Ольга Небелицкая «Крафт»
Входит в:
— цикл «26-я Фантлабораторная работа» > цикл «Второй тур (ФЛР-26)»
— цикл «26-я Фантлабораторная работа» > цикл «Финал (ФЛР-26)»
— журнал «Уральский следопыт 2024`5», 2024 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-26 // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bbg, 13 января 2024 г.
Нет сомнений, написано хорошо. Каждый из нас заключён в тюрьме собственных выборов, и каждый постоянно стоит перед дилеммой верного продолжения жизни.
Но что мне категорически не нравится, хотя об этом и категорически мечтается, так это овеществлённая возможность изменить что-то постфактум.
Потому что меняешь не только свою жизнь, а жизни множества связанных (и не связанных) с тобою людей. Их не спросив, насильно меняя их судьбу.
Собственно, в ПЖНВ об этом исчерпывающе сказано.
Но рассказ довольно смешной, чего уж там.
Тема, конечно, дилемма заключённого.
Esminets Marat, 12 января 2024 г.
Это очень хороший рассказ. Возможно, лучший здесь
Тема конкурса: Сто одна причина
Фантдоп: изменение прошлого ради иного настоящего
Идея: ешь, что дают
Язык: великолепный, проникновенный, завораживающий
В целом: Очень сильный рассказ, созданный профи. Всё в этом мире закономерно, кысмет рулит, прими свою судьбу и не оглядывайся, идти пятками вперёд не получится. До очистительных катарсических слёз пронзительный, цепляющий рассказ, тема понятна и близка каждому, в итоге прекрасное послевкусие светлой печали. Как по мне, был лучшим в своей группе.
merlin_leroy, 23 января 2024 г.
Наконец-то нашелся рассказ, сподвигший меня на эмоции. Так что простите, коллеги, если кого задену своим фуэте. Давненько не приходилось видеть подобной клишированной лабуды.
Стопитсотый уровень заимствования локации — Крафтовая лавка, где среди странных предметов и книг всегда можно найти что-то волшебное. При этом внутреннее пространство, разумеется, сильно не равно внешней квадратуре лавки. Владелец лавки, разумеется, глубокомысленный старик/старуха/карлик и т.п., изрекающий трюизмы и апории, которые, как пифагоровы штаны во все стороны равны. Книжный стеллаж, разумеется, длинный, уходящий в перспективу, насколько хватает глаз. Главная героиня, разумеется, наивная девочка, которая случайно зашла, случайно взяла с полки судьбоносную книгу, случайно прочитала свою жизнь. Книга, разумеется, в кожаном переплете. У нее, разумеется, есть пустые страницы. И далее по списку: больная мама, неродившиеся дети, брошенный муж, умершая собачка подруга… Нужное, как говорится, подчеркнуть. Автор, вы серьезно?! Как-бэ мы на нешутошном литературном баттле, не?
Сорри, коллеги, увидевшие здесь «великолепный, проникновенный, завораживающий» язык. В языке автора вязнешь, как муха в сиропе.
«Лера протянула руку и прикоснулась к одному из корешков. Коричневая кожа.» (Цвет кожи она прикосновением ощутила?)
— Ручная работа, — скучным голосом произнёс продавец. Или продавщица? Лера не могла отвести взгляда от обложки. — Крафтовая бумага, кожаный переплёт. В конце книги — место для ваших заметок.
«Лера привстала на цыпочки, с усилием потянула кожаный корешок на себя….» (конец цитаты)
Только в этих трех строках автор три раза тыкает читателя носом в материал изготовления. Но и дальше по тексту, кожаная – любимое прилагательное к книге или корешку. Словно читатель дебил и не может запомнить, что книга именно кожаная и на крафтовой бумаге.
«На неё нахлынуло странное чувство. Дежавю, так это называется.»
(Автор показал ушки. Спасибо, автор, что объяснили)
А что у героини со зрением? Она то и дело его «фокусирует». А если изображение не фокусируется, то «все плывет перед глазами», «чернота перед глазами», «она протирает глаза», «не верит своим глазам», «боится открыть глаза» и так далее. Не менее десяти раз за короткий текст! Это автор так пытается настроение создать? Или показать, что героиня страдает? Я страдала, страданула, прямо в реку сиганула? Такоэ…
Ужасный язык вкупе с рыхлой, рассыпающейся структурой делает освоение текста мучительным испытанием. Утешает одно – рассказ достаточно короткий. Кстати, не покидает ощущение, что автор старательно нагонял объем, а он не нагонялся. В рассказе столько воды, что так и хочется его хорошенько отжать. Логические и смысловые повторы, повторы, повторы… Не менее трех раз про пустые страницы сзади книги. Не менее трех раз про черепаху-продавца (и, разумеется, очки в роговой оправе, в какой же еще?)
Вывод. Как по мне, это сильно, очень сильно переоцененный текст. «Проникновенность до светлых слез»…Мдаа… Заплакать над этим текстом можно только под коньячными парами… Или от досады.
nervenklinik, 20 января 2024 г.
(Книга бабочки)
Это качественный текст. Все написано здорово, но все это мы уже читали, видели, осмысливали не раз и не два. Написано действительно тонко и красиво, как бы оставляю легкую недосказанность, может быть порожденную стилем,. может некоторыми опасениями относительно последних законодательных новшеств. Но постепенно, все эти изгибы начинают работать против истории. Я уже плохо разбирался в перипетиях Олегов и Сергеев, а также чем вообще все закончилось.
Допускаю впрочем, что просто история не моя совершенно.
J.Owling, 16 января 2024 г.
Тема не из моих любимых, но рассказ очень хорошо написан.
Показалось, что речь про Светлогорск, если так, надо нам выпить кофе:)
Понравилось: человеческий язык.
Не понравилось: прочерк.
axelkon, 16 января 2024 г.
Рассказ затронул какие-то струны в душе. Пока я дочитывал, мурашки по коже пробежали. Может быть, дело в том, что я впечатлительный, а скорее всего — автор сумел эмоционально задеть. Просто и без растекания мыслею по древу раскрыта тема, интересно представлен сюжет с переживаниями героини. Показанная концовка мне очень понравилась. Почему-то логичные и не скомканные концовки в рассказах конкурса — редкость. Таким образом, я познакомился с цельным произведением, с интересным сюжетом. Спасибо автору.
видфара, 27 января 2024 г.
Тема стопричинная, раскрыта достойно.
Написано хорошо, картинки перед мысленным взором читателя промелькнули яркие и ясные, их калейдоскоп подчинялся внутреннему общему ритму и единому замыслу не вредил.
Тайна влияния крафтовой книги на судьбу ГГ оказалась сложносоставной и не до конца понятной. Но сюжет до финала она дотащила честно.
Чудо судьбоносного крафтинга осталось за кадром, хотя отсвет его отчётливо ложится на последние строчки. Пафос уместен, катарсис зачтён.
Достоверность выше средней: все эпизоды по отдельности вполне убедительны, итоговый выбор Леры логичен и даже традиционен. На понижение играют, пожалуй, только сам зачин с магазинчиком в духе городского фэнтези и ситуативное беспамятство, в которое периодически впадает ГГ. Впрочем, и этому тоже можно найти объяснение…
kagury, 16 января 2024 г.
Удачный рассказ. Сразу захватывает внимание и не отпускает до конца. Вроде и тема не раз использованная, ведь садам расходящихся тропок несть числа, но ведь хорошо!
Мне понравилась цельность истории. Нет длинного вступления, нет ощущения скомканого конца, или куска, выдранного из повести, что часто в рассказах.
Хорошая работа.
K3K, 15 января 2024 г.
Хороший рассказ. Тема, конечно, не новая — их тьма, рассказов, как меняешь что-то в жизни к лучшему — а другое изменяется к худшему. Мел судьбы... Но рассказ хороший.
Karapapas, 13 января 2024 г.
Отличный рассказ. Прям до слез. Проблема жизненного выбора, особенно, когда знаешь сколько на кону, причем не только ценностей, но и жизней.
PhysaLis, 13 января 2024 г.
Рассказ красивый. Особенно начало. Уютное и завораживающее.
Дальше пошел основной сюжет — изменение событий через прочтение своей жизни. Красиво, трогательно, печально. Что мне понравилось — баланс. Тут нет эффекта бабочки. Эффект бабочки — когда малые изменения порождают большие. Эффектом бабочки было не выкинуть салфетку и выяснить, что у тебя в будущем пять рук. Тут изменяются только ключевые события. И последствия у них тоже ключевые.
Более того, любое изменение меняя что-то к лучшему, другое обращает в прах. Это еще более глубокое и правильное равновесие. Нельзя сделать свою жизнь идеальной, используя книгу. Получая одно, ты теряешь другое. Отсюда и логичный выбор главной героини в конце. Не менять ничего в прошлом, но начать внимательнее относится к изменениям в будущем. Ведь у книги всегда есть пустые страницы.
Спасибо большое автору за этот рассказ.
Olga Bor, 15 января 2024 г.
Ух ты, это прям претендент на фаворита :) Очень хорошо написано, хоть сюжет и не нов. Ну да где их, новых, столько возьмешь :)
С темой все понятно, спасибо автор, это здорово.