Оскар Уайльд «Звёздный Мальчик»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
»...в доме, где ледяное сердце, никогда не будет тепло»
Замечательная сказка Оскара Уайльда о маленьком мальчике с холодным сердцем, в котором не было ни капли жалости. История о том, как важно научиться любить и жертвовать собой ради близкого человека. Потому что только любовь способна превратить кусочек льда в горячее человеческое сердце...
Входит в:
— сборник «Гранатовый домик», 1891 г.
— журнал «Галчонок 1913'13-14», 1913 г.
— антологию «Литературные сказки зарубежных писателей», 1982 г.
— антологию «Сказки английских писателей», 1986 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 1986 г.
— антологию «Почти как в жизни», 1987 г.
— антологию «Великие сказочники мира. В трёх томах», 1992 г.
— антологию «Фейерверк под Рождество. Зимние сказки и фантазии», 1993 г.
— антологию «Шкатулка сказок», 1993 г.
— антологию «Зарубежная литературная сказка», 1994 г.
— антологию «Счастливый принц. Волшебный мир сказок», 1994 г.
— антологию «Русалочка», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе для дошкольников», 1999 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2002 г.
— антологию «Сказки Англии», 2003 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2004 г.
— антологию «Сказки о принцах и принцессах», 2005 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2007 г.
— антологию «Рассказы зарубежных писателей для детей», 2012 г.
— антологию «Сказки зарубежных писателей», 2015 г.
Экранизации:
— «Звездный мальчик» 1957, СССР, реж. Анатолий Дудоров, Евгений Зильберштейн
— «Сказка о звездном мальчике» 1983, СССР, реж. Леонид Нечаев
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oreon, 30 декабря 2015 г.
Когда натолкнулся у Уайльда на сказки, включил их в программу чтения книжки детям на ночь. На середине первой же сказки, старшая (5-й класс) попросила еще раз уточнить писателя, потом заявила, что недавно в школе проходили его сказку «Мальчик-звезда». — И что, говорю, о чем сказка?
- Про мальчика, которого в стужу нашли бедные лесорубы завернутым в звездный плащ, когда падала звезда. Он был очень красив, но очень злой и своим плохим примером портил других детей из своей компании. Про то, как мальчик протыкал глаза зверюшкам и побивал камнями нищих, ребенок рассказывать не захотел — ибо не приятно вспоминать. — А чем кончилось?
- Да попал он в рабство к одному злому волшебнику и тот его посылал в лес искать какие-то золотые монеты, но мальчик к тому времени уже сделался добрым и монеты вместо волшебника отдавал одному нищему. (При чем то, что мальчик сделался вдруг добрым, моего ребенка, чувствовалось, убедило не сильно). Потом неожиданно мальчик оказался принцем той страны, где все это происходило и закончилось все вроде бы счастливо, но в конце он все равно умер. — Папа, может ты нам что-то другое почитаешь?, не хочу я больше таких сказок...
Так что пришлось мне почти все сказки у автора из сборника читать самому. А в самом конце был этот самый «Звезда» и прочитав, мне сложно не согласиться с ребенком: злой, жуткий текст, а в конце все умрем, и это еще не конец, потом еще наступит тирания. Интересно, кто-то считает, что если бы мальчик был изначально добрым, то тирания бы не наступила? или он бы не умер? Или, может, он умер потому, что стал добрым, а если бы был злым, отдал монеты колдуну, купил свободу, то жил бы дальше долго и счастливо и тиран бы тоже не пришел? (А сам нищий, которому мальчик отдавал монету, он что, просаживал за день целую золотую монету и опять умирал с голоду? Да это ж ему еды было бы на месяц, если не больше!). Так вот, все восторженно указывают на глубокую философию, социальность и поучительность для детей. Цитату ребенка я привел, а после своих, «взрослых» вопросов, хочется подытожить итоговым вопросом: Так, чему должна научить эта, так называемая поучительная, сказка?
И последнее, насчет каноничности, особенно применительно к концовке. Можно пофантазировать какими стали бы концовки каноничных сказок по Уайльду:
- Колобок. Хитрая лиса съела глупого колобка, но радовалась не долго — издохла от заворота кишок.
- Семеро козлят. Когда волка выпотрошили — козлята все равно издохли от избытка чувств, последнее, самое маленькое, мучилось дольше всех.
- Спящая красавица. Когда принц поцеловал принцессу и все ожили, то в конце жили счастливо, но не долго... А потом на их землю пришел жуткий мор на семь лет и 3 года.
Ну и далее можете сами пофантазировать и не забудьте, что рядом еще характерно для автора должен кружить ангел, махать кадилом священник или что-то вроде того.
zdraste, 23 февраля 2017 г.
Прочла. С задворок памяти всплыло, что когда-то давным давно, в подростковом периоде, читала, и как вроде, с присущим максимализмом того периода была «реакция нейтральная». Прошли года, и вот... никак. Пафосное какое-то, от слова трижды, меры упомянутой в Библии (белое, красное, желтое золото, и добро воздалось трижды).
Ключевое, наверное, это:
цитата
Три года он провел скитаясь по дорогам, но не встретил ни любви, ни милосердия или хотя-бы доброты. Он видел только тот мир, который сам выдумал, живя у Дровосека.
И всё. «Звезда в шоке!»
мотив песенки вспомнился Апиной Алёны: Я его слепила из того, что было, А потом что было, то и полюбила.
Существует такое понятие, как, не те родители, что родили, а те, что вырастили и воспитали. Звездный совершенно, напрочь забыл о своей семье, о том самом Бедном Дровосеке, который жил впроголодь, и тем не менее не дал замерзнуть насмерть ребенку, брошенном в снег, и в то же время не дал ограбить этого ребенка, когда его напарник потребовал расшитый золотом плащ. Ну надо же... говорит сначала, давай его бросим в лесу, а потом, отдай дорогущий плащ младенца... вот же...
цитата
Звездный Мальчик был добрым и справедливым Королем.
— сомнительно.
цитата
Но потом пришел другой.
— заслужено..
Из положительных персонажей, там только Бедный Дровосек со своей младшей дочкой, и семьей, да Заяц, что отплатил добром. А весь мир получается, заслужил Короля-Тирана.
Не дано мне понять этот рассказ. За что жалеть-то, этого Звездуна? Ему во всем везло, и подобрали, и вырастили, и королем стал.
Тиань спасибо за совет! Все таки, интересно сравнить впечатления, и оформить свою реакцию с нейтральной на отрицательную. Еще тогда, давно, задумывалась, а как же те бедные люди, что приютили этого Звездного Мальчика, и кто довел тот мир до жестокости и несправедливости, что человек человеку стал врагом, а свободного человека, только за то, что рожа не понравилась, продавали в рабство каким то злобным колдунам, надо же... египетских корней.
viacheslav88, 9 сентября 2017 г.
Любая сказка Уайльда насквозь прошита философским содержанием. И в «Мальчике-звезде» мы находим философский подтекст.Здесь автор осуждает высокомерие и жестокость. Главный герой, найденный в лесу дровосеками и заботливо вскормленный, вырастает жестоким и гордым. Сам при этом не зная, что такое страдание , юноша часто причиняет боль окружающим. И тогда Уайльд решает наказать своего героя, дабы тот испытал на себе все то , что он успел причинить другим. И тогда, пройдя через испытания, юноша познает чем увы наполнен этот мир. В нем не только забавы да игры. В нём есть горе,бедность и нужда. Тогда он наконец начинает понимать, что испытывали те, на кого он с таким презрением взирал прежде, кого он высмеивал и в кого кидался камнями.
В этой сказке не будет спящих принцесс или доблестных рыцарей, сражающихся с драконами.Нет. Тут на высоте глубокая и поучительная мораль, которую каждый внимательный читатель обязан уловить сам.
Ishamael, 18 февраля 2015 г.
Наверное, самая каноническая сказка из всех девяти, написанных Уайльдом. Классическое перевоспитание героя, много мистического и необъяснимого, характерная атмосфера, однако в деталях автор так и остался верен себе. Этот изящный слог, удивительная манера изложения и трагизм, пропитывающий все сказки, присутствует и в «Мальчике-звезде». Есть в этой истории пара мест, которые вызывают у читателя всплеск чувств:
Очень проникновенный своим драматизмом эпизод в домике лесоруба. «Пойдём со мной мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви» говорит Мать Мальчику, и в этих словах заключены все чувства бедной женщины. Детей любят не потому, что они красивые или умные, а потому что они для родителей – самые дорогие и родные создания. Детям всё простишь, но боль, которую они могут причинить, всегда вдвойне горше. Поэтому страшно вообразить, что пережила мать после разговора с Мальчиком.
Заключительный пассаж. Пара строк, небольшое дополнение, но оно переворачивает всё вверх дном, в корне меняя восприятие от произведения. Счастливая сказка претерпевает пертурбацию, и, в итоге, перед читателем предстаёт фатум. Уже не скажешь, что главное это вовремя измениться, вовремя исправиться, ведь путь к моральным переменам привёл Мальчика к могиле, и мысль после этого пассажа звучит как – «за всё надо платить».
Отличная сказка.
Paganist, 12 декабря 2016 г.
Вреде бы обычный, ничем не выдающийся сюжет, всем известная фактически с пелёнок дилемма внутренней и внешней красоты, простой, без вычурности язык — а таки цепляет! Наверное, из-за того пронзительного реализма, который показан в действиях главного героя. Мы ведь зачастую пребываем в плену стереотипа, что дети — это цветы жизни, которые жестокими быть не могут. А ведь могут и очень часто бывают. Впрочем, подозреваю, что в образе Звёздного Мальчика показан не сколько образ испорченного ребёнка, сколько взрослого. Ведь как это знакомо, когда в одном отдельно взятом человеке выдающаяся внешность дико контрастирует с совершенно убогим внутренним миром. При этом доминантной в оценке этой личности остаётся именно внешность. Неслучайно в сказке дети подражали Звёздному Мальчику, выбирая его лидером в играх. За этой темой нераздельно в таких произведениях идёт тема падения, осознания и искупления. И она передана автором пусть слишком просто (всё ж таки это сказка), но очень доходчиво.
Хорошая, очень хорошая сказка.
drenay, 16 сентября 2012 г.
После прекрасного романа «Портрет Дориана Грея» решил прочитать сказку «Звездный Мальчик».Что можно сказать...-действительно маленький шедевр.В этом маленьком произведении О.Уайльд смог показать все сильные и слабые стороны человеческой натуры.Гордыня.Приемный сын лесоруба,которого тот спас от смерти младенцем-выростает очень красивым и жестоким человеком,который любит только себя и унижает всех кто хуже его.За свою жестокость он сильно расплатится обидев нищенку.Жестокость.Кроме жестокости главного героя мы увидим жестокость и злого волшебника к которому ГГ попадает в рабство.Доброта.Лесоруб спасший «звездного мальчика«в лесу и приютив у себя,хотя сам со своими детьми и женой жили впроголодь.Доброта проявляется в дальнейших действиях главного героя,который меняется в лучшую сторону как человек.Спасший зайчонка от гибели,рискуя своей личной жизнью он трижды будет вознагражден за свою доброту!Доброта спасет мир!
Прекрасное произведение с глубоким смыслом.Заставляет задуматься и детей и взрослых.
redmarie, 21 февраля 2013 г.
Притча О.Уайльда глубоко социальна. Она обличает, выставляя напоказ пороки, в противовес награждая думающего читателя свидетельствами доброты человеческих отношений, любви несмотря ни на что, и счастливого финала, если не для всех, то хотя бы для главных героев...
В «Звездном Мальчике» больше всего меня пронзила отвратительная сцена в доме Дровосека: беседа мальчика с матерью. Для меня этот эпизод является пиком всей истории. Мама — самое близкое существо для ребенка. Обидеть ее неосторожным словом или действием проще простого — очень сильна эмоциональная связь. Мнение «родной кровинки» воспринимается куда острее, чем любого другого человека. Бывает, произнося горькие слова, тут же понимаешь, какую причиняешь боль, и с этого момента ощущаешь себя вот таким чудовищем, «склизким, как гадюка». И становится щемяще жаль, что нет возможности повернуть время вспять... Всеми помыслами овладевает желание принести извинения. Начинается путь искупления, к поиску прощения, осознанию омерзительности своего поступка.
У Мальчика-Звезды путешествие вышло поучительным. Испытания закалили, изменили мировосприятие, превратили в «доброго и справедливого».
Взрослая сказка для переосмысления некоторых значимостей.
Стронций 88, 3 ноября 2012 г.
Боялся, что после «Рыбака и его Души» покажется слабым – но, слава Богу, сказка оставила очень хорошее ощущение. Не обошлось без социальной иронии в начале (в речах животных) – вещи, едва ли не забытой мной в сборнике «Гранатовый домик» (это после «Счастливого принца» где подобное было на постоянной основе). И с самого начала – с описания пути Лесорубов – как-то обволокло и затянуло. Может в сухом остатке (через день-два после прочтения) и показалось наивным что-то – но написано было так приятно, что во время прочтения не чувствовалось. Позже, я поймал себя на мысли, что данная сказка для меня едва ли не самая сказочная – в том самом смысле чего-то волшебного, повествующего о добре и зле. С превращениями. С оттаивающим сердцем гордого злого ребёнка. С трудным путём к раскаянью и искуплению грехов, дороги к добру. Захотелось даже сказать: «правильная». После остальных – всё-таки в большинстве своём немного диковинных (саркастических и мрачных, «религиозных» и по-детски наивных) сказок Уайльда – захотелось даже сказать: «каноническая»… А может быть, она просто напомнила мне сказки Сельмы Лагёрлёф – так любимые мною в детстве… Одним словом – понравилось. И концовка, всё-таки, последний абзац – показалось даже, что автор вдруг не удержался и вставил немного мрачноватости… Казалось, и без неё обойтись можно было – но как-то прибавило, каких-то специй, и (даже!) какой-то большей реальности что-ли…
Вертер де Гёте, 24 февраля 2008 г.
Наверно, только декадент викторианской эпохи мог написать столь изысканную и пронзительную сказку. Совсем не детскую. Беспощадную и мудрую, о жестокосердии, одиночестве и раскаянии, и со звучащей как обвинение всему мироустройству последней фразой.
perInka, 14 декабря 2009 г.
Удивительная сказка, несколько жестокая, но справедливая. Только для детей постарше, я прочитала её очень рано, в первом или во втором классе, потом очень боялась, что если не буду слушаться маму, то стану не красивой. :smile: Сюжет завораживает, необыкновенно красивый слог, словно переносишься в эту сказку. Перечитовала множество раз, и с каждым разом нравится всё больше и больше.
Nonconformist, 30 августа 2007 г.
Мудрая и жестокая сказка. Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Иначе за эгоизм придется дорого заплатить.
Но автор как будто сам не верит в справедливость и в финале дает понять, что, исправив одного человек, не исправишь весь мир.
VaLKa, 27 января 2008 г.
Сказки Уайльда не нуждаются в комментариях. Они прекрастны. Глубоки, полны тонких и изящных мыслей, образов. Каждая маленькое произведение искусства! Здесь только 10.
baroni, 8 августа 2007 г.
Маленький шедевр от О. Уайльда. Совершенно прозрачная по стилю, пронзительная сказка...
Yazewa, 26 января 2008 г.
Самая известная из сказок Уайльда, многократно экранизированная и сыгранная на сценах.
Я ее с детства не очень любила: главный герой был таким неприятным, таким злым и глупым в своей самовлюбленности, что было неприятно даже о нем читать. Наверное, в этом и был уже воспитательный момент.
А взрослой — я была поражена самой последней фразой.
Psihea, 2 октября 2007 г.
Сказка очень серьезная на самом деле, не детская. Но мне кажется, дети должны читать именно такие сказки, чтобы стать добрыми и сочувствующими.