Грег Бир «Смертельная схватка»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Сенекси — негуманоиднaя, коллективная форма жизни, в виде студня. Философия и менталитет этой расы не имеют пересечений с человеческими понятиями. Это абсолютно странная и чуждая жизнь.
Люди и Сенекси воюют уже давно. Много тысячелетий. Даже нет. Много десятков тысяч лет. Но не изменила ли война и самих людей, само человечество? И есть ли смысл тогда в такой войне?
Это истории двух «бойцов»: человеческого — Пруфакс, и Сенекси — Ариса...
«Как быстро разрастаются огни!
И мир в небытие уходит,
А вместе с ним и все воспоминания.
Проскакивая мимо той единой двери,
Себя мы обрекаем вновь и вновь
На бег по замкнутому кругу.
Ну что ж: убейте все, что хорошо,
Сожрите все, что молодо,
Так будет вечно,
И ни тебе, ни мне
Не суждено сойти с орбиты...»
Первая публикация в журнале «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», февраль 1983
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, February 1983», 1983 г.
— сборник «The Wind from a Burning Woman», 1983 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #13», 1984 г.
— антологию «The Nebula Awards #19», 1984 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: First Annual Collection», 1984 г.
— антологию «The Best of Isaac Asimov's Science Fiction Magazine», 1988 г.
— сборник «The Venging», 1992 г.
— антологию «Isaac Asimov's War», 1993 г.
— антологию «The Mammoth Book of Modern Science Fiction: Short Novels of the 1980s», 1993 г.
— антологию «Nebula Award-Winning Novellas», 1994 г.
— антологию «Hugo and Nebula Award Winners from Asimov's Science Fiction», 1995 г.
— сборник «The Collected Stories of Greg Bear», 2002 г.
— сборник «W3: Women in Deep Time», 2003 г.
— сборник «Beyond the Farthest Suns», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1983 // Повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1984 // Повесть | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Повесть | |
номинант |
Сигма-Ф, 1999 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (4), английский (19)
- /тип:
- книги (20), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- И. Васильева (1), Л. Соловьёв (1), О. Черепанов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 17 августа 2022 г.
Боролся с этой повестью, как с учебником по высшей математике. Пару раз возвращался, перечитывал все с самого начала. Еле-еле «добил». Да, для любителей самой «твердой» фантастики есть где разгуляться.
Попробую объяснить, что я понял в этой книге:
История тысячелетней войны двух цивилизаций: гуманоидной и негуманоидной. Впрочем, это ни в коей мере не «боевая фантастика», нет. Если в двух словах, то, в одной комнате закрыли несколько невообразимых созданий:
- гуманоида,
- его клона, с некими модификациями,
- вообще, не пойми какого мутанта, и, ещё и
- представителя негуманоидной цивилизации.
Ужас. Такой адской «смеси» трудно себе представить. Ну, и, чтобы было ещё «интереснее» подключили все «это» к неким глобальным системам: тут и Базовый Разум сенекси, и, гуманоидная Мама, и, некий Мандат. Полный взрыв мозга! Ах, да, ещё, сознание героев, путешествует по разным уровням коллективной памяти, смешивается и проникает друг в друга. Для кучи, персонажи постоянно погибают, но, их сознание воскресает в памяти их генетических клонов...
Вы поняли о чем эта повесть? Я, если честно, до конца так и не разобрался в этом хитросплетении разных форм сознания. Прямо, какой-то, невообразимый винегрет.
Интересно? Да, наверное, раз я несмотря на сложности с чтением такого рода литературы, всё-таки, дошел до финала.
Оригинально? Ещё бы.
Но, читать эту повесть, по-моему, нужно с бумагой и ручкой, чтобы, чертить схему, куда какой разум переместился, с каким сознанием, какое сознание слилось, и, что в результате этих действий получилось. Для наглядности.
Как оценить сей опус даже и не знаю.
Можно, конечно, с умным видом, сказать, что это — интеллектуальное чтение, получить удовольствие от которого — удел немногих. Может быть, это и так. Мне бы, вот, чего попроще, полегче. Ведь, наверное, все то, что написано в данной книге, можно было бы, если постараться, изложить и доступным к пониманию языком. Более легко и наглядно. Чему примеры есть в огромном количестве других произведений «твердой» научной фантастики.
Incnis Mrsi, 1 декабря 2020 г.
Не разделяю восторгов. Изложение не просто «с экскурсами», а такая мешанина, что едва ли возможно следить, где о которой из трёх девочек идёт речь. Тем более, зовут их одинаково и лицом не отличаются.
О вымышленном мире. Якобы продвинутое Человечество посылает на боевое задание внутрь гигантской планеты киборгов, основанных на людях. Понимает ли писатель, что останется от человека после таких перепадов давления? Какие-то (не физически серьёзные) баталии рыцарей описаны вместо боевых действий. К слову, ледяной гигант (планета вроде Нептуна) называется у автора газовым, но для 1983 года неточность вполне простительна.
Сильно повредило повести время написания — разгар Холодной войны. Деление Галактики на два враждующих блока воспринимается вещью настолько предсказуемой и очевидной, что писатель не тратит усилий на разъяснение причин такого порядка (ссылки на два поколения звёзд не в счёт, как не имеющие отношения к астрополитике).
Тяжёлый английский, и перевод О. Черепанова лучше не читать — встречается грубая отсебятина притом, что местами он плохо понимает написанное Бером. Например, “the rocky accretion disks of stars entering the main sequence” переведено как «все разрастающиеся каменные диски – небесные тела главного ряда». За книжкой Шкловского «Звёзды: их рождение, жизнь, смерть» сходить в ближайшую библиотеку было явно лениво. Кто-нибудь видел перевод Л. Соловьёва?
Jaelse, 17 августа 2014 г.
Наверное, лучшее описание межзвёздной войны в мировой фантастике. Обычно авторы, взявшись описывать очередные «звёздные войны», просто экстраполируют реалии сегодняшней войны на далёкое будущее, только давая в руки воюющим сторонам оружие помощнее. Бывает, что и написано всё достаточно занимательно, и автор старается проявить какую-никакую изобретательность по части придумывания технологий будущего, однако, замени звездолёты на танки, лазерные пушки на автоматы и т.п. — ничего по сути не изменится. «Смертельная схватка» же — единственное произведение из тех, что довелось прочесть, где автор попробовал нарисовать картину принципиально ИНОЙ войны, с использованием вооружений и тактики, которых сейчас нет даже даже на уровне прогнозов «а вот через много-много лет...» Такого количества идей каким-нибудь Коулу с Банчем хватило бы на двадцатитомный цикл (и ещё осталось бы). Бир же умудрился всё это богатство уместить в 150-страничню повесть, причём повесть эта не столько о войне, сколько о любви.
Sergio Blanc, 8 февраля 2021 г.
Красиво...Сложно...Завораживающе...Глубоко
Смысл внутри смысла. Снаружи — столкновение цивилизаций, гуманоиды и сенекси, внутри — столкновение мифа и реальности, проблемы понимания истории, общества, индивидуальности, ну и, конечно, любви и смерти — куда же без них.
Местами непонятно до раздражения, до зуда кожного, но Бир никогда не снисходит к читателю, ты должен «дотянуться» до его понимания сути вещей. Хорошо это или плохо — не знаю. Но читать Бира нужно.
В этом непростом тексте можно запутаться, а можно найти путеводную нить и воскликнуть — «Вот это да!»
vam-1970, 27 декабря 2020 г.
Лауреат Небьюла 1983 года, номинант Хьюго 1984 года.
За мысль — отлично! За изложение — ну удовлетворительно. Чего-то автору не хватало, чтобы вот с такой силой ударить по мозгам читателя- то ли слов, то ли терминов.
Очень далекое будущее — схватка двух цивилизаций — человечества и сенекси, обитателей газовых гигантов( и здесь автор логичен, отдавая предпочтение сенекси по причине более раннего эволюционного развития разума, газовые гиганты предположим ранее сформировались чем твердые планеты, и поэтому та цивилизация древнее).
А за схваткой наблюдает третья раса, ещё более древняя, так называемый базовый разум, пытаясь понять обе расы и примирить их. Но настолько разные цивилизации, что примирения не получается и как выход из ситуации у автора, ну просто по Достоевскому — стихи о любви, любовь возможна примирит расы. И Автор бросает повествование вот на таком обрыве — ...«не знаю, что логически сделать с примирением цивилизаций, пусть любовь решает...».
Интересна гипотеза о населении газовых гигантов.
bakunian, 17 мая 2016 г.
Я не ярый поклонник космооперы, но не в данном случае! Вместо примитивных баталий с превосходящими силами противника читатель окунается в увлекательный мир интеллектуального и психологического противостояния.
JohnNorrik, 20 января 2016 г.
Повесть сама по себе довольно странная, не только манерой повествования, а и не совсем понятными технологиями, представленными в ней. Чего только стоят так называемые «перчаточники» у войсках людей. Или их противник — странная газообразная раса.
Довольно свежий взгляд на понятие «истории». Ведь и вправду, История — это цепь изменений в мире и людях, и если люди не меняются, не появляются новые индивидуальности, то и сама необходимость в таком понятии как история отпадает.
Сам межзвездный конфликт описан очень качественно и ярко.
Качественным признаком являлось и то, как показана невозможность установить с инопланетной расой нормальный контакт, и единственной формой взаимодействия остается война. Или ты, или тебя.
Бывший, 26 ноября 2013 г.
Бесконечно прекрасная повесть о любви в бесконечно далеком будущем, когда само понятие человечества в современном понимании уже не существует. Автор мастерски описал реальность мира для которого знакомые нам понятия «государство», «культура», «личность» и прочие являются анахронизмами, требующими адекватного перевода. В этом далеком мире из века в век повторяется один и тот же сбой программы. Представитель генетической линии А встречая представительницу генетической линии Б (мало похожие и не гуманоидные в общем то линии) неизменно испытывает к ней необъяснимые эмоции, которые просто невозможно исправить.
Написанная типичным для Грега Бира сухим безэмоциональным языком повесть стала тем редким образцом когда эмоциональное переживание вызывает именно описываемая почти архетипичная ситуация любви в совершенно невообразимых декорациях.
Любителям фантастики о далеком будущем рекомендуется в качестве настольного пособия.
С.Соболев, 14 мая 2008 г.
Грег Бир Схватка (сборник) — М, АСТ, 1998, 496с. — (Координаты чудес), 10 т.э.
В книге собраны образцы добротной научно-фантастической фантастики Грега Бира, (зятя Пола Андерсона, между прочим). Повести и романы сборника почти все насквозь премированы Хьюгами и Небьюлами, так что за качество идей можно не сомневаться. Сомневаться можно в качестве перевода: режут слух слова «дисковвод» и «тессерэкт».
«Музыка, звучащая в крови» — лучшее, наверное, произведение Бира, рассказывает о совершенно фантастической катастрофе: в человеческой крови заводятся и размножаются, перестраивая тело под себя, мелкие разумные существа (Хм, аналогичная картина описана у Марка Твена в «Три тысячи лет среди микробов»)
Древние обитатели Галактики, сенекси, для сохранения информации используют методы раздельного функционирования разума и памяти; люди выращиваются в пробирках уже со строго заданными боевыми характеристиками («Схватка»); мальчик проникает в четырехмерное пространство и спасается у чудовищных по своему облику тамошних обитателей от земной глупости и всяческой дряни («Касательные»); незначительная ошибка на ферме по выращиванию пробирочных детей приводит через несколько лет к массовой гибели подростков («Сестры»); замечательные эпические картины колонизированного и освоенного ближнего космоса рисуются в романе «Головы» — там же показано, к какому застою в прогрессе могут привести глупые сакральные идеи и их не в меру пылкие сторонники. Однако гипотеза (с.412) о том, что язык — устойчивый генетический признак и передается по наследству, да еще и на протяжении тысячелетий (?!) сродни бредням о родстве этрусков и русских.
«На примере всех без исключения войн она видела — на первой стадии любое общество старалось лишить врага человеческих черт, внушая себе, что он — простейшая форма жизни. И все ради того, чтобы, убивая, не испытывать угрызений совести» (с.165). На примере «Звездных рейнджеров» неглупого Хайнлайна это ярче всего заметно — цивилизация врагов не описана нисколечко; стоит только появиться рефлексии, как перед нами появляется «Враг мой» Барри Лонгиера, и никакой войны, один пацифизм.
god54, 26 августа 2009 г.
Полностью согласен: очень нелегкое для чтения произведение.
Вначале я думал, что это просто еще одно антивоенное произведение, но лишь в конце понял:
ведь это повесть о любви! Даже в том измененном мире человек будет по-прежнему любить. Будет любить всегда.
В основе жизни лежит не война, а любовь.
ceh, 7 апреля 2007 г.
Очень необычное произведение. Очень странное, тревожное, бередящее душу. И, должен подчеркнуть — очень не легкое для чтения. Но мыслей здесь, в достаточно небольшой по объему повести, заложено столько, что вполне хватило бы на большой роман.
Что происходит с обществами, которые пытаются предать забвению собственную историю. Какую цену приходится платить за победу в войне? А если эта цена — потеря самоидентификации и коллективное безумие? А кроме того, Бир сумел очень хорошо и точно описать психологию и мотивы абсолютно чуждого человечеству инопланетного разума. Это одна из лучших попыток в мировой фантастике описать нечто подобное.
«И люди сражались с сенекси до тех пор, пока различия между ними не стерлись окончательно».
Сказочник, 10 декабря 2007 г.
Очень сложно, очень красиво, действительно достойно того, чтобы считаться шедевром научной фантастики. Хотел подарить эту книгу другу на день рождения, но зачитался и пришлось подарить ее немного позже. Друг понял.
Такие дела, леди и джентльмены.