У Адама Робертса 15 апреля появится в продаже его новый роман "New Model Army". Он сам считает, что это его лучший роман.
А 15 уже мая выходит вторая книга у Лэйрда Бэррона "Occultation". Я даже не знаю, сколько его рассказов было переведено на русский ("Бульдозер" точно), потому сложно говорить, что у него здесь есть хоть какие-то поклонники. А то можно было организовать небольшое интервью с ним для "Фантлаба"/ Но, похоже, смысла в этом нет.
Про широко обсуждаемое вручение росконовских наград довольно правильно сказал А. Ройфе (...книжки надо сначала читать и только потом пробовать ругать), правда, еще не известно, читали ли Слюсаренко те, кто за него голосовал.
Из-за роскона все позабыли про гораздо более важное событие: был назван шорт-лист Хьюго. Рад за своего френда Джеймса Николла, френда Эллен Дэтлоу; спорный шорт-лист в номинации комиксы, зато исключительно хорошие журналы попали в список лучших семипрозинов.
Стоит отметить, что среди малой формы в номинацию лучшая новелетта попали сразу два произведения, опубликованных онлайн изначально (и оба на tor.com), такая же ситуация в номинации рассказ: два рассказа из онлайн-журнала clarkesworld.com. Это как раз к недавнему спору с тем же Ройфе: литература в сети уже очень активно теснит бумагу (а летом запускается еще один сетевой нф-журнал Lightspeed под редакторством Джона Джозефа Адамса, причем этот журнал будет предлагать едва ли не самые высокие гонорары своим аторам, большая тройка давно уже отдыхает), одна треть в двух номинациях — сетевая. (С новеллами пока сложнее — все-таки у них объем гораздо больше, и они требуют книжного формата.)
Плюс, как не трудно заметить, в шорт-лист угодили те писатели, которые сами (или по велению и разрешению издателя) на период голосования сделали свои работы доступными онлайн for free. 2 из 6 новелл доступны онлайн, 5 из 6 новелетт и 4 из 5 рассказов. Тот, кто пожадничал, пролетел. Такой ход помогает как писателю раскрутиться, так и облегчает жизнь читателю. Что-то я не заметил, чтобы в россии фантасты так делали (за редким исключением).
Британский журнал Black Static продолжает печатать рассказы высокого качества, дополняя прозу солидной секцией нон-фикшн. Книжный обзор Питера Теннанта отличается широким охватом и разноплановостью, а блок Тони Ли о свежих релизах кино на ДВД и блю-рэй берет как качеством, так и количеством. Немного расстраивает лишь то, что достаточное количество малобюджетных фильмов, упоминаемых в обзоре, доступны лишь британским любителям кино.
Основной корпус журнала составляет проза. 5 рассказов разного уровня авторов, от уже тех, кто имеет за своими плечами несколько книг, так и тех, кто публикуется впервые. Открывает номер Джеймс Купер с брутальным рассказом «Eight Small Men» из его предстоящего сборника. Два уже выросших брата (один из которых – повествователь) собираются спустя много лет в доме отчима, чтобы вспомнить, что они пережили много лет назад. Этот прием «воспоминание о прошлом» рассказу ничего не добавляет, но помогает расставлять в нужных местах паузы в напряженном повествовании. Купер умеет нагнать жути, точен в психологии; у него неплохой слог. Брутально-вязкая проза и есть то мясо, которое и делает рассказ вкусным и сочным. Однако «Eight Small Men» скорее натуралистичный мэйнстримовый рассказ, нежели хоррор. Концовка, в которой единственный в рассказе хоррор-прием таки возникает, выглядит несколько надуманно, а 8 маленьких человечков – это все же deus ex machine. Однако такой ход не разочаровывает. Все решает атмосфера и тон. (Рецензия на сборник Джеймса Купера «The Beautiful Red», выходящий скоро в издательстве Atomic Fez, куда входит и «Eight Small Men», скоро воспоследует.)
«Maximun Darkness» от новичка Алана Скотта Лэни — неплохая зарисовка про власть книг над людьми и одержимость. У автора есть умение строить сюжет, нагнетать атмосферу, но герои рассказа, брат и сестра, ходульны до мелочей, и вытянуть на героях повествование, и без того не слишком оригинальное, писателю не удается. Слабый рассказ автора, который в дальнейшем, похоже, сможет писать лучше.
«Babylon's Burning» Дэниэла Кейсена — отличный образчик юмора и хоррора в одном флаконе (именно хоррора и юмора, но не юмористического хоррора). Старший брат, работающий в конторе с сомнительной деятельностью, связанной с колдовством, зовет младшего на вечеринку. Тот поначалу упрямится, но потом, узнав про возможность переспать с девушками, работающими в компании, соглашается. С одной из них, Эвелин, они смотрят цирковой номер с отрезанием руки, но все оказывается более ужасно: руку отрезают по-настоящему.
Кейсен мешает черный юмор, древние проклятья, элементы нуара в тех пропорциях, которые делают рассказ по-хорошему развлекательным.
Завершает номер Сара Синглтон и ее «Death By Water». Преуспевая в создании атмосферы отчаяния, автор, кажется, забыла как-то разнообразить сюжет, сделав его пустой формальностью. Иэн, потерявший год назад свою жену, ищет медиума, который смог бы дать ему шанс еще раз поговорить со своей женой. Иэну предстоит пройти трех экстрасенсов, каждый из которых тщательно и с любовью выписан, затмевая собой главного героя. Правда, кроме метаний и страданий героя, в рассказе мы ничего более не увидим. Иэну все же удастся поговорить с женой, но не зря в названии есть слово вода – в конце рассказа ее слишком много, так что весь эффект от искусно выписанных героев и темных набережных вымывается, к сожалению.
За дальнейшим творчество Джеймса Купера и Дэниела Кейсена однозначно надо следить.
Ознакомился с номинационным списком Интерпресскона. Нф-романы на русском я уже давно не читал, но думал, что хотя бы в средней и малой форме я читал все достойное, что печаталось в жанре в течение года. Сильно ошибался.
У британских товарищей есть такой способ развлечься: к дедлайну премии прочитать весь шорт-лист по малой форме (ну то есть всему, что не роман) и выбрать топ-3 по каждой из категорий. (У нас их две, у западных премий — три. Ну это всем известно.)
И я, наверное, так поступлю. Позабавлюсь, если найду время. За романами же мне все равно не угнаться.
Postscripts больше не журнал: теперь он стал антологией, которая будет выходить два раза в год, хотя суть останется та же – публиковать фантастическую прозу высокого качества.
Сдвоенный выпуск журнала, который вышел под занавес 2009 года, представляет 26 рассказов от авторов как уже состоявшихся, так и относительных новичков. Рецензировать подобные сборники, разбирая каждый рассказ, занятие долгое, утомительное, да и в целом ненужное: важно указать на наиболее сильные рассказы, а проза от известных авторов так или иначе привлечет своего читателя, даже если рецензент не нашел в них чего-то запоминающегося и разительного.
Открывающий журнал рассказ Криса Роберсона «Edison`s Frankernstein» можно назвать, пожалуй, сильнейшим в сборнике, не зря у подзаголовка журнала одноименное название. Альтернативная история у Роберсона строится на, казалось бы, небольшом отличии от нашей реальности: взамен электричества люди используют «прометейскую энергию», которую в начале XIX века привез из экспедиции Джеймс Кларк Росс в виде куска механизма неизвестной цивилизации. Так, электричество отошло на второй план, а люди повсеместно используют прометеум. Роберсон вводит в историю убийство, но тайна и расследование уходит на второй план, к тому же все и так очевидно (хотя автор кое-что и припрятал к самому концу). Автор не ограничился всего лишь описанием Америки, промышленность которой основана на прометеуме, хотя то, как он прорисовывает черты Чикаго, его огромные выставки, которые одновременно и районы, и пристанище для разного рода мигрантов со всех сторон света, восхищает, а порой даже заставляет забыть о сюжете, который в принципе и развивается неторопливо.
Меланхоличный и тоскующий по родине алжирец Шабан, служащий переводчиком и телохранителем для своего босса, который в юношестве забрал Шабана в Штаты, и есть то главное, что удалось Роберсону. Он вспоминает, как он жил там, за океаном, и в его воспоминаниях как будто проскакивает память о том, как выглядел мир, в котором властвует электричество, а прометеум вовсе никогда не нашли.
В названии Эдисон и Франкенштейн упомянуты не зря: они как два ружья на стене еще выстрелят в конце рассказа.
Еще одни выставки появляются в изящном рассказе Алекса Ирвина «The Dream Curator». Его выставки представляют собой коллекции чужих снов, а курирует выставки неуверенный в себе человек, тоскующий по девушке из сна. Ирвин плетет словесные кружева в рассказе не хуже, чем Куратор составляет свои экспозиции.
«Vampire Electric» Тони Баллантайна эксплуатирует две довольно уже приевшиеся темы: вампиры и рок-музыка. Рок-группа, симпатичная девушка-вампир (V – так они здесь называются), порабощение людей – Баллантайн смешивает коктейль с кровью, который все же не очень хочется пить, слишком уж навязла эта тема в зубах, как ни пытайся автор освежить проблему вампиров.
В своем «Denny» Кит Рид пытается показать ситуацию с убийствами детей своих родителей со всех сторон: отца, матери и сына, собственно Денни. Рид мастерски обрисовывает непростую ситуацию, когда никто никого не понимает, но все думают, что понимают друг друга. Единственное, что не совсем понятно с этим рассказом, — это его фантастичность. От мэйнстрима историю отличают лишь некоторые намеки на не совсем объяснимую эпидемию подростковой агрессии, в остальном – отличная психологическая проза.
«Unreasonable Doubt» Саймона Странцаса — поначалу захватывающая история о возвращении в родной город когда-то известного кандидата в мэры этого городка. Ему некуда пойти, и он ищет крыши над головой у своего старого приятеля доктора Райли. Однако середина рассказа не прописана, персонажи ведут себя неестественно, а концовка и вовсе все перечеркивает: уж слишком гост-стори сделана по ГОСТу.
“Snowman's Chance in Hell” от новичка Роберта Йешоника – забавная история о том, как люди начали лепить снеговиков. Застревающее в памяти, но совсем не обязательное чтение.
Разнообразить прием решил другой автор, Лави Тидхар в своем «The Love-Craft». Он написал короткий сценарий о похищении инопланетянами людей. Жестокая, но малоинтересная история.
Еще одним значительным рассказом в журнале стал “Tests” Роберта Рида. Камерная история, которая состоит почти что из одних разговоров, играет на грани между банальностью о контактах с НЛО и грустной историей о том, как одиноко может быть любому и как важно верить в возможность встречи чуждых друг другу разумов. Рид не очень умело описывает людей, но берет свое в создании атмосферы. Потрясающе легкий, трюкаческий рассказ в этом номере журнала выдал Пол Парк. В “The Persistence of Memory, Or, This Space For Sale” Парк сделал героем рассказа писателя, которому он дал свое имя, к тому же приукрасив его рядом автобиографических деталей. Все начинается с аукциона, куда герой рассказа, писатель-фантаст, выставляет пару лотов, выиграв которые, можно стать персонажем его еще не написанного рассказа. Безупречный юмор, обаятельный герой, неожиданная концовка делает этот рассказ несомненно одним из лучших в номере. А если дело идет о литературных играх, то, не стоит забывать, можно ждать чего угодно.
Очень короткий хоррор-рассказ Дэвида Уилбэнкса “Time Changes” приятный, нестрашный и смешной, но он мог быть в номере, а мог и не быть: отряд бы не заметил потери бойца.
История про путешествие в Эдем длиной в 10 лет, рассказанная Лизой Таттл в своем рассказе “Ragged Claws”, перекликается с давним рассказом Стивена Кинга “Долгий джойнт». Правда, у Кинга путешествие длилось мгновенно, но если человек не засыпал в момент джойнта, то тогда оно длилось десятки лет, и путешествующий успевал даже поседеть (к тому же оставалось неизвестным, что же он видел за время джойнта). Рассказ ведется от лица человека, который был испытателем этих полетов. Во время полета человек живет в некой коробке и получает неограниченные возможности внутри своего сознания. В баре он знакомится с молодежью: двумя молодыми людьми и девушкой, — и рассказывает им про все то, что он пережил за время путешествия. Сильный рассказ о желаниях и природе человека.
“Number One Fan” Эрика Шаллера – еще один рассказ, имеющий сходство с творчеством Кинга, как если бы по мотивам отца писал сын, Джо Хилл. Писатель-фантаст попадает на богом забытый конвент, где нет ни души, а его единственным слушателем оказывается как раз фэн номер один. Держащий в напряжении рассказ, который особенно может понравиться тем, кто ездит на всевозможные конвенты.
Завершением этого номера стала еще одна альтернативная история, основанная, как и рассказ Криса Роберсона, на смене видов энергии, — “The Phoebean Egg” Стивена Бакстера. Совсем еще юноша Седрик Стаут поступает учиться в некое подобие кадетского училища, Имперскую Академию Британии образца XIX века. Британия, благодаря технологии анти-лед, получила неоспоримое преимущество перед всем миром и практически стала правящей державой всего земного шара. Седрик, его друг по Академии Меррелл и девушка Верити Флетчер неожиданно вникают в суть заговора, связанного с фебским яйцом и началом новой войны. Англия хоть и показана здесь как всемирный гегемон, все же не вызывает излишних сравнений с гитлеровской Германией. Юные герои умны, пылки и находчивы. Бакстер, помимо неплохо проработанных деталей, связанных с анти-льдом, коснулся еще и гендерной темы: Верити Флетчер в Академии находится на положении прислуги, тогда как только юноши могут учиться и являются опорой и надеждой нации. Однако Верити не простушка, а в знаниях и умении бороться и достигать желаемого показывает себя так, что даже превосходит мальчиков.
Однозначно сильная коллекция короткой прозы, в которой каждый найдет что-то по вкусу, а несколько рассказов из нее так и просятся на страницы антологий «лучшее за год».