Дж. Г. Баллард «Сад времени»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Граф Аксель с красавицей-женой одиноко существуют в старом поместье. Им хорошо вдвоём: размеренная жизнь, музыка по вечерам, прогулки по саду. Они живут вне времени и вне пространства, только для себя.
Есть лишь одна угроза хрупкому мирку для двоих. К поместью медленно приближается огромная армия или толпа, опустошающая всё на своём пути. Но в саду графа растут Цветы Времени. Стоит сорвать раскрывшийся цветок и обитатели поместья получают отсрочку...
Входит в:
— сборник «Billennium», 1962 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, February 1962», 1962 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Twelfth Series», 1963 г.
— сборник «The Four-Dimensional Nightmare», 1963 г.
— антологию «Introducing SF: A Science Fiction Anthology», 1964 г.
— сборник «Chronopolis and Other Stories», 1971 г.
— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.
— сборник «The Best of J. G. Ballard», 1977 г.
— сборник «The Best Short Stories of J. G. Ballard», 1978 г.
— журнал «Фантакрим MEGA 1991'1», 1991 г.
— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.
- /языки:
- русский (4), английский (21), французский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- Е. Дрозд (1), А. Ермошин (1), Э. Жиль (2), З. Ухрыновская-Ханаш (1), Г. Шокин (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 8 августа 2021 г.
С точки зрения стиля — прекрасно. С точки зрения смысла — неясно. От судьбы не убежишь? С точки зрения фатализма — да. Но мне этот посыл не близок. Псевдоаристократическая мишура раздражает. Мы такие утончённые, мы такие эстетичные — наряжаемся в парчу и белые перчатки, играем фуги Баха и рондо Моцарта, брезгливо наблюдаем за грязной толпой, копошащейся за оградой особняка. Красиво? Да. Но это философия декаданса, конца Времени. Граф и графиня абсолютно маргинальные персонажи.
Мастерство автора проявляется в том, что он это социальное одиночество описал очень тонко.
Миру изящности действительно пришёл конец. Вместо Моцарта и Баха бал правят Моргенштерны. Вот здесь я с автором согласен. Но я лично, не собираюсь тихо умирать в сторонке. Бороться надо.
Читать жалеющим себя противникам современного мира.
vam-1970, 14 декабря 2023 г.
Шедевр — красочно, трагично- философски- поучительно для читателя. Приятное впечатление для меня, не смотря на финал. Как остановить Орду? Непостижимую в данном случае -автор применил гротеск. Отсрочка во времени, когда никто не может прийти на помощь. Как своевременно и по современному. Такому нельзя давать происходить -чувствуется бессилие перед Тьмой. Обезумевшей Тьмой Орды.1962 год!!!!
Darth_Veter, 15 июня 2022 г.
Рассказ можно было бы назвать лирическим, если б не его пессимистический тон. Странный мир, который захвачен многочисленной и воинственной Ордой. Ее хаосу провостоит только одна последняя обитель, хозяева которой могут обращать назад внешнее время. Но их могущество не безгранично: сад, где растут фантастические цветы, «минусующие» время, пришел в упадок и в нем осталось всего несколько растений...
Снова та же атмосфера тоски и безысходности, знакомая нам по прежним произведениям писателя («Затонувший мир», «Конец» и «Утонувший гигант»). Как и всегда, эмоциональное воздействие рассказа весьма велико из-за необычайно яркой атмосферности содержимого. И всё это — несмотря на кажущуюся простоту и банальность сюжета. Мастерство Балларда как раз в умении описывать и убеждать. Его героям сочувствуешь и даже беспокоишься о них. Как они смогут пережить нашествие неуклонно приближающейся Орды? Почему для них так важен последний цветок из Сада Времени? Отчего этот сад вообще пришел в упадок — виноват садовник или всё же само время? Когда происходит всё описанное — в далеком прошлом или в не слишком «светлом» будущем? Если вы задали себе эти вопросы после прочтения, значит, сей опус вас явно «зацепил». На это, собственно, автор и расчитывал.
-------------
РЕЗЮМЕ: пессимистический этюд о конечности жизни и необратимости времени. Чем-то схоже с «Марсианскими хрониками» Брэдбери, но полностью противоположно «Основанию» Азимова.
Нескорений, 3 апреля 2015 г.
Очень красивый, хотя и довольно короткий рассказ-зарисовка. Это настоящая поэзия в прозе, подлинный шедевр, на нескольких страницах автору удалось создать потрясающую воображение читателя картину неизбывного очарования старого мира благородных аристократов, обреченных на гибель под ударами полчищ хаотических войск вечного Хама. Все в мире когда-нибудь кончается, золотому веку последует кали-юга и предотвратить трагический финал не под силу никому, даже самим богам.
Очень удачна авторская находка — цветы времени, сорвав которые можно перенестись в недалекое прошлое, тем самым немного отсрочив гибель своего мира. Поражает умение автора создать атмосферу тревожного ожидания, неотвратимости, неизбежности развязки. Такой рассказ вполне мог выйти из-под пера какого-нибудь русского белого эмигранта, который сам пережил и прочувствовал крушение привычного мира, но вот что побудило автора на написание этого шедевра, что стало толчком для создания такого мощного образа, это мне, к сожалению, не известно.
Мир главных героев в итоге гибнет, разрушается и угасает, как до этого сотни цветов времени, сорванных ими в саду, принесенных в жертву столь желанной отсрочке. Цветы подобны верноподданным королей и императоров, их гибель и самопожертвование не спасет государство, она лишь может отсрочить неизбежный конец. Браво автору, снимаю в низком поклоне виртуальную шляпу!
mputnik, 16 марта 2021 г.
Что не так с этим текстом? Это не праздный вопрос, уважаемый потенциальный читатель. Ибо — при формальном соблюдении неких неписанных законов Светлого Храма Фантастики — чтиво неприглядно ущербно, буквально с первых же строчек. Хотя, повторюсь, в чем конкретно негативизм восприятия — так и остаётся «за кадром», практически — теперь уже — до самых последних строчек. Сомнительное счастье — отгородиться от мира неким барьером, осознавая в то же время конечность существования оного барьера, и — благородно не опускаясь до брезгливости, презрения, ненависти — воспринимать, тем не менее, весь этот мир в качестве безусловного и неотвратимого Зла.
И — да, это всё (включая и безапелляционность) — чистой воды ИМХО. Односторонне, субъективно, бездоказательно. Конечно же. И — тем не менее. Этот самый «флёр ущербности», пусть и не отягощённый комплексом доказательств — он настолько явственно ощущается, что просто отмахнуться от него — увы — не получится. Хороший рассказ, да. Почти — классика. Да, может, и не почти. НО. Что-то не так.
Можно сломать кучу копий, уважаемый потенциальный читатель, в попытках доказать недоказуемое, в желании отстоять свою — и только свою — точку зрения. Да. А я, вот, не буду этого делать. Я просто — процитирую Пушкина и Горького, чья Правда — мне ближе, родней и дороже: «…лучше один раз напиться живой крови, чем триста лет питаться падалью…». И — пусть это менее красиво (чем в этом рассказе), пусть не столь поэтично и романтично, пусть. Зато — Правда
god54, 14 марта 2013 г.
Красивое произведение, эмоциональное, оригинальное по своей идее с цветами времени, интересное по сюжетному решению: столкновение чистого, доброго и черного злого. Но, с другой стороны, это просто образное описание психологической особенности ряда людей, которое можно назвать страусиной манерой ухода от действительности. Не видеть зла, постоянно отттягивать принятие решения, не выбирать сторону и не совершать поступок. Мой маленький мирок превыше всего, мне в нем хорошо, а на весь мир можно наплевать. Одним словом хорошее аллегорическое произведение.