Альфред Бестер родился 18 декабря 1913 года в Манхэттене, в Нью-Йорке. Его отец Джеймс Дж. Бестер владел обувным магазином и происходил из первого поколения австрийских евреев, эмигрировавших в США. Мать Альфреда, Белла (Belle Silverman), родилась в России и говорила на идише. В семье Джеймса и Беллы было двое детей – девочка Рита (р. 1908) и мальчик Альфред (р. 1913). По вероисповедания семья была смешанная (отец иудаист, мать стала христианкой).
Бестер учился в Пенсильванском университете, где он был членом общества Philomathean (общество любителей обучения). Он играл в футбольной команде в 1935 году и, по его собственным словам, был "самым успешным членом команды фехтования». Потом он перешел учиться в Колумбийскую школу права, но бросил не доучившись.
Бестер и Ролли (урожденная Rolly Goulko, 21 декабря 1917 – 12 января 1984) поженились в 1936 году. Ролли Бестер сделала успешную карьеру на Бродвее, а после войны работала актриссой на радио и ТВ. Бестеры почти все время жили в Нью-Йорке, и лишь в начале 1980-х переехали в Пенсильванию, и жили на Geigel Hill Road в Ottsville, штат Пенсильвания.
После учебы в университетах, 25-летний Альфред Бестер работает в отделе по связям с общественностью, и параллельно начал писать научную фантастику. Дебют состоялся в журнале «Trilling Wonder Stories» (апрель 1939) с коротким рассказом «Забытая аксиома» (The Broken Axiom), который выиграл в любительском конкурсе, проводимом журналом. Этот конкурс кстати выиграл Р.Хайнлайн, но решил не отдавать свой рассказ за приз в 50$, а продать его в другой журнал, «Поразительные истории», за 70$.
Редактор Морт Вайсингер познакомил Бестера с Генри Каттнером, Эдмондом Гамильтоном и др. В течении следующих нескольких лет Бестер публиковал рассказы у Джона Кэмпбелла в «Изумительной научной фантастике». В 1942 году его друзья-редакторы перешли на работу в DC Comics, и Бестер начинает писать для «Супермена» и др. (Green Lantern, The Phantom, Mandrake the Magican).
После четырех лет в индустрии комиксов, в 1946 году Бестер перешел сценаристом на радио, с подачи жены, которая в то время работала на радио и сказала ему, что детективному «Шоу Ника Картера» требуется сценарист. Позже он писал для шоу «Тень», «Чарли Чан», «Ниро Вульф» и для CBS Radio Mystery Theater.
С появлением американской телевизионной сети в 1948 году, Бестер также начал писать для телевидения, хотя большинство из этих проектов были менее известных.
.
.
Ролли Бестер, 1948 год
.
.
В начале 1950 года, после восьмилетнего перерыва, Бестер возобновил написание научной фантастики рассказов. Тем не менее, после первого возвращения в Astounding с рассказом «Изобретение дьявола» («Одди и Ид»), он вскоре перестал сотрудничать с журналом, когда редактор Джон Кэмпбелл стал увлекаться дианетикой Л.Рона Хаббарда. Бестер затем перешел в только что созданный журнал «Гэлакси», редактором которого был его друг Гораций Голд. В Нью-Йорке он состоял в Hydra Club, организации писателей-фантастов этого города, в которую входили Айзек Азимов, Джеймс Блиш, Энтони Бучер, Авраам Дэвидсон, Джудит Мерил, Теодор Старджон.
В ранний период своего творчества Бестер стал известен как мастер коротких рассказов, однако наибольшую популярность он получил за романы, написанные в 1950-х годах. «Человек Без Лица» (1953), лауреат первой премии Хьюго, рассказывает о полицейском расследовании в мире будущего где телепатия является обыденным делом. Бестер создает гротескно-капиталистический, иерархический и конкурентоспособной социальный мир, который существует в прозрачной для телепатов среде. Роман печатается с продолжением в «Гэлакси» (январь-март 1952), и в следующем году в переработанном виде выходит книгой. Первая книжная публикация была посвящена Горацию Голду, который делал замечания по ходу действия романа, и посоветовал другое название вместо первоначального «Demolition!».
Английское, 1953 года издание романа примечательно тем, что суперобложка была ошибочно сделана на более широкую книгу — поэтому заглавие не умещается на книге, оно у разных владельцев этой книги либо заезжает на корешок, либо ныряет под заворот на клапан.
.
Не-фантастический роман Бестера «Кто Он?» (Who He?, 1953) рассказывает про сценариста ТВ-шоу, который просыпается после алкогольного затемнения и обнаруживает, что кто-то пытается разрушить его жизнь. Были куплены права на экранизацию, и именно на эти существенные деньги Альфред и Ролли Бестеры уезжают более чем на год в Европу. В 1956 выходит переиздание романа в мягкой обложке под названием «Крысиная гонка» (Rat Race).
Следующий роман Бестера был придуман в то время как он жил в Англии и в основном написан, когда он жил в Риме. «Моя цель – звезды» (The Stars My Destination, 1956, более известен под названием «Тигр! Тигр!»). Толчком к истории послужила газетная статья о потерпевшем кораблекрушение во время Второй мировой войны моряке, который дрейфовал на плоту в Тихом океане 133 дней, а проходящие мимо корабли считали его приманкой спрятавшихся неподалеку в радиусе действия торпед подводных лодок. Из этой заметки выросла история Фойла, смешанная с пересказом «Графа Монте-Кристо» А.Дюма. Роман «Моя цель – звезды» публикуется Г.Годом с октября 1956 по январь 1957 в «Гэлакси». Книжные издания уже с 1956 года выходили то под одним, то под другим названием. После «Тигра!» Бестер не писал романов 19 лет.
Во время своего европейского турне, Бестер параллельно начал писать путевые заметки о Европе для журнала Holiday. Редактор, впечатленный его работой, поручал ему писать статьи о путешествиях и интервью с такими звездами, как Софии Лорен, Энтони Куинн, Эдмунд Хиллари. (Позднее, в 1960-х, Бестер интервьюировал Вуди Аллена, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Рекса Стаута). В результате постоянной занятости в журнале, Бестер практически не пишет НФ, но рассказы «Кто убил Магомета» и «Пи-человек» были номинированы на Хьюго.
.
.
.
С октября 1959 по октябрь 1963 он не печатал фантастики, вместо этого он сосредоточился на своей работе в Holiday (где стал главным редактором), и лишь писал отзывы на фантастические книги в журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction» (1960-62 гг.) и сценарии для ТВ. В это же время Ролли Бестер стала вице-президентом и кастинг-директором в нью-йоркском агентстве по рекламе Ted Bates & Ko.
В 1959 году Бестер адаптировать свою историю «Убийственный Фаренгейт» (1954) для телевидения. Цветная часовая драма вышла 18 октября 1959 года на NBC под названием «Убийца и Андроид», и была номинироована в 1960 году на Хьюго за лучшую драматическую постановку. 5 марта 1960 по ТВ показывают телеспектакль Бестера «Turn the Key Deftly» по оригинальному сценарию, и в 1962 выходит спектакль «Mr. Lucifer».
После четырехлетнего отдыха от НФ, Бестер опубликовал несколько рассказов в 1963-64 гг., и в 1968 – короткий рассказ «Рукопись найденная в бутылке из-под шампанского».
.
.
А.Бестер, 1961 год
.
.
А.Бестер, 1964 год
.
.
Хотя как главный редактор Holiday, Бестер иногда вводил НФ-компоненту в содержание журнала (однажды он заказал статью Артуру Кларку про туристический полет на Луну), сам себя Бестер никогда не печатал.
Holiday перестал выходить в 1971 г., позднее он был возрожден и переформатирован, но уже без участия Бестера. Впервые за почти 15 лет, Бестер оказался без постоянной работы. После долгого перерыва от написания научной фантастики, он вернулся к сочинительству в 1972 году. Рассказ «Четырехчасовая фуга» был номинирован на Хьюго-1974, а роман «Дьявольский интерфейс» – номинировался на Небьюлу-1975. Несмотря на эти номинации, работы Бестера этого периода не получают хорошей критики и коммерческого успеха, сравнимого с успехом двадцатилетней давности.
Неудачей обернулась и попытка конца 1970-х писать сценарий к «Супермену», который был в итоге заказан кинопроизводителями у Марио Пьюзо.
.
.
.
Бестер опубликовал два коротких рассказов в 1979 году два романа – «Голем100»(1980) и «Обманщики» (1981). В дополнение к потери зрения, у него начались другие проблемы со здоровьем, и он не опубликовал ничего после 1981 года. 12 января 1984 не стало жены Ролли, с которой он прожил вместе 48 лет.
В 1985 году было объявлено, что Бестер будет почетным гостем на Всемирной конвенции НФ, которая состоится с 27 августа по 1 сентября 1987 года в Брайтоне (Англия). В заготовленной под этот случай книге подарочной книге для сбора автографов, Бестеру отводилось почетная верхняя строчка. Среди гостей конвента были Аркадий и Борис Стругацкие, Уильям Гибсон, Артур Кларк, художник Джим Барнс и мн. др., но почетный гость не смог приехать потому что упал и сломал бедро.
От осложнений, связанных с его сломанным бедром, в возрасте 73 лет Альфред Бестер умер 30 сентября 1987 года в Дойлстауне (Пенсильвания), через месяц после начала кона в Брайтоне. Тем не менее, незадолго до своей смерти он узнал, что ассоциация писателей-фантастов Америки будет награждать его в 1988 году титулом Гранд-Мастер.
Две книги А.Бестера выпущены посмертно. «Нежной любовью и яростью» (1991) нефантастический роман, вероятно написан на рубеже 1950-60-х гг. Фантастический роман «Психолавка» издан в 1998, основан на неполном фрагменте черновиков Бестера, примерно 92 страницы. Книга завершена Роджером Желязны (1937-1995), и опубликована под двумя фамилиями.
Альфред Бестер не оставил детей и, согласно легенде, завещал все имущество своему знакомому бармену Джо Сьюдеру (Joe Suder). В общем-то она соответствует действительности. Однако заявление, что Сьюдер не знал и не помнил Бестера, относится как раз таки скорей к области легенд, а не фактов. Известно, что Бестер останавливался у бара Сьюдера каждое утро – забрать почту, и они постепенно сдружились.
Произведения А.Бестера переведены на французский, итальянский, японский, португальский и др. языки.
Библиографию А.Бестера можно посмотреть на сайте, а вот фильмографию редко где можно увидеть.
Фильмография:
1954 Секретная служба (Top Secret) (телесериал)
– This Man Is Death (1954) (сценарий)
1956 Conflict (телесериал)
– Человек из 1997 года (Man from 1997) (1956) (оригинальная история)
1959 Naked City (телесериал)
– Жало скорпиона (The Scorpion Sting) (1959) (story)
1959-1960 Sunday Showcase (телесериал)
– Turn the Key Deftly (1960) (сценарист)
– Убийца и Андроид (Murder and the Android) (1959)
1960 Dinosaurus! (консультант)
1962 Alcoa Premiere (телесериал)
– Mr. Lucifer (1962) (сценарист)
2004 Gankutsu (телесериал)
2015 The Juliet (фантастика. драма, основана на рассказе А.Бестера) (анонсировано на 2015 год)
Выражаем признательностьFixedGrinу, Kiplasу, и куда-то пропавшемуClavicepsу Pза помощь.
Прочитал сейчас залпом книжку, изданную в США суммарно тиражом в 1 000 000 экземпляров. С предисловием космонавта Армстронга. Простая история совершенствования часового механизма в XVIII столетии. Как мудрили с маятниками, как пришли к рубиновым камням вместо смазки подшипников. Как изобрели биметаллическую пружину. В книге больше чисто истории вещей, чем истории (часовщик отправляется в полевые испытания хронометр, ждёт оплаты от комиссии при парламенте, а где-то там за горизонтом война какая-то Семилетняя идёт), и это весьма подкупает по причине позитивности изобретателей. Делайте часы а не войну. В книге есть масса презабавнейших идей по идиотизму не уступающих флогистону (например определение точного времени с помощью раненных собак — собака на корабле в море, на берегу бинт с ее кровью, полдень бинт смачивают лекарством и псина за сотни миль якобы начинает тотчас выть), и только разумная механика отмеренными маятником шагами подступает к подлинно верному способу определения хода времени.
Книга была экранизирована в 1999 году — и я вот так с ходу даже и не припомню какая еще научно-популярная книжка удостоилась экранизации в форме художественного фильма.
Да, и еще — книга переведена Е.Доброхотовой-Майковой (с недавних пор ведущей на сайте рубрику Переводчики и переводы) что само по себе является отменной рекомендацией к приобретению книжечки.
9 февраля 1928 года в большой итальянской семье, обосновывавшейся в Бруклине (район такой в Нью-Йорке, США), родился мальчик Фрэнк.
Мальчуган, как и все детишки его возраста, пенился от рисования всяких зябликов-домиков-людишек, но, в отличии от большинства из нас, вместо оплеух за испорченные обои получил от бабули 10 центов за какое-то свое художество. (Говорят, что это было изображение попки Дженис, подружки Фрэнка). Вот и разберись теперь, то ли тумаки отбивают у подрастающего поколения желание рисовать, то ли Фразетта рисовал изначально лучше среднего уровня. Тем не менее мотивация у малыша сложилась нешуточная, и уже в пять лет он обставлял на художественных выставках десятилетних киндеров. Уже тогда Фразетта нашел, что называется, своего героя, свой конек – снежные люди, про которых сочинял различные комиксы. В восемь лет Фрэнка определили в Художественную школу при Бруклинской академии искусств – так с понтом называлось небольшое учрежденьице из трех комнат на малопроезжей улице, с низкой арендной платой. Зато поблизости были дешевые магазины, где юные студиозусы кормились. В художку ходило три десятка великовозрастных студентов, а занятия проводил приверженец классической школы живописи, итальянец Майкл Фаланга (Michael Falanga). Фаланга хотел даже отправить Фрэнка в Европу, в какую-нибудь приличную художественную школу на юге Италии, поближе к своим. Но, увы, скоропостижная смерть мастера не дала такой возможности. За неимением препода школу при Бруклинской академии, закрыли, а Фразетте пришлось отложить поездку в фашистскую Италию и продолжать ходить в обычную образовательную школу.
В пятидесятых годах Фразетта начал работать с комиксами. Рисовал истории для Durango Kid, Manhunt, Adventure Comics, и Blackhawk, а обложка к Ghost Rider (Наездник Призрак) снискала шумный успех. В 1951 г. Фразетта разработал собственный сюжет комикса Thun'da (Тунда), и выпустил три книжки про очередного тарзаноподобного супергероя в затерянном мире.
Фразетта еще вдобавок продавал своих сценарии и наброски героев другим издательствам, и рисовал куски для комиксов Flash Gordon (Флэш Гордон)
Sweet Adeline (Приятная Аделайн) – юмористическая история молоденькой девушки в городе. В этом сборничке представлены некоторые работы из «городского» периода Фразетты.
Его обложки к Buck Rogers in 25th Century (Бак Роджерс в 25 веке) поразили юного Джоджа Лукаса, да и вообще, Бак Роджерс как персонаж частенько мелькал на киноэкранах.
Образцы подписи Фразетты разных лет
Фразетта не сидел целыми днями за рабочим столом – он любил играть в бейсбол, шлялся по пляжам и веселился на всю катушку. Но в 1952-м году настало опаньки – втюрился в семнадцатилетнюю Элеонор Келли. Судя по фотографиям, в ней он нашел именно то, что искал в женщинах: красивая, спортивная, все при всем. Для модели годится.
В 1952 году Фразетта получает газетную полосу для своего комикса Johnny Comet (Джонни Комета) – про популярные в те годы автомобильные гонки. Амеркосы, надо сказать, помешаны были на автогонках-рыдванах: берется какой-нибудь отстой 1928 года выпуска (капот на ремнях! реечная рулевая тяга! литые шины!), доводится до ума, пилот-фанатик в кабину – и на старт! Да, не забыть фары лейкопластырем залепить крест-накрест – чтобы при ударе в салон не залетели.
Потом лет восемь Фразетта за большие бабки горбатился под какой-то чужой комикс-проект, в результате чего полностью утратил собственную манеру письма. Фрэнк с ужасом вспоминает, что целый год потом ловил себя на невольном подражании чужому стилю. Пока Фразетта приходил в себя, он калякал что-то для журнала Playboy. «Лучше всего руки отдыхают на женском теле» – признается Маэстро.
Разрыв со студией Al Capp не прошел даром – многие издатели отвергали работы художника, и Фрэнк заподозрил, что попал в черный список, хотя в некоторых издательствах он и получал заказы на обложки книг.
Дональд А.Уоллхейм (Donald A.Wollheim, 1914-1990), работавший в издательстве Ace Books и возглавлявший там подразделение по выпуску книжек в мягкой обложке, вцепился в Роя Кренкеля (Roy Krenkel, 1918-1983) с целью припахать его делать обложки к романам Эдгара Райса Берроуза. Кренкель нарисовал их штук двадцать, получил премию «Хьюго» как иллюстратор, но, как художник старой закваски, работать быстрее просто не мог. Чтобы Уоллхейм отвязался от него, Кренкелю пришлось сосватать в издательство Фразетту. Фрэнк мочил картины с невероятной скоростью – сутки на полотно, не разгибаясь и не вставая из-за стола. Жена орала: «Давай сюда!», а Фразетта знай себе краски накладывает. В порыве озарения он мог отказаться нафиг ото сна, лишь бы нарисовать и полностью разукрасить полотно по сюжету, пришедшему ему в голову после ужина. Какая разница, где женщина – на простыне или на полотне.
После переизданий Берроуза дошла очередь и до другого классика, Роберта Говарда. Издательство Lancer заказало у Фрэнка обложки к произведениям о Конане.
Конечно, манера Фразетты не родилась на пустом месте: мускулистых эрегирующих героев и томных широкобедрых женщин, просто плещущих вагинальной энергией, можно встретить в бесхитростных иллюстрациях Джона Джеймса Аллена (1872-1957), романтизировавшего «Тарзана» Э.Р.Берроуза, в работах уже упоминавшегося Р.Кренкеля, и др. Но Фразетта чего-то уловил в романтизации варварства, перенес эротизм здоровых сисек в футуристические декорации космического века, и заработал первый миллион на тиражировании постеров. «Да, это было время здоровых сисек. О силиконе еще не слышали, а пергидрольные блондинки не вытеснили настоящих. Ведь как отличить настоящую грудь от постоперационной? – учит нас Мастер, – Настоящая женская грудь всегда мягкая, поддается; рука в ней тонет как в нежной подушке, набитой пухом рождественской гусыни».
Что было подтекстом в рассказах Говарда о Конане, то стало главным предметом в изображениях: зрелые, пышные красотки Фразетты, если им не угрожают фаллические монстры, превращаются в самостоятельных жестоких амазонок.
Сексуальное пробуждение выплескивается на полотна Фразетты. Не мудрено, рисовал-то он ночами.
Вольно интерпретируя текст книг, Фразетта использовал обложки лишь как повод для публикации своих собственных картин, навеянных темой Героя. Или Героини. Или просто жену свою нарисует, и выдаст за «Амазонку, сражающуюся против короля Киммерии». Фразетта больше любил иллюстрировать произведения Говарда, так как «они дают больший простор для фантазии, нежели бесхитростные рассказы Берроуза». Когда же Фразетте говорили, что обложка ничего не имеет общего с содержанием книги, он отшучивался: "А вы не судите о книге по обложке!"
Общий тираж переизданий рассказов о Конане с обложками Фразетты перевалил за 10 млн. экз. Да-а, есть с чего разгуляться. Мотоцикл купил, сына родил.
Заработав имидж художника в жанре героической фэнтези, Фразетта уже в 1966 получает диплом «Хьюго» как лучший профессиональный художник.
В 1970 Doubleday затевает переиздание “марсианской” серии Берроуза, и опять припрегает Фразетту для оформления обложек. Эти романы Фразетта похоже и не читал: пищу для фантазий давали только эротоманские название книг Берруоза: «Под пышными лунами Марса» (1912), «Принцесса Марса» (1917), «Дочь тысячи джедаев» (браво мамаше этой дочери!) (1917), «Палковводец с Марса» (1914), «Тувия – дева Марса» (1916).
В начале семидесятых издательства платили Фрэнку от одной до десяти тыс. долларов за обложку. Теперь же на аукционах «Сотбис» и «Кристи» его картины идут за пятизначные суммы.
Альбом The Fantastic Art of Frank Frazetta (Фантастическое Искусство Фрэнка Фразетты, 1975) разошелся тиражом в миллион экземпляров.
С середины семидесятых годов Фрэнк мало рисует для фэнтези – несколько обложек в год, немного иллюстраций. Скандально известный Л.Рон Хаббард за большие деньги заказывал у него пару картин для первых антологий «Писатели Будущего». Сайентологическая религия плохо сопрягается с культом обнаженного тела, поэтому Фразетту к этим проектам больше не привлекали.
Фразетта активно рисует афиши к кинофильмам, в его доме бывают звезды Голливуда: Клинт Иствуд, Джордж Лукас, Фрэнсис Форд Коппола, Марлон Брандо и др. Капали на мозги капали, и наконец накапали: Фразетта едет в Голливуд и начинает работать с Ральфом Бакши (Ralph Bakshi) над фильмом Fire and Ice» (Лед и пламя, 1982). Этот Бакши известен высококачественным мультфильмом по первой части «Властелина Колец» Джорджа Толкина. Знатный был мультик – пока художественный фильмец не вышел.
1977 год, Клинт Иствуд, Сандра Локк, Фразетта
Фразетта, ??, Джордж Лукас
Сильвестр Сталлоне в гостях у Ф.Ф.
Вспоминает Элли, жена Фрэнка:
«Мы постоянно получали письма от читателей: нельзя ли приехать и посмотреть картины в оригинале?». Именно для таких фанатов в апреле 1985 года, в городе Ист-Страудсбург (штат Пенсильвания), Фразетта открыл «Художественный Музей Ф.Фразетты»: картины, эскизы, литографии, скульптуры и, кажется, даже батики…
Скульптурки:
«Я не преследовал цель заработать денег на продаже билетов – если я хотел бы срубить бабло, проще было бы продать парочку картин на аукционе. Мне просто нравится показывать свои работы людям, которые без ума от них». Опять же, натурщицы попадаются знойные. А учитывая скорость работы Мастера над полотном, какой-нибудь студентке колледжа не в падлу задержаться на вик-энд в гостях.
К сожалению, в 1995 Музей немного погорел, и лишь в июне 2001 экспозиция открылась заново в радикально перестроенном здании.
В 1986 Фрэнк тяжело заболел из-за расстройства щитовидной железы, вызванного отравлением скипидаром во время постоянной работы с лакокрасочными материалами. Похудел на треть, почти прекратил работать с красками, занимался только графикой. «Я смотрел на свои картины и не мог понять: как я мог это нарисовать?».
В начале девяностых издано несколько альбомов Фрэнка: Small Wonders: the Funny Animal Art of Frank Frazetta (1992), Illustrations Arcanum (1994), а так же занятная Pillow Book (1991), в которой собраны различные наброски, рисунки и акварели с сороковых годов и по сей день: рисунки, подаренные Элли на Рождество, день рождения, День Матери, а то и вовсе подаренные безо всякого повода.
"Underwood Books" издал своеобразную трилогию альбомов
"Icon: A Retrospective by the Grand Master of Fantastic Art Frank Frazetta" (Ретроспектива Великого мастера фантастической живописи. 1998),
"Legacy: Selected Paintings and Drawings by the Grand Master of Fantastic Art, Frank Frazetta" (Избранные картины и рисунки. 1999),
и "Testament: A Celebration of the Life & Art of Frank Frazetta" (2001),
в которые вошли наиболее характерные и классические работы сделавшие его знаменитым (Icon), в Legacy акцент сделан на обложки книг и комиксов (Тарзан, Вампирелла, и т.д.), и в третьем томе — малоизвестные картины, работы для "Battlestar Galactica", много эротики. Обложки, формат и оформление книг периодически менялись за десять лет, но в целом это как бы стандартная коллекция по творчеству Фразетты. Книги по 170-200 стр каждая, большого формата. Иногда в мягкой обложке, чаще твердые — смотрите не попутайте если брать будете в каком-то интернет-магазине, потому что в силу забавностей коллекционного рынка частенько бывает в мягкой обложке дороже чем в твердой.
«Фрэнка часто упрекали в сексизме и критиковали за дешевый мелодраматизм, но все равно его работы являются бесспорно энергичными и мощными. Несомненно, в жанре героической фэнтези Фразетта был один из наиболее влиятельных иллюстраторов столетия, – писал Питер Николс в своей многотомной «Энциклопедии Фантастики», – Изящное движение добавляло совершенное романтичное дополнение к классическим произведениям Говарда и Берроуза. Его визуальные фантазии оказали глубокое влияние на многих иллюстраторов, особенно специализирующийся в героической фэнтези, вроде Бориса Вальехо»
У этой заметки только одна цель — показать какой разноплановый художник Фразетта.
Некоторые книги с использованием его картин в качестве иллюстраций:
Американский график и иллюстратор, на протяжении 35 лет, с 1930-х и до 1970 года работал для Weird Tales, Startling Stories, Galaxy и других журналов фантастики эпохи "Золотого Века". Его тончайшая работа с линиями и штриховкой, его изящные фирменные туманные капельки, едва-едва прикрывающие изящные тела обнаженных девушек дивной красоты, его смелые догадки облика космических кораблей, машин будущего, роботов и аксессуаров, его проникновение в средневековый мир фэнтези, с этими мечами, луками и стрелами, роскошными одеждами и свирепыми животными — всё это наполняет рисунки Финлея незабываемым ароматом фантастики Каттнера, Вейнбаума, Меррит, Сильверберга, Андерсона, Филипа Дика, Балларда, Ли Бреккет, Рея Брэдбери, Эдмонда Гамильтона, Шекли и многих-многих других авторов нескольких поколений. Даже к "Хоббиту" Толкина есть у него рисуночек забавный.
Вот завлекалочка и далее под катом еще две дюжины будут
Финлей родился и вырос в Рочестере (Нью-Йорк), его отец Хью был плотником, и умер в возрасте 40 лет в разгар Великой депрессии, оставив свою жену Рут с двумя детьми.
Финлей уже в подростковом возрасте довел до совершенства технику граттажа (Scratchboard или scraperboard, царапание доски. Это не гравировка, это другая технология) и разработал свой неподражаемый уникальный стиль, который в сочетании с фактурой галечного камня используемого для изготовления гравюр, давал неожиданный эффект. Рабочая поверхность пластины покрывается белой глиной и тушью, и для появления рисунка с пластины надо снять тушь. Используя ультратонкое литографическое перо, он ставил одну точку (открывал белую подложку), вытирал перо, ставил вторую точку, и так далее и так далее. Из черного листа он делал практически белый. Подготовленная к работе пластина полностью затвердевает часов через сто, поэтому работу надо вести достаточно быстро. Никто ни до, ни после Финлея не работал постоянно в такой трудоемкой технике, заменяющей фактически растровую фотографию.
Классический граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Все работы получаются как бы белым по черному, и лишь единицы проявляли усидчивость и доводили рисунок до привычного нам "черным по белому". Я подозреваю это адов адъ — рисовать белым по черному, чтобы в итоге всем зрителям казалось что это рисунок черным по белому. Искусство это всегда преодоление искусственных преград и препятствий: Довлатов не использовал в предложении слова начинающиеся с одной и той же буквы. Жарковский пишет на старой пиш.машинке. Кто-то из великих привязывал к карандашу тяжёлую кость, чтобы рука быстрее уставала.
В возрасте 21 года Финлей послал шесть рисунков в журнал "Weird Tales", редактору Фарнсворту Райту (Farnsworth Wright), который подметил что такие четки штриховые линии буду отлично воспроизводиться на низкокачественной дешевой и грубой бумаге. Финлей дебютировал в декабре 1935, и сотрудничал с журналом до самого его закрытия в 1954 году. Еще он сделал 19 цветных обложек для "Weird Tales", а 1936 выполнил превосходную серию иллюстраций к переизданию пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь".
Это дебютный рисунок из журнала 1935 года:
Один их эскизов 1935 года:
Один из рисунков к Шекспиру:
Цветные обложки:
Финлея заметили в Нью-Йорке, и с 1938 года он становится сотрудником в "American Weekly", в одном из журналов империи газетного магната Херста (см. фильм О.Уэллса "Гражданин Кейн") — и перебирается в этот город на постоянное жительство. В том же году он женится на Беверли Стайлз, своей подруге с раннего детства. Редактором "American Weekly" был писатель Абрахам Меррит, и Финлей в результате сделал еще множество иллюстраций к его произведениям. Для "American Weekly" сделано всего 845 работ.
С 1943 по 1946 он проходит военную службу на Тихом океане, участвовал в боевых действиях на Окинаве. После демобилизации Финлей продолжает работать, но уже вольным художником — для Startling Stories, Super Science Stories, Amazing Stories, Thrilling Wonder Stories, Fantastic Adventures, Argosy. Как говорят, скрупулезность техники заставляла сидеть за столом по 16 часов в сутки, ибо в спешке такие работы не выполняются.
Если взять в руки нф-журналы тех лет, то можно подумать что там сплошные эротические рассказы да повести. Однако это не так, даже — совсем не так, и эротизм есть только в иллюстрациях. Которые тем не менее не могли переходить определенных границ дозволенного.
Пузыречками он прикрывал их везде, но гений не ищет лёгких путей, и вот тут он прикрывает тело бабочками:
а здесь черепами:
а тут грибочками:
А тут все пристойно но все равно пузыречки:
В середине 1950х журнальный рынок просел от пиратов ухода рекламодателей на телевидение, и Финлей начинает плотно сотрудничать с издателями гороскопов. Параллельно работая и на фантастическом рынке — для книжных обложек и для журнала "Гэлакси" (глав.ред которого, Гораций Голд, оправдывая свою фамилию, платил шестикратную ставку писателям и художникам). В 1953 году Финлей получает "Хьюго" как лучший иллюстратор. В 1956 Финлей иллюстрирует книжку энтомолога Альбро Галли, но не про насекомых, а про космические путешествия. "Большая книга о космических путешествиях" (Gaul Albro "The Complete Book of Space Travel" 160 стр, высотой 29 см) с многочисленными иллюстрациями Финлея и статьей Сэма Московица. Весь мир грезил космосом, никто не был исключением.
Обложка к книге "Корабль Иштар" А.Меррита, 1951 год:
В 1960е Вирджил Финлей в основном работает для астрологических журналов, и выполняет великолепные рисунки. Но публикуется и в нф-журналах, успевает сделать картинки к Балларду например.
В 1969 году у Финлея обнаружили рак, сделали операцию, он восстановился, но умер через два года, в возрасте 56 лет. И мир узнал что Финлей был еще и поэтом — он писал "в стол" стихи, но опубликованы они были только после его смерти.
В 1971 в Donald M. Grant, Publisher, Inc вышел небольшой альбом Virgil Finlay с очерком Сэма Московица о художнике:
Эволюция подписи Финлея:
1937
1939
1941-42
1950е
1950е
1950е
конец 1950х и далее все 1960е
В Нью-Джерси жил друг Финлея — Джерри де ла Ри (Gerry de la Ree). У него огромная коллекция работ Вирджила. С 1975 по 1981 он издал 7 томов с иллюстрациями Финлея, в принципе по хронологии внутри томов идёт подборка. 7 книг по 128 страниц, практически 800 иллюстраций. Размер альбомов 28,5х22,5 см, бумага типа меловая хром-эрзац, плотная, похоже 160 г/м2. Рисунки идут спокойно, в полную страницу, практически везде указано произведение какого автора проиллюстрировано. Формат журналов фантастики, где печатали Финлея, был 15х20см, так что тут все работы даны в еще более приличном качестве. Печать таких работ с клише — дело хлопотное, при больших тиражах оно разбивается, поэтому тиражи альбомов колебались в районе одной тысячи экз — 1050, 1300, 1000 ровно. На последней странице была специальная рамочка фигурная, где номер экземпляра проставлялся шариковой ручкой, но в некоторых книгах номера нет.
1. The Book of Virgil Finlay: Being the Drawings of Virgil Finlay (1914-1971) from the Collection of Gerry de la Ree (1975)
2. The Second Book of Virgil Finlay: The Fantasy Art of Virgil Finlay (1978)
3. The Third Book of Virgil Finlay: The Fantasy Art of Virgil Finlay (1979)
4. The Fourth Book of Virgil Finlay (1979)
5. The Fifth Book of Virgil Finlay — the Weird Tales Years (1979)
6. The Sixth Book of Virgil Finlay: The Astrology Years (1980)
7. Virgil Finlay Remembered: The Seventh Book of Virgil Finlay: His Art and Poetry (1981)
Первый том — по всей видимости задумывался как единственный, поэтому в названии нет порядкового номерка.
тома 2, 3 и 4 — подборки фантастической графики, всё подряд, без специальной тематической фильтрации.
Пятый том — графика из культового журнала "Странные истории". Я так понял что это самый редкий том, цена его сразу в три раза выше любого другого из этой линейки.
В шестом томе собраны иллюстрации последних лет жизни Финлея, он считал этот период, когда работал по заказу над оформлением гороскопов и прочие астрологические темы, лучшими в своей карьере.
Всего получается 7 томов по 110 картинок (за вычитом предисловия), примерно 770 репродукций. Из 2600 всего Финлееем нарисованных.
Есть еще некоторые издания:
Любопытно сравнивать свежую книжку и журнальную ветхую публикацию.
У меня немножечко пальпа тех лет имеется, нуивот:
Журнал "Гэлакси" за август 1957 года, стр. 32-33, и репродукция в современной книге:
журнал "Amazing Stories" за декабрь 1957 года, стр. 77
VIRGIL FINLAY. A PORTFOLIO OF ILLUSTRATIONS — Nova Press, 1953 год. уже тогда было понятно, что иллюстрации Финлея продукт сам по себе, даже без рассказов.
Finlay's Lost Drawings for Shakespeare's 'A Misummer Night's Dream' (портфолио из 25 листов иллюстраций к этому произведению Шекспира) — есть публикация 1971 года, сделанная Gerry de la Ree.
Book of Virgil Finlay Издан Avon Books в 1976. Простенький тонкий бумажный альбом, он появился у Бориса Завгороднего еще в советское время. Одна из чудесных иллюстраций была использована Андреем Тужилкиным на самопальном изделии повестей Генри Каттнера, еще во времена ЛПФ, машинопись на ксероксе. Собственно будучи в гостях у Тужилкина, показывал радушный хозяин свои редкости мне, и там был замечательный самиздатовский сборник
с чумовой картинкой в характернейшем стиле Финлея. Я видел некоторое количество пальповых журналов "Золотого Века", сразу просёк что это Финлей. Андрей сказал что это фотокопия из альбома художника, была такая книжка издана. Ну а раз была издана книжка, то ее в принципе можно найти на Абибуксе (это такой подлинно книжный сайт, который делает Амазонку одной левой). И оказалось что альбомов Финлея просто множество, десятка три изданий.
An Astrology Sketch Book — издатель Donald M. Grant, 1975 год.
Сборник астрологических эскизов — виньеточки, фигурочки, заставочки, черновики и т.п. Почти все графика, но есть и в цвете немного работ.
Есть издания и в других странах, например на итальянском языке в 1981 выпускали альбом.
В 1990х Underwood Books еще делал альбомчики, среди которых любопытен "Virgil Finlay's Women of the Ages" (1992) в котором собраны женские персонажи. Короче, помнят автора, не забывают.
При поиске книг и в написании заметки мне оказывали помощь Kiplas и Андрей Т. за что выражаю им искреннюю благодарность.