Агата Кристи «Смерть на Ниле»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Северная Африка ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Великий детектив Эркюль Пуаро путешествует в Круизе по Нилу. Увы, спокойно отдохнуть у него не получится — на пароходе убита аристократка Линит Риджуэй. Никто кроме гениального сыщика не справится с разгадкой таинственного преступления.
Первая публикация на русском языке под названием «Убийство на пароходе «Карнак»» в переводе Е. Васильевой была в журнале «Подъем» — №№ 4–6 1970 г. и № 1–2 1971 г.
В 1946 г. на основе романа была написана пьеса.
Входит в:
— цикл «Полковник Рейс»
— цикл «Эркюль Пуаро»
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 46 (May 15, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 47 (May 22, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 48 (May 29, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 49 (June 5, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 50 (June 12, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 51 (June 19, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 209, No. 52 (June 26, 1937)», 1937 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 210, No. 1 (July 3, 1937)», 1937 г.
Экранизации:
— «Смерть на Ниле» / «Death on the Nile» 1978, Великобритания, реж. Джон Гиллермин
— «Смерть на Ниле» / «Death on the Nile» 2022, Великобритания, США, реж. Кеннет Брана
- /языки:
- русский (38), английский (74), немецкий (32), испанский (28), французский (23), португальский (19), итальянский (14), греческий (7), шведский (9), датский (7), голландский (16), финский (10), норвежский (8), латышский (2), литовский (3), чешский (6), эстонский (3), украинский (2), польский (11), словацкий (3), словенский (3), болгарский (7), венгерский (10), сербский (5), хорватский (3), армянский (1), грузинский (4), иврит (3), арабский (8), тайский (7), персидский (3), малайский (1), вьетнамский (3), китайский (13), корейский (6), японский (9), азербайджанский (1), румынский (7), турецкий (8), македонский (2), каталанский (4), исландский (2), албанский (1), индонезийский (5), сингальский (1), малаялам (2), маратхи (1), гуджарати (1), западнофризский (1), баскский (1)
- /тип:
- книги (428), периодика (8), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Торсак (1), И. Алвеш (2), Б. Александер (1), М. Алринг (1), М. Альфон (1), Э. Ассис (1), Б. Афрасиаби (1), Ю. Бандол (4), Б. Бекстрём (4), Н. Билли (9), П. Бирманн (12), Д. Болль (1), С. Брайс (1), Х. Брюкенберг (6), Н. Бхатт (1), Т. Вакия (1), П. Валентино (1), Е. Васильева (7), Л. Васина (1), М. Вреланд (3), М. Г. Гриффини (1), Д. Глинкова (6), Н. Голдман (3), Х. Гранч (11), О. Даскарев (6), Э. Джерасимович (3), Н. Дропулич (1), П. И. Либе (2), Г. Иньхай (7), Г. Йенер (1), Р. Йонассон (2), С. Кадзима (4), Л. Какиашвили (3), В. Канджиратунгал (1), Д. Канеллополу (2), М. Кара (1), К. Каттелус (6), Н.Д. Ким (1), Р. Кирвайтите (2), А. Кирьязис (1), А. Креснин (1), Т. Курохара (1), Г. Лайола (1), Г.Х. Ли (4), В. Ликар (1), К. Лола (5), Л. Лорандос (1), Ч. Лэмин (1), Х. Люнгмарк (1), Ф. Мамедова (1), М. Марета (4), В. Марусякова (3), Р. Нобре (5), Ж. Озтекин (1), Х. Окиньена (1), С. Павловская (1), О. Пантапонг (2), К. Печулис (1), Э. Пичени (2), М. Планхоф (3), Л. Постиф (1), С. Рапола (4), З. Розенберга (1), П. Рубцов (1), З. Сабо (5), А. Санчес (1), К. Сато (2), С. Севенстер (1), И. Смит (1), А. Станич (2), Г. Суверен (5), П. Сэмкосос (1), Т. Тамсукисук (2), М. Торадмал (1), П. Урошевич (2), Л. Фыонг (3), А. Хагеруп (1), Н. Хаецкая (2), Н. Хазрати (1), В. Харитонов (25), Ч. Ходжа (1), Т. Христопулу (1), Л. Цюлан (5), Т. Чёска (1), Э. Шампон (5), А. Эль-Гохари (1), Д. Якимовски (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 27 февраля 2022 г.
Агату Кристи нередко называют Королевой детективного жанра, а её герой Эркюль Пуаро – один из самых известных книжных сыщиков. «Смерть на Ниле» – довольно известный роман. Я обратил на него внимание в свете грядущей экранизации с довольно интересным актёрским составом. Хоть роман и входит в цикл об Эркюле Пуаро, читать его можно как самостоятельное произведение.
События первой части, происходящие в Англии, знакомят нас с главными действующими лицами. Их здесь довольно много, а взаимоотношения между ними запутаны. Линнет Риджуэй – молодая миллионерша и светская львица. Она красива, самоуверенна и обладает превосходной деловой хваткой. С детства привыкла получать всё, чего захочет. Жаклин де Бельфор (Джеки) – давняя подруга Линнет, девушка из небогатой семьи. Саймон Дойл – на начало романа молодой человек Джеки. Соломея Оттенборн – романистка, предпочитающая писать на довольно эротические темы. Розали – её дочь. Луиза Бурже – горничная Линнет. Эндрю Пеннингтон – американский опекун Линнет. Дело в том, что по завещанию отца девушка может распоряжаться своим состоянием только после совершеннолетия или замужества, а до этого момента всем руководят его американские товарищи. Также в романе довольно важную роль сыграют Миссис Аллертон с сыном Тимоти, богатая американка мисс Ван Шуйлер с племянницей Корнелией Робсон и медсестрой мисс Бауэрс, молодой приверженец коммунизма Фергюссон, археолог Гвидо Рикетти, врач-австриец Бесснер и адвокат Джим Фенторп.
Джеки приезжает в гости к Линнет и просит помочь с работой её молодому человеку Саймону. Та, конечно же, соглашается, но при встрече осознаёт, что ей и самой по нраву мистер Дойл.
Далее сюжет плавно переносится в Египет. Молодожены Линнет и Саймон отправляются в свадебное путешествие. Однако их радость омрачена тем, что их преследует по пятам оскорблённая и униженная Джеки. Да и есть за что затаить обиду – как-никак лучшая подруга увела любимого мужчину и отправилась с ним в путешествие именно туда, куда она сама мечтала. Однозначно с девушкой обошлись жестоко. Линнет обращается за помощью к знаменитому сыщику Эркюлю Пуаро, который также проводит отпуск в Египте, с просьбой убедить Джекки прекратить преследование. Однако Пуаро отказывается работать на молодую миллионершу. Волей судеб все участники, описанные выше, оказываются на круизном корабле «Карнак», плывущем по Нилу.
Вскоре посреди ночи между Джеки и Саймоном происходит скандал, в результате которого девушка стреляет бывшему возлюбленному в ногу. Поднимается суматоха, а после выясняется, что в это время кто-то убил Линнет Риджуэй. Сразу же подозрение падает на Джеки, но у той есть стопроцентное алиби. Эркюлю Пуаро предстоит выяснить, кто же в действительности повинен в смерти девушки. В ходе расследования открывается правда: у многих пассажиров «Карнака» был мотив для убийства, и все попадают под подозрение. Я не зря выше так подробно описал действующих лиц – каждый персонаж сыграет в романе немаловажную роль.
Агата Кристи умело нагнетает атмосферу. Постоянно приходится задумываться и сопоставлять известные факты, чтобы самому догадаться, кто убийца. Подозрение падает то на одного героя, то на другого, и мы вместе с Пуаро распутываем этот логический клубок. Роман выстроен в классическом неторопливом стиле, и экшена здесь не найти. Да он здесь не особо и нужен.
Итог: Классический британский детектив не теряет актуальности и по сей день. Агате Кристи довольно хорошо удалось прописать персонажей, у каждого из которых свой скелет в шкафу. Лихо закрученный сюжет не позволяет раскрыть убийцу до самого конца.
Podebrad, 11 февраля 2021 г.
Собственно, не убийство, а убийства. Пуаро обычно завершает дело после третьего убийства.
Как классический герметичный детектив – почти идеально. Расследование ведётся, исходя из поступков и отношений персонажей. Рояли в кустах отсутствуют. Все полезные детали вовремя показаны читателю, хотя он их может и не заметить. События разворачиваются в сравнительно узком кругу. Теоретически убийца мог притвориться членом команды. Мог спрятаться в трюме. Мог сопровождать пароход по берегу и появиться на борту незамеченным. Но все понимают, что правила в данном случае будут соблюдены. Преступника или преступников надо искать среди десятка-другого пассажиров, названных по именам.
И, главное, роман просто хорошо написан. Увлекает, даже при повторном чтении.
Несколько портят впечатление мелодраматические эффекты. Пролог вообще напоминает конспект второсортной мелодрамы. Дальше её элементы начинают теряться в потоке событий, но не исчезают. Без них не получилось бы данной истории. Собственно, ничего страшного в этом нет. В «Лощине» элементы мелодрамы превращают роман в шедевр, хотя стоят особняком от собственно детективной линии. Здесь они, наоборот, снижают уровень. Может быть, как раз потому, что неотделимы от основного сюжета.
asmolgam, 1 января 2022 г.
Так и хочется дать совет злоумышленникам, что не надо совершать преступление, если на том же пароходе плывёт Эркюль Пуаро ;) А когда Пуаро начинает расследование, нужно срочно бежать, а не надеяться, что на этот раз он не сможет всё распутать.
Детектив хорош. Многие читатели, включая меня, быстро догадались, кто убийца, но вряд ли кто-то сам догадается, как было совершено убийство. К минусам отнесу несколько затянутое начало, переизбыток действующих лиц, и я ожидал больше египетского и археологического колорита.
Kabasha, 10 июля 2021 г.
Прекрасный, по-настоящему увлекательный роман Агаты Кристи, который стоит перечитывать сразу же после первого прочтения. С одного раза, скорее всего, не получится в полной мере следить за хитросплетениями сюжета и наслаждаться отменным слогом.
Став продолжением не менее известного и роскошного «Убийства с Восточном экспрессе», этот роман ничуть не уступает своему предшественнику, а прекрасные ландшафты долины Нила порой даже выигрывают по сравнению с вагоном пассажирского поезда, пусть даже такого роскошного как Orient Express.
Удовольствие от прочтения ничуть не меньшее, чем бокал с прилично выдержанным солодовым виски – каждый раз пьешь вроде бы знакомый напиток, а он нет-нет да и удивит тебя, заиграв новыми, доселе невиданными особенностями. Видимо, буду перечитывать вновь, спустя некоторое время.
borovkovv, 12 февраля 2017 г.
Пятнадцатый роман о Пуаро. В тридцатые читатели проголосовали фунтом и долларом за пожилого бельгийца, и Кристи практически всё свое творчество этого десятилетия посвятила ему. С 34 по 38 год подряд семь написанных Кристи романов были о Пуаро. У других авторов были и значительно более внушительные серии (а серии вроде “Ричарда — длинные руки”, так и вовсе с усмешкой смотрят на это достижение), но конкретно у Кристи это был рекорд — ни до, ни после она столько романов подряд про одного персонажа не писала. Кстати, Кристи прервала эту серию о Пуаро в 1939 году ради “Десяти негритят”.
Вот так “Смерть на Ниле” стала “романом о Пуаро”, шестым в этой линейки из семи романов. Стала в последний момент, ведь Кристи начинала писать этот роман с мисс Марпл на позиции сыщика. Но старушка Марпл на тот момент была малоизвестным персонажем, засветившимся лишь в одном романе, “Убийство в доме викария” в 1930 году, а Пуаро был всемирно известным детективом, удалившимся от дел. И замысел романа был изменен.
Роман впервые был напечатан в американском журнале The Saturday Evening Post летом 1937-го. В виде книги впервые вышел в Англии 1 ноября 1937 года. И лишь в следующем году последовало книжное издание в Америке.
Роман считается лучшим о Пуаро, и одним из лучших в творчестве Кристи вообще. Роман действительно хорош, но лишь потому, что Кристи здесь очень удачно скомпилировала несколько идей из прошлых произведений.
Антураж, например, был позаимствован из рассказа с таким же названием 1934 года. Египет, пароход, всё такое. Кроме бэкграунда роман с рассказом ничто не связывает, но это Кристи и не понадобилось, потому что остальной сюжет был взят из первого романа писательницы, “Загадочное происшествие в Стайлз”.
В этом же романе Кристи перемудрила с планами убийства. Слишком многое должно было пойти именно так, как заранее задумали убийцы, чтобы всё получилось. То есть после ссоры Жаклин и Саймона все посторонние люди должны были вести себя так, как и задумывалось. Нужно было чтобы все ушли с Жаклин в каюту, нужно было, чтобы никто не зашел в комнату, пока Саймон бегает по пароходу. Да и вообще, план убийства, который разрабатывается сообщниками несколько месяцев, и включает в себя пробежки по пароходу до каюты и обратно, с уверенностью в том, что раз ночь, значит все спят по своим каютам, мог прийти в голову только пожилой викторианской леди Агате.
И еще — второе и третье убийство. Первое убийство хоть как-то было продумано, остальные совершались сиюминутно, без плана, без алиби. Зачем Кристи вообще их добавила в роман? Если событиями, приводящими к второму убийству, Пуаро хоть чуть воспользовался, складывая головоломку во время финальной речи, то третье вообще не понадобилось при расследовании — так что по-хорошему вторая и третья жертвы уже сюжетное излишество.
Плюс на пароходе слишком много людей, имеющих отношения к убитой. Какие-то совпадения Кристи объяснила — бывшая подруга, нечистый на руку адвокат. Но еще есть бывшая служанка убитой, жених служанки, врач, чью репутация подпортила покойная, писательница, которая судилась с убитой. Это еще не все, но и так понятно — многовато совпадений.
Ну так и почему роман так хорош, при всех своих сюжетных дырах и самоповторах? А потому, что Кристи сумела переплести множество сюжетных линий в этом романе и каждую увлекательно читать. Редко в каком произведении писательницы есть такая галерея персонажей, каждый из которых замешан в каких либо делах. Обычно ведь у Кристи как — убийство, сыщик, и свидетели-статисты, и всё крутится только вокруг убийства. А здесь при расследовании попутно выявляются и мошенник-адвокат, и клептоманка, и вор, специализирующийся на драгоценностях, и итальянский террорист, связанный с латиноамериканскими революционерами. И даже те, кто по итогам истории оказались ни в чем не замешаны, тоже созданы запоминающимися и яркими персонажами — например, Фанторп, проводящий свое расследование по другому делу, или там Фергюсон, радикал-коммунист.
Какие-то типажи были придуманы писательницей впервые, другие же архетипы перекочевали без изменений из прошлых романов (например, из “Трагедии в трех актах” или из “Смерти в облаках”), но этот роман чуть ли не единственный раз, когда Кристи сумела переплести такое количество второстепенных сюжетных линий, не бросив ни один на полпути, и всё это без ущерба в отношении основного сюжета — раскрытия убийства Линнетт.
Итого. Блестящий роман Кристи, лучший в серии о Пуаро, но, к сожалению, более интересный тем, кто только знакомится с творчеством писательницы, чем тем, кто уже знает кто, как и почему убил Эмили Инглторп в поместье Стайлз.
Konbook, 13 декабря 2019 г.
Жаклин де Бельфор и Линит Риджуэй были лучшими подругами... Были... Стоит ли говорить о таком явлении, как женская дружба, когда между молодыми девушками встает мужчина? Имя этому мужчине было Саймон Дойл, он безумно любил Жаклин, по ее просьбе Линит наняла Дойла в качестве управляющего и... Между ними вспыхнула страсть. Джеки оказалась забытой. Как признавался Саймон, Джеки любила его больше, чем любил ее он, а так быть не должно...
Новоиспеченные супруги отправились в свадебное путешествие в Египет и там столкнулись с Жаклин. Куда бы они приехали, куда бы ни пошли, тень Жаклин преследовала их. Отвергнутая женщина, переполненная злобы решила, во что бы то ни стало, испортить им жизнь, в отместку за то, как с ней поступил любимый мужчина и лучшая подруга.
Преследования становились невыносимыми. Так уж случилось, но на пароходе, на котором путешествовали молодожены, отдыхал и Эркюль Пуаро. Линит просила сыщика сделать что-нибудь, чтобы прекратить этот кошмар, в который Жаклин вознамерилась превратить их жизнь. Но Пуаро понимал, что здесь сделать ничего не возможно. Это нужно или пережить, или сбежать туда, где Жаклин их не найдет, но пообещал поговорить с нею.
У Джеки было только одно желание, взять пистолетик, и прострелить Линит голову, ничего другого. Преследования продолжались. Однажды Линит едва не погибла: кто-то столкнул на нее огромный валун. Конечно, подозрение пало на Жаклин, но как выяснилось в итоге к удивлению Саймона, Жаклин в тот момент была на пароходе. Значит, валун — несчастный случай? Постепенно злоба Жаклин утихла, она старалась и вовсе не замечать супругов, но однажды в салоне сорвалась, хватит лишку спиртного, и при свидетелях выстрелила в Саймона. Пуля попала в ногу. Пока все суетились вокруг Жаклин, бившейся в истерике от того, что она натворила, пока помогали Саймону, истекавшему кровью, исчез револьвер, из которого Джеки стреляла. А на утро обнаруживают мертвое тело Линит Риджуэй, убитой выстрелом в голову.
И Пуаро в компании с полковником Рейсом вместе попытаются разгадать загадку смерти на Ниле. Кому, если не Жаклин, понадобилось убивать Линит?
Отличный роман. Просто отличный. Агата Кристи, конечно, мастер мирового уровня. Закрутила интригу, так закрутила. Разгадка впечатляющая. Потом, эффект от такой развязки она использует еще в двух своих романах, но и в них ни за что не догадаешься, что будет именно так, как и в «Смерти на Ниле», умеет леди Агата «замылить» глаза. Мастерство, что тут скажешь? К прочтению обязательно.
P.S. Кстати сериальная экранизация романа просто блестящая. Прекрасно подобраны актеры, сохранен авторский замысел, что большая редкость.
rezviy-homiak, 3 июня 2019 г.
Под действием чего совершаются преступления? Что толкает людей совершать их? Ярость, гнев, отчаяние, неверие, зависть, гордость, страх. А любовь? Может ли любовь стать причиной совершённого преступления? «Она любила его так сильно, что...» «Он любил её так сильно, что...» Нет, не может. На преступление человека может толкнуть страсть, слепое обожание, зависимость, но не любовь. Потому, что самое определение любви противоречит, претит всему злому, жестокому, преступному.
Привычка считать себя всегда правым — это хорошо или плохо? Вмешиваться в жизни и судьбы других, даже во имя справедливости и желая сделать лучше — это хорошо или плохо? А существует такое понятие, как чёрная и белая полоса в жизни? Может ли везти в жизни всегда, или в один момент удача отвернётся и всё пойдёт не так?
Казалось бы — простой детектив, который мне (что большая редкость), удалось разгадать от начала и до конца, а вопросов появилось очень много. Хороший интересный детектив для того, что бы скоротать пару вечеров.
Слушала в исполнении Александра Клюквина. Детективы в его исполнении также хороши, как и всё остальное.
ant_veronque, 6 апреля 2019 г.
Как только произошло убийство, я почти не сомневалась, кто преступник. Но вот как это всё получилось, оставалось для меня загадкой до самого конца, причем чем дальше, тем интереснее, хотя когда Пуаро всё рассказал, как-то даже стыдно за себя стало, что не догадалась.
Книга довольно динамичная. Интересно построено начало, кинематографично: эпизод, другой, третий... Все эпизоды важные, но как будто не очень связанные друг с другом, какие-то обрывочные. Это герметичный детектив, что мне особенно нравится, но весьма запутанный, так как кроме убийств (а их было несколько), здесь были и воровство, и шпион (правда, на заднем плане), и любовь (несколько познакомившихся и влюбившихся на пароходе парочек).
Полковник Рейс здесь, к сожалению, ничем не блещет, все лавры достаются Пуаро. В общем-то, непонятно, зачем этот Рейс здесь вообще нужен, если только для возможности вести расследование официально.
Линдабрида, 19 декабря 2017 г.
Как приятно для разнообразия прочитать старомодный детектив без единого маньяка! Увидеть сыщика, который не натыкается на разгадку случайно, а использует маленькие серые клеточки! И в качестве бонуса еще прогуляться по Нилу.
Остроумная, старомодная болтовня — вот как это начинается. Богатая блондинка отбивает жениха у бедной брюнетки. Прямо-таки сюжет для великосветской колонки. Тиму и его подружке Джоанне есть о чем посплетничать! А мне — немного поломать голову над тонкостями жаргона столетней давности.
Или над именами. Ох, любит Агата играть с читателями! Я никогда раньше о таких вещах не задумывалась, сосредотачивалась лишь на традиционной игре в оброненные намеки и найденные улики. А между тем персонажи названы с глубоким смыслом, позволяющим спрятать еще одно двойное дно в таком легковесном жанре, как детектив. Имя богатой героини — Линнет. Это название скромной птички коноплянки, но это также и имя дамы из теннисоновских «Королевских идиллий» (и «Смерть на Ниле» — не единственный роман, в который Кристи вводит волшебные артуровские ассоциации). Ее золотые волосы, ее непобедимое очарование напоминают красавиц из легенд:
А в эту пору в замке объявилась
Девица благородная. Ланиты
Как яблоневый цвет, и лоб — как майский,
Взгляд ястребиный, тонкий нос, чуть-чуть
Изогнутый, как лепесток цветка...
Ее отец носит роскошное средневековое имя Мелуиш, и так звали художника-прерафаэлита Джона Мелуиша Страдвика. (И вот — Линнет ассоциируется у меня не столько с модницей эпохи джаза, сколько с романтическими девами прерафаэлитской живописи.) Само имя ее возлюбленного Саймона должно намекать на его бесхитростность и открытость (Simple Simon — персонаж английской детской поэзии). Несколько вычурное имя Жаклин де Бельфорт говорит о безудержных страстях, ассоциирующихся с женщинами романских народов.
Роман из жизни высшего света легко перерастает в традиционный кристиевский детектив. Страстность Жаклин, темные козни стряпчего Пеннингтона, резкие антикапиталистические высказывания Фергюсона создают нужное напряжение. Весело болтая с проницательной миссис Аллертон, Пуаро легко находит мотив преступления для каждого из присутствующих. Так что, как и положено, под подозрением оказываются все. И тонкая, сложная вязь классического детектива плетется под искусными руками Агаты Кристи.