Г Ф Лавкрафт отзывы

Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 2001

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 31 32 33 34 [35] 36 37 38 39 40 41

«Очень древний народ»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 06 июля 2024 г. в 14:03

Не совсем типичный рассказ для Лавкрафта – не сюжетом или нагнетанием тревоги, а скорее своим антуражем и атмосферой. Здесь мне видится влияние друга, Роберта Говарда. Эта история больше похожа на его историю. Сны о прошлом, в которых герой как бы иная личность в ином времени. Римские когорты. Ритуалы, проводимые дикарями, вероятно потомками каких-то древних народов. Как всякий сон – обрывочно; но детально, будто это и вправду кусок реальности, прибывшей из прошлого. Именно такое ощущение и умел создавать Роберт Говард.

Удивительное совпадение, но прямо перед этим рассказом я читал другой, чем-то лишь эпизодически, но напомнивший о Говарде – «Потомок». На самом деле, ничего удивительного нет, что авторы, ведшие такую обширную переписку, единомышленники, проникались общими идеями: Говард создавал истории из мифов Ктулху и населял похожими созданиями свои миры – вот и Лавкрафт перенял у Говарда его атмосферу исторического военного накала, грядущей мистической тревоги и намёки на перевоплощения душ. И получилось, по-моему, очень даже неплохо – неожиданно, нетипично, а потому и запомнившись.    

Интересно, кстати, случайно ли рассказ написан в форме письма «готическому другу Мельмоту»? Не тот ли это Мельмот, который Скиталец?

Оценка : 8
«Страшный старик»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 04 июля 2024 г. в 13:08

Как известно из более позднего рассказа «Праздник», в Кингспорте обитает целая секта культистов. Таким образом, вполне очевидно, что безымянный Страшный Старик с недоброй репутацией явно из их числа.

Совсем короткий рассказ. По-моему, сюжетно он удивить не может – слишком уж предсказуема судьба грабителей, позарившихся на богатства Страшного Старика. Но есть, по-моему, деталь, которая выделяется и застревает в памяти –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эти таинственные бутылочки с маятниками, с которыми разговаривал Страшный Старик.
Вот это было необычно и потому запомнилось.

Оценка : 6
«Воспоминания о докторе Самюеле Джонсоне»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 03 июля 2024 г. в 15:45

Самый большой плюс от рассказа – пришлось залезть в интернет и узнать, что такой Сэмюэль Джонсон действительно существовал, что представлял собой он, его коллеги и знакомые.

Рассказ ироничный, можно даже сказать пародийный. Мне видится, что этот литературный опыт (один из первых у автора) навеян Эдгаром По – есть и у него такие пародии, в которых пародируется в том числе и стиль (например, все эти малозначащие слова, нарочито написанные с большой буквы, а значит и с пафосом); не всё же вдохновляться только мрачными рассказами По!  

Какого-то большого смысла я в этом рассказе не вижу, но было слегка забавно. И, кажется, он более ценен как ещё одна грань таланта автора – умение писать иронично, а так же как демонстрация его несомненной эрудиции.

Оценка : 6
«Тварь на пороге»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 03 июля 2024 г. в 11:57

Удивительное сходство между этим рассказом и самым крупным произведением автора – романом «История Чарльза Декстера Варда». Будто я только что прочитал некий его вариант – настолько они походи и сюжетно и по смыслу. Интересно только, какая же из историй была первой?..

По правде сказать, этот вариант понравился мне гораздо больше. Нравится его сжатость, хотя рассказ сам по себе не из коротких и может даже потянуть на маленькую повесть. В любом случае он не виснет, и – как это было в романе – не получаешь разочарования от некоторой заторможенности героев, когда суть происходящего уже ясна, а они никак не дойдут до истин, лежащих на поверхности. Да и весь этот слегка отстраненный, скупой, немного напоминающий журналистский, стиль рассказу идёт гораздо лучше, чем роману. Немного только это нарушение хронологии в конце – такая слишком уж нарочитая эмоциональность героя – смазывали мне гладкость восприятия текста.

А ещё этот рассказ более вовлечён в мифы Ктулху (в романе же этого было до разочарования мало). Даже весьма приятно потянулись корни из Инсмута, но и не только… Таким образом это больший представитель цикла мифов Ктулху, чем «История Чарльза Декстера Варда». В любом случае, он, если и не удивил (проклюнувшаяся схожесть развеяла мне весь туман сюжетной интриги), то прочитался всё же с некоторым удовольствием.

Оценка : 7
«Память»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 30 июня 2024 г. в 15:43

А я вот протестую против того, чтобы этот рассказ считали частью цикла о Мире Снов. Да, у них есть общая эстетическая красота, напоминающая арабские сказки, есть запущенность покинутого места, отстраненного от нашего мира.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но, как я понимаю, там уже нет людей, и кажется, не только в этом месте, но и во всём мире… – а авторское пространство грёз полно людей.
Ошибка, вызванная общей похожестью. Этот короткий рассказ не Мир Снов, навеянный Дансейни. Это короткая притча, навеянная Эдгаром По. Есть у него такие арабески. Вот и «Память» – коротенькая арабеска, притча о скоротечности времени и человеческого бытия. Кстати, очень ложащаяся на философию Лавкрафта, ведь у него человек – лишь песчинка в водовороте космических сил и бездн бесконечности.

Оценка : 6
«Рэндольф Картер» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 13 июня 2024 г. в 12:20

На тех же правах, что и «История Чарльза Декстера Варда» в цикле должен быть и рассказ «Вне времени». В первом Картер упоминается вскользь, во втором мельком присутствует. Но для цельного представления о персонаже, этого, конечно, не хватает – можно даже подумать, что его там и нет, в принципе…

Метаморфоза, произошедшая с Рэндольфом Картером, на мой взгляд, одна из самых любопытных в литературе. Из простого, проходного персонажа, каких у автора пруд пруди, он их использует и выкидывает как перчатки, – в персонажа центрального, альтер-эго автора, проводника его эстетических и философских ценностей. Из человека в существо практически нечеловеческое (кстати, можно даже найти легкий намек, будто мир снов как таковой и создан безудержной ожившей фантазией Рэндольфа Картера). Почему именно он, этот напуганный парень из раннего рассказа, а не кто-нибудь иной? – кто знает… Но он меняется. А с ним меняется и дух историй – от чуть архаичных пугалок, до философских странствий в поисках себя, тоска по детству, духовные потрясения и метаморфозы.

И пусть первый произведения цикла не кажутся мне удачными, но именно тут, в этом цикле, оказались произведения, оказавшие на меня самое сильное впечатление в творчестве Лавкрафта – «Серебряный Ключ» и «Врата Серебряного Ключа», впитавшие в себя всю мощь, тоску и эстетическую силу цикла о мире снов («Серебряный Ключ») и мифов Ктулху («Врата Серебряного Ключа») соответственно. Ну и шедевральную повесть «В поисках неведомого Кадата» – по-моему, вершину творчества Лавкрафта как художника.

Кстати, насчет последнего, – я долго думал, где же место поискам Кадата в хронологии жизни Рэндольфа Картера, и скорее всего, оно внутри рассказа «Серебряный Ключ». Уж точно не позднее, так как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
далее Картер встречает-таки Азатота и сам приобретает статус божества. Но вот путешествие к Кадату, в поисках чудесного города в багрянце заката, вполне могло быть тем событием, натолкнувшим героя на путь физического возвращения в детство.
Таким образом «Серебряный Ключ» – это точка главной метаморфозы цикла; рассказ впитывает предыдущие истории, подстраивая их для будущих продолжений в новом эстетическом ключе. «В поисках неведомого Кадата»   не конец истории. Финал жизни Рэндольфа Картера открыт, и это тоже интригует, – сумел ли он вернуться в свою исходную физическую форму, что за приключения случись далее, куда бесследно исчез он? – этого, похоже, мы никогда не узнаем.

Оценка : 9
«Серебряный Ключ»
–  [ 2 ]  +

Ramzes007, 04 июня 2024 г. в 15:04

Рэндольф Картер, к тридцати годам утрачивает способность удивляться чему-либо. Он прочел так много книг, беседовал с таким количеством людей, что не видел ничего нового для себя. Желание чужих умов все упорядочить, подвергнуть тщательному анализу и логическим рассуждениям убило в нем формировавшие его удовольствия от жизни. Вместо этого ему стали внушать благоговение перед миром реальным, материальным исключив оттуда наслаждения от фантазий, видений, вдохновения. Реальный мир очень скучен. Главный герой сопротивляется этому насильному поиску во всем логики и обоснования и мечтает вернуться в мир случайных ассоциаций и видений. Знание — сила, но не сойдет ли человек с ума, узнав всё на свете? Главный герой считает, что реальность, на самом деле, тоже вполне абсурдна и фальшива. Потеряв умение видеть сны он от безысходности пытается найти утешение в религии, ибо религия имеет под собой мистическое начало и духовную составляющую, которая помогает уйти от конвеерности и уныния происходящего в жизни любого человека. Сегодняшняя удовлетворенность от жизни для главного героя завтра может обернуться полнейшим разочарованием. Картер насмехается над людьми, считая их рабами собственных стереотипов, социального статуса, правил поведения. Даже мировая война вызвала в нем лишь небольшую эмоциональную встряску. Побывав там, и пообщавшись с людьми он впадает в уныние от их приземленных мыслей, однообразия фантазий. От безвыходности он возвращается к сочинительству, но и там его ждёт разочарование. Причина того кроется, в паталогическом поиске логики и правоподобности, что разрушает полет фантазии и вдохновения. За что бы он не брался, по итогу всегда получалась либо сатира, либо ирония. Не найдя выход из этого депрессивного состояния, главный герой в конце концов решает покончить с этой серой блеклостью бытия... но даже эта идея через какое-то время перестает быть ему привлекательной! И вот, будучи уже на полном эмоциональном дне, на старости лет настоящим дед-инсайдом, Картер неожиданно натыкается на нечто очень странное... Лавкрафт круто зацикливает историю и меж делом вкидывает любопытную мысль — не фантасты ли и мечтатели придумывают технологии будущего, которые появятся после их смерти через сотни лет? Главный герой это и есть Лавкрафт, и идея поиска через наше прошлое, через детство подана интересно. Рекомендую.

Оценка : 8
«Пришелец из космоса»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 02 мая 2024 г. в 00:18

Жаль ,что я не читал «За гранью времен» Лавкрафта (или читал в детстве и не помню тридцать лет спустя), поэтому мне опус Дерлета понравился. Очень продуктивная идея обмена разума с пришельцем, да еще и относящегося к «цивилизации второго типа» по Кардашову.

Но «с мест информируют», что это просто эпигонский ремейк. Увы, для Августа Дерлета это, скорее, характерно и привычно.

Но оригинал все равно теперь прочитаю с еще большим любопытством))

Оценка : 6
«Возвращение к предкам»
–  [ 2 ]  +

vfvfhm, 01 мая 2024 г. в 23:33

Эх, не знал пытливый ученый Амброз Перре тонкого наблюдения нашего замечательного ученого-физиолога профессора Филиппа Филипповича Преображенского: «А если исследователь форсирует вопрос и при поднимает завесу... То вот вам Шариков и ешьте его с кашей!»

Тогда и беды мог бы избежать.

А если серьезно, то рассказ хороший, пусть и невольно плагиат вышел. Вообще говоря, регрессивная терапия, транс, все это очень увлекательно и большую пользу принести может. Но это направлено на укрепелние здоровья, психического и физического. А если наркотой упарываться годами без передышки, то в дикого зверя на пороге издыхания обратишься без всякой фантастики. Сторонникам легалайза на заметку. Кажется ,ы в штате Орего н разрешили тяжелые наркотики. Преступность у них может быть и уменьшилась. Зато смертность среди молодежи от передоза возросла в разы.

В общем, хороший поучительный рассказ. Одобряю!

Оценка : 8
«Возвращение к предкам»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 31 марта 2024 г. в 23:52

Безработный герой рассказа устраивается секретарем к своему кузену, занятому экспериментами по возвращению человеку его наследственной памяти. Эксперименты проходят вполне успешно, только вот у них имеется один побочный эффект... Идея рассказа, конечно, забавная, но не настолько, чтобы испугать читателя. Я бы на месте писателя вытащил из памяти какой-нибудь ужасный поступок его предков, о котором в семье предпочли не распространяться, и инсценировал его «в трех лицах» (герой, его кузен и читатель). Такой вариант еще хоть как-то мог бы «зацепить» последнего, сподвигнув его на определенную эмоциональную реакцию. А то, что предложил писатель, никоим образом читающего не касается, поэтому и оставляет равнодушным. Подумаешь — экспериментатор превратился в древнюю обезьяну... Где тут можно бояться-то? Идея телесной метаморфозы, вызванной ментальным путешествием в прошлое, конечно, оригинальна, только вот не до конца проработана. Думаю, нужно было показать МЕДЛЕННУЮ потерю кузеном человеческого облика со всеми остальными вытекающими последствиями, а не кормить читателя какими-то пустыми разговорами о несущественном. При удачном построении сюжета могло получиться что-то типа «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Но — увы! — получилась история, обратная «Тарзану»: если последний из обезьяны превратился в человека, то кузен Перри, наоборот, — из человека деградировал в обезьяну. После чего трусливо убежал в лес. Наставник Тарзана Акела в отчаяньи бьет себя лапой по лбу, тигр Шерхан кровожадно усмехается, а Эдгар Берроуз переворачивается в своем ветхом гробу.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о мысленном эксперименте, который пошел совсем не по плану. В итоге одной обезьяной на планете стало больше...

Оценка : 7
«Картина в доме»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 31 марта 2024 г. в 23:25

Герой рассказа, занимающийся сбором информации об истории поселений Мискатоникской долины, прячется на время дождя в одном из старых домов, стоящем на заброшенной дороге в Аркхэм. Вначале строение кажется ему заброшенным, но спустя какое-то время он понимает свою ошибку... Не совсем страшный рассказ с каким-то не до конца продуманным сюжетом. Речь в нем должна была идти об обитателях долины, деградировавших до состояния первобытной дикости. Но придумать что-то оригинальное и стоящее внимания читателя писатель не сумел. У него даже традиционный «ужастик» не получился. В первую очередь, из-за почти полного отсутствия лавкрафтовской атмосферы скрытого ужаса. Обитатель дома выглядит не каким-то жестоким маньяком, а типичным обывателем американской глубинки, забывшем благодаря нежданному гостю о готовящемся на плите обеде — не более и не менее. Думаю, истинным ценителям творчества писателя лучше не браться за чтение данной новеллы: ей нельзя испугать даже пятилетнего ребенка.

-------------

РЕЗЮМЕ: неудачная попытка написать историю провинциального маньяка, «обслуживающего» проезжающих мимо путешественников. Скорее всего, это черновой набросок, а не готовое произведение.

Оценка : 6
«Таинственный дом в туманном поднебесье»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 29 марта 2024 г. в 16:59

Как утверждает известная поговорка, любопытство до добра не доведет. Ее истинность проверил на себе философ Томас Олни, рискнувший разузнать, кто именно живет в загадочном Доме-на-утесе, что высоко вознесся в небо над Кингспортом. Когда смельчак наконец-то вернулся назад после беспокойной ночи, поднявшей на ноги почти весь город, его было уже не узнать: из молодого и энергичного человека он превратился в инертную развалину, не интересовавшуюся уже практически ничем...

Как ни странно, но это не «ужастик», а в крайнем случае легкий саспенс — да и то лишь до середины. Ровно до тех пор, пока философ не достигает своей цели, чтобы убедиться в бесполезности своего путешествия. Дальше начинается что-то типа античной сказки про безумно-веселые ночи на Олимпе. Древние греки явно не смущались своих богов и иногда даже пировали с ними вместе за одним столом. Нечто подобное испытал и герой данной истории. И вся последующая жизнь на Земле показалась ему ужасно-скучной и безрадостной. Стоило ли тогда тратить столько усилий, разыскивая дорогу к неприступному жилищу? Любопытство — не порок, но и пользу оно приносит крайне редко. Недаром, ведь, говорят, что тайное должно по-прежнему оставаться тайным.

Самое забавное, что даже Страшный Старик, пугавший читателя в одноименном рассказе, в этом произведении играет противоположную роль, выступая в качестве источника информации и советчика. Несмотря на собственную «крутизну», сам бы он лично на утес не полез. Вот те на... А может он там уже когда-то побывал? И сразу после этого превратился в того нелюдимого и беспощадного монстра, которого начали сторониться все горожане. Тогда выходит, что монстрами нас делают не люди, а обстоятельства, с которыми мы не можем примириться. Наверно, именно в этом и состоит мораль сей истории.

-----------

РЕЗЮМЕ: история, подтверждающая известное правило — во многом знании скрываются многие печали. А, может, герою просто нужно было не возвращаться, а навсегда остаться в этом доме?

Оценка : 7
«Единственный наследник»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 28 марта 2024 г. в 16:20

Герой рассказа снимает на время один старинный дом в Провиденсе, выстроенный в квебекском стиле. Пытаясь докопаться до его истории, а заодно и родословной недавно умершего хозяина, он неожиданно наталкивается на множественные тайны и несоответствия, которые еще больше распаляют его воображение. В итоге всё воображаемое закономерно переходит в стадию самого настоящего кошмара...

Наверное, это самый лавкрафтовский из неоконченных им трудов. Если Дерлет и внес в новеллу какие-то изменения, то они были явно невелики и сильно на канву не повлияли (кроме диалогов это, скорей всего, отсылки к предыдущим произведениям писателя — таким, как «Дом с заколоченными ставнями», и финал со всеми нехарактерными для Лавкрафта пояснениями). Об этом, в частности, говорит сильная психологическая составляющая и о-очень растянутое повествование. Идея вполне тривиальная — некое «проклятие», довлеющее над таинственным домом на Барнс-стрит, мешающее сдавать его внаем. Проклятие заключается в мрачной атмосфере, которая вызывает у арендатора чувство необъяснимой тревоги, а также в разного рода неприятных запахах, исходящих от расположенного в саду колодца. А также в отсутствии нужной информации о предыдущем хозяине в городском архиве. Единственное, что удалось герою рассказа узнать, так это то, что первый из династии Шарьеров родился в 1636 году, а последний умер в 1927-ом. Между этими датами — никаких подробностей и прочей конкретики. Кроме, разве что, завещания, в котором изложено желание умершего отдать свое жилище «ближайшему родственнику», что заявит свои права. Опытный читатель к этому моменту уже поймет, «откуда ветер дует» — останется только уточнить отдельные детали (например, почему перед смертью Жан-Франсуа имел такой странный нечеловеческий облик). Не знаю, кому из соавторов принадлежала идея нахождения дневника доктора, но сюжет она явно не испортила, добавив к повествованию новую порцию интриги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственное, что мне лично показалось немного натянутым, так это странные ночные посещения дома своим «умершим» хозяином. Зачем вообще нужно было это делать, если всё шло по плану? Если он так пёкся о сохранности своих записей, то нужно было бы просто положить их в свой саркофаг.
Очевидно, что кто-то из авторов просто решил «прибавить жару» в повествование, повысив его эмоциональный фон. Жару-то он добавил, а вот с логикой не договорился. Но кто из критиков осмелится утверждать, что идеальное и полностью безгрешное произведение вообще возможно создать? Главное, чтобы эти «косяки» в глаза не бросались! А сама идея продления жизни засчет разного рода мутаций не так уж и плоха. Только вот сложна уж слишком...

-------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как временный жилец одного «проклятого» дома в Провиденсе докопался до истинной его сути и поставил в этом деле о-очень жирную точку. Я думаю, что ее экранизация хорошо бы вписалась в ряд похожих по типу «ужастиков» («Дракула», «Франкенштейн» и проч.).

Оценка : 7
«Страшный старик»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 27 марта 2024 г. в 17:20

Жил-да-был неприметный старикашка, которого соседи прозвали Страшным за то, что он не общался ни с кем, кроме стеклянных бутылочек странной формы, постоянно стоявших на столе его скромного жилища. Говорят, что он сказочно богат, ибо в молодые годы был капитаном чайного клипера, ходившего к берегам загадочной Индии. Богатства его, правда, никто не видел, но уточнять большого желания не было: всех отпугивал только один вид Страшного Старика. Так что, когда трое лихих «мучачос» решили поговорить с отшельником насчет «откупной», все жители Кингстауна замерли в предчувствии ужасных событий...

Тот из читателей, кто надеется получить от автора подсказку, ЧТО/КТО именно находился в запечатанных бутылочках, будет страшно разочарован: ему покажут только РЕЗУЛЬТАТ свершившегося, а не его причины. То ли старик был одержимым, то ли ему помогали какие-то духи — разъяснений не будет. А зря — ведь в подобном действе заключен главный «козырь» данного произведения! Все триллеры ценны как раз описаниями разнообразных ужасов и тревожных ощущений. Причем, первое провоцирует появление второго. Так что, если первое отсутствует, второе так и не появляется. Поэтому я отнес данный рассказ не к триллерам, а к обычной сатире. Действительно, получилось весьма смешно: три бугая не справились с немощным старикашкой! В чем тут ужас состоял-то?

------------

РЕЗЮМЕ: почти мистическая история, подтверждающая известное правило — «по одежке только встречают, а вот провожают по способностям». Или же еще: «Не считай себя крутым, ибо рано или поздно нарвешься на того, кто окажется круче тебя самого».

Оценка : 7
«Мифы Лавкрафта» [Цикл]
–  [ 2 ]  +

AdeptRassveta, 25 марта 2024 г. в 16:20

Это открытие целого жанра и спустя годы люди вспоминают это творчество. Кто не слышал про Ктулху, даже не знакомые с миром книг и фантастики? Мрачные, лишённые надежды истории, где ужас настолько силён, что даже человеческий мозг не может его воспринять и даже самый громкий крик не принесёт облегчения. Лавкрафт — это король хоррора, где истории настолько правдоподобно написаны, что в них вольно невольно начинаешь верить во время чтения.

Оценка : 8
«Герберт Уэст, реаниматор»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 20 марта 2024 г. в 17:29

Герберт Уэст, студент медколледжа при Мискатоникском университете Аркхэма одержим идеей оживления умерших людей. Нет-нет, не в целях управления ими с помощью «черной магии» и колдовства, а в целях доказательства своей гипотезы «жизненной силы». По его мнению, смерть — вовсе не необратимый процесс, а всего лишь временное отключение человеческого разума от окружающей реальности. Если подобрать соответствующие химикаты и не тянуть долго с оживлением, последнее должно пройти очень даже успешно. Только вот КТО ИМЕННО появится в умершем теле — былая личность или нечто совсем чуждое?..

После демонологии и «черной магии» тема оживших мертвецов является самой популярной в мистической литературе. Недаром самым известным произведением у Мэри Шелли является «Франкенштейн», где вовсю муссируется тема подобного проклятия. Лавкрафт решил внести в нее современную новацию: ходячие мертвецы у него получаются в результате не совсем удачных медицинских опытов некоего студента-авантюриста, уверенного в том, что научные исследования не стоит огораживать разными моралистическими догмами и этическими запретами. Действительно, кому будет плохо, если смерть перестанет быть «последней границей» человеческого бытия? Выиграют почти-что все! Маленькая натяжка связана с тем, что тела усопших должны соответствовать определенным критериям, чтобы оживление прошло успешно. В этом-то как раз и состоит проблема: соблюсти данные требования чаще всего оказывается не так-то просто. Несколько неудачных попыток не только опорочили доброе имя Уэста, но и создали вполне реальную угрозу для жизни и здоровья добропорядочных граждан. Но разве подобные мелочи способны остановить настоящего энтузиаста? Собственно, весь этот вертеп существует благодаря упёртости и высокомерию главгероя, не желающего учиться на собственных же ошибках. Эти качества не так уж и фантастичны, хотя временами поступки героя рассказа кажутся откровенно притянутыми за уши. Например, бегство из первой лаборатории, расположенной на ферме Чепмена. Отчего это вообще случилось — разве Уэст не предполагал, что у оживления могут быть разные эксцессы? Если он думал иначе, то какой он тогда экспериментатор, если не умеет предвидеть все дальнейшие пути развития ситуации? Выкапывать мертвецов из могил ему, значит, не страшно, а вот от их стонов он просто рассудок теряет! Нелогично как-то...

Впрочем, у литературного изложения данной истории тоже имеются некие странности. Она состоит из нескольких глав, в начале каждой из которых автор зачем-то повторяет всё то, что было с героем произведения раньше. Слушать пять раз одно и то же как-то меня лично не вдохновляет. Поскольку количество выпущенных на волю монстров с каждой главой возрастает ровно на одну персону, «повторение пройденного» к финалу занимает уже ровно две страницы! А герою всё это сходит с рук, хотя по-настоящему его должны были съесть уже в самой первой главе («Ты меня породил, поэтому я тебя и съем!»). Но догадливым почему-то оказывается только последний монстр, который и ставит жирную точку в данной истории. Мораль: «Не воскрешай то, с чем сам не сможешь справиться, иначе посеянное тобой вернется к тебе бумерангом».

-----------

РЕЗЮМЕ: поучительная история одного врача-авантюриста, погибшего от рук своих «творений». Если б все неудачно вылеченные больные так же бегали за своими нерадивыми лекарями, последние либо б научились уму-разуму, либо б вымерли как мамонты в голоценовую эпоху.

Оценка : 7
«Лампа Альхазреда»
–  [ 2 ]  +

Авелькаин, 16 марта 2024 г. в 18:22

Удивительно атмосферная вещь! Особенно хорошо воспринимается, когда читатель уже знаком с творчеством Г.Ф. Лавкрафта. Особенно радует, что Август Дерлет будучи верным последователем своего наставника и друга, посвятил ему такой теплый и душевный рассказ. Своего рода эпилог к творческому пути великого затворника из Провиденса. Браво!

Оценка : 10
«День Уэнтворта»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 13 марта 2024 г. в 17:46

Ровно пять лет назад Амос Старк занял 5000 долларов у своего приятеля Уэнтворта. А через два месяца сам заимодатель неожиданно погиб на охоте от случайного выстрела. Поскольку никаких расписок он не брал, Старк решил взятых им денег не возвращать. Да и кому их вообще отдавать? И вот пять лет прошли, и Уэнтворт явился к Старку за своим долгом... Как всегда, ужас будет лавкрафтовским — отдаленным и неясным, еле осязаемым. В первую очередь, потому, что вся история рассказана не самим должником, а совершенно посторонним человеком, застрявшем в доме Старка по чисто погодным обстоятельствам. Поскольку тот был не в курсе всех прошедших событий, большого значения словам хозяина не придал. К тому же, речь старика была так бессвязна и неконкретна, что вытащить из нее полезные сведения было совсем непросто. В этом весь Лавкрафт: сказать всё, не сказав конкретно ничего. Потому что таким образом даже самое простое событие приобретет черты таинственности и сверхъестественности. А это должно произвести на читателя соответствующее впечатление: он будет ждать, что вот-вот произойдет что-то необычно-ужасное. Поскольку ожидание всегда оказывается страшнее любого ощущения, финал новеллы не так уж и шокирует на самом деле. Чтобы сохранить интригу, надо было сделать его таким же размытым и неопределенным, чтобы в душе сохранилось это чувство «непонятого ужаса», но писатель отчего-то решил не обманывать предчувствия читающего и выложил всё, как есть. Чем немного снизил накал страстей в финале. А зря...

-------------

РЕЗЮМЕ: поучительная история, рассказывающая о том, что бывает с нечистоплотными должниками, пытающимися избежать уплаты долга. Как говорится, дружба дружбой, а денежки — врозь.

Оценка : 7
«Артур Джермин»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 11 марта 2024 г. в 17:28

Артур Джермин, потомок славного рода исследователей дикой Африки, получает оттуда объемистую посылку в виде большого заколоченного ящика. Вскрыв ее, он спустя некоторое время кончает жизнь самоубийством, совершив самосожжение на пустыре... Вся описанная Лавкрафтом история посвящена объяснению причин такого страшного поступка. Кое-какими своими деталями она напоминает детектив, шаг за шагом вскрывающий истинную природу родословной семейства Джерминов. Понятное дело, что в ней явно что-то нечисто — иначе б писатель не стал создавать сей труд. Будет в ней и таинственная жена прапрапрадеда, которую он надежно прятал от посторонних взглядов, и странное сумасшествие, которое стало своеобразным семейным проклятием всех Джерминов, и древняя легенда о стоящем в самом центре Африки городе, разрушенном нашествием гигантских человекообразных обезьян... Где-то к середине произведения становится ясно, к чему именно клонится всё следствие. По крайней мере, опытный читатель уже должен понять, чем всё закончится — точнее, почему (ибо концовка уже описана в самом начале рассказа). Для начала ХХ века подобный сюжет был нов и неожиданен, ибо добрая треть африканского континента была исследована плохо или даже совсем не посещалась европейцами. Туда можно было поместить всё, что автору могло вообще прийти в голову — к примеру, Валерий Брюсов поместил туда даже империю мифических атлантов, сумевших чудом спастись с тонущего острова. Чего ж тогда удивляться какому-то городу «белых обезьян»? Тем более, что Африка была их естественной родиной. По секрету скажу, что в СССР в 30-х годах прошлого века даже пытались осуществить то, что автор напридумывал в своем рассказе. Так что реальность не так уж далеко разошлась с его фантазией. Другой разговор — а стоило ли кончать жизнь из-за такой пустяковой тайны?

-----------

РЕЗЮМЕ: родословная известного антрополога Уэйда Джермина, приведшая в итоге к страшной смерти его единственного прапраправнука. Иногда лучше не интересоваться своими истинными корнями и жить сегодняшним днем. А вдруг окажется, что вы приходитесь близким родственником какого-нибудь древнему монстру?

Оценка : 7
«Из потустороннего мира»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 10 марта 2024 г. в 19:51

Сюжет этой истории сильно напомнил мне просмотренный в 80-х годах прошлого века фильм ужасов «Извне» (From beyond). В нем главные герой (точнее, главный злодей) Кроуфорд изобретает особый прибор, названный «резонатором», который изменяет режим работы головного мозга, позволяя человеку контактировать с невидимыми глазу сущностями нашего мира. Но, как и всегда в подобных случаях, машина идет «вразнос», превращая своего создателя в кровожадного монстра, охочего до чужих мозгов. Герой рассказа Лавкрафта тоже изобретает свою машину, способную усилить все человеческие чувства до такой степени, что станут видимы прежде невидимые объекты материального мира. Только вот особенность ситуации состояла в том, что и ты сам становился видимым для разнообразных монстров... Конечно же, фильм был значительно страшней новеллы, прежде всего — засчет масштабных и весьма впечатляющих киноэффектов. После просмотра фильма я даже вначале опасался, что ночью мне будут сниться кошмары. Но как-то обошлось... Не помню, чем закончился фильм, а вот новелла заканчивается не совсем в духе Лавкрафта: герой выживает, выполняя одно нехарактерное для него действие. Можно считать, что финал вышел если не счастливым, то уж точно не трагичным. Видать, незадолго до своей гибели писатель стал глядеть на свою жизнь и творчество более оптимистически, чем это было ранее.

-----------

РЕЗЮМЕ: история о том, что не все изобретения и открытия приносят пользу человечеству. Не стоит «изобретать велосипед», который матерь-природа давным-давно сдала в утиль за ненадобностью. Пытаясь улучшить свое естество, человек вполне может ввергнуть себя в самый настоящий ад.

Оценка : 7
«Преступный священник»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 10 марта 2024 г. в 19:19

Герой рассказа, движимый праздным любопытством, наведывается в комнату, которую снимал опальный священник, обвиненный в чтении запрещенных книг и дьяволопоклонстве. Пикантность ситуации состоит в том, что он недавно умер, а его тело забрала для похорон некая таинственная Организация. Герой как раз и хочет выяснить, что тут произошло на самом деле. Только вот священник предусмотрел, что такое могло случиться, и оставил всем любопытствующим одну коварную ловушку... Слишком уж простая по сути мистическая история, в которой описывается одна из возможных форм бессмертия путем переноса сознания в тело другого человека. Источником и инициатором в этом процессе служит некая «заговоренная» вещь, которую специально выставляют напоказ. Герой рассказа как раз на нее и напоролся, хотя его на этот счет заранее предупреждали. Особенность данной истории в том, что процесс «перепрошивки» сознания не был доведен до конца, из-за чего у главного персонажа появилась большая проблема с последующей самоидентификацией. Придется ему теперь из-за этого начинать новую жизнь где-нибудь далеко от прежнего места жительства... Мораль: любопытство — не порок, а самый верный способ создавать себе проблемы буквально на ровном месте.

------------

РЕЗЮМЕ: мистическая притча о вреде чрезмерного любопытства. Недаром же говорится, что все одноглазые калеки — это те, кто очень любил подглядывать за другими в замочную скважину.

Оценка : 7
«Рок, покаравший Сарнат»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 09 марта 2024 г. в 16:46

Это история проклятия города, жители которого в стародавние времена истребили необычных на вид обитателей серокаменного города Иб, сошедшего прямо с лунного диска. Построив свой город на месте прежнего, люди считали себя героями, освободившими свой мир от мерзких зеленокожих тварей. Даже боги, казалось бы, соглашались с ними, позволяя Сарнату шириться и процветать. Но, как оказалось, это была всего лишь иллюзия благоденствия, которая закончилась ровно через тысячу лет после уничтожения Иба... Если вы знакомы с общим содержанием библейских текстов, то легко уловите знакомый мотив — разрушение Богом двух легендарных «городов греха», Содома и Гоморры. Их жители так же, как и жители Сарната, отошли от праведных дел и начали грешить налево и направо, оскорбляя Бога своими возмутительными поступками. Он терпел достаточно долго, но когда в обоих городах не осталось даже десятка праведников, всё же не выдержал. Выведя из Содома лишь семью праведника Лота, поразил остальных грешников дождем из горящей серы. Кара за уничтожение города жабоподобных лунитов происходит немного иначе, но параллели вполне понятны: ничто в этом мире не останется без внимания высших сил, ратующих за справедливость. Отчего же тогда ее пришлось ожидать так долго? Наверное, для того, чтобы урок вышел запоминающимся: Сарнат к моменту своего падения находился на вершине благополучия и славы (недаром автор уделяет так много места описанию его величия), так что его гибель «в одну бедственную ночь» должна была произвести на людей соответственное впечатление. Чтобы никто больше не дерзнул повторить подобное.

-------------

РЕЗЮМЕ: притча о неизбежном возмездии за «грехи предков», поразившее самый успешный из городов Мнара. Как говорит известная поговорка: «Сколько верёвочке не виться, а ее конец всё же неизбежен».

Оценка : 7
«Искания Иранона»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 08 марта 2024 г. в 17:11

Еще одна не совсем характерная для Лавкрафта история повествует нам о вечном поиске, который заведомо не даст никаких результатов. Ее главный герой, юноша по имени Иранон, с самого детства мечтает найти мифический город Эйру, в котором он якобы некогда был принцем. Только вот поиски никак не увенчиваются успехом, поэтому сам собой возникает вопрос: а был ли на самом деле такой город или он существовал только в воображении романтически-настроенного юноши? Подобные настроения знакомы большинству из нас: еще в детстве выдумывая себе некий идеал (человека, место жительства или род занятий), мы очень быстро начинаем воспринимать его как нечто реально-существующее, всю остальную жизнь пытаясь его достичь. И лишь в достаточно зрелом возрасте понимаем, что всё это было всего лишь неосуществимой мечтой, игрой молодого воображения, стимулировавшего процесс нашего взросления. Как правило, планы детства не сбываются ни у кого — точно так же, как постоянно ускользает от Иранона его манящий своими прелестями сказочный город. Что поделать — грёзы и идеалы живут в совершенно ином мире, двери в который закрываются где-то в возрасте 30 лет. После этого человек уже не мечтает, а просто пытается примирить себя с тем миром, в котором он живет. Романтику прошлых лет ему заменяет обыденность и рациональность реальной жизни. Поэтому прощание с детством так же печально и трагично, как и концовка рассказанной нам истории.

------------

РЕЗЮМЕ: притча о недостижимости придуманного нами идеала и скучной обыденности реальной жизни. Молодым людям трудно осознать ее мудрость из-за недостаточности жизненного опыта.

Оценка : 7
«Белый корабль»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 06 марта 2024 г. в 16:27

Бэзил (т.е. Василий) Элтон работает смотрителем одного удаленного маяка на Норт-Пойнте (Северном мысу). Это просто одинокая скала, время от времени накрываемая водой океана фактически до самого верха. Корабли проходят редко, так что Элтон испытывает острую ностальгию по общению с себе подобными. Он грезит о далеких мирах и странах, которые могли посетить проходящие мимо корабли, мечтая самому когда-нибудь оказаться в них наяву. Словно бы подслушав его мысли и желания, на горизонте появляется Белый Корабль, капитан которого приглашает смотрителя разделить с ним необычное путешествие по воображаемым мирам... Чувствуете в канве рассказа что-то знакомое? Любой опытный читатель легко найдет много сходства данной истории с историей юной Ассоль из «Алых парусов». Оба произведения написаны приблизительно в одно и то же время, так что приоритет первенства установить тут сложно. Скорее всего, оба автора пришли к одной и той же идее одновременно. Сходясь в главном, сюжеты отличаются в деталях: Белый Корабль вместо алых парусов, смотритель маяка вместо юной мечтательницы, реальное путешествие вместо воображаемого... Как истинный пессимист, Лавкрафт не мог допустить в своем произведении оптимистической концовки, ибо, по его мнению, достигнуть мира своей мечты можно, а вот удержаться в нем не получится: человек рожден для страданий и испытаний. В этом заключена философия жизни самого автора, умершего в самом расцвете своих сил. «Белый корабль» — единственное творение писателя, в котором нет призраков, колдунов, вампиров и прочих чудовищ человеческого воображения. Оно отражает внутренний мир своего творца: надежды, которым не суждено осуществиться, и счастье, которое хоть и длится несколько тысячелетий субъективно, но объективно полностью умещается между несколькими ударами человеческого сердца. И никаких надежд на возвращение этого прекрасного времени... Фактически, перед нами биография самого писателя, выраженная иносказательным языком романтической литературы. Он вполне мог бы стать таким же романтиком, как Жюль Верн или Александр Грин, но вошел в историю как сказитель сверхъестественного и певец «сокрытого ужаса». Возможно, это не так уж и плохо: только такому вот «скрытному романтику» и было под силу создать столь необычные и увлекательные творения об ужасном.

-------------

РЕЗЮМЕ: философская притча о недостижимости свой мечты и мимолетности счастья, чем-то похожая на древнюю легенду об Икаре, потерявшем свои крылья из-за собственной гордыни.

Оценка : 8
«Память»
–  [ 2 ]  +

Ju Das, 05 марта 2024 г. в 13:23

Возможно нужно больше переводов, что бы ощутить более полно все мастерство слова. Образы яркие, персонажи и атмосфера, очень хорошо бы вписались в «Умирающую Землю» Вэнса. Тема мимолётности человечества как и мимолётности жизни одновременно пугает, и ставит на место, верующих в свою особенность, и неприкосновенность. Это чувство, тема, так или иначе встречается во многих произведениях Лавкрафта, окрашенная в те или иные тона

Оценка : 9
«Дагон»
–  [ 2 ]  +

Ju Das, 04 марта 2024 г. в 20:15

В детстве осталось много впечатлений. Сейчас уже не настолько кажется все сильным. Возможно все дело в воображении чем оно сильнее тем сильнее этот рассказ затронет. С возрастом некие границы воображения сужаются. Можно назвать этот рассказ даже неким мерилом воображения. Чем оно сильнее тем больше впечатлений.

Но все же, даже сейчас, остаётся хорошее впечатление, крепко сбитого, качественного творения. Рассказ своей лаконичностью заставляет творчески домысливать многое, и додумывать на разные лады. Подобная свобода, не может не радовать.

Оценка : 9
«Брошенный дом»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 27 февраля 2024 г. в 15:50

В 1697 году французский переселенец-гугенот Этьен Руле получает в собственность небольшой клочок земли на побережии залива Наррагансетт. Как это было принято у всех эмигрантов из Старого Света, на нем он возводит свой нехитрый домишко, а также семейное кладбище. Со временем от дома ничего не осталось, и участок снова продали, позабыв перенести с него могилы. Новым собственником стал некий Уильям Гаррис, который, в свою очередь, также выстроил на полученной земле роскошный двухэтажный особняк. Только вот отчего-то у него стали рождаться мертвые дети, а здоровье живущих стало стремительно убывать... Традиционная страшилка о духах-вампирах и проклятиях, которые передаются по наследию тем, кто по незнанию или ложной храбрости поселяется на землях бывших погостов. Герою рассказа пришлось поднять все имеющиеся в архивах Род-Айленда материалы, чтобы докопаться до ее истинной сути. Как и всегда у Лавкрафта, главная цель данной истории состоит не в самой этой истине (которая и так очевидна читающему), а в самом ПРОЦЕССЕ расследования, точнее — его атмосфере. Она полна загадками и весьма туманна. И буквально дышит угрозой смерти для всего живого: даже лишайник и корни деревьев принимают на этой земле весьма зловещие формы. Такая изначальная установка позволяет писателю создать атмосферу страха и тревоги, заставляя читателя изрядно понервничать к финалу. Чтобы добиться своих целей, автор намеренно не торопится, очень подробно описывая историю проклятого поместья: годы текут чередой, сменяя лица хозяев, а проклятье по-прежнему продолжает собирать свой страшный урожай. Герой рассказа тоже от него пострадал, поэтому отступать не собирается. Тем более, что хозяин совсем не против: из-за многочисленных слухов дом продать не получается — его даже внаём никто брать не хочет! Так что борьба до конца становится для мистера Уиппла своеобразным принципом. Правда, сама развязка кажется мне тривиальной и бледной в сравнении с подготовительным процессом, когда уровень тревоги и неясного ужаса медленно рос с каждым написанным предложением. Но апогей был пройден как-то незаметно, из-за чего я и сделал предположение, что автора интересовал сам процесс расследования, а не его конечный результат. Так что вопросов у читающего останется много, а ответы на них не предусмотрены в лучших традициях хоррор-жанра. Главное в нем — напугать и впечатлить, а не объяснить. Ибо ничто так не пугает человека, как неизвестность.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ об одном семейном проклятии, корни которого прячутся в недалеком прошлом. Мораль: покупая недвижимость, всегда интересуйтесь ее историей. На всякий случай.

Оценка : 7
«Собака»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 26 февраля 2024 г. в 17:07

Двое авантюристов-англичан в поисках острых ощущений раскапывают в Голландии могилу средневекового кладбищенского вора и находят в ней странный амулет в форме сидящей крылатой собаки. Забрав его с собой в качестве «законной» добычи, возвращаются домой, где превращают фигурку в некое подобие кумира. Вскоре в окрестностях их жилища начинают происходить странные и необъяснимые события, которые гробокопатели быстро увязывают со своей похищенной реликвией... Нормальная атмосферная страшилка, написанная в духе лучших произведений Лавкрафта. Читается легко и непринужденно, создает в сознании конкретные и узнаваемые образы, которые могут вызвать у читающего определенное настроение (например, легкое беспокойство). Особых «роялей» в сюжете не видно, хотя род занятий двух повес вызывает некоторые сомнения: так ли уж были развращены представители английского общества в начале ХХ века? Впрочем, вряд ли этих двух дегенератов можно назвать типичными представителями английских «тори». Скорее, они представляют собой тот самый «плебс», который желал самых невероятных развлечений еще со времен Вечного Рима. Но у Лавкрафта подобные деяния никогда не остаются безнаказанными. Расплата последует неотвратимо, даже если вы переедете в другую страну. Что, собственно, и случилось. Другой разговор — а причем тут собака? Ведь она была всего лишь амулетом! Волшебным, мистическим, но амулетом. Почему же тогда так сильно изменился вид покойника, некогда носившего его? Может, амулет обладал способностью «кормить» своего хозяина, вливая в него жизненную силу своих жертв? Автор делает только косвенные намеки, никак не поясняя происходящее. Ясно лишь то, что качество у амулета нехорошее, а своих хозяев он не меняет. Поэтому трагическая и шокирующая концовка становится такой же неизбежной, как и рассвет следующего дня. Или, скорее, как приход ночи?

------------

РЕЗЮМЕ: поучительная история о том, как опасно и вредно для здоровья раскапывать чужие могилы. Но тогда получается, что все археологи — святотатцы??

Оценка : 7
«Цвет из иных миров»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 21 февраля 2024 г. в 22:48

Летом 1882 года недалеко от фермы Нейхема в Новой Англии упал странный метеорит. Его странность в первую очередь заключалась в том, что он не был твердым, как камень, хотя и таким горячим, что прожигал любое препятствие. Второй странностью было то, что его объем уменьшался со временем, словно бы он усыхал подобно яблоку. А вокруг места его падения всё живое начало медленно, но неуклонно отмирать... По традиции, автор описывает типичную ситуацию, в которой загадочного больше, чем понятного. И суть этого понятного заключается в том, что внушать читателю если не страх перед неведомым, то уж точно определенную дозу беспокойства. Писатель намеренно создает такую обстановку, в которой никто не может чувствовать себя комфортно: таинственное свечение в месте падения метеорита, признаки вырождения живой природы, негативное влияние происходящего на человеческую психику. Изложение истории идет от второго лица — соседа Нейхема, который не попал в зону поражения метеоритом. Поэтому он может своими глазами наблюдать те негативные изменения, что происходят на ферме у соседа, сравнивая их с прежним эталоном — собственной жизнью. Вся суть их сводится к медленному угасанию и вырождению жизни в эпицентре удара. В этом проявляется основное содержание т.н. «лавкрафтовского ужаса»: начинаясь со вполне невинных отклонений (странная люминесценция), он растет, постепенно набирая силу, пока не превращается в неустранимую угрозу (превращение в пепел). Писателя волнует не конечное состояние материи, а именно ПРОЦЕСС ее превращения, который вызывает у читателя тревожное чувство неизбежности наступления чего-то плохого. Диалогов, как правило, в этой истории почти что нет, каких-то внятных пояснений — тоже. Расчет идет не на умственные способности читателя, а на силу его чувственной сферы. Так что чувственные натуры смогут в полной мере «насладиться» авторской задумкой и ощутить тот самый «шок и трепет», который Лавкрафт видел в каждом проявлении Непознанного. А вот любители «горячего» и динамичного будут явно разочарованы: никаких монстров в рассказе вы не найдете. Ибо самым страшным, по мнению писателя, является только невидимый ужас. То есть, наше представление о нем.

--------------

РЕЗЮМЕ: история странного метеорита, упавшего в местности, которая затем получила название Испепеленной Пустоши. Прочтите ее, если хотите понять, что скрывается под термином «лавкрафтовский ужас».

Оценка : 7
«Сверхъестественный ужас в литературе»
–  [ 2 ]  +

Alfie, 29 декабря 2023 г. в 10:41

Довольно длинное эссе. Но для удобства читателя поделено на 10 частей или глав:

I. Введение;

II. Заря жуткого жанра;

III. Ранний готический роман;

IV. Вершина готического романа;

V. После готической прозы;

VI. Сверхъестественная литература на континенте;

VII. Эдгар Аллан По;

VIII. Традиция сверхъестественного в Америке;

XI. Традиция сверхъестественного на Британских островах;

X. Современные мастера.

Первое, что нужно знать: Лавкрафт не изменяет себе даже в нехудожественной литературе. Но его обязывает цель. Она определяет средства. Отсюда входить в текст довольно сложно (заслуга высокопарного, вязкого стиля). Если же вы знакомы с прозой автора не понаслышке, проблем особых возникнуть не должно.

Размышления Лавкрафта очень любопытны, в особенности его позиция относительно атмосферы как наиболее важной составляющей литературы ужасов. Все прочее: сюжет, герои, диалоги, мораль, идея, логика и т.д. и т.п. уходят на второй, а то и на третий план.

Конечно, это не значит, что про все перечисленное стоит забыть: Лавкрафт не настолько радикален. Но стоит иметь в виду, что если вы уж взялись за написание странной прозы о сверхъестественном/космическом ужасе, то область вашей работы — иррациональное пространство за ширмой мнимой реальности, где все подчиняется логике сна, где нет места дидактике, популизму, мелодраме и сантиментам, одним словом, ничему человеческому; где герои, их действия и взаимодействия, все, что вбирает в себя сюжет, суть инструменты для демонстрации этого пространства. Такова позиция ГФЛ.

Определение космический здесь не синоним слова фантастический и связанно с космосом, звездами и инопланетянами лишь косвенно. Космический значит нечто такое, что связано со Вселенной на наиболее глубинном и принципиально непознаваемом уровне. Космический ужас — не чудовище со звезд и тентакли, но трепет разума перед предвечными первобытными силами и явлениями, сущность которых кошмарна в своей невозможности; это тайна бытия, приоткрывшаяся на мгновение.

Как можно писать о таком, выставляя на передний план сюжет или героя? Только атмосферой способен автор передать суть космического ужаса. И Лавкрафт верен себе и своим принципам. Он делает все в меру своих способностей, чтобы окунуть читателя в этот жуткий водоворот.

Не секрет, что он был очень самокритичен. Его разочаровывала собственная неспособность достичь идеала в передаче с помощью языка своих видений, грез и кошмаров. Тяжеловесность стиля — следствие поисков наиболее подходящего способа для изображения космического ужаса.

Такого же подхода Лавкрафт ждет и от других писателей темных жанров и, исходя из своей посылки, оценивает вклад того или иного произведение в литературу сверхъестественного ужаса, попутно прослеживая эволюцию жанра от мифологической древности до первой четверти XX века.

Оценка : 10
«Тень в мансарде»
–  [ 2 ]  +

Kalibree_say, 23 декабря 2023 г. в 07:22

Как по мне грамотная концовка (ну наконец-то кто-то додумался именно так покончить со злом) с победой сил добра. А то в основном злодеи побеждают либо вообще герои сходят с ума. Необычно даже, я уже привык к такому стилю Лавкрафта, а тут всё даже хорошо закончилось.

Оценка : 7
«Тайна кладбища, или "Месть Покойника"»
–  [ 2 ]  +

Old_Gonsalez, 19 ноября 2023 г. в 21:15

Этот набор заметок юноши или мальчика, который лишь впоследствии станет известным всему миру писателем, только подчеркивает его одаренность как литератора. Сюжет отличный, куда там доморощенным стряпальщикам детективов. Из такого сюжета можно сваять хоть детектив, хоть триллер, хоть комедию. Отличный набросок!

Оценка : 9
«Запертая комната»
–  [ 2 ]  +

Kalibree_say, 04 ноября 2023 г. в 19:55

Годный рассказ. Хотя, как по мне, вышло немного затянуто. Но в целом годно. Автор вернулся к темам вроде: река Мискатоник, Глубоководные, Дагон и Ктулху. Концовка хорошая: хоть кто-то дал отпор этим гадам

Оценка : 8
«Крысы в стенах»
–  [ 2 ]  +

Шурф Лонли-Локли, 05 сентября 2023 г. в 19:45

Простовато, бредовато (в реальной жизни невозможно сойти с ума за пару минут, как главный герой) и совершенно не страшно. Но это общая беда 99 % образцов готической литературы и раннего хоррора, на которые смотрят с колокольни XXI века. Люди в конце XIX – начале XX вв. в среднем были глупее, наивнее и не такие пресытившиеся массовой культурой, как сейчас, поэтому они, выпучив глаза и раскрыв рот, с замиранием сердца слушали про инопланетян, вампиров, оборотней, призраков и каннибализм. В XXI веке, когда уже большинство произведений Кинга кажутся нелепой наивнятиной, этим напугаешь разве что пятилетнего ребёнка с задержкой психического развития.

Сейчас зажравшимся любителям хоррора подавай что-то из ряда вон выходящее: без смешных клыков-когтей-щупальцев-рогов, без детсадовского рычания, непонятное и сводящее с ума. Ну, какие-нибудь японские городские легенды про Тэк-Тэк (японцы неспроста стали главными производителями кинохорроров; они просекли, что сейчас пугает людей). Ещё начали заходить сюжеты про пробравшуюся в современность языческую древность: с мрачными хеллоуинскими осенними лесами, в которых казавшиеся мифическими твари рвут людей на части (намёк на «Ритуал» Нэвилла).

«Крысы в стенах» можно прочитать из чисто литературоведческих соображений — чтобы знать, что Лавкрафт писал не только про пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн.

«Серебряный Ключ»
–  [ 2 ]  +

bur_zumer, 22 июля 2023 г. в 15:01

Если судить о данном рассказе по содержанию, то первую его часть можно и вовсе отнести к жанру эссе. В ней автор уподобившись философам традиционалистам в пух и прах разносит крайности в направлениях человеческой мысли при выборе жизненного пути. Достаётся всем: и материалистам, что видят смысл лишь в поклонении эмпирически доказанным фактам и научным теориям; и людям духовности, что всё своё мировосприятие строят на следовании догмам и правилам, сформированным суеверными предками сотни лет назад; и декадентам, которые разочаровавшись в науке и религии, находят смысл существования в постоянном осуждении общественного устройства, и способны лишь постоянно иронизировать.

Проведя околофилософский анализ взглядов и устремлений своего поколения, Лавкрафт ищет решение поставленной проблематики. И находит его в наиболее антисоциальном из всех направлений философии — солипсизме:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Так понемногу он утратил способность удивляться и позабыл о том, что вся наша жизнь — это лишь цепь возникающих в сознании образов, а поскольку нет никакой существенной разницы между отражениями объективной реальности и образами, порожденными фантазией, то нет и причин отдавать кому-то из них предпочтение.»

Кроме экзистенциальных размышлений автора, читателям, уже знакомым с произведениями Говарда Филлипса понравятся отсылки к двум предыдущим рассказам из цикла «Показания Рэндольфа Картера» и «Неминуемое». Они вносят в историю некоторую объемность мира и лучше раскрывают самого Лавкрафта через его автобиографического персонажа.

Оценка : 8
«Усыпальница»
–  [ 2 ]  +

skela2982, 26 мая 2023 г. в 16:58

Скорее всего, если бы этот рассказ не принадлежал перу одного из моих любимых авторов, то оценка была бы ниже. И в целом, вина тут скорее всего не именно этого произведения, а то, что я прочитал его сразу вслед за другим, которое структурно, да и сюжетно, является его братом-близнецом, и в этот раз меня это почему-то особенно задело.

Конечно, по языку и атмосфере, это самый что ни на есть наш любимый Лавкрафт, тут вопросов нет.

Нам рассказывается некая история, как это принято у автора, мистическая составляющая максимально размытая, без четких деталей, в конце произведения приводятся факты, что всего этого, на самом деле не было, герой всего лишь сумасшедший, и вишенка на торте, последнее предложение, которое второй раз переворачивает всё с ног на голову, и опять ставит нам вопрос — так может всё таки было, может это всё правда, может герой рассказа не псих? Вроде бы всё нормально, скажете вы, нормальные сюжетные приемы. Да, вот только проблема в том, что за несколько часов до этого я прочитал другой рассказ автора, в котором всё было идентично, особенно это касается последних нескольких абзацев — меняем имена героев, место действия, сумасшествие на наркотики, и вуаля, те же яйца, только в профиль.

Апогеем этого стало последнее предложение в обоих рассказах, оно практически слово в слово повторяется в обоих (я перепроверил, и вы можете это сделать), меняется только предмет, о котором идёт речь, и который должен шокировать читателей, и снова перевернуть представление о произошедших событиях.

Я даже грешным делом подумал, что оба рассказа выросли из одного черновика, в котором автор изменил некоторые места, имена, названия предметов, и т.д., и выдал за новое произведение. Как по мне, такие явные самоповторы, это уже перебор. Я понимаю, что прочитай я этот рассказ через недельку, а ещё лучше, через месяц-другой, я бы, скорее всего, воспринял его совсем по другому, но уж как есть.

А так, всё в стиле Г.Ф.Л.

P.S. Рассказ является очередным подтверждением, бытующего среди читателей, и поклонников автора, мнения, что произведения автора лучше читать дозированно, с перерывами между прочтением каждого следующего, иначе может знатно «подгореть», от стиля изложения, языка, обилия различных терминов, специфической фантазии автора. По себе замечал, что от продолжительного чтения автора, начинаю уставать, словно продираюсь сквозь дебри Амазонки.

Оценка : 7
«Другие боги»
–  [ 2 ]  +

Lilian, 04 мая 2023 г. в 15:29

Ещё одна история на тему «бойтесь своих желаний». Особенно когда в них замешано слишком много гордыни.

Некий увлечённый исследователь, Барзаи Мудрый, воспылал желанием совершить то, что недоступно обычным людям. А именно увидеть богов земли, танцующих на вершине высокой неприступной горы. И отправился в путь. То есть поступил, вопреки своему имени, совсем не мудро. В итоге, как не трудно догадаться, излишняя самонадеянность и насмешки в адрес богов сослужили ему плохую службу.

Этот рассказ по моим впечатлениям находится на стыке «Сновидческого цикла» и куда более стереотипных (можно сказать — фирменных) историй о встрече человека с неведомым ужасом. Минимум конкретных описаний, только зашкаливающая странность и зловещий фон самой встречи.

С другой стороны, этот рассказ тесно связан со «Сновидческим циклом», начиная с места действия и заканчивая отсылками на уже знакомые читателю события.

И не могу не отметить изящную буквальность названия, раскрывающуюся в полной мере уже после финала.

Оценка : 7
«Колокол в башне»
–  [ 2 ]  +

Tullma, 24 апреля 2023 г. в 18:11

Скажем так, это произведение можно вполне пропустить. Сложилось ощущение, что всё это Лавкрафт уже писал, просто другими словами и про других персонажей. Простой алгоритм: некрономикон, тайный ритуал, ужасающее потустороннее открытие. Суть в том, что Лавкрафт создал вселенную и рассказы его описывали с разных сторон именно эту вселенную, где завораживало какое-то касательное прикосновение к тайнам чего-то древнего, чужого, непостижимого разумом. В данном же случае, увы автор рассказа не смог передать это завораживающее ощущение, возможно именно потому, что паразитировал на зарисовках Лавкрафта. Чего-то древнего, противоестественного и враждебного человеку вроде бы как и нет. Ужасающая толпа — просто антураж, никак не влияющая на сюжет и героя рассказа. Существо в склепе — просто финальный твист, никак не повлиявший на дальнейшие события, т.е. не ясно куда оно делось и что с ним там сейчас происходит. У Лавкрафта оно бы обязательно сбежало и продолжило свои тайные обряды, стремилось бы к каким-то пакостным целям. Вот это то и ужасало бы, что в мир выпущено какое-то зло, здесь этого нет.

Проходное произведение, к сожалению.

Оценка : 6
«Праздник»
–  [ 2 ]  +

keellorenz, 16 марта 2023 г. в 00:45

За такие произведения Лавкрафта и любят — его конёк: рассказы краеведа-любителя, где тайны выдаются намеками и есть поэзия. Я вообще думаю, что стихи Лавкрафту удавались лучше, чем проза (просто почитайте его сонеты — бесподобно).Тут же каждое слово — бриллиант, есть тайна, какие-то местные «масоны», старые добрые черти(а не несуразные летающие грибы с Плутона), шабаш и все такое. Зимняя сказка перед сном, ничего лишнего, зримо, визуально красиво. Многие догадаются, что это отсылка к Мэйчену, ну и ладно. Один гений повлиял на другого.

«Маленькая стеклянная бутылка»
–  [ 2 ]  +

Ramonak, 02 марта 2023 г. в 22:17

Стоит пометить, что этот рассказ написан ребенком. Лавкрафту было 8 или 9 лет. Для такого возраста вполне занятное маленькое чтиво. Что редко для Лафкрафта — рассказ заставил меня улыбнуться.

Оценка : 7
«Зов Ктулху»
–  [ 2 ]  +

Ladynelly, 13 февраля 2023 г. в 14:40

Наверное это самый известный и самый скучный рассказ из прочитанных мной...

Честно скажу, читала его по диагонали, не испытывая абсолютно никаких эмоций, кроме скуки. Стиль изложения — сухой академический, сам рассказ мог бы быть раза в два короче.

В этот раз видимо для разнообразия Ктулху описан достаточно конкретно, но все равно не вызывает особого ужаса.

Сплошное разочарование.

Оценка : 7
«Хребты безумия»
–  [ 2 ]  +

horoshogromko, 13 февраля 2023 г. в 14:33

Любители нудных утомительных разглагольствований про инопланетных пришельцев — вам сюда. В “Хребтах безумия” их в избытке.

В романе две части. В первой рассказчик в составе научной экспедиции прибыл в Антарктику. Часть учёных тут же отправились на разведку и к вечеру передали по радио, что обнаружили необычные горные хребты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, а во льдах рядом с хребтами тела то ли животных, то ли растений, которые, похоже, лежат там со времён ещё до того, как на Земле возникла жизнь, чего быть не может, но вот доказательство. На следующее утро всех членов разведбригады нашли зверски убитыми, а размороженные тела древних существ — вмороженными обратно в лёд.
На этом первая часть кончается. Она своеобразная, всё-таки это Лавкрафт, но динамичная, немножко детективная, даже почти жуткая.

Вторая часть на того самого любителя утомительных разглагольствований. Как литературное произведение она мастдай, написана тягомотно, полна нестыковок и ляпов. Но именно из-за второй части “ХБ” культовый роман, и из-за таких вторых частей ГФЛ культовый писатель.

Вместо того чтобы сразу вернуться на базу, рассказчик с коллегой отправляются к Хребтам — любопытно же. Здравый смысл тут у Лавкрафта хромает даже хуже, чем в “Безымянном городе”:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
куча народу погибла при невыясненных обстоятельствах, но
герои, ничтоже сумняшеся, летят вдвоём (!) на легкомоторном самолёте (!!) в трескучий мороз (!!!) на безлюдном континенте (!!!!) без средств связи (!!!!!). Ну в самом деле, Карл.

Так начинаются семьдесят страниц нуднейшего (но очень интересного, если вы любитель) повествования о том, что Хребты — это город, построенный существами, прилетевшими на Землю из космоса

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
задолго до появления здесь жизни.   Собственно, пришельцы=Старцы и создали на Земле углеродную жизнь
.   Всё это Лавкрафт описывает невыносимо муторно, но гипотезы его относительно пришельцев оригинальны, теория в целом весьма любопытна, и излагает он её подробно и обстоятельно. Если читать не за красоту слога, а за смысл, то с удовольствием. Развязка
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— объяснение, кто учёных из первой части уконтрапупил —
будет почти неожиданная и для Лавкрафта на удивление кульминационная.

Отдельный бонус романа — образовательный. Лавкрафт сравнивает руины города Старцев с реальными археологическими достопримечательностями вроде руин Киша в Ираке и Мостовой гигантов в Ирландии, всё отличные поводы загуглить и расширить кругозор.

Оценка : 7
«Безымянный город»
–  [ 2 ]  +

Ladynelly, 11 февраля 2023 г. в 20:39

В этом рассказе мы снова погружаемся в тягучую атмосферу, нет, не ужаса, а древности и тайн. Она давит на читателя, тяготит, особенно украшенная фирменными эпитетами автора. Хотя опять же, не вижу ничего особо ужасного в описанных автором существах.

Но вот финальная сцена — выше всяких похвал! Лично у меня от нее действительно бегут мурашки и замирает сердце от ужаса и безнадежности... И еще такая фишка — рассказ написан от первого лица, и как бы не ждешь такого финала!

Пока это один из самых удачных прочитанных мной рассказов автора.

P.S. Рассказ в течении всего прочтения вызывал настойчивые ассоциации с фильмом «Мумия» 1999 года.

А сам город хотелось назвать Хамунаптрой)

Оценка : 10
«Крылатая смерть»
–  [ 2 ]  +

Ynona, 09 февраля 2023 г. в 01:02

Будьте осторожны с мухами, которых вы не можете опознать.

Четыре человека прибыли в гостиницу «Оранж». «Ориэндж» произошла трагедия: умер в своем номере ученый Томас Слоунвайт. Они в ужасе. В комнате труп, журнал и дохлая муха. Леденящая кровь история с отличным концом. Настоятельно рекомендуется всем, кто любит загадочные истории с привкусом мести. Это захватывающая и увлекательная история о зависти, соперничестве, мести и убийстве.Безумные ученые, привет! К сожалению, как это почти всегда бывает с Лавкрафтом, история омрачена ксенофобией!..

Оценка : 8
«Ужас в музее»
–  [ 2 ]  +

Ynona, 05 февраля 2023 г. в 13:49

Честно говоря, это было немного утомительно (не могу поверить, что книга объемом менее сорока страниц заняла у меня три дня). Неплохой, но уж точно не один из лучших рассказов. Постоянному читателю сюжет и «шоковые» повороты кажутся довольно предсказуемыми (это потому, что они использовались во многих фильмах ужасов), а персонажи — стандартные типы Лавкрафта:

— рациональный главный герой-мужчина, который вот-вот будет потрясен до глубины души;

— эксцентричный мужчина-оккультист, ослепленный стремлением к власти;

— тревожный и грубый «иностранец», страшнее любого из настоящих непостижимых монстров;

Название истории отображает ее суть. Она напоминает фильм «Дом восковых фигур». В музее есть множество существ, которые по отдельности появлялись в других историях Лавкрафта.

Оценка : 6
«Заточённый с фараонами»
–  [ 2 ]  +

Козлов, 24 января 2023 г. в 15:31

«Погребённый с фараонами» был первым рассказом Лавкрафта, прочитанным мной когда-то давно. Но и тогда он мне казался средним. О том, что под египетскими пирамида лежат целые города я узнал от отечественных теософов, и о том, что герои таких рассказов от пережитого ужаса приходят в себя только на следующий день я тоже был в курсе. Познакомившись с творчеством Лавкрафта, я этому рассказу и такой оценки не дам. Многие утверждают, что Лавкрафт однообразен и скучен, но, при этом, будто бы превосходит в атмосфере ужаса любого другого писателя. У меня на эту проблему взгляд проще. Для меня Лавкрафт — графоман, пишущий за деньги. Не в плане продажности, а в плане того, что требования редакции и ориентиры на коллег по цеху не дают ему, до поры до времени, впасть в полную «самобытность». Для Нас графоман — это человек, вообще, не умеющий писать. А Лавкрафт пишет местами замечательно. Но многие так же отмечают, что маленькие рассказы ему удаются лучше, чем крупная форма. В ней Лавкрафт теряется и начинает тянуть и повторяться. Закладывая в такое произведение определенный смысл, он не умеет этот смысл удержать, хоть средствами и владеет. Для читателя это может, в определенный момент, казаться многоуровневостью смысла. Но относительно работы, проделанной Лавкрафтом — это бессмыслеца. Лафкрафт — прекрасный пример одаренного писателя, который, вообще, не понимает что у него выходит правильно, а что — нет. И «Погребённый с фараонами», пожалуй, хороший повод наглядно обосновать мои претензии к его стилю.

  Схематически «Погребённый с фараонами» близок к «Тени над Иннсмутом». Но здесь гораздо меньше лавкрафтианского ужаса, о котором речь нужно вести отдельно. Начинается всё со вступления, погружающего читателя в атмосферу египетской экзотики. И это лучшая часть. Топографические описания удаются Лавкрафту, как ничто иное. Пожалуй, это единственное, на что я у Лавкрафта жаловаться никогда не буду. Находит он какое-то упоение в описании улиц, крыш, окон и стен. И не знаю, хорошо ли, что данные описание находится в начале. Эти сцены кажутся затянутыми читателям, знающим Лавкрафта только, как «мастера ужасов». С одной стороны, я понимаю что, чем больше Лавкрафт забрасывает Нас фактами, тем чаще смотришь на количество оставшихся страниц до уже не раз обозначенной сути. С другой, лучше бы продолжал в том же духе — пейзажист от литературы из него куда лучше, чем писатель-приключенец. Это второй пункт — приключенческая составляющая. Не надо смеяться над нелепостью передряг, в которые попадает Гарри Гудини. Всё вполне соответствует тех.заданию и традиции бульварной супергероики. Знаменитый сыщик Нат Пинкертон, вообще, откусил себе кусок языка, и это ему в дальнейшем ни разу не мешало. Даже, привычные для Лавкрафта, постоянные обмороки преследуют своей целью показать уязвимость главного героя и здравомыслие после шоковой ситуации. Проблема в том, что это тех.задание. Для Лавкрафта оно не является важной частью литературы. Он не вкладывает в приключения чего-то своего. Всё действо занимает столько места и времени, сколько на него положено. То же самое в «Тени над Иннсмутом». Для «великого писателя» это не часть жанра, в котором он хотел работать, это — обязаловка, без которой редакция книгу не примет. Принцип: делай, как все. Не удивительно, что Лавкрафт на полвека был забыт. Брайан Юзна и Джон Карпентер фильмы еще не снимали. И, после отработки гонорара, неожиданно появляется то самое лавкрафтианство. Неожиданно потому, что перед Нами больше не могучий Гарри Гудини, а типичный герой Лавкрафта. Если во второй, приключенческой, части обмороки героя — это необходимый элемент для обмана читательских ожиданий. Т.е. этот прием работает так, как надо. То в третьей, это повод для героя путать сны и реальность. Путать, потому что он знает, но боится признать реальность своих видений. В рассказе появляется дыра, создающая две разные личности, ведущие себя абсолютно по разному — один, уверенный в себе скептик, другой — мистик, признающий только свои галлюцинации — по воле автора находящихся вместе. Лавкрафт этого не заметил. Он выразил свои чувства, а значит произведение логически завершено.

  Да каждое более менее крупное произведение Лавкрафта можно расценивать, как черновик. Внутренней проработкой сюжета он, вообще, не занимается. И мнение читателя для него не важно. Важно только понравилось кому-то или не понравилось. Вот на счет этого переживать можно. Но уверенность в атмосферности творчества Лавкрафта — это то единственное, что помогает его популярности. Если присмотреться и подумать, то большинство его книг криво сшиты белыми нитками и написаны ни о чем. Выражение личного мнения автором, спустя годы, стало главным достоинством. Даже, не смотря на то, что его взгляды отсталы, его философия — бред, а данный рассказ — оплаченная реклама. Реклама великого иллюзиониста Гарри Гудини, рассказывающая, что его умение развязывать веревки — ничто по сравнению с древней магией, на которую способны даже уличные египетские жулики, перед которыми он и ответит.

Оценка : 3
«Алхимик»
–  [ 2 ]  +

jamuxa, 22 января 2023 г. в 07:54

Совершенно готический антураж. Но, пара но. Первое — не подтолкнул ли этот рассказ, его начало, Мервина Пика к написанию «Горменгаста»? Громадный, практически необъятной замок, цитадель...

И второе но — не напоминает ли неприметный люк другой, пражский люк: Майринк, Голем?

И чем алхимик не голем, со лба которого стирает бессмертие пламень факела?

И если это проба пера молодого автора, то проба великолепная. Лавкрафт нашёл, пусть и не сразу, пусть и не в этом тексте, но всё же, эликсир бессмертия.

А что до бессмертия, то: Геннадий Алексеев «Катулл и Лесбия»:

Мой друг Катулл

своей подружке Лесбии

собрался было

подарить сережки, да денежки с приятелем пропил.

И подарил он Лесбии

бессмертье.

Бабенка эта

до сих пор жива.

Она все злится на беспутного Катулла —

ведь обещал же

подарить сережки!

Оценка : 7
«Хаос наступающий»
–  [ 2 ]  +

Ynona, 08 января 2023 г. в 12:47

Интересный короткий рассказ, подробно описывающий видение или сон, вызванный пернедозировкой опиума.«Об опиумных наслаждениях и муках написано много.» Это была одна из тех историй, которые давали ощущение экзистенциального ужаса, хотя в то же время этот ужас был красиво написан, но темп истории был настолько поспешным, что я не успела проникнуться атмосферой гибели Земли. Не хватило классического лавкрафтовского страха перед неизвестным! Идея этой истории довольно проста: наркотики — это ворота в мир (возможно, пророческих) видений. Красочные образы разрушенного мира, но они оборвались до того, как появился ужас в разломе.

Странный и темный рассказ, но не такой запутанный, как я ожидала.

Оценка : 6
«Перевоплощение Хуана Ромеро»
–  [ 2 ]  +

Ynona, 05 января 2023 г. в 05:03

Довольно слабое произведение, в котором довольно много намеков на происходящее зловещее дерьмо, но на мало деталей. «Перевоплощение Хуана Ромеро» — это атмосферная история, рассказанная шахтером, который много лет назад пережил нечто необъяснимое и ужасное в шахте. Действие происходит в 1894 году. Они только что обнаружили в шахте огромный провал. Ночью рассказчик и Хуан Ромеро, шахтер, с которым он работает, просыпаются от ужасных звуков, исходящий из-под земли. Смогут ли они оба пережить эту историю целыми и невредимыми? А как насчет загадочного индуистского кольца, которое носит рассказчик? У этой истории так много потенциала, но она кажется немного поспешной. Я была бы рада, если бы Лавкрафт расширил эту идею и конкретизировал ее, потому что нам так и не рассказали в чем заключалось перевоплощение Хуана Ромеро.

В книге упоминается Уицилопочтли — бог солнца, бог войны и национальный бог ацтеков, покровитель города Теночтитлан. Название связано с тем, что птица колибри олицетворяет солнце у многих племён Центральной Америки.

История вызывает в воображении мистические элементы как древней индийской, так и ацтекской культур, в то же время опираясь на присущий ужас старых шахтерских туннелей для сеттинга. Атмосфера здесь великолепная! Идея сюжета была хороша, но могло быть и лучше.

Оценка : 5
«Потомок»
–  [ 2 ]  +

Ynona, 03 января 2023 г. в 16:01

Что, черт возьми, я только что прочитала? В гостинице Грейс последние десять лет живет старик. Он не позволяет никому приближаться к себе и начинает завывать, когда звонят церковные колокола. Кто этот загадочный человек, живущий в лондонской гостинице? Никто не знает, что с ним случилось. Никто не знает, как он стал таким. И мы, выроятно, никогда не узнаем полную его историю. Рассказ выглядит не законченным и поверхностным. Тревожно история о сумасшедшем старике и молодом мечтателе Уильямсе, но Лавкрафт заканчивает историю как раз перед тем, как что-то действительно происходит, оставляя тревожное чувство. Это всего лишь фрагмент истории, поэтому, естественно, он мало что может предложить, но то, что есть, интригует!..

Оценка : 3

  Страницы: ««(–25)  «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 31 32 33 34 [35] 36 37 38 39 40 41



⇑ Наверх