Колин Уилсон «Возвращение ллойгор»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пол Лэнг занимается изучением таинственной рукописи монаха-францисканца, жившего в 13 веке. Волшебным образом брат Бэкон предвосхитил важнейшие открытия в области биологии, химии и квантовой физики, но большая часть его трудов остается загадкой. Дело сдвигается с мертвой точки, когда Лэнг понимает, что труд Бэкона является лишь конспектом легендарного «Некрономикона». Наведя справки, он вылетает в Европу на поиски оригинала. Какие ужасающие открытия ждут ученого на пути к тайне?
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aclo Aigiz, 30 октября 2022 г.
Боже!!! Это прекрасно! Одно из достойнейших произведений Мифов Ктулху после творений Лавкрафта, пусть и чем-то альтернативная вселенная!
Когда только начинал читать, я и не мог представить, какое открытие совершил!
[/spoiler] Во-первых, сама идея прекрасна! Манускрипт Войнича — конспект Некрономикона, сделанный Роджером Бэконом! Главный герой случайно совершает открытие, и, окрыленный этим, потихоньку расшифровывает манускрипт. Оказывается, что это — Некрономикон. А потом оказывается, что книга с подобным именем встречается в сочинениях одного новоанглийского писателя! Он, чтобы выяснить, не совпадение ли это и вообще чтобы разузнать хоть что-нибудь о Манускрипте, летит в Англию, точнее в Уэльс, родину Мейчена, который также связан с этим манускриптом.
То есть, эта часть произведения основывается на реально существующем и неразгаданным до сих пор письменном артефакте, что повышает престиж повести. Однако, сведения, приводимые главным героем относительно расплывчаты и фрагментарны, а то и неверны — так, в ней 240 с чем-то страниц, а в повести говорится иная цифра, поменьше; и мало информации о иллюстрациях — образования, похожие на клетки, и корни, и ничего про голых женщин, пруды, астрономические и астрологические таблицы, неопознанные растения. Но, возможно, в то время трудно было получить нужную информацию, и Уилсон черпал его из какого-то ненадежного труда. Кстати, у меня на примете есть одна — Жак Бержье, «Проклятые книги».
Во-вторых, пересмотр мифологии Лавкрафта и введение вместо Властителей Древности безликих и коллективных ллойгоров. Получилось крайне занимательно. А вот все утверждения полковника Эрхарта, его книги и доказательства — мне кажется, эта сатира на Черчварда, Спенса и всех других «исследователей затонувших земель. Ещё все эти утверждения о ллойгорах, что они создали человека и прочее — все это напомнило мне о аннунаках Ситчина, хотя его первая книга была издана только в 1976. Повеселило, что валлийцы, живущие в Уэльсе, что Британские острова, что в Атлантическом океане, оказываются предками прежних жителей континента Му, который ведь в Тихом океане.
И в-третьих, множество «фактов» в духе Чарльза Форта, которые нельзя списать на простое совпадение или мистификации.
Сюжет складен и непротиворечив. А записи главного героя черным по белому заявляют о несравненной эрудиции и образованности автора. Колин Уилсон не поленился поискать определенные факты.
А упоминание Ираклия Андронникова и Гоголя по мне говорит о том, что автор лояльно и непредвзято относится к русским классикам, и это на фоне холодной войны и ядерного противостояния.
И хотелось бы сказать о ллойгорах. Вам наверняка интересно, почему именно Ллойгор — это ведь одно из второстепенных божеств, придуманное так вообще Дерлетом, и многие о нем и не слышали. Можно же было назвать их ктулхами или тсаттогуанами, как в «Паразитах сознания», почему же именно Ллойгор, меньший брат Жара?
И я, кажется, понял. Вокруг каких писателей вертится повествование? Правильно, Лавкрафт и Мейчен. А что их связывает, кто писательства? Подсказка: взгляните на их имена. Не дошло ещё? Ладно, взгляните на их вторые имена. Они вам неизвестны?
Ну ладно, пожалуйста. Говард ФиЛЛипс Лавкрафт и Артур ЛЛевеЛЛин Мейчен. Сами додумались — молодцы!
Колин Уилсон тоже молодец!
Ramonak, 27 мая 2023 г.
Добротное произведение. Здесь автор накидывает отсылок уже не так в лоб, как Дерлет, а ваяет собственные изыскания на основе творчества некоторых писателей, типа Лавкрафта и Мейчена. Интересно, но желательно быть чуть более подготовленным — знать про рукопись Войнича, творчество не только Лавкрафта, но и Мейчена и других. Но можно и без этих знаний, правда тогда повествование может показаться немного тяжеловесным, ибо в первой половине автор всё накидывает и накидывает )
Концовка, правда, несколько разочаровала. Слишком внезапная и быстрая. С таким же успехом можно было обрубить в любом другом месте, хоть в середине, и ничего особо бы не изменилось.
Кстати, посмотрел что еще писал Колин Уилсон. И увидел рассказ со знакомым английским названием «Lifeforce» (в переводе назвали «оригинально» — Космические вампиры). И мне показалось знакомое название, и точно: есть экранизация — Жизненная сила 1985 года от Тоуба Хупера, режиссера классической Техаской резни бензопилой. Добротный и малоизвестный фильм.
Frogman, 22 декабря 2022 г.
Написано явно в фантастической манере, как и «Паразиты сознания» и « Философский камень «, повесть отходит от хоррора и кажется более «дешевой». Хотя много элементов происходящего удались( ослиная нога) и беседа с цыганом( чуть ли не Зейдок Аллен). С другой стороны, концовка, увы, в наше время не смотрится и не даёт страшного ощущения. Ну, улетели в туман. Исчезли. И нет даже описаний, что хоть спустя год, два, самолёт нашли. Пытаясь создать враждебность вокруг себя и полковника, Уилсон не дотянул до уровня «Шепчущий из тьмы» Лавкрафта. То, что полковник споткнулся и упал в подвале, списывают на Ллойгоров. Это выглядит как-то по-детски. Уровень преступности выше там, где живут потомки рабов Ллойгоров. Они тянут энергию, потому что по природе негативные. А наша планета позитивная! Опять отход от Лавкрафта. Посмотрите вокруг- в каком бы году вы не были- позитивно!? Смешно? Благодать вокруг и красота! Счастье, любовь так и хлещет со всех экранов, где всё куплено, разврат и одибиливание. Ллойгоры, если бы они были, уже близки к уничтожению Земли.
Orand, 24 апреля 2022 г.
Отличный рассказ из «Мифов Ктулху». Понравился очень качественным построением сюжета,а также способностью автора сделать действительно классное повествование,на основе предыдущих работ Лавкрафта. И пусть даже за основу сюжета взяты поиски «Манускрипта Войнича» (который, по свидетельству современных историков-ни что иное,как подделка), задел отличный и очень даже неплох. При этом,очень радует,что автор действительно не поленился поискать некоторые пусть и незначительные факты для развития самого рассказа.
Стронций 88, 16 мая 2019 г.
Ох! Ещё одно отличное произведение в сборнике «Мифы Ктулху». И самое крупное. Впрочем, даже размер его был кстати – такие вещи читаются приятно, их хочется тянуть, сама размеренность его, подкреплённая алкогольным градусом тонкого напряжения, располагает к такому чтению. А ещё кроме фантлабовской классификации «Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор)» я бы смело добавил ещё и «Триллер» – по этому очень тонкому нагнетанию тревоги (заметьте, без стремления создать готично-давящую атмосферу, как это делает Лавкрафт и многие его последователи, без долгих описаний нахлынувших чувств и виденных кошмаров, он тоньше, его сверхъестественное, если оно тут и есть в действительности, именно что невидимо, тревогу вызывают люди и события, казалось бы, обычные, но вызывающие подозрение, даже такую лёгкую паранойю), по детективному литературному расследованию, невероятно умному, во всей красе жанра подкидывающему неожиданные нити и столь же неожиданные опасности.
Сам Лавкрафт тут тоже упоминается, как и в некоторых других произведениях из сборника. Впрочем, здешнее упоминание другое по сути своей. Тут нет подтверждений, что всё им описанное правда – скорее, что он располагал некой малой толикой правды, крупицами, рассеянными по его произведениям, как и в случае с другими авторами – с Мейченом (тут он фигурирует на равных долях с Лавкрафтом) и даже Гюисманс (ох, лежит его «Бездна» у меня на полке – когда-нибудь доберусь!); они будто создают какой-то тайный шифр, который и пытается разгадать наш герой, извлекая тот самый сокрытый и пугающий знаменатель всей оккультной беллетристики, и это добавляет и интриги и довольно-таки приземлённой реалистичности. Хотя в случае с тем же Мейченом неплохо бы хотя бы приблизительно знать, о чём в его рассказах речь – мне, например, хватило знаний полученных из эссе «Ужас и сверхъестественное в литературе», было бы здорово, если б в сборнике «Мифы Ктулху» всё это было бы в комментариях, но – нет. Да и вообще, я был бы рад, если бы к этой повести комментарии были бы побольше – всё-таки очень интересно, многое ли из имён и фактов в ней приведённых реальны; а, кажется, очень многое... Я вообще люблю такие вещи, в которых реалистичность достигается с использованием вещей существующих, о которых можно навести справки, как было, например, с манускриптом Войнича – это и в поисках информации порыться подталкивает, да ещё и будто подтверждает всё остальное, пусть даже самое фантастическое. Да и просто этой эрудиции, этому шквалу фактов веришь!
А ещё хотелось бы сказать, как автор обошёлся с монстрологией Лавкрафта. Я, конечно, люблю когда произведения ближе к модели мира Мастера, но тут я попросту снимаю шляпу. Вышло так, будто автор попытался ошкурить всё фантастическое, все выдумки с рассказов Лавкрафта, едва ли не разоблачить их, а получилось, что за «выдумкой» оказалось нечто более страшное и пугающее. Да, ллойгоры, вышли лишь косвенно напоминающими монстров Лавкрафта, но от этого – парадокс! – они получились более убедительными и страшными. Если они и были, так как автору удалось создать ещё и некоторую туманность, дающую сомнения: а не есть ли это мистификация? И в этом тоже своя крупица интереса и – даже! – как ни странно, доверия!
Блистательная, очень оригинальная повесть. Прекрасная эрудиция и напряжение тонкого триллера. Жуть скрывающаяся, будто прячущаяся до урочного часа и лишь являющая крупицы своей мощи, скрывающаяся под практически конспиративной вуалью. Лавкрафтовский миф тут изменён, но как-то приятно, будто не сломлен, а перетрансформирован в нечто новое, до реальности осязаемое подходом Уилсона, но с прежним размахом и давящей колоссальностью, я бы даже сказал, давящей философией Лавкрафта. Эту повесть я с уверенностью заношу в список «лучшего» в сборнике «Мифы Ктулху».
Тимолеонт, 26 августа 2012 г.
Рассказ очень удивил и понравился тем, что в нём нет явных указаний на «сверхъестественное». Всё на уровне намёков и догадок. Да, «факты» очень убедительны и их слишком много, чтобы списать их на простые совпадения, но никакими конкретными фактами они не подтверждённы. Возможно, виноваты не полумифические ллойгоры, а излишне бурное воображение, мистификации и собрание воедино кучи разрозненных событий (которые вместе действительно кажутся подозрительными).
Да и написано очень увлекательно — за сюжетной линией именно следишь, будучи искренне заинтересован тем, чем закончится история.
alex1970, 17 января 2013 г.
Беллетризованное расследование или исследование разных феноменов, подведенное под мифы Ктулху.
Автор смешал очень много и при этом умудрился получить довольно интересный результат.
Чего не ожидал, так это встретить упоминание Ираклия Андронникова в жанре ужасов