| |
| Статья написана 21 февраля 2009 г. 23:38 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Елена Хаецкая для меня — одиниз самых непредсказуемых и неожиданных авторов. Под настроение она может написать и настоящий шедевр, и очередного полухалтурного Конана, и чрезвычайно мягкую и добрую книгу, и настоящую чернуху. Хаецкая очень разнообразна не только в сюжетах, но и в стилях. Поэтому за «Звездных гусаров» я брался с изрядной настороженностью. Усложняла дело дерзкая задача, которую автор поставила перед собой. А ну-ка, посоревнуйся с признанными классиками русской литературы — Лермонтовым или Львом Толстым. И впечатление от первых рассказов цикла было не самым лучшим. Да, оригинальная стилизация, но не лучше ли прочесть классиков? А потом я постепенно вчитался. Странный мир будущего стал раскрываться передо мной то с одной стороны, то с другой, рассказы удачно дополняли друг друга и в итоге сложилась достаточно цельная и весьма оригинальная картина. Дочитывая последний рассказ, я поймал себя на мысли, что с большим удовольствием прочитал бы еще парочку. Итак, по порядку. Мир, в котором происходит действие, весьма оригинален и представляет собой своеобразный стимпанк наоборот. Технологии будущего шагнули далеко вперед, а вот общество будущего застыло в развитии на уровне ХІХ века. На первый взгляд, идея совершенно абсурдна, но автор, кажется, и не воспринимает свой мир всерьез. Это даже не утопия. Скорее это — забавная литературная игра. С другой стороны, если вдуматься, многое ли изменилось? Господа офицеры, как и сто пятдесят лет назад, ведут вялотекущую войну с горцами, хлещут спиртное, поколачивают своих воровитых денщиков. Может, пересев из танков в глайдеры, и через двести лет офицеры будущего ничуть не изменятся? И все-таки разница есть. Герои Хаецкой — отнюдь не идеальные люди. Среди них попадаются трусы, кутилы, неудачники. Но в большинстве действующих лиц есть некий моральный стержень, есть твердые устои, есть офицерская честь — то, чего иной раз так не хватает нашим современикам. Вообще, даже второстепенные персонажи описаны весьма ярко и удачно. А сколь оригинальны говорящие фамилии персонажей! Увлекательность сюжета. Честно говоря, пару первых рассказов показались мне несколько скучноватыми, но дальше дело пошло веселей и за приключениями подпоручика Штофрегена или корнета Ливанова я стал следить с неподдельным интересом. Автору удалось соединить увлекательный сюжет, подчеркнуто старомодный стиль и некую демонстративную назидательность, столь характерную для литературы ХІХ века. Не могу не отметить и чувство юмора и иронию, присущие Хаецкой. Во многих эпизодах она попала, что называется, не в бровь, а в глаз. Отмечу также мягкость стиля, сглаживание острых углов, что отнюдь не всегда свойственно автору. В общем, книга получилась необычная, интересная, приятная в чтении. Но все же не хватает ей некой изюминки. Книга доставила удовольствие, но не зацепила. Возможно, я просто воспринял ее немного не всерьез. Поэтому оценка — только 8.
|
| | |
| Статья написана 21 февраля 2009 г. 09:45 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Не так часто в оценке полутора десятков рассказов антологии мне удается обойтись всего тремя оценками. Но в этот раз как-то получилось, что рассказы довольно четко поделились на хорошие, довольно неплохие и весьма средненькие. Увы, ни одного блестящего обнаружить не удалось. Сборник четко делится на несколько частей, объединяющих рассказы со схожим содержанием. Первая часть — классическая альтернативка, так или иначе связанная с первой или второй мировой войной. Среди них выделяется рассказ Мартьянова, с весьма изящной и неожиданной идеей о судьбе фюрера. Да и написана эта история хорошо, а некоторая недосказанность, на мой взгляд, весьма уместна. «Царства сотника Сенцова» Тюрина написаны на интересном материале, но уж слишком капитальным получился размах авторской фантазии, а выдуманные миры от просто экзотических дошли до совсем сюрреалистических. Близка к ним и зарисовка Контровского о том, что могло произойти в случае гибели Джона Кеннеди во время второй мировой. Вариант вполне реалистичный, но очень уж сухой. Несколько особняком стоит рассказ Шарапова, написанный в его традиционном стиле «Нечисть и вторая мировая». История получилась абсурдная почти до самопародии. Вторая часть — рассказы, где история и альтернативная история не находятся в центре внимания, а служат скорее оригинальными декорациями для развития отношений между героями, для их взросления. «Сибирская пастораль» Шевлякова произвела на меня сильное впечатление. Автору удалось удачно соединить нетривиальную альтернативную концепцию с трогательной историей любви. Вариации на близкую тему от Гореликовой неплохи, но несколько наивны. Близка к этим рассказам и сюрреалистическая история, в которой прошлое смыкается с настоящим от супругов Белаш. Получилось довольно оригинально и симпатично. Третья часть — включает в себя истории о советской военной мощи от Токарева и эссе Точинова на схожую тему. Написаны эти произведения очень грамотно с технической точки зрения и интересно с исторической, но слабовато с художественной. И, наконец, четвертая часть — рассказы Анисимова и Уланова о нападении стран НАТО на Россию. И если история Анисимова произвела на меня сильное впечатление своей динамичностью и реалистичностью, то рассказ Уланова показался мне несколько халтурным. Общее впечатление, как часто бывает в таких случаях, неоднозначное. При том, что интересных рассказов в антологии немало, ей не хватило одного-двух произведений, которые бы действительно зацепили бы. Еще один недостаток — разные рассказы рассчитаны на несколько разную аудиторию. Любители классической «альтернативки» могут начать морщиться от «лав стори». Те, кто обращает внимание на художественные достоинства книги, наверняка решат, что многие рассказы перегружены техническими подробностями. «Ура-патриотов» расстроит, что нашим частенько достается. А демократы возмутятся тем, что опять создается образ врага в лице Америки. Ну а я, как человек «всеядный», прочел сборник с интересом и удовольствием
|
| | |
| Статья написана 6 февраля 2009 г. 23:05 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] По наводке badgerа взялся за этот сборник — первый для молодого писателя, и поначалу был просто ошарашен. Впечатление от первых рассказов сборника — неужели перед нами второй Тед Чан? Очень уж много схожих мотивов нашлось в творчестве этих двух, столь разных авторов. И в первую очередь, это — разнообразие сюжетов, неожиданные повороты событий, удачное сочетание необычных идей, социальной остроты и тонкого психологизма. Раздел «Здесь и сейчас» — пожалуй, лучший в сборнике. Мне даже трудно выделить в нем какой-то один рассказ. Странный и причудливый «Горгон» написан в стилистике Желязны. «Пошла муха на базар» поначалу почти реалистичен, но в нем тоже чувствуется влияние великого Роджера. «Стекло, бетон, слоновая кость» напомнил мне почему-то гибрид Латыниной и знаменитого Киза, хотя сюжетно они и не слишком похожи. А вот «Четвертое октября» и «Шымыдыршы» настолько наши, отечественные рассказы! И все-таки самое сильное впечатление из этой части сборника произвел «Гип-гип» — очень мощное и очень необычное описание контакта. Во второй части «Не совсем здесь» выделяется «Гарлем-Детройт» — мрачное, но реалистичное описание близкого будущего с пронзительной концовкой, и совершенно безумный рассказ «Улыбнулась», просто ошарашивший меня. А вот остальные рассказы — оригинальные пародийные трактовки известных с детства сюжетов, забавны, но не более того. В третьей части «Не совсем сейчас» собраны совсем разные по стилю рассказы. «Сто одно» и «Лас Эгас» не слишком понравились. В «Мумбачьей площадке» идея хороша, но, на мой взгляд, автор смазал концовку. «Бабушка Мороз» — крепенький и симпатичный, хоть и не очень реалистичный боевичок. А вот душевная «Синяя комната» и жесткий, цепляющий «Обмен заложниками» — действительно хороши. В итоге до Теда Чана Иван Наумов не дотянул, но впечатления от сборника у меня остались очень положительные. Даже опытные мэтры могли бы гордиться таким сборником, а для начинающего писателя — несомненный успех. Рекомендую обратить внимание на эту книгу!
|
| | |
| Статья написана 6 февраля 2009 г. 20:26 |
Навеяло обсуждением на форуме. Начал составлять список того, что уважающий себя любитель фантастики должен прочесть: Адамс. Автостопом по галактике Азимов. Я, робот, Конец вечности, Академия(первая трилогия)Сами боги, Стальные пещеры Андерсон П. Патруль времени Три сердца и три льва, Операция Хаос, Сломанный меч Асприн. Мифические истории (первые три тома) Беляев. Голова профессора Доуэля, Человек-амфибия, Ариэль Бестер. Человек без лица. Тигр! Тигр! Брэдбери. Марсианские хроники, 451 градус по Фаренгейту, рассказы Булгаков. Мастер и Маргарита. Собачье сердце Буджолд. Барраярский цикл Верн. Дети капитана Гранта, 20000 лье под водой, Таинственный остров.Путешествие к центру Земли. Вокруг света за 80 дней Воннегут. Колыбель для кошки Гамильтон Э. Звездные короли Гаррисон. Мир смерти. Стальная крыса(первая трилогия)Фантастическая сага Герберт. Дюна Говард. Час дракона Грин А. Алые паруса. Бегущая по волнам. Дивов. Выбраковка Дик Ф. Человек в высоком замке. Мечтают ли андроиды об электроовцах? Дойль. Затерянный мир. Отравленный пояс. Дяченко. Vita nostra Ефремов. Туманность Андромеды Желязны. Хроники Амбера (пятикнижие Корвина). Князь света. Этот бессмертный. Джек из тени Кард. Игра Эндера Каттнер. Рассказы о Хогбенах Кинг С. Сияние. Стрелок Кларк А. Космическая одиссея 2001 Крапивин. Голубятня на желтой поляне Кук Г. Черный отряд.(Хроники Севера) Это — не список самых любимых моих книг. Это то, что стоит попробовать прочесть каждому любителю фантастики. Курсивом выделены книги второй очереди
|
| | |
| Статья написана 3 февраля 2009 г. 21:02 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Я сижу за столом. Передо мной лежит книга. Я слышал о ней много странного и интересного. Мне любопытно. Я открываю эту книгу. Отставной военный ищет работу и вдруг получает странное письмо, в котором его просят помочь навести порядок в заброшенном доме. Рыжий мальчишка сидит за партой вместе с новенькой девчонкой, приехавшей издалека. Старый волшебник возится с диковинной машиной, позволяющей увидеть будущеее. Так начинается эта книга. Так начинается путь трех совершенно разных людей. На этом пути их ждут странные встречи, важные находки и тяжелые потери. Этот путь у каждого из них сложен и извивист. Дорога жизни то опускает героев в темные бездны зла, то возносит на сияющие вершины. Отчаяние сменяется надеждой, а вместо горечи утрат приходит новое, на первый взгляд, совершенно невозможное счастье. И эти три такие разные житейские дороги сплетаются все теснее и теснее, образуя причудливый узор на ковре жизни. И, наконец, понимаешь, что эти разные пути, по сути своей одна дорога, завязанная этакой лентой Мебиуса, по которой идет и пытается обрести себя юноша, мужчина, старик. Своей причудливой конструкцией, своим попиранием всяческих законов линейной логики, этот роман напомнил мне произведения Филипа Дика. Мир, изображенный в нем, кажется странным и гротескным, иной раз совершенно таким же, как и наш, а иной раз совершенно чужим. Реалии современной жизни причудливо сочетаются в нем с отголосками далекой старины. Странные образы персонажей и их необычные взаимоотношения совершенно запутывают сюжет. Чудаковатый волшебник кажется то гением, то простаком, рыжий мальчишка — то героем, то злодеем. Сквозь весь роман проходит причудливая, ни на что не похожая легенда о Странниках и Островитянах. Пытаться бесстрастно анализировать этот роман — самое безнадежное занятие. Он не потерпит такого отношения к себе и заставит быстро захлопнуть книгу. Но если вы поверите этой книге, если бесстрашно нырнете в самый омут событий, если сможете проплыть сквозь темные пещеры подсознания к свету — вас ждет удивительное ощущение чудесного. И вы увидите диковинный и прекрасный мир с головокружительной высоты птичьего полета. Я сижу за столом. Передо мной лежит книга. Я многого в ней не понял, но многое прочувствовал. Мне еще предстоит понять, как именно ухитрился меня околдовать автор. Но я уже знаю, что прочитав эту книгу стал чуть-чуть, самую малость другим. Я обязательно когда-нибудь открою ее опять.
|
|
|