| |
| Статья написана 7 апреля 2009 г. 11:51 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Писательская судьба Андрея Лазарчука довольно необычна. В 1990-х годах он был одним из корифеев отечественной фантастики. Его необычные, жесткие, странные произведения удивляли и брали за душу. А вот 2000-е годы оказались для Лазарчука не столь удачны. После блестящих «Посмотри в глаза чудовищ», написанных вместе с Успенским, ему не удалось создать чего-то столь же значительного. И вот после долгого перерыва вышел новый сольный роман Лазарчука, и я, естественно, не мог пройти мимо. Увы, в целом автор меня не слишком порадовал, хотя в романе немало интересных моментов. Во-первых, очень интересным и необычным показался мне мир, созданный автором, этакий космический фронтир. Опасная для жизни планета, сбор хищной, но чрезвычайно ценной пыльцы Цветов, скальные плато-«Острова», возвышающиеся над бескрайним морем не освоенной людьми тайги, грозные драконы, без которых не могут существовать Цветы, хитрые летательные аппараты — основное средство передвижения. Все это весьма красочно и атмосферно. С этим миром хотелось бы познакомиться подробней. К сожалению, очень о многом автор только намекнул или вообще умолчал. Герои романа неплохи и довольно симпатичны, но чего-то им не хватает, возможно, некой четкой цели, к которой стоило бы стремиться. Часто их действия довольно бессистемны. Построение романа — отрывочное и рваное, характерно для Лазарчука. Хотя в данном случае это не кажется мне оправданным. Постоянное перескакивание от одного рассказчика к другому, микроглавы по пол-страницы, на которые разбит роман только усложняют восприятие. С сюжетом вообще беда. На протяжении большей части романа автор заботливо развешивает ружья по стенам и расставляет рояли в кустах, а в концовке благополучно забывает о них и рвется к завершению романа также, как и герои к башне, забыв обо всем. Кто и почему убил Игната? Что случилось с отцом Люсьен? Что делали сыновья Денисова? Все эти вопросы и многие другие вопросы остаются без ответов. Сама концовка представляется мне надуманной и нелогичной. Завязывавшийся конфликт разрешается самым неожиданным образом. Ну и, наконец. Многие произведения Лазарчука были сложны для восприятия, грешили рваным стилем и несколько недоработанным сюжетом. Но почти каждое из них заставляло задуматься, искать скрытый смысл, размышлять над непростыми вопросами и ради этого стоило продираться сквозь дебри текста. А вот этот роман показался мне каким-то непривычно пустым для автора. Общий вывод. Большой потенциал, который нес в себе созданный автором мир, реализовать не удалось. Написан «Абориген» весьма небрежно. При этом читать роман можно. А можно и не читать. И в качестве грустного послесловия цитата: «А обо мне скажут: гигнулся Безенчук. А больше ничего не скажут»
|
| | |
| Статья написана 4 апреля 2009 г. 12:53 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Мой любимый литературный жанр — конечно, фантастика. А вот современный боевик отнюдь не входит в круг моих предпочтений. Но из всякого правила есть исключения. Единственный автор, чьи произведения я покупаю независимо от жанра — Юлия Латынина. Вот и на этот раз ее очередная книга полностью оправдала мои ожидания. Но обо всем по порядку. Да, я заранее достаточно точно представлял себе, что я увижу в этом романе. Пылающий огнем Кавказ, сильные мужчины, убивающие друг друга, интриги, коррупция — всего этого в романе предостаточно. Сюжет, как всегда, изобилует неожиданными поворотами. Но не в этом его главные достоинства. Первое, что поражает — роман написан просто красиво. В совершенно незначащих сценах автор умудряется дать такое поэтичное описание абсолютно обыденным вещам, что половине нынешних поэтов стоило бы со стыда переквалифицироваться в управдомы. Во-вторых, очень удачны действующие лица — и главные герои, и эпизодические персонажи. Персонажи Латыниной вообще специфичны. Заурядные клерки и чиновники ей просто неинтересны. В центре ее внимания — настоящие хищники, люди, способные на все ради достижения своих интересов. Вы знаете, чем отличаются плохие и хорошие парни в романах Латыниной? И те, и другие готовы убивать, пытать людей, продавать и покупать все и вся. Только плохих при этом интересует лишь собственный карман, а хорошие готовы на все ради блага своей страны. С трудом понимаю, как Латыниной удается вызвать такую симпатию к людям, готовым отрезать уши врагу или вырезать всю его семью, но тем не менее, это так. Возможно, это объясняется тем, что у каждого персонажа есть своя трагедия, свое горе, свой надлом в душе. Мудрый Заур и жестокий Джамал, могучий Ташов и отчаявшийся Булавди — какие разные люди и как они похожи друг на друга. Главный герой, Кирилл Водров, оказавшись в этой кровавой каше, проходит долгий и страшный путь — от лощеного миллионера, привыкшего решать все проблемы с помощью бездонного кошелька, до настоящего горца, готового рвать на куски своих врагов. Уважаемый baroni пишет, что Латынина создает в последних романах гипертекст, и делит его на части лишь для удобства публикования. Скорее этот страшный текст создает сама жизнь, а автор лишь переносит его на бумагу, приглаживая его с литературной точки зрения. Не разделяя политических взглядов Латыниной, тем не менее должен сказать: автор искренне верит в то, что она пишет. Латынина отчаянно пытается достучаться, докричаться до нас с вами, спрятавшихся в своих уютных норках, о том, как на самом деле страшен этот мир, как не так далеко от нас каждый день, каждый час льется чья-то кровь, рушатся чьи-то судьбы ради огромных денег и огромных амбиций других. Удивительное дело: Латынина пишет очень легко, от ее романа почти невозможно оторваться, текст читается на одном дыхании. И при этом текст Латыниной очень тяжел для восприятия. Любовь и ненависть, жизнь и смерть, подлость и вера переплетены в нем в настолько тесный клубок и при этом столь вызывающе неприкрыты, что иной раз приходится откладывать книгу, чтобы немного переварить эти ощущения. А еще у автора — удивительно меткое чувство юмора, и, читая эту, жуткую, в общем-то книгу, я не раз вовсю хохотал. Общее впечатление: Латынина была и остается одним из сильнейших авторов отечественной литературы и ее мастерство только растет. Этот роман, как и весь кавказский цикл, очень силен, но он — очень не для всех. Любители «черной» фэнтези и хоррора — попробуйте почитать книги Латыниной и вы убедитесь, что правда может быть страшнее самого изощренного вымысла. И еще: кавказский цикл стоит читать только по порядку, с самого начала.
|
| | |
| Статья написана 2 апреля 2009 г. 16:39 |
УТРО Этот день начался для Вениамина Ивановича Пухова как обычно. Пронзительный звон будильника прервал его сладкие сны, в которых он читал новые, чрезвычайно увлекательные книги. После недолгих поисков будильник был найден и задавлен подушкой, а Винни-Пух (так мы будем дальше именовать нашего героя) собрался было перевернуться на другой бок и поспать еще часок. Но недаром говорят: охота пуще неволи! Винни собрал всю силу воли, выпутался из одеяла и направился к волшебному порталу, ткнув лапой в красную кнопку. Затем Винни сделал несколько энергичных взмахов лапами и пару раз с оханьем согнулся (это должно было означать зарядку) и отправился на кухню, где быстренько соорудил огромных размеров бутерброд и изрядную кружку с кофе. Все это Винни-Пух притащил в комнату и устроился перед зазывно мерцающим волшебным порталом. Он откусил половину бутера, одним глотком осушил кружку, вдохнул поглубже и, не выпуская полбутерброда из лап, шагнул прямо в портал. Через секунду Винни очутился в удивительном месте, именуемом лабораторией фантастики, а в просторечии просто Фантлабом. Величественный главный зал поражал воображение. Его стены изукрашены изображениями Бога-Букашки-с-Лупой в разных позах и заклинаниями против поисковых роботов и ботов. Впрочем, Винни уже привык и не слишком обращает внимание на эти красоты. Из главного зала Винни-Пух первым делом направился в комнату, где на дверях было крупными буквами написано слово «ПОЧТА». На стенах этой комнаты длинными рядами были прицеплены сотни разноцветных почтовых ящиков. Яркий ящик с нарисованными горшочками с медом и пчелами и был персональным п/я Пуха за номером 6691. Винни сноровисто открыл ящик и вытряхнул из него несколько писем и открыток, одно сразу зашвырнул в ближайшую урну, пробурчав: «Мерзкие спамеры!», остальные взял с собой и, укусив бутерброд, уселся за столик и принялся за чтение. Алекс4141 поздравлял с новыми успехами футбольных команд, Новопришелец сочинил еще одно стихотворение, Темный Мальчик делился впечатлениями от очередной прочитанной книги, Японец прислал несколько фотографий, на которых из-за огромных кружек с пивом выглядывали перекошенные физиономии, с припиской «Неплохо мы посидели». Через минуту Винни схватил несколько листков бумаги, лежавших на столе, ручку, и, высунув язык, принялся строчить ответы. Затем он подошел к календарю со списком именинников , висевшему на стене, взял еще пару открыток, где бодро настрочил: «Поздравляю с днем варенья, желаю счастья в личной жизни, Пух», и собрав всю корреспонденцию, пошел вдоль стены, распихивая ее в почтовые ящики. Покончив с этим делом, Винни вернулся к столу, забрал недоеденный бутер, и отправился в зал отзывов. В зале отзывов на столах лежали книги разных размеров, от тоненьких брошюр до огромных фолиантов, в которых все желающие могли написать все, что они думают о разных произведениях. Винни подошел к огромному тому, на обложке которого были нарисованы уже знакомые нам горшочки и пчелы, и с заметным трудом открыл его, для чего даже пришлось отложить бутерброд. Исписанные страницы были испещрены загадочными знаками «+» и «-». Винни потыкал лапой в страницы, загнул несколько пальцев, считая новые плюсы, и довольно ухмыльнулся. После этого он быстренько взялся за ручку, и накалякал еще один отзыв на дочитанный вчера роман Диола, обильно пересыпая его восторженными эпитетами. Затем Винни закрыл свой томище и отправился к волшебной доске, на которой отражались все последние отзывы, взял мелок в лапы и принялся малевать плюсики и минусы чужим отзывам, не забывая доедать бутер. Добравшись до отзывов на легендарного писателя Злоемца, Винни стал сначала хмыкать, потом похрюкивать от смеха, а потом просто кататься по полу, подергивая лапами, пока не подавился остатками бутерброда. Кое-как прокашлявшись, Пух подобрал мел, и, пробормотав: «Жаль губить такую красоту», влепил отзывам на Злоемца по минусу. Дочитав свежие отзывы, Винни отправился бродить по залам форумов. Больше всего Пуху нравилось гулять по лаборатории именно в это время, когда гулкое эхо его шагов разносилось по пустым залам, и можно было без спешки рассмотреть все происходящее. В зале главного форума было только один посетитель. Винни раскланялся со старым знакомцем Барсуком, таким же любителем встать пораньше, и отправился глазеть на достопримечательности. На самом видном месте форума висело несколько здоровенных томов. Заголовок одного из них гласил: «Издевательские планы». Винни бегло полистал том. На 120 страницах перечислялось, какие именно отличные книги не будут изданы и почему. Найдя на последних страницах списка вторые тома писателей Лефта и Укокейна, Винни злобно сплюнул, захлопнул том и открыл следующий. В томе «Последние приобретения» описывалось, какие книги удалось добыть в последнее время коллегам, к каким уловкам, хитростям, а иной раз и пыткам по отношению к книготорговцам для этого пришлось прибегнуть. Винни достал блокнотик, записал пару особо оригинальных методов, сказав: «Пригодится» и пошел дальше. Толстенный том «Для склеротиков» Винни проигнорировал, поскольку не жаловался на плохую память, черкнул пару строк в томик «Кто что читает» и отправился к новым томам. Открыв том «Сколько раз вы прочли любимую книжку», Пух долго шевелил губами, загибал пальцы на передних и задних лапах, а потом написал некое трехзначное число. На обложке тома «Пробуем писать вместе» Винни, воровато оглянувшись, дописал «на заборе». Тома про творчество Диола, Поповенко и Настрочильских Пух быстренько пролистал, а вот творчество Барабасова, Нашумелова и Пехотова не вызвало у него особого интереса, и Винни отправился в другой зал. В зале «Прочая литература» было тихо и спокойно. Винни заглянул в том «Свои стихи», написал «Круто, пишите еще, всем чмоки», поглазел на развалины Колизея и пошел дальше. В зале «Кино» на видном месте висело 12 новых опросов. Винни ознакомился со списком из 32 фильмов гондурасского режиссера и поставил галочку напротив его бессмертного творения «Не смотрел и смотреть не буду». Галочка оказалась 96 из 97. Пух довольно хмыкнул и отправился в зал «Компьютерные игры». Там он с интересом прочел новую историю о том, как с одним гоблином одолеть сто драконов, хмыкнул еще более скептически и мимо зала «Музыка» пошел прямо в «Спорт». В «Спорте» Винни оживился, нацарапал сообщение «Вчера наши забили ненашим пять голов, попали на два раза больше прямо в биатлон и обошли на круг в решении знаменитой Формулы №1», после чего с чистой совестью удалился. Мимо «Общественных институтов», самого жуткого места в лаборатории, Винни осторожно прокрался на цыпочках. Обычно так кипела непрекращающаяся драка, каждые пять минут кого-то выкидывали и тащили в баню, но в этот раз все было тихо. В «Поддержке и развитии» ничего интересного не было. Восемь новых записей «почему нет писателя такого-то» и восемь стандартных штампов в ответ «Вот сами и напишите». Один жалобный вопрос «У меня не открывается личная переписка. Где у меня ошибка?» и размашистый ответ «В генотипе!» Зато в «Трепе» жизнь била ключом. По форуму лазило несколько неизвестных Пуху личностей. Один пытался демонстрировать, как можно читать пять книг одновременно, другой травил бородатые анекдоты, некая девочка гуляла в обнимку с плюшевым медведем, а какой-то невнятный тип пытался продать книги без обложек недорого. Винни с интересом полистал книгу с веселыми картинками, задумчиво почесал затылок при виде книги с поговорками и удалился восвояси. Проходя по коридору, Винни вдруг остановился. (Если у вас есть допуск 42-й степени, читайте захватывающую историю «Винни-Пух и тайная комната»! А если нет, то нет). Пробежав по коридору, Винни выскочил в главный зал, прыгнул в портал и очутился в своей комнате. Он быстро собрался, запихнул в сумку еще пару бутербродов и начал вертеться вокруг огромной кучи из еще нечитанных книг. Повертел одну, бросил обратно, обошел ее, вытянул другую снизу, подпер плечом покосившуюся кучу, уложил книгу в сумку и отправился на работу. ДЕНЬ Расправившись с бестолковой беготней с бумагами, Винни улучшил момент и снова прыгнул в заветный портал, предварительно убедившись в отсутствии поблизости начальства. В это время главный зал напоминал скорее переполненный вокзал. Посетители один за другим то появлялись из порталов, то исчезали в них. Шум и толкотня стояли неимоверные. Активно работая локтями, Винни пробился в главный зал, куда вместе с ним стремилось большинство юзеров. Толпа в главном зале была еще гуще, каждый что-то выкрикивал, яростно размахивая руками. В центре зала на постамент вылез некий субъект, завернувшийся в простыню на манер римской тоги. На постаменте гвоздем была выцарапан надпись «Здесь был Вася». С важным видом субъект вещал на тему «Все вы папуасы, а я великий критик!» Великого критика никто не слушал. В одном углу возле тома «Издевательские планы» собралась изрядная толпа. Перед толпой прохаживался здоровенный Тигр и рассказывал о том, какой отличный план курят в издательствах «ФАС» и «ЭКС-ЧМО», периодически порыкивая на тех, кто лезет с дурными вопросами. На стоявшую рядом колонну взобралась сварливая Белка с плакатом «Эскадра лучше всех» и кидалась в Тигра скорлупой от орехов. В противоположном углу другая толпа слушала, как разглагольствует матерый христопродавец: «Подумаешь, накормить тысячу человек тремя караваями! Вот однажды, когда у меня был только один экземпляр новой книги, а у ворот собралось тысячу страждущих, я вышел к ним, произнес всего три слова и они, осчастливленные, сразу пошли в указанном направлении!» В третьем углу Призрак отца Гамлета рассказывал всем желающим о технологии поиска жемчужных зерен в куче самиздата. В четвертом углу Мрачный жрец в ермолке пытался продавать желающим билеты на «Стаканкон». Слегка ошалев от всего этого, Винни выбрался из главного зала в коридор. В коридоре Винни наткнулся на какого-то типа, отчаянно крутящего счетчик баллов. Внезапно из-за угла послышался жуткий вой, а затем в коридор выскочил огромных размеров Пес с мордой, вымазанной скипидаром. Накрутчик бросил счетчик и кинулся бежать, а ужасный Пес кинулся за ним под улюлюканье Винни. (Если у вас есть допуск 42-й степени, читайте захватывающую историю «Винни-Пух и Узник Азкабана»! А если нет, то нет). В коридоре Винни застал тревожный сигнал. В несколько прыжков он домчался до главного зала, выпрыгнул в закрывающийся портал, а через несколько секунд радостно махал лапой шефу, который заглянул проверить, как идет работа. ВЕЧЕР Провозившись с бумагами до конца рабочего дня, Винни наконец отправился домой. Втиснувшись в переполненный транспорт, он все-таки ухитрился достать книжку и дочитать ее, стоя на одной лапе. Добравшись домой и управившись с домашними делами, Винни вновь отправился к заветному порталу. Фантлаб вечером разительно отличался от Фантлаба днем. Народу в нем было не намного меньше, но суеты заметно поубавилось. Случайные люди почти все исчезли, зато собрались матерые служители Фантастики. На этот раз Винни первым делом отправился в большой зал, усеянный колоннами. Каждая из этих колонн принадлежала определенному посетителю, за что они и были названы авторскими. Некоторые из колонн почти полностью покрывали загадочные письмена. Другие же стояли почти совершенно чистыми. Каждый хозяин выцарапывал на своей колонне все, что ему заблогорассудится. Нильс описывал жития святых Диола и Поповченко. Сэр Макс пересказывал истории различных движущихся картинок. Никки создавал картины на манер арабской вязи. Последнее время популярной стала игра в загадки и отгадки. Прогуливаясь возле колонн Пух с большим интересом ознакомился с загадками Ученого Мыша, Несгибаемого Прута и Английской Старушки и даже нацарапал свои варианты отгадок. Добравшись до своей колонны, Винни притащил стремянку, взгромоздился на нее и начал усердно выцарапывать на колонне какие-то письмена. Что именно он пишет в этот раз? Не знаю. Возможно, текст, который сейчас читаете вы. Закончив свой труд, Винни слез с поскрипывающей стремянки и, услышав громкие крики, направился в главный форум. Как оказалось, Миракля и Муркокля решили в очередной раз вздуть друг дружку. Собравшаяся толпа громко подбадривала соперников. Пронырливый Колобок катался среди болельщиков и сноровисто принимал ставки на исход соревнований. Винни поставил на обоюдное недельное мытье в бане и занял место среди зрителей. Увы, появившийся Тигр грозным рыком разогнал противников и ограничился на сей раз горчичниками, прицепленными Миракле и Муркокле на языки. Винни только и успел провести взглядом свои денежки, исчезнувшие в бездонных карманах шустрого Колобка, и направился гулять по форуму дальше. Возле опустевшего постамента в центре форума мирно дремал в обнимку с пустой бутылкой Великий критик, завернутый в простыню. На постаменте кто-то нацарапал слово из трех букв. В углу возле «Издевательских планов» Бывший Снежный человек ловко орудовал метлой, сметая скорлупу, набросанную сварливой Белкой. Поскольку скорлупа была, как и положено, золотой, вид у Бывшего Снежного человека был страшно довольный. Матерый Христопродавец и Мрачный Жрец в Ермолке делили заработанное за сегодня. К ним присоединился Двуликий Худий, мученик и жрец в одном лице. Все вместе они обсуждали организацию на следующий день после «Стаканкона» мероприятия под названием «Бодункон». Несколько страдальцев, все с ног до головы перемазанные в самиздате высказывали негодование в адрес коварного Призрака отца Гамлета, но тот, как всегда, бесследно растворился в воздухе. Несколько странного вида типов обсуждали альтернативные способы поклонения альтернативным святым писателям. Большинство окружающих с негодованием косилось на этих подозрительных еретиков. Несколько человек увлеченно мерились… Нет, не тем, о чем вы подумали, а всего лишь количеством купленных свитков. Убедившись, что драки больше не предвидится, Винни направился в другие залы. Но и там не происходило ничего слишком забавного. На развалинах Колизея как всегда ставили оперу «Собака на Сене». Это Винни уже видел. В форуме «Движущиеся картинки» выставили список из 43 бессмертных творений актера из Буркина-Фасо. Пух хотел было сшибить пару баллов, но потом только махнул лапой. Из форума «Общественные институты» как всегда доносились крики, брань и треск ломающейся мебели. Как выяснилось, сионисты и коммунисты объединились против анархо-монархистов. Ученый Мыш и Бородатый Кот поддавали жару, устраивая всем участникам свары баню прямо на месте. От нечего делать Винни заглянул в самый шумный форум, послушал пару анекдотов с бородой длиннее, чем у Бородатого Кота; с интересом ознакомился с тем, как коллеги избавляются от непонравившихся им книг; послушал эротические откровения юзера, испытывающего оргазм от количества книг в магазинах его города, и другого, вступившего в связь с Озоном, а также высказал в двух словах свое отношение к авторам-мужчинам, пишущим от имени женщины. После чего Винни решительно выбрался из портала, прихватил с собой новую книжку, баклажку с пивом и пакет с чипсами и вернулся в портал. Остаток вечера Пух провел за столом у камина в почтовом зале, почитывая книжку. Время от времени Винни откладывал книгу, вытягивал новое письмо из своего ящика и отправлял ответ или подходил к доске с отзывами и делал на ней какие-то пометки. Так продолжалось до тех пор, пока Винни не обнаружил, что лежит, уткнувшись носом в книгу. Пух встал из-за стола, раскланялся с друзьями и отправился спать. Так закончился один день из жизни Вениамина Ивановича Пухова. P.S. Вы не услышали еще много увлекательных историй: о том, как Винни искал Философский камень, положенный Богом-Создателем в основу Фантлаба, как во время встечи с друзьями Винни осушил полный Кубок Огня, как за заслуги перед Фантлабом Винни был награжден орденом Феникса, как Винни соревновался с Принцем-полукровкой в том, у кого больше плюсов, ну и конечно загадочную историю о Дарах смерти. Но об этом в следующий раз, а пока до свиданья!
|
| | |
| Статья написана 2 апреля 2009 г. 14:38 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] До чего же необычен этот роман. История моего знакомства с ним получилась довольно символичной. Не один месяц после выхода этой книги я пытался найти ее, оббегал все книжные магазины Харькова, замучил расспросами продавцов на рынке, но тщетно. И только отправившись в Питер, я ухитрился все же раздобыть эту книгу. Недаром говорят, что чем больше усилий приходится приложить для достижения цели, тем ценнее кажется тебе добытый приз. Эту истину вполне могли бы подтвердить герои этого романа и с ней вполне готов согласиться я. Но обо всем по порядку. Хороший автор, как хороший повар, часто составляет свою книгу из совсем разных частей. И «Мост птиц» Барри Хьюарта — воистину экзотическое блюдо. Итак, место действия. Представьте себе лубочную, донельзя экзотичную, я бы даже сказал опереточную Россию. Ту, где медведи бродят по улицам толпами, все вокруг заставлено огромными матрешками, на конях скачут бравые казаки с огромными чубами, девицы с косами до пят несут коромысла, все хлещут водку ведрами, наяривают на балалайках и гармошках, поют «Ра-ра-распутин» и водят хороводы. Представили? А теперь представьте такой же лубочный, совершенно неправдоподобный Китай. Главные герои. Возьмите неких благородных жуликов, скажем Питерса и Такера или, скорее, престарелого Бендера и могучего Шуру Балаганова, добавьте им несгибаемого упорства, отчаянной храбрости, немыслимого везения и удивительной чистоты помыслов, обмажьте со всех сторон китайским колоритом. Представили? Что, не получилось? У меня тоже это вышло с трудом. Но вот такие уж они — мудрец Ли Као и его верный спутник Десятый Бык. Другие персонажи. Среди действующих лиц — благородный ученый с феноменальной памятью, раскаявшийся ростовщик, омерзительные внешне и внутренне злодеи, жестокие мудрецы, обжора-купец, мудрый настоятель храма, удивительные дети, древние божества и прочие типичные обитатели Китая. Сюжет. Соедините увлекательный авантюрный роман, жестокую сказку, запутанный детектив, красивую легенду, мудрую притчу, тщательно перемешайте. Вы думаете, получится ерунда? Нет, повествование поистине увлекательно. Препятствия на пути героев. Неприступная крепость, подземный лабиринт, затерянный в пустыне город, глубины озера мертвых. Словом все, что может потрясти воображение читателя. Юмор. Встречается в самом неожиданном виде — от грубоватых клоунских шуточек до весьма изящной и тонкой иронии — в самых неожиданных местах романа. Вообще, роман очень похож на некое то ли цирковое представление, то ли на оперетту, то ли вообще на буффонаду. Яркие, почти клоунские маски действующих лиц, кучи фальшивых драгоценностей, подчеркнуто неправдоподобные приключения героев, и из-под всей это мишуры только краешком проглядывают настоящие чувства, подлинные радость и горе. И неожиданно мощная концовка, в которой вся эта фальшивая мишура осыпается, в которой всем воздается по заслугам, и которая не может оставить равнодушным. Выглядит это так, как будто в конце оперетты вдруг зазвучала, например, оратория Баха. Несмотря на всю его внешнюю простоту, роман не так легок для восприятия. Начало показалось мне весьма странным. В роман надо вчитаться, а к этому Китаю и к героям — привыкнуть. Но, мне кажется, если вы осилите эту книгу, вы не пожалеете о потраченном времени. Ну а я буду надеяться, что хитроумный Ли Као и могучий Десятый Бык еще встретятся на моем жизненном пути.
|
| | |
| Статья написана 31 марта 2009 г. 00:10 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Наконец-то я добрался до этого произведения Олди и остался очень этим доволен. Не могу назвать «Песни» лучшим произведением авторов, но одним из лучших — наверняка. По дорогам Средневековой Европы бродит неутомимый бродяга-музыкант Петер Сьлядек. Путаются под его ногами страны и времена. То он забредет в средневековую Венецию, то заплутает в горах Югославии, то заглянет в мифический Хенинг, а то окажется в моем родном Харькове. То окажется Петер во времени Екатерины Медичи, а то и до Николая Гоголя окажется ему подать рукой. Встречает он на своем пути самых разных людей, и слушает, слушает их истории — причудливые и удивительные, добрые и страшные. Все эти истории разные, как разнятся и судьбы собеседников Петера. Но есть в них и нечто общее. Их герои пытаются бросить вызов судьбе, неумолимому року. Кем-то движет гордыня, кем-то страх, а кто-то пытается спасти всех от зла. По-разному складываются судьбы этих людей, и каждого из них Петер выслушает, каждому посочувствует, о каждом споет свою песню. Но однажды и сам музыкант встретится со своей судьбою. Роман написан очень красиво и образно, я бы даже сказал поэтично. Просто видишь каждого из действующих лиц, слышишь шум дождя, плеск весел, бесконечную неаполитанскую песню. При этом авторы отнюдь не приукрашивают действительность. Крови, боли, грязи мы увидим достаточно. И все-таки неистребимый оптимизм главного героя как-то передается читателю. У меня это произведение оставило некое светлое, очень позитивное чувство. Каждая история, вошедшая в роман, в принципе самодостаточна. Одни, например «Здесь и сейчас», «Баллада двойников», «Аз воздам» мне понравились больше, другие — чуть меньше. Но именно вместе они образуют действительно замечательное полотно. Многие сюжеты до боли знакомы. Где-то авторы отсылают нас к другому произведению, например, «Вию» Гоголя, напрямик. В других случаях, например в истории с островом Монте-Кристо, они уходят далеко от оригинала. А иной раз просто пошутят. То милейший доктор Влад Цепеш угостит героя похлебкой с чесночным соусом, то среди песен Петера Сьлядека мы увидим знакомые названия фантастических романов. То некий шотландский стрелок прикончит главаря разбойников де ла Марка. И таких аллюзий внимательный читатель найдет в романе очень много. Еще особо хочу отметить то, как мастерски описаны все, даже самые эпизодические персонажи. Порой, главный герой даже несколько теряется на общем фоне. Роман дает возможность и посочувствовать героям, и насладиться увлекательными приключениями, и задуматься о скрытом смысле прочитанных историй, и насладиться замечательным стилем авторов. Словом, в нем есть все, что нужно очень хорошему произведению. Рекомендую!
|
|
|