fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Последний город»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Последний город

The Ultimate City

Повесть, год

Аннотация:

Автор развернул перед читателями картину социального эксперимента — вот вам целый почти нетронутый город, полные магазины товаров, парки полны дичи, масса автомобилей с горючим и несколько активных людей, могущих что-то организовать. Что вы организуете?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Low-Flying Aircraft and Other Stories», 1976 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Послание с Марса
2009 г.
Вечные каникулы
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Low-Flying Aircraft and Other Stories
1976 г.
(английский)
Low-Flying Aircraft and Other Stories
1978 г.
(английский)
Low-Flying Aircraft and Other Stories
1992 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор развернул перед читателями картину социального эксперимента -вот вам целый почти нетронутый город, полные магазины товаров, парки полны дичи, масса автомобилей с горючим и несколько активных люде могущих что-то организовать. Что вы соорганизуете? И мы видим картину появления полиции, гангстеров. Неужели это так

необходимо? Можно много размышлять над этим -тяжёлыми сторонами нашей действительности, но автор подталкивает нас к светлой стороне жизни — один из героев улетает на самолете. который сам сделал. улетает навстречу свободе. А второй герой остается в городе сооружать своё государство. Кто на что горазд.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть прочитал вчера. А сегодня рано утром посмотрел выпуск передачи на «Радио Спутник» «Допрос Вассермана» (да, в нашей версии будущего радио смотрят)) с приглашенным Олегом Дивовым. Крайне любопытная вышла беседа о гражданском обществе, а ведь это и есть тема повести Балларда. Бывают странные сближения!

Так вот Анатолий Александрович очень хорошо сформулировал, что фантастика — это метод постижения реальности путем выхода за ее границы, и взгляд на эту самую реальность со стороны.

Именно об этом хотел здесь написать, прочитав вчера повесть и первый отзыв на нее. Баллард много раз говорил в интервью и писал в статьях, что его экзерсисы в постапокалипсис не сценарии глобальных катастроф, а его рассказы не о будущем. Точнее, они рассказы о будущем ближайших пяти минут, то есть о развитии настоящего. Поэтому бессмысленно спрашивать — а как это так у вас за 25 лет закончились разом нефть, газ и бензин? А где банды мародеров-выживальщиков, которые немедленно присосались бы к хипстерским коммунам, в которые переселились остатки человечества? Фантастика обязана быть точной, но не реалистичной. И с этим — точными метафорами — у Балларда полный порядок.

Его повесть о возвышении и крушении ни разу не названного по имени Нью-Йорка — это рефлексия по поводу первых пятнадцати лет развития «культуры потребления» и «общества равного благоденствия». И для современников у Балларда были плохие новости — все это будет ярко, яростно, энергично, но недолго. Его пустые небоскребы, многометровые инсталляции из холодильников и радиаторов автомобилей, магазины, набитые никому не нужным тряпьем, токсичные помойки, выросшие до небес — это метафора западного общества, которое очень скоро сожрет самое себя и остатки его рухнут на головы ничего не понимающим обывателям. И мы видим насколько же точны были предсказания Балларда, впрочем, как и всегда. (Кто считает, что это не так, тот плохо читал вчерашние ленты информагенств и слушал нелепое бормотание типусов вроде Урсулы фон дер Ляйн и Бориса Джонсона).

Можно, спросить — ну а нам-то что за польза от сбывшихся предсказаний повести почти пятидесятилетней давности? А это тот самый урок истории, который-таки надо выучить. Ведь, как опять же говорил Баллард, его произведения не о гибели, а о возрождении. И светлый, оптимистичный финал произведения это с блеском подтверждает.

Мы должны учесть ошибки и провалы прошлых итераций человечества и не повторять их. Мир, который нам неизбежно придется строить — альтернатива всеобщая гибель — необходимо пересоздавать на на других, более справедливых, конструктивных и прочных началах, нежели безудержное потребление и война всех против всех по принципу — умри ты сегодня, а я завтра. Человек должен научиться летать — финальная фраза повести и является рецептом спасения.

Но Балларду и всей этой неистовой крутизны и мощи было мало. До меня дошло, как до жирафа, когда речь зашла о девушке Миранде, дочери великого чародея индустрии Бакмастера, изгнанного из его прекрасного царства высоких технологий. А главный герой — Холлоуэй — наследный принц другого повелителя техники, предательски убитого приборами собственного изготовления. И он потерпел крушение. И действие происходит на необитаемом острове.

В общем, этот триктсер-виртуоз взял да и написал ремейк «Бури«! Причем, он даже по объему тот же, что и пьеса Вильяма нашего Шекспира. Бакмастер — Просперо, Миранда — его дочь Миранда, есть и Калибан-Стиллмен, грязный убийца и несостоявшийся фюрер (тут, за тридцать лет до своего последнего романа, Баллард показывает впервые, что финальной стадией Западного империализма будет всемирная фашистская хунта, и опять прав оказался!). Есть и светлый дух техники Ариель — немой негр, с золотыми руками мастера, Олдс.

Это ведь чудо как хорошо, потому что избыточно, барочное цветение великого таланта!

Ох, не зря я столько лет мечтал прочитать эту повесть! Она оправдывает любые возложенные ожидания. Это жемчужина прозы Балларда, а то и бриллиант в его короне классика.

И большое спасибо Сергею Самуйлову за блестящий перевод этого шедевра!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть вышла у Дж. Балларда — ёмкая, почти реалистичная, но всё же некоторые авторские фантазии , на мой взгляд, выдались несколько наивными. Но только потому, что у меня своё мнение и видение событий, спустя 43 года написания произведения. Хорошо, что всё описанное автором, пока не произошло, но писатель явно пытался нас предупредить о последствиях топливной катастрофы , когда человечество будет отброшено в конце 20-го века обратно, но сможет подняться , благодаря поиску более простой топливной альтернативы. Правда, человечеству придётся отказаться от многих современных прелестей жизни, перейдя к более насыщенной , но несколько пасторальной жизни в Гарден-Сити.

Главный герой рассказа — молодой человек Холлоуэй , трагически рано потерявший родителей по нелепой случайности, с детства пристрастился к авиа-планеризму и достиг весьма заметных успехов. Но во время ежегодных соревнований, он сбивается с летного маршрута и терпит бедствие, падая на заброшенный , через залив, город в миле от Гарден-Сити... Город — пустынный мегаполис — город-мечту, где осталось всё для жизни людей, уединившихся на материке в прибрежных поселениях! Дома, гостиницы, пригодные для жилья, водные и сантехнические коммуникации, магазины — полные новой и нетронутой одежды, продуктовые магазины — полные напитками и консервированной едой, множество автомобилей, в которых даже сохранились остатки бензина...Люди бежали ,словно , в панике, от всех своих же созданных благ. И тут я удивляюсь, что автор , на долгие годы упустил возможность мародерства в заброшенном городе! Я всё же считаю, что люди будут грабить и бесчинствовать до последнего , пока не убедятся в непригодности жизни в любом поселении. Но про остатки бензина, по-моему перебор. А здесь автор оставляет его солидный запас, который главный герой и ещё четверо отщепенцев из разных социальных слоёв, пытаются использовать для кратковременного возрождения мегаполиса. Удастся ли им возродить былую славу человечества на остатках прогресса прошлого века и нормализовать общественную жизнь, канувшую в прошлое? Баллард попытался рассмотреть детскую мечту в увеличенном масштабе!

Дети мечтают в одиночку оказаться на шоколадной или конфетной фабрике без всяких родительских ограничений! Чем там не рай? А здесь — целый город, оставленный в спешке, практически «живой«! Смогут ли новые молодые люди привыкнуть ко всем упущенным радостям жизни и смогут ли ужиться по новым правилам в этой «взрослой игре»? Об этом повествует в своём творческом эксперименте и произведении британский писатель.

Не хочется раскрывать всего сюжета, но только добавлю, что обычно произведения на тему технологических катастроф и разрешения их последствий довольно тяжелые и мрачные, позитив и хэппи-энд получается довольно вымученный и блеклый, чтобы читатель мог ещё подумать и сделать свои, далеко идущие вперёд, выводы. И здесь Баллард, не стал исключением, описав довольно яркую и безмятежную жизнь юного героя, на фоне смутных сомнений и крутых перемен жизни. Холлоуэй получился бравым и бесстрашным, но всё же не хватка элементарных социальных знаний , сводит его великие потуги, не более чем , как к забавам. Остальное человечество и его представители показались мне «муравьями», которые способны действовать в коллективе, как мощное единое целое, а порознь превращаться в слабохарактерных индивидуумов.

Уверен, что читателям, любящим авиапланеризм , самолетостроение и просто — чувство полета, данная повесть принесет истинное удовольствие, потому что Баллард очень уж старался , примерно 30 процентов в повести , уделяя этому внимание. Любителям природы и пасторали автор тоже припас довольно много интересного...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх