Утненний поиск по новостям о Дотокре начался с Яндекса. Там был найдена такая наводка:
цитата
«Мир держится, несмотря на ошибку и, может, даже благодаря ей» – это цитата из интервью с Сергеем Лукьяненко – самым известным, экранизируемым и переводимым российским фантастом. Ему часто приходится давать интервью. Каждый раз выдумывать оригинальные ответы на предсказуемые вопросы, вероятно, еще труднее, чем сочинять новые «Дозоры». Тем не менее, он нашел что сказать корреспонденту «Собеседника». Среди прочего, писатель рассказывает о своем новом романе «Конкуренты»
Странно, но самого интервью в ленте не было ... Полез в Гугл — и нашел в том же поисковике по новостям не только "анонс", но и само интервью. Наслаждайтесь :)
цитата
Писатель Лукьяненко: Мир держится, несмотря на ошибку. И может, даже благодаря ей.
Писатель Лукьяненко – самый известный, экранизируемый и переводимый российский фантаст. Давать интервью ему приходится часто. Каждый раз выдумывать оригинальные ответы на предсказуемые вопросы, думаю, еще трудней, чем сочинять новые «Дозоры». Но мне действительно было важно поговорить с ним. Кажется, он что-то такое понял. Во всяком случае, его новый роман «Конкуренты» содержит ценные догадки о российской реальности как она есть. И о том, что из нее в ближайшее время получится.
Мои герои не аутсайдеры
– У вас есть любимый анекдот?
– Есть, но старый, вечно актуальный. Эйнштейн умирает, попадает на тот свет. Бог говорит ему: «Ты один из самых умных людей на земле, и в знак расположения я готов ответить на любой твой вопрос». Эйнштейн просит: «Господи, покажи мне единую формулу мироздания». В небе возникает огромная доска, на которой написана немыслимо длинная формула. Ученый долго стоит, внимательно смотрит на доску, шевелит губами, хмурится, а потом восклицает: «Господи! Здесь ошибка!» «Я знаю», – грустно отвечает Господь.
– А ошибка действительно есть?
– Обязательно. Первый закон мироустройства – «Невозможно построить непротиворечивый мир». Когда сочиняешь новое пространство, надо закладывать противоречие. По этой же причине почти никогда не получаются утопии. Антиутопий полно, одно время этот жанр вообще победил, – человек, как Эйнштейн в анекдоте, видит ошибку в мироздании и развивает ее до апокалипсиса. А потом выясняется, что мир держится, несмотря на ошибку. И может, даже благодаря ей.
Это вообще огромная проблема – создать хороший мир. Вспомните древние утопии: все, мол, хорошо, у самого бедного крестьянина не меньше трех рабов… Вот на рабах все и держалось. Их никак не получалось исключить. Поэтому самая великая утопия – коммунизм – тоже оказалась нежизнеспособна, несмотря на прекрасные лозунги. Стругацкие создали замечательную утопию – «Мир Полдня». А потом другие писатели додумывали миры Стругацких – и ни у кого не получилось продолжить «Мир Полдня» без того, чтобы не ввести туда какие-нибудь гипноизлучатели, в сознание вмешаться, насилие применить. Получается, что в счастливое будущее людей можно загнать только кнутом, пряником или какими-нибудь таблетками. А мир, в котором тебя заставляют стать хорошим – это мир роботов. (В кабинет вбегает Артемий, старший сын Лукьяненко. – Авт.) Вот, ключевое слово «роботы» услышал. У нас сейчас период фанатения от роботов, любимый фильм – «Трансформеры».
– Почему ваши герои аутсайдеры – «иные» или «геймеры»?
– Я бы не сказал, что они аутсайдеры. Им тесно в рамках судьбы, которая выпала на их долю. Им хочется чего-то большего, интересного, увлекательного, хочется реализовать себя, поэтому они все время влипают в нестандартные ситуации, ведутся на провокационные приглашения типа стать звездными пилотами…
Вспомните, чем занимались герои Уэллса – отправлялись на Луну, в будущее, сражались с инопланетянами. Фантастов очень часто обвиняют в том, что они пишут не про обычных людей: все-таки большинство читателей живут спокойной, размеренной жизнью – какие уж тут путешествия в другие миры. Но в фантастической литературе есть элемент психологической разрядки – она позволяет убедиться, что люди могут выйти победителями из самых страшных ситуаций.
– Вы говорите: «Герою тесно в рамках судьбы». А сами в судьбу верите?
– Тут сложно, это предопределяется во многом географией, отчасти происхождением… Я восточный человек – вырос и сформировался в Алма-Ате, хотя казахской крови во мне нет, есть татарская. Наверное, поэтому я считаю, что надо принимать все как должное. Знаете, есть такой европейский, отчасти протестантский подход, что человек всего добивается своим трудом, а если у тебя что-то не сложилось – ты сам виноват. В Азии подход совершенно другой: если что-то не складывается – то это судьба, воля Всевышнего.
А в России получилась странная смесь: если у тебя ничего не получается, значит, ты сам виноват и судьба у тебя такая! Это, конечно, очень плохо – нельзя болтаться меж двух полюсов и брать у обоих только негатив. На самом деле оно страшно выгодное, такое положение. Всегда можно думать: если где-то что-нибудь не так – это судьба. А где все получилось – это я сам! Мои герои так и делают. Все победы – результат их отваги и ума, а где не вышло – извините, «мел судьбы».
– В вашей новой книжке представлен мир компьютерных фанатов. Но ведь их сравнительно мало…
– Вы себе не представляете их реального количества! Они не окажутся, может быть, в большинстве – но в паритете с не-геймерами скоро будут, увидите. Помните, в фильме «Москва слезам не верит» был малоприятный Рудольф, утверждавший, что телевидение вытеснит кино и театр? А для многих современных людей игра вытеснила книги и фильмы. Многие считают, что интерактивные игры – самое интеллектуальное увлечение современности. Это способ объединить людей одного психотипа. Чужие отсеиваются.
Вечный вопрос человечества – как объединить людей одного склада? Онлайновые игры эту проблему решили. С этим связана их чудовищная популярность. В «Бойцовский клуб» в России играет около миллиона человек! И люди относятся к этому совершенно серьезно. В этой игре есть смешной артефакт – роза, цветок нарисованный, – его можно купить за настоящие деньги. За 10 тысяч долларов. И люди покупают. Просто ради того, чтобы признаться в любви – это все равно что подарить избраннице кольцо с огромным бриллиантом. Там завязываются настоящие отношения, браки настоящие заключаются. Для многих людей эти миры – реальный и виртуальный – абсолютно соразмерны.
– А вы играете?
– В игры играю, но не онлайновые, мне интереснее соревноваться с компьютером. Я лучше предпочту розыгрыш на первое апреля. Жену могу разыграть… но мы все-таки много лет прожили вместе – так что Соня уже знает, как я разыгрываю. Если сильно пошутить – люди обидеться могут. Я помню, один раз на 1 апреля выложил в Интернете обложку якобы новой книги. Это было очень смешно, люди бежали в книжные магазины, требовали… Потом было разочарование. Нет, мне хватает игры в фантастике.
– А мне кажется, что в литературе у вас как раз очень серьезно. Это продолжение первой вашей профессии…
– Психиатрии? Ну, может быть. Любопытство, стремление понять природу вещей, самого себя – это одно из самых сильных человеческих качеств и самых опасных, кстати. В конце концов, история человечества началась с того, что люди попробовали плоды с древа познания добра и зла! Так что писательская работа – да, это, наверное, какое-то продолжение врачебной. Писатель всегда пытается понять, что движет людьми, почему они знают, как надо, а поступают, как хочется.
Я не иной
– То, что вы пишете, повлияло на вашу жизнь?
– В смысле? Сам факт того, что пишу, – да, конечно. Это полностью изменило мою жизнь, не то бы и сейчас лечил людей в Алма-Ате. Но именно благодаря книгам, тому, что их хорошо встретили, за что большое спасибо, я смог переехать в Москву, познакомился со многими людьми. Я даже не знаю, состоялся бы у меня без фантастики брак или нет. Ведь моя жена тоже любит книги, и ее привлекало, что я пишу фантастику.
– А то, что вы пишете, с вами случалось? Вы верите в собственную выдумку?
– Нет, вот если эта граница стирается – вам уже действительно к психиатру. Разница между писателем и шизофреником примерно в том и состоит, что шизофреник в свои миры верит и в них живет. Я не иной, не инопланетянин, в лучшем случае функционал из «Черновика».
– Но ведь он отказался от дара…
– Погодите, погодите. Там будет третья часть. Может, его дар в том и заключался, чтобы отказаться от дара. Функционал не может избавиться от функции. Так что и писать я буду, никуда не денусь…
– Кстати, о фанах. Правда, что у вас есть двойник?
– Да, его зовут Александр Ульянов, он ниже меня ростом, по комплекции немного стройнее, но все равно очень похож. На конвентах читатели подходят, начинают брать автографы. Как правило, он сначала честно объясняет, кто он, а люди не верят, говорят – да ладно, ладно, мы все понимаем, надоело давать автографы… Вот он и пишет: «За Сергея Лукьяненко расписался такой-то…» Все довольны.
Старший сын пошел в меня
– Вы согласны, что «времена не выбирают»? Или хотели бы пожить в другой эпохе?
– Согласен. Искушение побывать в прошлом или будущем, конечно, огромное, но если это дорога в один конец – нет, спасибо. Туризм и эмиграция – разные вещи. Мне, в общем, нравится мое время. А что оно несовершенно – так и я несовершенен.
– А какие у вас слабости?
– Много. Я курю. Наверное, я достаточно резкий человек в суждениях, высказываниях. Я Овен по гороскопу, и, как ни смешно, характеристики Овна ко мне полностью относятся – я достаточно импульсивный. С другой стороны, если бы не это, я, наверное, не стал бы писателем.
– Легко ли вам дался переезд в Москву? Вы как-то написали, что есть коренные москвичи, а есть «укорененные».
– Да, иногда человек замыкается в рамках одной страны и еще хуже – одного города. Я в «Чистовике» рассказал правдивую историю женщины, которая в сорок лет в первый раз выехала за пределы МКАДа. Как-то так складывалась жизнь, что не было необходимости никуда выезжать – в Москве вроде все есть. И когда человек первый раз попал в Петербург, это был шок – оказалось, что на свете есть другие города! Это своего рода провинциальная болезнь: люди живут в глубокой провинции, где выход в свет – это поездка в райцентр. Но вот то, что в Москве происходит то же самое – это удивительно, выходит, столица и провинция не так уж сильно различаются.
– Вы много ездите. Младшего сына тоже берете в путешествия?
– Да, практически с самого раннего возраста выезжаем – вот только что были в Греции. Ребенку и в полгода полезно подышать воздухом, сменить климат. И потом это развивает – у меня старший (ему сейчас четыре с половиной) спокойно себя чувствует в любой другой стране, его не удивляет, что люди говорят на разных языках, по-разному выглядят, одеваются.
– В кого сыновья пошли?
– Пока сложно судить. Старший по характеру больше в меня. С младшим труднее понять, ему еще года нет, но он такой, знаете, все время настаивает на своем.
– Вы придумали термин – «дети кармин». Они, в отличие от индиго, спокойные, уравновешенные. А по отношению к собственным детям вы бы что предпочли?
– Пусть будут теми, кем хотят. К термину «дети индиго» я отношусь с большой иронией. Мне показалось, что в эпоху стабилизации нужны новые индиго – теперь они будут называться, допустим, кармин. Индиго любопытны, не терпят порядка и руководства – а это индиго нового времени, они рождаются послушными, карьерными, молчалиными такими…
Голод и старость победимы
– Вы своими руками что-нибудь мастерите?
– Могу сделать маленький ремонт, но выпилить из досок шкаф не сумею. Могу собрать мебель, стену просверлить, повесить телевизор. Но я не мастер-золотые руки. Есть фантасты, у которых «рукодельные» хобби. Вот московский писатель Саша Громов своими руками создает телескопы – берет толстый стеклянный диск, вечерами долго вытачивает из него зеркало, полирует, обрабатывает. А я бы это зеркало бросил к концу первого вечера – купил бы готовое или нашел бы специалиста.
– Какие человеческие качества вам неприятны?
– Уныние, пассивность, отсутствие чувства юмора, зависть, злоба – глобальная такая. На самом деле мало людей злых от природы – просто всех нас портит жизнь, проблемы.
– «Собака бывает кусачей…»?
– Скорее «квартирный вопрос испортил».
– России в ближайшие годы грозят катаклизмы?
– Серьезные – не думаю. Самое неприятное, что многие люди полностью утратили веру в будущее страны. Они уверены в том, что бардак, который возник еще в 90-е и продолжается сейчас, неостановим. Что всегда будут хамство, коррумпированные чиновники, продажная милиция и все усилия власти ни к чему не приведут. Все благие намерения нами же благополучно спускаются в унитаз. Недавно писатель Алекс Экслер пошутил: «Начато следствие по поводу хищения огромных средств, отпущенных на борьбу с коррупцией».
Но это все не навсегда, уверяю вас. Проблемы будут, но другие. Собственно, вся ошибка людей в том, то они ждут времени, когда будет полное счастье и никаких проблем. А счастье – это не исчезновение проблем, а их замена другими, более тонкими. Победа над голодом – и, допустим, безуспешная пока борьба со старостью.
– А что, и это преодолимо?
– Обязательно. Но тогда еще что-нибудь найдется – человек, слава Богу, никогда не успокоится.
ЕСЛИ У ДРУГА УЖЕ ЕСТЬ ТАЛАНТ, ПОДАРИЛИ БЫ ЕЩЕ ОДИН
Интервью с Г.Л.Олди
Что бы вы подарили другу, если бы были всемогущи?
Талант. Если у друга уже есть талант, подарили бы еще один. Чем больше талантливых людей, тем дольше будет жить человечество.
Есть ли картина, побудившая вас написать книгу, рассказ, повесть? Откликнувшаяся в вашей душе мелодией, породившей строки? Если есть, то, что это за картина, чьей кисти?
Прямых связей нет. Есть просто любовь к живописи — Гойя, Шагал, Дали, Ван Гог, Мане... — которая помогает писать книги. Некоторые картины навевают весьма неожиданные образы и мысли, казалось бы, напрямую с картиной не связанные. Но чтоб конкретная картина побудила написать конкретную книгу. Нет, такого пока не было.
Под какую музыку вы занимаетесь каратэ? Под какую пишите, отдыхаете? Какие мелодии вам помогают? Или же ваш частый спутник в работе это тишина?
Каратэ занимаемся в тишине, не считая громких вскриков и звуков ударов. Дмитрий пишет книги тоже в тишине. Олег — под музыку. В целом у нас разные музыкальные пристрастия. Олег — джаз, классика, гитара; барды. Дмитрий — хард-рок, симфо-рок, психоделика. Есть и пересечения — творчество Лорда, Вэйкмана, Блэкмора, кое-что из органной и фортепьянной музыки (как классической, так и современной).
Вы работаете вместе, вместе создаете образы и творите сказку, дружите. А дружите ли вы семьями?
Мы даже живем в одном подъезде. И отдыхать зачастую едем вместе, большой компанией.
Вы родились в марте. Оба овны. Как уживаетесь? Кто более мягок, кто более требователен и строг? По общему мнению, два овна — ужасающая и непредсказуемая пара. Вы же, судя по творчеству, идеально дополняете друг друга. Спрашиваю, исходя из личного опыта, сама рождена 23 марта, и с овнами замечательно дружим, но таких людей бывает слишком много, невероятное количество энергии и упорства, иногда устаешь от этого. Как у вас обстоит с этим?
Мы — очень разные люди. По темпераменту, характеру, складу мышления — по очень многим параметрам. Были бы мы похожи — вообще не стоило бы творческий огород городить. Уживаемся вроде бы неплохо, научились не тыкать пальцами в болевые точки. Если главное — общая цель, а не личные амбиции, все получается.
Ваше самое новое (свежее/последнее) открытие в литературе? Какой писатель вас удивил, быть может, и по-хорошему впечатлил?
Сюзанна Кларк, Нил Гейман, Нил Стивенсон, Патрик О'Лири. Все четверо очень хороши, каждый по-своему.
Что для вас театр? Возможность повлиять на "бездну голодных глаз" по ту сторону рампы? Возможность прожить тысячи жизней? Или же часть души, без которой не представляешь жизни? Что бы вы хотели сыграть и поставить? О какой роли, спектакле мечтаете?
Часть жизни, безусловно. Очень большая часть. И способ существования. Жаль, не сумели в свое время поставить Ростана "Сирано де Бержерак", Жироду "Троянской войны не будет". Практически сделали, но не довели до премьеры "Конь в сенате" Андреева. Что ж, не все замыслы воплощаются.
Многие писатели публикуют в Интернете свои дневники, так называемые ЖЖ (живые журналы). А как к этому относитесь вы? Планируете ли заводить дневник в сети, публикуя фрагменты новых произведений, или же просто повествуя о своих буднях?
Нет, не планируем. Как по нам, ЖЖ — пустая трата времени. И дело даже не только во времени. Для нас публичность — творческое состояние. На сцену выходят во фраке. А ЖЖ — это публичность с похмелья, с грамматическими ошибками, в драной майке. Извините, это не для нас. Посмотрите внимательно — сколько людей, сбросив в ЖЖ непричесанные мысли или фрагменты, так ничего путного и не написали? Мы иногда заглядываем в журналы друзей и знакомых. Вполне хватит. Если не злоупотреблять эрзац-общением интернета — вы и представить не можете, сколько остается свободного времени для увлекательных, а главное, живых занятий!
Вопрос насущный. Как вы считаете, заменят ли электронные книги бумажные издания? Как оцениваете ситуацию?
В ближайшее время — нет, не заменят. Но рынок электронных книг будет неуклонно расти. В связи с этим на поле появятся новые, мощные игроки; будет выстраиваться законодательство, заточенное под новую ситуацию; будет меняться психология потребителя. Она, собственно, уже меняется.
Как можно понять из многих ваших высказываний, вы большие поклонники творчества братьев Стругацких. Скажите, пожалуйста, а видели ли вы фильм "Гадкие лебеди" режиссера Константина Лопушанского? Если видели, то, каково ваше мнение о нем? И вообще о современном отечественном фантастическом кинематографе?
Фильма не видели. Наш кинематограф большей частью снимает "второсортный Голливуд" и считает это "отечественным прорывом". Гордятся в основном Его Величеством Спецэффектом. Фильмов, заслуживающих внимания, очень мало. Это минус. Но они есть. Это плюс.
Не скучаете ли вы по героям, закончив писать произведение? Нет ли у вас желания что-то дописать? Продлить какую-нибудь книгу, вернуть героя, переписать историю заново?
Нет. Истории должны заканчиваться. Иначе они загнивают.
Есть ли герои в ваших книгах, списанные из жизни (друзья, коллеги, родные)? Помещали ли вы кого-нибудь "в переплет"? И часто ли бывает, что в процессе написания, когда вы сживаетесь с персонажем, он ведет себя "по-своему", то есть не так, как вы изначально задумали, не так, как вообще могли предположить? Всё от ощущения героя, вы почувствовали, написали, а потом уже оценили.
Чистых "портретов" нет. Все герои — синтетические, они включают в себя ряд наблюдений за манерами, поведением и характерами разных людей. Синтез происходит в зависимости от задуманного образа. Ведут себя герои нужным образом — когда у автора герой ведет себя вопреки стратегическому замыслу и идее произведения, то автор либо неуклюж, плохо представляя себе, что же он хочет сказать, либо он кокетничает, говоря такое на публику. Актер-персонаж должен действовать внутри общего замысла спектакля, иначе он забудет, где находится, и упадет в оркестровую яму.
Случалось ли с вами, что личное знакомство с любимыми писателями несло в себе разочарование? И наоборот, очарование от личной встречи?
О разочарованиях умолчим, хотя, конечно, они были. Замечательными людьми при личном общении оказались Роберт Шекли (увы, покинувший нас...), Гарри Гаррисон и Анджей Сапковский. Все трое — остроумны, интеллигентны, внимательны. Превосходные люди!
Много ли у вас недописанных произведений, начатых, но так и не нашедших своего завершения? И если есть, то — по каким причинам?
Практически нет. Была одна повестушка "Строители счастья", которую начали писать очень давно — и заканчивать не будем. Вот и все, пожалуй. Есть некоторое количество стихотворений, которые ждут своего завершения.
Любите ли вы игры (компьютерные, ролевые, настольные)? Если да, то, какие именно? И хотели бы вы, чтобы по вашим книгам создали компьютерную/настольную игру? (Ролевые игры по вашим произведениям проводились и проводятся.)
Настольными играми никогда не увлекались. В компьютерные одно время играли довольно активно (в основном в 3D-action "стрелялки", а Дмитрий — еще и в "стратегию" "Герои меча и магии"). Но со временем наигрались и успокоились. Сейчас играем очень редко — раз в несколько месяцев. Насчет создания игр (в первую очередь, компьютерных) по нашим произведениям — не то чтобы мы так уж этого жаждали, но, в принципе, ничего против не имеем. Если предложат что-то интересное — готовы сотрудничать.
Что вы ждете от читателей?
А чего ждал Костя Остен-Бакен от Инги Зайонц? Конечно же, любви, большой и чистой. Ну и понимания хочется. Редкая штука — понимание...
Собственно, о том, что Dragon Age появится на современных консолях, представители BioWare намекнули еще на Е3 2008. В начале августа разработчики также рассказывали о консольном будущем данной интеллектуальной собственности, и вот вчера Дэн Тадж (Dan Tudge) официально заявил, что Dragon Age появится на приставках совсем скоро.
Единственное, что мы знаем — консольный релиз состоится позже компьютерного, однако никакой конкретики разработчики пока не дают. «Да, Dragon Age: Origins выйдет не только на РС, но и на консолях, причем произойдет это в ближайшем будущем, — заявил Тадж. — Что касается того, когда именно игра появится на Xbox 360 и PS3, то точные сроки мы пока не обсуждали».
Напомним, релиз РС-версии игры ожидается в первом квартале следующего года.
– Из нашей страны в поисках лучшей доли уже уехали Борис Преображенский, Сергей Лукьяненко, Тимур Бекмамбетов и практически все режиссеры новой волны. Это какое-то бегство, а все потому, что реализоваться на родине они не могут. Для удовлетворения культурных потребностей нашему государству достаточно двух-трех деятелей культуры: одного писателя, одного режиссера и так далее. Эти люди смогут полностью удовлетворять интересы нашего правительства, а потому хорошая идея «искусство принадлежит народу» у нас сошла на нет. У нас есть программа «Культурное наследие», но она устремлена в прошлое, а что касается современной ситуации, то она, в общем-то, уже дохлая. Нам нужна программа, нацеленная на современную культуру Казахстана, чтобы мы могли работать в двух направлениях: вперед и назад.
Редактор для большинства современных игр — непременный атрибут. Другое дело, что редкий тулсет сочетает в себе доступность и простоту в обращении с широкими возможностями по модификации существующего контента или созданию нового. Так, например, компания Bioware в последние годы не особенно радует своих поклонников редакторами к своим мультиплатформенным проектам, оставляя имеющийся инструментарий во внутреннем пользовании. С другой стороны, делать качественные редакторы канадские разработчики умеют, что наглядно показал тулсет к оригинальной Neverwinter Nights.
До последнего момента было неизвестно, будут ли разработчики "оснащать" полноценным редактором свой главный на сегодняшний день проект, Dragon Age. Как оказалось, без тулсета мы не останемся. Об этом было сообщено в очередной новостной рассылке (которую оперативно опубликовали в Сети здесь). Чуть позже информацию подтвердили сами разработчики на официальном форуме проекта.
Тулсет будет включать в себя достаточно мощный инструментарий, в том числе, продвинутый скриптовый редактор, редактор диалогов, систему по модификации внешнего вида и лиц NPC, а также множество других встроенных возможностей. Однако, есть большой и весьма существенный минус: на сегодняшний день в редакторе отсутствует возможность создавать свои собственные локации. Можно лишь вносить изменения (пусть и существенные) в уже существующие в игре зоны. Конечно, разработчики обещают регулярно поставлять новые комплекты территорий, добавлять новые "фичи" уже после релиза, но подобное ограничение здорово урезает функциональность редактора.
Пока это все имеющиеся на сегодня сведения о тулсете. В конце августа, девелоперы планируют показать данный набор инструментария публике в Сиэтле. Вероятно, стоит ожидать новых подробностей. Постараемся держать руку на пульсе и продолжать информировать вас о новых деталях.