Дж Г Баллард отзывы

Все отзывы на произведения Дж. Г. Балларда (J. G. Ballard)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 567

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . .  8  9 10 11 12

«Прощание с ветром»
–  [ 10 ]  +

romanpetr, 15 сентября 2015 г. в 22:16

Еще одна художественная нарезка о потерянном в пустынных песках термальном курорте от Джеймса Балларда, но темами очередного рассказа становятся нераскрытая любовь на гране умопомрачения и тайны «портняжного» двора . Снова звучит приятный детективный мистицизм в Честертоновских оттенках — не знаю может это всего лишь британские отголоски холодных морей с пасмурной погодой , которые авторы Великобритании носят с собой, но внутреннее нагнетание обстановки в пустынной местности приходится,как раз, как нельзя кстати. Баллард на этот раз представляет творческую новинку — биоткань — до селе не слыханная ткань с особо обостренной чувствительностью!Она берет начало от мимоз и глициний, и проносит сквозь ткацкую фабрику отзывчивость этих растений к атмосферным воздействиям и прикосновениям. Одежда в несколько секунд способна поменять и цвет, и текстуру, открыть декольте в присутствии рьяного поклонника, мгновенно стать строгим костюмом при случайной встрече с банковским управляющим... Именно чувствительность сделало ткань такой популярной по сравнению и «инертной» одеждой!

А дальше по сюжету хозяин бутика «Топлесс Газа» мистер Самсон подпадает под чары неувядающей «вечно молодой и пятнадцателетней (естественно благодаря пластическим операциям) актрисы Рэйни Чаннинг, страдающей от одиночества и скрытой мании величия! Самсон старается завоевать сердце «страшной» женщины своими необыкновенными нарядами. Их отношения становятся близко интимными, но , как правило, не с первого раза открываются тайны... А расплатой всего это может стать смерть! И Самсону на своем горьком опыте приходится испытать и познать грани жизни и смерти, балансируя буквально на волоске...

Рассказ забавный , но и нравоучительный, должен доставить удовольствие при спокойном, неторопливом чтении...

Оценка : 8
«Узнавание»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 09 сентября 2015 г. в 21:39

Унылая история о пороках человеческих. И ведь автор во всем прав: некоторых условно человеков можно и даже нужно поместить по ту сторону клетки зоопарка, ибо тупо звериное начало в них доминирует; глядя на зверей сквозь прутья решетки, мы иногда неосознанно подмечаем отнюдь не звериные черты в их поведении, а то, что свойственно нам, людям.

Зоопарк располагается по обе стороны клеток. Таинственный цирк-зверинец позволяет герою это осознать: ощутить запах человека в тени зверя и увидеть зверя в человеке. Все так.

Но история совершено не трогает на уровне эмоций: никому не сочувствуешь, ни за кого не переживаешь, даже особого интереса нет. Как только пьяные матросы начинают гонять несчастного карлика, финал рассказа становится понятным: вот оно — наполнение клеток пустого зверинца.

Ничего нового автор не сказал. А не новое не сумел сказать интересно. Не хватило чего-то. На мой вкус, разумеется.

Оценка : 7
«Военная лихорадка»
–  [ 10 ]  +

god54, 01 декабря 2014 г. в 16:41

Довольно интересный и очень оригинальный рассказ.Сама по себе идея вообще уникальна: война, военная лихорадка и её изучение. Я бы даже сказал, ее препарирование с выделением всех нюансов... Жестко, очень жестко, даже, скорее, жестоко. Автор не любезничает с читателем и не дает ему поблажек: кровь, смерть для одних и внимательное стороннее наблюдение — для других. Две стороны, две философии, два мира... А с другой стороны, стороны реальности: мы ежедневно испытываем десятки новых лекарственных средств на людях и они об этом знают. Некоторые умирают, кто-то становится инвалидом, но миллионы будут жить... Другого пути еще никто не придумал...

Оценка : 8
«Затонувший мир»
–  [ 10 ]  +

igorgag, 27 августа 2014 г. в 22:13

Первый, как считал он сам, формально — второй роман выдающегося британского писателя. На русский название переводили по-разному. Интересно, что написана книга была в 1962 году, т.е. более чем полвека назад. Но до русского читателя книги Джеймса Грэма Балларда (другой вариант транслитерации фамилии — Боллард) дошли значительно позднее. Причиною тому, вероятно, были сосредоточенность автора на тёмных сторонах человеческой природы, исключительная мрачность его фантазий, предрекающих нашей планете не просто несчастливое будущее, а прямую гибель. В частности, в этом романе континенты и островные архипелаги Земли исчезают под натиском воды тающих полярных шапок.

Впрочем, сказать о Балларде, что он фантаст, это почти ничего не сказать. Во всяком случае, до него такой фантастики никто не писал. При чтении прозы Балларда поражает кинематографическая зримость образов, отточенность стиля. Но опять-таки, если кто-то подумает, что писатель был занят всего лишь некими экспериментами с литературной формой, снова выйдет ошибка. Роман «Затонувший мир» визуальным своим рядом (если у книг вообще может быть визуальный ряд!) подобен арт-хаусному фильму, но при этом вовсе не лишён сюжета. Развитие действия, далёкое от штампов бульварно-развлекательного чтива, держит читателя в постоянном напряжении...

Что ещё можно сказать? Баллард замечательный психолог; какие бы странные вещи ни творились в душе главного героя романа, биолога Роберта Керанса, происходящему с ним веришь. Плюс, немаловажно и то, что писатель был человеком всесторонне эрудированным (для фантаста — качество просто обязательное!), а жизненным опытом обладал просто уникальным. В частности, ещё в детстве прошёл через японский лагерь для интернированных лиц, — эта, самая вероятно, ужасная страница его жизни найдёт потом отражении в, быть может, наиболее известном его романе «Империя солнца». И, можно предположить, отсюда тянутся и корни уже упомянутого мною интереса писателя к тёмным сторонам человеческой природы. В этом отношении не является исключением и дебют Балларда — роман «Затонувший мир», в котором иррациональность человека, его разума, его поведения показана весьма ярко...

Оценка : 10
«Конец»
–  [ 10 ]  +

god54, 13 марта 2013 г. в 22:18

Грустный рассказ, как апофеоз, но, который заставляет задуматься о дне сегодняшнем. А вы побывайте в деревнях. Вот так просто на машине, по дороге, посетите одну за одной. И не надо ждать конца света. Он уже наступил. Разбитые и покинутые дома, кое где живут старики, озера заросшие травой, погибшая рыба, поломанная техника... Мы сегодня закладываем то будущее, которое ждет наших внуков. Грустно. Неужели после нас Земля достанется роботам, только они там смогут жить. Мы, наверное, и готовим планету для них. А жаль...

Оценка : 8
«Облачные скульпторы коралла D»
–  [ 10 ]  +

god54, 09 марта 2013 г. в 21:01

Еще один шедевр. Да, не побоюсь этого слова. Во-первых, удвительная и оригинальная фантастическая идея: делать скульптуры из облаков. Во-вторых, прекрасный сюжет. В-третьих, психология людей, их поступков, психология атмосферы, динамика развития сюжета и нагнетание напряжения. В-четвертых, прекрасный стиль письма. А в целом необычный, оригинальный, захватывающий рассказ.

Оценка : 9
«Зона ужаса»
–  [ 10 ]  +

alex1970, 30 января 2011 г. в 18:50

В немецких мифах встреча с двойником предвещала смерть, двойники несли всякие беды (что неплохо обыгрывается например в фильме Ави Нешера «Доппельгангер» с Дрю Берримор). Здесь как раз такой случай – ученый на грани нервного срыва встретил двойника.

Автор создал нервную атмосферу – чувствуешь, что нервы героя уже за гранью, психиатр-гад измывается и так далее.

Скорее, не мистическая, а некая сюрреалистическая трактовка событий. Менее страшно от этого не становится.

Оценка : 6
«Воронка-69»
–  [ 10 ]  +

Вертер де Гёте, 22 марта 2008 г. в 15:20

Один из лучших рассказов Балларда. Философская начинка хорошо сочетается с так удающейся Балларду атмосферой тревожного ожидания, а очень интересная тема — загадки сна — придаёт произведению черты почти мистического детектива. Приятно, что красной нитью через весь рассказ проходят ссылки на «Пари» Чехова. Читают за рубежом нашу классику! И хотя цитирует Чехова Баллард с небольшими неточностями — спорили не на миллион, а на два; не на 10 лет, а на 15; спорщик ушёл из комнаты не за минуту до конца пари, а за несколько часов — всё равно приятно.

Оценка : 9
«Сорвавшиеся с цепи»
–  [ 9 ]  +

vfvfhm, 17 декабря 2023 г. в 09:26

Пэнгборн-виллидж — крохотный поселок закрытого типа на западе от Лондона. 25 июня 1988 года там разразилась жуткая трагедия. Ранним утром в течение десяти минут было убито тридцать два взрослых жителя и тринадцать детей пропали без вести. Полиция в тупике. За расследование берется доктор Ричард Гренвил, психолог — консультант МВД.

По закону Пушкина о «странных сближениях» повесть была прочитана посреди всероссийской шумихи вокруг сериала «Слово пацана». Эпоха та же — конец 1980-х, тема та же — молодежная, даже подростковая, преступность. Правда, Балларда привлечь за «романтизацию» не удастся никаким образом. Это очередное его предупреждение с обочины скоростного шоссе в будущее. Он пытается разобраться в проблеме, но оправдывать никого не собирается.

Семья находится в эпицентре его внимания и ее ареал обитания. Если казанские родители обрекли свое потомство на беспризорность и криминал, то английские, яркие представители британского истеблишмента, напротив, повернуты на модернизации и внедрении новейших технологий в семейную жизнь. (Очень яркая деталь. Особо подчеркивается, что у каждого ребенка был собственный персональный компьютер, подключенный к локальной сети, для той эпохи это суперсовременность.) Последствия этого могут быть, как оказалось, самыми катастрофическими. И вот это пророчество Балларда реализуется сейчас на Западе полным ходом.

Плюс местоприбывание. В те времена элитные закрытые поселения для богачей только начали появляться. Расслоение сверхбогатых и прочей публики становилось все более зримым. И вот второе пророчество Балларда ,которое — пока — не реализовывается. А с чего вы решили, спрашивает автор, что высокие заборы со спиралью Бруно вас защитят? Ваше уютное гнездышко может быть взорвано изнутри, так, что и костей не соберете.

В общем, Баллард никогда зря воздух не сотрясает. Как всегда читателю есть о чем много думать над страницами повести.

Поэтому отвешиваю низкий поклон главному энтузиасту издания Балларда в России Сергею Соболеву и переводчику С. Самуйлову за возможность ознакомиться с еще одним произведением любимого автора.

Оценка : 10
«Утонувший великан»
–  [ 9 ]  +

FixedGrin, 12 июня 2023 г. в 07:18

С использованием заметки для Medium (https://loadeddice.medium.com/dead-love-a...).

Этот рассказ у Балларда и до экранизации в рамках «Любви, смерти и роботов» был одним из самых известных и часто антологизировался, но лично мне жаль, что выбрали продюсеры именно его, а не, скажем, «Безвыходный город», где даже в экуменополисе (или сфере Дайсона?) сохраняется определенная «иллюзия полета» — а некоторые, как Айзек Азимов, найдут тамошнюю обстановку и уютной, — или «Последний берег», весьма актуальный по нынешним временам прокси-Третьей мировой войны, когда последние соглашения о коллективной безопасности мрачно хромают к логическому финишу своего срока годности. Не так в «Утонувшем великане», который не просто следует классической традиции гуманистической сатиры, заложенной Свифтом, но и, подобно «Империи солнца» или «Эндшпилю», автобиографичен — даже слишком.

Я его прочел, преодолевая (в отличие от чуть более поздней и, похоже, независимой работы Маркеса) рвотные позывы и помня, как еще полвека назад впору было ставить под вопрос выживание синих китов — но ничего, справились как-то и без китовых зондов «Стартрека», да и в более традиционных областях потребления вегетарианское мясо, на радость конспирологам, с каждым десятилетием набирает популярность. Однако ни в НФ, ни в магреализме рука не поднимается ставить высшие баллы произведениям, любимым школьными учителями литературы за то, что ответ на вопрос «дети, что этим хотел сказать автор?» считывается безошибочно. В заметке о Балларде, которая включена в антологию «Зеркало бесконечности» (под редакцией Силверберга, 1970), американский критик Г. Брюс Франклин отмечает: «Баллард — поэт смерти, для которого наиболее типичны апокалиптические фантазии, прекрасные и мрачные образы распада, смерти, отчаяния». По Франклину, все, чрезвычайно разнообразные, описания смерти у Балларда незатейливо символизируют загнивание британского капитализма в цепких объятьях молодежной (контр)культурной революции. Редко хочется соглашаться с истолкованиями, траченными молью классовой борьбы доинформационной эпохи; в интервью 1969 года Баллард поддел: «С марксизмом та проблема, что это общественная философия для нищих, а нам бы сейчас не помешала общественная философия для богачей». Но в данном случае ничего не попишешь: действительно, на берег выбросило не просто Гулливера или его напарника по кораблю, а Британскую империю и ее легендарную тяжелую промышленность.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Причем Второй Елизаветинский век только начинался, и в нем предстояло еще много интересного, вплоть до выкупа лондонской футбольной команды чукотским сефардом из Саратова и перепродажи американскому инвестору, играющему по схеме 4-4-3.)

И случилось это в Кембридже 1949-го, где Баллард студентом после освобождения из японского концлагеря испытал переживание, немного напоминающее реакцию Чарльза Дарвина на зрелище наездницы, откладывающей яйца в гусеницу. Дарвин тогда пережил тяжелый душевный кризис: «Я признаю, что не так отчетливо вижу во всем промысел Божий и дарованную нам благодать. В мире, по-моему, слишком много страданий». Ему вторит через десятилетия, культуры и мировые войны студент медицинского факультета Баллард:

«Анатомия открыла мне глаза», говорил он в интервью. «Ты всю жизнь строишь на иллюзии цельности своего тела, твёрдой плоти. Мифологизируешь знакомые куски плоти и сухожилия. Затем видишь труп на столе для вскрытия и начинаешь сам вскрывать его, и в конце концов не остаётся ничего, кроме эдакой груды хрящей и горстки костей с ярлычком, носящим имя какого-то мёртвого врача — это колоссальное впечатление, подрывающее уверенность в цельности плоти и убеждающее в том, что дух этого мёртвого врача продолжает себя».

Оценка : 8
«Безвыходный город»
–  [ 9 ]  +

faustine, 08 декабря 2022 г. в 14:57

Текст не о будущем. Это скорее альтернативная вселенная или вообще другая планета с другой цивилизацией (на это указывает и возраст города, существующего через 3 млн лет после археоптерикса, который в реальности вымер гораааздо давнее, и 95 млн км пути, которых просто не существует на Земле, и размер населения с невообразимым количеством нулей — у меня вышло 3 квадриллиона, Земля столько не выдержит). Но отчего-то всё равно читается очень реалистично и вызывает почти физическое удушье и тошноту. Ещё и стиль такой необразный, документальный, великолепно работает на создание атмосферы. Прочитала с огромным удовольствием.

Оценка : 10
«Биллениум»
–  [ 9 ]  +

vfvfhm, 09 мая 2022 г. в 18:21

Совершенный клаустрофобский рассказ, видимо, в издевку названный «Миллиардолетие».

В 1960-х очень много писали о перенаселении. В те годы повышение производительности труда в сельском хозяйстве вынудило крестьян переселяться в города, где была работа. Впервые в истории человечества городское население превысило размерами сельское. Буржуазным интеллектуалам стало казаться, что люди размножаются, как кролики. Вот вам и повод ля алармизма.

Ан нет! Повышение уровня жизни привело к обратному эффекту — сокращению населения. И настоящее будущее выглядит так. В США большое количество горожан живет в бараках с трех-четырехэтажными нарами, один в один похожих на жилища рабов хлопковых плантаций Юга, в то время как целые кварталы частных домов пустуют после того, как оттуда выгнали неплательщиков по ипотеке. Вот тех самых нынешних обитателей бараков.

Так что Баллард не угадал только с причинами такой скученности, но не с обстановкой. И с психологической точки зрения его текст, как всегда, безупречен. Помыкавшись полжизни по чужим углам, могу это удостоверить.

Оценка : 10
«Минус один»
–  [ 9 ]  +

Sergio Blanc, 21 сентября 2021 г. в 18:08

Сюрреализм в действии. История о том как действительное можно выдать за несуществующее, здоровое превратить в больное.

Человек такая сволочь, показывает нам Баллард, что ради спасения своей шкуры (сохранения должности) он готов на любые подлости. Пропал маньяк из психушки? Позвольте, да его и не было никогда! Жена его объявилась? Да она больная на всю голову! Лечить её, лечить срочно и принудительно!!! Ну чем вам не сюр?

Мне лично было не смешно, а страшно. В «дивном новом современном мире» такие истории происходят сплошь и рядом. Примеров — тьма! Страшно, господа, стать героем такой истории, страшно. Автор — провидец, каких мало и этот рассказ очередное тому подтверждение.

Лично мне хотелось другого финала: доктор Мелинджер «урегулировав ситуацию» возвращается домой, а там его ждёт....

Эту ирреальную историю надо прочитать. 1963 год, а автор уже чувствовал к чему ведёт развитие общества. Самец!!!

Against Modern World!

Оценка : 7
«Тринадцать на пути к Альфа Центавра»
–  [ 9 ]  +

Тиань, 22 октября 2018 г. в 20:27

История о странном научном эксперименте, который выявил не совсем то, ради чего задумывался, но, быть может, более важное.

Мы видим отношение наблюдателей к испытуемым, беспомощность благого порыва одиночки, ответную реакцию тех, кто на лабораторном столе, и в конечном счете, бессмысленность самого эксперимента. Эксперимент имеет смысл только в коротком временном пределе. На больших отрезках времени потребности исследователя успевают измениться задолго до завершения намеченной программы. Да и полноценное моделирование условия оказывается невозможным.

Если когда-нибудь человечеству шагнет в дальний космос, это будет слепой рывок в неизвестность.

Рассказ произвел скорее неприятное впечатление. Всё в нем правильно показано. Но разве нужно было жертвовать жизнью стольких людей, чтобы убедиться в очевидном? Исход программы настолько предсказуем, что непонятно, зачем ее начинали.

Оценка : 6
«Безвыходный город»
–  [ 9 ]  +

vfvfhm, 19 марта 2018 г. в 23:48

Сюрреалистически-урбанистическая дистопия. Конечно же ни к какому «фантастическому реализму» с его прогностической функцией текст отношения не имеет. Ни о каком таком будущем здесь речь не идет, равно как и об очередной вариации сферы Дайсона. Здесь Баллард интуитивно нащупывает главную тему о внешнем и внутреннем пространстве. Бред, мечта, фантазия утомленного монотонностью бытия разума и бесконечный Город-вселенная вокруг. Мне очень понравилось также, что тут Баллард идет вслед за Кафкой, развивает его традицию, сочетая абсурдизм и пограничность психоза со скрупулезной реалистичностью письма и сверхточностью деталей.

Оценка : 9
«Садок для рептилий»
–  [ 9 ]  +

Groucho Marx, 29 мая 2017 г. в 15:23

Из-за почти случайного разговора вдруг вспомнил, как первый раз прочитал текст Джеймса Балларда. Было лето 1977 года, которое я, тогда ещё пацан, даже не подросток, как всегда, проводил у дедушки и бабушки. Курорт, море, сверкающее подобно расплавленному свинцу, раскалённый песок пляжа и тысячи курортников, обезумевших от горячего воздуха, скатывающегося по склону горы — это важно, потому что текст Балларда назывался «Садок рептилий» и описывал момент массового самоубийства собравшихся на пляже людей, внезапно уподобившихся леммингам.

На меня «Садок рептилий» произвёл потрясающее впечатление. Он был опубликован в журнале «Англия», был очень коротким и при этом в аннотации не указывалось, что рассказ является «научной фантастикой»... Впрочем, он в самом деле не является научной фантастикой. Текст Балларда идеально наложился на окружающую меня действительность. Реальность удушающе жаркого летнего дня вдруг раскололась, треснула, распалась, как дешёвая декорация.

Никогда не забуду шок, пережитый в те минуты. Наверно, именно в тот момент я начал взрослеть.

В отличие от огромного количества писателей и художников, которых балансирование нашей цивилизации на грани катастрофы приводит в отчаяние, Баллард живописует различные варианты конца света со спокойным интересом энтомолога. К роду человеческому он, кажется, не испытывает ни малейшей симпатии и считает, что, если человечество не сможет удержаться на краю обрыва — значит, туда ему и дорога. Именно эта отрешённая интонация «Садка рептилий» потрясла меня в далёком 1977 году.

Оценка : 10
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 9 ]  +

rim_x, 08 февраля 2017 г. в 21:43

Эта новелла меня покорила и формой и содержанием, стильная и поэтичная, роскошная, она будто и написана какими-то волшебными чернилами, которые меняют цвета когда по ним пробегает взгляд. Иногда можно подумать, что отвернувшись от страницы письмо можно еще видеть и оно даже будет продолжать разворачиваться. Такая вот проза — это хороший стимул к изучению английского. Такое творчество поднимает планку жанра до высокой литературы, оставаясь интригующим и сохраняя присущую жанру свободу, когда возможно все.

Оценка : 10
«Утонувший великан»
–  [ 9 ]  +

Brain-o-flex, 28 июля 2016 г. в 13:21

Первоначально поставил пять из десяти баллов. Вроде как посредственность.

Прошел год.

Снова открыл сборник с рассказами, среди прочих авторов в нем Ханлайн, Воннегут, Брэдбери, Саймак, ...

Даже на фоне маститых и знаменитых понял, что рассказ глубже и сильнее, чем показался...

Меняю оценку, ибо так бы всё и было на самом деле, как автор написал.

Оценка : 9
«Перегруженный человек»
–  [ 9 ]  +

olpo70, 24 октября 2015 г. в 21:28

Хороший рассказ.Описана попытка уйти из этого мира без самоубийства.Вернее самоубийство произошло,но не физическое,а моральное.Главный герой слабый человек.Устав от обыденности,от работы,от,жены(но не потеряв интереса к противоположному полу)он не стал бороться со своей усталостью.Он не стал бороться за свой разум.Он нашел простой способ-выключить окружающий мир,стереть все образы и ассоциации.И ему это удалось.Прочитав рассказ в очередной раз убеждаюсь.Смерть,даже моральная,это так легко.Поэтому выживают сильные.

Оценка : 8
«Безвыходный город»
–  [ 9 ]  +

god54, 19 марта 2013 г. в 20:41

Просто прекрасный рассказ на тему одного из вариантов будущего. Очень мелодраматическая тема, которая так редко встречается в произведениях всех авторов. Тема урбанизации, когда город становится бетонным и охватывает огромные территории. Он подавляет человека и делает его своим рабом. Рабом этих удобств, вечно одинакового климата, жизни без солнца и ветра, радости растущих растений и травы. Уже сегодня проблески, а то и целые элементы видны в сегодняшних городах. А в целом вполне удачный и прозорливый рассказ.

Оценка : 8
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 9 ]  +

Петров Эдуард, 10 ноября 2011 г. в 02:03

Мистическая история о женщине, вообразившей себя богиней, а быть может о богине, спустившейся на землю. А еще она о поэзии, поэтах и... компьютеризации.

Что будет с искусством, когда компьютеры научатся создавать математически точные, выверенные до микрона, такта и оттенка произведения. Нужен ли будет тогда человек — несовершенный, обремененный тысячами условностей, предрассудков и жалких страстишек. Будет ли цениться вдохновение и живые эмоции, или на долю людей останутся только простые функции по программированию заданий, а мудрые машины, опираясь на весь предыдущий опыт человечества, будут создавать безупречные, но бездушные стихи, картины и скульптуры?

Оценка : 9
«Последний берег»
–  [ 9 ]  +

terrry, 31 марта 2011 г. в 18:17

Этот рассказ – шедевр стилистики (спасибо переводчику!). Блуждания Травена по затерянному в океане атоллу, застроенному странным лабиринтом бетонных строений, производят сюрреалистическое, чуть ли не психоделическое впечатление. Буквально ощущаешь и безысходное интровертивное одиночество Травена, и ту груду старых журналов, на которой он спит, и слепящий солнечный свет днем, и шум океана ночью. Эффект усиливается благодаря болезни (авитаминозу) Травена. Эти картины просто завораживающе реальны. Подобное мастерство в описании пустынных (безлюдных) пейзажей, в более развернутом виде, Баллард проявил в «Бетонном острове». Великолепно написан «диалог» Травена с трупом японца.

В шестидесятые годы прошлого века, когда был написан этот рассказ, он наверняка воспринимался и как социально заостренное произведение. Сейчас угроза атомной войны как бы отошла на второй план, но художественная ценность рассказа не поблекла.

Оценка : 9
«Затонувший мир»
–  [ 9 ]  +

strebkov, 16 мая 2009 г. в 13:46

Повесть произвела неоднозначное впечатление. С одной стороны — удивительно красивые и достоверные описания постапокаплипсического мира, яркие характеры и фантастические допущения. С другой стороны — постепенно начинаешь ощущать нелепость всего происходящего. Действие становится легко предсказуемым, автор заботливо то тут, то там расставляет «рояли в кустах», в духе романов и фильмов про Джеймса Бонда. Например, когда после нескольких недель мучений в плену у разбойников, герою удается бежать, а его окружают враги, в самую последнюю секунду, когда над его головой уже занесенва вражеская сабля, откуда ни возмись появляется отряд «друзей, случайно проходивших мимо» и спасает его. В своем бегстве на юг он «случайно» встречает человека, много месяцев назад покинувшего их лагерь. И т.п. нелепецы, от которых ближе к концу повести начинаешь уставать.

Оценка : 7
«Воронка-69»
–  [ 8 ]  +

vfvfhm, 03 ноября 2023 г. в 23:31

Забавно читать свой собственный отзыв почти шесть лет спустя. Точнее, вызывает приступ ироничного стыда. Размечтался о смелых научных прорывах!

После пандемии и «прививочной» эпопеи. После всех этих разоблачений о биолабораториях, история читается совершенно иными глазами.

Жуткий, надо сказать, рассказ. При полном непонимании функции и процесса сна, люди в белых халатах смело бросаются в бой и превращают трех здоровых умных мужчин в инвалидов. Ради подтверждения истинности собственных фантазий о природе реальности.

На схожую тему рассказал недавно байку астрофизик Владимир Сурдин. Сто без малого лет астрономы строили физико-математические модели других звездных систем, убедительно доказывая, что все они будут схожими с нашей Солнечной. И первая же открытая экзопланета — «горячий Юпитер» — отправила все эти построения в мусорную корзину. Оказалось ,что при моделировании горе-спецы выкидывали кучу параметров. А зачем они нужны, когда и так все ясно?!

Ну, когда астрофизики ошибаются, это прискорбно, но не критично. Урок впрок! А если речь идет о здоровье миллионов, шире — о выживании человечества?!

Ответственность и еще раз ответственность ученых, не только перед истиной, но и и перед всей цивилизацией. Разум слишком хрупкая и редкая вещь во Вселенной, чтоб им так легкомысленно разбрасываться!

Но какой же умница был этот Баллард! В двадцать шесть лет ваять такие глубокомысленные высокохудожественные тексты! Когда столь сильный автор ходит в твоих любимых, то и собственная самооценка невольно повышается. Эго разрастается до размеров гимнастического зала, прямо как у жертв эксперимента в рассказе))

Оценка : 10
«Затонувший мир»
–  [ 8 ]  +

FixedGrin, 07 июня 2023 г. в 07:04

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/hmtDG).

В день русского языка, прорыва дамбы Каховской ГЭС и великого днепровского потопа просто невозможно не вспомнить роман Балларда и его резкую, колючую, мизантропичную манеру — очень подходящую как для “серьезной литературы”, которую пишут с четким прицелом на жанровые премии и артхаусные экранизации, так и для современной твиттерной дипломатии. «Затонувший мир» открывает неформальную “апокалиптическую трилогию” Балларда, известную хуже аналогичной кинотрилогии Карпентера, но в целом более удовлетворительную эстетически. Это потому, что, в отличие от Карпентера, всегда (кроме «Деревни проклятых») готового сорваться в безудержный тошнотворный трэш, Баллард не забывает восторгаться мимолетными красотами попаданса в сей мир, затонувший, выжженный или хрустальный, в его минуты роковые. Не Баллард начал поиск ответов на главный вопрос Новой Волны: “Какова точная природа катастрофы?”, и не его работами полнятся соответствующие классические антологии — они о похождениях вечного воителя пепельного цирка Джерри Корнелиуса, а уж чего-чего, но межавторских проектов Баллард чурался, за единственным ктулхообразным исключением. Однако именно Баллард, с его обсессивной зацикленностью на различных катаклизмах биосферы и техносферы, последовательнее всех нововолнистов сколачивал гробы для человечества по мерке “фантастики воображения”.

В давней радиопередаче для BBC, интервью с доктором Кристофером Эвансом, Баллард заявил, что полагает «Затонувший мир» психологическим изображением прошлого, а «Выжженный мир» —описанием будущего. Понятно, почему необходимо такое разграничение, даром что действие всех книг условной трилогии развивается в близком или среднедальнем будущем: «Затонувший мир» как упражнение в биосферной эсхатологии, пожалуй, наиболее старомоден и милосерден к читателю, вскормленному на великих журналах Золотого века пальпа (или катавшемуся в детстве по аттракционам Парка юрского периода). Такое произведение могло бы выйти из-под машинок Уильяма Голдинга, Джозефа Конрада, Джона Уиндэма, Джона Кристофера, Лоуренса Мэннинга —или даже Ричарда Джеффриса, который достоин считаться создателем англоязычного постапа. Вместе с тем это до сих пор одно из самых удачных в англосферной фантастике, наряду с «Дарвинией», построений “разворота эволюции”, возврата к доисторическому прошлому.

Под воздействием не вполне понятного скачка солнечного излучения земная экология вернулась к тому состоянию, какое было для нее характерно миллионы лет назад. Мангровая экосистема способствовала преуспеянию рептилий и тропической флоры, млекопитающие в упадке: мир словно опрокинулся в триасский или юрский период. Обосновавшиеся на полюсах власти затонувших государств и ООН слегка обтекли и рассылают научные экспедиции с заданием исследовать новые береговые линии и проследить за биологическим развитием, имея целью повторное заселение этих территорий после стабилизации климата.

Детальная проработка этих стартовых условий сделала бы «Затонувший мир» отличным приключенческим романом (нет сомнений, что в наше время, бедное такими работами, из него произросла бы как минимум трилогия), но совсем не баллардовским. Говоря словами Дэвида Прингла, “подлинные герои Балларда —мужчины и женщины, следующие логике ландшафта”. А я бы возразил: следуют они первобытным импульсам, не имеющим ничего общего с какой бы то ни было логикой. Импульсам, осознанное подавление которых и позволяет человеку соскочить с мальтузианских горок.

Пассивность (“несмотря на красоту и загадочность лагун затонувших городов, он не чувствовал никогда ни малейшего интереса к ним…”), вялость (“… и не заботился узнавать, в каком именно городе сейчас находится станция”), уныние и, в конечном счете, сознательное дезертирство из уцелевшей цивилизации в «Затонувшем мире» вызывают в памяти проповеди Баллардом (через год после полета Гагарина и за семь лет до высадки человека на Луну) скорейшего схода с космической гонки на другой нововолнистской кафедре, в эссе «Время, память и внутреннее пространство».

Подчиняясь авторской логике капитуляции перед “нейроникой”, внутрироманной наукообразной философией (ее адептом выступает доктор Бодкин), стремящейся внедрить человека в экологию как участника и жертву вместо универсального хищника, биолог Керанс удаляется на юг, в сад Эдемский — то бишь триасский, — где еще жарче и влажнее. Словно в матке, где плод подвешен в теплой амниотической жидкости.

Однако сомнительно, чтобы Мать-Природа согласилась родить Керанса обратно. Отучить мыслить она бессильна, этим занимаются в школе и Голливуде.

Оценка : 7
«Тринадцать на пути к Альфа Центавра»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 13 июня 2022 г. в 21:59

Их ровно тринадцать — три полноценные семьи звездоплавателей и один доктор, не состоящий с ними в родственных связях. Их звездолет вот уж как 50 лет летит к Альфе Кентавра — ближайшей к Солнцу звезде. Все прекрасно понимают, что до нее долетят лишь их дальние потомки. Но только один способный мальчишка по имени Абель подозревает, что в их мисии что-то не сходится...

Тот, кто в советское время смотрел фильм «Большое космическое путешествие», уловит явную параллель с сюжетом этого рассказа Балларда. Разница минимальная: вместо трех семей — три мужественных пионера плюс один взрослый командир корабля, вместо догадливого парнишки — смышленая девчонка и т.п.. Идея в обоих произведениях одна и та же:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
имитация полета к ближайшей звезде с целью изучения человеческой реакции на возникающие при этом стрессовые ситуации.
Не исключено, что при написании сценария создатели фильма ориентировались именно на данный рассказ английского писателя. Только с небольшой коррекцией на советскую действительность («Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена»). Ничего противозаконного в этом нет: подобные схемы реализовывались в фантастике довольно часто («Пасынки Вселенной» Хайнлайна, Non-stop Олдисса, «Поколение, достигшее цели» Саймака). Всех писателей интересовала морально-психологическая сторона подобного эксперимента: способен ли человек выдержать столь долгий космический полет, не забудет ли он о настоящей цели своей миссии, будет ли способен представлять в чужом мире тот мир, который знает только по рассказам старшего поколения и архивным документам? Баллард добавляет в этот сюжет одно интересное решение (необходимость блокировки памяти участников полета) и еще один вопрос: стоит ли скрывать от участников экспедиции ее настоящие цели или же посвящать в них только самых доверенных людей? Таких, к примеру, как смышленый парнишка Абель. А чтобы читатель не считал, что ему уже известны все секреты этого полета, автор добавляет один неожиданный сюжетный ход, который проясняется фактически в самом последнем предложении. В целом всё выглядит довольно интригующе и занятно.

------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о тайнах первого межзвездного полета, которые сумел разгадать один смышленый парнишка. Рассказ написан не в привычном для данного автора стиле «новой волны».

Оценка : 8
«Утонувший великан»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 10 июня 2022 г. в 22:20

На берег возле небольшого городка выбросило тело огромного утонувшего человека. Всё местное население в порыве неясного страха пришло взглянуть на него. Со временем страх становился всё меньше, зато наглость и хамство росло в геометрической прогрессии...

Хотя по стилю рассказ вполне подходит к циклу о местечке Пурпурные Пески, он всё же к нему не относится. Так же сильно он походит и на «Приключения Гулливера», точнее, на ту их часть, где говорится о попадании главного героя в страну лилипутов. Только вот герой Балларда попал туда не живым, а мертвым. Почему автор так поступил с ним? Чтобы показать, насколько мерзким может быть человек, когда он предоставлен самому себе и не чувствует никакой ответственности за происходящее. В первый момент все боялись подойти к телу гиганта на достаточно близкое расстояние, думая, что он просто спит. А когда сообразили, что тот мертв, тут же начали взбираться на него, словно на какую-то гору, и торжествовать там, совершая разного рода мерзости и святотатства. Зачем? Чтобы таким образом самоутвердиться и отомстить гиганту за пережитый ранее страх. В самом финале издевательства над телом заходят настолько далеко, что его буквально разрывают на части, чтобы выставить их на всеобщее обозрение. Своеобразный «бизнес на костях», который был осужден еще в Библии. Автор необычно долго и подробно описывает данный процесс, создавая тем самым убедительную и гнетущую атмосферу происходящего. Сам гигант тут всего лишь фон, на котором четко видны все пороки человеческой натуры.

Сюжет рассказа был экранизирован во 2-м сезоне скандального сериала «Любовь, смерть и роботы». Тем, кто не видел его, рекомендую вначале всё же прочитать оригинальный рассказ, ибо серия «Утонувший гигант» весьма скоротечна (менее 14 минут) и не претендует на полноту изложения.

---------------

РЕЗЮМЕ: притча о том, как плохо чувствовать себя лилипутом. Начинающим писателям следует поучиться у автора, как красочно и мастерски превратить вполне заурядную историю в маленький шедевр.

Оценка : 8
«Садок для рептилий»
–  [ 8 ]  +

Sergio Blanc, 21 сентября 2021 г. в 18:39

Баллард большой умелец по части создания определённой атмосферы. Буквально несколько предложений и.... ты уже переполнен отвращением к этим копошащимся «кускам варёного мяса», буквально кожей ощущая этот «ореол разложения» излучаемый множеством людей, собравшимся на одном из гипотетических пляжей неведомого побережья.

«большие скопления homo sapiens выглядят гораздо менее привлекательно, чем стаи любых других живых существ. Если посмотреть на стадо лошадей или бычков в загоне, возникает ощущение могучей, нервной грации, а масса болтающей чепуху белой плоти, лежащей на пляже, производит впечатление болезненного анатомического кошмара безумного сюрреалиста.» А?! Каково? Сильно сказано, сильно. Лично мне трудно не согласиться с этим авторским пассажем.

И всё как бы хорошо и идея, и стиль, но отдаёт от этого текста какой-то нездоровой болезненностью. Читая это понимаешь, что здорово написано, здорово, чёрт возьми, но...

Не близка мне пессимистическая, упадническая, даже слегка болезнетворная направляющая философии автора. не близка мне и всё тут!

Люди, конечно, ещё те гады (в смысле рептилии) и набиты мы на матушке Земле как рыбы в садок, но, простите, очередное НО... Верю я, что мы способны на большее, чем просто сдохнуть, совершив коллективное самоубийство под воздействием...

Читать этот текст нужно. Классная вещь. А уж выводы делайте сами — в рассказе есть над чем подумать.

Оценка : 8
«Безвыходный город»
–  [ 8 ]  +

Shining, 16 октября 2020 г. в 14:10

Разрываюсь между двумя мыслями:

1. С одной стороны, очень хотелось бы узнать, в чём тут, чёрт побери, дело. Что это за Город такой? Кто его построил? Зачем? Когда? Как вышло, что он, ну... такой?

2. С другой стороны, лучше не надо подробностей. Придумать крутую концепцию легко, а вот объяснить её так же круто — очень непросто. Если б мы получили ответы, вряд ли осталось бы хоть немного от того жуткого очарования, что сейчас есть в этом рассказе.

В любом случае, это короткий и до некоторой степени ошеломляющий рассказ, после которого хочется хорошенько подумать на тему прочитанного.

Оценка : 8
«Затонувший мир»
–  [ 8 ]  +

VovaZ, 14 июня 2020 г. в 15:20

Фантастика скорее социальная, чем научная. Автор делится с нами деталями апокалипсиса для природы и цивилизации, но в основе сюжета апокалипсис в разуме ГГ. Учёный, потерявший смысл своей науки и знаний для погибающего человечества. Герой, в оставшийся срок, пытается вырваться из сообщества коллег и военных, предпочитая поиск личного счастья. Однако, и поиск этого, сомнительного «счастья» перегретый мозг быстро превращает в психоз.

Роман, на мой вкус, чрезмерно повествователен, драйв сцен низковат, мало диалогов. Понравилось предвидение автора тем всемирного потепления, и озоновой дыры. Научно обе темы будут обоснованы лишь 10 — 15 лет спустя.

Действительно жалко, что одноимённый фильм был снят по сценарию примитивного боевика, а не по этой книге.

Оценка : 8
«Последний город»
–  [ 8 ]  +

romanpetr, 05 мая 2019 г. в 19:52

Хорошая повесть вышла у Дж. Балларда — ёмкая, почти реалистичная, но всё же некоторые авторские фантазии , на мой взгляд, выдались несколько наивными. Но только потому, что у меня своё мнение и видение событий, спустя 43 года написания произведения. Хорошо, что всё описанное автором, пока не произошло, но писатель явно пытался нас предупредить о последствиях топливной катастрофы , когда человечество будет отброшено в конце 20-го века обратно, но сможет подняться , благодаря поиску более простой топливной альтернативы. Правда, человечеству придётся отказаться от многих современных прелестей жизни, перейдя к более насыщенной , но несколько пасторальной жизни в Гарден-Сити.

Главный герой рассказа — молодой человек Холлоуэй , трагически рано потерявший родителей по нелепой случайности, с детства пристрастился к авиа-планеризму и достиг весьма заметных успехов. Но во время ежегодных соревнований, он сбивается с летного маршрута и терпит бедствие, падая на заброшенный , через залив, город в миле от Гарден-Сити... Город — пустынный мегаполис — город-мечту, где осталось всё для жизни людей, уединившихся на материке в прибрежных поселениях! Дома, гостиницы, пригодные для жилья, водные и сантехнические коммуникации, магазины — полные новой и нетронутой одежды, продуктовые магазины — полные напитками и консервированной едой, множество автомобилей, в которых даже сохранились остатки бензина...Люди бежали ,словно , в панике, от всех своих же созданных благ. И тут я удивляюсь, что автор , на долгие годы упустил возможность мародерства в заброшенном городе! Я всё же считаю, что люди будут грабить и бесчинствовать до последнего , пока не убедятся в непригодности жизни в любом поселении. Но про остатки бензина, по-моему перебор. А здесь автор оставляет его солидный запас, который главный герой и ещё четверо отщепенцев из разных социальных слоёв, пытаются использовать для кратковременного возрождения мегаполиса. Удастся ли им возродить былую славу человечества на остатках прогресса прошлого века и нормализовать общественную жизнь, канувшую в прошлое? Баллард попытался рассмотреть детскую мечту в увеличенном масштабе!

Дети мечтают в одиночку оказаться на шоколадной или конфетной фабрике без всяких родительских ограничений! Чем там не рай? А здесь — целый город, оставленный в спешке, практически «живой«! Смогут ли новые молодые люди привыкнуть ко всем упущенным радостям жизни и смогут ли ужиться по новым правилам в этой «взрослой игре»? Об этом повествует в своём творческом эксперименте и произведении британский писатель.

Не хочется раскрывать всего сюжета, но только добавлю, что обычно произведения на тему технологических катастроф и разрешения их последствий довольно тяжелые и мрачные, позитив и хэппи-энд получается довольно вымученный и блеклый, чтобы читатель мог ещё подумать и сделать свои, далеко идущие вперёд, выводы. И здесь Баллард, не стал исключением, описав довольно яркую и безмятежную жизнь юного героя, на фоне смутных сомнений и крутых перемен жизни. Холлоуэй получился бравым и бесстрашным, но всё же не хватка элементарных социальных знаний , сводит его великие потуги, не более чем , как к забавам. Остальное человечество и его представители показались мне «муравьями», которые способны действовать в коллективе, как мощное единое целое, а порознь превращаться в слабохарактерных индивидуумов.

Уверен, что читателям, любящим авиапланеризм , самолетостроение и просто — чувство полета, данная повесть принесет истинное удовольствие, потому что Баллард очень уж старался , примерно 30 процентов в повести , уделяя этому внимание. Любителям природы и пасторали автор тоже припас довольно много интересного...

Оценка : 8
«Ноль»
–  [ 8 ]  +

Ольгун4ик, 03 февраля 2019 г. в 17:31

Если вы читали этот рассказ, то вы его не читали. Его надо слушать. Тогда тормоз шин за окном заставит вас вздрогнуть, скрип пера по Дневнику вынудит напрячься, ощущение присутствия кого-то, кто невидимый рядом, наблюдает за тобой — вызовет толпу мурашек и холода по позвоночнику. Потому что он рядом, а ты его обидел. Ты не заметил его работу, ты поссорился с ним возле подъезда, твоё имя просто попалось ему на глаза во время плохого настроения.

Автор убивает.

Алексей Дик бесконечно талантливо передаёт его привет нам всем.

Берегитесь.

Оценка : 10
«Суперканны»
–  [ 8 ]  +

vfvfhm, 06 октября 2018 г. в 13:34

Великий Баллард написал свой второй «достоевский» роман подряд. Узнать приемы ФМД тут не трудно. специфический закрытый социум, герой-идеолог, бес, в центре внимания, а также двигатель всех событий, криминальный, но не детективный сюжет, истерика, пусть и сдержанная, британская, как мотор взаимоотношений.

Казалось бы в «Кокаиновых ночах» ДжГБ мечет молнии в бездельничающий «золотой миллиард», а тут подвергается критике его работящая часть. Парадокс? Ни в коем случае. Проблема тут не в работе, а в том, кто работает и в чем его работа заключается. Баллард пишет о мировом финансовом капитале. И на самом излете безгранично ВТОшных девяностых, когда единый рынок захватил всю планету, он опять заглядывает в следующие пять минут будущего и говорит о том, о чем заговорили только ближе к середине 2010-х годов. Не размахивая красным флагом, Баллард говорит о либеральном фашизме, причем ближе к финалу открытым текстом, все называя своими именами. Он расписывает свою фабулу прямо по определению Георгия Димитрова, что такое фашизм: «Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных и наиболее шовинистических кругов финансового капитала». Безграничная свобода, ведущая к безграничному рабству. Достоевский все это разглядел еще в 19 веке. Это шигалевщина.

И тут опять точное предвидение Балларда. Что может помешать наступлению глобального фашизма? Старое-доброе государство, которое к концу девяностых передовые западные идеологи, Фукуяма и Ко, практически похоронили. Но даже отправляясь на свою последнюю миссию, Пол Синклер собирается апеллировать именно к госструктурам, потому что иного защитника у человека-обывателя от фашистской диктатуры нет.

Идеологией и политикой этот богатейший роман, впрочем, не ограничивается. Здесь много очень точных и едких наблюдений о социальной структуре Запада, о человеческих и семейных отношениях, о психологии обывателя, наконец. Например, Баллард забавно показывает, что все, чего могут добиться в Европе страшные русские бандиты — это стать мальчиками для битья у настоящих белых господ или шестерить по маленькому.

Книга просто блестяще написана, читать ее наслаждение. Настоящий топовый Баллард. Нет ощущения, что писал старик. Рассказ адекватен рассказчику, человеку, которому сильно за сорок.

Интересный момент. Книгу эту я купил на распродаже в середине блаженных «нулевых», а прочитал только сейчас. И хорошо. Потому что тогда я бы ничего в ней не понял. Ни ее страсти, ни ее ярости, ни ее идей. Нужен был горький опыт разочарований в заблуждениях молодости, чтобы дорасти до этого романа.

И еще. Книгу эту я начал читать, когда сильно повредил колено и оказался на больничном, как и Пол Синклер. Бывают странные сближения:)

Оценка : 10
«Ветер ниоткуда»
–  [ 8 ]  +

vfvfhm, 15 февраля 2018 г. в 10:52

Это хронология катастрофы. На первой странице в Хитроу отменили несколько рейсов из-за непогоды. К финалу ураганный ветер, поднятый вспышкой на солнце, на скоростях реактивного лайнера сметает земную цивилизацию, как карточный домик.

Это блестящий образчик жанра романа-катастрофы. Репортаж с переднего края, сообщения с края братской могилы человечества. Документальная и хронологическая точность в описании событий. Ужасная история, рассказанная беспристрастным свидетелем о людях и для людей переживших Вторую Мировую войну.

Это история простых (непростых?) людей пытающихся выжить в обстоятельствах, практически исключающих всякую возможность выживания. Сила духа, профессионализм и суровый жизненный опыт против сорвавшегося с цепи климата. Кто кого?

Это потрясающая проза. Лаконичный стиль, виртуозная композиция, зоркое видение психологической, социальной и какой угодно иной подоплеки события, изменившего ход планетарной истории. Один из лучших дебютных романов в моей богатой читательской биографии.

Кстати, о ней. Ведь это еще и история моей личной драмы. 25 лет назад я был подростком-книгочеем и очень любил, в частности, жанр романа-катастрофы. Переживая крушение могучей империи, интуитивно искал духовной опоры в литературе. Именно тогда я прочитал роман Балларда Затонувший мир. Который меня изумил, удивил и привел в дикий восторг. И тогда же должен был прочитать Ветер ниоткуда. А не два дня назад. Бездарность и прохиндейство русской буржуазии в лице книгоиздательского бизнеса тому порукой. Благодаря этим деятелям антинародного хозяйства один из лучших авторов 20 века почти неизвестен в России. Не какой-то случайный автор случайной книги, а классик мировой литературы. Даже сейчас, переиздавая ранние романы Балларда, они нагло заявили, что он — автор ТРИЛОГИИ романов-катастроф, хотя любой человек, что заглянет в Википедию или на соответствующую страничку на Фантлабе, может легко убедится, что это ТЕТРАЛОГИЯ. Просто не стали они издавать Ветер ниоткуда, и все. Ограничились беспардонной ложью. И, вангую, участь их будет та же, что и участь их классовых предков сто лет назад в России. Эту шоблу сметет ветер истории. Как не пощадил этот ветер и фанатика-сверхчеловека Хардуна, в буквальном смысле построившего свой замок на песке.

P.S. А оценку я чуть снижу только за внезапный хэппи-энд. Автор-дебютант не решился пойти до логического конца. Но, завоевав свое место под литературным солнцем, он перестанет миндальничать со своим читателем. И в его романах больше никогда не будет хэппи-эндов.

Оценка : 9
«Перегруженный человек»
–  [ 8 ]  +

MaynardArmitage, 23 ноября 2016 г. в 20:38

Многим, должно быть, покажется знакомой ситуация, когда в процессе утомительной и / или вынужденной беседы внимание рассеивается, и обращенная к Вам речь трансформируется в фоновый гул, не имеющий решительно никакой осмысленности. Со стороны, возможно, покажется, что Вы даже включены в «беседу», и просто завороженно слушаете, но сознание меж тем уже кристаллизировалось, ступив в необъятные земли чертогов разума, внутреннего мира. Иногда это даже приятно, хороший способ бегства от лишней, но неизбежной траты времени. Один из рассказов Люциуса Шепарда носит название «Здесь, но лишь отчасти». Мне кажется, это лучший из возможных ярлыков, которые можно приспособить к описанному выше ощущению. От себя добавлю, что сам в такие моменты даже не вижу толком, картинка перед моими глазами превращается в кляксу, будто кто-то, щелкнув невидимым тумблером, существенно расширил глубину резкости изображения. «Вынырнуть» из «этого» не сказать, что сложно, однако порой хочется растянуть пребывание ТАМ. Вот и баллардовский Фолкнер, истомившись насилующей зрительные нервы архитектурой, перегруженный (этого слова нельзя было избежать) тупой рутиной и наскучившим браком, развивает эту способность, «отключаясь» от действительности, несколько при этом... углубившись.

На мой взгляд, Баллард очень любит гиперболизировать не слишком приятные соцфеномены, и из всех возможных способов их разрешения избирает самый последний, что приходит на ум.

Вообразить, будто кто-то в самом деле осуществляет бегство от социальной ответственности (если звучит слишком укорительно, подставьте «существования») таким же способом, как Гарри Фолкнер, решительно невозможно. Возможно, я чересчур придирчив, ведь Баллард в серьезной степени сюрреалист, его тексты вернее всего было бы обозвать «фантастикой без технологий». Будучи искусным психологом от литературы, писатель правдоподобно отобразил поведение Гарри, который отлично сознает чуждость собственного открытия окружающему пространству: он семенит от выспрашивающей его жены, стараясь не пересекать с ней взгляд, моментально взрываясь, когда той удается прознать о его секрете. Но склонность Балларда раз за разом обращать прозу в патологию лично мне не позволяет с предельной концентрацией, серьезно воспринимать его работы.

Оценка : 5
«Высотка»
–  [ 8 ]  +

Лукавый, 03 мая 2016 г. в 22:17

Кажется, это тот случай, когда фильм с Томом Хиддлстоуном за счет выразительных средств может получиться убедительнее книги. Идея социального эксперимента в виде автономной 40-этажной высотки выглядит довольно привлекательной, но на деле, по-моему, получается такой роман-модель с героями-моделями и ситуациями-моделями, где все происходит не по какой-то внутренней логике, а так, как нужно и кажется верным автору. Возможно, в 75-м это читалось с интересом, сейчас, к сожалению, нет.

Оценка : 4
«Прима Белладонна»
–  [ 8 ]  +

romanpetr, 06 сентября 2015 г. в 22:52

Ещё одно филигранное произведение из цикла «Алых (багряных) песков» из-под пера Дж. Балларда оказалось на высоте! «Прима Белладонна» — мимолетная история полная таинства, женского коварства и соперничества. Тихий спокойный городок недалекого будущего , погрязший в своей повседневной рутине и привыкший к неторопливому течению времени. Люди, живущие в вечной сиесте и особо не обремененные тяжким трудом. И вот в городе событие: является проездом прекрасная певица , облик которой у автора, ну, и окружающих ее по рассказу мужчин ассоциируется с внеземным происхождением, настолько красива и обворожительна она была. Главный герой рассказа — Стивен Паркер — владелец магазина музыкальной флоры становится объектом пристального внимания со стороны «ангельской» певицы, обладающей к тому же уникальным голосом, потому что у него есть редкий экземпляр Паучьей Орхидеи также с редкими возможностями голосового исполнения музыки. Все сводится к тому, что похоже оба — и певица, и цветок — стремятся к очной встрече на перепевке, и каждый пытается достичь цели, только одним ему ведомым способом. Странно, но Орхидея, как и остальные музыкальные цветы явилась результатом великих генетических опытов людей, и унаследовала далеко не только полезные для человека способности...

Так что у Балларда получилось очень насыщенное и увлекательное произведение, наполненное интригами и любовной линией. Исключительно рекомендую для ознакомления с творчеством писателя, потому как рассказ один из лучших....

Оценка : 9
«Биллениум»
–  [ 8 ]  +

Brachicephallus, 18 мая 2015 г. в 22:59

Не очень понятно, почему эта забавная миниатюра не удостоилась перевода на русский. В ней нет типичных для Балларда психопатов, мономанов и Экстравагантных Людей с Идеями, но есть мастерски выполненный психологический этюд на тему мальтузианского перенаселения Земли. Как обычно в ранних рассказах Джей Джи, в рассказе есть только одно сюжетообразующее фантастическое допущение, вот это самое перенаселение; оно нелогично и неубедительно обосновывается, лучше б вообще этого не делать, но это не мешает наслаждаться отлично выполненным изображением общества, где все живут друг у друга на голове (практически в буквальном смысле).

Только... Вот вы смеётесь, Джей Джи, а мы так жили. Я, например, вырос в московской коммуналке, где в шести комнатах жило семь семей...

Оценка : 8
«Утонувший великан»
–  [ 8 ]  +

Brachicephallus, 29 апреля 2015 г. в 09:50

Я долго не мог взять в толк, что именно помешало мне лет 12 назад дочитать до конца попавший мне в руки сборник Балларда «The Terminal Beach». Взялся перечитать. И на втором рассказе, под названием «The Drowned Giant», понял, что помешало. Вот этот самый рассказ, «Утонувший великан», и помешал.

Нет, я прекрасно понимаю, что это социальная сатира и что Баллард с благородным гневом рисует образ равнодушия, бестактности, обесчеловеченности современной западной цивилизации.

Вот только увольте меня от методов, которыми он это делает. Я понимаю, что это эксперимент — как над собой (смогу ли я подробно описать разложение великана так, чтобы при этом вызывать гнев ко всему человеческому роду?), так и над читателем (сможет ли читатель оценить и считать мою символику?)

Не беспокойтесь, Джей Джи. Прошло полвека, а символика всё считывается, и эксперимент вам удался. Только можно, он дальше пойдёт без меня? Буэээээ!

Оценка : 5
«Безвыходный город»
–  [ 8 ]  +

A.Ch, 09 сентября 2014 г. в 20:40

Мир будущего, где люди забыли о полёте. Крыльев нет. Из птиц – почти летающие музейные археоптериксы. Голуби? Только бумажные. Полёты во сне, как признаки безумства, недопустимого свободомыслия.

Причиной отсутствия мечты о полёте является рост Города. Металлическим чудовищем, 3D-амёбой разросся он бесконечными этажами вверх и улицами с миллионными номерами вдоль, и не осталось поверхности, пустой от него.

Главный герой Франц Мэтисон решает найти границу Города. Побег на бесконечно идущем поезде. Но идея сталкивается с непробиваемой Стеной.

Что напомнило? Нужная так вещь из прошлого в далёком будущем — Уиндем “Колесо”, пожарники, серость, антиутопия – “451F” Брэдбери.

P.S. Концовка в стиле возвращения Филеаса Фогга, Вы не находите?

Оценка : 8
«Сад времени»
–  [ 8 ]  +

god54, 14 марта 2013 г. в 09:14

Красивое произведение, эмоциональное, оригинальное по своей идее с цветами времени, интересное по сюжетному решению: столкновение чистого, доброго и черного злого. Но, с другой стороны, это просто образное описание психологической особенности ряда людей, которое можно назвать страусиной манерой ухода от действительности. Не видеть зла, постоянно отттягивать принятие решения, не выбирать сторону и не совершать поступок. Мой маленький мирок превыше всего, мне в нем хорошо, а на весь мир можно наплевать. Одним словом хорошее аллегорическое произведение.

Оценка : 7
«Затонувший мир»
–  [ 8 ]  +

nostradamvs, 16 октября 2011 г. в 06:46

К фильму с Кевином Костнером роман не имеет никакого отношения (хотя фильм я очень люблю). И роман хорош. В первую очередь глубоким знанием экологии и принципов глобального потепления, видно, что Баллард – учёный и при этом фантаст «золотого века», 60-х годов. Льды тают, мир покрывается слоем воды (в пару метров, естественно, не более), превращаясь в неглубокое жаркое болото, в сельву и во что-то ещё. Происходит эвакуация людей, процветает мелкое и крупное пиратство, и на этом фоне некий учёный пытается разобраться в себе, своей любви и том, как нужно жить дальше. Или не жить. Никаких хэппи-эндов быть не может, естественно.

Оценка : 8
«Бетонный остров»
–  [ 8 ]  +

nostradamvs, 16 октября 2011 г. в 06:37

Баллард всегда умел написать так, чтобы остаться в памяти. Первая книга этой «городской» серии, знаменитая «Автокатастрофа», мне не понравилась. Мне было скучно, неприятно, противно. Но я запомнил. Я запомнил слова, жесты, движения, и я подумал, что тоже выберу себе катастрофу, в которой так или иначе погибну. Потому что это талантливая книга. «Бетонный остров» — проще, компактнее, но тоже остаётся в памяти. Мужчина, преуспевающий архитектор, попадает в аварию и оказывается волей судем заперт на бетонном островке между трёх автострад. Это история о том, что все мы живём на этом островке — только до поры до времени не хотим этого понимать.

Оценка : 6
«Прима Белладонна»
–  [ 8 ]  +

Ny, 04 июня 2010 г. в 07:58

Наиболее любимый рассказ Балларда из цикла «Пурпурные пески». Почти вровень с «Облачными Скульпторами».

Если «Скульпторы» берут идеей, романтикой и каскадом событий, то «Прима Белладонна» — экзотика сюжета и притча.

Балларду, в контрасте с некоторыми его рассказами, здесь в полной мере удалось отпустить на свободу воображение читателя. Определённый шарм, конечно, создает и сама атмосфера Пурпурных Песков, отражённая в других историях, но «Прима» — воистину скрупулёзная работа, на мой взгляд.

Повествование идёт в такт словам рассказчика, незаметно обретая собственную призрачно-фантастическую жизнь, от которой приходится очнуться лишь в финале. Действие столь же незаметно убыстряется, не только набирая скорость, но и почти возносясь в мистику в пиковой точке. Замечательно подана атмосфера — жизнь и нравы Пурпурных Песков раскрываются и в описании сцены «знакомства» мужской компании с Джейн, и в беглом научном экскурсе последних достижений селекции растений, иллюстрирующем суть работы цветочного магазина. Проскакивает нечастая, но весьма уместная ирония. Соревнование двух Орхидей прекрасно выделяет основную идею, конец отрезвляет беззлобной моралью, а коротенькая любовная линия добавляет лирики.

Словом, здесь старый миф о женском коварстве очень прилично оформлен.

Рекомендую ознакомиться. Неплох перевод Черных (перевод Елькова и Копцова хуже).

Оценка : 9
«Зона ужаса»
–  [ 7 ]  +

vfvfhm, 05 ноября 2023 г. в 23:12

Даже при перечитывании это не сразу понял ,а только когда обкатывал послевкусие от рассказа в голове.

Ведь Ларсен, трагический герой рассказа, не абы кто. Он занимался тем, что создавал искусственный психонейронный симулятор. Нейросеть, по нынешнему курсу, только способную еще и моделировать эмоции.

И что же? И сам кукухой поехал, и тот ,кто за ним наблюдал и должен был страховать тоже с глузда слетел. Баллард буквально вопиет (и буквально в пустыне!): вы еще с собственным разумом и мозгом не разобрались, а уже лезете создавать искусственные интеллекты с неизвестным исходом таких опытов!

В общем он как встал, сочиняя первые рассказы, на обочине с плакатом «Осторожно! Впереди крутой поворот!», так пятьдесят лет там и простоял, героически не покидая пост. И наша задача сделать так, чтобы дело его жизни и таких же ответственных художников и мыслителей не пропало втуне вместе с родом людским.

Оценка : 10
«Эндшпиль»
–  [ 7 ]  +

FixedGrin, 12 июня 2023 г. в 04:40

C использованием заметки для Medium (https://loadeddice.medium.com/game-set-de...).

Хотя лучший из чисто реалистических романов Балларда, «Империя солнца», он же — единственный удачно экранизированный, написан будет лишь спустя двадцать с лишним лет, в этом рассказе уже содержится зерно, из которого потом проклюнется великолепная концлагерная автобиография. Приговорённый к смерти человек, которого поселили на одной вилле с будущим палачом, становится всё сильнее убеждён в своей невиновности (это на самом деле не так), а палач — в его виновности, пока не наступит подходящий психологический момент для приведения приговора в исполнение.

Герой рассказа куда охотнее заявляет о своей невиновности, а вот бежать, в отличие хотя бы от Франца М. из «Безвыходного города», не пытается. Очень знакомое ощущение времен пандемии карантинов или какой-нибудь общей ли, частичной ли могилизации, не правда ли? Однако истоки его именно там, в лагере для интернированных гражданских на Дальнем Востоке времен японско-китайской и Второй мировой войны, о котором Баллард вспоминал:

«Большую часть трёх лет лагерь охранялся не более чем дюжиной японцев... Основные силы охрана тратила на то, чтобы помогать узникам укрепить покосившуюся колючую проволоку, мешавшую выбраться голодным китайцам. Сами заключённые и следили за соблюдением комендантского часа, дежурствами и так далее, охранники давали о себе знать редко, поняв, что, свалив все обязанности на узников, добьются куда большей организованности в порученном им лагере, чем могли бы мечтать сами».

Не приходится сомневаться, что именно эта кафкианская обстановка «исправительной колонии» решающим образом повлияла на формирование Балларда как писателя, и в некотором смысле он всю литературную карьеру (ну или, по крайней мере, в крупной форме) оставался ее пленником без права на помилование. Даже если концлагерь получался роскошным, как Багряные Пески или курорт из «Вечных каникул».

Оценка : 10
«Автокатастрофа»
–  [ 7 ]  +

FixedGrin, 08 июня 2023 г. в 08:45

С использованием заметки для Medium (https://cutt.ly/DwefeNPy).

Колин Гринлэнд писал о «Затонувшем мире» Балларда, что “похвала Грэма Грина и Кингсли Эмиса укрепила его репутацию романиста, пробивающего себе путь на свет из сомнительного подлеска НФ”. Было бы чем гордиться, ей-Богу. В начале 1960-х Баллард создавал не только довольно крепкие романы вроде “апокалиптической трилогии”, но и маленькие шедевры, которыми в одинаковой мере могли бы гордиться Бэзил Коппер, Томази ди Лампедуза, Кутзее, Брэдбери и Федор Крюков — вроде «Сада времени», вневременной притчи об аристократах в ожидании варваров, навязчиво напоминающей сон князя Фабрицио Корберы на веранде эмильонского дворца, или «Могил времени», где земной отщепенец, обнаружив нетронутую гробницу, не может найти в себе сил осквернить ее и постепенно очаровывается виртуальным образом давно почившего существа внутри, инопланетянки, напоминающей внешне богиню.

Спустя десяток лет, прочно утвердясь на забетонированной делянке мейнстрима, он выпустит “трилогию городских катастроф” и самую известную в ней — «Автокатастрофу», унылейшее клаустрофобическое исследование техносексуальных перверсий, получившее скандально-культовый статус стараниями Кроненберга. Экранизацию в Каннах освистали, но Фрэнсис Форд Коппола, которому книга и роман также показались отвратительными, был вынужден вручить фильму особый приз жюри, который с тех пор не присуждался ни разу. (Впрочем, можно было бы им ограничиться и в случае «Титана», но для ленты Жюлии Дюкурно, чье тесное родство — чтоб не сказать “гендерсвопная вторичность” — с работами Балларда и Кроненберга очевидно, не пожалели и Золотой пальмовой ветви.)

Жюри культовой на рубеже тысячелетий награды Stinkers Bad Movie Awards, духовного прародителя “Золотой малины”, удостоило экранизацию «Автокатастрофы» особого приза и отметило, что не совсем понимает, как обладательницу “Оскара” Холли Хантер, Джеймса Спейдера и Розанну Аркетт одновременно засосало в эту кучу дерьма. Баллард экранизацией восхитился и счел ее даже лучше книги.

“Жизнь превратилась в огромный роман”, справедливо отмечал Баллард в одном интервью. Трудно с этим спорить — особенно сейчас, когда вокруг идет оживленное строительство общества “малого благоденствия” в версии “среднеразвитого киберпанка”, который еще с рубежа 1980-х и 1990-х хоронили с полдюжины раз, по числу попыток продвинуть в народ гарнитуры дополненной и виртуальной реальности. Отлично, и какой вывод сделал Баллард из размывания границ между миром и текстом? О “смерти любви”: это потому, что секс окончательно перестал на рубеже 1960-х и 1970-х выполнять чисто биологические функции и концептуализировался как наслаждение. (В наше время одним из лучших его киновоплощений кажется Кристин Леман из экранизации «Видоизмененного углерода», чья Мириам Бэнкрофт использует секс и бессмертие как товары одной премиальной категории.)

Баллард, однако, до киберпанка, как в писавшемся одновременно Джетером «Докторе Аддере», не дорос и ударился в “хирургическое морализаторство”: подробным бесстрастным живописаниям симфорофильских сексуальных актов, включая мужские гомоэротические, в «Автокатастрофе» предпослано заботливое авторское предисловие, остерегающее непонятливого читателя, что “главная цель … предупреждение, предостережение против грубого, эротического и ослепляющего царства, которое все настойчивей манит нас с окрестностей технологического пейзажа”.

От него роман и его киноверсия лучше не стали: в эпоху Pornhub единственным аргументом в их пользу может выступить разве что стремление к снобизму, какое случается у любого интеллектуала, и я тут не исключение. Однако уроженцу стран бывшего Варшавского договора, где в очереди за машинками с уровнем комфортности “Трабанта-601” и по 15 лет стояли, а поездки на 500+ км в переделанных под пассажирские перевозки мини-бусиках возможны и ныне, не очень получается с трепетом контркультурного благоговения вживаться в «Автокатастрофу», написанную вдобавок языком справочника для начинающих гинекологов-миастеников:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я ощутил теплоту сиденья рядом с собой и погладил сырой островок промежности Хелен. Ее ладонь прижала мое правое яичко. Пластик цвета мокрого антрацита был точно в тон волоскам на лобке Хелен, разделенным преддверием влагалища. Пассажирский отсек вокруг нас был словно создан машиной из нашего полового акта — гомункул из крови, спермы и охлаждающей жидкости.

Подавать роман Балларда как «горчайшие, но чрезвычайно полезные пилюли в очень яркой и привлекательной упаковке» — это все равно что залить на агрегатор домашнего видео эротический ролик с кнопочной “Нокии” без автофокуса под видом 4K HDR и коварно занавесить его пэйволом. А принимать такие пилюли перорально — это, если уж мы обратились к британской культуре,  все равно что  задонатить вместо котиков повышенной пушистости подданной Карла III на борьбу с коррупцией.

Оценка : 1
«Тринадцать на пути к Альфа Центавра»
–  [ 7 ]  +

maxxx8721, 02 февраля 2022 г. в 01:50

Мотив рассказа «пробивается» сразу. Наверное потому, что произведений про изолированное общество ввиду экспериментов, катаклизмов или просто предрассудков — куча. Здесь Баллард далеко не первый, но и не последний. В итоге, главной интригой для меня оставалось то, как Баллард закончит свой рассказ, при этом чтобы не повториться. И, как по мне, концовка Балларду удалась: именно она делает историю крепкой.

   Читается с интересом. И пусть в рассказе происходит полемика по поводу всего происходящего в рассказе, я не углублялся в суть конфликта, потому что сам эксперимент, уже на стадии разработки и планирования выглядел абсурдным и труднореализуемым.

Оценка : 8
«Привет, Америка!»
–  [ 7 ]  +

nworm, 18 июля 2021 г. в 16:54

Герои этого произведения для меня как персонажи на картине Босха. Страшные, нелепые кадавры, стройными рядами марширующие справа налево без особой цели (вообще, конечно, я обижаю почитателей Босха — его герои, как раз, маршируют со смыслом, просто большей части зрителей он неведом). Никакой логики и никакого смысла в их поступках нет. Это простые статисты.

Мир произведения бестолков и противоречив, изгибаясь под текущие прихоти автора. Автор прописал какие-то отдельные штрихи, но все эти завихрения а-ля «Зацените, Нью-Йорк в песках, Вегас — в джунглях!» Такое можно было сделать в 50-е — тогда она было бы своевременным с точки зрения исполнения. В 80-е писать такую фантастику — это уже дурной тон. Недаром многие ошиблись с определением времени написания.

Я не увидел здесь никаких тонких аллюзий на американскую мечту и американский образ жизни. Действительно пустое чтиво в котором я увидел один сплошной фарс и только.

Оценка : 2
«Хронополис»
–  [ 7 ]  +

Sergio Blanc, 15 июля 2021 г. в 08:53

Рассказ во многом продолжающий проблематику «Безвыходного города». Описание деградирующего мегаполиса у Балларда получается очень убедительно. В «Хронополе» автор показывает нам, через короткое жизнеописание некоего Конрада Ньюмена, как распределение/использование времени может влиять на социальную структуру общества, его политическое и даже экономическое развитие, на самого индивидуума. У Балларда получилась достаточно глубокая футуристическая социология. Отдельные элементы наблюдений писателя мы уже воочию наблюдаем сегодня.

Главный герой рассказа проходит серьёзную внутреннюю эволюцию по отношению к времени — от восхищения перед его упорядочивающим (цивилизующим) свойством до крайнего раздражения от одного присутствия рядом часового метронома. Что стало причиной таких резких изменений? Читайте.

Рекомендую. Образец нормальной фантастики.

Оценка : 7

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . .  8  9 10 11 12



⇑ Наверх