Олаф Стэплдон «Последние и первые люди: история близлежащего и далёкого будущего»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика | Планетарная фантастика | Утопия | Антиутопия | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) | Вне Земли (Венера | Нептун, спутники Нептуна )
- Время действия: Очень далёкое будущее | Близкое будущее | Далёкое будущее | 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Умирающая Земля | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Последний человек/люди на Земле | Терраформирование | Вторжение «Чужих» | Контакт | Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
История человечества от дней минувших до глубокого будущего. От войн и разрозненных стран до мира и становления Единого государства. Образование новых культур, новых обычаев и прочего.
Бесконечная летопись человечества как единого потока живых существ, на фоне которой автор энциклопедически подробно и научно правдоподобно моделирует множество опасных ситуаций: как природных, так и рукотворных.
Олаф Стэплдон. Последние и первые люди: Фрагменты из научно-фантастического романа // Наука и человечество, 1992-1994. М.: Знание, 1994. Предисловие к публикации Вл.Гакова.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «All About Venus», 1968 г.
— антологию «Farewell, Fantastic Venus!», 1968 г.
— антологию «This Way to the End Times: Classic Tales of the Apocalypse», 2016 г.
Экранизации:
— «Последние и первые люди» / «Last and First Men» 2020, Исландия, реж. Йохан Йоханнссон
- /языки:
- русский (3), английский (7), итальянский (1), финский (1)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Жирарделли (1), О. Колесников (3), О. Маркканен (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dimixin, 21 декабря 2022 г.
«Крушение этой первой всемирной цивилизации произошло из-за неожиданной нехватки в обеспечении каменным углем»
Я полчаса по полу катался от смеха, и только прием трех таблеток успокоительного привел меня в чувство. Серьёзно? А дальше:
»... они получили божественный намек, что имевшие место недостатки угля были возложены на людей как высшая степень проверки их веры»
«Другой возможный источник энергии существовал в океанских приливах и отливах, но использование его было запрещено, потому что это движение было по своей сути астрономическим и почиталось как священное»
И эта мура получила такие комментарии:
«Моя оценка прогноза Стэплдона — восхитительно!», «Фундаментальный труд», «Ставлю высший балл — гениально», «Могучая, исполинская картина». (Я не хочу обидеть авторов обзоров, мне просто не понятно, что здесь гениального).
Вы знаете какой повод у войны Китая с США:
Вообще у автора явные психические проблемы на почве секса, если провести поиск по словам «секс», «половой», «спаривание» и т.д. — то в книге больше сотни страниц про сексуальные извращения. Его молодость пришлась на викторианскую эпоху в беспредельно пуританской семье. И всё, что вбили в ту пору в его голову, тут из него и прёт:
Автор совершенно не понимает временные отрезки: у нас на реальной Земле от первых цивилизаций до высадки на Луну прошло всего пять тысяч лет, от телескопа Галилея до космического Уэбба — четыреста лет. А у него миллионы ничего происходит:
»... в течение ста тысяч лет, человек оставался в полном упадке.», «… разум с тех пор так и дремал, находясь в оцепенении более десяти миллионов лет.» — и так постоянно.
Ну и, конечно, вишенка на торте — религия:
«Случайное совпадение, что форма самолета совпадала с основным символом древнего христианства, добавило полетам дополнительный мистический смысл.» – в тексте книги бесконечно много религиозности, но эта фраза достойна быть здесь.
Я также предлагаю оценить стиль этого произведения:
«Между такой гончей и ее хозяином или хозяйкой зачастую устанавливались особенные отношения, в виде душевного симбиоза, молчаливого интуитивного внутреннего взаимопроникновения, истинной любви, основанной на экономической кооперации, но строго гармонирующей при этом с образом, принятым у третьих племен, с религиозным символизмом и прямой сексуальной близостью.» Я так и не понял, а что это было? Вернее понял, но выражаться нецензурно здесь нельзя.
Мели, Емеля, твоя неделя!
Автор явный продукт девятнадцатого века — линейный научный прогресс, постоянные катастрофы, только ближний космос и т.д. и т.п. (я уж не пишу про электронику, роботов, термоядерную энергетику).
Итог. А он печален. Ахинея во всей своей красе. Выше, я не привел и одного процента маразма в книге. Книге необходим перенос в жанр — Юмористическая фантастика. Оценка ноль, плюс один балл за неудачную попытку.
P.S. Автор частично изложил своими словами книгу Фрэзера«Золотая ветвь: Исследование магии и религии» с переносом всех этих атавистических обрядов в будущее. Такой вывод у меня напрашивается после прочитанного.
sherlok, 26 декабря 2021 г.
Весьма занудный философский трактат, написанный почти 100 лет назад. Сюжета, как такового нет. Изложена история 18 генетических разновидностей человека, кои последовательно сменяли друг друга (обычно путем уничтожения предшественников) аж в течение 2 миллиардов лет.
Следует заметить, что наши потомки (по мнению автора) весьма туповаты: за этакую уйму времени они едва сумели кое-как освоить солнечную систему. И в конце, закономерно, не успели спастись, когда в нашем районе галактики начали взрываться звезды (в оправдание наших далеких потомков замечу — у них и было-то впереди всего 30 тысяч лет, тут никто не успел бы ничего придумать и предпринять).
Следует отметить, что фантазией автор не блещет, зачастую простодушно признаваясь: ну, эта раса была очень похожа на Пятую, а та — на Десятую (а я эти расы уже описывал, так что вернитесь и перечитайте, если очень надо). Зачастую автор и сам похоже утомляется от своей писанины, и быстренько заканчивает: прошли очередные 50 миллионов лет (а иногда — прошли 600 миллионов лет), и ничегшеньки-то не изменилось. Собственно, практически вся книга состоит из подобных перлов.
Вам может показаться, что я утрирую, но отнюдь! Искренне не понимаю высоких оценок, которыми осыпали роман лаборанты. Дочитал только лишь на силе воли, поскольку давно планировал, да руки не доходили. И скажу вам прямо: лучше бы не дошли.
vam-1970, 12 января 2020 г.
Произведение написано в 1930-м году. Вот опираясь на эту дату и стоит проанализировать его ценность и полезность, или неполезность.
Что меня поразило в первых 40 страницах — автор очень точно предсказал все события стратегические мировой политики и истории на 20-й и 21-й века. Просто поразительно!
Уже прошло 90 лет, почти столетие, а как всё угадано... или он уже знал историю будущего?
В-первых , предсказание войны между Германией и коммунистической Россией в 20-м веке — Гитлер пришел к власти только в 1933 -м году!
Помощь в этой войне России со стороны США, причем решающую и определяющую помощь.
Во-вторых, попадание всей Европы под небывалое влияние США, что и было -НАТО и Общий рынок.
В -третьих, что уже разворачивается на наших глазах -это противостояние двух сформировавшихся сверхдержав — США и Китая, и война между ними. Мы сейчас уже наблюдаем начало этой войны- идёт торговая война пока.
Такие вот исторические тенденции даже группы НИИ не смогли бы прогнозировать. В то время не смогли бы!
Но далее автор начал фантазировать, ставя человечество перед лицом катастрофических случаев — всё уничтожающие войны, выход из-под контроля ядерной техники, космические катастрофы — и на этом в тексте несколько раз уничтожает человечество как вид. Затем начинается возрождение и снова эволюция.
Но это уж очень искусственный приём. Здесь оценить прогноз невозможно.
Уж очень схематично показаны цивилизации будущего, которые живут по миллиону лет. Мы только помним и то не полностью около 8000 лет, а здесь миллионы.
Даже устаешь от видения там 18-ти поколений человеческих цивилизаций, но финал снова силён.
Финал опровергает самозарождение жизни на Земле (теория Опарина появилась в 1924 году и автор знал о ней), у него своя теория- распространение спор жизни через Космос. Что сейчас, наверно, в противовес библейской теории является среди ученых основополагающей.
Гибнущее человечество десять тысяч лет потратило на разработку спор и посылку их в Космос, дабы спасти свой Разум. Ну разве это не божественно?
Моя оценка прогноза Стэплдона -восхитительно!
stas-no, 12 апреля 2023 г.
Если оценивать данное произведение не с точки зрения истории фантастической литературы, а «просто как читатель», то не могу не отметить субъективные минусы опуса. Местами книга очень утомительна, поскольку уходит в подробности эволюции человека на разных стадиях и это на фоне гигантских временных промежутков. Другой минус — странное отсутствие динамики в развитии людей на протяжении сотен тысяч и миллионов лет. К примеру освоение полетов в космос автор переносит на многие миллионы лет от людей 20 века, что выглядит странно на фоне другой современной автору фант.литературы.
К сильным сторонам относятся некоторые предвидения относительно ближайшего будущего: русско-немецкая война, прообраз Евросоюза, политическая и культурная гегемония США, рост влияния Китая.
В целом масштаб фантазии, смелость во взглядах, отсутствие розовой утопичности, критичность перспектив развития человеческой цивилизации (или цивилизаций) составляют достоинства произведения. Перед нами не столько роман, сколько именно история будущего. Хотя я понимаю, что значение книги для жанра очень велико, но как читатель не могу оценить ее достаточно высоко. Тем более, что его же «Создатель звезд» будет все-таки несколько сильнее.
god54, 29 июля 2019 г.
Фундаментальный труд. Диву даюсь, как у автора просто хватило фантазии на то, чтобы описать такое многообразие разумных и неразумных форм живой и разумной материи. При этом просто поражаюсь количеству фантастических идей, которые развили последующие поколения писателей, а сколько ещё осталось, намек начинающим откуда черпать идеи. Даже не верится, что это мог осилить один человек, хотя если в его мозг проник один из последних людей, то ему и оставалось только набирать текст на пишущей машинке. Какое странное сочетание слов в последней фразе, которое выдает, что и моей рукой порой водит кто-то оттуда из глубокого будущего. Однако не соглашусь с концовкой, ибо с одной стороны заявляя о возможности путешествовать планетой к другим звёздам, а с другой, покорно ожидать гибели... Что-то здесь не досказано. Уверен, что сей фундаментальный труд должен стать краеугольным камнем всей системы фантастического мира, который так методично изучают писатели-фантасты, выражая результаты в своих бесчисленных произведениях, он должен стать своей таблицей Менделеева в изучении этого мира.
Rovdyr, 25 марта 2017 г.
Роман Олафа Стэплдона «Последние и первые люди: история близлежащего и далеёкого будущего» я прочитал два раза. Первое прочтение было довольно поверхностным, и к тому же его сильно затуманивала предвзятая восторженность, вызванная ожиданием «смелой фантастики». Второй заход был избавлен от этого флера, поэтому впечатление сложилось гораздо более внятное и продуманное.
Роман по характеру восприятия можно разделить на три части.
Первая — самая неинтересная. Эта часть повествует об истории Первых Людей (всего Стэплдон придумал 18 видов), начиная с времени написания произведения. Она представляет собой набор спекуляций (не побоюсь резкого слова), слишком явно и, что хуже, примитивно проистекающих из предшествующей истории. Многие из этих спекуляций (я не могу назвать их фантазиями, ибо это слово для меня имеет слишком высокий смысл) весьма пространны, иные — обескураживающее наивны. На мой взгляд, пропуск этой части романа ничего не отнимет у читателя; таким образом, потеря трети объема — тяжелый недостаток для произведения.
Вторая часть показалась мне наиболее интересной и в чем-то оригинальной. В ней изображена история человеческих видов от № 2 до № 17, которая протекала на Земле, Венере и, в конце, Нептуне. Кроме того, в эту историю вклинилось вторжение на Землю марсиан.
Пожалуй, в этой части я действительно могу признать фантастику Стэплдона смелой и во многом солидной. Хотя… есть такие моменты, при чтении которых остается только разводить руками от недоумения. Например: земляне (это уже Пятый вид) намереваются переселиться на Венеру. Автор подчеркивает любознательность и высокое развитие Пятых Людей — и тут оказывается, что они до сих пор не освоили космические полеты. Более того — уже переселившись на Венеру, они обнаруживают там разумную жизнь. Это просто невероятно!!! Венеру обследовали спустя несколько десятков лет после жизни Стэплдона, а его земляне за миллионы лет вроде как кропотливых исследований всего и вся не знали, что на Венере обитают разумные существа.
Тем не менее, несмотря на такие «огрехи», я нашел эту часть романа интересной. Нашел благодаря тому, что здесь содержатся примечательные и очень показательные идеи, которые базируются на таких ключевых концепциях определенного направления Западной мысли, как эволюционизм и креационизм. Здесь они тесно сплетены (кстати, не случайно автор легко оперирует такими временными периодами, как миллионы — а, в конечном счете, 2 миллиарда лет), и реализуются в настойчивом стремлении менять природу Человека, которая постоянно считается несовершенной.
Приведу две чрезвычайно важных цитаты:
«Подобно Первым Людям и еще многим естественным человеческим видам, Четырнадцатые Люди еще не вполне могли считаться людьми».
«Именно этот вид [Пятнадцатые Люди — прим. Rovdyr] впервые на Нептуне осознал как бессметную расовую цель желание переделать природу человека по жесткой мерке».
Третья часть романа вызвала у меня разочарование. От нее следовало ожидать каких-то кульминационных открытий и откровений: все-таки она посвящена Последнему Человеческому виду. Но я таковых не увидел. Было стойкое ощущение, что автор попросту устал. Поэтому он (устами рассказчика, представляющего Восемнадцатых Людей) излишне часто прибегал к выражениям о том, что, дескать, вам, Первым Людям, того или этого не понять.
Мне действительно было непонятно, зачем нужно было придумывать для этих людей обычай посмертного каннибализма (умершего поедали его друзья)? Вообще-то сей ритуал был характерен для самых архаичных племен.
Непонятно, зачем у Восемнадцатых Людей имелись какие-то «сексуальные группы»? Моногамия и моноандрия — атрибуты отнюдь не всех обществ даже в наше время. В чем тут «высокое достижение» Последних Людей?
И особенно непонятно, зачем нужно было добиваться какого-то коллективного разума? Я могу понять, когда во время медитативной практики в состоянии самадхи в сознании исчезает субъектно-объектное разделение. Но коллективный разум — в чем его великое достоинство? Кстати, несмотря на свое вроде бы огромное интеллектуальное и психологическое развитие, Восемнадцатые Люди оказались неспособны выдержать полет за пределы Солнечной системы — одни космонавты умерли, другие сошли с ума, третьи превратились в ментально раздавленных ничтожеств...
Впрочем, больше всего меня поразило то, что желанием Восемнадцатого вида было вообще избавиться от смерти, придя к обществу некоего количества вечно существующих молодых людей. От этой идеи просто жуть берет. Но автор все же не решился на это запредельное извращение и обрек сей вид на исчезновение, подведя черту под историей Человечества.
Gudleifr, 16 января 2023 г.
Один отзыв — одна мысль:
Вот так вот, походя, покончить разом со всей верой в могущество Интернета.
GomerX, 1 сентября 2017 г.
В целом, согласен с отзывом Rovdyr — это не футурология, не научная фантастика, не исследование истории человечества и его природы, а довольно поверхностная спекуляция на тему утопии. Последние люди по-Стэплдону интеллектуально и духовно мало чем отличаются от первых. Автор увяз в антропоморфизме и близорукой аппроксимации.
Стоит внимания только одно замечание по поводу Последних людей (18-ой модели человечества). Последние люди, осознавая свою обреченность на гибель в пределах увядающей солнечной системы, приходят к идее создания микро-спор, которые должны содержать в себе заскриптованный генофонд человечества, и солнечный ветер разнесет эти споры по Вселенной в поисках нового дома (автор использует другие термины, но смысл такой). В целом, это является одной из основных рабочих гипотез происхождения жизни на нашей планете, к которой ученые пришли уже в 21 веке, проведя ряд исследований в том числе в космосе, о которых автор знать не мог в свое время.
В остальном же книга скучная и скудная на идеи, многие из которых довольно откровенно позаимствованы у Г. Уэллса.
keellorenz, 10 июня 2012 г.
Близко знавшие Олафа Стэплдона рассказывают, что идея написать будущую историю человечества на миллионы лет вперёд возникла у него во время наблюдения за морем и его обитателями: оно навеяло ему мысль о цикличности человечества – как цивилизации, так и биологического вида. Волны, словно череда событий и времён , поднимаются в сияющую высь – и спадают в глубочайшую пропасть, омывая неизменные тела прибрежных морских млекопитающих… Он – насмотревшийся крови ветеран-орденоносец 1-й мировой войны (водитель при госпитале), профессиональный преподаватель промышленной истории и философии не строил иллюзий относительно способности «духовных скреп», религий, традиций и философских идей помешать сползанию общества в хаос и катастрофу… Одна из катастроф была позади, другая – ощущалась впереди: в Германии уже кидали «зигу», в России – готовили Голодомор и 37 год. На таком фоне волей-неволей станешь смотреть на цивилизацию без поросячьего визга радости от всестороннего прогресса науки и техники, но со стальной логикой, лишенной всяких эмоций.
Думаю, у человека его судьбы с годами появился некий психологический прием отстранения от эмоций и умение смотреть на человечество с космической, планетарной точки зрения. Вот он и смотрел… Модернистом, подобно его коллеге по перу и автору второй великой футурологической эпопеи 20 века – Альфреду Дёблину он не был, поэтому вместо метафор и ощущений прямолинейно изложил в своем труде (текст надиктовывает Стэплдону пришелец из будущего) всю грядущую историю человечества в ключе викторианских романтиков с поправкой на логику, английский здравый смысл и науку как таковую... Эйнштейн, ядерная физика, альтернативная «зелёная» энергетика, редактирование генокода, атомные межзвездные корабли-ковчеги, планетарная инженерия, интернет, автоматизация промышленности, колонизация солнечной системы, мутанты, биокомпьютеры — идей в этой диковинной книге на энциклопедию, как отмечал ценитель и последователь многих идей Стэплдона — Станислав Лем (любознательных читателей отсылаю к его трактату «Фантастика и футурология»).
Взяв за отправную точку футурологическо-философские труды выдающихся английских ученых Джона Бернала, Джона Холдейна, Джуллиана Хаксли и Альфреда Уайтхеда (и во многом невольно повторив более ранние изыскания Циолковского), Стэплдон размотал клубок своей истории начиная с 1930 года на 2 миллиарда лет вперед, продемонстрировав на этом неимоверном и захватывающем дух масштабе что такое человечество в космическом контексте, какие ловушки природы и рукотворных технологий ждут его в будущем и есть ли план спасения.
Собственно план-то есть – об этом и книга, да вот только Стэплдон прозорливо полагал, что идиотов в обществе большинство и человечество еще хорошо отделается, если не слишком сильно будет наступать на грабли на пути его реализации. Про то, чтобы вообще «не наступать» и речи нет… Прав ли он был в своих рассуждениях на страницах этого романа? Пугающе прав! Прогнозы относительно близкого будущего (война России и фашистской Германии, локальная ядерная война и гонка вооружений, коронавирус и энергетический кризис) сбудутся чуть ли не буквально: всего через 10 лет его собственный сын-моряк будет сражаться с Гитлером (через пол- века он получит за папу-мечтателя литературную премию!), а он сам с семьей будет пережидать бомбежки в деревенском доме, прозорливо (футуролог-практик!) построенном подальше от целей бомбометания.
Через 15 прогремит первый ядерный взрыв, через 56 Рейган с Горбачевым поедут в Исландию (Рейкьявик) договариваться о прекращении ядерной гонки вооружений (такой эпизод есть в романе буквально!), через 90 наступит эпоха глобальной эпидемии… в принципе на описании близкого будущего иной автор и остановился бы – так поступил Деблин в «Горах морях и гигантах» (1924), но туда, куда не решился заглянуть модернист, продвинулся романтик Сэполдон. После примерно трети текста (как раз рухнула Вторая цивилизация первых людей и случился ядерный Чернобыль пополам с Хиросимой) читатель словно садится на санки и съезжает с горки со все большим ускорением: тут уже Стэплдон не сдерживает фантазию и изощренно (некоторые считали садистски-реалистично и сатанински-кощунственно) в масштабе сотен миллионов (!) лет «троллит» читателя безрадостными перспективами. В некоторых местах я бросал чтение, чтобы успокоиться, настолько сильно воздействие некоторых эпизодов книги (вроде истории очередного «Христа» или морально-нравственные аспекты выживания людей, переживших ядерную катастрофу). Дело тут в беспощадном реализме и логике, роднящих Стэплдона с другим ветераном войн — Джорджем Оруэллом. Ничего смешного. Все так и будет (ну или примерно так — не суть важно, главное — концепция). Ресурсы исчерпываются, эпидемии чередуются с глобальными изменениями климата (ледниковый период и техногенное потепление — здесь меня потряс сюжет с последним мужчиной на планете и двумя женщинами, которые чудом спасли человечество от полного вымирания), эволюция заводит хомо-сапиенс-сапиенс в тупик, генная инженерия порождает эпоху сексуально-садистских вакханалий, человечество порабощается кибернетическими биокомпьютерами, деградирует из-за философских концепций, нападают загадочные марсианские облака из микроорганимов, Луна сходит с орбиты, падают астероиды, меняется состав воды в океанах, взрывается Солнце, эволюционирует галактика ! И каждый раз волею то случая, то научной смекалки, то хитрости, а то и изощрённого подлого коварства, как в эпизоде зачистки Венеры от коренного населения, человечество спасается, строит несколько раз Утопию (два раза на Земле, и по одному разу на Венере и Нептуне), пока в конце концов не оказывается одновременно перед лицом и Высшего потустороннего Разума (галактического электромагнитного «телепатического» интернета — привет Винджу!), и предела существования нашего сектора галактики.
И вот пришло время держать ответ перед самими собой – правильно ли мы все делали, за что это все нам и как с этим грузом доживать последние миллионолетия? В уста одного из последних представителей последней, 18й разновидности людей, автор вкладывает наконец Ответ – он сочетает в себе одновременно мизанропию, сократовский стоицизм, экстатически-сексуальный восторг (К.С.Льюис сгоряча назвал это кристально чистым поклонением Дьяволу), буддистскую нирвану и главное, быть может, радость художника за написанное полотно. В вольном пересказе суть там в следующем: да оно (Человечество) ужасающе, но в ужасе есть и красота: красота подвига, преодоления себя, победы (пусть и локальной) разума и науки над Судьбой. В несовершенстве людей и бессилии перед природой была его слабость, но в животном витальном инстинкте, обузданном и направляемом разумом (логикой, наукой, знанием), в самой борьбе за свое существование – их же великая сила Прометея, позволившая пронести огонь хотя бы на 2 миллиарда лет.
Красив был человек – и в добре, и во зле, говорит автор, велик в делах, да пришел и ему конец. Не как кара, а просто так, по стечению обстоятельств — Будда чихнул, хлопнул в ладошки и все кончилось. И чтобы протянуть подольше, думайте пожалуйста головой, дорогие предки, будьте самокритичнее и опирайтесь на логику (в добро автор после 1й мировой уже не верил), не стройте иллюзий, любите науку, да смотрите на себя почаще с точки зрения космоса – телепатически, сквозь 2 миллиарда лет обращается через автора последний из всех людей к читателям. К Первым людям. К нам.
Ставлю высший балл — гениально.
P.s. небольшое замечание к часто встречающемуся неверному утверждению, что роман Стэплдона — «самая первая история будущего». Намного раньше свои подробные версии будущего на миллионы лет вперед предлагали французские авторы: Камиль Фламмарион («Гибель мира», 1894) и Гастон де Павловски («Путешествие в страну четвертого измерения» 1911).
P.p.s. Роман Стэплдона известен также как едва ли не первое футурологическое произведение, в котором профессиональный специалист по промышленной истории прозорливо углядел и «перестройку» Горбачева именно в СССР, и рыночные реформы Дэна Сяопина в тоталитарном «советском» Китае (на момент написания романа Китай был еще капиталистическим), и создание ЕЭС. В далеком 1930 году…
P.p.s. Крайне интригующий момент: зали ли о романе в ссср. Я думаю, что да — узнаваемые мотивы вроде падения Луны (сам Стэплдон взял его из повести Холдэйна, как известно), планетарной и биоинженерии и ряд других попадаются даже в 30е годы , во времена Иосифа Сталина (!)- в романе Леонида Леонова «Дорога на Океан», дебюте Казанцева в НФ и нескольких поздних его же романах цикла «Фаэты». Казанцев в 60е годы упоминал Стэплдона в статье об англоязычной фантастике. Некоторые мотивы явно именно из этого романа просочились и в «Туманность Андромеды» Ефремова:например идея Кольца миров, эпизод с «подвигами Геракла» и даже описание межзвездного корабля. Первая диссертация по Стэплдону была защищена ещё в 70е годы в ссср.
SurmatMG, 1 января 2017 г.
Если меня когда-нибудь попросят ответить на вопрос: в чём смысл жизни, я без лишних раздумий посоветую собеседнику прочесть этот роман. Жизнь, однажды возникшая на этой планете, находится в бесконечном развитии. Существа рождаются и умирают, открывая путь новым формам. Этот процесс длится миллиарды лет и на его переднем крае находится разум — инструмент, созданный эволюцией для выживания его носителей, но в силу своей природы дающий им, в частности людям, возможность осознания себя и способность познавать окружающий мир, выходя за рамки эмпирического опыта и выстраивая сложные метафизические модели реальности. С этой точки зрения человек, ровно как и любая другая разумная форма жизни, является вершиной Пути — именно разумная жизнь является единственным субъектом в неразумной Вселенной: только она способна по-настоящему понимать, что происходит вокруг, а также выстраивать планы и сознательно влиять на происходящие в мире события (разумеется если мы допускаем, что верховного субъекта — Бога — не существует!). Но насколько велики возможности разума? Увы, являясь частью Вселенной и полностью завися от определённых условий любая жизнь, пусть даже и разумная, вынуждена непрерывно бороться за существование в бескрайнем космосе, проходя непрекращающуюся череду кризисов и катастроф, угрожающих ей вырождением и гибелью и так от рождения до самой смерти. В этом и заключена величайшая трагедия и невероятный пафос жизни: изначально зная, что мы все (живущие) обречены на гибель и темноту, мы продолжаем верить, жить и бороться в предчувствие чего-то очень важного, но постоянно ускользающего от нас. Того, что в разные времена называлось Богом, Абсолютом и Истиной. Этому поиску и борьбе и посвящён роман Стэплдона.
ArtTrapeza, 7 января 2016 г.
Угораздило меня взять книгу Стэплдона с собой в больницу. Это определённо не развлекательное чтение, приятных эмоций оно не вызывает и не способствует выздоровлению. Только голову грузит (не скажу, что это плохо, но точно не для больницы). Нет, читать было интересно (завораживало), но очень тяжело. Мне приходилось буквально продираться сквозь книгу, перечитывая абзацы. Но, думаю, оно того стоило. Книга показывает, что человечеству есть куда развиваться не только в технологическом, но и в социально-психологическом плане, ведь даже восемнадцатые люди осознают своё несовершенство и пределы возможностей.
Что касается критики данного произведения, то тут лучше читать «Фантастику и футурологию» Лема. Даже сам Стэплдон относился к «Последним и первым людям» критически, определяя своё творение как попытку создания мифа.
И ещё мне кажется, что «Последние и первые люди» повлияли не только на «Все грядущие дни» Немо Рамджета, но и на «Эволюцию» Бакстера.
k2007, 7 октября 2014 г.
Грандиозная история человечества на два миллиарда лет вперед, со взлетами и падениями. Читать роман... странно. То, что автор не угадал с техникой — это понятно. Но вызывают сомнения такие длительные сроки существования различных человеческих цивилизаций, которые в романе указаны.
Книга сложная, абсолютно не приключенческая. Автор был щедр при ее написании, щедр в изображении человеческих формаций, событий человеческой истории. Здесь и модифицирование человека, и вторжение инопланетян, и покорение планет Солнечной системы. Безусловно, книгу полезно прочитать как пример того, какая фантастика была до войны, и просто как пример, достаточно редкий, того, как в небольшой по объему книге моделируется история человечества. Но читать книгу сложно, она напоминает научный трактат.
razrub, 31 августа 2009 г.
К сожалению, автор у нас практически неизвестен. На русском издана всего одна книга, небольшим тиражом (который до сих пор не распродан), в очень «массовой» серии «Философия». Да и на Западе писатель основательно подзабыт. Эх, коротка человеческая память...
А ведь Стэплдон создал самую масштабную и глобальную картину развития человечества в истории мировой литературы. Задолго до Азимова, Хайнлайна или Стругацких. Лишь читая Стэплдона, начинаешь понимать, откуда «растут ноги» у огромного числа НФ-идей. На мой взгляд, если вы считаете себя читателем-фэном, то «Последние и первые люди» столь же обязательны для прочтения, как и «Солярис», «Властелин колец» или «Пикник на обочине».
Творчество Стэплдона очень высоко оценивал Станислав Лем, считая его, наряду с Уэллсом, величайшим писателем. Согласитесь, подобная рекомендация дорогого стоит.
Dimas_86, 22 января 2009 г.
Очень сложное и многоплановое произведение. После прочтения романа именно со Стэплдоном у меня ассоциируется настоящая интеллектуальная фантастика. Не хочу ставить спойлеров, поэтому скажу только что основное направления сюжета заложено уже в названии. В «Последних и первых людях» автором использовано множество интереснейших ходов и развито множество занимательных идей. Стэплдон не ограничивает свою фантазию, не бережет идеи для следующих произведений. В книге находит отражение множество проблем, актуальных как при написании романа, так и в наши дни. В заключении хотелось бы заметить, что несмотря на некоторую сложность, с произведением следовало бы ознакомится для того чтобы составить представление об истоках жанра фантастики и о том как фантасты ранее акцентировали внимание читателя на многих важных аспектах нашей жизни (да и просто чтобы мозг не ржавел).
Dentyst, 11 августа 2009 г.
Могучая, исполинская картина.Если сильно проникнуться — голова кружится и пухнет.Без сомнения заслуживает внимания истинных знатоков и ценителей, не только фантастики но и футурологии, и философии.Естественно, несколько тяжеловесно, старомодно, да и стиль оставляет желать лучшего.А с другой стороны — много ли таких грандиозных произведений существует?Ценность романа доказывает и то, что издали его (вместе с подобным) в философской серии.Сдаётся мне, что не один и не два классика НФ зачитывались О.С. в раннем возрасте.Я прочитал с огромным удовольствием, но очень огорчился ,узнав, что кроме этих двух вещей по-русски прочитать больше нечего.