Скачать сам журнал можно тут.
А интервью почитать и у меня.
ЕСЛИ У ДРУГА УЖЕ ЕСТЬ ТАЛАНТ, ПОДАРИЛИ БЫ ЕЩЕ ОДИН
Интервью с Г.Л.Олди
Что бы вы подарили другу, если бы были всемогущи?
Талант. Если у друга уже есть талант, подарили бы еще один. Чем больше талантливых людей, тем дольше будет жить человечество.
Есть ли картина, побудившая вас написать книгу, рассказ, повесть? Откликнувшаяся в вашей душе мелодией, породившей строки? Если есть, то, что это за картина, чьей кисти?
Прямых связей нет. Есть просто любовь к живописи — Гойя, Шагал, Дали, Ван Гог, Мане... — которая помогает писать книги. Некоторые картины навевают весьма неожиданные образы и мысли, казалось бы, напрямую с картиной не связанные. Но чтоб конкретная картина побудила написать конкретную книгу. Нет, такого пока не было.
Под какую музыку вы занимаетесь каратэ? Под какую пишите, отдыхаете? Какие мелодии вам помогают? Или же ваш частый спутник в работе это тишина?
Каратэ занимаемся в тишине, не считая громких вскриков и звуков ударов. Дмитрий пишет книги тоже в тишине. Олег — под музыку. В целом у нас разные музыкальные пристрастия. Олег — джаз, классика, гитара; барды. Дмитрий — хард-рок, симфо-рок, психоделика. Есть и пересечения — творчество Лорда, Вэйкмана, Блэкмора, кое-что из органной и фортепьянной музыки (как классической, так и современной).
Вы работаете вместе, вместе создаете образы и творите сказку, дружите. А дружите ли вы семьями?
Мы даже живем в одном подъезде. И отдыхать зачастую едем вместе, большой компанией.
Вы родились в марте. Оба овны. Как уживаетесь? Кто более мягок, кто более требователен и строг? По общему мнению, два овна — ужасающая и непредсказуемая пара. Вы же, судя по творчеству, идеально дополняете друг друга. Спрашиваю, исходя из личного опыта, сама рождена 23 марта, и с овнами замечательно дружим, но таких людей бывает слишком много, невероятное количество энергии и упорства, иногда устаешь от этого. Как у вас обстоит с этим?
Мы — очень разные люди. По темпераменту, характеру, складу мышления — по очень многим параметрам. Были бы мы похожи — вообще не стоило бы творческий огород городить. Уживаемся вроде бы неплохо, научились не тыкать пальцами в болевые точки. Если главное — общая цель, а не личные амбиции, все получается.
Ваше самое новое (свежее/последнее) открытие в литературе? Какой писатель вас удивил, быть может, и по-хорошему впечатлил?
Сюзанна Кларк, Нил Гейман, Нил Стивенсон, Патрик О'Лири. Все четверо очень хороши, каждый по-своему.
Что для вас театр? Возможность повлиять на «бездну голодных глаз» по ту сторону рампы? Возможность прожить тысячи жизней? Или же часть души, без которой не представляешь жизни? Что бы вы хотели сыграть и поставить? О какой роли, спектакле мечтаете?
Часть жизни, безусловно. Очень большая часть. И способ существования. Жаль, не сумели в свое время поставить Ростана «Сирано де Бержерак», Жироду «Троянской войны не будет». Практически сделали, но не довели до премьеры «Конь в сенате» Андреева. Что ж, не все замыслы воплощаются.
Многие писатели публикуют в Интернете свои дневники, так называемые ЖЖ (живые журналы). А как к этому относитесь вы? Планируете ли заводить дневник в сети, публикуя фрагменты новых произведений, или же просто повествуя о своих буднях?
Нет, не планируем. Как по нам, ЖЖ — пустая трата времени. И дело даже не только во времени. Для нас публичность — творческое состояние. На сцену выходят во фраке. А ЖЖ — это публичность с похмелья, с грамматическими ошибками, в драной майке. Извините, это не для нас. Посмотрите внимательно — сколько людей, сбросив в ЖЖ непричесанные мысли или фрагменты, так ничего путного и не написали? Мы иногда заглядываем в журналы друзей и знакомых. Вполне хватит. Если не злоупотреблять эрзац-общением интернета — вы и представить не можете, сколько остается свободного времени для увлекательных, а главное, живых занятий!
Вопрос насущный. Как вы считаете, заменят ли электронные книги бумажные издания? Как оцениваете ситуацию?
В ближайшее время — нет, не заменят. Но рынок электронных книг будет неуклонно расти. В связи с этим на поле появятся новые, мощные игроки; будет выстраиваться законодательство, заточенное под новую ситуацию; будет меняться психология потребителя. Она, собственно, уже меняется.
Как можно понять из многих ваших высказываний, вы большие поклонники творчества братьев Стругацких. Скажите, пожалуйста, а видели ли вы фильм «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского? Если видели, то, каково ваше мнение о нем? И вообще о современном отечественном фантастическом кинематографе?
Фильма не видели. Наш кинематограф большей частью снимает «второсортный Голливуд» и считает это «отечественным прорывом». Гордятся в основном Его Величеством Спецэффектом. Фильмов, заслуживающих внимания, очень мало. Это минус. Но они есть. Это плюс.
Не скучаете ли вы по героям, закончив писать произведение? Нет ли у вас желания что-то дописать? Продлить какую-нибудь книгу, вернуть героя, переписать историю заново?
Нет. Истории должны заканчиваться. Иначе они загнивают.
Есть ли герои в ваших книгах, списанные из жизни (друзья, коллеги, родные)? Помещали ли вы кого-нибудь «в переплет»? И часто ли бывает, что в процессе написания, когда вы сживаетесь с персонажем, он ведет себя «по-своему», то есть не так, как вы изначально задумали, не так, как вообще могли предположить? Всё от ощущения героя, вы почувствовали, написали, а потом уже оценили.
Чистых «портретов» нет. Все герои — синтетические, они включают в себя ряд наблюдений за манерами, поведением и характерами разных людей. Синтез происходит в зависимости от задуманного образа. Ведут себя герои нужным образом — когда у автора герой ведет себя вопреки стратегическому замыслу и идее произведения, то автор либо неуклюж, плохо представляя себе, что же он хочет сказать, либо он кокетничает, говоря такое на публику. Актер-персонаж должен действовать внутри общего замысла спектакля, иначе он забудет, где находится, и упадет в оркестровую яму.
Случалось ли с вами, что личное знакомство с любимыми писателями несло в себе разочарование? И наоборот, очарование от личной встречи?
О разочарованиях умолчим, хотя, конечно, они были. Замечательными людьми при личном общении оказались Роберт Шекли (увы, покинувший нас...), Гарри Гаррисон и Анджей Сапковский. Все трое — остроумны, интеллигентны, внимательны. Превосходные люди!
Много ли у вас недописанных произведений, начатых, но так и не нашедших своего завершения? И если есть, то — по каким причинам?
Практически нет. Была одна повестушка «Строители счастья», которую начали писать очень давно — и заканчивать не будем. Вот и все, пожалуй. Есть некоторое количество стихотворений, которые ждут своего завершения.
Любите ли вы игры (компьютерные, ролевые, настольные)? Если да, то, какие именно? И хотели бы вы, чтобы по вашим книгам создали компьютерную/настольную игру? (Ролевые игры по вашим произведениям проводились и проводятся.)
Настольными играми никогда не увлекались. В компьютерные одно время играли довольно активно (в основном в 3D-action «стрелялки», а Дмитрий — еще и в «стратегию» «Герои меча и магии»). Но со временем наигрались и успокоились. Сейчас играем очень редко — раз в несколько месяцев. Насчет создания игр (в первую очередь, компьютерных) по нашим произведениям — не то чтобы мы так уж этого жаждали, но, в принципе, ничего против не имеем. Если предложат что-то интересное — готовы сотрудничать.
Что вы ждете от читателей?
А чего ждал Костя Остен-Бакен от Инги Зайонц? Конечно же, любви, большой и чистой. Ну и понимания хочется. Редкая штука — понимание...
Вопросы задавала Елена Каретина aka Алиса