Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1301

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 23 24 25 26 27   (+10)»

«Метценгерштейн»
–  [ 6 ]  +

narsyy, 29 августа 2014 г. в 11:02

Мрачная готическая история с простым, но интересным сюжетом.

Про погибшего старичка написан один коротенький абзац, тогда как на молодого барона ушла вся оставшаяся часть рассказа. Зато противостояние обыгрывается. Как-то я не наелся таким противостоянием.

Здесь зато многословие и занудство в отношении вещей, никак к произведению не относящихся у По выражено не так явно, и читается рассказ вполне гладко.

Вполне себе неплохо.

Оценка : 7
«Король Чума»
–  [ 6 ]  +

Ishamael, 07 июня 2013 г. в 12:45

Емкий, но очень красочный рассказ. Накал повествования захватывает с самого начала и переносит мысли читателя в Лондон XIV века. На деле, кажется, что автор и был один из матросов. Собственно последние этакая гротескная парочка сильно выпивших матросов, которые, как показало повествование, не потеряли головы. Заседанию чумной аристократии, в особенности описанию каждого поименно, уделено достаточное место и не зря. Сама их внешности и обстановка располагают к той мистике, которой хотел добиться автор. Бесспорно признаки психоза, как массового, так и единичного в такое невообразимо страшное время как Черная Смерть встречались повсеместно. Вспомнить хотя бы хореоманию, страх искажает человека. Вот и здесь произошло примерно тоже. Снова у По встает проблема души, только здесь она перемежается веселостью и лихачеством матросов. Конец мне понравился, матросы молодцы, не растерялись.

Оценка : 9
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 6 ]  +

senneka, 04 августа 2012 г. в 22:36

История человека попавшего в переделку, и сумевшего из нее выбраться благодаря своей сообразительности. Впрочем человек в этом рассказе не главное действующее лицо, главным является водоворот Мальстрем чей великий, могучий и ужастный нрав описывает Э.По. Действительно мастерски построен сюжет — он захватывает и не отпускает ни на минуту. Буйство морской стихии, ураган и состояние человека повергнутого этим ураганом в воронку водоворота описаны так, что кажется это ты сейчас застыв от ужаса движешся вместе с судном и его экипажем из двух человек и низвергаешься минута за минутой по воронке водоворота в пучину приближаясь к неминуемой гибели. А вот окончание рассказа немного подкачало — оно несколько скомканное, финал мог бы быть описан и более развернуто и интересно.

Оценка : 8
«Маска Красной смерти»
–  [ 6 ]  +

invikto, 10 февраля 2012 г. в 12:21

Когда от кого-то прячешься, может так случиться, что тебя уже ждут в твоём убежище. Бежать от судьбы бессмысленно, а игнорировать её непростительно.

Рассказ отличный. Пестрота красок, гротескные маски, игры теней — всё это завораживает читателя, ввергая его в фантасмагорическую картину происходящего праздника, который устроил один нерадивый принц, отгородившийся от ужасной болезни высокими неприступными стенами. Гостям весело, гости довольны — праздник удался. Но вдруг появляется незваный гость, которого уж точно никто не желает видеть. А ведь он тоже не прочь развлечься...

Оценка : 9
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

invikto, 19 декабря 2011 г. в 19:08

Рассказ о случайной находке, которая при должном внимании способна открыть нашедшему ключ к сокровищам.

Повествование ведётся в классическом стиле: предыстория, случайная находка, необъяснимое поведение главного героя и, наконец, развязка и разгадка странной вещички. Навеяло о пиратских приключениях и историях о Шерлоке Холмсе. Очень понравилась головоломка. Признаюсь, после подсказки захотелось разгадать шифр самому, что я и сделал.

Словом, хороший получился рассказ.

Оценка : 8
«Прыг-скок»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 12 октября 2011 г. в 22:58

Мрачная история, иллюстрировавшая жестокость и бескомпромиссность мести средневекового человека. Конечно, наказание короля и его свиты шутов может показаться нам жестоким, но в те времена нравы были куда жёстче.

Характерная особенность — ни один герой не вызывает симпатии — все они уродливы, как внешне, так и внутренне — изородованны своим временем и окружением.

Оценка : 8
«Украденное письмо»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 12 октября 2011 г. в 22:46

Огюст Дюпен вновь показывает свои гениальные способности сыщика и психолога, становясь при этом похожим на Шерлока Холмса. Даже персонаж префекта до боли напоминает туповатого Лестрейда. Но суть не в этом. Дюпен смог разгадать загадку пропавшего письма, опираясь на общую психологию людей — как следователей парижской полиции, так и учёного-математика. Разгадка оказалась очень простой — куда интереснее рассуждения автора оматематике как науке, и мыщлении её адептов.

Оценка : 8
«Философия творчества»
–  [ 6 ]  +

Доктор Вова, 19 января 2011 г. в 06:49

Отличный образец профессионализма от Великого Мастера! Своеобразная Азбука для желающих Научиться! А вот научиться чему? Автор пишет о написании стихов, но мне кажется, что вместо стихов можно поставить любую сферу деятельности. Есть- ремесло и есть- Творчество!

Ремеслу можно обучить, а Творчество должно иметь под собой (помимо желания научиться) еще и Талант! К сожалению, в наше время даже ремесленников не так много, чего уж говорить о Мастерах! Тем не менее, это эссе очень нужное и должно читаться всеми, кто Хочет Учиться! Для того, чтобы стать (по меньшей мере) хорошим специалистом!

Читал и перечитывал неоднократно, но не для того, чтобы научиться самому писать стихи, а прежде всего для того, чтобы постараться научиться правильно планировать и анализировать. Могу сказать только, что однозначно нашел для себя несколько очень нужных и важных деталей и нюансов, которые помогали уже и будут (надеюсь) помогать в будущем!

Спасибо, Автор!

Оценка : 9
«Очки»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 23:05

Был у меня друг, который долго отказывался надевать очки — до тех пор, пока чуть не встретился лбом с дорожным указателем...

Смешное и поучительно произведение для юных снобов, которые гордо отказываются от очков, предпочитая всё видеть в тумане, лишь бы не носить две линзы на носу. Вот и главного героя это несколько подвело — сослепу едва не женился на собственной прабабке. Настолько актуального лично для меня рассказа не читал давно...

Оценка : 9
«Надувательство как точная наука»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 23:00

Ёмкое и информативное описание самых разных видов мошенничества — прямо таки учебник для юного Бендера. Вряд ли его можно считать рассказом — скорее, эссе, а не литературное произведение.

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

AlisterOrm, 25 ноября 2010 г. в 22:56

Яркий и интересный рассказ о поисках сокровищ на необитаемом острове при помощи необычного золотого жука. Дополнительный интерес рассказу добавляет пиратская грамота с зашифрованным посланием, и его раскодированием — по настоящему увлекательно поданным. По стилю напоминает романы Стивенсона и Верна, и, видимо, он оказал немалое влияние на этих классиков мировой литературы. Увлекательное остроумное произведение, чуточку ироничное — вполне достойное включения в школьную программу.

Оценка : 8
«Чёрный кот»
–  [ 6 ]  +

alex1970, 14 ноября 2010 г. в 00:36

Классический рассказ, один из определивших пути развития литературы ужасов. Неоднократно экранизировался.

История некогда приличного человека, допивающегося до ручки и очень быстро деградирует. Сначала он убил любимого кота Плутона, а затем и жену. Но кот сумел отомстить.

Прекрасное произведение.

Оценка : 10
«Поместье Арнгейм»
–  [ 6 ]  +

Вертер де Гёте, 09 октября 2010 г. в 12:46

«Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают.» © Андре Боннар

Поэт Эллисон (поэт по духу, а не по форме) получает в наследстве колоссальное состояние и тратит его на создание совершенного сада... Если воспринимать рассказ буквально, то он может вызвать недоумение и скуку — слишком уж утомительны и статичны описания красот поместья Арнгейм. Я же уверен, что в этом произведении Эдгар По в метафорической форме раскрывает свои философские взгляды, свои идеалы. Поместье суть «земной Эдем», прекрасный мир, который, уподобившись Творцу, способен создать на Земле человек Будущего. Олицетворением этого человека является Эллисон (фактически, «сверхчеловек» с точки зрения По) — умный, творческий, благородный, совершенный душой и телом, руководствующийся в жизни 4 основными принципами — здоровье (через физические упражнения на свежем воздухе), любовь, отсутствие честолюбия и возвышенная цель. По сути, в рассказе Эдгар По излагает свою систему нравственного и физического совершенствования, свою собственную «йогу», если угодно.

Эдгар По неоднократно возвращался к рассказу: переписал первоначальный вариант, а затем написал ещё «дополнение» — «Коттедж Лэндора». Это доказывает, что автор придавал рассказу большее значение.

Оценка : 7
«Маска Красной смерти»
–  [ 6 ]  +

Shoni Mei, 05 июля 2010 г. в 22:24

Пир во время чумы... Не счесть сколько уже написанно произведений и нарисованно картин на данную тематику. И всё же По приносит что-то своё. Я думаю для того времени автор был весьма актуален. Нагнетание атмосферы ужаса и трагизма выходит из его пера бесподобными. Хотя для современного человека, воспитывающегося на более страшных и жутких образцах искусства, этот рассказ, конечно, может показаться слабоватым.

Оценка : 7
«Ворон»
–  [ 6 ]  +

Пирит, 04 апреля 2010 г. в 21:32

На мой взгляд, самое потрясающее стихотворение Западной литературы. Правда, не у всех получился хороший его перевод.

Оценка : 10
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

sham, 13 марта 2010 г. в 09:48

Ну вот я и нашел произведение у Э. По, которое прочитал с удовольствием, не отрываясь. Классический детектив, вспомнился Шерлок Холмс. Конечно же рассказ перегружен фирменным авторским насилием: со смаком описанно убийство. Думаю до недавнего времени рассказ производил сильное впечатление. Самую высокую оценку не поставил из-за финала, ибо мое мнение таково, что детектив должен писаться так, чтобы у читателя появлялася шанс угадать кто убийца. Здесь же такого нет, и ответ на этот вопрос настолько экзотично-неправдоподобен, что за это я и снял 1 балл.

Оценка : 9
«Вильям Вильсон»
–  [ 6 ]  +

sham, 24 января 2010 г. в 10:14

Замысел рассказа стал очевиден на первых страницах, поэтому ни концовка, ни сюжетные перепетии не стали для меня откровением. Единственное я думал, что у товарища раздвоение личности (прародитель Бойцовского клуба), а оказалось все сложнее!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек всю жизнь боролся со своей совестью, убил ееь и умер сам

красиво!

Оценка : 7
«Мистификация»
–  [ 6 ]  +

sham, 12 декабря 2009 г. в 08:02

Рассказ не впечатлили совершенно. Ни сюжетом, ни иронией. По большому счету рассказ представляет собой растянутый анекдот, но уже за давностью лет и отсутствием дуэлей — не смешной...

Оценка : 4
«Ты еси муж, сотворивый сие»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 28 ноября 2009 г. в 15:55

Отец детективного жанра Эдгар По, оказывается, писал криминальные истории, и не связанные с образом Огюста Дюпена. На самом деле в расследовании этого преступления сыщик экстра-класса и не нужен. Все, как говорится, шито белыми нитками: подозреваемых в убийстве раз, два и обчелся, а кто на самом деле порешил богатого дядюшку, по-моему, понятно с самого начала. Рассказ стоит разок прочитать ради финала с разоблачением убийцы, эффектно-театрального, в духе «Вильяма нашего Шекспира» (см. пьесы «Гамлет», «Ричард Третий», «Макбет»).

Оценка : 6
«Очки»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 25 ноября 2009 г. в 16:22

Еще один случай познакомиться с По-юмористом. Рассказ написан легко и довольно изящно, правда, сюжет слишком надуманный. Вот хотя бы исходная ситуация: герой случайно видит в театре неизвестную красавицу и так страстно влюбляется, что тут же и под венец готов идти (не интрижку мимолетную завести, а именно жениться). По-моему, даже для 19 века слишком неправдоподобно. А когда герой-рассказчик говорит, что очень близорук, но очки носить стесняется, к чему он придет в финале, в принципе уже понятно. Впрочем, если не быть слишком требовательным и воспринимать «Очки» просто как анекдот, фарс и водевиль, почитать рассказ вполне можно. Влюбился же в оперетте «Летучая мышь» герой в собственную жену, встретив ее на балу в легкой полумаске. Вроде бы полный бред, но таковы законы жанра.

Оценка : 7
«Вильям Вильсон»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 21 ноября 2009 г. в 14:49

Едва ли не в каждом рассказе По можно найти интересные идеи и образы, но, к сожалению, частенько тяжеловесная манера изложения мешает их восприятию. Таким мне показался и «Вильям Вильсон»: многословно, пафосно и предсказуемо. В ситуацию, когда герой понимает, что он подлец и рассказывает читателям о своей гнусности, в принципе поверить можно. Проблема в том, что о своей жизни Вильсон говорит в основном намеками, а самый большой его грех, о котором рассказано подробно, — уличен в шулерстве за карточным столом. Увы, прошли те времена, когда люди стрелялись из-за карточных долгов, а без этого понять терзания героя сложно. В то же время тема двойника, использованная По в этом рассказе, достаточно интересная. Примерно в те же годы Лермонтов пишет пьесу «Маскарад». Явная аналогия: Неизвестный разрушает жизнь Арбенина, а у Эдгара По Вильяма Вильсона преследует его полный тезка. Потом уже эту тему развивали и Достоевский, и Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»).

Оценка : 6
«Морелла»
–  [ 6 ]  +

sham, 16 ноября 2009 г. в 13:26

Рассказ «Береника» порадовал больше... здесь как-то все вымученно... пол рассказа с упоением неторопливо ведется мысль каких философов они изучали, а потом — все полетело очень быстро и как-то страха не вызывало... екдинственное что было любопытно — методы воспитания отцом дочери... 10 лет без имени... очередная семья психов глазами Э. По...

Оценка : 6
«Знаменитость»
–  [ 6 ]  +

ii00429935, 15 ноября 2009 г. в 16:24

Рассказ не относится к шедеврам Эдгара По, но хотя бы одного, ознакомительного прочтения вполне заслуживает. Любопытно, что уже в 1835-м писатель выразил один из законов современного шоу-бизнеса. Выделиться любой ценой, лучше даже не умом и талантом, а хотя бы и патологией. Не случайно в финале главной «звездой» светского общества становится некий курфюрст, у которого после дуэли носа нет вообще.

Оценка : 7
«Свидание»
–  [ 6 ]  +

sham, 12 ноября 2009 г. в 15:42

Рассказ не понравился совершенно: ни сцена спасения ребенка, ни последующее свидание, с обсуждением шедевров искусства. Финал вообще вызвал недоумение. перечитал дважды так и не уловил суть интриги. Не понравилось!

Оценка : 5
«Метценгерштейн»
–  [ 6 ]  +

sham, 06 ноября 2009 г. в 18:27

Рассказ не впечатлил совершенно. Напомнило краткий пересказ мистического фильма. Минимум диалогов, максимум нагнетения ситуации. Причем многое остается неясным. Знакомство с По только начал: искренне надеюсь, на более содержательные сюжеты...

Оценка : 7
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 6 ]  +

georgkorg, 01 января 2009 г. в 20:33

На мой взгляд это одно из лучших произведений По, стоящее совершенно особняком от всего его остального творчества. Здесь своя поэтика, свой стиль изложения. При определённой скупости художественных приёмов По удаётся достичь максимального погружения читателя в происходящее. Да и эти «скупость» по своему очень красива.

Оценка : 10
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 6 ]  +

Sanny, 25 ноября 2008 г. в 23:05

Незаконченность рассказа кажется привычной для По. Неожиданное прекращение бурного действия неоднократно встречаются в его произведениях. Но при ближайшем рассмотрении, в рассказе присутствует определенное движение, цель и логическое завершение. Рассказ завершен... Для нас...

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

Sanny, 23 ноября 2008 г. в 00:38

Дорога ложка к обеду. Этот рассказ пришелся очень кстати. Попался он мне, как и многим, в списке литературы на лето. Казалось бы, банально и не интересно. Однако именно с «Золотого жука» для меня начался Эдгар По. Под влиянием рассказа провела целый месяц за составлением разнообразных шрифтов и секретных языков.

Оценка : 8
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

LENA56, 14 мая 2008 г. в 16:29

Малюсенький рассказик — родоночальник детектива. А месье Дюпен — дедушка всех великих сыщиков — Шерлока Холмса, комиссара Мегре, Глеба Жеглова...

Между прочим, после прочтения этого рассказа, считала название улицы и заведение, где хранят мертвецов одним тем же!:-) Правда, это было очень давно.

Оценка : 10
«Бочонок Амонтильядо»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 05 марта 2008 г. в 22:25

    Еще один из рассказов По, где главный герой спокойно, обыденно, в деловом тоне описывает совершенные им ужасные поступки.

    Да, надо присматриваться к гербам и девизам... многих неприятностей можно было бы избежать...

И сразу вспоминаются рассказы Брэдбери: эта история использовалась им с успехом!

Оценка : 9
«Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 05 марта 2008 г. в 22:11

   Людям с хорошим воображением, безусловно, чтение такого рассказа не доставит эстетического удовольствия... %-\

   Однако, нельзя не отметить, что автор добился того, чего (я думаю) хотел: реалистичности описанного опыта. Стилистика рассказа, подробности описаний, эмоциональная окраска — все это чрезвычайно правдоподобно! И поскольку По серьезно интересовался месмеризмом, такая история должна была привлечь внимание к проблеме, как к таковой.

Оценка : 8
«Маяк»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 05 марта 2008 г. в 19:08

   Да, можно только пожалеть, что рассказ не завершен, — уж больно хорош антураж!

«Береника»
–  [ 6 ]  +

aznats, 28 февраля 2008 г. в 01:45

По эмоциям, которые вызывает, рассказ просто кошмарный! Такой ужас в чистом виде. Ужас перед непонятным и непредсказуемым. Только в этом рассказе непонятность и непредсказуемость носят не мистический характер, а связаны с тяжелыми психическими заболеваниями героев, и от этого все гораздо страшнее..

Оценка : 6
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 6 ]  +

duke, 11 декабря 2007 г. в 03:58

Если бы мне довелось встретиться с этой книжкой в юности, меня было бы за уши не оттащить! А сейчас воспринимается, конечно, немного по-другому. Да и отвык я уже от художественной литературы, в которой совсем нет диалогов. Не хватало мне их при чтении. Хотя должен признать, что По пишет настолько хорошо, что даже при таком «описательном» повествовании полное погружение в происходящее гарантировано, так что может я излишне придираюсь.

Достоинств произведения не счесть и не случайно столько писателей пытались писать продолжение этой незаконченной истории.

А любители приключенческой литературы, уверен, получат настоящее удовольствие.

Оценка : 8
«На стенах Иерусалимских»
–  [ 6 ]  +

duke, 10 декабря 2007 г. в 01:04

Не очень интересный рассказ, видимо уж «совсем раннего» Э.По. Половину истории занимают имена древних еврейских богов, другую — перечисление еврейских праздников, храмов, городов и обычаев. А суть — в одной последней строчке про трефное мясо.

Оценка : 5
«Маска Красной смерти»
–  [ 6 ]  +

duke, 13 ноября 2007 г. в 12:23

Жуткая история. Правда, следует признать, что когда я читал этот рассказ лет в 14, было намного страшнее. Теперь же, закаленный просмотром всевозможных «ужастиков», криминальных новостей по телевизору, самой окружающей жизнью, — обращаешь внимание на другие составляющие этой истории: бесподобный слог, хороший перевод, лаконичность и, конечно, ключевая мысль рассказа — от Судьбы не убежать.

Оценка : 8
«Овальный портрет»
–  [ 6 ]  +

duke, 12 ноября 2007 г. в 03:54

Видит бог: краткость — сестра таланта. И Э.По было отпущено этого таланта в полной мере.

Сколь малыми мазками можно создать такой мини-шедевр.

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 6 ]  +

duke, 22 октября 2007 г. в 12:51

В этом рассказе весь По.

Ужасающая фатальность происходящего и абсолютная невозможность изменить ход вещей.

Оценка : 9
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 6 ]  +

Asanty, 12 января 2007 г. в 09:39

Вот так же через много лет наши потомки будут читать современную фантастику и говорить: «Ха-ха, они хотели лететь к звёздам на обычных космических кораблях, годных для путешествий только в пределах солнечной системы» :)

Забавный рассказ. Мне понравилось очень.

Оценка : 8
«Украденное письмо»
–  [ 5 ]  +

maxxx8721, 26 мая 2022 г. в 01:50

Сложнее всего искать то, что на поверхности. В этом свете мне вспомнился момент из жизни легендарного русского посла графа Николая Павловича Игнатьева. Будучи послом в Константинополе, наибольшей проблемой для посла было то, как отправить важные разведданные и секретные документы на Родину, чтобы турецкая контрразведка ничего не заподозрила. Дело в том, что посылать личного курьера было дорого, а специальные пакеты с сургучной гербовой печатью вскрывались в первую очередь и затем запечатывались без малейших следов вскрытия. Что придумал Игнатьев — он решил отправлять всю свою корреспонденцию в самых обычных письмах, запечатанных в грошовых конвертах, которые пролежали некоторое время с селедкой и мылом. Он заставлял лакея писать адрес не на имя российского министра иностранных дел, а на имя его дворника или истопника по частному адресу. И это действительно стало действенным методом переправки важнейших данных.

     Рассказ очень логичен, в нём есть интересные рассуждения (математикам немного досталось) о логике и интеллекте, что делает произведение более глубоким, нежели простой, бульварный детектив. Хотя, при всех доводах Дюпена, я очень сомневаюсь, что полиция проскочила бы мимо этого места, причём дважды. Но тогда не было бы детектива) Хотя о детективе, как о жанре, ещё тогда не знали. А вот По рассказами об Огюсте Дюпене считается как раз основоположником жанра.

    Невооружённым взглядом видно, что цикл в значительной мере повлиял на Конан-Дойля при написании рассказов о Шерлоке Холмсе. «Украденное письмо» сильно перекликается с рассказом «Скандал в Богемии» даже по части отвлечения внимания, хотя там логика поведения была совсем другой. Да и вообще, историй с похищением особо важных документов у Конан-Дойля было немало — «Скандал в Богемии», «Второе пятно», «Морской договор», «Чертежи Брюса Партингтона»...

     По-моему, лучший рассказ цикла об Огюсте Дюпене.

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 25 декабря 2021 г. в 20:05

С детства зачитывалась Эдгаром По, и этот рассказ по-прежнему производит впечатление. Атмосфера просто потрясающая, описания захватывают, в целом он до сих пор доставляет мне удовольствие.

При этом, с другой стороны я, видимо, сама с годами стала более приземленной что ли. И за всеми этими страданиями и метаниями души вижу героя, который весь рассказ мучается подозрениями, что похоронил сестру живьем, но при этом никак не поднимет задницу, чтобы спуститься буквально вниз, в свой же подвал, и освободить её.

Я знаю, что это очень поверхностная, игнорирующая весь мистический флер, интерпретация, но почему-то при недавнем прочтении история воспринималась мной именно так.

Оценка : 9
«Убийство на улице Морг»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 10 декабря 2021 г. в 10:13

Интересно, думал ли Эдгар Аллан По, создавая свой рассказ, что он вот так взял и запросто породил целое большое направление в мировой литературе, позднее названное классическим детективом. И сегодня это его произведение достойно всяческого уважения уже за одно то, что без него у нас возможно никогда не было бы ни Шерлока Холмса, ни Ниро Вульфа, ни Эркюля Пуаро.... А Артур Конан Дойл в своем первом произведении о великом сыщике («Этюд в багровых тонах») даже удосужился напрямую использовать тот же прием, что и Огюст Дюпен, дав в газету фальшивое объявление о якобы найденном кольце (пойманной обезьяне у По).

Конечно, рассказ Эдгара По не лишен недостатков. И главный из них — то время, что прошло с момента его создания: теперь так не пишут. Сегодня с литературной точки зрения эта вещица выглядит достаточно корявой — какие-то странные рассуждения шахматах и шашках, излишние умствования, длинноты. Да и вся эта история с гигантским орангутангом.... Раскручена она Огюстом Дюпеном бесспорно мастерски, но вот поверить в то, что такая история могла бы произойти в действительности, как-то никак не получается :).

Оценка : 7
«Лигейя»
–  [ 5 ]  +

Ksellos, 09 ноября 2021 г. в 16:30

У Эдгара По есть рассказы-истории, а есть рассказы-картины. Лигейя явно относится ко второй категории. Сам сюжет здесь очень схематичный, линейный, состоящий лишь из пары-тройки ключевых моментов. Но на этот каркас нанизаны роскошные слои описаний и размышлений. Автор подробно разбирает темы вечной любви, болезненной привязанности, несовершенной красоты. Ещё один штрих к картине — это упоминание белых зубов, вид которых, похоже, завораживал Эдгара По, так как акцент на этой детали встречается во многих его работах.

Местами читать сложно, так как писатель одновременно углубляется в детали, использует многочисленные отсылки и умудряется иронизировать над своим же стилем. В итоге произведение запоминается не как текст, а как образ. Вряд ли к нему захочется возвращаться, но впечатление оно производит.

Оценка : 7
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 5 ]  +

Злобный Мышалет, 27 июня 2021 г. в 13:17

С самых первых строк автор интригует читателя, показывая нам старика, который пережил смертельный ужас и мгновенно состарился, потеряв твердость духа и физическую крепость.

Высокохудожественное описание ужасного водоворота поражает. Почти кинематографическая точность деталей, словно Эдгар Алан По наблюдал за воронкой не один день. «Часто случается, что киты, очутившиеся слишком близко к этому котлу, становятся жертвой яростного водоворота; и невозможно описать их неистовое мычание и рев, когда они тщетно пытаются выплыть. Однажды медведя, который плыл от Лофодена к Моске, затянуло в воронку, и он так ревел, что рев его был слышен на берегу. Громадные стволы сосен и елей, поглощенные течением, выносит обратно в таком растерзанном виде, что щепа на них торчит как щетина.»

Рассказ интересен тем, как воспроизводится мироощущение моряка. Старик рассуждает, что безрассудно перед проявлением такого могущества божьего думать о собственной судьбе. Безрассудное кружение над бездной, по краю воронки чуть не свело с ума моряков, увлекаемых на дно. Моряку удалось схватиться за бочонок и с невероятными усилиями покинуть шхуну. Благодаря провидению, он спасся. Но забыть страшное приключение не смог.

Язык Эдгара Алана По настолько богат оттенками, смыслами и описаниями, что его рассказ можно использовать как учебник литературного мастерства. Читатель проходит все стадии отчаяния и горя, и радостное спасение героя в конце поднимает читателя на верх блаженства.

Оценка : 8
«Философия творчества»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 20 мая 2021 г. в 13:29

Если бы писатели и поэты надеялись исключительно на вдохновение, мировая литература не досчиталась бы 99,9% всех своих произведений. По убеждён (и я ему верю), что в основе творчества лежит не порыв и склонность муз, а кропотливый труд. И на примере своего «Ворона» объясняет, как это работает. И такой подход касается не только поэм, но и прозы, включая как большую, так и малую форму. Конечно же, далеко не каждый автор способен воплотить замысел «Ворона» в жизнь так, как это сделал По, ибо гениальность Эдгара Аллана никто не отменял. Но принцип «главное ввязаться в бой, а там посмотрим» (то есть упование на вдохновение) в литературе выстреливает во многие разы реже, чем прагматичный подход, описанный По. И это подтвердит любой, даже самый таланливый автор. Как говорится, «в основне любого успеха лежат 90% труда и только 10% таланта».

Оценка : 10
«Лось. Утро на Виссахиконе»
–  [ 5 ]  +

Paganist, 18 мая 2021 г. в 11:44

Не перестаю удивляться многогранности таланта По. И хоррор, и мистика, и детективы, и приключения — всё ему по силам. Но примере этого рассказа он, оказывается, вполне может и тревел-блоги вести. По современным меркам язык рассказа слишком витиеватый как для блога, но если бы этот жанр существовал тогда (а он существовал в виде всяческих «дневников» и «записок» о путешествиях), то был вполне годным его образцом.

Оценивая рассказ, невозможно не затронуть тему бережного отношения к природе, на которую автор делает упор. В тот период туризм как коммерческая деятельность только зарождался, но По уже предвидел к чему это может привести. Ну и помимо прочего выступал за «непопсовость» путешествий. По его мнению, в богом забытых уголках не меньше красот, чем в раскрученных и признанных достопримечательностях.

Концовка рассказа вообще гениальна: не переворачивает повествование с ног на голову, но и подтверждает уже сказанное в начале текста.

Оценка : 9
«Лось. Утро на Виссахиконе»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 14 декабря 2020 г. в 21:04

Вот вопрос, которым задавались в своем время тысячи людей: остались ли на нашей планете такие места, куда не ступала еще нога человека? Места, где не протоптаны еще стежки-дорожки, где не сбита роса с трав, а вода родников по-прежнему чиста и незамутнена? Еще 100 лет назад Конан-Дойль был уверен, что такое место можно отыскать у истоков великой реки Ориноко в Южной Америке. Именно там, по мнению писателя, находится тот затерянный мир доисторических чудовищ, что он описал в своем одноименном романе. Приблизительно в это же время в Андах был найден древний город инков Мачу-Пикчу, и мысли о неоткрытой планете как-то сразу вдруг стали актуальными. Наступило время поисков, и тысячи следопытов-энтузиастов рассыпались по джунглям и нагорьям, чтобы вернуть этому миру утерянные частицы его истории. Обычно в качестве иллюстрации приводят биографию английского военного геодезиста Персиваля Фосетта, искавшего на просторах Амазонии легендарную страну золотых городов — Эльдорадо. Весной 1925 года полковник ушел в свою третью экспедицию, из которой ему так и не суждено было вернуться. Мы до сих пор не знаем, нашел ли он свою мечту или его поиски оказались безуспешными — джунгли надежно скрывают свои тайны. Даже в наш век Гугла и космического туризма на географической карте всё еще остаются «белые пятна», скрывающие тысячи квадратных километров не открытой еще территории. Большинство «пятен» находится в сельве уже упомянутой Амазонии, лежащей в самом сердце Бразилии, остальные приходятся на тропические леса Месоамерики и Экваториальной Африки, пустыни Центральной Австралии, а также неприступные горные системы Гималаев, Тибета и Анд. Не забудем, конечно же, и шестой континент — Антарктиду, под 4-километровыми льдами которой нас еще ждут будущие великие открытия...

Поэтому попытки Эдгара По найти подобный заветный уголок в окрестностях американской Филадельфии — не более, чем романтическая утопия. Там всё было истоптано и исследовано еще во времена первых поселенцев! Дикой природы там уже нет добрую сотню лет. Даже лось, которого автор встретил в лесу в тщетной попытке ощутить «дух первопроходца», оказался ручным и принадлежал жителям одной из близлежащих ферм...

---------

ИТОГ: повествование о том, как нелегко современному человеку найти на планете дикое в своей первозданности место, где еще живут непуганые звери, а в округе не валяются горы мусора и пластиковые бутылки из-под «Кока-колы».

Оценка : 7
«Убийство на улице Морг»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 06 декабря 2020 г. в 22:58

Несмотря на то, что Эдгара По все считают мастером готической новеллы, он иногда нарушал этот образ, создавая произведения другого жанра. Например, писал лирические стихи и даже детективы! «Убийство на улице Морг» — как раз тот самый случай.

Надо сказать, данный рассказ не претендовал на лавры криминальной хроники: автор просто хотел проиллюстрировать читателю отличия аналитического мышления от интуитивного. Аналитик будет делать какие-то выводы на основании весьма серьезных рассуждений, а обладатель высокой интуиции будет больше доверять своему опыту и озарению (божьей искре), не отрабатывая всю цепочку рассуждений, ведущих от причины к следствию. Знакомый рассказчика, некий Ш.Огюст Дюпен, обладает как раз первым типом мышления, в то время как полицейские Парижа — вторым. Поэтому там, где профессионалы стали в тупик, герой повествования нашел единственно верный ответ. Автор подробно описывает весь процесс дознания, указывая на причины промаха полицейских, чтобы читателю стал понятен весь их формализм. Они не удосужились как следует изучить само место преступления, из-за чего от их внимания ускользнули многие улики, и не придали значения тем фактам, которых не сумели понять и объяснить. В итоге расследование зашло в тупик и стало абсолютно безнадежным.

Автор высказывает две интересные мысли: о важности воображения в раскрытии преступлений и о необходимости смотреть на вещи «боковым зрением», чтобы подмечать ускользающие от прямого взгляда детали. Именно умение «смотреть правильно» помогает Дюпену правильно разобраться в происшедшем, вначале определив число участвовавших в инциденте лиц, а потом — и роль каждого в свершившейся трагедии. На примере закрытого окна он показывает формализм полицейского расследования, судящего по интуиции (логике), а не по сути (факту). Именно это окно и поставило крест на стараниях блюстителей порядка, ибо они не могли представить себе, что оно могло быть просто ЗАПЕРТО, а не ЗАКРЫТО. В криминалистике подобная оплошность просто недопустима, ибо на кону стоят загубленные людские жизни и моральные вопросы справедливости возмездия. Ни для кого из нас не секрет, что большинство следователей относятся к своей работе формально, и это объясняет низкий процент раскрываемости расследуемых ими преступлений. Я сам когда-то близко столкнулся с подобными «мастерами сыска» и могу только посочувствовать тем, чья жизнь будет целиком зависеть от подобных «знатоков». На мой взгляд, следователем может стать далеко не каждый — тут нужен и особый склад ума, и наметанный глаз, и хорошее воображение, и, самое главное, умение соединять всё это вместе. Научить этому нельзя, поэтому нужно просто искать в обществе способных к такому роду деятельности людей и достойно оплачивать их труд. Как искать? Да очень просто! Самое очевидное — публиковать в периодике (или Интернете) задачки на подобный тип мышления и следить за теми, кто с ними успешно справляется. Во времена СССР подобные «тесты» часто появлялись на страницах журналов «Техника — молодежи», «Вокруг света» и даже «Юного техника». Каждый из читателей мог примерить на себя «кепи Шерлока Холмса» и сделать соответствующие выводы. Наверно поэтому профессия следователя была тогда так уважаема. Но в «бедовые 90-е» ее реноме сильно пострадало и сегодня лично я уже не питаю к служителям закона прежнего пиетета. Пора гнать всех формалистов взашей и доверять дело настоящим профи! Может, тогда процент раскрываемости преступлений начнет увеличиваться...

-----------

ИТОГ: первый блин Эдгара По в жанре детектива. Отнюдь не комом. Рекомендуется к чтению и изучению студентами следственных отделений, наряду с бессмертными произведениями о Шерлоке Холмсе, Арсене Люпене, Эркюле Пуаро, Перри Мейсоне, комиссаре Мегрэ, отце Брауне и мисс Марпл.

Оценка : 8
«Три воскресенья на одной неделе»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 06 декабря 2020 г. в 21:47

Идея этой новеллы — познакомить не слишком интеллектуального американского обывателя с парадоксами измерения времени. Он, этот самый обыватель, редко задается умными вопросами и еще реже проявляет интерес к достижениям других народов. Что ему какой-то Фернан Магеллан? Ведь он не американец! А, между тем, изучи американцы историю его кругосветного плавания в подробностях, данная новелла вообще б не потребовалась и потеряла б свою актуальность.

Особенность земного измерения времени состоит в том, что единого для всех времени не существует: у каждой местности оно свое собственное. Причина этого проста и очевидна — шарообразность нашей планеты и единственный источник света — Солнце. Поэтому одинаковое время наблюдается только у жителей одного и того же меридиана, а у всех остальных оно либо меньше (раньше), либо больше (позднее). Например, когда в Москве раннее утро, в Нью-Йорке ЕЩЕ поздний вечер ВЧЕРАШНЕГО дня. Чтобы не было путаницы в датах, договорились, что новый день начинает свое шествие по планете с самого ненаселенного меридиана, проходящего по центру Тихого океана. Воды там больше, чем земли, так что каких-либо неприятностей людям это вряд ли доставит. Так вот и получается, что к западу от этого меридиана нарождается самое настоящее будущее, а с восточной стороны — угасает уже отжившее свое прошлое. Поэтому, если пересекать линию перемены дат с востока на запад, нужно прибавлять к своему счету дней один лишний, а если двигаться в противоположном направлении, то один и тот же день необходимо считать два раза подряд. Моряки «Виктории» (единственного уцелевшего судна магеллановой экспедиции) об этом не догадывались, и потому попали в большую неприятность. Когда они добрались, наконец, до остовов Зеленого Мыса, выяснилось, что уже наступил четверг, в то время как корабельные часы всё еще «показывали» среду. Казалось бы, досадная мелочь — не более! Но время тогда было не такое просвещенное, и церковники объявили путешественников еретиками, т.к. те неправильно отмечали все религиозные праздники. За это им вполне реально грозило сожжение на костре. Но летописец экспедиции Антонио Пигафетта спас всех от смерти, ибо крайне детально вел свой дневник. Прочитав его, инквизиторы не нашли никакого состава преступления, а остальной мир с удивлением узнал, что привычное всем время может в некоторых случаях выкидывать еще те фортеля!

Эдгар По пересказал ту же историю, просто добавив к ней рассказ другого моряка, пересекшего линию перемены дат в обратном направлении. Для него, напротив, воскресенье уже БЫЛО ВЧЕРА (если, конечно, не соблюдать правила счета времени). Так что на вполне законных основаниях в одной неделе уместилось целых три воскресенья! Дядюшку Скупердэя это позабавило, а вот молодым принесло долгожданное счастье. Вот так наука смогла посрамить простого американского обывателя...

--------

ИТОГ: поучительная притча об особенностях измерения поясного времени. Годится для лодырей и неграмотных бездельников, просыпающих на уроках всю свою жизнь.

Оценка : 7
«Остров феи»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 05 декабря 2020 г. в 20:23

Один из редких лирических рассказов от известного мастера готики и мистики. Не ищите в нем скрытой морали и философии — это просто иллюстрация к высказанной в самом начале авторской мысли: «... человек, желающий узреть славу божию на земле, должен узреть ее в одиночестве.» Действительно, суетность современного мира мешает человеку насладиться красотой его природы и свободой размышлений — каждый день мы куда-то торопимся без особой надобности, пока жизнь утекает тонкой струйкой меж наших пальцев, не оставляя нам второго шанса на познание этого мира. Стоит ли наша работа такой жертвы? Думаю, нет. Мне, как жителю деревенской части России, это чувство хорошо знакомо. Еще в школьную пору мне каждый день приходилось проходить по 7 километров, чтобы получить знания в соседней деревне. И в мороз, и в распутицу, и во время листопада. Целых сорок минут в пути — есть на что посмотреть и о чем подумать! Наверно, поэтому я так люблю природу. Это неотделимая часть моей натуры, мое второе «я». Мне тогда казалось, что все остальные люди тоже так думают. Но иллюзия растаяла, когда я позднее переехал в город и увидел своими глазами, ЧЕМ конкретно интересуются местные жители. Тогда это откровение меня просто шокировало, а сейчас, с высоты своих лет, я просто жалею всех горожан, никогда не покидающих пределов своего микрорайона и не знающих, как добывается хлеб с молоком.

Еще одна мысль, высказанная в новелле, также кажется мне достаточно мудрой — мысль о быстротечности нашей жизни. Автор говорит о феях, что пригрезились ему на маленьком острове посреди реки. Как известно, жизнь их коротка, как у мотылька. Пока рассказчик наблюдал за одной из них, она успела постареть и кануть в Лету, а он всё никак не мог поверить, что вся ее жизнь уместилась в столь краткий миг. Точно так же и наша с вами жизнь будет выглядеть всего лишь кратким мгновением с точки зрения какого-нибудь космического долгожителя. Лишний повод для нас не тратить ее на всякие глупости.

----------

ИТОГ: лирическая зарисовка о вреде суетности и важности поездок на природу. Ничто так не лечит, как единение с природой — убедитесь в этом сами.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10 11 . . . 23 24 25 26 27   (+10)»



⇑ Наверх