Фриц Лейбер «Глубинный ужас»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
С детства Георг Фишер страдает психическим расстройством: он спит по двенадцать часов в день и никогда не помнит свои сны. Фишеру кажется, что земля под его домом испещрена извилистыми туннелями, в которых обитают загадочные существа — не то черви, не то змеи — а сам он, один из них! Отдавшись на волю терзающих душу фантазий, Фишер пишет и издает сборник стихов под названием «Хозяин туннелей», два экземпляра которого отсылает в дар альма-матер (маленькому университету в городке Аркхэм, штат Массачусетс). Несколько недель спустя оттуда приходит письмо...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Disciples of Cthulhu», 1976 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Disciples of Cthulhu», 1996 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Book of Cthulhu II», 2012 г.
— сборник «Heroes and Horrors», 1978 г.
- /языки:
- русский (2), английский (6), немецкий (1)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- У. Антон (1), С. Лихачёва (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 14 ноября 2023 г.
Прослушал эту классическую лавкрафтовскую повесть без блокнота и все отсылки к Мифам Ктулху, которых очень много не запомнил, но вот самые яркие: Мискатонический университет в Аркхэме, Р`льех, Дагон, Ньярлатотеп, Азатот, Долина Пнот, Иннсмаут, Хребты безумия, За стеной сна, нследие Пибоди и так далее и так далее. Вписывает Фриц Лейбер и самого Лавкрафта в роли автора, рассказывает о его публикациях в бульварном тогда но ставшим классикой теперь хоррор-альманахе «Weird Tales» с шуточками, что журнальчику сразу надо отрывать обложку. Сюжет истории о тварях в подземельях с одной стороны не замысловатый сам по себе (главный герой по неволе становится хранителем двери в потусторонний мир, что начинает воздействовать на его разум; потустороннее вмешательство грозит безумием) но в привязке к будоражащим оккультным мирам Магистра Тьмы в руках его последователя она становится довольно интересной и привлекательной.
Ramonak, 21 сентября 2023 г.
Рассказ оставил меня немного в замешательстве. Так-то понравилось, атмосферно, но что-то общая задумка как-то не оформилась в моей голове. Это было в реальности Георга, или просто «сон собаки»? Концовка вообще какая-то смазанная, в стиле Дерлета — накручивать обстоятельное повествование, а потом обрубить его в пару предложений. Конец. И прием с занесением Лавкрафта и прочих реальных писателей в мир мифов Ктулху уже начинает набивать оскомину. Это было занятно пару раз, но он уже довольно часто встречался во многих рассказах цикла. Понимаю, что это типа такая игра писателей, но мне не очень нравится такой сюжетный поворот. В общем, добротно, но ожидания от этого рассказа были выше, ибо оценки у рассказа довольно высокие.
Стронций 88, 6 мая 2019 г.
А что, по-моему, и как отдельное произведение этот рассказ вполне неплох – прекрасный холодно-изысканный язык (очень ярко, кстати, передающий характер героя), добротный сюжет, местами, действительно, заставляющий тревожиться; хорошее углубление в мир Ктулху – не ломающее, но при этом придающее новых вполне Лавкрафтовских красок (как, например, физическая природа монстров из авторского пантеона, предположения о природе подземных пещер и существ, что обитают в них – это было по-лавкрафтовски жутковато!). Но немного смутило, что в конце всё-таки напомнило «Морок над Инсмутом», наверное, выбором главного героя, да и всё повествование было более обещающим, чем его окончание – на мой вкус…
А вообще, рассказ (да что там! – скорее повесть!) обращался с лавкравтовскими штампами так бережно, что и штампами-то они и не выглядели (за исключением этого бросившегося лично мне в глаза поворота в конце). А литературная игра… Знаете, даже не очень-то «шаря» в произведениях мастера, или вообще не читая их, она тоже по-своему влияет. Все эти отсылки – ведь не такие центральные, скорее фоновые, и в чём-то кажутся сторонними ниточками, ведущими к чему-то, чему-то интригующему, создают какой-то дополнительный объем, будто за этой историей есть ещё что-то, какой-то свой мир если хотите… А уж если быть в теме (я, например, всех рассказов у Лавкрафта не читал, чего-то мог и не разглядеть, хотя увидел многое) – то это просто шик! Так вроде ненавязчиво, черточками всё было, но попавшиеся упоминания героев и событий из произведений Мастера вызывали у меня восторг землекопа нашедшего древнюю золотую монету, или человека где-то в дали встретившего знакомое лицо. И самого Лавкрафта автор вписал сюда очень органично, как в своё время сделал это и Блох в своей «Тени с колокольни» (в отличие от Дарлета, у которого упоминание Мастера походили скорее на рекламу собственного издательства). Удивительно кстати, что тут присутствует и Лавкрафт и Рэндольф Картер, как известно являющийся его книжным альтер-эго. А как итог игры – у меня лично было ощущение полной правдоподобности не только этого рассказа, но и других вскользь упоминающихся тут событий из «Мифа Ктулху», будто одно подтверждало другое, будто они – действительно лишь литературное переложение реальных событий, многие из которых связанны друг с другом, что всё это реально. Потрясающее ощущение. Знаете, я бы даже с удовольствием прочитал ещё о деятельности Мискатоникского проекта!
felixkriventzov, 23 января 2016 г.
Пожалуй, самый интересный и захватывающий рассказ из сборника. Мифология Лавкрафта вплетена очень умело и со вкусом, интрига держится до конца, персонажи колоритны. Вот только жаль, что автор чуть не дотянул с пугающей составляющей, и в итоге из рассказа как будто бы напрочь исчезла важная часть, отвечающая за хоррор, оставив лишь интересную историю.
Тимолеонт, 24 августа 2012 г.
История великолепно написана. Георг Фишер хоть и типичный для лавкрафтианы персонаж, но тем не менее, пожалуй, проработан едва ли не тщательней и интересней всех остальных. Он хоть и слаб, но ему сопереживаешь.
Здесь действительно куча отступлений, все они введены явно для того, чтобы создать атмосферу «незримой борьбы» с неведомым. Что плохо — финал прописан мутно, неясно чем вообще действие закончилось!
Рассказ ни капли не страшный, он именно грустный.
teamat_7, 21 декабря 2011 г.
На мой взгляд, довольно сложноватый для восприятия рассказ, изобилующий массой отступлений, и описанием незначительных деталей.
В книги автор постоянно ссылается, на различные произведения Говорда Лавкрафта, и неоднократно упоминает о их главных героях, и даже повествует про судьбы некоторых из них.
В произведении рассказывается о молодом человеке, который еще с детства отличался слабым здоровьем, и отстраненным поведением, а также видел необыкновенные и странные сны. И вот повзраслев, наш герой решил преоткрыть завесу тайны, и выяснить причину своего не совсем обычного поведения и восприятия мира...
Подводя итог, хотел бы сказать, что читать рассказ вполне можно, но начинать знакомство с «Лавкрафтианским хоррором» с данного произведения, не советовал бы!