а нет ли адекватного воплощения этой забавы на PC, да чтоб играть не обязательно по сети? Shandalar был интересен, но уж слишком дряхл. Spectromancer — похож, интересен, но быстро пройден на нетбуке и оказался не совсем тем, что хотелось бы. Battlegrounds — чумное дитя казуализации в худшем смысле этого слова. Хардкор типа Magic Online не по моим умениям. Лучшим же из всех таких карточно-компьютерных стратегий я считал вторых Демиургов :)
Как я уже говорил не раз — в последнее время я играю не то, чтоб редко, но и не то, чтоб много. Редкая игра переживет больше одного вечера на моем ноутбуке (теперь на неттопе от Асуса, выполняющем роль медиацентра), а еще меньше тех, что проходятся от и до, в свободное от любимой жены и не менее любимого ребенка время, с большим удовольствием и растягиванием этого дела на месяцы. Все время жизни в Киеве это были Ведьмак, King's Bounty, Кодекс Войны и Mass Effect. До этого, в Москве, — Герои 4, Готика 1 и 2, Knights of the Old Republic 1-2.
И вот теперь нашлась еще одна игра, поселившаяся, думается, надолго в недрах моего компьютера.
Ведь играть в нее можно практически бесконечно — так как это почти самый настоящий MTG, только с достаточно сильной одиночной частью, хоть и без особого сюжета. Но процесс! Он великолепен, хоть и некоторые вещи отданы в жертву простоте — да, и тут есть "казуальность", но ее гораздо меньше, чем в тех же Демиургах, а настоящего MTG гораздо больше.
Игра честно куплена в Стиме (он, оказывается, подружился с WebMoney — так что теперь и из нашей киевщины можно чеcтно купить хорошую игрушку). К оригиналу уже вышло три DLC c новыми колодами и испытаниями. Рецензия на AG от страшного и ужасного Номада довольно близка к истине.
Плюс — это первая игра, в которую я наконец-то могу нормально играть с помощью давненько уже купленного беспроводного джойстика! Вот уж от кого не ожидал адекватной поддержки этой приблуды.
Жаль только, что локализации не видать — а то и бы и жену приобщил к этому делу. Она Демиургов очень любит (это, кстати, отдельная история, как мы пытались честных лицензионных вторых Демиургов заставить бегать на Windows 7 — разработчики старфорса должны были помереть от икоты)
Ждем новых дополнений. Игра довольно успешна, надеюсь разработчики и Визарды ее не забросят, не смотря на появления еще одного "конкурента" — уже в виде тактической онлайн стратегии
Если кто не понимает о чем это я вообще, то вот вам вполне доступные "введения для чайников" от "Мира фантастики": раз, два, три, четыре.
Некоторое время назад, в районе выхода "Ойкумены" в "Гигантах фантастики", прошел слух, что в этой же серии выйдет и омнибусом "Бездна голодных глаз". И вот теперь — печальные новости:
цитата Г.Л.Олди
Увы. Насколько нам известно, серия "Гиганты фантастики" закрыта. Минимум -- заморожена. Причина банальна -- хорошо оформленные серии очень плохо востребованы читателем. Не на форумах -- в продаже.
Поэтому "Бездна..." вряд ли выйдет в "ГФ". Приедем в Москву --переговорим с издателем. Может, удастся, выпустить всю "Бездну..." в "Кирпичах". Короче, будем думать.