Космос, первопроходцы и вибролопата вместо причинного места.
Дневник жизнерадостного американца, странности космического перелета и высадка команды-идиотов, которую от верной смерти спасет упрямый и сообразительный русский.
Если долго и аккуратно надувать мыльный пузырь, то он получится большущим, ярким. Но хлопни — останется мокрое место. Автор точно также взял типовой анекдот про «однажды русский, американец и японец попали на необитаемую планету», а затем надул до объема полноценного рассказа.
И все бы ничего, будь у истории интересная начинка. Или череда мини-анекдотов, или приключения, или интрига. Но кроме бойкого и живого слога — этого не отнять — рассказ ничем порадовать не может.
В лучших традициях «Прометея» или «Завета» в путь отправляется собранная с миру по нитке группа из совершенно неприспособленных для фронтира людей — ну, кроме русского, конечно. Объяснение? А зачем! То ли это откровенный попил, то ли некая афера, то ли реалити-шоу. Ответа не ждите, анекдот обрывается на полуслове. Единственный хороший момент, зато шикарный и достойный самого Дивова, андроид с вибролопатой.
«Ктомыдети»
Космос, потерянность и зеркало разума.
Затерянная без связи и поддержки колония. Крохотная горстка специалистов. Пустынный и скудный ландшафт. Загадочный инопланетный вид, то ли мимикрирующий под поведение людей, то ли развивающийся под их контролем.
Приятный слог. Увлекательная, хотя не особо динамичная подача сведений. Неуклонно нарастающая интрига. Острый вопрос — если нет способа однозначно выяснить, что стоит за поведением странного вида, то как следует поступить? Верить, что они станут преемниками и наследниками? Подозревать их в нечистоплотных и коварных замыслах? Как пережить крах экспедиции? Спиться, повеситься или зациклиться на избранной области действия?
Пусть спектр затронутых идей в рассказе не так широк, как у некоторых соперников, зато они проработаны глубже. Правда, немного смазан финал – неожиданно простой и светлой концовкой.
«Имя твоё»
Космос, ржавое детство и солнечные зайчики.
Неблагополучное детство, общество законченного потребления, не по годам умный мальчик, пробивающиеся сверхспособности, грядущая утопия.
Автор очень удачно провел сквозную метафору-образ – солнечных зайчиков и Асю. Без нее рассказ бы рассыпался в наивную фантазию. А так метафора соединила отдельные удачные зарисовки с проходными сценками.
Романный слог и соответствующий темпоритм. Мелкие вопросы накапливаются, собираясь снежным комом на моменте с окончанием войны. Чем занимался Поиск на самом деле ранее, какова судьба майора, куда и когда пропала мать героя – и много другое. С сатирой на потребительство – на грани перебора, за что уж так не уважать читателей, по крайней мере, на литературном конкурсе? А вот лебеди – вполне уместны, только развить этот образ или закрепить привязкой к астрофизике.
Из ярких особенностей – атмосфера подростковой романтики – не в любовном, а в мировоззренческом плане. Когда максимализм, наивность, доверчивость и вера в светлое будущее пока еще сильны.
«Земля-2229.0901»
Космос, мелодрама и резервное копирование.
Рыбалка и размышления, субличности и диалоги внутри себя, любовь и случайности.
Написано шероховато, с корявостями – особенно они бросаются в глаза на первых абзацах. Идея хороша, но не в такой реализации.
Если не приглядываться, то рассказ выглядит симпатично, но стоит начать задавать вопросы, как сюжет рушится карточным домиком.
У нас уйма людей с мультиличностями, но никто не бунтует против такого положения дел? Никто не требует объяснить, зачем и почему все это сделано? И лишь один метущийся субъект задает вопросы самому себе, дооа.
Когда чип оказывается блокирован, я затаил дыхание в надежде, что это последствия раскрытия тайны о резервном копировании. А получил банальный хэппи-энд. Теперь интересно только одно, как будет работать на старом месте Инга, ставшая доминантой, если у нее иная профессия, чем у Лизы?!)
«Девочка и выцветший мир»
Космос, сюрреализм и демиург.
Странная девочка по странному городу странно шагает босиком.
Автор, если вас интересует мое мнение, то лучше напишите в личку. У меня весьма сложные отношения с сюром. В топ брал.
«Адаптация»
Космос, инопланетная биосфера и трудности коммуникации.
Трудности колонизации, самобытная биосфера. Первые ростки новых легенд, странности поведения. Неожиданный контакт.
Очень традиционный для колонизационной тематики, но при этом и очень хороший рассказ. Красиво описанная биосфера планеты – даже из моллюсков, червей и растений сделан убедительный образ.
Единственное нарекание – даже при том, что все размышления-объяснения необходимы и обоснованы – все равно темп провисает, пока автор не подбросит свежую пачку действий. А происходит это нечасто. Помогло бы или усиление ритма – повысить напряжение, или добавление событий – больше экшена, да просто фактов хотя бы.
Бонусные отзывы:
«Еще не друзья»
Космос, астроделянки и человечность.
Журналист на выезде, производственная фактура, космическая тайга и футурологическая антропология.
Гуманитарно-производственная фантастика в чистом виде, свойственная творчеству Михеевой. Колоритные яркие герои, объемные характеры, живые диалоги. Тщательно проработанный антураж. В данном случае аккуратно отображенная в космос тайга. Антропологический экскурс и футуропрогноз. Энергосоставляющая, конечно, фантастика в чистом виде, зато убедительная, поскольку автор описывает ее уверенно, без внутренних противоречий.
Из технического – убрать автозаменой двойные пробелы, чуток шлифануть первые абзацы. А то «хозяин дома» я прочел нарицательно.
«Марсианский синдром»
Космос, эхо войны и боль.
Конец войны, возвращение мужа. Отголоски войны – постоянной опасности, критических перегрузок, сбойных имплантов и мучительного плена.
Идейно и отчасти антуражно рассказ примыкает к дебютному роману «Меня зовут I-45» Огневой. Ибо фант-составляющая в виде суровых условий колонии, имплантов, космических боев. Мотив искалеченной войной судьбы.
Тяжелый местами настрой, который едва ли компенсируется финалом – с очень зыбкой и сомнительной искрой надежды. В остальном – реалистично, почти что натуралистично. Возможно, не хватило стереоскопичности, одна точка зрения – да еще из позиции жертвы – по-своему утомительно. Концентрация идей в норме, но при таком объеме получилась скорее зарисовка для чего-то большего, чем полноценный развернутый рассказ.
В итоге, целых три рассказа вызвали вопрос в духе: "как это оказалось в финале?" — "Урановые роллы", "Объект№" и "Мы — первопоселенцы!" Что касается "Сирот Марса", то если бы не полное отсутствие редактуры и вычитки, оценка была бы выше. Так что уже традиционно отмечаю, что несколько более сильных рассказов остались за бортом финала. Теперь осталось посмотреть, кем/чем дополнят отобранные для антологии произведения, как будет выглядеть общая картина.
Топ:
1) "Охотник и пряности"
2) "Адаптация"
3) "Ктомыдети"
4) "Слезы Ниобы"
5) "Имя твоё"
6) "Девочка и выцветший мир"
Оценки.
Финальные:
"Адаптация" — 8/10
"Девочка и выцветший мир" — 7/10
"Земля-2229.0901" — 6/10
"Имя твоё" — 7/10
"Ктомыдети" — 8/10
"Мы — первопоселенцы!" — 4/10
"Объект №" — 5/10
"Охотник и пряности" — 8/10
"Сироты Марса" — 5/10
"Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили" — 6/10
Конкурсные тексты хороши тем, что порой среди них попадаются настоящие жемчужины, оригинальные и мастерские, которые редко встретишь в антологиях, более форматных и коммерческих. Конечно, нередко авторы пытаются сшить несовместимое, раздробить философские монолиты до простых ответов, но даже за этим наблюдать весело. Иногда. По веской причине чтение было начато с конца по алфавиту. Первые шесть отзывов готовы. Во второй части будут оставшиеся шесть финальных плюс бонусные на несколько рассказов, отсеянных во втором туре.
«Урановые роллы»
Космос и «футурама» ларечного разлива.
ИИ плюс субличности. Горно-рудный бронтозавр с реактором. Умиление ребенком и вирт.
Во-первых, это не НФ. Даже близко. Автор пытался имитировать компьютерную и техническую лексику, но выглядит нелепо и наивно. Достаточно одного построения в ряд «кубитовые блэйды» и «дисковый массив». Местами автор даже почти противоречит сам себе. Так что перед нами то ли юмористическая/стебная фантастика, то ли кибер-фэнтези.
Во-вторых, стилистика баек за стойкой в баре безусловно имеет право на жизнь. При умелом использовании. Здесь же лексика чересчур упрощенно разговорная, перебор с повторами. И самое ужасное, что цельного впечатления не возникает, ни от самого нейроса, ни от субличностей. Маски без характеров и лиц. Если убрать утащенные из масс-культуры фразочки, не останется вообще ничего.
Положение дел мог бы спасти сюжет, но растянутый пунктир событий и вдвойне банальный финал убивают все положительные моменты наповал.
Тот случай, когда и рад бы накинуть балл за гуманистический посыл, но рассказ этого совершенно не заслуживает.
«Слезы Ниобы»
Космос, ксеносы и осколки безумия.
Самоизгнание и ксенокультура, спасение колонии и неизвестный враг.
При беглом прочтении хочется воскликнуть: «годно!»
Например, в первом эпизоде герой изрекает лаконичные примитивные фразы, «я опасен!» или «не подходите!» Словно ребенок лет десяти. А потом размышляет умно и сложно.
Или сцена встречи с Мышкой, когда герой сперва ждет, что Зверь покинет его, а потом тут же выдает, как давно известный факт, что они связаны навсегда после лабиринта, и это не исправить. Что это было, Ватсон?
Можно поспорить с логикой финального решения героя или поведения мантисса. Но не хочется. Потому что рассказ оставляет достаточно сильное впечатление.
«Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили»
Подобные рассказы хорошо смотрятся в детских сборниках, максимум, рассчитанных на подростков. Абсолютно безконфликтное повествование, проблемы на обратном пути не в счет – они разрешаются по мановению электронной машины одним предложением.
Для приключенческого жанра чудовищно затянута экспозиция.
Для гуманитарной НФ нет новизны – чистенькая и аккуратная ученическая работа, лекала заданы еще по советской эпохе – «мир, труд, весна!» Почти дословно, только весна – и синоним любви, и синоним расцвета.
Мелкая поправка: не «кампания», а «компания».
«Сироты Марса»
Космос, культы и мифы.
Роад-стори, суровые марсианские пустыни и нравы, подростковый бунт и взросление, деструктивные культы и Метрополия.
Знаете, такой чудовищной антивычитки даже на Грелке редко увидишь. А чтобы в финале серьезного конкурса… Мда. Местами пунктуация отсутствует, как класс. Причастные и деепричастные обороты выстроены так, что порой стадо кутается, а не пастух. Ужас? Ну, почти.
Идеи. Здесь их целая россыпь. От бунта против традиций и конформизма, от рождения мифов и легенд, до приключений с погоней, схваткой и переосмыслением, до осознания ответственности и незаметного взросления. Метрополия и бластер с одним зарядом, пустоши и резьба на забралах будто сошли из аниме 80-ых или 90-ых. Плюс западная фантастика еще более раннего периода. Этакое ненамеренное ретро.
Беда в одном – идеи по большей части не раскрыты. Автор набросал их густо, но развивать, иллюстрировать – не барское дело. Как и вычитывать текст. Пусть читатель старается, вкладывает свои смыслы или погружается в СПГС. Круто, да.
«Охотник и пряности»
Космос, чудовища и дичь.
Путешествующий охотник со странностями, необычная добыча, скрытый подвох и жесткая развязка.
Композиция «Охотника» выстроена настолько прозрачно (не путать с просто или примитивно, требуется особый талант, чтобы текст считывался так легко), что по ней можно учить начинающих авторов.
Первый эпизод – визитка героя с обманкой. Нам продемонстрировали его образ мышления, недавнее прошлое, особенности профессии. С обманкой – потому что читатель может решить, что дальше будет развиваться романтическая линия. А вот нет – это ружье выстрелит много позже, как и костяная фигурка.
Второй эпизод – полноценное введение, в котором раскрывается характер главного героя и обрисовывается место действия. Манера Валерана привирать подана ненавязчиво и ярко характеризует персонажа вкупе с прозвищем.
Третий эпизод – в нем происходит завязка, отчасти скрытая от читателя. Нам выдали необходимую порцию информации, достаточную, чтобы предсказать дальнейшее развитие сюжета. В этот момент я догадался, что произойдет при выращивании дрейка. Только делал ставку на агрессию клона.
Четвертый эпизод – собственно, окончательная подача истории. Теперь фигуры расставлены, начинается рискованная игра.
Пятый эпизод – кульминация, на мой взгляд, ложная. Экшен обеспечивает накал эмоций плюс еще моральный выбор героя, но… не уверен, что это главное, хех.
Шестой эпизод – развязка оформлена, точки расставлены. Здесь, несмотря на локальность и сжатость событий, эмоции по-своему острее. Жертва дрейка – раз. Осознание Ангелиной, что охотник не лгал – два. Я говорил, что ружья надо вешать заранее?) В первом эпизоде его показали, а выстрел состоялся почти в финале.
Седьмой эпизод – десерт для гурманов и истинная кульминация, как мне кажется. Исчерпывающее раскрытие характера и души Охотника. Именно так, с большой буквы. Его извечная тяга к уравниванию шансов и достойному противнику.
Пожалуй, логическая натяжка здесь ровно одна. Что местные жители сумели сохранить свой бизнес от чужаков – вспоминаем историю Китая, чай и шелк. И что не сумели отследить действия чужака до кризисной точки.
«Объект №»
Космос, одиночество и безысходность.
Умирающая Земля, экспедиция с риском оказаться билетом в один конец, песчаная пустыня, отрыв от семьи и дома.
Собственно, на этом характеристику рассказа можно заканчивать. Все эфирное время отведено под описания отъезда, развертывания и долгих лет работы. Вопрос, а зачем там вообще люди? Автоматические станции сделают все это же, разве нет? Разговор через спутник – так там гиперпередатчик? Это уже в копеечку влетит, ага.
Идея заброшенных в безвестности исследователей – хороша. Правда. Но реализована крайне слабо. Даже финальное осмысление героем всего произошедшего переложено на плечи читателя. А чем занимается автор? Сюжета нет, психологии отношений между членами экспедиции – очень мало. Сложных описаний нет. Атмосфера затерянности и безысходности? Маловато для высокой оценки.
Много лет назад народ Фургонщиков покинул родные земли под натиском жестоких кочевников. Погибли тысячи людей, десятки тысяч лишись родины. Но молодое поколение, рожденное уже в Меекханской империи, воспитано на героических сказаниях предков и жаждет вернуть свою родину, которую никогда не видело. Генерал Ласкольник и его отряд участвуют в небывалом по масштабности плане: помочь Фургонщикам отвоевать у кочевников свой дом. Вот только для этого огромному каравану необходимо преодолеть высокие заснеженные горы, где на перевалах и тропах поселилась смерть. Тут раз за разом исчезают люди, и никто не в силах выйти на след таинственных преступников. Но именно здесь встретятся герои Севера и Востока: Кайлеан, всадница из отряда Ласкольника, и Кеннет, лейтенант Красных Шестерок, знаменитого подразделения Горной Стражи. Встретятся, чтобы понять: в мире, где давно отгремели войны богов, возникла новая странная сила – безжалостная и нечеловеческая, и битва с ней неизбежна.
Вот-вот по горным долинам и перевалам суровых Олекад потянутся живой гигантской нитью обозы Фургонщиков, вольного степного народа верданно, решивших вернуться на родину, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Но загадочные и жуткие убийства, исчезновения людей, чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность. И генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, обоснованно опасается, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах. Тревожится и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, который не имеет значительного опыта руководства и впервые попадает в столь запутанное и опасное положение. Поэтому уже знакомый читателям лейтенант Кеннет со своей ротой получает приказ проверить весь маршрут вместе с головным отрядом верданно и удостовериться, что фургоны смогут пройти на всех отрезках пути, что нигде не встретятся засады или ловушки. А Кайлеан и Дагена под чужими именами отправятся в замок Кехлорен, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками.
Сплетая сюжетные линии Севера и Востока в "Небе цвета стали", Роберт Вегнер также окончательно уходит от сборников новелл, поворачивая историю в романное русло. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника автор добавляет еще одну героиню, от лица которой мы будем далее наблюдать за событиями — юную фургонщицу Кей-Лу, младшую дочку Анд’эверса, ставшего Оком Змеи в первом караване, что спустится на возвышенность. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, где судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты.
Пожалуй, можно поставить в укор автору, что выстраивая темпоритм романа, он оттянул кульминационные моменты всех сюжетных линий до финала. Из-за этого оказались немного пригашены яркие эпизоды, связанные с убийствами и магией. Поэтому плавный и последовательный рост напряжения на протяжении длительных боев между верданно и се-кохландийцами оставляет равнодушными тех читателей, чье сердце не вздрагивает от военных сцен.
Однако в остальном роман являет собой образчик эпического военно-приключенческого жанра. Особого внимания заслуживают бои между верданно и кочевниками. Каждая из сторон извлекла уроки из сражений многолетней давности. Усовершенствовала оружие, изобретала тактические приемы и хитрости. Но враг тоже не стоит на месте. В результате бой между Фургонщиками и кочевниками превращается в сложную интеллектуальную игру, в которой ставки с каждым ходом и часом повышаются, пока на кону не окажутся жизни всех бойцов. Только в этой игре льется кровь, в ней по-настоящему убивают и пощады не будет никому. Побежденных вырежут до последнего, в том числе женщин и детей. Вырежут ради самозащиты, ради алчности и процветания, ради застарелой ненависти и мести. Справедливость? Боги не знают такого слова. Зато оно известно родовым духам, духам двух разобщенных и ненавидящих друг друга племен, которые встретятся возле умирающей пленницы, которую палачи заставили следить за бойней. И к этому моменту разрешится тайна загадочных убийств, жестокая участь настигнет замок Кехлорен, а черные равнины и небо цвета стали увидят незваных и суровых гостей.
Вегнер сперва иронично, с присущим ему цинизмом, а затем эмоционально и красочно рассказывает жесткую историю, в которой воспевается верность и мужество, в которой романтику и легкомыслие смывает кровью, втаптывает в грязь. Но герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.
Итог:качественное военное фэнтези со множеством интриг.
В 60-х годах ХХ века НАСА обнаружило внеземной космический корабль, скрывающийся в поясе астероидов. Они наблюдали «Цель» в течение нескольких десятилетий, лихорадочно совершенствуя технологии, чтобы добраться до корабля и изучить его. Корабль же все это время беззвучно дрейфовал в космосе. Доктор Джейн Холлоуэй — лингвист, специализирующийся на вымирающих языках. Она и не думала становиться астронавтом. Но когда НАСА предлагает ей присоединиться к экспедиции на «Цель», Джейн не может отказаться. Это решение полностью изменит ее жизнь, ведь как только она приблизится к внеземному объекту, в ее голове раздастся тихий голос: «Ты дома».
Сбылась давняя мечта человечества! Не только найдено доказательство существования "братьев по разуму", но также обнаружен звездолет, дрейфующий в поясе астероидов, то есть в радиусе досягаемости для земного космического корабля. Остаются сущие пустяки — снарядить команду специалистов, которые высадятся на его борт и попытаются вступить в контакт с пришельцами. По возможности, также попробуют разобраться в инопланетных технологиях. Для этого НАСА собирает лучших профессионалов, а именно: лингвиста Джейн Холлоуэй, пилота Тома Комптона, медика Аджайи Варма, инженеров Рональда Гиббса и Алана Бергена, а также командира Марка Уолша. Однако любой, даже детально проработанный план имеет скверное свойство оказываться абсолютно бесполезным в самый неподходящий момент. Например, когда выясняется, что управляющий разум корабля жив, но звездолет находится отнюдь не в идеальном состоянии, а внутри команды назревает раскол.
"Цель" — уже не первый дебютный роман, вышедший в серии "Sci-Fi Universe" издательства Fanzon. Перед ним был авантюрно-приключенческий "Адмирал" Дэнкера, получивший противоречивые отклики, но тем не менее нашедший своего читателя. А вот книга Дженифер Фэнер Уэллс вызвала преимущественно негативную реакцию у любителей фантастики. Самое досадное, что у "Цели" были все шансы, пусть не стать шедевром, но тем не менее, удержаться на уровне крепкого середнячка.
Первые главы обрисовывают ситуацию и погружают читателя в атмосферу неизвестности. Тесный челнок, возрастающее напряжение, бытовые трудности и стыковка с загадочным звездолетом. Многообещающий зачин, поскольку его можно развернуть в разнообразных направлениях. От гнетущего триллера до благообразной футурологии. Однако Уэллс попыталась охватить широкий спектр тональностей, увы, с предсказуемым результатом.
Во-первых, главная героиня — Холлоуэй — представлена, как гениальный лингвист с поразительными способностями к изучению новых языков. Но никакой научной работы в ее исполнении мы так и не увидими, поскольку в роли "волшебной палочки" выступит телепатическая связь с корабельным разумом, Эй’Брай-ем. Очень обидно, когда обещанная фишка оказывается обманкой. Во-вторых, замахиваясь на мультирасовую вселенную, автор ограничивается по сути всего одной высокоразвитой цивилизацией, дополняя картину архетипичными инсектоидами-Сворой и предтечами-Кунабулами. На фоне классического "Возвышения" Брина такое построение выглядит бедно и бледно. В-третьих, даже атмосфера космического хоррора так и не возникла. Длинные коридоры, загадочные залы и устройства так и остались невыразительными декорациями. Хотя в том же дебютном "Адмирале" Дэнкер создал достаточно интригующую и напряженную атмосферу затерянного корабля. В-четвертых, чтобы гармонично соединить хоррор, космооперу, твердую НФ, приключения и романтику — да, линия, посвященная отношениям Холлоуэй и Бергена, занимает важное место в сюжете! — нужно обладать незаурядным талантом. Увы, "Цель" больше смахивает на универсальный фаст-фуд, всего понемногу, но ничего в полной мере.
Впрочем, есть и положительные моменты. Например, когда автор сама же высмеяла в любовной линии расхожий штамп об идеальности, одновременно четко обозначив различия в мышлении людей и корабельного разума. Или же завязка самого цикла, где героине вновь предстоит совершить путешествие в неизвестность, чтобы выяснить, что произошло с цивилизацией Сектилиев. Или же подлинная цель корабельного разума, Эй-Брай, ждавшего десятки лет момента, когда... В целом с романом сыграло злую шутку перемножение завышенных ожиданий и заурядного материала. Если в фэнтези какие-то логические нестыковки или вторичность мироконструкции еще можно замаскировать пышными фразами, то с научной фантастикой и даже подражанием под нее такой трюк не прошел.
Итог:типичная средненькая космоопера с элементами романтики.
Новый Рим жесток. Рай для патрициев и ад для бедняков, которым вместо имен присвоены номера.
Восемнадцатилетняя I-45 — слепая из трущоб планеты Земля. Она многого не знает из своего прошлого. Не видит настоящего — грубоватого парня, который спас ей жизнь, — и не подозревает о том, что ждет ее в будущем. Пробуждение силы, из-за которой на I-45 начнет охотиться вся империя…
Империя Нового Рима вполне комфортно чувствует себя в седьмом тысячелетии Внеземной Эры. Холеные патриции пользуются всеми благами цивилизациями, самые богатые и высокородные — нежатся на виллах, менее обеспеченные — сражаются в легионах или служат в учреждениях. И никто никогда не смеет присваивать гражданам номера. Это участь плебеев, которым даже клички официально запрещены. Номера выполняют грязную и опасную работу, дохнут без медицинской помощи, влачат жалкое существование в контейнерах-домах трущоб или туннелях канализации. Или сбиваются в бандитские стаи, которые постоянно грызутся между собой и вскоре погибают во время полицейских облав.
В последние годы многие зарубежные подростковые романы (young adult) основаны на противопоставлении молодых бунтарей с тоталитарной системой, в котором отчаянная жажда свободы, любви и жизни сталкивается с бездушным контролем, законом и жестокостью правящего режима. Старт массовой моды на смесь антиутопии с романтикой и приключениями произошел после громкого успеха "Голодных игр" Коллинз. Попытки воспроизвести популярный шаблон в России по горячим следам закончились провалом, серия "Холодные игры" прожила ровно два романа. Однако в прошлом году "Эксмо" и "АСТ" запустили сразу две серии, "Революция NEXT" и "Дивный новый мир", состоящие из янг-эдалта отечественных авторов, более или менее соответствующего моде, но и достаточно оригинального, чтобы не повторить судьбу предшественника.
Поскольку стержневым мотивом в янг-эдалте стали мысли и чувства персонажей, которые отчаянно борются за любовь и выживание, то именно главные герои и становятся ключевым фактором, определяющим успех или провал книги. В дебютном романе "Меня зовут I-45"Веры Огневой опорой для сюжета послужат истории четверых героев. Номер I-45 родилась и выросла в Десятой курии, вдалеке от сытости и уюта. Облезлые контейнеры-дома с клопами и тараканами, почти полная слепота, смерть всех близких и заветная мечта о лучшей жизни. Может быть, даже своем имени. Она даже не подозревает, сколь жесток мир. И понятия не имеет, каким образом чувствует импульсы электронных приборов. А-206 по прозвищу Энцо. Марсианин и участник банды "псов". Бывший, как он надеется — но судьба охотно смеется над человеческими желаниями.
Если переплетение судеб Энцо и I-45 образует достаточно традиционную сюжетную линию, правда, только до финальных глав, то вторая пара героев выглядит оригинальнее. Луций Цецилий Авианий Марс, патриций, опытный декурион и упрямый служака, который борется с преступниками не ради карьеры или денег, даже не столько ради буквы закона, сколько из чувства долга и справедливости. И номер К-326-3 с позывным Бритва, служащая Управления и нюхач. Нагловатая и своенравная особа, любящая играть на чужих нервах и сидящая на препаратах, чтобы заглушить изматывающую боль от нейроимплантов. Как ни странно, они очень похожи, несмотря на различия. Но пока не знают об этом.
На фоне других романов из янг-эдалт серий дебют Огневой смотрится довольно симпатично. Как свидетельствует название, в угнетающей атмосфере нравов Нового Рима улавливаются отдаленные отголоски "Мы" Замятина — жесткий регламент для плебеев, синтетическая еда и готовность множить курии на других планетах. Будущее прорывается киберпанком — имплантами, улучшающими зрение, обоняние, работу мозга или мышц, а также биометаллическими конечностями с дополнительными возможностями. Крайне удачно пойман момент, который почти всегда остается за кадром — ответственность протагониста за кражи и убийства, совершенные во имя благой цели или ради мщения. Автор заставляет героиню лицом к лицу столкнуться с последствиями своих ошибок. Очень злыми последствиями. Впрочем, I-45 тоже не упустит возможности свершить возмездие.
Итог:отечественный янг-эдалт приключений в мрачном мире римской антиутопии с элементами киберпанка.