| |
| Статья написана 7 марта 2009 г. 21:54 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] С удовольствием перечитал этот роман Хайнлайна, один из самых удачных, на мой взгляд, у этого автора. При этом я не перестаю удивляться, как из совершенно обычных составляющих автор создал этот шедевр. Если посмотреть сугубо человечекую составляющую сюжета, отбросив фантастические допущения, то все получится очень просто. Главный герой обманут другом и невестой — что может быть банальней! После многочисленных передряг он сумел не потерять веру в человечество, снова найти свое место в жизни и найти свое счастье с той девушкой, которая его действительно любит. Вот, собственно и все. Если посмотреть на фантастические допущения, то все они — и конструирование роботов для домашней работы, и «холодный сон», и машина времени, и даже нульгравитация уже неоднократно использовались другими авторами к моменту написания романа. Довольно много места в книге автор уделил описанию возни главного героя со своими изобретениями, которая иной раз выглядит скучновато. Некоторые эпизоды в книге выглядят совершенно наивно, например, история о том, как главный герой «взял на слабо» профессора, добившись отправки в прошлое. Здорово же Америка хранит свои государственные тайны, если любой может так легко получить к ним доступ! Действующие лица тоже не блещут. Главный герой весьма неплох, этакий типичный правильный американец, настойчивый и независимый, ловкий, но при этом порядочный и честный. Майлз и Белла — типичные негодяи, Рики — совершенно не интересна. На фоне их всех кот Петроний выглядит самым ярким персонажем. Так почему же эта книга столь популярна? Видимо, дело в той неуловимой атмосфере, которую сумел создать Хайнлайн в этой книге, которую так трудно объяснить, но невозможно не почувствовать, в том образе Двери в Лето, о которой мечтают столь многие люди. Вообще в своих книгах Хайнлайн часто проповедовал простые жизненные ценности, которые столь близки миллионам читателей. Вот и здесь все просто — хороший человек благодаря упорному труду и смекалке добыл свое счастье. Как писали почти в это же время Стругацкие: «Человеку нужно три радости: любовь, дружба и работа». И это совершенно правильно! Как часто новомодные писатели закручивают многоходовые сюжеты, заваливают читателей оригинальными идеями и забывают о совсем простых вещах. Ничего, старик Хайнлайн всегда готов нам напомнить о главном! Вот поэтому-то «Дверь в лето» читают уже 50 лет, и будут читать и любить еще очень долго. P.S. А еще было очень интересно ознакомиться со взглядами Хайнлайна на перспективы развития человечества. Ведь не только 1970-й, но и 2000-й год — уже наше прошлое. Конечно, очень многое не сбылось ( а кое-что и слава богу, что не сбылось). Но в некоторых предсказаниях автор попал в самую точку.
|
| | |
| Статья написана 5 марта 2009 г. 22:09 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Благодаря советам друзей-фантлабовцев, я, наконец, добрался до этого весьма необычного произведения. И, должен сказать, не пожалел об этом. Но обо всем по порядку. Начинается книга весьма спокойно и неторопливо. автор обстоятельно рассказывает нам о стране Доримар и ее столице городе Луд, об истории и географии, о нравах и обычаях жителей. На первый взгляд, все выглядит совершенно спокойно и благополучно. Довольные жизнью бюргеры только и делают, что неспешно ходят друг к другу в гости и приятно проводят время. Но все оказывается не так просто. Доримар граничит с загадочной Страной фейри, и в сытой жизни горожан начинают происходить загадочные явления. Самодовольному мэру Луда Натаниэлю Шантеклеру придется столкнуться с загадочными явлениями, угрожающими и ему и его близким. И, неожиданно, Натаниэль и его друг Амброзий Джимолост проявляют смекалку и мужество, которых трудно было ожидать. В этом небольшом романе поместилось очень много всего. И замечательно красивая, очень атмосферная история диковинной страны — Доримара, столь похожей на благополучный земной рай. И конфликт отцов и детей, где младшее поколение не желает жить в самодовольном безделии и хочет чего-то странного. И довольно неплохая детективная история, где главному герою придется не только расследовать загадочную историю о контрабанде плодов фейри, оказывающих необычное влияние на разум людей, но и даже раскрыть случившееся много лет назад убийство. Могут найтись в ней и элементы довольно язвительной социальной сатиры, высмеивающей общество потребителей. А можно обратить внимание на замечательную историю отцовской любви, сделавшей из мечтательного бездельника настоящего героя. И все это описано весьма изящным, хоть и внешне довольно незатейливым стилем. Порадовали меня весьма оригинальные и очень живые герои произведения. Особенно удивило перевоплощение, произошедшее с главным героем. Отмечу очень удачный сплав чудесного и обыденного, постоянное ощущение опасного волшебства, которое «где-то рядом», но при этом совершенно неуловимо. Ну а больше всего удивила меня концовка произведения. Что это: хэппи-энд или, наоборот, капитуляция перед врагами? А может быть, просто еще один шаг по дороге, ведущей к прогрессу? Наверное, каждый читатель ответит на этот вопрос сам. В итоге книга была прочитана мной на одном дыхании. Должен сказать, что она может показаться многим читателям несколько странной и непривычной, но я получил от нее большое удовольствие. Рекомендую всем, кто ценит в фэнтези не безудержный экшен, а нестандартные идеи и оригинальную атмосферу.
|
| | |
| Статья написана 1 марта 2009 г. 23:19 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Удивительное дело, но долгое время творчество Пратчетта все время проходило мимо моего внимания. Первые его книги, изданные на русском, показались мне несерьезными. Затем количество книг Пратчетта разрослось настолько, что собирать его показалось мне довольно бессмысленным занятием и с точки зрения затрат, и с точки зрения отсутствия мест на полках. Но многочисленные положительные отзывы коллег-фантлабовцев, их высокие оценки и присутствие Пратчетта среди моих индивидуальных рекомендаций сделали наконец свое дело. А познакомиться с творчеством Терри я решил, прочитав роман «Правда» — внецикловый и самый последний и популярный. Буквально через сотню страниц я совершено точно понял, что сделал как минимум две ошибки. Первую еще десять лет назад, когда проигнорировал первые книги Пратчетта. Вторую — прямо сейчас, когда начал читать цикл именно с этой книги. С первых же страниц стало очевидно, что я попал в продуманный и обжитой мир, в самый центр огромного мегаполиса. Многочисленные действующие лица из предыдущих книг постоянно мелькали у меня перед глазами. Постоянные читатели книг Пратчетта явно чувствовали себя в этой кутерьме, как рыбы в воде, раскланиваясь со старыми знакомыми и осторожно обходя стороной подозрительных типов. Я же стоял, разинув рот, как и всякий провинциал, попавший в столицу. Но делать нечего, пришлось осваиваться в этом безумном мире, тем более, что автор оказался не любителем долгих предисловий и сразу погрузил меня в гущу событий. И, знаете,я остался чрезвычайно доволен увиденным. Во-первых, на меня произвел поразительное впечатление сам Анк-Морпорк. Огромный, шумный, отнюдь не безопасный город выписан автором с таким тщанием и симпатией, что так и хочется полазить по его закоулкам (конечно, предварительно обзавевшись оружием и доспехами) и познакомиться с его обитателями. И это при том, что автор отнюдь не идеализирует свой мир, а, наоборот, охотно подчеркивает его недостатки. Во-вторых, жители этого безумного города еще более безумны и удивительны. некоторых из них можно показывать в специальной кунсткамере. Другие, напротив, вполне обыденны и, на первый взгляд, даже скучны. Но каждый из них — и патриций Винитари, и командир стражи Ваймсс, и журналистка Сахарисса и работящий гном Хорошагора — интересен, каждый из них — живой (конечно, за исключением, зомби) Отдельный респект Пратчетту за господ Кнопа и Тюльпана. Это ж надо было так блестяще спародировать Геймана! А вампир, завязавший с кровеголизмом, просто целая отдельная история. Вообще, этот роман просто наполнен тонким юмором и иронией. Иногда шутки автора просто веселы и остроумны, иногда он жжет беспощадной сатирой те или иные пороки общества. При этом Пратчетту удается не скатываться до пошлостей. Иной раз юмор автора настолько близок мне, что так и кажется, будто книга написана, например, Лукиным. Ну кто еще додумался бы без долгих разговоров назвать свою газету «Правда»! Вместе с тем, автор во многих вопросах весьма серьезен. И когда устами своего героя он утверждает, что сражается за Правду против Лжи, ему нельзя не поверить. Теперь о сюжете. Удивительно, но Пратчетт умудрился написать по сути производственный роман о становлении газеты в фэнтезийном мире, и написать его столь увлекательно (хотя подобная литература меня никогда не привлекала), что с большим вниманием следишь за развитием газеты, набором сотрудников, борьбой с происками конкурентов и прочими мелочами. К тому же, автор сумел весьма органично соединить историю развития газеты с расследованием одного весьма загадочного происшествия. Эта книга сумела доставить мне немало удовольствия. Мне остается только начать исправлять свои ошибки и всерьез засесть за чтение Пратчетта, что и вам рекомендую!
|
| | |
| Статья написана 28 февраля 2009 г. 21:29 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Долго не брался за эту книгу, видя весьма противоречивые отзывы о ней. И все же прочел, и в итоге остался очень этим доволен. Роман произвел на меня сильное впечатление. Начну с самого положительного. Несмотря на ряд недостатков, в романе есть главное — он не оставляет равнодушным. История семьи Савостиных, описанная просто и безыскусно, действительно меня зацепило. И на протяжении всего романа меня не покидало чувство беспокойства за судьбы героев. Так хотелось, чтобы эти люди с непростой судьбой, нашли и сохранили свое простое человеческое счастье. Ведь это так важно, так правильно — чтобы обычный хороший человек, который рассчитывает на свои силы, на свой упорный труд, на помощь друзей и родных — был достойно вознагражден за свои старания. И какой же сложной оказалась эта дорога к счастью — что в 19, что в 21 веке! Есть у Логинова очень сильная черта — он может, ничего особо не выдумывая и не преукрашивая, описать жизнь так, что в подлинности этой истории невозможно усомниться. И в этой книги есть пронзительные моменты — как Феоктиста ищет на заброшенном кладбище могилу своего сына, как она разговаривает с бабкой Зиной и догадывается, кто она, как Платон мстит за поруганную честь своей дочери. В общем, написан роман очень хорошо. Да и язык романа очень вкусный, читабельный. Образы Савостиных очень хороши — от степенного Платона до пройдошливого младшего сыночка, который чуть не погубил всю семью. А вот Горислав Борисович — довольно странный человек. Не слишком понятно, как же он получил такие способности. Понравилась концепция перемещения во времени. Вообще, вот такое спокойное хождение из времени во время напомнило мне Финнея, хотя там все было несколько иначе. С сюжетом чуть сложнее. Долгое неспешное развитие сменилось вдруг резким рывком в последней части. Пошли некоторые несуразности, вроде террориста в охранниках у коллекционера антиквариата. Линия товарища майора вроде бы и необходима, (как же в таких делах да без ГБ), но выглядит несколько искусственной, а уж попытка сплавить майора к крокодилам и вовсе странной. Есть некоторые накладки в истории с Туркменистаном. И все же, книга очень хороша. Рекомендую!
|
| | |
| Статья написана 28 февраля 2009 г. 18:23 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Довольно необычное произведение. Честно говоря, меня сильно удивило, что эта книга позиционировалась как детско-подростковая. Я охарактеризовал бы ее жанр, как "Жестокую сказку", а ближайшим аналогом по атмосфере и сюжету назвал бы "Звездную пыль" Геймана. Несколько слов о сюжете и мире, где происходит действие. События происходят на территории двух государств: в технически развитой Анселстьерре и в Старом Королевстве, где властвует магия. Эти государства разделяет огромная стена. Жители Старого Королевства пребывают под постоянной угрозой со стороны созданий Смерти, которые прорываются через девять врат, отделяющих мир живых от мира мертвых. Сдерживает наступление сил зла Великая Хартия и волшебники, способные использовать ритуалы и знаки Хартии. Самый могущественный из этих волшебников, способный ходить в мир Смерти вплоть до девятых врат, носит имя Аборсен. Когда врагам удается заманить его в ловушку, он посылает зов своей дочери Сабриэль, ученице колледжа в Анселстьерре. Сабориэль отправляется в Старое Королевство на выручку отцу. Так начинается ее борьба с прислужниками Смерти. Все это лишь завязка, а дальше идут приключения главной героини. Порой они весьма стандартны, а порой автору удается находить весьма неожиданные ходы. Книга читается довольно неровно. Многие эпизоды выглядят несколько наивно, как раз впору детской книге, а есть и такие, которые детям, на мой взгляд, читать не стоит. Порадовали меня некоторые удачные находки автора. Например, замечательно описаны магические колокольчики, да и вообще система магии Хартии весьма оригинальна. Довольно удачно описано Старое Королевство — жутковатое, но притягательное место. Впечатлило оживление носовой статуи корабля. Вообще, самое лучшее, что есть в книге — это ее весьма своеобразная атмосфера. Вместе с тем, у книги немало недостатков. В сюжете есть довольно очевидные натяжки. Главная героиня изображена довольно схематично. Вообще, среди всех действующих лиц мне больше всего запомнился кот Моггет, а остальные персонажи весьма тусклы. Общий вывод: книга на любителя. Если вы предпочитаете реалистичную фэнтези в духе Мартина, тщательно прорисованных героев и подробно описанный мир, вы без труда найдете в "Сабриэль" немало недостатков. Если же для вас главное — атмосфера книги в стиле Геймана, необычная магия, щепотка ужаса в качестве приправы к действию и динамичный сюжет, обратите внимание на эту книгу. По крайней мере, я точно решил прочесть продолжение. Все-таки заинтриговала меня эта история.
|
|
|