Карл Эдвард Вагнер «Палки»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Художник Колин Леверетт во время рыбалки обнаруживает старый дом. В подвале этого здания он сталкивается с отвратительным чудовищем, которое впоследствии снится ему по ночам. Также в иллюстрациях художника отобразились впечатления того весеннего дня.
Ну, снится и снится... Иллюстрации стали гораздо более страшными, что для художника, специализировавшегося на палп-журналах и сборниках хоррора, вроде бы даже не плохо!
Но эти последствия оказались не единственными: спустя тридцать лет после посещения того дома стали происходить странные и пугающие события...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Book of Cthulhu II», 2012 г.
— журнал «Whispers #3, March 1974», 1974 г.
— антологию «Night Chills», 1975 г.
— антологию «First World Fantasy Awards», 1977 г.
— антологию «Whispers», 1977 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Horror and the Supernatural», 1981 г.
— сборник «In a Lonely Place», 1983 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— антологию «Cults of Horror», 1990 г.
— антологию «Зомби», 1993 г.
— антологию «The Best of Whispers», 1994 г.
— антологию «A Century of Horror 1970-1979», 1996 г.
— антологию «The Greatest Horror Stories of the 20th Century», 1998 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume Two», 2012 г.
— сборник «Where the Summer Ends: The Best Horror Stories of Karl Edward Wagner, Volume 1», 2012 г.
— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.
— антологию «The Mammoth Book of Folk Horror: Evil Lives on in the Land!», 2021 г.
Награды и премии:
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1975 // Малая форма |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1975 // Рассказ | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1985 // Хоррор - Рассказ (США) |
- /языки:
- русский (5), английский (28), украинский (1)
- /тип:
- книги (31), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Лихачёва (1), О. Малая (1), М. Савина-Баблоян (2), А. Яремчук (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aclo Aigiz, 14 февраля 2023 г.
Ну просто шедевр в номинации «лавкрафтского хоррора». Просто потрясающая история. Прямо слов нет.
Хотя нет, все же есть. Лично я у Вагнера читал только «Патрон 22 Свифт», и остался доволен этой историей о «подземном народце».
А теперь вот «Палки». Такое интригующее, совершенно не раскрывающее сюжет название. Художник и скульптор Колин Леверетт, прогуливаясь летом у русла реки Ман в штате Нью-Йорк, находит странные предметы: решетки всевозможных конфигураций из палок. Продвигаясь глубже в лес, он обнаруживается старый дом, также увешанный этими «палками». Повинуясь любопытству, художник спускается в подвал дома.
Дальше — кошмары, странные культы, поклонявшиеся «Старым силам», книги страшных историй, написанных «королем ужасов» Кеннетом Аллардом, и неожиданный мощный финал.
Лишь один недостаток: жаль, так мало. Как говорила всем известная мультяшная девочка: «Вкусновато... но маловато!»
Р. S. Кстати говоря, эта история основана на реальных событиях, о чем говорит автор в послесловии. О этого становиться жутко...
Mishel78, 1 мая 2021 г.
Лавкрафтианский хоррор — уже давно оформившийся поджанр, в котором, тем не менее, нет устоявшихся канонов, поскольку то, что будет напоминать о творчестве Мастера, может быть лишь дополнением к основному сюжету. Вот и в рассказе Вагнера, в котором кошмар начинается с того, что художник обложек к романам ужасов, обнаруживает в лесу странные сооружения из палок и в результате попадает в сферу интересов древнего культа мёртвых, собственно от Лавкрафта остались лишь упоминания о жертвоприношениях неведомым демонам.
Структура рассказа выдержана умело: интрига, связанная с преследующей художника мрачной тайной нарастает с каждой строчкой и всплеском крещендо в финале доставляет удовольствие. Описания заброшенного дома, в котором главный герой обнаруживает оживший труп одного из служителей древнего мистического культа, заставляют учащëнно биться пульс. Затягивает в повествование и ставшие навязчивой манией фигуры из палок, приводящие главного героя к раскрытию первобытного культа хтонических демонообразных существ.
Автору не откажешь в таланте описывать окружающие главного героя события ярко и красочно, а элемент включения в повествование страшных снов делает рассказ сплошным кошмаром, финалом которого может является смерть.
Конечно, автора можно упрекнуть за излишнюю кинематографичность текстов, без которой прекрасно обходился Лавкрафт, но Вагнер писал рассказ в то время, когда яркие и натуралистичные описания стали нормой, а потому просто шёл в ногу со временем. Да и сама лавкрафтиана не обязана быть копией оригинальных произведений, иначе любой рассказ с мотивами классика «тëмного жанра», превратился всего лишь в бледную копирку.
Настоятельно рекомендую к прочтению всем любителям качественного хоррора. Вагнер — прекрасный рассказчик и время, проведённое за прочтением «Палок» не окажется потраченным зря.
P. S. : В фильме ужасов 1999 года «Ведьма из Блэр» присутствуют некоторые элементы рассказа, в частности, пугающие фигуры из палок, что ещё раз подтверждает, что произведение далеко не рядовое.
Xosander, 11 августа 2022 г.
Добротный рассказ написанный по всем традициям лавкрафтианской прозы. Финал правда показался несколько, даже не знаю как сказать, странным, не впечатляющим, думаю Вагнер мог придумать что то и позанятнее. В любом случае рассказ достоин прочтения, и как из него можно видеть, Вагнер был весьма разносторонним писателем.
URRRiy, 26 марта 2021 г.
Неплохой рассказ — миниповесть о затерянном в лесах того самого штата таинственном и ужасном разрушенном доме с огромным подвалом, художнике, секте из непростых существ и конечно той самой любимой идеей Говарда Лавкрафта относительно Древних.
На мой взгляд, начало весьма талантливое — в части нагнетания, а вот реализация — классически стандартная, хотя и полностью соответствующая требованиям жанра по форме, но какая то жидкая по консистенции.
В общем, годный ужастик, но не хоррор с большой буквы.
Стронций 88, 18 мая 2019 г.
А меня вот не впечатлило. Хотя и не огорчило тоже. Я ясно чувствовал, что рассказ добротный, что в нём есть свой накал, своё напряжение. Но эдакая его кинематографичность, будто он писался для экранизации (идиотское чувство, но оно было!) не давало покоя – тут тебе и эти палочки (хотя я и понимаю, что мода совать в фильмы ужасов разные похожие на эти деревянные побрякушки пошла позже), совершенно кинемотраграфичные ожившие мертвецы (всё-таки другие авторы сборника «Мифы Ктулху» добивались эффекта менее пошлыми методами)… Да и атмосферы тут особой не создалось, а может быть, я её просто не уловил из-за этого, описанного выше ощущения, или после других рассказов из сборника «Мифы Ктулху», в которых создание атмосферы было делом главнейшим.
А ещё этот рассказ казался предсказуемым, таким вот ненатужно очевидным. Действительно, если уж рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», и хоть с оными мифами здешнее колдовство имеет отдаленное сходство (хотя… некий культ, но не очень похожий на культы из «Мифов…», созвучие заклинаний из фолианта Алорри-Зрокраса с именами и заклятиями из «Некрономикона», странные сны и т.д.), то и в сюжете должен был проявиться узнаваемый штамп. Так и вышло.
Хотя, мне кажется, что прочитай я этот рассказ в другом сборнике, да или просто отдельно, то подобное бы в глаза не бросилось; он бы понравился гораздо больше – ведь есть в нём всё же что-то такое крепкое и добротное.
greyofthedawn, 12 мая 2015 г.
Познакомиться с этим рассказом мне предстояло в сборнике «Зомби» и, зная о его высокой оценке, я оставила его напоследок и на протяжении всего месяца, пока я читала данный сборник, я предвкушала тот момент, когда, наконец, прочту его. Ведь я верила, что этот рассказ на самом деле окажется особенным. И мои надежды оправдались в полной мере. Ведь этот рассказ обладает невероятно загадочной и пугающей атмосферой, и с самых первых строк он уводит читателя и свой мрачный и зловещий мир.
Герой этого рассказа находит в чаще леса странные сооружения, которые сразу же кажутся ему зловещими, но их таинственность завлекает и очаровывает его, и он, во что бы то ни стало, решает проникнуть в их тайну, тем самым потревожив древний незримый ужас. Он спасается. Но, как оказывается впоследствии, это только начало: начало беспробудного кошмара для него и захватывающей, леденящей кровь истории для нас.
Этот рассказ очень напомнил мне произведения моего любимого писателя, Говарда Филлипса Лавкрафта. Он как будто бы собрал все лучшее, что есть в них: непередаваемую мистическую атмосферу, древние сооружения, мистические символы, таинственные и тревожные сны, и незримый и всеобъемлющий ужас, который существует испокон веков, который был рожден раньше, чем мир. Хотя, конечно, по мастерству и атмосферности он не дотягивает до произведений мастера неизведанного ужаса.
И концовка рассказа немного не оправдывает надежд: своей внезапностью она оставляет за собой ощущение недосказанности, а ведь так хотелось глубже проникнуть в тайну символов, сплетенных из палок...
Ригель_14, 24 июня 2010 г.
Вот вам и палки.
Начиная читать данное произведение я держал в уме мысль о том, что до этого Вагнер меня не разочаровывал. После прочтения я понял — он не разочаровал и в этот раз.
Надо сказать что повествование идет неспешащим языком описания. Нагнетание ужаса происходит постепенно и в постоянно увеличивающихся дозах. При чтении чувствуется как от страницы к странице растет отчаяние главного героя и тучи сгущаются на ним. Вся эта постепенность и неторопливость позволяет максимально глубоко окунутся в окружающую атмосферу . Но даже не это самое запоминающееся. Вагнеру удалось заинтриговать меня шикарным трехтомником Алларда так, что хотел заказать его в каком-нибудь интернет-магазине. Ну а за томик «Сущие в земле» я готов был отдать любые деньги, только бы увидеть эти самые рисунки и прочитать тексты. Ах, желания, желания. До добра они людей не доводят (по крайне мере в этом рассказе). Так что нам повезло что эти книги только вымысел автора (хотя автор и упоминает о том что основано на реальных событиях).
И еще из плюсов могу назвать интригующую концовку с открытым финалом. После того как дочитал рассказ, поймал себя на мысли о том, что в уме прорисовывал дальнейшее развитие сюжета. Проверьте на себе, будет тоже самое.
В общем читайте и наслаждайтесь, рассказ (а вместе с ним и автор) этого достойны.
Десятку не поставил только по тому что ставлю их в редких и особых случаях.
Mo3k, 30 марта 2011 г.
Ох, палки...
Каждой клеточкой тела чувствуется страх. Страх созданный Лавкрафтом и перепетый Вагнером. Но как перепетый!:) Здесь есть все за что лично я люблю и ненавижу произведения Лавкрафта. Тягучие, затянутые описания, которые только и хочется, что побыстрее пропустить; атмосфера присутствия нечто, не подвластного человеку и его разуму; интересные, затягивающие исторические (и нет) факты, описания предыстории.
Отчасти, конечно, напомнило «Сны в доме ведьм» и «История Чарльза Декстера Варда».
Концовка хоть и открытая, но скомканная...
Пугайтесь, господа!
D.Tikhonov, 6 апреля 2011 г.
Удивительно «лавкрафтовский» рассказ, хотя никаких прямых отсылок к мифам Ктулху в нем нет. Лавкрафтовский — по настроению, по духу, даже по манере подачи истории. Хотя, на мой взгляд, кульминация подкачала...
bauglir616, 8 сентября 2014 г.
Рассказ очень атмосферный и зловещий. Вы его забудете, но обязательно вспомните, когда окажетесь одни в тишине глухого леса и заметите мрачную симметрию корней вывороченных елей и перекрещенные палки в гнезде дикой птицы..
К слову говоря, элементы этого рассказа видны в сериале 2014 года «Настоящий детектив» (True Detective)
esperanza-16, 10 ноября 2010 г.
Удивительно, как сам рассказ уподобился описанным в нём же иллюстрациям — к вполне обычному для ужасов антуражу прибавили причудливые конструкции из палок, и результат получился невероятно запоминающимся и пугающим.
Нет, конечно, без «палок» рассказ не был бы плохим или бездарным — он был бы вполне добротным средним рассказом, отличающимся неплохим стилем и атмосферой. Но... Немалую часть этой атмосферы создаёт именно образ непонятных конструкций (в конце объясняется, что они, собственно, такое, но это не делает их менее ужасными). Конечно, всё остальное:
alex1970, 2 декабря 2010 г.
Рассказ завоевал Британскую премию фэнтези и номинировался на Мировую премию фэнтези.
И не зря. История начинается просто. На войне художник-любитель забирается в глушь и сталкивается со странным существом. Проходит много лет и та встреча дает о себе знать самым трагическим образом.
Автор очень умело создает лавкрафтианскую атмосферу страха, сгущает краски, и выписывает не простой сюжет.
Интересен основной артефакт рассказа. Что страшного может быть в палках, пусть и причудливо сплетенных. Вагнер доказывает – в них может таиться невыразимый ужас.
Тимолеонт, 26 августа 2012 г.
Просто потрясающая история. Череда странных смертей, таинственные палки, трудности с изданием книг, «сны» героя... Прозаически начинающаяся история быстро набирает обороты и держит в тисках даже на последних страницах, когда понимаешь всё отчаяние ГГ и понимание того, КОМУ он нехотя помог и какую подлянку подкинул Человечеству.
drogozin, 28 октября 2010 г.
Замечательный рассказ.
Я не большой поклонник и знаток литературы ужасов, но это произведение из высшей лиги. Дразнящее ощущение мрачной загадки появляющееся с самого начала, нарастает и не отпускает до самого конца, где нас ожидает блестящая развязка. Немного отстранённый, суховатый стиль, разбавленный перепиской героев, насыщает рассказ какими-то немного старомодными нотками, что ещё больше работает на атмосферу.
Высший класс.