Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 августа 2013 г. 09:44

Gil Brewer

A Killer is Loose

Gold Medal, 1954

Пересказ сюжета вполне укладывается в три предложения – даже одно, то есть в название книги. И очевидно, что сюжет здесь далеко не самое важное. Достаточно знать, что книге есть неудачник с беременной женой, пустыми карманами, почти не видящим глазом, а также убийца-психопат, про которого почти до самого финала нам ничего не известно.

Брюэр небольшими порциями скармливает нам детали о психопате и так держит нас на крючке. Книга – хорошая иллюстрация к тому, что даже самое безрадостное существование может превратиться в полный кошмар в одно мгновение, хотя даже невозможно подумать, что может быть еще хуже.

“Thanks,” he said. “I’m just telling you thanks. You saved my life. We’re buddies now, pal.”


Статья написана 31 июля 2013 г. 12:55

Zane Lovitt

The Midnight Promise

Europa Editions, 2013

Джон Дорн – одинокий частный сыщик, живущий в Мельбурне. Он безусловно наследник Марлоу и его современников: Дорн живет в собственном офисе, пьет горькую, мается от одиночества, берется за не сулящие денег дела. Но Дорн в то же время – наш современник, не фигура, застывшая в прошлом; шляпа на голове, шуточка на губе, пистолет в кармане. Все рассказы сборника написаны в настоящем времени, и это как раз признак того, что Дорн – это здесь и сейчас, это, что происходит с нами. Настоящее время еще и литературный прием. Один рассказ перетекает в другой, образуя скорее роман в рассказах, нежели сборник рассказов. Каждый рассказ представляет какое-то дело, и все рассказы расположены в хронологическом порядке. С каждым поворотом страницы реальность меняется к худшему: дела становятся тревожнее и тревожнее, а жизнь Дорна становится все более и более ничтожной.

Обычно частный сыщик – рыцарь с моралью и совестью, мешающей спать по ночам. Частный сыщик – это олицетворение деятеля, того, кто совершает поступки, предотвращая что-то плохое или же привлекая к ответственности тех, кто это плохое совершил. Поэтому рассказы о частных детективах часто написаны в прошлом времени: сделал дело, гуляй смело. Сыщик раскрыл преступление, похвастался им, и это хвастовство определенного характера обычно и становится коротким рассказом. Для Джона Дорна все не так. Он тоже страдает от мук совести, но он часто не-деятель, отказывающийся, и недеянием своим он спасает себя и своего клиента. Дорна сложно обвинить с трусости (он здесь выступает против психопатов и вооруженных частных детективов, преступивших закон), но и смелым его не назовешь.

«The Midnight Promise» предлагает безжалостный взгляд на современную Австралию, про которую нам известно немного, да и частных детективов с зеленого континента мы почти не видели.

Что бы не говорили многие заблуждающиеся, но 99 процентов историй о частных детективах – противоположность нуару. «The Midnight Promise» Зейна Ловитта входит как раз в этот один процент, здесь название серии «World Noir» не обманывает. Не обещай то, чего не сможешь выполнить.


Статья написана 30 июля 2013 г. 14:34

Richard Stark

The Dame

University Of Chicago Press, 2012

(originally published in 1969)

Алан Грофилд, актер, профессиональный вор и – иногда – партнер Паркера по ограблениям, прилетает в Пуэрто-Рико, чтобы оказать некую услугу недавнему знакомому. Грофилд берет машину на прокат и, следуя инструкциям на листе бумаги, едет на удаленное ранчо, где Грофилда встречает неприветливая женщина средних лет, умалчивающая, зачем ей нужен такой обладатель определенных навыков, как Грофилд. Герой не намерен играть в игры: он уезжает, чтобы вернуться обратно в аэропорт, но, после встречи с несколькими мобстерами, возвращается к негостеприимной хозяйке и, угрожая пистолетом, выпытывает из нее, что происходит. Дама говорит, что услуги Грофилда ей больше не нужны, и обещает утром отправить его обратно. Но до утра дамочка не доживает, а потом появляется муж убитой, мобстер, с убеждением, что его любимую, но почти что бывшую, жену убил именно Грофилд. Актеру и грабителю придется убедить разгневанного мужа, что даму убил не он, а кто-то из ее гостей.

«The Dame» была написана под псевдонимом Ричард Старк, хотя запросто Уэстлейк мог поставить свое имя на обложку. Достаточно было дать герою новое имя вместо Грофилда, выбросить все, что связывает книги о Грофилде с книгами о Паркере. В итоге «The Dame» — это то, что получилось бы, если соединить ранние крутые романы Уэстлейка с его более поздними юмористическими вещами. Грофилд здесь своего рода Пуаро с воровскими наклонностями (хотел было написать – с судимостью, но Грофилд ни разу не попадался полиции) и развитым чувством юмора.

Тон романа весьма легковесный и мало напоминающий стиль романов о Паркере, даже привычная четырехчастная структура романа нарушена. Книга написана без деления на части, и сюжет здесь прямой, без обычных паркеровских флэшбэков и смены точек зрения.

По сравнению с романами о Паркере, этот не совсем удачный. Но так как Уэстлейк плохих книг не писал, стоит признать «The Dame» весьма недурным чтением.


Статья написана 29 июля 2013 г. 12:07

Michael Connelly

The Harry Bosch Novels: Volume 1

Little, Brown, 2001

Этот сборник состоит из трех первых романов о детективе из Лос-Анджелеса Гарри Босхе, включая дебют Коннелли «The Black Echo». Каждый из трех романов – отдельно стоящая вещь, но, читая подряд, можно заметить, насколько все три срастаются в одно общее повествование о жизни Босха.

А Босх, на первый взгляд, довольно рядовой сыщик: отца не знал, мать убили, когда он был ребенком, дальше скитания по приютам, война во Вьетнаме, патрульный LAPD, и вверх по карьерной лестнице, плоть до элитного RHD. Правда, позже произошел инцидент, после которого Босхом заинтересовался Отдел внутренних расследований: Гарри застрелил серийного убийцу, безоружного. Последовали дисциплинарные взыскания, и вместо RHD Босха отправили в хомисайд Голливуда. Не самая оригинальная биография, если бы не одно «но»: Босх – своего рода частный сыщик внутри LAPD, одиночка вне системы, чужеродное тело в командной линейке. Его презирает собственный лейтенант, у него нет друзей в участке, а Отдел внутренних расследований так и мечтает прижать Босха к ногтю, чтобы уже навсегда.

Был ли Босх первым среди сыщиков-одиночек внутри отдела полиции? Вряд ли. Однако привлекательность романов о Босхе состоит во многом в том, что это нестандартные детективные истории под маской полицейских процедурников. Коннелли несколько лет проработал криминальным репортером LA Times, отсюда аутентичность деталей. Описание работы отдела убийств LAPD феноменальная. LAPD-гики будут визжать от восторга (что я и делал на протяжении всего чтения).

Но Гарри работает как бы вне полицейской структуры. Он не то что бы не доверяет, но у него свои методы. И хотя Босх не в ладах с Отделом внутренних расследований (особенно в «The Black Echo»), закон он преступает редко. Босх раскрывает самые головоломные дела, часто такие, где замешана коррупция, но делает это не с помощью выбивания правды кулаками, а благодаря необыкновенной работоспособности. Босх знает, что структура управления департаментом всегда тормозит расследование, да вдобавок часто выбирает самый удобный выход из ситуации. Босх же плевать хотел, удобно или нет.

Сюжетно все три романа – «The Black Echo», «The Black Ice» и «The Concrete Blonde» — головоломные истории, с двойным или даже тройным дном, с умеренной долей преследований и перестрелок, из них «The Black Echo» сюжетно вообще близок к совершенству. «The Black Echo» рассказывает историю об ограблении банка, «The Black Ice» — о торговле новым видом наркотика, а «The Concrete Blonde» возвращает нас к предыстории «The Black Echo», касающейся серийного убийцы по прозвищу Кукольник. И могу ответственно заявить, что «The Concrete Blonde» — лучший роман о серийном убийце из всех, что я когда-либо читал.

Как бы это не звучало странно, но местами стиль Коннелли напомнил мне стиль Ричарда Старка, создателя романов о Паркере. Босх и Паркер находятся по разные стороны закона, и еще неизвестно, помести их в одну книги, сумел бы Босх поймать Паркера. Но вот механику мысли своих персонажей Коннелли и Старк описывают сходно.

«When he was done, many of the gaps were closed. Meadows served a total of six and a half years in the federal pen. He was paroled in early 1988, when he was sponsored by the Charlie Company program. He spent ten months in the program before moving to the apartment in Sepulveda. Parole reports showed he secured a job as a drill operator in the gold mine in the Santa Clarita Valley. He completed parole in February 1989 and he quit his job a day after his PO signed him off. No known employment since, according to the Social Security Administration. IRS said Meadows hadn’t filed a return since 1988.

Bosch went into the kitchen and got a beer out and made a ham and cheese sandwich. He stood by the sink eating and drinking and trying to organize things about the case in his head. He believed that Meadows had been scheming from the time he walked out of TI, or at least Charlie Company. He’d had a plan. He worked legitimate jobs until he cleared parole, and then he quit and the plan was set into action. Bosch felt sure of it. And he felt that it was therefore likely that, at either the prison or the halfway house, Meadows had hooked up with the men who had burglarized the bank with him. And then killed him.»

Еще полгода назад я считал, что книги Майкла Коннелли – это коммерческая попса, скудное самолетное чтиво. Но теперь, три романа спустя, можно точно сказать, что Коннелли – невероятный талантище.


Статья написана 23 июля 2013 г. 18:42

первый комплект призов сегодня уехал победителю. повторим эксперимент.

на этот раз разыгрывается сразу две книги, обе уже финальные версии, не arc'и.

отдам я эти книги совершенно задаром любому с условием, что он оплатит пересылку. я, к сожалению, не сделан из денег. победителю сообщу данные для перевода (это будет рублей 150), и сразу оговорюсь, что предпочтительнее будет закинуть денег на карту сбербанка или перевод контакт\почта. если победитель изъявит желание, то за стоимость пирожка добавлю к разыгрываемой книге еще томик майкла ши или лучшее за год-2007. фэнтези.

а теперь условия самого розыгрыша все те же:

1. вам нужно читать мою колонку

2. назвать мне причину, по которой я должен отдать книги именно вам

пишите в камменты. розыгрыш заканчивается в воскресенье в 20:00 по уральскому времени. в понедельник назову победителя и свяжусь с ним.

и да: рассказывайте всем об этом розыгрыше. больше нигде на фантлабе вам не предложат книг на халяву.

поехали.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх