Отзывы от члена жюри Алексея Прохоренкова:
На Дону и в Замостье Такое чувство, что автору захотелось написать про особых коней и про то, что убийство портит карму, а раз писать надо про коней и про убийц, то возникло стремление привязать это к Первой конной и к Гражданской войне. Если исходить из текста, сложно поверить в наличие у автора знаний о Гражданской войне, а понимания людей того времени и вовсе не чувствуется. Никакого интереса к истории. Если бы агитаторы красных говорили бы такими штампами, которые обрывками упоминаются в тексте, все бы от них разбегались. Почему люди садились на коней, если известно, что он в конце-концов унесёт в небытие? Что чувствовали, пока были всадниками («первобытная красота, чтобы рубить без раздумий» — это отписка). Почему люди вообще рубились, а не по лесам прятались? За мотивами людей автору следить не интересно, ему интересна только идея про коней, которая является перепевкой марвеловского венома. Хочется пожелать автору больше интересоваться человеческой психологией и историей, если уж он хочет, чтобы действия его произведений развивались в прошлом, а не в будущем. Автор явно рассчитывает на такого читателя, который не читал «Тихий Дон» и другие произведения о Гражданской. Создавать неглубокий ширпортреб никто запретить не в (силах) праве, но это безамбициозный путь для автора.
Мы — мафиози Попытка скрестить гангстерскую сагу со штампованной космооперой. Два вторичных жанра порождают вторичность в квадрате. Фантастические куски выглядят более обнадёживающе, чем гангстерские, которые будто бы из «Б» кино. Хочется пожелать автору сосредоточиться именно на фантастике.
Чёрное Солнце для юного Кина У автора прекрасное воображение и блестящее умение с помощью самых незатейливых предложений передавать читателю те картины, что возникли у него в голове. За мир, в котором развивается действие и за умение создавать текст жирный плюс. Всё остальное вызывает противоречивые чувства Такое ощущение, что рассказ выдуман благодаря тому, что автор не успел вовремя вернуть книгу в библиотеку. Резануло, что между озвучиванием предсказания и его воплощением проходят секунды. Какое-то запоздалое предсказание выходит, ведь его же надо осознать и подготовиться к нему, и подготовка должна раскрыть персонажей. В пророчестве сказано, «когда взойдёт чёрное солнце», а когда доходит до дела, солнце начинает чернеть в середине дня. «Мир нельзя спасти в одиночку, только разрушить, это легче»,- говорит Старое Крыло. Ким справляется в одиночку. Выходит – он разрушитель? А Старое Крыло выходит не прав не только в том, что удерживает книгу, но даже в этом. За книгу уже и так отдано было немало перед убийством. Жадюга какой-то этот бог. Но Кин в конце признаёт его правоту. «– Мы не наши предки… – пробормотал Кин. – Вот именно… Значит, нам не нужно их наследие!» Автор озвучивает голос нынешнего поколения. Но это очень опасное настроение. Ведь тогда и рассказ автора никому не дался завтра, если он написан вчера. Ну и сопутствующие этому посылу мелочи, вроде апофеоза манкуртизма тоже лучше не игнорировать. Рассказ о том, что индивидуализм и забвение – лучшие вещи на свете. Если автор стоит на продвижении таких ценностей, то его можно поздравить. Это легко прочитывается в его тексте, а значит автор умеет донести до читателя то, что важно ему.
Крафт. Благодарность автору за интересный магазин, грамотный стиль, жизненность, вечные, хотя и очевидные истины, но именно очевидные истины и есть главный материал для писателя. Жаль, что у автора не получилось оригинальной захватывающей истории.
Скипер-зверь Хочется поблагодарить автора за интересную, волнующую историю, говорящую о том, что семья – самое важное на свете, что надо во что бы то ни стало держаться за родных. Это правильная установка для писателя. Сам же рассказ фантастическим не является. Матери с детьми прячутся в подвалах от дронов – увы, это не фантастика. Но это не значит, что об этом не надо писать. Наоборот, надо. И автор — большой молодец, что создал такой рассказ. Но это — внеконкурсная вещь. И об этом — постоянно в новостях, и там об этом рассказывается более пронзительно. Вот что надо учитывать. Таких историй на наш многострадальный народ уже выпало столько, что и писать о них надо по особому. Кто поймёт, как отразить эту тему литературными средствами, тот и выйдет в классики. Автор – молодец, что ищет пути в этом реалистичном направлении.
Капсула Хоупа Весь рассказ из одного диалога, пускай и мастерски построенного с хорошо подвешенными ружьями. В этом сила рассказа, но и не только сила. Эффектная антиутопия. Человечество перейдёт к массовому геноциду всех иных по разным дурацким поводам, не новая идея, но оформлена хорошо. Один из шантажирующих рассказов. Мол, у меня здесь всё так трагично, так актуально, так пророчески, так мрачно. Кем же ты будешь, если не выберешь мой рассказ лучшим? Кем же ты будешь, если не проникнешься. Здесь очень легко передавить, и уйти от литературы в чернуху. Классиков апокалиптических антиутопий уже довольно много, и выделиться среди них сложно. Но и добиваться литературных вершин, рисуя всеобщее безальтернативное гниение, задача для ленивых, уже много кем выполненная. Если автор хочет быть одним из писателей, пророчащих крах человеческой цивилизации через приход к тотальным диктатурам, ведущим повальные аресты, добро пожаловать в толпу.
Замкнутый город Интригующий фантастический рассказ. Зачётный экшн. Зачётная дилемма главного героя Марена. Но блеклая фантазия. Такие города и таких зверей не так уж сложно придумывать, не говоря уж об однообразных туннелях… А для того, чтобы почувствовать красоту финального твиста мы слишком мало знаем о мире, о задании Марена, о характерах и жизненных приоритетах персонажей. Весь текст отдан серенькому квесту, пусть и живенькому. Понимаешь, что твист должно быть красивый, но объяснить его красоту нечем. Ясно, что формат рассказа не оставляет места объяснениям и описаниям, но в том-то и суть, что с этим надо справиться, несмотря на небольшой объём произведения. Начало рассказа даёт надежду на литературный стиль, но далее язык произведения становится обыкновенным механическим.
Богознаменье Монах перед торжественной церемоний видит знамение о тотальном разрушении империи. Автор умеет выдумывать, но словно бы торопится перенести плоды своего раскидистого воображения на бумагу, не хочет трать на один рассказ нужное количество времени, и многочисленные опечатки и несогласованности это подтверждают. Стиль блеклый, функциональный. Представление о происходящем даёт, но ни одной красивой фразы, ни одного красивого предложения. Немного напомнило Азимова «Сами Боги». Там нечто похожее намного лучше сделано.
Никогда тяжёлый шар земной Рассказ выглядит затейливым ремейком «451 по Фаренгейту». Сначала очень тяжело читать из-за ругани персонажа, он должен быть таким, как и другие Сёмки, но на первых двух страницах перебор в описании их противности. Потом начинается «451 по Фаренгейту» и повествование становится интересным и приятным. До того Брэдбери, что даже девушка, открывшая главному герою величие книг, уничтожается системой. Вот разве что только Библия не упоминается, а так «451 по Фаренгейту». Потом оказывается, что девы – это машины, и эта разгадка на любителя, потом выясняется, что это ещё и прогнившие машины, а их никто не свергает, никто от них не уходит искать лучшей доли, подчиняется им, дабы поддерживать прогнивший порядок. С трудом верится в такую атрофию. Типично для авторов антиутопий – создавать нежизнеспособные общества, в которых абсурд доведён до предела, в которых начисто отсутствуют оттенки и гибкость. Но ведь подобного уже столько, ищешь нового, а опять натыкаешься на это же самое. У рассказа проблемы с моральными ценностями, на что указывает жестокое убийство пускай и противного, но мало в чём повинного существа, ведь его таким растили. Убийство смазывает то хорошее, что до этого находишь в тексте. И если оно было необходимо, то где сожаления??? Он же читающий человек. У читающих людей должна быть развита эмпатия, альтернативное мышление, сожаление о загубленной жизни. Ведь можно же было перевоспитать жертву. Хотя бы попытаться после свержения машин. Или сожалеть о том, что перевоспитывать некого, потому что другого выхода не было. Но автор проходит мимо. Ну толкнули подростка с высоты, и толкнули. Делов-то. У Шекли есть рассказ про последнего мужчину, которого глава оставшихся женщин решила не подпускать ни к одной из своих подопечных. И он её тоже убил. Не лучшее произведение Шекли.
Первый выстрел Интересное наложение крепостных порядков на фантазию о неком эфире, который извлекается из людей, является собственностью империи и может наделять людей какими-то особыми способностями и за которым ведётся охота. Автору — респект за воображение, за детективно-приключенческий сюжет, за умение сочетать исторические и фэнтезийные элементы. Правда есть впечатление, что читатель должен многое додумывать сам об эфире и о связанных с ним вещах, сам довоображать мир из рассказа. Авторские описание порой расплывчаты. Практически всё волшебное в этом рассказе подаётся намёками, случайными упоминаниями в разговорах персонажей. В этом — сила рассказа. И за неё больше хочется хвалить, чем не хвалить. Но у многих читателей будут вопросы к тексту из-за этой силы.
Изморозь Автору большое спасибо за жуткую атмосферу. Автор умеет уходить в эти дебри. Концовка выглядит мягкой. Прощение за ошибки получается как-то легко. Побродил по морозу, пообщался с жуткими колдунами, и можешь прожить жизнь заново? И жена останется, и пальцы целые. Хэппи-эндово как-то. А до концовки — никаких вопросов. Увлечённо читаешь, гадая, что будет дальше. Отношения отца-колдуна и его дочки, их историю, можно было бы и подробнее прописать. Не помешало бы. Интересная же семейка.
Аттракцион 71 Интересно. Интригует. Герои постоянно продвигаются к разгадке, выясняя всё новые подробности, вываливая на читателя всё новые конспиративные теории. Это хорошо построено, хотя и состоит из диалогов, встреч и прогулок двух героев (без погонь, без столкновений с заинтересованными лицами, без общением со свидетелями и экспертами, без проникновения на секретные закрытые хранилища (кладбище под это определение не подходит), а всё это бы украсило рассказ). И получается не рассказ, а ближе к пьесе, но зато для театра будет легче адаптировать. Но очень важно, что в рассказе прочитываются верные моральные ориентиры. Блогерство — не круто, если оно только ради лайков, а не для того, чтобы делать что-то доброе и полезное. Да и судьбу поблагодаришь, что прошёл мимо подобных приставок. За эти моменты автору отдельная благодарность.
Заноза Красивая история о деревьях и их всадниках. Красивый мир. Хорошо написанный текст. Есть моменты, которыми хочется делиться с собеседниками (ели всех переживут, а когда-нибудь и лошадей приручим и т.д.) В авторе встретились Джон Толкиен и Мария Семёнова
Рыжик Приятная сентиментальная космическая история. Читаешь с удовольствием. Сюжетом и настроением напомнила фильм с Праттом и Лоуренс "Пассажиры". Автору — благодарность и пожелания успехов.
Сансрын нисгэгч Крепкий фантастический рассказ. И стиль, и юморок, и сюжет, и персонажи, и их взаимодействие. Рассказ хочется порекомендовать любителям фантастики. Всё на хорошем уровне. Текст так хорош, что здесь особенно бросаются в глаза шероховатости, ведь хочется получше вообразить происходящее. Когда натыкаешься на такой момент в тексте, который позволяет двоякое толкование там, где его не должно быть, это вызывает некоторую досаду (в других рассказах их больше, но поскольку многие из них не так зрелы, как "Сансрын", на стилистические неровности уже махаешь рукой). На 8 странице "Второй Ханна протягивает кофе. В случае с Ханной – «рукой», но ведь в кабине есть ещё «второй пилот». А в тексте Второй ещё стоит в начале предложения. Это сбивает.
|