| |
| Статья написана 2 сентября 2009 г. 08:08 |
Оказывается, в одном из кинотеатров города Екатеринбурга, до 12 часов дня сеансы либо по 50 рублей, либо по 25! В прошлую субботу, покорно повинуясь фантастически низкой цене за билет, я с женой решил сходить на «Каникулы строго режима» на сеанс в 11:35. Такой навязчивой рекламы я не видел с момента выхода культурологического шока – «Ирония судьбы-2». Слопав в очередной раз приманку-трейлер, я как самый обычный человек не смог противостоять этому и, смущенно склонив голову, побрел в сторону кинотеатра, подспудно ругая себя за слабость характера. Вступительные титры мне понравились очень! Красиво, со вкусом, под весьма неплохую, а я бы даже сказал хорошую музыку. Вставлю небольшую ремарку: мне было лень выискивать имена композитора, оператора или там второго ассистента режиссера, поэтому буду писать только свои ощущения от просмотра фильма, не вдаваясь в подробности и не выставляя себя всезнающим киногуру. Зона! Нормальная такая образцово-показательная зона, ни коем образом не претендующая на что-то реальное. Говорю как специалист, т.к. в свое время по зонам поездил и насмотрелся на эти стены и на их обитателей. (Исключительно в целях проверок, а не то, что вы первоначально про меня подумали.) В этой зоне идет подготовка к празднику, естественно, силами самодеятельности, и одновремнно прибывает очередной этап. На этапе ЗК Кольцов, в исполнении Дюжева, бывший опер из Питера, осужденный за причинение тяжких телесных повреждений повлекших смерть потерпевшего. Так как был уволен из органов «задним числом», то попал на воровскую зону и, естественно, там ему, как бывшему менту, не жить – «на нож поставят». Параллельно показана сюжетная линия Сумарокова, по кличке Сумрак, в исполнении заслуженного Есенина России – Сергея Безрукова. На зоне он, по всей видимости, «смотрящий» и держатель воровского «общака». В то же время, Сумрак в неплохих отношениях с начальником ИТУ и вор в законе. В результате нехитрых сюжетных переплетений, при помощи бывшего сослуживца Кольцова, оба зэка совершают побег. Заметая следы, этот самый бывший сослуживец привозит их к своей знакомой – заведующей детским лагерем, где представляет их милиционерами с педагогическим образованием, проходящими курс реабилитации после участия в боевых действиях. Им выдают тельняшки – бескозырки и назначают вожатыми 6-го отряда. Естественно, в лагере проходит театральный конкурс между отрядами, и отряд-победитель, в качестве приза получит поездку в Санкт-Петербург. Что мы получили в итоге: Классический семейный фильм про исправление заблудшей души посредством общения с детьми. Подобная тема одна из самых затасканных в голливудском и около того кинематографе. Авторы фильма не стали выдумывать что-то новое, а попросту добавили российского колорита. Два зэка, один хороший и честный, второй – рецидивист, первоначально общается только «по фене», провел 15 лет в местах не столь отдаленных и при этом очень любит мёд. Детский лагерь в фильме становится своего рода терапевтическим учреждением по возвращению человеческого облика, учитывая главную тему фильма – прощение и надежду. Говорить о «Каникулах строго режима», как о каком-то умном кино не приходится. Герои фильма шаблонны, есть четкое разделение на хороших и плохих, что несомненно обусловлено реверансом в сторону детской аудитории, есть эпизоды, которые должны вызвать если не слезы, то все же некий трепет в груди. С юмором в фильме все нормально, но не более того – дикого хохота он не вызовет, а вот улыбнуться – пожалуйста. Что приятно, фильм без чернухи и пошлости, брезгливо морщится шуткам «про ниже пояса» не заставит. Он милый, светлый и летний, вплетающиеся японские мотивы выглядят органично и поставлены к месту, а золотая «фикса» Безрукова не раздражает. К сожалению или к счастью, здесь уж кому как, но заканчивается фильм, как бы сказать… не по голливудски, большего не скажу – сами увидите. Многие говорят о «выдающейся» актерской игре. Если честно, не заметил. Актеры играют в рамках, но не больше. Я не фанат Безрукова, и мне кажется, что у него всегда одно и то же выражение лица, но, может быть, поклонники его таланта мне возразят. Все это, в той же степени, также относится и к Дюжеву. Конечно это не «Джентльмены удачи», но отчасти попытка современного российского кинематографа создать что-то подобное. Я пожелаю фильму хороших кассовых сборов, так как понимаю, что если с этим делом все будет в порядке, то и наши киностудии, наконец, обратят взор в сторону доброго семейного кино. Я бы фильм порекомендовал к просмотру, если не в кинотеатре, то хотя бы на DVD. Не стоит воротить нос от затасканного и глупого сюжета, нужно сесть в удобное кресло и получить удовольствие. Что есть в фильме: — Начальник ИТУ – Владимир Меньшов; — Любовь прожженного рецидивиста и пионервожатой; — Дюжев в роли Нептуна; — Бунт заключенных; — Дети и методы их воспитания. Чего в фильме нет: — секса; — Саши Белого; — японцев.
|
| | |
| Статья написана 19 августа 2009 г. 09:46 |
По причине не очень хорошего самочувствия сидел дома. Как-то само собой возник вопрос о досуге в период вынужденного безделья. В очередной раз, окинув взглядом полку с играм, не выбрал ничего стоящего. Плавно переместился к шкафу с книгами. Там тоже было не все так радужно: единственную книгу, которую хотел начать читать — «Прививка против приключений» Д. Скирюка, забрала на работу жена. По телевизору идет утренняя муть, все фильмы в домашней коллекции DVD пересмотрены на сто раз, поэтому, вернувшись к компьютеру, сел в кресло и мрачно уставился в монитор. Идея, еще не оформившаяся окончательно, стала закрадываться в сознание… Точно! Буду писать рассказ. Никогда ничего подобного не делал, писательского зуда не чувствовал, а тут, вдруг и абсолютно внезапно, почувствовал. Прямо так уже понял, что нужно писать. Этакий короткий рассказ, но, несомненно, гениальный. Мои мысли развивались по следующей экспоненте: придумать нетривиальный фантастический сюжет с неожиданной концовкой, составить небольшой, но детальный план, быстро (во как!) набить все это дело на клавиатуре, перечитать пару раз для выискивания ляпов и стоящих близко однокоренных слов, после чего, отправить свое творение на литературный сайт или даже в какой-нибудь журнал, где все прочтут и скажут какой я умный и талантливый! А потом… А потом, мне предложат его опубликовать в какой-нибудь антологии, типа «Сергей Лукьяненко представляет» «И я стану сверхновой суперзвездой, много денег, машина…» Действуя по плану, мне нужно было определиться, в каком поджанре писать рассказ. То, что он должен быть фантастическим сомнений как-то не возникало. В уме я начал перебирать всё возможное, что относится к фантастике. Фэнтези. Средневековье, придурки с мечами и магией, эльфы, гномы и гоблины. Миллион раз все это было, целостный мир в коротком рассказе не создашь, а глупостей напишешь выше крыши – не мой выбор! Научная фантастика и все около нее. Корабли, бороздящие просторы большого театра, машина времени, постапокалипсис, киберпанк и много чего подобного. Здесь я остановился поподробнее. Звездолет летящий в далеким галактикам и тут вдруг что-то случается… Что? Само собой – таинственный внеземной разум. Оригинально! Чего дальше? Дальше, либо все умирают, либо, наоборот, все счастливы и довольны. Первый вариант – трагичный, второй – хеппи-энд, тупой и унылый. А надо, чтоб был запоминающийся, чтоб, прочитав последнее предложение, читатель сказал: нифига себе!!! Мир после катаклизма! Пустыня, одинокий герой, бредущий куда-то, собака… почему собака? В мыслях назойливый Фоллаут и Безумный Макс, ко всему этому примешались банды подонков на мотоциклах и без оных и мутанты. Много мутантов. И все хотят съесть главного героя или убить без видимых на то причин. Было! Сто раз было! Машина времени. Герой – безумный ученый, создал этот агрегат и улетел в прошлое или будущее, наделал там делов и либо умер, либо нет. Осталось додумать, куда он конкретно отправился и чего там натворил. Не додумал. Киберпанк. Шлемы виртуальной реальности, терабайты терробайтов информации, разъемы для подключения в затылке. Самое оригинальное, что мог придумать, так это главный герой попал в Word 2003! Мда… Маловато драйва будет, да и интрига странная. Социально-философская фантастика. Все такое мрачное, тягучее, как «Сталкер» у Тарковского. Герои ведут философские разговоры, претендующие на единственно верную истину во вселенной, постигают роль личности в истории и обществе. Муть! Ужасы. Вот! То, что нужно! Мертвецы, вампиры, привидения, маньяки и все такое подобное. При этом, нужно чтобы в итоге главный герой умер или сошел с ума и потом умер, хм… или умер, а потом сошел с ума? На этом я решил остановиться. Сюжет будет такой: главный герой, обычный такой человек, попадает в лапы маньяка, тот зверски его убивает (все это будет описываться достаточно подробно) и сжигает тело в домашнем крематории или закапывает в темном лесу – придумаю по ходу написания. Главный герой выкапывается (собирается из пепла прямо в печи крематория), медленно сходит с ума, и бродит по округе, разыскивая своего убийцу, и попутно зверски убивает всех подвернувшихся под руку людей. Он же с ума сошел, это вполне объяснимо. Открыл Word, название решил пока не придумывать, и начал писать. В смысле, занес руки над клавиатурой. И тут понял, что не знаю с чего начать: «Стемнело…» «Машина медленно двигалась по проселочной дороге…» «На город опустилась ночь…» И так далее и тому подобное, какое бы начало я не придумывал, оно меня никак не вдохновляло. Все это было чушью из разряда «м(аразм)ороз крепчал». Дальше возникла еще одна проблема, от какого лица писать? От третьего или первого? Потом возникла мысль, что не знаю, как назвать героя или, может, сделать его безымянным? И то же самое в отношении маньяка. Затем нужно придумать, как герой попал в лапы маньяка или уже сразу же начать с того, что этот маньяк его как раз поймал? Чем дальше я думал над рассказом, тем больше вопросов было в голове. Наконец, измучившись, я закрыл Word, на белом фоне, которого так и не появилось ни единого слова, выключил компьютер и лег спать. Когда я проснулся, то понял, что все мои литературные устремления прошли, да и вызваны они были исключительно плохим самочувствием и высокой температурой. Иначе, как подобные мысли могли попасть в мою голову. Я искренне обрадовался, что не стал графоманом и решил, что больше никогда не буду проделывать подобные «литературные» эксперименты. Не мое! Пусть лучше другие пишут, те у кого это получается. А чукча остался читателем!
|
| | |
| Статья написана 13 августа 2009 г. 11:27 |
Дорогие друзья, сразу же оговорюсь: Оговорка №1 Огромное спасибо gest77’у и Din Tomas’у (который взял на себя все организаторские функции) за приятную компанию. Надеюсь и от них услышать отзыв об увиденном. Оговорка №2 То, что вы прочтете ниже, не является рецензией в каком либо виде и не в коем случае претендует на объективность. Это так… мысли об увиденном и услышанном, облеченные в текст. Оговорка №3 На сайте присутствует множество возрастных категорий. В тексте отзыва в ряде случаев упоминаются некоторые анатомические особенности человека, а так же разговор идет о некоторых аспектах отношений между полами. К сожалению, иногда из песни слов не выкинешь, поэтому, надеюсь на понимание, но между тем, все достаточно целомудренно и в пределах школьной программы.
Ну, вот и случилось страшное! Екатеринбургское сообщество ФантЛаба в лице некоторых его представителей, а именно в лице gest77 и Din Tomas’а, а также и в моем скромном лице, под воздействием непримиримых и разнополярных возгласов со стороны всего прогрессивного человечества и всевозможных кинокритиков, решились на чрезвычайно сложный шаг – посмотреть последний фильм Ларса фон Триера «Антихрист». Символические (это здесь главное слово) соко-пивные возлияния укрепили наш и без того решительный дух и вот, мы сидим в зале. К слову, в Екатеринбурге только один кинотеатр решил демонстрировать сей шедевр. И, по всей видимости, не прогадал, так как зал хоть и небольшой, но абсолютно полный. Ни одного свободного места! Что особенно поразило, так это присутствие в зале 2-х детей лет примерно 8-10. Не знаю, что сподвигло родителей взять их на сеанс: может не знание всех «нюансов» фильма (что весьма странно т.к. даже изображение на афише не дает двусмысленного толкования видеоряда), либо соответствующее методы в воспитании своих чад. Чего греха таить, я пребывал в подобном возрасте в восьмидесятых годах и тогда эти самые методы были, как бы сказать, несколько иными. Мне кажется, если уж эти родители и желали показать детям «правду жизни», то лучше бы показали им фильм из разряда ХХХ, или, на худой конец, «Калигулу». Ибо «Калигула» цветочки по сравнению с творением фон Триера. Ну да оставим современные методы воспитания и перейдем к фильму. Фильм поделен на пять глав: «Скорбь», «Боль», «Женоубийство», "Хаос правит всем" и «Трое нищих», так же с прологом и эпилогом. Что приятно в прологе и эпилоге звучит потрясающая музыка Генделя. Итак, пролог: он такой медленный… и в первых же кадрах подробно показывается крупным планом такой мееееденный половой акт между супругами. Во время всего этого действа, их, оставленный без присмотра ребенок, выходит из кроватки, подставляет стул к письменному столу, забирается на стол, оттуда на подоконник и выпадает из окна. Увлеченные персонажи Дефо и Генсбур всего этого, естественно, не замечают. Трагедия. Вот так и начинается фильм. После этих событий у жены случается нервный срыв и она месяц бесперспективно лечится в больнице. В итоге герой Дефо, являющийся по совместительству психоаналитиком, решает взять душевное здоровье жены в свои руки. Пытаясь выяснить и излечить причины и страхи своей супруги, он вывозит её в лесной дом, где и происходят главные события фильма. Взяв за основу пример семейной драмы, фон Триер, пытается столкнуть природу (мироздание?) с исследующим её разумом. Выбирая для этого Эдем, который у него не райский сад, а мрачный лес с одиноким деревянным домом. Именно там, герои, через ряд своих действий, находок и понимания прошлого, постигают знание о том, что природа сама по себе зла, темна и одержима. Фон Триер, словами своих героев, неоднократно и с ударением говорит, что Природа равно Сатана, его церковь. При данном подходе, режиссер также ставит знак равенства между Природой и Женщиной. В его понимании, Женщина в данном случае воплощение Хаоса и Зла, а Мужчина пытается постичь её. Разум и Хаос соединяются посредством сексуальных отношений, которые несут как знание, взаимное удовлетворение, так и разрушение. Надеюсь написал этот абзац более менее понятно, но не уверен в этом до конца!
Теперь о том, что принесло фильму такую скандальность: о сексе. Его в фильме много. Интересно звучит мысль создателя фильма, высказанная устами героини, что «Фрейд умер!». Что он хотел этим сказать? Здесь мнения разные, но мне кажется, что тем самым он дает нам понять, что в контексте фильма, секс не имеет под собой отношений мужчины и женщины в обычном понимании, он служит соединением Природы и Разума.
Так вот, сексуальных сцен действительно много. Они находятся в спектре от красивой эротики до порнографии с элементами садомазохизма и различны по своей подробности и жестокости. Хотя, жестокость здесь можно выразить более приемлемым, но не совсем литературным словом – жесть. В фильме мы увидим и манипуляции с половым членом, кончающим кровью и самоотрезание ножницами клитора, и сверление ручной дрелью ноги. Все это выполнено с натуралистичной подробностью и, вряд ли кому-то придется по вкусу. Но, как известно, на вкус и цвет… Когда, по окончании фильма, зрители выходили из зала, то, вид у них был несколько пришибленный. Впечатление сей шедевр оставляет неизгладимое. Про себя, я даже сейчас, по прошествии суток, не могу сказать, понравился ли мне фильм или нет. Думаю, что все же нет. Как бы не сильна была философская подоплека фильма, но фон Триер всего лишь пошел по пути эпатажа. Шокировать и удивить: чего-то иного фильм практически не несет. Что он хотел сказать той же вышеназванной сценой с ножницами? То, что союз между Природой и Разумом невозможен или решительно отречение Природы от связи с чем-то рациональным? По другому выразить, наверное, не мог. Странновато для такого талантливого режиссера. Что еще сказать? Фильм пропитан аллегориями, всевозможными отсылками и цитатами. Зрителю предстоит упорный труд, чтобы разгадать их. При этом необходим увесистый багаж знаний о литературе, кинематографии и религии. Да и то это будет не очень легко, потому как кто же знает, что твориться в голове у фон Триера? Да и за один просмотр это точно не удастся, а я сомневаюсь, что надеться достаточное количество людей, решившихся пересмотреть «Антихриста». Несколько расставляет на свои места посвящение фильма Андрею Тарковскому. Несомненно, многие вещи взяты у него и являются уважительным реверансом к его личности и творчеству. Может быть, прежде чем кто-то решиться посмотреть «Антихриста» стоит пересмотреть некоторые фильмы Тарковского. Тогда многое встанет на свои места. Касаемо актерской игры. Тут претензий быть не может. «Верю!» И Дефо и Генсбур играют по Станиславскому, только надеюсь без излишнего вживления в роли. Прокатчики фильма поступили правильно, решив отказаться от дубляжа, используя лишь субтитры. Интонации, голоса актеров, все это поддерживает нужную атмосферу при просмотре. Что касаеться порнографических сцен, то в этих местах актеров заменяли дублеры — профессиональные порноактеры. Понравилось: — философская идея; претендующая на некую оригинальность. Но есть ощущение, что где-то подобное уже было; — игра актеров. Не понравилось: — натуралистичность; — манера донесения до зрителя своих взглядов.
Фильм сам по себе не плох, я не жалею ни времени, ни средств, потраченных на это дело. Второй раз смотреть не буду. Однозначно. Хотя некая магическая притягательность в «кине» все же присутствует, да и заставляет думать. Фильм не для всех. Что касается детей, то он категорически им противопоказан, мне кажется в процессе полового созревания и еще не окрепшей психики, просмотр такого фильма, вполне может нанести вред психологическому восприятию межполовых отношений. (Это снова недоумение от детей в зале) Если есть достаточное количество лет, сходите в кино или возьмите DVD, хотя бы для ознакомления. Не хочу судить с высокой колокольни возраста, но чтобы, в том числе, понимать, о чем в нем идет речь, нужно иметь некий жизненный опыт. Фильм мрачен и жесток и во многих моментах скатывается в чернуху. Конечно же, это не фильм ужасов, как некоторые говорят, это сюрреалистическая драма, заправленная сексом и психическими девиациями. Если кто-то уже видел фильм, то с удовольствием выслушаю его мнение. Если кто-то не видел и имеет вопросы, то с не меньшим удовольствием отвечу. Короче, смотреть всем.
|
| | |
| Статья написана 11 августа 2009 г. 09:23 |
Мда… Куда катится мир?! О кино.
Постепенно проходит период летних блокбастеров. Из них смотреть можно было только «Трансформеров» — знал, на что шел в кинотеатр. «Т-4» — легкая сказочка с псевдослезливым примитивным концом. Очередной «Гарри Поттер» — молодежная комедия, в соответствующем антураже, про первые поцелуи, в духе французского «Бума». «Бросок кобры» — буквально компьютерный мультфильм с сюжетом… каким сюжетом? О компьютерных играх.
Компьютерные игры так вообще кошмар. Ладно, если считать, что лето для них мертвый сезон. Заходишь в магазин, смотришь на новинки, а их попросту нет: — Возьмите «Бионик Коммандо», — советует продавец. — А как игра? – спрашиваю я. — Да так… средне… но ничего другого, более менее стоящего, нет. Вот такой был разговор. Что еще?
[Prototype]. Идея хорошая, спинномозговой драйв есть. Но, извините, реализация! Я бы стыдился такого графического исполнения еще в 2004 году. Ждал, честное слово, «Velvet Assassin». Вещь получилась стильная, несомненно. Особенно когда тетка в неглиже, в опиумном угаре режет горла фашистам. Но, Боже, какое геймплейное убожество. Разработчики никогда не играли в Splinter Cell или Hitman? Видимо, нет. Купил «Игроманию», поставил их видео-DVD в привод. В основном там сюжеты с Е3. «Алан Уэйк» — наконец-то, вновь вспомнили о нем. Все визжат: классно, классно! Выглядит красиво, но хоть убейте, почти «Один в темноте». Главная фишка игры – свет убивает (отпугивает?) монстров. Ваще оригинально, а главное никогда такого не было! Гы-гы. А мы верим, и с остервенением будем сметать с прилавков диски с игрой. «Starcraft 2» — увидимся в 2010 году. Кто бы сомневался. Тот же Splinter Cell: Conviction. У-вау! Мы сможем отмечать последовательность убиваемых врагов и главгерой все сделает без нашего участия. Кинематографично? Конечно. Так скоро в «Doom-4» достаточно будет на геймпаде(!) нажать кнопку «Старт» и, откинувшись на кресле с чашкой кофе и сигаретой, наслаждаться фильмом про зачистку Марса от монстров. Или, все там же в Conviction, задания будут отображаться проекцией на стенах локаций. Наверное, чтобы тупенькие игроки не забыли куда шли. Несомненно, это добавит атмосферы реалистичности! Купил видеокарту GeForce 280 с поддержкой PhysX. Все, думаю, игр с этими наворотами сейчас много, красотища будет. Однако, почти ничего не изменилось. Оказывается, все красиво взрывается и распадается на кусочки исключительно там, где задумали разработчики. Почитал соответствующую прессу – все встало на свои места: создавать тотальную разрушаемость и честную физику разработчики не в силах, ибо чрезвычайно трудоемко. Ну и ладно, пусть будет так. Хватит о игрушках. О Санкт-Петербурге.
Это самый лучший город на земле. Правда, когда нет ветра и дождя. Провел там отпуск. Исходили вместе с женой весь центр и самые известные достопримечательности. «Эрмитаж» порадовал очередью, в которой стояли почти 2 часа. Также порадовали назойливые представители экскурсионных турфирм, чьи киоски расположены на Невском вдоль здания Гостиного двора. Пройдя там раз с фотоаппаратом на шее, я потом передавал его своей жене, чтобы она спрятала его в свою безразмерную дамскую сумочку. Так как только тебя там видят с фотоаппаратом, так сразу же несколько человек назойливо, буквально хватая за руки, предлагают экскурсии в Петергофы-Пушкины-Кронштадты. Напомнило прежние отпуска в Турции и Египте. Там торговцы ведут себя абсолютно также. Ну а так, в принципе, тот же Питер, как и всегда, только везде очереди. Еще в Петргофе красивые фонтаны. Каждый раз, когда летом оказываюсь в Питере еду туда. О телевидении.
Смотреть нечего. Раньше, при ужине в семейном кругу, смотрели «Счастливых вместе», «Универ». Хоть и глупо, но смешно. Но когда одну и ту же серию показывают в 10-й раз, смутно начинаешь испытывать ненависть к сериалам. С удовольствием открыл для себя последние сезоны сериала «Папины дочки», раньше на него не обращал внимания. Есть смешные моменты. Правда, почему «папины», если сам папа свинтил оттуда пару сезонов назад? Да и сериал, как оказалось, закончился на самом интересном месте. «Дом-2». Сказали, что землю, где снимался этот бред, продали, а суд вынес решение об ограничении времени показа. Что ж такое-то. Почему его до сих пор показывают? Я уже и бутылку шампанского припас, чтобы отметить освобождение телесетки ТНТ от этого «проекта». «Обмани меня» на Первом. Посмотрел 2,5 серии. Так и не определился, хорошо это или плохо. По-моему, паразитирование на «Хаусе». Да и сказки все это. «Комедии Клаб». Уже почти не смешно. Популярность падает, артисты разъезжают по городам и весям, где по-прежнему собирают полные залы. Ну, еще фильмы снимают. Даю им от силы еще полтора года. После этого сия передача должна окончательно закрыться.
ТВ-3, тот, который, «настоящий мистический». Так и не понимаю, кто им составляет время выхода сериалов и фильмов. Почему известные западные сериалы идут днем, а в прайм-тайм показывают исключительно трешевые фильмы ужасов?
Что еще? Да особо ничего. Нефть то дешевеет, то дорожает. Рубль, то слабеет, то укрепляется. Президент, то хвалит чиновников, то ругает. H1N1 – пугает. Майкл Джексон – вскрывается и хоронится. Саакашвили – бухтит. Дика Адвоката – увольняют. Сборная России будет проигрывать Сборной Аргентины. В общем, все как обычно.
|
| | |
| Статья написана 3 июня 2009 г. 10:41 |
Один хороший человек, пожелавший остаться неизвестным, высказал мне свое мнение: на Фантлабе беспрецедентно развит снобизм. Соглашаться с этим или нет – дело сугубо личное. Между тем, это, во многом, правда. Подло воспользовавшись Википедией, я выяснил, почти академическое определение термина: снобизм – это термин, изначально характеризовавший людей неблагородного происхождения (обычно термин употреблялся в аристократической среде), стремящихся «пролезть» в высшее общество. Не совсем согласен с данным утверждением, если только не сделать ударение на слово «изначально». В нынешнем, современном обществе мы привыкли употреблять это термин в несколько другом смысле, без отсылок к аристократам. Снобом мы называем того, кто в своих суждениях дает нам основание предполагать, что этот человек претендует на изысканность и утонченность манер, относит себя к элитарным слоям общества или какого-либо отдельного сообщества, восхищается своим вкусом и кичится своим положением. Дальнейшие мои «грязные инсинуации», конечно же, будут направлены против фантлабовского сообщества. Не спешите закидывать меня сгнившими томатами, сам отношусь к нему. Поэтому, отчасти, и мне достанется доля снарядов при артобстреле. Если быть честным перед собой, то всеми нами любимый сайт представляет собой социальную сеть, интернет-сообщество любителей фантастики. Как и в любом сообществе, здесь выстроена своя иерархия. Не будем вдаваться в наименования «должностей», их и так можно узнать, прочитав подписи под аватарами. Будет значительно интереснее выделить неформальную структуру общества: — те, кто могут казнить и миловать; — те, кто мечтает казнить и миловать; — те, кто любит фантастику, и делится своим мнением; — те, кто просто любит фантастику, и на остальное ему плевать; — случайные люди. Первый пункт условно можно разделить еще на две категории: созидатели и разрушители. Созидатели, увлечены информативностью сайта, разрушители же, обладающие соответствующей властью, как раз и занимаются тем, что объявляют, что нужно считать единственно верным, каноническим, а что ересью, подлежащей тотальному уничтожению. Для примера возьмем форумные баталии. Бедная Стефани Майер, тема на форуме пестрит воплями: «Графомания!!!», стоит одному человеку сообщить, что он читал – косо смотрят, читал и понравилось – заклюют. Вся тема перешла на рельсы: бу-га-га, кто может читать эту чушь?! При этом, видимо, хорошим тоном считается ультраинформативный пост в стиле: «Не читал и читать не буду». Для чего люди это пишут? Если они хотят высказать свое мнение, пожалуйста, ставьте соответствующую галочку в опросе. Оп-па! Но там ведь все обезличенно, и не ясно, что некто, скрывающийся под ником Ochen Umnii Chelovek, полностью оправдывает свое самоназвание, презирая низкопробный ширпотреб, типа творчества С. Майер. А так, он написал вышеозвученную фразу и всем объявил, что «Ребята, я свой!» Аплодисменты! Из всего этого, создается элитарный клуб юных снобов. Стремление человека стать своим, стать частицей закрытой группы вполне обоснованно. Наградой становится признание со стороны авторитетных товарищей, что в разы повышает самооценку и положение. Получается, что зарекомендуй себя как борца за чистоту литературы (крови?), открыто борись с инакомыслием, поддерживай мнение мастодонтов и все в ажуре. Снобы, не всегда те, кто, имея соответствующие заслуги, объявляет военные действия против некоторых спорных произведений или авторов, а те, кто, не обладая собственным мнением, образует когорту прихлебателей, смотрящих в рот гуру (Согласен с {имярек}). Не согласны со всем этим? Тогда откуда появляются странные фразы, которыми пестрят оформленные в текст мнения определенных фантлабовцев. «Мне не о чем с вами говорить!» Высокомерно? Конечно. Пишущие подобное, изначально ставят себя выше окружающих или своего оппонента. Нечего сказать – молчите, как гласит древняя мудрость. Высказали свое мнение, поучаствовали в дискуссии, не смогли переубедить другого, но вот этой шпилькой, отпущенной в адрес собеседника, нежно гладим себя по головке. Правильно, чего разговаривать с тупым человеком, если он не понимает моих гениальных аргументов, как только он может усомниться в моей компетентности по данному вопросу? Я же один из умнейших людей на сайте! Меня всегда поддерживают следующие люди: господин «А», господин «Б», даже Сам Господин «В» меня тоже поддерживает, не говоря уж о… Утрированно. Не спорю, но доля правды присутствует. Далее, камень в огород модераторов. Однажды, нашел закрытую тему. Красным цветом сообщение (за дословность не претендую, но смысл передаю): Тема закрыта на чистку, если кто-то посчитает нужным её продолжать, сообщите – открою. Что это? Верховное знание о том, что кому нужно или снисходительное: считаю, что все это бред, но раз толпе нужны развлечения, так и быть, развлекайтесь. Обидно, что наши снобы маскируют свои измышления под всеобщее благо, якобы, стремясь воспитать в простых смертных вкус к хорошему. Допускаю, что дело это благое, но делать это подобным образом. Увольте. Хаять Глуховского (опять он, когда же я, наконец, от него отвяжусь) очень просто, но предложить при этом альтернативу, мало кто сможет. Вот и кучкуются они вместе, восхищаясь собой до одурения, и ставят друг другу «плюсики» за отзывы. Существующая система баллов, в каком-то смысле хороша. Заставляет расти в ранге. Радуемся, как игроки в РПГ, получившие долгожданный новый уровень за удачно выполненное задание. Стали круче, быстрее, умнее, и враги меньшего уровня не рискуют связываться, обходя стороной. Плюсы от этого явления понятны. Чем активнее ты участвуешь, тем быстрее изменяется твой статус, и ускорятся наполнение сайта. Мелочь, но приятно. И вот ты уже приятельски хлопаешь по плечу маститого авторитета, и он даже соизволяет ответить тебе. Всё, ты тоже член клуба! Минусы. Да, не возгордимся мы… «Миродержцу» возражает «Новичок»? Глупость. Никто в своем уме этого не сделает. Побьют и морально унизят. Но это так, шутка, конечно. Почему по достижении признательности, люди превращаются в самодовольных и высокомерных типов? Или как в старой китайской сказке, кто убьет дракона, тот сам станет драконом? Мы сами возделываем в себе ростки снобизма. Чем больше людей соглашается с нами, тем выше мы себя ценим. Правы те, кто знает, что удержаться от этого очень и очень тяжело, подчас невозможно. Так и подмывает указать кому-нибудь на его место и развесить ярлыки окружающим. Почему заблуждающегося проще высмеять, чем указать верный путь? Лично мне очень импонируют мнения-советы, когда, не соглашаясь с вашей точкой зрения, советуют ознакомиться с произведением схожей тематики, но, по мнению собеседника, лучшего по качеству. И при этом не подразумевают, что вы баран. Удобно, красиво, изысканно и приятно. Итак, что мы имеем? А то, что снобов очень и очень много. Они часто объединяются в группы, так же существуют и снобы-одиночки, их тоже много, но они не так заметны. Страшнее всего снобизм проявляется у достигших высокого положения. Это бич всего. Так как дает индульгенцию на громкость и непререкаемость суждений. Я никого не хотел обидеть. Признаюсь, сам себя неоднократно ловил на ханжеских мыслях. Как сказал один хороший человек: «Бороться с ними [снобами] бесполезно и бессмысленно, да и в принципе невозможно... Остаётся лишь идти в противоположном направлении – это сложно, но в какой-то степени и легко, т.к. виден образец – кем быть не стоит ни при каких условиях и ситуациях. По возможности стоит игнорировать их, чтобы не перенять снобизм которым они пышут и чуть ли не пылают. Быть человеком» Все понимают, что снобизм, ханжество и высокомерие – это негативные явления в любом нормальном обществе. Тогда почему мы допускаем это у других и, что более неприятно, у себя. Может кто-то, прочтя этот текст, поймает себя на мысли, что где-то был не совсем справедлив в общении с другими, перегнул палку в морализаторстве или неизвестно зачем показал себя выше других.
|
|
|