Дж. Г. Баллард «Безвыходный город»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Студент Франц Матесон сконструировал машину для полетов, но в ближайших кварталах города нет свободного пространства для ее испытаний. Идея сесть в суперэкспресс без билета и ехать до тех пор, пока не исчезнут из виду зоны сплошной застройки, кажется ему удачной...
Входит в:
— сборник «Billennium», 1962 г.
— сборник «Зона ужаса», 1967 г.
— сборник «Chronopolis and Other Stories», 1971 г.
— антологию «As Tomorrow Becomes Today», 1974 г.
— сборник «The Best of J. G. Ballard», 1977 г.
— сборник «The Best Short Stories of J. G. Ballard», 1978 г.
— антологию «Рай земной», 1990 г.
— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.
- /языки:
- русский (5), английский (17), польский (1)
- /тип:
- книги (21), самиздат (2)
- /перевод:
- Л. Енчмык (1), Г. Шокин (2), Ю. Эстрин (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 18 мая 2021 г.
Очень сильная вещь. Идея бесконечного города, заполонившего всё ИЗВЕСТНОЕ людям пространство, воплощена в тексте очень реалистично. Город-монстр, город-вечность настолько необьятен для сознания персонажей, что даже мысль о том, что может быть иначе считается психическим отклонением.
Вечная страсть человека к полётам (во сне и наяву) развивается в сюжетной линии рассказа через фигуру студента Франца Матесона. Он заново «изобрёл» летательный аппарат и хочет его испытать. Но где? Он отправляется на поиски пространства....Заканчивается всё вполне по кафкиански. Как?
Читайте этот просто замечательный образец урбанистическо-прогностической антиутопии.
faustine, 8 декабря 2022 г.
Текст не о будущем. Это скорее альтернативная вселенная или вообще другая планета с другой цивилизацией (на это указывает и возраст города, существующего через 3 млн лет после археоптерикса, который в реальности вымер гораааздо давнее, и 95 млн км пути, которых просто не существует на Земле, и размер населения с невообразимым количеством нулей — у меня вышло 3 квадриллиона, Земля столько не выдержит). Но отчего-то всё равно читается очень реалистично и вызывает почти физическое удушье и тошноту. Ещё и стиль такой необразный, документальный, великолепно работает на создание атмосферы. Прочитала с огромным удовольствием.
keellorenz, 7 сентября 2024 г.
Шедевр и одно из лучших произведений в жанре. Напоминает «Вавилонскую библиотеку» Борхеса : люди живут в некоем футуристическом трехмерном городе, представляющем собой по сути дела целую вселенную или что-то вроде Звезды Смерти из ЗВ. Удушающая атмосфера высокотехнологичной гиперурбанизации и поиск свободы заставляют героя рассказа предпринять путешествие на поезде к краю мира. Тем более откуда-то в городе появились же археоптериксы — возможно где-то есть форточка... Но что он там найдёт, доехав на местном аналоге московского метро-МЦК до конечной станции?
muravied, 17 декабря 2024 г.
Бесконечный город-лабиринт в тысячу этажей. Бедолага учёный хочет опробовать свой новый летательный аппарат, но развернуться натурально негде. И он решает найти край города, где возможно есть свободное пространство для полёта.. Вспомнился монолог какого-то комика, который отправился на поезде из Москвы во Владивосток. «..На третий день пути я начал сомневаться, что Владивосток вообще существует..» Тут у меня ещё ассоциация с индийским фильмом «Лев». Там маленький мальчик по ошибке залез в пустой поезд и уехал к чёрту на рога, двое суток в пути без остановок. Вот и в рассказе учёный Франц ехал-ехал и что называется «приехал» (в психушку).
Интересный рассказ. Понравилось.
amak2508, 29 сентября 2023 г.
Возможно на момент своего создания (1957 год) рассказ и выглядел интересным, но на сегодняшний день на тему урбанистического будущего нашей цивилизации написано уже так много, а тема настолько проста и малоперспективна в вариантах, что читать об этом нынче просто-напросто неинтересно.
А тут ещё и потеря знаний о планете, на которой живёшь, её шарообразной форме, материках и океанах на фоне достаточно высокого уровня технического развития — такая ситуация, мягко говоря, озадачивает. Возможно, что рассказ задумывался как нечто достаточно условное?
vam-1970, 17 ноября 2023 г.
Очень мрачная антиутопия. Город не только бесконечен в пространстве , но и во времени. Опасность создания таких монстров -городов искажает время. Вот мысль автора. Не только ухудшение условий обитания , но и время искажается, что совсем опасно для бытия. Написан , правда, не очень доходчиво.
Shining, 16 октября 2020 г.
Разрываюсь между двумя мыслями:
1. С одной стороны, очень хотелось бы узнать, в чём тут, чёрт побери, дело. Что это за Город такой? Кто его построил? Зачем? Когда? Как вышло, что он, ну... такой?
2. С другой стороны, лучше не надо подробностей. Придумать крутую концепцию легко, а вот объяснить её так же круто — очень непросто. Если б мы получили ответы, вряд ли осталось бы хоть немного от того жуткого очарования, что сейчас есть в этом рассказе.
В любом случае, это короткий и до некоторой степени ошеломляющий рассказ, после которого хочется хорошенько подумать на тему прочитанного.
romanpetr, 16 октября 2020 г.
Каким может оказаться город будущего? Этим вопросом задается известный писатель Джеймс Баллард и выдает ответ в виде рассказа-ответа «Концентрационный город». Да, его история — это отличный образчик социальной фантастики-антиутопии в облике сюрреалистического будущего, потому что Город настолько невообразим, что сразу кажется невозможным воплощением мечты безумного архитектора. Мир бесконечно переплетающихся бетоно-стальных джунглей и уровней, где люди просто растворились в борьбе за квадратные метры. Ужасная действительность, как многорукий паразит , обездвижившая человеческий прогресс, нашла выход в жутком Колоссе, каковым является представленный на обозрение город далекого будущего. Надо отдать должное Балларду, заглянувшему в это будущее (из 1957 года — тогда создано произведение) и расписавшему мрачную действительность и быт обитающих там людей. Пожалуй, что Герберт Уэллс взглянул бы на эту идею с восхищение, если бы дожил до того времени.
Потому что Баллард некоторые вещи описал достаточно живо и подробно. И пускай, главный герой рассказа — мальчишка Франц Мэтсон, изобретает «велосипед» второй раз ( в данном случае игрушечный самолет) и пытается найти место в городе для реализации своей идеи , но только в больших масштабах, поражает другое, а именно полная несбыточность его начинаний и мысль, что люди ради этих «искусственных джунглей» отвернулись от неба и ...мечты покорять космос и пространство...Одна эта мысль только начинает угнетать и начинаешь беспокоиться за судьбу дальнейшего человечества.
Мэтсон пытается с помощью поезда Суперэкспресса понять размеры Города и найти свободное место ( в душе паренек стремится в поля — так пахнущие природой и свободой!), когда приходит к необычному открытию, которое взбудоражит пытливые умы наших читателей. Но здесь мы узнаем необычный авторский подход и его интересное умозаключение, которые только позволят вообразить суть происходящего, но никак не понять всего до конца, ибо ответы теряются в далекой истории нашей планеты.
Рассказ безусловно пронизан тонкой философией и заставит нас неоднократно призадуматься о выше сказанном. Очень хороший рассказ!
vfvfhm, 19 марта 2018 г.
Сюрреалистически-урбанистическая дистопия. Конечно же ни к какому «фантастическому реализму» с его прогностической функцией текст отношения не имеет. Ни о каком таком будущем здесь речь не идет, равно как и об очередной вариации сферы Дайсона. Здесь Баллард интуитивно нащупывает главную тему о внешнем и внутреннем пространстве. Бред, мечта, фантазия утомленного монотонностью бытия разума и бесконечный Город-вселенная вокруг. Мне очень понравилось также, что тут Баллард идет вслед за Кафкой, развивает его традицию, сочетая абсурдизм и пограничность психоза со скрупулезной реалистичностью письма и сверхточностью деталей.
Seidhe, 18 февраля 2016 г.
Наверняка многим любителям фантастики знакома ситуация, когда во время чтения того или иного произведения возникает острое желание, чтобы оно было проиллюстрировано. Иногда хочется, чтобы это сделал сам автор или какой-то определённый художник, иногда — просто посмотреть, как то, о чём ты читаешь, представляют другие люди... Так вот, с «Безвыходным городом» у меня получилось с точностью до наоборот. Случайно наткнувшись в сети на работу польского художника Maciej Drabik, которая была подписана «concept inspired by J. G. Ballard's short story «The Concentration City», я ощутил непреодолимое желание прочитать рассказ, к которому создана ТАКАЯ иллюстрация. К счастью, оказалось, что рассказ переведён на русский язык и доступен в сети. Прочитал. Что сказать по поводу самого рассказа? Впечатляет. Великолепное описание Города, который поглотил не только всю поверхность планеты, но и всё пространство вообще, со всеми его улицами с порядковыми номерами за миллион, расчистками и закупоренными мёртвыми зонами. Ещё больше впечатляет, что за время существования Города у птиц уже успели превратиться в рудимент крылья, в языке не осталось даже слова «летать», а возраст города — не менее 3 миллионов лет. И уж совсем хороши получились рассуждения о невозможности существования первого кирпича =))) И пусть с финальным сюжетным ходом, когда
автор, на мой взгляд, перемудрил, но ведь это же Баллард... Возникают, конечно, некоторые вопросы о том, откуда берётся продовольствие и куда деваются отходы жизнедеятельности, но это уже мелочи — за три миллиона лет многое могли придумать и изобрести. Ещё потешило изумление пассажиров по поводу 10 дней, проведённых в поезде. Ох уж мне эти англичане — не ездили они из Москвы в Благовещенск! =))) Но в любом случае, рассказ получился замечательный. Пока читал, не отпускало ощущение, что данный рассказ надо бы записать (для себя) в предтечи киберпанка (потому как был уверен, что написан он в 70-е) и выставить ему 9 баллов, но потом глянул на год написания, и ахнул — ребята, это ж 1957 год! Так что получает от меня Баллард, поклонником творчества которого я себя назвать никак не могу, твёрдую десятку!
P.S. А картинка, хоть и не совсем соответствует описанному в рассказе миру, тоже отличная! =)))
A.Ch, 9 сентября 2014 г.
Мир будущего, где люди забыли о полёте. Крыльев нет. Из птиц – почти летающие музейные археоптериксы. Голуби? Только бумажные. Полёты во сне, как признаки безумства, недопустимого свободомыслия.
Причиной отсутствия мечты о полёте является рост Города. Металлическим чудовищем, 3D-амёбой разросся он бесконечными этажами вверх и улицами с миллионными номерами вдоль, и не осталось поверхности, пустой от него.
Главный герой Франц Мэтисон решает найти границу Города. Побег на бесконечно идущем поезде. Но идея сталкивается с непробиваемой Стеной.
Что напомнило? Нужная так вещь из прошлого в далёком будущем — Уиндем “Колесо”, пожарники, серость, антиутопия – “451F” Брэдбери.
P.S. Концовка в стиле возвращения Филеаса Фогга, Вы не находите?
god54, 19 марта 2013 г.
Просто прекрасный рассказ на тему одного из вариантов будущего. Очень мелодраматическая тема, которая так редко встречается в произведениях всех авторов. Тема урбанизации, когда город становится бетонным и охватывает огромные территории. Он подавляет человека и делает его своим рабом. Рабом этих удобств, вечно одинакового климата, жизни без солнца и ветра, радости растущих растений и травы. Уже сегодня проблески, а то и целые элементы видны в сегодняшних городах. А в целом вполне удачный и прозорливый рассказ.