Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 мая 2009 г. 13:11

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Говорят, что на детях гениев природа отдыхает. Возможно, это и так, но к Джо Хиллу, сыну знаменитого Стивена Кинга, это утверждение не имеет никакого отношения. После довольно долгих размышлений я все же решил познакомиться с этим автором и не прогадал. Правда, по манере письма Хилл не слишком похож на своего отца. Скорее, его творчество напомнило мне Нила Геймана.

Итак, о сильных сторонах автора. Во-первых, Джо Хилл просто умеет отлично писать. Мягкая, доверительная интонация большинства его рассказов сразу вызывает интерес и дает возможность глубже проникнуться духом произведения. Однако, именно о таких и говорят: «Мягко стелет, да жестко спать», ведь зачастую зло обнаруживается в рассказах Хилла в самых неожиданных обличьях. Отточенный стиль, прекрасный слог, ну и видимо, очень хороший перевод дают возможность в полной мере насладиться творчеством автора.

Во-вторых, Хилл очень разнообразен, а я считаю это одним из важнейших достоинств автора. В десятке рассказов, вошедших в этот сборник, автор нигде не повторяется, с поразительной легкостью меняя стили и жанры: от мистики до реализма, от магреализма до хоррора. Вот уж действительно, все жанры хороши, кроме скучного. Автор с поразительной легкостью фонтанирует оригинальными идеями и придумками, поворачивает сюжеты в самые неожиданные стороны. Там, где ситуация кажется совершенно безнадежной, вдруг дает еще один шанс своему герою, а там, где читатель не ожидает никакого подвоха, неожиданно вонзает в спину отравленный кинжал. По крайней мере, заскучать читателю Хилл не даст совершенно точно.

В-третьих, Джо Хилл очень искренен с читателем. Мистика и хоррор — такие жанры, когда пытаясь напугать читателя, автор поневоле делится с ним своими страхами и проблемами. И в этом смысле Хилл не боится демонстрировать нам свои комплексы и фобии. Видимо, тень великого отца действительно серьезно давит на автора. Во многих рассказах, главные герои — закомплексованные подростки, страдающие от различных умственных и физических недостатков. По крайней мере дважды герои убивают отца, еще в одном случае он таинственно исчезает. С другой стороны, еще один рассказ — настоящий гимн сыновьей и родительской любви. Интересно, есть ли у Джо братья, ведь несколько отличных историй как раз посвящены тонкостям отношений между подрастающими братьями.

Да, в ряде историй автор жесток, но это с лихвой искупается трогательной любовью, которая видна в других рассказах.

Самое сильное впечатление на меня произвели пронзительные «Добровольное заключение» и «Хлоп арт». Понравились грустный и романтичный «Призрак двадцатого века», жесткий, но сильный «Черный телефон», неожиданный «Плащ», трогательный «Завтрак у вдовы», совершенно сюрреалистичная «Маска моего отца». Да и остальные рассказы неплохи. Только откровенно трэшевые «Лучшие новые ужасы» и «Саранча» вызвали чувство отторжения, хотя любителям хоррора они, возможно, тоже придутся по душе.

В результате получился очень интересный сборник разнообразных и любопытных историй, написанных с большим литературным мастерством. Любители мистики и хоррора должны быть в восторге, но и тем, кто не очень увлекается этими жанрами, стоит ознакомиться с автором. По крайней мере несколько рассказов точно не оставят вас равнодушными.


Статья написана 8 мая 2009 г. 13:37

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Vita Nostra

Ох, и туго у меня шло это произведение. Дважды я откладывал его в сторону. И только в третий раз роман неожиданно «пошел» и был прочитан на одном дыхании. Видимо, для восприятия этого текста нужно действительно сделать усилие, переступить через себя, подобно героям произведения. Но обо всем по порядку.

Не так часто в современной отечественной фантастике приходится сталкиваться с достаточно подробным описанием процесса превращения человека в некое сверхсущество, в нечто иное. Пожалуй, можно вспомнить «Посланника» Головачева да «Тропу» Брайдера и Чадовича. Но вариант Дяченко, на мой взгляд, едва ли не самый впечатляющий и убедительный. Начало романа произвело на меня сильное, хоть и отталкивающее впечатление. Очень уж старшно выглядело столкновение главной героини с некой бездушной и бесчеловечной силой, олицетворяющей собой воплощенный кошмар, кошмар, казавшийся бессмысленным и оттого еще более страшным. Видимо, слишком легко было представить себя на месте главной героини.

А дальше весь роман представляет собой подробно и очень тщательно описанный процесс ломки главной героини, выдавливания из нее ее человеческой сущности и наполнения ее оболочки некими сверхчеловеческими знаниями, умениями и способностями. Должен отметить, что все это описано очень удачно и талантливо. Попробуйте объяснить человеку, что должен думать и чувствовать, уметь и знать сверхчеловек, какми образами и понятиями он должен оперировать. Очень сложная, почти невозможная задача. И все-таки авторы справились с ней достаточно успешно. Технологии обучения производят впечатления и кажутся достаточно правдоподобными. Поражает то, как мастерски передано чувство понимания, когда отдельные фрагменты вдруг начинают сливаться в единое целое, а то, что совсем недавно казалось бессмысленным, вдруг оказывается наполнено неким внутренним смыслом.

Как ни странно, реалии наших общаг и отношения Саши со своими соучениками удачно вписались в общую канву романа. Авторы на редкость удачно показали, как меняются эти отношения в процессе изменения самих героев. Еще сложнее, видимо, было для авторов показать сложные отношения Саши со своей матерью, их постепенное отдаление друг от друга. Но и с этим Дяченко блестяще справились. Вообще, роман получился очень сложным и очень достоверным в психологическом плане.

Отдельно хочется сказать об образах преподавателей и их отношениях с главной героиней. Удивительно, как эти существа, в начале казавшиеся жуткими монстрами, в конце романа начинают вызывать если не симпатию, то хотя бы понимание.

Вот только серьезным недостатком для меня стало то, что накал переживаний постепенно снижался. Если в начале повествования за Сашу было действительно больно и страшно, то уже во второй половине романа происходившие с ней события воспринимались скорее умом, нежели чувствами. Ну не будешь же в самом деле всерьез переживать за чешуйчатого монстра, питающегося информационными потоками, пусть даже у него еще остались некие человеческие чувства.

И тут-то начинаешь понимать, что постоянный страх, в котором держат Сашу — не только самый мощный стимул для обучения, но и способ хоть как-то держать в узде это существо.

Да и концовка романа вызывает определенные вопросы. Можно согласиться с тем, что человек остается человеком до тех пор, пока он кого-то любит. А любовь невозможна без боязни за объект любви, без переживаний за судьбу тех, кого любишь. Спойлер (раскрытие сюжета). Выделите мышью для просмотра.

В таком случае получается, что Саша, отказавшись от страха, отказалась от последнего, что еще делало ее человеком, и перешла в некое принципиально новое существование

Это логично завершает роман, но остается большой и важный вопрос: а к чему все это? Чем или кем стала главная героиня и зачем все это нужно? Не человек ли со всеми своими слабостями и недостатками является настоящим творцом? И что может наворотить это, лишенное последнего человеческого чувства создание?

Вывод. Роман написан действительно мастерски. Произведение заставляет и думать и чувствовать. Авторы безукоризненно точны во множестве мелких деталей. Но вот в главном я с ними согласиться не могу. Посему и любимым этот роман для меня не станет.

Цифровой (Brevis Est)

Удивительно, как много изменилось в мире за последние пару десятков лет. Все реже услышишь детский смех во дворах, все меньше пацанов, гоняющих в футбол и хоккей. Старики-доминошники и вовсе почти исчезли. Сейчас все — от мала до велика сидят возле компьютеров и телевизоров. Да, эти средства информации дают нам невиданные ранее возможности. Теперь легко можно узнать о событии, произошедшем на другом краю планеты, через полчаса после того, как оно случилось. Теперь можно пообщаться с другом, которого ни разу не видел в лицо. Теперь можно прожить удивительную, наполненную событиями жизнь в какой-нибудь увлекательной игре. Но ведь своя жизнь при этом болтается ненужным придатком, проходит в бесконечном сидении за компом, в поисках информации, которая по большому счету не столь уж нужна. В погоне за новым, далеким, удивительным, мы так часто забываем о тех, кто рядом, о тех, кто действительно важен. Это — пожалуй, самое главное из того, о чем напоминает нам новая книга Дяченко, и к авторам, пожалуй, действительно стоит прислушаться.

Но для того, чтобы задуматься об этом, вполне достаточно прочесть первую главу романа. Все остальные главы интересны и занимательны, но...

Видимо, моей большой ошибкой было то, что «Vita Nostra» и «Цифровой» были прочитаны мной практически подряд. Очень уж видно, насколько они однотипны. То, что в первой части дилогии было замаскировано чуть лучше, во второй стало видно со всей очевидностью. Все второстепенные персонажи, весь антураж — все это лишь мишура, кое-как скрывающая главную проблему для авторов. Отношения Максима и Арсена — Учителя и Ученика, Ведущего и Ведомого, Господина и Раба — вот что стоит в центре книги. Точно так же, как и в «Vita Nostra», книга представляет собой подробное описание превращения человека в нечто, обладающее сверхчеловеческими возможностями, но лишенное человеческих чувств. Одна небольшая ошибка,совершенная Арсеном — и он попадает в западню, из которой нет выхода. Максим играет с ним, как кошка с мышкой, то манит новыми возможностями, то запугивает, ломая волю к сопротивлению, на протяжении всей книги. В какой-то мере этот роман — своеобразный пересказ истории Мефистофеля и Фауста на новый лад. Хотя время от времени у Максима-Мефистофеля с его восхвалениями работы проскакивают нотки то ли из Мира Полдня, то ли из НИИЧАВО Стругацких. Да, в этом романе герой снова показан в развитии, но это развитие, как всегда у Дяченко, не является его выбором. Герой не идет сам к какой-то цели, его загоняют туда силой и хитростью. Должен сказать, что вот именно такое «страдательное наклонение» героя всегда мне и не нравилось у Дяченко. Еще один штрих — если в «Vita Nostra» главным способом воздействия на героиню был ее страх, прямое давление и запугивание, то в «Цифровом» речь идет скорее об обмане, непрерывном манипулировании. Действительно, зачем палкой гнать крысу по лабиринту, если можно заманить ее туда запахом сыра? Вот только авторы лукавят, когда пытаются свести к манипулированию все человеческие отношения, намекая, что искренности в них нет и быть не может.

Что касается антуража, то он неплох, но не более того. Сколько всего уже было написано на тему существования в сети. и Дяченко составили довольно удачную компиляцию из произведений своих предшественников. Первая глава — о мире Министра — очень напомнила мне «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Глава о пионерлагере — творчество Крапивина и «Рыцарей 40 островов» того же Лукьяненко. Выделилась на общем фоне глава о людях-играх. Но и здесь чувствуется сильное влияние «Восставших из рая» Олди. При этом быстрое развитие героя заставляет авторов перескакивать через многие интересные моменты и вести, вести его все дальше и дальше.

В итоге роман оставил очень двойственное впечатление. С одной стороны, не могу не отдать должное авторам, в очередной раз написавшим увлекательный и качественный роман. С другой стороны, во многом роман достаточно вторичен, а с главными идеями авторов я не готов согласиться. Так что не зацепила меня серьезно эта история. Что ж, посмотрим, что будет в третьей части цикла


Тэги: Дяченко
Статья написана 4 мая 2009 г. 19:40

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

В этот раз я решил объединить в одной заметке свои впечатления от двух совем разных книг.

Галина. Хомячки в Эгладоре

В свое время эта книга вызвала у меня серьезные раздумья. С одной стороны, я — большой любитель фанфиков по Толкиену. Нередко на основе Средиземья другим авиторам удавалось создать очень любопытные произведения. С другой стороны, беглый осмотр книги привел к выводу, что это- скорее стеб над ролевиками, чем нечто серьезное. В конечном счете решающую роль сыграла фамилия автора. Галина уже была известна мне как очень неординарный писатель и это, в конце концов перевесило. Что ж, с радостью могу сказать, что я не ошибся. Книгу, конечно, не назовешь шедевром, но прочесть ее стоило. Но обо всем по порядку.

Сперва о сюжете. Двое главных героев, Дюша и Генка (как ни странно, это парень и девушка) принимают участие в своей первой в жизни ролевой игре. Им досталась роль хоббитов, несущих Кольцо всевластия к Роковой горе. Поначалу игра кажется забавной, но совсем несерьезной. Ребята бегают по московским паркам. Их окружают какие-то бестолковые девчонки, играющие роли Арагорна, Гимли и Леголаса. Эльфы и назгулы скачут на деревянных лошадках. Но постепенно ситуация меняется. Вокруг начинают происходить странные события. В игру начинают вмешиваться необычные существа. Да и опасность для жизни героев становится уже нешуточной.

Вот за что я люблю Галину, так это за умение создать специфическую атмосферу, когда нечто диковинное, а порой и ужасное, понемногу проглядывает сквозь привычные декорации. И как-то незаметно это происходит так впечатляюще, что поневоле пробирает. Производит впечатление, когда сквозь привычные черты Москвы начинают проступать Лориэн и Ортханк, Мория и Мордор.

Слабой стороной романа для меня стало то, что он действительно насыщен специфическими «приколами» тусовки ролевиков. Для того, кто «в теме», это должно быть очень смешно и узнаваемо, хотя для меня этот культурный пласт знаком слишком слабо. Но, в общем-то, не в ролевых шутках дело. Это — всего лишь декорации для разворачивающихся мистических событий.

Концовка романа меня изрядно удивила. В тот момент, когда уже все, казалось бы, стало ясно, автор вдруг делает неожиданный ход, и остается лишь сетовать на свою слепоту. Ведь намеков на такое развитие событий Галина оставила предостаточно.

А самым главным в этом романе, на мой взгляд, оказался вопрос, актуальный, наверное, для всех любителей фантастики. Почему из нашего мира ушло чудо, хотим ли мы попытаться его вернуть и какую цену готовы заплатить за это?

В итоге роман получился неоднозначным. кто-то может застрять на первых же страницах, погрязнув в описаниях дебатов на ролевых форумах, и захлопнуть книгу. Но то, кто прорвется сквозь все наносное и доберется до конца, я думаю, не пожалеет. Оценка — 7,5

Мусин. Повелитель Мории

Скольких авторов уже вдохновило творчество Толкиена! Вот и Ринат Мусин постарался внести свою лепту в заполнение белых пятен в истории Средиземья. Думаю, каждый поклонник Толкиена помнит, что в «Хранителях» описывается поход Фродо сотоварищи через Морию и найденную ими там могилу правителя Мории Балина, но подробности пребывания отряда Балина в Мории крайне скупы. Роман Мусина и посвящен этому походу.

Что ж, не могу не отметить ряд сильных сторон этого романа. Во-первых, автор тщательно подошел к анализу первоисточника и попытался воссоздать достаточно цельную и непротиворечащую толкиеновской картину событий. Несмотря на отдельные мелкие накладки, Мусину это, на мой взгляд, удалось.

Во-вторых, нельзя не отметить любовь, с которой автор описывает своих героев. Каждый гном действительно наделен своим характером, своей историей жизни. Иной раз автор вкладывает в описание событий столько страсти и горечи, что создается впечатление, будто читаешь хронику настоящей войны и подвиг морийских гномов кажется не менее реальным чем подвиг, например, защитников Брестской крепости. Пожалуй, это — самая сильная сторона романа.

Достаточно много внимания автор уделяет и попыткам гномов воссоздать Морию. С поистине гномьей основательностью Мусин повествует о нелегком труде гномов. Иногда снова-таки кажется, что автор описывает ударный труд работников первых пятилеток. Вообще, не в обиду автору будь сказано, иной раз так и хочется применить к стилю этого романа термин «соцреализм». Определенные огрехи текста и местами избыток пафоса присутствуют. Но, вместе с тем, первый блин получился отнюдь не комом. Думаю, поклонники Толкиена с интересом прочтут этот роман, достаточно близкий по духу и букве к творчеству мэтра, а я с интересом ознакомлюсь со следующим произведением автора. Оценка — 7,5

Что же общего у этих двух романов? Почти ничего. Отличаются стили и жанры, сюжеты и место действия, даже целевая аудитория. Общим является лишь одно. Оба автора черпали вдохновение из одного и того же неиссякаемого источника — творчества Толкиена. Оба романа несколько неоднозначны. Оба наряду с несомненными достоинствами несвободны, увы, и от определенных недостатков. Не готов смело рекомендовать всем эти произведения. Однако попробуйте присмотреться к этим, еще не слишком известным у нас авторам.


Статья написана 2 мая 2009 г. 11:34

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Роберт Силверберг – очень необычный и нестандартный автор. Мое знакомство с творчеством Силверберга началось со сборника рассказов, изданного в середине 90-х издательством «Мир». Этот сборник раз и навсегда привел меня к мысли о том, что Силверберг – прекрасный рассказчик. Вот романы его производили на меня разное впечатление – от восторга от «Человека в лабиринте» до полного неприятия к «Плоти». Увы, наши книгоиздатели вообще не любят баловать читателей сборниками рассказов, и долгое время «мировский» сборник оставался лучшей подборкой рассказов Силверберга. Но вот, наконец, в «Шедеврах фантастики» была издана гораздо более полная подборка рассказов «Железная звезда». Естественно, я не смог пройти мимо.

Одно из главных преимуществ этого сборника – в нем собраны рассказы автора разных лет. В результате он дает определенное впечатление об эволюции творчества Силверберга в целом. Очень интересно видеть, как менялся стиль автора, его идеи, интересующие его темы на протяжении нескольких десятилетий.

Еще одно преимущество – рассказы Силверберга очень разнообразны. Читателю этого сборника предстоит побывать в прошлом и будущем, на Земле и на самых отдаленных планетах, столкнуться с известными историческими личностями, причудливыми инопланетянами и разумными животными. Среди этих историй есть добрые и жестокие, грустные и веселые. Вот только скучных, на мой взгляд, почти нет. Очень отличаются рассказы и по стилистике. Одни напомниают творчество Шекли, другие – Желязны, третьи – Вэнса. Так что разннобразие впечатлений читателю обеспечено.

Больше других историй мне понравились «Озимандия», «Контракт», «Железный канцлер», «Крылья ночи», «Тихий вкрадчивый голос», «Увидеть невидимку», «Вот сокровище», «Пересадочная станция», «Конец света», «На большой дороге», «Плавание в Византий». Впрочем, я думаю, каждый сможет найти в этом сборнике что-то свое


Статья написана 1 мая 2009 г. 13:17

[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG]

Виктор Ночкин — автор одновременно предсказуемый и в то же время оригинальный. Покупая книгу Ночкина, я точно знаю, что найду в ней — фэнтезийный приключенческий роман, написанный на весьма приличном уровне, хотя вряд ли шедевр. С другой стороны, от большинства прочих многочисленных авторов, пишущих в этом жанре, Ночкин выгодно отличается тем, что всегда пытается подойти к своему миру и героям с неожиданной стороны, ввести какие-то оригинальные ходы, отойти от привычных штампов.

Мир этого романа несет на себе сильный отпечаток «Черного отряда» Глена Кука. В наличии Черный Властелин, спящий в заточении, Лорды Тьмы, обладающие удивительными способностями, Орден Света, который при ближайшем рассмотрении отнюдь не является таким уж носителем добра. Но при этом у Ночкина нет того чувства мрачности и безысходности, которое было свойственно романам Кука. Вообще, к проблеме добра и зла автор подошел довольно необычно. На протяжении доброй половины романа вообще не понимаешь, кто же тут главный герой, кому сочувствовать. На первый план выходит то один, то другой персонаж, но в итоге они оказываются только пешками в большой игре. Да и потом борьба добра со злом приобретает весьма специфический характер.

Характеры действующих лиц романа не отличаются особой глубиной. Но радует, что автор, во-первых, пытается показывать внутренний мир не только главного героя, а и эпизодических персонажей, во-вторых, то, что хотя бы некоторые персонажи меняются на протяжении действия. Еще одна отличительная черта творчества Ночкина — эпизодические персонажи, «маленькие люди», интересуют его не меньше, чем основные герои, и какой-нибудь трактирщик, воин или торговец, случайно встретившийся героям, очень часто получается ярким и живым персонажем. Симпатичный образ поэта Ленлина — явная отсылка к Сапковскому. А вот бывший невольник Ойрик — очень интересный персонаж, неожиданная находка автора.

Еще одна положительная черта творчества автора — очень приятный стиль. Вот вроде бы нет в тексте каких-то особенных красот, а читается роман на одном дыхании и с большим удовольствием. И всегда после книг Ночкина у меня остается некое приятное послевкусие.

Запомнилось и удачное переплетение сюжетных лини, и оригинальные переходы между ними, благодаря чему текст не кажется разорванным на части, как это часто бывает, когда автор часто переключается от одного героя к другому.

Что касается собственно приключений, то они довольно занимательны и динамичны. Правда, пару раз автор явно подыгрывает главному герою, давая ему возможность справиться с почти непосильными заданиями. И еще — роман по сути не является законченным произведением, это лишь первая часть дилогии, оборванная на полуслове. Что ж, буду с нетерпением ждать продолжения романа. Очень уж мне интересно, какой выбор сделает главный герой в конце.


Тэги: Ночкин



  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх