Адриан Чайковски «Saturation Point»
Область гигрометрического обезлюдения, или “Зона”, представляет собой растущую полосу тропических лесов на экваторе, где жара и влажность делают невозможным выживание теплокровных животных. Человек, оставшийся без защиты в Зоне, погибает за считанные минуты.
Двадцать лет назад Маркс отправилась в тропический лес с группой исследователей во главе с доктором Элейн Фелл, чтобы изучить необычный климат и посмотреть, можно ли его использовать в сельском хозяйстве. Единственное, что она узнала, так это то, что Зона — не место для людей. Были смертельные случаи, и программа была прервана.
Теперь они отправляют ее обратно. Авиакатастрофа, спасательная миссия, гонка со временем и окружающей средой, чтобы вытащить выживших. Но есть вещи, о которых корпоративные руководители Маркс ей не говорят. Зона хранит свои секреты, как и доктор Фелл…
Входит в:
— условный цикл «Terrible Worlds» > условный цикл «Terrible Worlds: Transformations»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2025 // Средняя форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алексей121, 18 января 2025 г.
Мне, безусловно, импонирует, что Чайковски продолжает экспериментировать с формой, в данном случае повесть представляет собой расшифровки аудиодневниковых записей и автор использует инструментарий на полную — запись может оборваться на полуслове, если главную героиню что-то отвлечет, в нее могут вклинится голоса других людей... Но это только вершина айсберга. В один момент несколько записей оказываются пропущены и я сначала даже подумал, что в моей электронной версии повести глав не доложили, но потом это подмечает и героиня и начинает выяснять, кто мог удалить несколько записей и с какой целью, а концовка и вовсе даёт возможность посмотреть на все записанное другими глазами... Но именно в концовке, как мне кажется, Чайковски отступил от своей изначальной задумки и в двух здоровенных главах дал героине рассказать, чем все закончилось, да ещё и морали отсыпать. И вот эти вот две главы стилистически сильно выбиваются от остального текста своей, хе-хе, нормальностью, что в данном случае является недостатком.
Что касается сюжета, он с достаточной подробностью изложен в аннотации. Из-за глобального потепления в тропиках образовалась зона высокой температуры и влажности, где невозможна жизнь теплокровных (они буквально варятся вживую, из-за невозможности отвода тепла от организма с потом). В эту зону отправляется экспедиция, якобы со спасательными целями, хотя, конечно это только прикрытие
Порадовали прямые отсылки на Стругацких, которых не мало и сравнение глобального потепления с реакцией организма на вирусные инфекции (наверняка эта метафора опять окажется затертой до дыр, но мне она раньше как-то не встречалась).
В остальном же «Saturation Point» — крепкая, но не выдающаяся работа от одного из лучших современных фантастов.
glaymore, 31 января 2025 г.
В новой повести Чайковски в очередной раз вернулся к любимой теме глобального потепления, но на этот раз зашел с немного неожиданной стороны — в отличие от, например, «Идущих в огне», здесь экваториальные регионы превращаются не в раскаленную пустыню, а в перенасыщенный влагой тропический ад. Жара+влажность убивает людей ничуть не менее эффективно, чем просто жара, а вот растения и, как ни странно, рептилии в таких условиях чувствуют себя отлично.
И в эту крайне враждебную человечеству Зону (начитанный автор устами героев несколько раз подчеркивает, что это вовсе не та Зона, которая у Стругацких, никакого пикника нам тут никто не устраивал, все мы сами, все сами) отправляется частная спасательная экспедиция, хотя кого и почему они должны спасать и зачем с ними так много тяжеловооруженных солдат, участникам экспедиции не сообщают.
В итоге, конечно, все оказывается совсем не так, как мы думали, каждый второй здесь врет, каждый первый недоговаривает, дневник героини усеян лакунами, а новая, генетически улучшенная, порода людей оказывается
P.S. Повесть явно писалась, что называется, по горячим следам COVID-19, и это ее единственное слабое место. Когда автор посреди серьезного НФ сюжета начинает пугать читателя, что мы скоро так пристрастимся к самоизоляции, что будем всю жизнь проводить в стенах своих квартир, а при виде прохожего за окном звонить в полицию — ну Чайковски, ну как так... мы все понимаем, ты натерпелся в ковидный год, хочется выплеснуть накопившуюся фрустрацию, но к чему этот клоунский гротеск?
Впрочем, это чудачество книгу сильно не портит. Уверенные 8/10.