...и окончание.
Космос, первопроходцы и вибролопата вместо причинного места.
Дневник жизнерадостного американца, странности космического перелета и высадка команды-идиотов, которую от верной смерти спасет упрямый и сообразительный русский.
Если долго и аккуратно надувать мыльный пузырь, то он получится большущим, ярким. Но хлопни — останется мокрое место. Автор точно также взял типовой анекдот про «однажды русский, американец и японец попали на необитаемую планету», а затем надул до объема полноценного рассказа.
И все бы ничего, будь у истории интересная начинка. Или череда мини-анекдотов, или приключения, или интрига. Но кроме бойкого и живого слога — этого не отнять — рассказ ничем порадовать не может.
В лучших традициях «Прометея» или «Завета» в путь отправляется собранная с миру по нитке группа из совершенно неприспособленных для фронтира людей — ну, кроме русского, конечно. Объяснение? А зачем! То ли это откровенный попил, то ли некая афера, то ли реалити-шоу. Ответа не ждите, анекдот обрывается на полуслове. Единственный хороший момент, зато шикарный и достойный самого Дивова, андроид с вибролопатой.
Космос, потерянность и зеркало разума.
Затерянная без связи и поддержки колония. Крохотная горстка специалистов. Пустынный и скудный ландшафт. Загадочный инопланетный вид, то ли мимикрирующий под поведение людей, то ли развивающийся под их контролем.
Приятный слог. Увлекательная, хотя не особо динамичная подача сведений. Неуклонно нарастающая интрига. Острый вопрос — если нет способа однозначно выяснить, что стоит за поведением странного вида, то как следует поступить? Верить, что они станут преемниками и наследниками? Подозревать их в нечистоплотных и коварных замыслах? Как пережить крах экспедиции? Спиться, повеситься или зациклиться на избранной области действия?
Пусть спектр затронутых идей в рассказе не так широк, как у некоторых соперников, зато они проработаны глубже. Правда, немного смазан финал – неожиданно простой и светлой концовкой.
Космос, ржавое детство и солнечные зайчики.
Неблагополучное детство, общество законченного потребления, не по годам умный мальчик, пробивающиеся сверхспособности, грядущая утопия.
Автор очень удачно провел сквозную метафору-образ – солнечных зайчиков и Асю. Без нее рассказ бы рассыпался в наивную фантазию. А так метафора соединила отдельные удачные зарисовки с проходными сценками.
Романный слог и соответствующий темпоритм. Мелкие вопросы накапливаются, собираясь снежным комом на моменте с окончанием войны. Чем занимался Поиск на самом деле ранее, какова судьба майора, куда и когда пропала мать героя – и много другое. С сатирой на потребительство – на грани перебора, за что уж так не уважать читателей, по крайней мере, на литературном конкурсе? А вот лебеди – вполне уместны, только развить этот образ или закрепить привязкой к астрофизике.
Из ярких особенностей – атмосфера подростковой романтики – не в любовном, а в мировоззренческом плане. Когда максимализм, наивность, доверчивость и вера в светлое будущее пока еще сильны.
Космос, мелодрама и резервное копирование.
Рыбалка и размышления, субличности и диалоги внутри себя, любовь и случайности.
Написано шероховато, с корявостями – особенно они бросаются в глаза на первых абзацах. Идея хороша, но не в такой реализации.
Если не приглядываться, то рассказ выглядит симпатично, но стоит начать задавать вопросы, как сюжет рушится карточным домиком.
У нас уйма людей с мультиличностями, но никто не бунтует против такого положения дел? Никто не требует объяснить, зачем и почему все это сделано? И лишь один метущийся субъект задает вопросы самому себе, дооа.
Когда чип оказывается блокирован, я затаил дыхание в надежде, что это последствия раскрытия тайны о резервном копировании. А получил банальный хэппи-энд. Теперь интересно только одно, как будет работать на старом месте Инга, ставшая доминантой, если у нее иная профессия, чем у Лизы?!)
Космос, сюрреализм и демиург.
Странная девочка по странному городу странно шагает босиком.
Автор, если вас интересует мое мнение, то лучше напишите в личку. У меня весьма сложные отношения с сюром. В топ брал.
Космос, инопланетная биосфера и трудности коммуникации.
Трудности колонизации, самобытная биосфера. Первые ростки новых легенд, странности поведения. Неожиданный контакт.
Очень традиционный для колонизационной тематики, но при этом и очень хороший рассказ. Красиво описанная биосфера планеты – даже из моллюсков, червей и растений сделан убедительный образ.
Единственное нарекание – даже при том, что все размышления-объяснения необходимы и обоснованы – все равно темп провисает, пока автор не подбросит свежую пачку действий. А происходит это нечасто. Помогло бы или усиление ритма – повысить напряжение, или добавление событий – больше экшена, да просто фактов хотя бы.
Бонусные отзывы:
Космос, астроделянки и человечность.
Журналист на выезде, производственная фактура, космическая тайга и футурологическая антропология.
Гуманитарно-производственная фантастика в чистом виде, свойственная творчеству Михеевой. Колоритные яркие герои, объемные характеры, живые диалоги. Тщательно проработанный антураж. В данном случае аккуратно отображенная в космос тайга. Антропологический экскурс и футуропрогноз. Энергосоставляющая, конечно, фантастика в чистом виде, зато убедительная, поскольку автор описывает ее уверенно, без внутренних противоречий.
Из технического – убрать автозаменой двойные пробелы, чуток шлифануть первые абзацы. А то «хозяин дома» я прочел нарицательно.
Космос, эхо войны и боль.
Конец войны, возвращение мужа. Отголоски войны – постоянной опасности, критических перегрузок, сбойных имплантов и мучительного плена.
Идейно и отчасти антуражно рассказ примыкает к дебютному роману «Меня зовут I-45» Огневой. Ибо фант-составляющая в виде суровых условий колонии, имплантов, космических боев. Мотив искалеченной войной судьбы.
Тяжелый местами настрой, который едва ли компенсируется финалом – с очень зыбкой и сомнительной искрой надежды. В остальном – реалистично, почти что натуралистично. Возможно, не хватило стереоскопичности, одна точка зрения – да еще из позиции жертвы – по-своему утомительно. Концентрация идей в норме, но при таком объеме получилась скорее зарисовка для чего-то большего, чем полноценный развернутый рассказ.
В итоге, целых три рассказа вызвали вопрос в духе: «как это оказалось в финале?» — «Урановые роллы», «Объект№» и «Мы — первопоселенцы!» Что касается «Сирот Марса», то если бы не полное отсутствие редактуры и вычитки, оценка была бы выше. Так что уже традиционно отмечаю, что несколько более сильных рассказов остались за бортом финала. Теперь осталось посмотреть, кем/чем дополнят отобранные для антологии произведения, как будет выглядеть общая картина.
Топ:
1) «Охотник и пряности»
2) «Адаптация»
3) «Ктомыдети»
4) «Слезы Ниобы»
5) «Имя твоё»
6) «Девочка и выцветший мир»
Оценки.
Финальные:
«Адаптация» — 8/10
«Девочка и выцветший мир» — 7/10
«Земля-2229.0901» — 6/10
«Имя твоё» — 7/10
«Ктомыдети» — 8/10
«Мы — первопоселенцы!» — 4/10
«Объект №» — 5/10
«Охотник и пряности» — 8/10
«Сироты Марса» — 5/10
«Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили» — 6/10
«Слезы Ниобы» — 7/10
«Урановые роллы» — 5/10
Второтурные бонусные:
«Еще не друзья» — 8/10
«Марсианский синдром» — 7/10