Джим Тёрнер «Мифы Ктулху»
Сборник рассказов по мотивам мифологии Ктулху. Включает две вещи самого Лавкрафта. Прочие произведения разнятся как по времени — от начала 30-х до 80-х годов XX века, так и степенью погружения в мир Лавкрафта — от прямых продолжений сюжетных линий до произведений, весьма отдаленно соотносящихся с лавкрафтовской мифологией.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 21 мая 2019 г.
Отличный сборник. Не врёт книжная аннотация – действительно самый представительный из «официальных» сборников постлавкрафтианы; все самые громкие имена (шутка ли, от Эштона Смита до Стивена Кинга!), все самые известные произведения (и «Псы Тиндалоса», и «Возвращение ллойгор», и «Пришелец со звёзд» и многое-многое другое, что ни рассказ, то жемчужина в мрачном холодном море «космического ужаса»).
Но даже не это самое прекрасное – а, то, как он составлен. Тут видна своя логика, своя система – и она очень приятна! Начинается всё шедевром самого Лавкрафта, такой отправной точкой, центром из которого расходятся все лучи. Дальше – «близкий круг», авторы лично знакомые с Мастером, работавшие с ним, да и просто близкие ему. Отдельное спасибо за полный микроцикл о Роберте Блейке, выросший из шутливого взаимного убийства Лавкрафта и Блоха (и даже примыкающий рассказ «Пришелец со звёзд» в котором и состоялось первое из «убийств). И дальше, нить тянется сквозь годы, к авторам уже современным, не менее значимым, тем самым показывая, как мир, созданный Лавкрафтом, ценим и вечен.
Линия сборника приятна и тем, что она рельефна – тут и произведения подражающие Мастеру во всём, от узнаваемых монстров до языка, и произведения иного склада, где только фрагменты монстрологии «Мифа» правят бал, или даже трансформирована она сама, но всё ещё несёт в себе элементы назревающей древней силы и космической беды, а где-то и по-своему дополняя её. Но всё это в приятном чередовании, в котором не успевает приесться. Как такой пример, концовка, в которой идут два произведения совершенно иного жанра нежели «космический ужас» (магический реализм «Моей ладьи» и городское фэнтези «Первокурсника»), но после них – совершенно, до чёрточек, лавкрафтовский рассказ Стивена Кинга. И это то сочетание, то соседство, от которого рассказы выигрывают, а сам сборник выглядит ещё живее и разнообразнее.
А ещё приятным было видеть, как во многих рассказах присутствует не только «Миф», но и сам Лавкрафт; по разному – от чего-то похожего на рекламу собственного издательства (у Дарлета), до невероятно увлекательной и яркой до убедительности литературной игры (мне особенно нравилось, что из-за этого между всеми произведениями цикла будто создавалась некая явственная связь и они начинали будто подтверждать друг друга).
Единственное немного огорчает, что комментарии в конце сборника были не столь объёмными, не хватало их, чтобы проследить все связи и пересечения (да даже про «вкусную» историю создания цикла о Роберте Блейке там не было сказано ни слова). А это делает некоторые вещи достоянием лишь ценителей и поклонников «Мифа» и произведений Лавкрафта. Даже я, прочитавший всего где-то около трёх четвертей произведений Мастера, кое-чего мог и не уловить, но когда эти тонкости доходили – удовольствие от них было непередаваемое; и мне очень жаль, что, наверняка, не все прочитавшие сборник смогли это почувствовать.
Ну и, конечно, заключительный рассказ просто подгадил. Не знаю, зачем было включать в сборник такой невероятно слабый во всех смыслах рассказ Лупоффа, может быть, чтоб показать, как «Миф» проник и в такую ахинею, но заключительный аккорд для меня был безнадёжно смазан… Признаться, будь в конце что-то другое, пусть не гениальное, но просто нормальное, добротное, я бы поставил всему сборнику более высокую оценку – настолько сам сборник казался для меня великолепным… до этого, заключительного момента.
Batman, 5 ноября 2011 г.
Ну что же, сборник Лавкрафтианы от верных последователей таланта и мастерства «Отшельника из Провиденса». Честно говоря, не такие уж они и верные, эти последователи. Много нововведений, переиначиваний, но обо всем по порядку. Касаться произведений самого Мастера, вошедших в этот сборник, я думаю бессмысленно. Сосредоточимся на последователях.
Рассказы Кларка Эштона Смита «Возвращения чародея» и «Уббо-Сатла» получились добротными, интересными, средними. Они не дотягивают до первоисточника. Просто страшилки по мотивам, ни больше, не меньше. Оценка 6 и 7 соответственно.
«Черный Камень» Роберта Говарда – один из лучших рассказов сборника. Выдержано все: и дух, и буква. Чувствуется, что автор очень трепетно относится к наследию Г.Ф.Л. Однозначно – 10.
Очень понравились рассказы Фрэнка Белнапа Лонга «Псы Тиндала» и «Мозгоеды». Очень атмосферные, страшные рассказы. Именно по лавкрафтовской атмосфере – это лучшие произведения сборника. Развязка истории в лучших традициях Лавкрафта, неотвратимый, ужасный конец. Оценка 8 и 10 соответственно.
Мне не понравились рассказы Огюста Дерлета «Живущий-во-Тьме», «За порогом». Вроде бы должны наоборот понравиться, все-таки самый главный и верный последователь Г.Ф.Л. Рассказы вроде бы неплохие, но все в них разложено по полочкам. Там где у Лавкрафта смутные намеки и домыслы главного героя, там у Дерлета выстроенный по полочкам, четкий пантеон Богов – Великие Древние и Старшие Боги. Ну и особенно мне не понравилось использование книг Лавкрафта, наряду с «Некрономиконом», как средства получения оккультных знаний. Конечно, в остальных рассказах книги Лавкрафта тоже фигурируют, но там они лишь как произведения странного местного писателя, в которых описан то ли вымысел, то ли нет. А Дерлет возводит произведения Г.Ф.Л. в один ряд с сочинениями безумного араба Абдула Альхазреда, Людвига Принна, Фон Юнцта. Получается такая дешевая самореклама. Оценка 4 и 5 соответственно. Учитывая свои ощущения от рассказов Дерлета, уже совневаюсь, а стоит ли браться за «Маску Ктулху».
Благодаря этому сборнику, я открыл для себя очень интересного и, безусловно, талантливого писателя Роберта Блоха. Его рассказы «Тень с колокольни» и «Записки, найденные в пустом доме» цепляют и не отпускаю до самого конца. Особенно интересны «Записки», написанные от лица маленького мальчика, написанные так мастерски и вдохновенно, что читатель буквально сам превращается в главного героя и переживает все ужасы, уже не вместе с ним, а за него.
В сборнике дальше идут просто отличные рассказы, интересные, по-хорошему динамичные, не дающие ни на секунду оторвать взгляд от страниц книги: «Глубинный ужас», «Вместе с Суртсеем», «Черным по белому», «Возвращение ллойгор».
Очень интересная задумка у рассказа «Палочки», постепенное нагнетание атмосферы и концовка в лучших традициях Лавкрафта. Неизбежность страшной кары за чрезмерное любопытство — одна из главных изюминок рассказа. Конечно же оценка 10.
Какой-то непонятный рассказ «Первокурсник». Откровенно слабый, не связанный с Мифами Ктулху, графоманский рассказ. Ни атмосферы оригинальных произведений, ни Богов, ни концовки — концовка просто «пшик» и все. Рассказ не оставляет после себя ничего, никакой смысловой нагрузки, а лишь чувство абсолютно зря потраченного времени на этот ужас. Оценка такому «произведению» — 1 балл.
Ну и наконец-то, впервые, на русском языке рассказ Стивена Кинга «Иерусалемов Удел». Рассказ, что называется «must read» для всех поклонников Кинга и Лавкрафта. Отличная, по-настоящему страшная, но в то же время завораживающая история получилась из сплава мастерства «Короля Ужасов» Стивена Кинга и наследия «Великого и Ужасного» Говарда Филлипса Лавкрафта. «Удел» представлен в виде переписки и фрагментов дневников. Если бы я не знал кто автор, то подумал бы на самого Г.Ф.Л. настолько трепетно «Король Ужасов» относится к отцу-основателю жанра. По духу, по атмосфере рассказ ближе всего к «Мороку над Инсмутом». Такое же великолепное описание заброшенного городка, ощущения всеобщего запустения и уныния. Очень жаль рядовых российских читателей, которые только сейчас могут познакомиться с этим шедевром. И которым из года в год подсовывают урезанную версию авторского сборника «Ночная смена». Оценка рассказу, конечно же, 10.
«Как была открыта Гурская Зона» — последний рассказ сборника, и по качеству один из последних. Абсолютно лишний и скучный рассказ. Дочитывал уже через не могу, а концовка лишена всякой логики и здравого смысла. Конечно, у Лавкрафтианы должна быть такая концовка, но в той картине будущего, которую описал Ричард Лупофф, ее просто не могло случиться. Автор противоречит сам себе, поэтому оценка 1.
Характерной особенностью рассказов из данного сборника является главный герой — или писатель, или поэт, или художник. Это добавляет красок повествованию, каждый герой по-своему воспринимает опасность, нависшую над ним и человечеством. Но потом становится поздно...
В итоге имеем противоречивую картину: в антологии наличествуют и прекрасные шедевры, и откровенный шлак. В целом значительно слабее сборников Лавкрафта. Оценка антологии – 7.
Тимолеонт, 26 августа 2012 г.
В целом неплохой сборник для тех, кто прочитал всего Лавкрафта и очень хочет ещё.
Почти все рассказы открывают «мифы» с какой-нибудь новой стороны. Здесь и «борцы со злом», и мотив божественного спасения, и Природа как альтернатива, и детективные расследования, и переписка, и прочее-прочее. Характерная особенность творчества самого Лавкрафта — абсолютная и беспросветная безнадёга. Человечество ничтожно, Тёмные силы Землю сожрут, мы всё умрём. У многих же последователях есть хотя бы намёк на возможное спасение, что люди ещё могут бороться и выжить не примкнув при этом к таким страшным и чужеродным нам сущностям и Богам.
И да, удивило то, что практически все герои — сугубо творческие люди с богатым воображением. Интересно, как прожжённый математик или физик вели б себя в подобных ситуациях).
ИМХО лишний в сборнике лишь один рассказ, все остальные по своему важны и без них антология была б неполной.
k2007, 17 марта 2011 г.
Состав антологии спорный. Во-первых, большой временной разброс произведений (пятьдесят лет). Во-вторых, степень присутствия мифов – от очень неявных упоминаний до рассказов, где Лавкрафт (правда, в прошедшем времени) является членом общества по изучению и недопущению в этот мир объекта мифов (хорошо хоть, нет рассказа о Лавкрафте, поражающем Ктулху священным орудием). В целом антология у меня вызвала умеренный интерес, книги некоторых авторов я н6е куплю, хотя есть просто отличные вещи (Говарда, Вагнера, Расс, Лейбера). Начинать знакомство с миром Ктулху с этой антологии не надо, лучше взять сборник Лавкрафта.