Была во времена советской Руси народная забава: раз в десятилетку собраться, посмотреть, как там в очередной раз загнивает закордонная фантастика и написать сочинение на тему. Насколько мне известно первыми на этом славном поприще отметились сотрудники журнала "Техника — молодежи", еще в 1948 году опубликовавшие статью со звучным названием "В мире бредовой фантастики". Прочитать ее можно, например, здесь. Мы же с вами сегодня проделаем то, чего не делал никто раньше: разберем на части разместившийся на соседней со статьей странице журнала чудесный коллаж за авторством Льва Смехова, призванный наглядно проиллюстрировать всю степень грехопадения западных коллег:
Осторожно, под катом будет очень много картинок! Я предупредил
Disclaimer: несмотря на то, что это лучший скан из имеющихся, во многих местах видна заблюренность изображения. Вероятно, связано это не с качеством сканирования, а с качеством самой печати. Тем не менее, если кому-нибудь удастся добыть более качественное изображение, я с удовольствием заменю все фрагменты.
UPD: огромнейшее спасибо Александру (batod), который добрался до областной библиотеки и заново отсканировал весь разворот. Благодаря его усилиям все фрагменты изображения заменены на более качественные.
Начать нам проще всего будет с разложенных перед читателем журналов. Стартанем с крайнего правого и будем двигаться против часовой стрелки.
Итак. Крайний правый разворот перепутать сложно — хотя б потому, что на нем большими буквами написано сакраментальное "Treasure on Thunder Moon". Все верно, это заглавная иллюстрация к повести "Сокровище Громовой Луны" Эдмонда Гамильтона (что иронично, 8 лет спустя опубликованной именно в ТМ). Просто посмотрите, с какой тщательностью воспроизведены детали оригинального изображения! Художник Малкольм Смит. Позже именно он рисовал обложку и внутренние иллюстрации к "Звездным королям".
Amazing Stories, апрель 1942, с. 198-199
Присмотревшись к обложке того номера, мы обнаружим, что на ней запечатлен один из центральных элементов коллажа — робот, держащий вывеску (бутылки колы недостает, мы найдем ее позже). Это иллюстрация к последней повести Отто Биндера про робота, Адама Линка, художник — Роберт Фукуа.
Amazing Stories, апрель 1942
Про Адама стоит рассказать отдельно. Первый рассказ про него, "I, robot", опубликованный в 1939 году, произвел небольшой фурор среди тогдашних любителей фантастики. Вот что писал по этому поводу Айзек Азимов:
цитата
[Рассказ] определенно привлек мое внимание. Через два месяца после прочтения я начал "Робби", историю про симпатичного робота, с которой и началась вся серия про позитронных роботов. Одиннадцать лет спустя, когда девять историй из серии были собраны под одной обложкой, издатель, несмотря на мои возражения, назвал сборник "Я, робот". Ныне моя книга более знаменита, но история Отто была первой.
В последующих рассказах Адам сменил массу профессий, обзавелся женой (угадайте, как ее зовут :) и, под занавес, спас человечество от захватчиков с Сириуса. Совсем неплохо для робота без позитронного мозга!
Идем дальше. В том же номере печатался очередной рассказ Фестуса Прагнелла про приключения Дона Харгривза на Марсе и около, "Devil Birds of Deimos": только Дон собрался справить с Принцессой медовый месяц, как все пошло не по плану из-за аппарата эволюции. На иллюстрации (автор — снова Фукуа) изображена сцена с теми самыми "дьявольскими птицами". И одна из них — явно наш клиент, перекочевала вместе с подопечным в когтях (он, на самом деле, с соседней страницы). Как и Марс.
Amazing Stories, апрель 1942, с. 168-169
Смотрим следующий журнал. Вернее, торчащий между двумя другими журналами небольшой кусок с грустным дракончиком. В оригинале он какой угодно, только не грустный — еще бы, он жаждет полакомиться главным героем рассказа "Doom Over Venus" Гамильтона (да и вообще, это не дракон, а огнедышащий червь). Иллюстрация на обложке авторства Говарда В. Брауна живописует одну из "грез" секретного агента Кларка Стэнтона. История разворачивается в мире Капитана Фьючера через несколько сотен лет после событий "Сокровища Громовой Луны" (и да, там снова встречается левиум!).
Thrilling Wonder Stories, февраль 1940
Пару следующих обложек пока пропустим (обязательно вернемся к ним позже), перейдем к Amazing. Здесь даже гадать не приходится, благодаря надписи Shaver Mystery. "Сцена в пещерах" кисти Роберта Гибсона Джонса предваряет номер, целиком и полностью посвященный одной из самых потрясающих мистификаций в истории фантастики.
Amazing Stories, июнь 1947
Началось все с того, что в 1943 году никому тогда неизвестный Ричард Шейвер написал в редакцию Amazing Stories письмо с описанием некоего открытого им прото-языка, предка всех остальных. В этом языке у каждого звука есть свой скрытый смысл и, применив некий набор правил к любому слову из любого языка, можно вычленить его скрытое значение. Редактор журнала, Рэймонд Палмер, опробовал предложенный метод и, посчитав, что в этом что-то есть, спросил у Шейвера, откуда у него такая информация. Тот в ответ прислал длиннющщее письмо, содержание которого сводилось примерно к следующему: когда-то давно на Земле существовала сверхпродвинутая цивилизация, понастроившая городов в пещерах и улетевшая затем на другую планету. На Земле остались потомки этих древних, в большинстве своем деградировавшие садисты, которые не только периодически похищают людей, но и — с помощью оставшейся техники — внушают населению зловредные мысли, которые и приводят к войнам, катастрофам и прочим мелким неприятностям. Палмер дописал текст до размеров романа и опубликовал его под названием "I Remember Lemuria" в номере за март 1945. Выпуск разошелся как жареные пирожки, что явно требовало продолжения банкета. В течение трех лет Шейвер продолжал исправно поставлять в Amazing отборный контент, в ответ получая буквально тысячи писем, читатели которых подтверждали, что все рассказанное — чистая правда и они тоже слышат у себя в голове голоса подземных обитателей. В общем, разразилась настоящая истерия. Многие фэны, долгие годы исправно покупавшие журнал, были возмущены подобным положением дел и начали требовать от Палмера прекратить публикацию псевдонаучной ерунды, именуемой Shaver Mystery (говорят, поучаствовал даже совсем юный в ту пору Харлан Эллисон). В 1948 Палмеру пришлось пойти на уступки, но не фэнам, а издателям, почуявшим, что продажи стали проседать. Но сама "шейвериана" никуда не делась: когда Палмер, живо интересовавшийся НЛО и прочими оккультными явлениями, ушел из Amazing и основал собственный журнал, первым делом туда перекочевали именно рассказы про подземных обитателей. Надо заметить, что Ричард, похоже, и сам верил во все, что писал. Гораздо позже, уже в 70-х, Палмер признался, что 8 лет, якобы проведенных Шейвером в тех самых пещерах, он, на самом деле, пролежал в психлечебнице. Подозреваю (но не могу доказать), что легкость, с которой люди с неустойчивой психикой купились на эту мистификацию, была одной из путеводных нитей к рождению дианетики Л. Рона Хаббарда: настойчиво убеждай людей в самой отъявленной чуши — и рано или поздно кто-нибудь да поверит.
Ладно, идем дальше. Пару фрагментов той обложки Смехов изобразил отдельно:
Amazing Stories, июнь 1947
Amazing Stories, июнь 1947
Полистав номер, можно найти и "толстяка", сидящего справа. Правда, по частям. Тело взято из иллюстрации к "Formula from the Underworld" (художник Энох Шарп), голова — из масштабного полотна (его рисовали целых три художника: Фукуа, Джулиан С. Крупа и Малкольм Смит), служащего иллюстрацией к "The Red Legion". Оба произведения, разумеется, авторства Шейвера и изображают тех самых подземных обитателей ("Дерос" в терминологии автора).
Amazing Stories, июнь 1947, с. 10-11Amazing Stories, июнь 1947, с. 90-91
Похожих один-в-один на обложку соседнего Astounding нет: характерная "блямба" под название присутствовала с мая 1940 по ноябрь 1941 (причем никогда не была черной), но там нет похожих. Самый вероятный кандидат — номер за декабрь 1939-го, на обложке которого иллюстрация к "Этюду в алых тонах" Альфреда Элтона Ван Вогта, художник Гилмор. Рассказ настолько похож отдельными деталями на фильм "Чужой", что Ван Вогт даже подал в суд на создателей киноленты, но проиграл. Позже история вошла в состав романа "Путешествие на космическом корабле "Бигль"". Справа — пример с "блямбой", на обложке иллюстрация к "Приходу ночи" Азимова, художник Хьюберт Роджерс.
Опознать следующий журнал нелегко, но возможно. Это Thrilling Wonder Stories за январь 1941, на обложке которого иллюстрация к "The Crystal Invaders" Джозефа Милларда авторства Габриэля Майорги.
Thrilling Wonder Stories, январь 1941
Фрагмент внутренней иллюстрации к этому же рассказу попал на коллаж отдельно. Художник М. Марчиони.
Thrilling Wonder Stories, январь 1941, с. 78
Идем дальше. Раскрытый слева журнал отличается детализацией прорисовки, отчетливо видна и надпись. Это разворот с началом рассказа "No Man's World" Генри Каттнера, художник неизвестен. Обратите внимание, видна даже выделяющаяся заглавная G на странице справа.
Thrilling Wonder Stories, август 1940, с. 42-43
Любопытна и обложка: на иллюстрации Говарда В. Брауна к этому же рассказу можно разглядеть инопланетянина, отчасти похожего на того, что через пол-листа простер руку с бластером: те же глаза, уши и тонкие ноги, прикрытые "килтом" (спасибо swgold за подсказку!). Оставшееся можно найти на обложке чуть более позднего номера, за апрель 1941: у стреляющего инопланетянина те же лицо, бластер и пр. Это иллюстрация к "Who Was Thomas Morrow?" Роберта Мура Уильямса, художник Эрл Берги.
Thrilling Wonder Stories, август 1940Thrilling Wonder Stories, апрель 1941
А вот луч из пистолета второго инопланетянина куда-то пропал. А, нет, он, с потерей цвета, перекочевал в другую часть коллажа:
Выглядит подобное "излучение" довольно странно, но, вообще-то, такие же разноцветные кольца были и на других обложках. Вот, к примеру, выпуск Captain Future, читатели которого из раза в раз ругались, что в романах никакими цветными кольцами бластер не стреляет. Похоже, придумал эту концепцию как раз-таки Берги, он автор обеих обложек.
Captain Future, весна 1940
На странице 10 того же номера Thrilling разместился блок рекламы: помимо журналов, головное издательство выпускало еще и комиксы. Нижняя обложка — от того самого журнала, что лежит под правой рукой читателя (художник — Макс Плейстед). Скорее всего, самого комикса у Смехова под рукой не было и срисовывал он как раз с рекламы.
Thrilling Wonder Stories, август 1940, с. 10Exciting Comics, июль 1940
Еще интереснее обложки выше. На той, что посередине, красуется Капитан Фьючер. Но не тот, про которого писал Эдмонд Гамильтон, а другой персонаж. Здесь его зовут Эндрю Брайант — ученый, после очередного эксперимента получивший сверхчеловеческую силу и способность летать и, разумеется, начавший бороться с преступностью.
Верхняя обложка посвящена Доктору Стрэнджу. Не тому, к которому все привыкли, а из Золотого Века Комиксов. Зовут его Хьюго Стрейндж, он, как и Фьючер, ученый и тоже обрел способности в результате экспериментов. В общем, здорово быть ученым в начале 40-х.
Startling Comics, июнь 1940Thrilling Comics, июль 1940
Еще одна реклама есть, например, внизу страницы 59. Это бутылка колы, с которой, очевидно, и срисована бутылка в котомке у робота. В перерисованном виде выглядит, конечно, немного иначе, но зато сохранены даже завитушки в названии.
Thrilling Wonder Stories, август 1940, с. 23
С журналами закончили, поищем остальные кусочки нашей мозаики. Странные машины справа — из Amazing, иллюстрация к "The Sea People" Шейвера, художники — Фукуа и Магарян.
Amazing Stories, август 1946, с. 8-9
На страницах 46-47 того же номера можно обнаружить еще один фрагмент — "лупоглазика" в колбе. Правда, без колбы. Это иллюстрация к "Маршу меркуриан" Дона Уилкокса, художник Нед Хэдли. Колбу тоже можно найти, но в совсем другом журнале — Astounding за май 1944. Это иллюстрация к "Cuckoo" Питера Шуйлера Миллера, художник Артур Уильямс.
Amazing Stories, август 1946, с. 46-47Astounding Science Fiction, май 1944, с. 88
А на задней стороне обложки можно найти и те самые космические корабли, что между ног робота. Эта обложка — часть замечательного проекта Amazing Stories, посвященного иллюстрации чужих миров — как Солнечной системы, так и других звезд (немного прочитать про это можно в колонке Сергея Соболева: 1, 2, 3, 4). В данном случае изображена одна из планет Альтаира в представлении Фрэнка Р. Пауля. Обратите внимание на дискообразную форму кораблей — и это еще до истерии по летающим тарелкам, начавшейся с "крушения" в Розуэлле годом позже. Даже как-то неудивительно, что Палмер со временем переключился на журналы, посвященные тематике НЛО.
Amazing Stories, август 1946, задняя обложка
Статуя свободы — это иллюстрация к "Magic City" Нельсона Бонда, художник снова Хьюберт Роджерс.
Вся композиция "чудик, тянущий руки к читателю" очень похожа на комбинацию двух изображений: к "Грабителям" Фредерика Белкнапа Лонга (художник Артур Уильямс) и к "Captain Stinky" Уильяма П. Макгиверна (художник Джулиан С. Крупа). Композиция и глаза чудика взяты из Astounding, сам чудик из Amazing (выглядывает из-за барной стойки).
Astounding Science Fiction, март 1945, с. 56Amazing Stories, июнь 1942, с. 168-169
Последующие догадки, к сожалению, из области спекуляции.
От самого левого Amazing видно только название и полосатое нечто, которое может быть чем угодно, от надписи до рисунка. Но лично мое мнение — это американский флаг с обложки номера за август 1943. Уже знакомый нам Фукуа иллюстрировал тогда рассказ "A Patriot Never Dies" Рэймонда Палмера (под псевдонимом, разумеется).
Amazing Stories, август 1943
Еще меньший кусок журнала затесался между разворотом с рассказом Каттнера и номером Thrilling. Поначалу у меня была мысль, что это может быть истребитель с обложки номера за июль 1940 (художник — снова Фукуа, иллюстрировал другой рассказ Палмера "When the Gods Make War"; публикация была под псевдонимом A. R. Steber, увлекательная история которого достойна отдельной статьи). Но с появлением качественного скана стало очевидно, что фрагмент все же больше похож на условную птицу.
Amazing Stories, июль 1940
Страница журнала, который читатель держит в правой руке, — возможно, внутренняя иллюстрация к "Adam Link Saves the World" (иллюстратор — кто бы вы думали? — Фукуа). Если это действительно так, выходит, один журнал представлен два раза. Еще из вариантов — обложка Amazing за сентябрь 1941: те же концентрические кольца; да и вообще обложка красивая, не удержался.
Amazing Stories, апрель 1942, с. 32-33Amazing Stories, сентябрь 1941
Найти однозначно исходник стрелка справа от ноги робота сложно, поскольку количество вариантов зашкаливает. Выберите любого по вкусу:
Thrilling Wonder Stories, январь 1941, с. 78Amazing Stories, июль 1939, с. 52
Amazing Stories, октябрь 1939, с. 39Amazing Stories, октябрь 1940Amazing Stories, июнь 1942, с. 211
Amazing Stories, август 1942, с. 110Thrilling Wonder Stories, апрель 1941, с. 85Amazing Stories, декабрь 1942, с. 64
Опознать девушку слева от ноги робота еще сложнее. Ничего похожего один-в-один я не нашел, но вот несколько возможных прототипов:
Amazing Stories, декабрь 1941, с. 62
Amazing Stories, октябрь 1940, с. 107Amazing Stories, июль 1939, с. 108
Пляшущие индейцы — возможно, из колонки "научных загадок" номера за октябрь 1946. Автором традиционно была Люсиль Тейлор Хансен, антрополог, публиковавшаяся под мужским псевдонимом. Автор иллюстрации — да, вы угадали, Роберт Фукуа.
Amazing Stories, октябрь 1946, с. 158
Наконец, некоторые фрагменты коллажа остались неопознанными:
Если у вас получится найти первоисточники — смело присылайте, я с удовольствием добавлю с указанием авторства догадки.
Подведем краткие итоги. Леонид Смехов здорово постарался, умудрившись уместить три с половиной десятка изображений авторства примерно двадцати художников в один-единственный коллаж. Кажется, никто в дальнейшем повторить подобное даже не пытался.
На этом наш сегодняшний экскурс завершен. Надеюсь, вам понравилось
В копилку плагиатанеявной дани уважения: иллюстрация в Astounding Science-Fiction за февраль 1940 года vs плакат к "Аэлите".
Иллюстрация к рассказу "High-Frequency War" Харла Винсента, с. 108. Художник Чарльз ШниманПлакат (1929). Художник Израиль Боград
Чарльз Шниман (Charles Schneeman, 24.11.1912 — 01.01.1972) — американский иллюстратор. В 1933 получил степень в области искусства, с 1934 по 1941 делал иллюстрации для НФ-журналов, сначала Wonder Stories, затем Astounding. В числе прочего иллюстрировал "Легион времени" Джека Уильямсона и "Серый Ленсмен" Э. Э. "Дока" Смита. После войны практически отошел от фантастики, работая по большей части на ежедневные газеты, в Нью-Йорке, затем в Денвере и, наконец, в Лос-Анджелесе. Под конец жизни переехал с семьей в Пасадену, где участвовал со своими работами в выставках художественных музеев. Ныне его бумаги, зарисовки и пр. хранятся в University of California, Davis: полная опись, статья c примерами работ.
Израиль Боград (1899 — 07.06.1938) — советский плакатист. Окончил художественную школу в Ростове-на-Дону, с 1924 рисовал кино- и рекламные плакаты, с 1925 участвовал в выставках. В 1938 арестован и в июне того же года расстрелян. В 1957 реабилитирован. Примеры работ.
Рассказ Нормана Найта. Предыдущий рассказ автора, "Saurian Valedictory" (про дочеловеческую цивилизацию рептилий), очень ценили Эдмонд Гамильтон с супругой
Л. Рон Хаббард все еще не выдает свою фантастику за что-то иное
Эта статья — компиляция из 2 сообщений, опубликованных на форуме неделю назад, дополненная выводами из последовавшей затем дискуссии. Скопировал сюда, чтобы не потерялось. Извиняюсь, что выглядит сумбурно — это всего лишь ряд плохо структурированных черновых заметок, которые могут оказаться кому-нибудь полезными.
Все нижеследующее — результат почти трех месяцев копания в pulp-журналах, фэнзинах, автобиографических заметках, интервью и около того. Разбор не закончен до сих пор — для этого надо прочитать в оригинале едва ли не всю космическую фантастику Гамильтона за 1936-1946 годы.
Вот эта "хронология" — полная ерунда. Она состоит из 3 частей, искусственно слепленных воедино:
Хронология из журнального издания "Звездных Королей" (Amazing Stories, сентябрь 1947). Была оформлена примечанием к 4 главе, крупными мазками очерчивает историю с середины XX века по момент прибытия Гордона — 202 115 год
Хронология из выпуска журнала Thrilling Wonder Stories за май 1940 года. Это 3 эры, покрывающие период 1971-2621 годов
Хронология, продолжающая "Звездные Короли" дальше. Это текст, сочиненный редактором издательства FuturesPast EditionsЖан-Мари Стайн. Именно это издательство в 2014 году выпустило электронку, с которой "Азбука" и сделала перевод.
Если внимательно сверять первые две хронологии, легко заметить, что они вообще между собой не стыкуются: в сводной хронологии есть дыры, некоторые эры пересекаются, в наличии и прочие странности. Рано или поздно напишу статью с подробным анализом.
Зачем издательство вообще соорудило эту компиляцию? Я долго пытался найти для них какие-то оправдания, но так и не смог. К сожалению, ответ прост: коммерции ради. Во-первых, надо было приткнуть куда-то "Татуированного человека", который никак не хотел встраиваться в хронологию "Королей" (и неспроста — это совершенно отдельное произведение). Во-вторых, издательство активно продает под брендом "Две тысячи веков" массу других произведений автора.
Короче, приписывать сию "хронологию" Гамильтону — это профанация.
Как оказалось (огромное спасибо Starking-у за информацию), хронология Звездных Королей придумана не Эдмондом. Ее сочинил главный редактор Amazing StoriesРэймонд Палмер — пламенный фэн и невнимательный читатель. Этим объясняются и ошибки в хронологии: в тексте романа черным по белому написано, что вторжение пришельцев из Магеллановых Облаков (а значит, и изобретение Бренн Биром Разрушителя) произошло 2 тыс. лет назад, в то время как хронология утверждает, что это было в 129 411 году, т.е. 72 с лишним тысячи лет назад.
Если подумать, складывается невероятно забавная ситуация. В предисловии к "Татуированному человеку" редакторы FuturesPast Editions более чем прозрачно намекают, что действие повести происходит примерно в 300 000 году, то есть впору "Хронологию двух тысяч веков" переименовывать в "Хронологию трех тысяч веков". Но, как уже понятно, 3-я часть сводной хронологии — фикция, она придумана ими же, чтобы привязать "Татуированного" к миру "Звездных Королей". И хронология "Королей" — фикция, имеющая мало отношения к тому, что задумывал сам Гамильтон. Как итог — из предлагаемой редакторами хронологии, раздувшейся аж до 300 000 лет, остается крохотный кусок, охватывающий период в 650 лет. Все остальное — наслоения фанатской отсебятины.
Самое время разобраться в хронологии из Thrilling. В журнале была просто замечательная колонка под названием The Story behind the Story (SbS), где авторы произведений текущего номера рассказывали о том, что их подтолкнуло к написанию — мысли, идеи, обстоятельства и тд. В мае 1940 Гамильтон опубликовал повесть Dictators of Creation, а в разделе SbS в заметке, озаглавленной редакторами Tomorrow's History, опубликовал хронологию, часть обширного non-fiction труда под названием History of the Solar System (запомните это название). Среди прочего, там есть три занятных момента:
Гамильтон ссылается на текущий выпуск (весна 1940) журнала Captain Future — мол, смотрите там историю Плутона. В том выпуске как раз печатался "Капитан Фьючер принимает вызов"
В самом конце он напрямую говорит, что действие текущей повести разворачивается в рамках этой же хронологии
Наконец, редакторы пишут, что уже упоминали Гамильтона в прошлый раз, назвав его "Историком Будущего #1"
Действительно упоминали. В февральском номере за 1940 год. В тот раз печаталась короткая повесть Doom over Venus, а в SbS-разделе редакторы пишут следующее: "М-р Гамильтон явно родился на 20 столетий раньше, чем нужно. Впрочем, он уже создал свою собственную историю будущего и знает о ней все, включая такие факты, как имя первого исследователя Юпитера, население Йовополиса, пять больших колоний на Сатурне и имя первого императора Марса". Как вы уже поняли, это раннее упоминание все той же вселенной. И действие текущей повести разворачивается там же, в этот раз на Венере
Если помните, Гамильтон ссылался на выпуск Captain Future. Это был отдельный журнал, созданный специально под персонажа. В каждом номере печатался роман, несколько несвязанных рассказов других писателей и пара-тройка постоянных рубрик. В числе последних — The Futuremen (FM) про команду Фьючера и The Worlds of Tomorrow (WoT), в котором обстоятельно рассказывалось про планету/луну/астероид/etc, где разворачивалось основное действие романа. Эти тексты не входят ни в одну библиографию Гамильтона — ни на ISFDB, ни на фл, ни в какую-либо другую (на фл, например, они приписаны неизвестному автору, а несколько — по ошибке — то Морту Вайзингеру, главреду журнала, то Джеку Уильямсону, то кому-нибудь еще). На деле, все их писал сам Эд — могу доказать цитатами, как минимум, из двух источников. И карты, кстати, тоже рисовал он.
Так вот. В WoT-разделе к "Капитан Фьючер принимает вызов" речь шла про Плутон. И этот текст — просто кладезь информации по ранней истории исследования Солнечной Системы. Речь идет про тех самых Горхэма Джонсона, Марка Кэрью и Яна Венци (помните "Сокровище Громовой Луны"? :), охватывая период с 1971 года (исторический полет Горхэма на Луну — всего на два года ошибся) по 2011 (основание постоянной колонии на Плутоне, знаменующее собой конец Эры Исследования и Колонизации).
В других номерах в том же разделе печатались материалы про другие планеты Системы, избранные астероиды, Вулкан (вращающийся вокруг Солнца чуть ли не внутри его короны) и пр.
Действие самого цикла про Фьючера происходит в наше с вами время. В самом первом романе рассказывается предыстория Капитана (в миру Кёртиса Ньютона) и там прямым текстом сказано, что он родился в 1990 году. Насколько я понимаю, это было непременное условие Морта Вайзингера (пусть наш герой родится ровно через полвека — и круглая дата, и не слишком далекое будущее). Тот на пару с шеф-редактором Thrilling Publications Лео Маргулисом и придумал концепцию — раннюю и очень сырую. От нее не осталось почти ничего, кроме имени главного героя, все остальное Эд убедил их переделать.
Давайте подобьем краткий итог. У цикла про Капитана Фьючера есть своя хронология, в которую вписывается не только сам цикл, но и несколько других произведений. Сколько именно?
Я насчитал минимум 8. А именно, в порядке публикации:
Doom over Venus. Уже упоминали. Действие разворачивается на Венере примерно в конце 3-го тысячелетия — в тексте упоминается, что прошла тысяча лет с тех пор, как появились первые колонии земных поселенцев. Часть действия происходит в Венусополисе, который неоднократно встречается в основном цикле
Dictators of Creation. Тоже упоминали. Время действия — 2377 и 2397 года, это озвучено прямым текстом. И, что интересно, в основном разворачивается оно на Луне. Интересно потому, что сидишь и задаешься вопросом — что же к этому времени случилось с лунной лабораторией Фьючера и его командой? Спутник терраформировали, а эта легендарная лаборатория даже упоминания не удостоилась.
"Затерянное сокровище Марса". Действие, очевидно, происходит на Марсе. Среди прочего упоминается город Ushtu. В разделе WoT статья про Марс была в номере за зиму 1941, в приложение к роману "Капитан Фьючер и семь космических камней". Посреди текста там есть большая красивая карта полушария Марса, на которой есть и город Usmtu. Это просто ошибка наборщика — рукописные H и M в некоторых начертаниях очень легко перепутать. А вот когда происходит действие — пока не знаю, еще не добрался прочитать.
Memory Blocks. Вот этот двухстраничный рассказ очень интересен. Место действия — Межпланетная тюрьма на Цербере (спутнике Плутона), которая очень часто упоминается в основном цикле, в том числе во втором романе эта тюрьма выступает в роли одной из локаций, где Фьючер ведет расследование. Автор рассказа — некий Will Garth. Люди, хорошо знакомые с библиографией Гамильтона, должны уже догадаться, к чему я клоню: это один из псевдонимов Гамильтона. Естественно, ни в одной из библиографий рассказ не упоминается. И на то есть причины. Никто не может утверждать наверняка, что это был сам Эд. Дело вот в чем: это не персональный псевдоним, а так называемый house pseudonym, принадлежащий издательству. Среди его пользователей — Генри Каттнер, Август Дерлет, Отто Биндер и Гамильтон. А также знакомый нам уже Морт Вайзингер. И вот автором Memory Blocks, скорее всего, был как раз он. На это намекает имя главного героя рассказа — Tom Geris. Это один-в-один псевдоним Морта, использованный им для одного из рассказов. Так что либо это дружеский оммаж Эда Гамильтона (а они с Вайзингером были давними друзьями), либо самоироничная литературная игра самого Морта с одобрения Эда. Ставлю на последнее. Вот где пригодился бы лингвоанализ. [По мнению Starking-а, прочитавшего достаточно много произведений Гамильтона в оригинале, словарный запас автора рассказа отличается — еще один плюс в копилку версии про Морта]
"Сокровище Громовой Луны". Здесь все одновременно и просто, и сложно. Просто, потому что определить время действия очень легко: главный герой, Джон Норт, упоминает свой полет с Марком Кэрью (1998 года), а чиновник в ответ восклицает: это ж было 20 лет назад! Итого, 2018 год. Впрочем, можно было и не гадать: в оригинальной публикации есть комментарий, в котором указан тот же самый год. А сложно — потому что этот же самый комментарий ломает строгую хронологию — например, форпостом колонизации назван Уран, хотя к этому моменту уже 7 лет как есть колония на Плутоне. Как пояснил Starking, этот комментарий тоже написан Рэймондом Палмером — удивляться ошибкам не стоит.
Повесть тесно связана с миром Фьючера — это история сподвижников тех самых пионеров космоса, Джонсона, Кэрью и Венци. И мы впервые встречаем Памятник Покорителям Космоса, на котором выбиты их имена.
"Мир с тысячью лун". Действие происходит на Весте. Среди прочего, упоминаются марсианский город Сирт (Syrtis) и юпитерианский Йовополис.
"Забытый мир". Действие происходит примерно 2 тысячи лет спустя после основного цикла. Идентифицируется хотя бы по тому же Памятнику — главный герой Лэрд Карлин рассматривает на нем имена, среди которых есть и Джон Норт, главный герой "Сокровищ". И еще: глава семьи, в которой поселяется Карлин, — прямой потомок Горхэма Джонсона. Это очень лиричная повесть и, думаю, именно ей Эд хотел завершить весь цикл (и завершил — пока несколько лет спустя не пришли редакторы Startling Stories и не предложили написать еще несколько повестей про Фьючера). К сожалению, у нас этому тексту вообще не повезло. Когда готовили книжку-минутку, первые две главы просто выкинули на мороз (а там расписаны предыстория персонажа и мир, каким он стал за 2 тысячи лет межзвездных путешествий, — в общем, едва ли не самое интересное), концовка небрежно обкромсана (чего сам Гамильтон редакторам никогда бы не простил), наконец, переводчик — некто Богоявленский — решил, что он умнее автора и произвольным образом сдвинул все даты на Памятнике вперед. Ужас, в общем. "Северо-Запад" вроде собирается выпустить полный перевод, не знаю, что из этого выйдет.
Сам цикл про Фьючера тоже писан не левой пяткой. Я, пока знакомился с оригиналами, не мог отделаться от мысли, что читаю прекрасный путеводитель по старомодной Солнечной Системе. Той самой, где обитаем и уникально неповторим каждый кусок камня — будь то планета, спутник или безатмосферный астероид. Большинство читателей сейчас воротит нос от подобного — ну и ерунду же Гамильтон писал. Но послушайте — на дворе был конец 30-х — начало 40-х. До запуска первого искусственного спутника еще почти 20 лет. Нет не то что о Венере достоверных сведений (насчет нее даже Азимов ошибался в более позднем Лакки Старре), нет даже карт обратной стороны Луны. Можно предполагать что угодно — и это могло оказаться правдой. То, что не оказалось и Солнечная Система оказалась в определенном смысле скучнее — ни в коем случае не вина писателя. Никто ж не воротит нос от "Гулливера" из-за отсутствия летающих островов, это было бы глупо.
Бытует и такое мнение, что, мол, фьючериада — это насквозь коммерческий проект, "халтура на заказ", как назвал ее Ron Giron (Петр Самойлов, переводчик романа "Три планетера"). Ничего подобного. Подумайте сами: стал бы Эдмонд заморачиваться и писать все эти статьи про мир и персонажей, сторонние произведения (публиковавшиеся в других журналах — не только Thrilling Wonder Stories / Startling Stories (эти, как и Captain Future, принадлежали одному издательству), но и в Amazing Stories), общаться с фанатами и тд, если бы ему было безразлично? В качестве аргумента обычно приводится фраза из письма Гамильтона шведскому фэну, где он припоминает: "Поначалу мне платили так мало, что я отсылал в редакцию первый же черновик. Потом плату увеличили и где-то с пятого-шестого романа я стал делать два черновика". Было дело, кто ж спорит. Но Ли Брэкетт, его жена, рассказывала, что Эд никогда не халтурил, неважно, сколько ему платили. Так что я совсем не удивился, когда обнаружил в одном из фэнзинов список любимых собственных произведений Гамильтона — и, хотите верьте, хотите нет, — романы про Фьючера в их числе, рядом со "Звездными Королями", рассказами "И как оно там?", "Реквием" и пр.
У цикла есть целые фан-клубы, во Франции, Германии, Швеции, Японии (может, и где-то еще). Почему ж тогда его так ненавидят в России (взгляните на рейтинг (мотайте в самый низ) — ниже пресловутых Сумерек, хуже только "Звездная месть" Петухова да "Гор" Нормана)? Это вина издателей и переводчиков. Первые плевать хотели на внутреннюю хронологию и выпускали романы в рандомном порядке, вторые — переводили как Бог на душу положит. Примеры приводить можно долго, но поверьте — если вы видите в тексте какую-то идиотию, скорее всего, Гамильтон не имеет к ней никакого отношения.
В общем, рассказывать про цикл я могу долго, но не буду сейчас тратить ваше время. Из забавных фактов: Эд предсказал как минимум 4 спутника: 3 у Плутона (так и назвав их: Харон, Стикс и Цербер) и Леду у Юпитера. Последняя открыта в 1974 году, остальные уже после его смерти.
Хронология Фьючера была опубликована в мае 1940 года и это делает ее первой полноценной Историей будущего в истории фантастики. Считающаяся первой хронология от Хайнлайна и Кэмпбелла-младшего появилась только через год в Astounding. Хотя английская википедия уверена в ином: мол, термин future history придумал Кэмпбелл. Это неправда: фраза future history именно в таком виде встречается уже в тексте, обрамляющем хронологию в Thrilling — присмотритесь внимательней. И написал его никто иной, как сам Эд. Не исключаю варианта, что Кэмпбелл (или Хайнлайн) подсмотрел идею у бедного соседа (Thrilling Wonder Stories считался к тому времени журналом куда менее респектабельным, чем Astounding) и решил придать ей лоска. В итоге, весь почет и уважение достались дуэту Кэмпбелл-Хайнлайн. А Эду достались упреки в том, что он скатился в детство. Историческая справедливость такая справедливая.
Итого: цикл про Фьючера — этапный в творчестве Гамильтона. Огромный продуманный мир с множеством деталей и обширной историей, реализованный не только в виде самого цикла, но и в виде статей, карт, сторонних произведений и прочего.
Интересное на этом не заканчивается. Когда я разбирался, какие же произведения входят в цикл, обнаружил кое-что совершенно неожиданное. Те из вас, кто читали роман "Три планетера", могли обратить внимание, насколько его мир похож на мир Фьючера — тоже вовсю заселенная Солнечная Система, тот же развеселый атомпанк и тд. Так, может, он туда и относится? Как оказалось, нет — в одной из глав Джон Торн вспоминает историю освоения Солнечной Системы и она совсем не похожа. Разведочные полеты в ней происходят позже, в конце 90-х — начале 2000-х, а главные фигуры — некие Роберт Рот и Клаймер Нисон. Последний даже (спойлер!) участвует в сюжете романа. Действие разворачивается в 2956 году.
Я бы так и продолжал, вслед за Ron Giron-ом, считать этот роман просто одиночным прототипом Фьючериады, если бы на этом прекратил поиски.
Но не прекратил — и нашел то, что не искал. В июне 1938 года выходил очередной выпуск Thrilling. Среди прочего, там печаталась повесть Murder in the Void Гамильтона, продолжение истории Рэба Крэйна, начатой рассказом Space Mirror. И, разумеется, в том номере тоже был раздел The Story behind the Story. А там... а там Гамильтон приводит обширную цитату из выдуманного 14-томного труда некоего доктора Кобд Аламма, опубликованного на Юпитере в 2987 году, в котором тот расписывает историю Солнечной Системы. И там нас встречают все те же имена: Роберт Рот, Клаймер Нисон. Более того, нас встречают уже знакомые даты: 2463 год (восстание на Марсе) и 2621 год (признание независимости всех остальных планет). А знаете как называется этот выдуманный труд? History of the Solar System :)
Что все это значит? Не буду томить, расскажу все, что понял. Итак, примерно 1936-1937 года. Эд, после написания десятков историй, приходит к выводу, что ему явно не хватает базиса, чтобы написать действительно масштабный космический цикл. Он изобретает само понятие "история будущего", придумывая хронологию, в рамках которой успевает написать цикл про Рэба Крэйна и роман "Три планетера" (в 1938 году). Все это добро он пристраивает в журнал Thrilling Wonder Stories, где правит бал его друг, Морт Вайзингер. Накануне 1-го WorldCon-а 1939-го года Лео Маргулис, шеф-редактор выпускающего издательства и непосредственный начальник Вайзингера, неожиданно понимает одну простую вещь: большинство фэнов — это подростки — аудитория, для которой никто ничего специально не придумывал, а это означает непаханое поле. После обсуждения с Мортом они принимают следующее решение: Морт напишет синопсис сериала про супергероя от фантастики, под которого они создадут отдельный журнал. Морт так и делает. Осталось нанять писателя для воплощения этой идеи. И тут как нельзя кстати подворачивается Эдмонд Гамильтон. У того уже есть все, что надо — своя история будущего и продуманный мир. Надо сделать все то же самое, только в новых декорациях.
Морт предлагает ему контракт и отсылает синопсис. Эд читает, ужасается его примитивности и срочно едет в Нью-Йорк убеждать Маргулиса с Вайзингером в необходимости переделок. По итогу, через несколько дней, он получает полный карт-бланш. Итак, у него есть контракт на целую серию и старые наработки. Изобретать все с нуля смысла никакого нет, поэтому Эд придумывает новую хронологию на базе старой, переиспользуя не только отдельные даты, но и само название. Ну а раз новая серия будет воплощать все те идеи, что он хотел реализовать прежде, предыдущая хронология отправляется в утиль — больше в рамках нее произведений не будет.
Эд пишет черновик первого романа и отправляет его в редакцию. Единственное, что приходится поменять в процессе — это название. Во-первых, главный герой из Мистера стал Капитаном, во-вторых, авторское название "Ужас на Юпитере" забраковали — вероятно, чтобы соответствовать схеме Гарри Поттера. Маргулис в преддверии кона объявляет о создании первого по-настоящему фантастического журнала одного героя, Captain Future. С этого и начинается та история, которую мы знаем.
За следующие 6 лет Эд напишет почти два десятка романов, без малого 40 статей и несколько сторонних произведений в той же вселенной (и это все параллельно с прочими произведениями). Цикл переживет смену редактора (Морт Вайзингер в 1941 году уйдет руководителем в будущий DC Comics, на посту его сменит Оскар Дж. Френд), смену автора (в 1942 году издательству придется нанять сразу двух авторов на замену Эду, который чуть было не уйдет на фронт после Перл-Харбора), гибель титульного журнала (закроется в 1944 году из-за нехватки бумаги в военное время), но не сможет пережить главного — забвения. Его просто забудут на фоне впечатляющих успехов "птенцов гнезда Кэмпбеллова". И уж тем более никто не потрудится погрузиться чуть глубже цветастой обложки.
К 1946 году Эд подошел с впечатляющим опытом за плечами. Так что, когда решился написать роман галактического размаха, помешать ему не могло уже ничто. Создать впечатляющий фон? Без проблем, заимствуем идею Лиги Холодных Миров с ее диктатором из "Трех планетеров" и увеличиваем масштаб (ну и диктатора заодно делаем поинтереснее — типаж Хаскелла Траска на фоне судьбы его реального прототипа начинает выглядеть как плохая карикатура). Придумать интересный сюжет? Что может быть проще — берем классику ("Узник Зенды" Энтони Хоупа) и снова аккуратно адаптируем. Результат получился выше всяких похвал: "Звездные Короли", что бы ни случилось, навсегда вписали свое имя в историю фантастики.
Пожалуй, на этом и закончу. Текст получился немаленький, а ведь расписаны только основные факты. Да и покрывает это все только малую часть творчества Эдмонда. Да, одну из самых впечатляющих и интересных, но только часть.
Закончено ли на этом исследование? Помилуйте. У меня на примете едва ли не десяток произведений, детали которых намекают на принадлежность к хронологии Фьючера. Или даже к более ранней — не исключено, что какое-то из произведений, написанных в 1936-1939 годах, просто задержалось в пути к читателю, как это произошло с "Тремя планетерами", написанными за два года до публикации, а опубликованными позднее первого фьючеровского романа. Я их потихоньку читаю, но до конца далеко. Проблема осложняется тем, что Эд, как несложно догадаться, был любителем переиспользовать ранние наработки. Так что опираться на простые совпадения ключевых слов, имен и тп — затея провальная, надо читать произведения полностью.
Под конец замечу, что, к сожалению, в мире нет ни одного достойного издания "Капитана Фьючера". Даже Стивен Хаффнер, выпускающий замечательные сборники произведений раннего Гамильтона, при подготовке 4-томника (на данный момент) Фьючера включил в тома в качестве доп. материалов только переписку между читателями и редакторами. Оба справочных раздела, без которых невозможно оценить всю прелесть замысла, остались за бортом (очевидно, Стивен посчитал, что они не принадлежат перу Гамильтона). Об остальных изданиях и говорить нечего.
Если у вас есть какие-то вопросы — задавайте, не стесняйтесь. В неопределенном будущем я планирую написать ряд статей по этой теме, с куда большим количеством деталей. Но обещать ничего не буду.
PS Чуть из головы не вылетело. Кажется, местную библиографию Гамильтона пора серьезно обновлять.
Лимит длины сообщения везде был разный: 20000 символов — для сообщения в форуме, 100000 — для черновика и сообщения в личке. Т.е. можно было создать достаточно длинный черновик, который принципиально нельзя подтвердить. Теперь везде 20000
При сохранении черновика сообщения не было проверки, что тема закрыта. Т.е. можно было создать черновик, который опять-таки нельзя подтвердить
Несмотря на то, что у сообщения другого модератора нет кнопки "удалить", его все равно можно было удалить прямым вызовом endpoint-а
У редактирования и удаления сообщения был разный таймаут. Теперь и там, и там 1 час
Можно было поставить плюс/минус зацензуренному сообщению
Можно было поставить плюс/минус сообщению в форуме, в котором выключены баллы (например, "Кино")
Можно было поставить минус сообщению в форуме, где минусы выключены (например, "ОИ")
Р. Букашка не мог отправить в личке сообщение длиннее лимита, поскольку там для него нет преференций, в отличие от форума. Для некоторых админов это критично при отправке оповещения о новых изданиях с Озона. Исправлено, лимит убран
Книжные полки изданий не совсем корректно сортировались по названию и году
Смайлы вырезались из текста отзыва позже проверки на минимальную длину. Так что можно было отправить отзыв, состоящий из одних смайлов — он добавлялся как пустой
Не вырезались смайлы при сохранении отредактированного отзыва
Не обрезались пробельные символы по бокам текста отзыва, при добавлении и редактировании
Не было проверки на минимальную длину при сохранении отредактированного отзыва
При сохранении отредактированного отзыва не было проверки на существование отзыва с таким id
Можно было добавить отзыв несуществующему произведению
Удаление черновика отзыва происходило до любых проверок текста. В итоге могла сложиться следующая ситуация: потенциальный отзыв, текст которого не проходит проверки (например, на минимально необходимую длину в 50 символов), оказывается полностью утерян — черновик удаляется, а создания отзыва не происходит
У каждого автора, зарегистрированного на сайте, есть счетчик новых отзывов, из которого всегда вычиталась 1, если отзыв на одно из его произведений был удален. Это неправильная логика — автор уже мог прочитать какие-то из этих новых отзывов, так что декремент счетчика мог увести его значение в минус: -1, -2 [новых отзыва] и тд. В базе такие записи действительно были. Логика исправлена, кривые счетчики в базе сброшены в ноль
Фичи
У модераторов появилась возможность просмотра и удаления голосов у сообщений в форуме. Сделано это для борьбы с накрутками, обычным пользователям бояться нечего
Сделан функционал удаления произведений. Не редки ситуации, когда внесенное произведение уже есть в базе. Раньше, в случае обнаружения подобного, админы чистили карточку и переиспользовали ее под новое произведение. Либо удаляли ее. В обоих случаях это пагубно сказывалось на качестве сайта: оставались какие-то поля, связи, файлы и пр. от старого произведения, что вносило свою долю хаоса. Теперь все дубли можно удалять как полагается. Также можно посмотреть, не осталось ли каких связей у прежде удаленных произведений
Прочее
Совместными усилиями закрыт ботнет Зизы
Админу badger выданы права на работу с голосами за отзывы
Добавлены новые языки: серболужицкий [Kons], а также гавайский, рапануйский, тонганский, самоанский [pitiriman]
Подошло время попрощаться, ребят. Прошел без малого год с выхода 1-го дайджеста. Не могу утверждать, что сделано было много, но, в любом случае, спасибо всем причастным. Работать с вами было очень приятно, однако мне пора заняться другими делами. Счастливо!
На странице терминов Букопедии привязанные фильмы не сортировались по выбранному параметру
В API Букопедии выводились лишние поля (админские, персонализированные и тд), теперь они вырезаются
В скрипте, который подтягивал информацию о новинках с Озона, использовалась устаревшая таблица связей между изданиями и произведениями, что могло приводить к недовыдаче результатов
Фичи
Сделал поиск по терминам Букопедии, через основной и API-поиск. К сожалению, я не могу допроситься, чтобы creator обновил поисковый индекс, поэтому функционал находится в состоянии Шредингера — он как бы есть, только не работает [vad]
Переделал механизм траурных рамок. Раньше в этом случае надо было идти на поклон к программистам, поскольку эти данные хранились в кофиге. Перенес в базу, сделал механизм заполнения этой информации на стороне сайта. Доступно админам [Green_Bear]
Провел массовую чистку названий журналов от кавычек [sham]
Заявки, поданные со страницы всех изданий автора, теперь называются "<Имя автора>. Все издания". Раньше назывались просто "Лаборатория фантастики", поэтому кураторы авторов зачастую пропускали такие заявки мимо [punker]
Прочее
Добавлен тип произведения "Газета" (пример). Также, когда создается новое издание для газеты, автоматически проставляется тип издания "Газета"
Доработал скрипт чистки дампа БД от персонализированной информации, убрав уже неактуальные таблицы