Эдмонд Гамильтон «Три планетёра»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Ненайденные (вымышленные) планеты | Луна | Сатурн, спутники и кольца Сатурна | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Пираты | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В далёком будущем, в 30-м веке, Земля и восемь планет Солнечной системы, населённых потомками земных колонистов, разделились на два враждебных лагеря — демократический Внутренний Союз, и Лигу Холодных Миров, возглавляемую фанатичным, амбициозным и властолюбивым диктатором, который мечтает захватить Внутренние Миры . Флот Лиги многократно превосходит флот Союза, и единственная надежда Внутренних Миров — новое секретное оружие. Однако, оно бесполезно без крайне редкого элемента- радита, который в достаточном количестве находится только на одной планете -загадочном Эребусе, десятом мире Солнечной системы, расположенном за орбитой Плутона, откуда еще никогда не возвращался не один из посланных туда исследователей.
Кто одержит верх в грандиозном противостоянии миров, и какую роль в нем сыграют знаменитые на всю Систему межпланетные преступники, известные как «три планетёра»? И кто они на самом деле, преступники или герои? А может быть и то и другое?
Входит в:
— журнал «Startling Stories, January 1940», 1940 г.
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (4)
- /перевод:
- П. Самойлов (5)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 31 декабря 2020 г.
Приключенческое чтиво , не более. Написано в 1940 году, автору уже 36 лет, с 1926 года он в литературе — порядочный срок 14 лет творчества — мог бы и освоить стиль получше, чем нам преподнесен в этом произведении. Очень шаблонно, патетически. Декламация персонажами намерений, восторгов души — я бы сказал в сравнении , конечно, яркий образец литературы и кино социалистического реализма. Вот читаешь диалоги персонажей и зримо всё это предстаёт перед глазами и памятью.
Хотя в других произведениях автора это не так выражено отчетливо.
Космоопера в пределах системы Солнца. Бедные герои -не успевают выкарабкаться из одной ловушки, как автор им преподносит следующую и так все 190 страниц.
Но интересно из-за придумок автором разных научных эффектов, даже не открытий , а именно эффектов -радиоактивные люди, погашение света в звездной системе, неорганическая жизнь.
igor14, 22 сентября 2019 г.
Очень небольшой по объёму и довольно-таки приличный роман о приключениях эдаких межпланетных «мушкетёров» (каковая аналогия была отмечена большинством предшествующих рецензентов). Не шедевр, конечно, но вполне себе лёгкое /не путать с легковесным!/ чтиво, позволяющее скрасить пару-тройку часов поездки на электричке или скуку длительной командировки)
Большинство «фирменных» гамильтоновских лит.приёмчиков налицо: и секретная миссия, полученная от главного администратора Земли (см. цикл о капитане Фьючере), и визит в логово космических пиратов (см. «Звёздный охотник»), и космического масштаба злодеи (практически любое произведение ЭГ).
Любительский перевод уважаемого Петра Самойлова на удивление хорОш. Поначалу, правда, слегка напрягает употребление одинаковых местоимений в одном и том же предложении (и в соседних тоже!), но это — вряд ли вина переводчика... Скорее — точное следование оригинальному английскому тексту.
ovasya76, 25 мая 2018 г.
Прочитал сегодня книгу Гамильтона «Три мушкетера»... Упс, «Три планетера». Что сказать? К переводу никаких претензий нет, сделан на достойном уровне. Что касается самого романа — наивно, как и большинство у Гамильтона. Полный джентльменский набор — злой гений (в данном случае диктатор), храбрый герой, секретное оружие, космические пираты и море приключений. Да, и еще награда победителю — сногсшибательная красотка.
Кому-то такое чтение по душе, кому-то нет. Я отношусь к первой категории. Не часто, но иногда беру и перечитываю старые вещи, другой раз читаю новые. Благодаря переводчикам энтузиастам в сети можно найти то, что что не издавалось или издано малотиражкой. На таких людей и остается надеяться. За что им и огромное спасибо. Отдельная благодарность господину Самойлову за перевод романа «Три планетера». Прочитал — как в детство вернулся...
Pride1983, 19 июня 2018 г.
Честно сказать, роман не сильно впечатлил, так как прочитав отзывы ожидал большего. Очень много параллелей с написанной чуть позже повестью «Сокровище Громовой Луны», которая выигрывает с заведомым преимуществом. Там и сюжет не такой шаблонный, да и главный герой не супермен, решающий в одиночку все проблемы, к тому же, потерявший почти всех своих друзей, да и вообще, как-то больше сопереживаешь героям, а концовка просто душераздирающая. Возможно, всё дело в том, что это произведение прочитано первый раз в детстве?
moshehecht, 2 декабря 2015 г.
Мой отзыв — положительный. Всегда любил все творчество Гамильтона, и такие вот приключенческие произведения типа палп-фикшн. Головокружительный сюжет, крутые герои, мерзкий злодей, получающий по заслугам, спасение мира (точнее, миров), смертельные опасности... Всё, что я лично ценю в литературе!
Ron Giron, 22 мая 2015 г.
Я не согласен, что это роман можно назвать черновиком ЗК. Хотя, определенные общие черты можно найти — но их не так уж много. Совпадение скорее в названии «империи зла» — В ЗК — Лига Темных Миров, В «Трёх планетёрах» — Лига Холодных Миров. Всё остальные совпадения — весьма поверхностны. Принцип действия секретного оружия — иной чем у Разрушителя, диктатор Хаскелл Траск тоже отличается от Шорр Кана.
«Хаскелл Траск говорил неестественно-декламационно, так, будто обращался к многотысячной толпе. Его мрачный взгляд, казалось, начал полыхать тёмным пламенем, а костлявая фигура приняла картинную позу.»
Можно предположить, что сперва придумав диктатора-фанатика в этом романе, Гамильтон, затем, отталкиваясь от этого образа придумал диктатора притворяющимся фанатиком — но даже если так, то очевидно, что тут идет развитие творческой мысли автора, а не просто повторение — от просто диктатора-фанатика в ТТ к авантюристу-псевдофанатику в ЗК, т.е. Шорр Кан бесспорно не является калькой Траска
Так что максимум о чем можно говорить, что черновиками к «Звездным королям» здесь служили лишь отдельные, очень немногочисленные моменты из романа, но никак не весь роман в целом.
Есть в ТТ и своя принцесса — но тоже она отличается от царственной Лианны. Лана Кейн, которую называют принцессой пиратов, так же красива, умна, как Лианна, но она не повелительница звездного королевства, а предводительница пиратов, она ведет их бой, командует ими. Она мечтает о большем, чем быть пиратским главарем, но в любом случае в этом персонаже гораздо больше экшна, чем в Лианне. Лианна, все таки, лишь царственно сопровождает Гордона, тогда как Лана отнюдь не просто сопровождающая, это персонаж-боец.
Название романа действительно отсылает к Дюма. Гамильтон был не первым, кто использовал популярную идею «Трех мушкетеров». Было много других писателей, которые писали о мушкетерах на новых лад. Сенкевич, при написании своей исторической трилогии использовал типажи из романа Дюма. Затем на лекции по литературе, где упоминалось об этом, побывал Джек Уильямсон — кстати, близкий друг Гамильтона — и вдохновившись этой инфой, написал свой «Космический легион» (1934), за которым потом последовал ряд продолжений — «Кометчики» (1936), «Один против Легиона (1939). А спустя 4 года, в 1940-м году, к идее о трех мушкетерах в космосе, обратился и Гамильтон. И на мой взгляд, это у него получилось лучше, чем у его друга и коллеги Уильямсона.
Кстати (и это естественно) на зарубежных сайтах сравнивают эти два романа. Но почему то это сравнение не в пользу Гамильтона. Меня это удивляет, по моему мнению, «Три планетера» гораздо лучше чем «Космический легион». По многим причинам.
Например, когда секретную базу Легиона на Марсе захватывают враги, ГГ даже не думает послать сигнал о помощи по радио, собственно сам факт, есть или нет радио в крепости автором даже не затрагивается. Складывается ощущение, что его просто нет. Наверное потому, что крепость очень секретная)
Далее, герои Легиона более схематичны, чем герои ТТ. Я не говорю о том, что персонажи прописаны прям как вершина психологизма, но они гораздо больше похожи на людей, чем картонные персонажи Легиона. У Легиона правда больший масштаб — Уильямсон выводит действие и за предела Солнечной системы, на звезду Барнарда. А одни корабли медузиан, стреляющие мини-солнцами чего стоят. Впрочем, больший ли? Несмотря на то, что действие ТТ не выходит из Солнечной системы, Гамильтон как всегда масштабен и динамичен, и легко оставляет позади Уильямсона.
На мой взгляд «Три планетёра» одна из лучших космоопер Гамильтона (а он ведь писал не только космооперы, как, заблуждаясь, воображают некоторые). Да,это не «Звездные короли», но «Звездные короли» вершина! И поэтому в сравнении с ними все будет проигрывать. Но роман бесспорно хорош. Гамильтон, при этом, разумеется, не повторяет сюжет Дюма и не в коем случае Уильямсона. Он придумывает свои, головокружительные приключения космомушкетеров. Кстати, помнится, когда я читал «Звездные короли», я думал что в этом романе есть все классические атрибуты настоящего приключенческого романа — загадка, принцесса, благородный герой, коварный злодей, чудовища и даже кораблекрушение. Не хватает только одного — пираты! Но уж в ТТ зато, помимо всего вышеперечисленного, пиратов вполне достаточно! И даже принцесса — пиратская.
Стоит отметить, что некоторые (но лишь некоторые!) элементы из него впоследствии перекочевали во фьючериаду, которую Гамильтон начал писать в том же 40-м году, по заказу редактора Морта Вайзенгера. Вполне возможно, что именно этот роман и сподвиг Вайзенгера нанять для сериала Гамильтона.
Так, например в ТТ, как и во фьючериаде, пояс астероидов описан как место обитания космических пиратов. Более того, пираты из Фьючера поют ту же самую песню, что и пираты из ТТ. Гамильтон, не мудрствуя лукаво, просто перенес свою придумку для одного своего романа в другой (Замечу, что Гамильтон часто так делал в своем творчестве, что нисколько не умоляет его фантазии, ведь придумок у него было очень много) . Но не следует сравнивать ТТ и с приключениями Фьючера. Фьючерида просто коммерческий сериал для подростков, написанный на заказ. «Три планетёра»- фирменная гамильтоновская космоопера, динамичная, закрученная. Это совершенно разные миры, и мир трех планетёров гораздо более зрелый, продуманный и интересный, чем мир Фьючера.
В предисловии к этому роману Гамильтон пишет: « ...Эта книга не история будущего, а приключенческая история. И я надеюсь, хорошая история».
И он прав. У него получилась великолепная история.
ps Мне не совсем понятно, почему некоторые пишут о том, что гг супермен, решающий все проблемы в одиночку. Товарищи, вы о чем?! Он никогда не один, с ним всегда его друзья — силач Ганнер Уэлк склонный к пессимизму и весельчак Сол Ав, и он никогда бы не справился без их помощи. Именно поэтому роман и назван «Три планетёра». ГГ как раз в определенных моментах показывает свою слабость, при всей своей крутости — и как раз тут его товарищи и выручают!
.
Starking, 22 сентября 2010 г.
«Три планетера» — прямая отсылка к Дюма. Полный набор: злобный диктатор; Лига Холодных Миров; планета мутантов; секретное оружие, которое дарует победу в самый последний момент... Главный герой куда больше напоминает неустрашимого и непобедимого суперкапитана Фьючера, чем трагического Джона Гордона.