Август Дерлет «Живущий-во-Тьме»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Окрестности Рикова озера издавна пользуются недоброй славой: якобы ночью, когда густые леса по его берегам окутывает мрак, слышны из чащи таинственные звуки и пропадают люди. Профессор Мискатоникского университета Аптон Гарднер изучает фольклор и не видит ничего особенного в местных легендах (благо у каждого уважающего себя озера найдется такая история), но вскоре поверхностный интерес сменяется пристальным вниманием: в лесах неподалеку находят свежий труп священника, без вести пропавшего почти три столетия назад!
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Дерлета»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Tales of the Cthulhu Mythos», 1969 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Мифы Ктулху», 1990 г.
— журнал «Weird Tales, November 1944», 1944 г.
— сборник «Something Near», 1945 г.
— антологию «The Nyarlathotep Cycle», 1997 г.
— сборник «Маска Ктулху», 1997 г.
— сборник «In Lovecraft's Shadow», 1998 г.
- /языки:
- русский (2), английский (9)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- С. Лихачёва (1), С.Б. Теремязева (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aclo Aigiz, 21 июля 2023 г.
За этим рассказом стоит весьма эпохальная для вселенной Мифов метаморфоза: Дерлет превратил хаотичную теогонию Лавкрафта в четкую систему с классификацией Властителей Древности по стихиям и уподобив ее христианскому мировоззрению, создав Старших богов — Силы Добра. Задумка о том, что Они находятся в тюрьме или плену, также принадлежит ему,
Безусловно, каждый оценит подобное изменение по-своему; с одной стороны, это существенное упрощение и лишение Мифов той таинственности и неясности, которые отличают произведения Мастера из Провиденса, а с другой — на этой новой платформе было создано столько чудесных и превосходных произведений, вроде «Роющих землю» Ламли или «Ужас в галерее» Лина Картера.
Но вернёмся к рассказу. Дерлет, решив организовать систему Древних по стихиям, позже получивший меткое прозвище «классификация Д'Эрлетта» (якобы предложенный французским графом Оноре Д'Эрлеттом, автором «Культов гулей» — он, очевидно, вдохновлён самим Дерлетом, чей род происходил из Франции), столкнулся с отсутствием у Лавкрафта и иже с ним Древнего, связанного с огнем. Он ловко решил, что Ктулху и Гатаноа — морские божества, Хастур и Итаква — боги ветра, а Шуб-Ниггурат, Ньярлатхотепа и Йог-Сотота он белыми нитями привязал к стихии земли. Все бы хорошо, но остаётся же огонь!
Вот он и написал этот рассказ, где представил нового Властителя Древности — повелителя огня, заточенного на Фомальгауте, Ктугху. Им. падеж — Ктугха. Хотя, вообще-то впервые он упоминается в рассказе «Дом на Карвен-стрит». Ктугха противостоит Ньярлатхотепу, и его посланники столь могущественны, что могут изгнать его аватара из леса Н'гаи. Более Дерлет о нем не писал, иногда лишь упоминая в списке теонимов.
Естественно, невооружённым глазом видно, что вся система слишком притянуто за уши. Но меня удивило другое — зачем было создавать божество-огненный элементаль, если подобное существо уже имелось у Лавкрафта. Вы удивлены? Вы напрягает память, но не можете ничего подобного вспомнить? Не беда. Нужно просто перечитать рассказ ГФЛ «Праздник». Помните, кому поклонялся зловещий культ в гниющем Кингспорте? Они призывали и почитали «живой столп зелёного пламени».
Конечно, ни в этом рассказе, ни где в другом месте не указано ни имя этой сущности, ни то, какова его природа — то бишь, Великий Древний ли он или нет. Но ничего не мешало Дерлету поименовать его и доработать образ. Можете он просто забыл о нем. А может, ему не понравился его цвет — зелёный. Как бы то ни было, в некоей игре его назвали Внешним богом, дав имя -Тульзча.
Стронций 88, 26 января 2019 г.
Август Дарлет самый преданный из «мушкетеров Лавкрафта», человек, который сделал славу Мастера ещё больше, вынеся его произведения на широкую публику. В этом заслуга его неоценима. Но вот, наконец, я добрался и до его произведений… Что сказать – рассказ добротный. Видно, что автор не просто предан теме, но и старается следовать даже манере Лавкрафта. И отчасти это ему удаётся. Отчасти, так как стиль у Дарлета (по крайней мере, тут) более сдержанный, что с одной стороны делает произведение чётким, без туманных многословных нагромождений, что иногда у Лавкрафта бывают, но с другой стороны от этого оно какое-то менее атмосферное, менее сочное, часть напряжения теряет; хотя это не отменяет того факта, что рассказ сам по себе интересный. Ещё любопытно, что автор взял и приплюсовал к «Некрономикону» и другим легендарным письменным источникам о мифах и монстрах пантеона Ктулху рассказы самого Лавкрафта… С одной стороны забавно. С другой – я тут уже как-то рассуждал, что со временем даже у Лавкрафта ореол тайны вокруг культа (а заодно и ореол страха этой скрытостью вызванный) начал размываться; так вот оным приёмом на скрытости культа просто напросто поставлен крест, по-моему. А ещё у меня вызвало путаницу имя Ктугху. Ведь это не Ктулху, верно? Ктулху запечатан в Р'льехе, а этот живёт на Фомальгауте. Но запутаться-то немудрено. Но рассказ интересный. Начало очень интригующее. Эти звуки (очень своеобразные и оттого запоминающиеся), исходящие из леса. Да и наконец-то показали нам борьбу между божествами мифа Ктулху – показали воочию. И, кстати, было интересно, как автор рассортировал этих божеств по стихиям – прямо привёл их в порядок настоящей мифологии… Но, в общем и целом, очень неплохой рассказ.
felixkriventzov, 13 января 2016 г.
Дерлет пустился в слабоватое самоповторение собственного рассказа «За порогом». Те же сосновые леса, те же загадочные флейты и даже тот же шум якобы ветра, издаваемый ужасным существом + предсказуемая, но поданная как нечто неожиданное концовка. Тем не менее, завязка радует интригой, всё подано очень кинематографично, да и само место действия достаточно интересно — охотничий домик в лесу у проклятого озера. Так что к одноразовому чтению рассказ сгодится, если принять его за работу над ошибками в его предшественнике.
Shilllin, 4 января 2011 г.
Это первое произведение Дерлета, которое я прочитал. Оно является самостоятельным произведением, а не дописанным по черновикам Лавкрафта. Во время чтения рассказа создалось впечатление, что автор задумал рассказ, только лишь для того, чтобы вставить по больше непроизносимых имен и свалить в одну кучу всех придуманных Говардом Филлипсом чудовищ (наверно для того, чтобы предаться любованию как красиво они все вместе смотрятся и сродни коллекционеру смотреть всех ли перечислили, никого не забыл?). Меня привела в раздражения попытка структурировать лавкрафтовских существ в подобие некого пантеона, притом что в оригинальных произведения атмосфера создается в том числе и за счет не возможности человеком охватить весь масштаб и способы проялений неведомых тварей, Дерлет же выстраивает и разделяет их по стихиям, превращая эти сущности в пантеон божков из какой-то третьесортной фэнтези книжки.
Отдельно хочу сказать, что сюжет рассказа показался излишне простым, но и язык рассказа тоже стилистически очень прост (мастера, писавшие вместе с Лавкрафтом в 20-30-е годы, каждый выделялся своим интересным авторским стилем, а рассказы были выдержаны в общей атмосфере ужаса и мрака), не чувствуется ни ужаса, ни страха, ни нервного напряжения.
Тимолеонт, 23 августа 2012 г.
Довольно атмосферно... Легенда идеально подходит для рассказа вечером в кругу друзей, да если ещё посреди дикой природы на озере! Правда концовка очень уж банальна — все, вроде неоспоримые, доказательства уничтожены с попустительства глупости главных героев. Да и напрасно Дерлет начал мифологию такую подробную выстраивать — как у Лавкрафта у него всё равно не получится. Своей системой он только портит очарование лавкрафтианской мифологии.
alex1970, 9 января 2013 г.
Хорошая легенда, атмосфера проклятого места выписана великолепно, но где-то с середины чувствуется слабость автора — он явно не смог найти соответствующего финала.
Рассказ неплохой, но перенагружать его всякими разными, с моей точки зрения, не стоило
teamat_7, 9 декабря 2011 г.
Расссказ написан типично в Лавкравтовском стиле, как в использавании его вымышленных богов, так и в манере повествования (хотя мне больше нравятся оригинальные произведения такие как: храм, склеп, изгой, пес и т.д)
Дерлету вроде как удалось создать мрачную и гнетущюю атмосферу, задать некую интрижку с самого начала, но потом все скатилось ко всем известным Ктулху и Ньярлатхотепу, а хотелось бы побольше разнообразия.