Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergeigk» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 октября 2009 г. 11:21

Суббота выдалась взбалмошной. Посиделки с родственниками не несут ничего хорошего для воскресного утра: хочется пить и не вставать с кровати. Голова, нагруженная чем-то тяжелым, мешает разуму воспринимать окружающий мир в его объективной реальности. Хреново, короче…

Единственный подвиг, на который я был способен в этот день – дотянутся до DVD-плеера и всунуть диск в его нутро.

«Крабат. Ученик колдуна»

С этого фильма, я начал день. Кто такой Отфрид Пройслер (писатель) я не знал, но про фильм слышал. Рискнул посмотреть. Для тех, кто не в курсе: Крабат, молодой человек, якобы 13 лет (хотя по фильму я дал бы ему лет 15, а то и 16), бродит по разоренной войной Германии середины 17 века. Холод, чума и голод. Ну и все, что из этого следует. В один прекрасный момент, он получает голосовое сообщение прямо в голову: Иди, говорит ему голос, на мельницу и будет у тебя много вкусного. Парень, быстро бросает своих компаньонов и бежит куда сказано. На мельнице живет злобного вида колдун и его 11 учеников. Крабат должен стать двенадцатым. Сначала его эксплуатируют в качестве рабочей силы, потом начинают обучать. Все бы ничего, но

а) Каждое новолуние на черной-черной повозке, приезжает черный-черный человек;

б) Нельзя заводить любовных связей на стороне;

в) Перед новым годом кто-то из учеников обязательно умрет.

Мне фильм, я бы сказал, понравился. Этакая жутковатая сказочка для детей и их родителей. Фильм про дружбу, хотя злые языки утверждают, что не только про дружбу, но и еще про нетрадиционную любовь, испытание силы воли и все же про любовь (уже нормальную). Визуальный ряд выдержан в мрачноватых тонах и определенной готческой стилистике, сюжет подается неспешно, но без провисаний. Интерес к просмотру, благодаря загадочной атмосфере, не угасает и хочется узнать, что же будет дальше. Фильм германский, но снят почти по голливудским канонам, спецэффекты присутствуют, но достаточно редки для фильмов подобного толка. К актерам же нареканий нет, хотя их имена я даже не запомнил.

Кто еще не посмотрел – советую. Это не Гарри Поттер и детям младшего школьного возраста, возможно, не очень-то придется по вкусу, остальные, думаю, получат определенную степень удовольствия.

«Невеста любой ценой»

Только не смейтесь, но я посмотрел и этот образчик нынешнего поколения отечественных комедий. Классический сюжет, который до этого не эксплуатировал разве что ленивый. Некому молодому человеку, его зовут Стас и играет его Павел Воля, нужно за три дня найти себе девушку (или невесту), которая проживает в строго определенном подъезде строго определенного дома. Дело в том, что герой фильма этакий казановистый топ-менеджер предприятия, которое производит наполнители для кошачьих туалетов (здесь, видимо, по замыслу создателей фильма уже нужно покатываться со смеху), переспал с женой одного криминального авторитета и был застукан его службой охраны в момент когда выходил из подъезда. Теперь, пока авторитет во Франции, ему и нужно найти невесту, которая бы проживала там же, что подтвердило бы его алиби.

Ладно… пусть сюжет заезжен до предела. В конце концов, переселение в тела противоположенного пола тоже набил оскомину, но хотя бы «Любовь-морковь» можно было смотреть и даже посмеяться. Здесь же, мы имеем следующее: Павел Воля, играет в своем амплуа «подонка», то есть в том образе, который он старательно культивировал на всем периоде своего творческого пути. Хрен с ним. Пусть будет классический подонок, для которого женщина исключительно сексуальный объект. Пусть это будет, типа «фишка» фильма. Но звезданутый на голову ведущий корпоративных праздников (уверен за этим его будущее), еще решил и покривляться в кадре. В нескольких эпизодах, он попросту строит рожи, машет руками и несет такую чушь, что сценаристу (и режиссеру, и продюсеру, и оператору) нужно сделать сепукку, чтобы смыть позор.

Что касается шуток. С эти все в полном порядке, я насчитал целых 2 – 2,5 шутки.

Далее. Воля играть не умеет. Он может смотреть с одним выражением лица в камеру, дергать кадыком и носить униформу людей, называющих себя гламурными: джинсы, длинный черный пиджак, белая сорочка и тонкий галстук. На этом образ главного героя заканчивается.

Принято, что ждать какой-либо морали от комедии не стоит. Между тем, по стандартам подобного кино, мы вполне можем ожидать:

а) Герой перевоспитался;

б) Нашел настоящую любовь.

Хрен!

а) Герой остался таким же придурком;

б) Какая любовь, говорят нам создатели фильма? Молодежи требуется «пикап», в топку жизненные ценности. Наш принцип «Я бы все … на свете, кроме шила и гвоздя. Шило – острое, зараза, гвоздь вообще … нельзя!»

Последние кадры фильма: Йоркширский терьер, простите, трахает букет невесты. Вот он, лейтмотив фильма! Браво!

Если «Метод Хитча» вполне можно глянуть один раз и, не поморщившись, забыть. То этот учебник по соблазнению лиц женского пола, я бы даже не советовал озабоченным подросткам. Не смешно, Глупо и Дебильно. Других слов не нашел.

«Правила виноделов»

Это уже посерьезнее всех предыдущих. На просмотр меня сподвигли следующие причины: Майкл Кейн, два «Оскара», настоятельное требование супруги, видимо, ошалевшей от «Невесты…».

Сюжет следующий: Америка, середина 40-х, сиротский приют Сент-Клауд, где заправляет всем талантливый доктор-акушер Уилберт Ларч (Майкл Кейн). Он не гнушается делать запрещенные аборты, но искренне любит вверенных ему сирот. Историю одного из таких сирот нам и рассказывает писатель Джон Ирвинг, по чьему роману и снят фильм.

Гомер Уэллс (Тоби Магуайр), родился в этом приюте, дважды усыновлялся, но ему не везло, и его дважды возвращали назад. Там его воспитанием и обучением занимался доктор Ларч, который вырастил из него прекрасного хирурга-акушера, передав все знания и умения, которыми обладал сам. Молодой человек несколько тяготился своим пребыванием в подобном месте и мечтал посмотреть на мир. И он воспользовался шансом, когда в приют на процедуру аборта приезжает молодая женщина по имени Кэнди (Шарлиз Терон). Вместе с ней и её другом, молодым офицером-летчиком, он покидает приют и отправляется на ферму, принадлежащую матери летчика. Там, он вместе с другими работниками занимается сбором яблок из которых потом делают сидр. В оригинале, кстати, и фильм и роман называются «The Cider House Rules», то есть «Правила дома сидра», но согласитесь, «Правила виноделов» звучит, может и не совсем правдиво, но как-то более органично. Далее летчик уезжает на фронт, Гомер и Кэнди остаются одни…

Фильм хорош. Это прекрасный мелодраматический киношедевр, который мало кого оставит равнодушным. К слову, любовная линия Гомера и Кэнди вовсе не самый главный сюжет в фильме. Главная сюжетная линия – это жизнь с её прекрасным и мерзким. Главному герою придется пережить многое и очень многое, где-то поступится своими принципами, где-то отказаться от счастья, где-то принять крайне сложное решение.

Про актеров.

Шарлиз Терон здесь не шикарная сексапильная леди из рекламы парфюма, наоборот, она скорее собирательный образ женщины того времени. Может несколько обрюзгшая, чуть полненькая, но очень симпатичная и обаятельная, которой также нелегко сделать правильный выбор.

Тоби Магуайр порадовал. Оказывается, он может играть не только «Человека-паука», но сложные характерные роли. Его актерской игре веришь, особенно, когда его персонаж, невысокий и щуплый интеллигентный юноша, идет на открытое противостояние с физически более развитым человеком, не обмеренным нравственными терзаниями.

Бриллиант в короне – Майкл Кейн. Несмотря на Шарлиз Терон и Тоби Магуайера, фильм, во многом, удался благодаря ему. Своего «Оскара» он получил абсолютно заслуженно. Стареющий доктор, заигрывающий со своими медсестрами и нюхающий эфир, стал поистине украшением фильма. Все его поступки вызывают открытое чувство восхищения, скрывая в тени его мелкие грешки.

Мне, далеко не любителю мелодраматических картин, фильм доставил огромное удовольствие. Это хорошее и качественное кино. Про жизнь и выбор пути. Заканчивается все без хэппи-энда, но, в принципе, хорошо. Когда появляются финальные титры, то понимаешь, что все должно быть именно так, а не иначе.

Советую всем.

«Как я встретил вашу маму».

Это уже ситком. Впечатленный успехом «Теории большого взрыва», я целенаправленно искал ему замену. Что может быть лучше тупо поржать перед сном. Скажу честно, посмотрел только одну серию, самую первую. Вроде бы смешно. Пока ничего не могу сказать однозначно, но хорошие моменты есть, что уже не может не радовать.

Сюжет прост и забавен. 2030 год, папаша рассказывает своим детям как он познакомился с их матерью. События картины перемещаются в 2005 год, где мы и видим похождения главного героя, который безумно хочет встретить ту единственную. Короче, классическая ситуационная комедия. Одну из ролей играет звезда «Американского пирога». Не помню, как её зовут, но она играла подружку и потом, в третьей части, невесту главного героя. Флейтистка, помните?

Надеюсь, сериал не разочарует.

«Опасные пассажиры поезда 123»

Вашингтон, Траволта и брательник Ридли Скотта. Этим все сказано. Жду хороший триллер-экшен про захват заложников. Посмотрел первые 15 минут и заснул. Пока интересно. Сегодня буду досматривать.

Вот так я провел воскресенье.


Статья написана 14 октября 2009 г. 09:58

Наконец-то свершилось, и в моем доме появился прекрасный безлимитный Интернет. Нет, они раньше был у меня, но не настолько хорош и весьма дорог, что накладывало определенные ограничения на его «пользование». Короче, счастья полные штаны.

На несколько дней я выпал из жизни, и по вечерам, не обращая внимание на протесты своей благоверной, просиживал перед монитором, беспрестанно что-то скачивая и просматривая какие-то ролики, короче, шарился там, где раньше мне не позволяли вопросы экономии средств семейного бюджета и скорость соединения.

К чему все это привело:

Терабайтный винчестер, ранее заполненный максимум на четверть, оказался очень и очень маленьким.

Количество созданных папок со всякой хре…ерундой, рискует закрыть весь рабочий стол с его видами суровой уральской природы.

На всякий случай, к стандартному Internet Explorer, добавил Opera и Google Chrome. Сам не знаю, зачем это сделал, но почти полностью перешел на новую Oper’у. Ничё так, нравится.

Какой умный человек придумал всякие трекеры, торренты и р2р. Там столько всего и, гм… я сейчас чувствую себя одним из второстепенных героев «12 стульев», которому было стыдно, но он не мог не воровать! Несмотря на это, моя гражданская позиция – «Пиратству – бой!» так же незыблема… разве что за редким исключением.

«Доктора Хауса» сейчас можно смотреть, как и все нормальные люди, в день релиза от Лостфильм, а не дожидаться пока сезон издадут на DVD. И вообще, с сериалами возникла некоторая проблема. Их, бляха-муха, оказалось не просто много, а реально дофига. Накачал столько, что не успею посмотреть и к 70-летнему юбилею.

Вспомнил, что есть Google Earth, коим когда-то давно увлекался. Установил, начал вертеть землю. Круто! Решил найти свой дом. Нашел, но, всё равно, всё расплывчато и мутно. Напоследок решил посмотреть на знаменитое задние Оперного театра в Сиднее. Посмотрел, еще больше разочаровался в Google Earth. Интересно, а можно как-то сделать все почетче? Может денег им заплатить?

Разочаровал и YouTube. Чего его все хвалят? Единственное, что нашел хорошего, так это трейлер к новому «Кошмару на улице Вязов». Все остальное, что там есть, мало напоминает смотрибельное видео. Контент по принципу: что вижу, о том и пою — что хочу, то и снимаю.

Графические новеллы. Оказывается, они уже давно переведены и выложены в свободном доступе. Ура! «Хранители», «V — значит вендетта», «Город грехов», «300», «Сэндмен». Это конечно опять к вопросу о пиратстве, но выкладывать по 800 рублей постоянноукрепляющейся национальной валюты за книжку я не желаю.

Стопка неподписанных DVD-R растет с каждым днем, рискуя догнать по высоте стоящий тут же на столе принтер. По уму, так нужно подписать и разложить по конвертам, но для этого каждый диск нужно вставить в привод и посмотреть, что же я там записал… Лень!

Сижу сейчас и думаю, что же еще можно скачать в Интернете? По-моему, это ненормально.


Статья написана 25 сентября 2009 г. 08:32

На днях, проводя ревизию среди более чем двухсот DVD с фильмами, случайно натолкнулся на фильм, который по каким-то причинам пропустил. Фильм называется «Из ада» и посвящен теме очередной разгадки тайны личности Джека-Поторшителя. В главной роли заслуженный пират Голливуда – Джонни Депп. Начал смотреть поздним вечером, с удовольствием отсмотрел почти час экранного времени, но не закончил – сморил сон. Фильм зацепил и понравился, следующим вечером поставил в планы на окончательный «досмотр», предвкушая завершение детективной интриги и всерьез гадая о личности убийцы.

И надо же такому случиться, что днем в руки мне попался старый выпуск «Мира фантастики» за август 2008 года. В номере оказалась и статья о Потрошителе. Подогретый интересом, я с удовольствием принялся перечитывать статью. Все шло нормально, но тут я натолкнулся на небольшую врезку, посвященную фильму «Из ада». Дословно там написано следующее: «… экранизация одноименной графической новеллы Алана Мура. Инспектор Абберлайн (Депп) против Джека – королевского хирурга».

Королевского хирурга! Понимаете?!

Кто они после этого…

Досадно…


Статья написана 22 сентября 2009 г. 12:13

Все события отзыва происходят в реальном времени.

Боже, избавь нас от политкорректности и затасканности сюжетов в кино и на телевидении. Вам не надоели вечносправедливые американские президенты, истинные борцы за демократию; атомные боеголовки, таймер которых останавливается за 7 секунд до взрыва; спецслужбы, чтящие права и свободы сомнительных лиц; карикатурные трусливые бюрократы-начальники; чернокожие афроамериканцы – напарники главных героев и тошнотворные хеппи-энды?

Вам это нравится? Тогда немедленно покиньте эту страничку и почитайте что-нибудь другое, потому что речь пойдет об одном из самых амбициозных проектов телекомпании FOX – телесериале «24 часа».

Засилье похожих друг на друга однотипных телесериалов, конца 90-х – начала 2000-х, не могло не сыграть с телекомпаниями злую шутку – рейтинги неумолимо падали, идеи исчезали из голов сценаристов и продюсеров, а зрители кривились в циничной усмешке, видя на экранах телевизоров очередного славного борца со злом, который, поигрывая мускулами, а, иногда, поправляя очки на носу, с легкостью спасает мир или, на худой конец, отдельно взятую местность. После определенных творческих мытарств и ряда мозговых штурмов родилась, как оказалось позже, невероятно успешная концепция зрелищного сериала. Сюжет и все события которого, происходят в реальном времени в течение 24 часов. Подобный подход нагрузил сериал безумной динамикой и вдохнул жизнь в увядающий жанр.

Сейчас сериал состоит из семи сезонов, первый сезон стартовал в 2001 году, последний в 2009. В январе 2010 выходит 8 сезон, по некоторым данным он может быть последним, но это связано лишь с тем, что на сегодняшний момент у исполнителя главной роли Кифера Сазерленда именно на этом сезоне заканчивается контракт. Поклонники сериала, между тем, не теряют надежды, что на этом трудные дни Джека Бауэра не закончатся и последуют и девятая и десятая части. Такие надежды вполне оправданы, ведь с некоторого времени Сазерленд занимает пост одного из продюсеров сериала, а сами «24 часа» стабильно собирают урожай высоких рейтингов.

Каждый сезон разбит на 24 эпизода, соответствующих одному часу жизни главных героев. Чистое время эпизода – 42 минуты, остальные 18 минут отведены на рекламу, во время которой так же продолжает тикать таймер. Итого, ровно час экранного времени.

Несомненно, концепция хоть и не лишена оригинальности, но интерес к проекту не вызван одним лишь этим. Его создатели хорошо знают свою работу: взяв за основу классическую историю о террористической угрозе и противостоянии ей, они решили разрушить ряд устоявшихся стереотипов и закопать как можно глубже многочисленные штампы и шаблоны, зарекомендовавшие себя в кинематографе еще полвека назад.

Мы знакомимся с главным героем сериала – Джеком Бауэром, когда он находится в должности руководителя CTU (по-нашему, КТП или КТУ – контр-террористическое управление (подразделение)) Лос-Анджелеса. Это абсолютно выдуманная организация, не верьте аннотациям, которые заверяют нас, что это якобы подразделение ЦРУ или ФБР. Напротив, по фильму, КТУ абсолютно независимая федеральная структура, оснащенная по последнему слову техники, выполняющая как аналитические функции, так и силовые и имеющая своей целью пресечение террористической угрозы в отношении США.

Первый сезон начинается в 00 часов 00 минут и заканчивается соответственно в 00 часов и 00 минут следующего дня. За это время, федеральный агент Бауэр успевает пресечь покушение на жизнь кандидата в президенты Дэвида Палмера, спасти похищенных жену и дочь, вычислить крота-предателя в собственном ведомстве, пережить атаку вооруженной группы на секретную тюрьму и физически устранить некоторых главных злодеев. Во втором сезоне, через 18 месяцев после событий первого дня, Джек Бауэр вновь возвращается на работу в КТУ и противостоит террористической организации, которая намеревается взорвать в центре многомиллионного города ядерный заряд, а так же пытается помочь президенту избежать крупного международного конфликта. В третьем, это уже биологическая угроза, в четвертом…

Плавно мы подошли к личности самого Джека Бауэра. Во многом своим успехом сериал обязан именно ей и исполнителю главной роли – Киферу Сазерленду. В США имя Джек Бауэр давно уже стало нарицательным, подобно Джеймсу Бонду или нашему Штирлицу. Даже в одной из серий «Доктора Хауса», герой Хью Лори, после обнаружения опасной быстро распространяющейся инфекции, в шутку спрашивает у своей начальницы, звонила ли она Джеку Бауэру. Чем не признание популярности сериала.

В противовес ныне модным рефлексирующим персонажам других фильмов, мистер Бауэр всегда действует жестко и с маниакальной решимостью. Его действия часто носят спорный характер. Застрелить свидетеля и отрезать ему голову, чтобы втереться в доверие группе, планирующей терракт. Каково, а? Создатели сериала часто ставят его в ситуации, когда он должен сделать тот или иной выбор: пожертвовать жизнью человека или поставить под удар многих. Для поклонников сериала, этот выбор будет вполне очевиден, они знают – будет так, а не иначе; и в последний момент не появится рояль в кустах, за которым герои сериала смогут укрыться от пуль и избежать решения морально-этических дилемм. К сериалу вполне можно отнести слова классика о том, что человек «не просто смертен, а внезапно смертен». Полсезона, наблюдая за похождениями одного из главных героев, мы «внезапно» застываем с открытыми ртами, потому что его только что застрелили и открывающий финальные титры таймер меняет свои цифры без привычного звука, – в полной тишине. Своеобразный траур по погибшему. Этот прием используется всегда, когда погибает важный положительный персонаж или происходят трагические события. К слову, только один сезон заканчивается со звуковым сопровождением таймера, закрывающим последнюю серию. Те, кто еще не приобщился к сериалу, вполне могут сделать вывод на счет обязательного для таких случаев счастливого конца.

Контент сериала, сам по себе, жесток. Его герои не будут упрашивать захваченного «языка» поделиться информацией, они не располагают для этого ни временем, ни желанием; вместо задушевных разговоров, они выстрелят в любую конечность преступника, а если не помогло, то еще и со всей силы надавят на открытую рану. «Цель оправдывает средства», вот принцип Джека, выстрелить в ни в чем неповинную супругу одного из злодеев, чтобы заставить его говорить, или принять решение застрелить на глазах у террориста его младшего сына – вот примеры. Подобных случаев превеликое множество, не зря Министерство обороны США обратилось с открытой просьбой к телеканалу FOX и, чуть потупив взор, попросило уменьшить градус творящегося на экране, чтобы не смущать зрителей подобными эпизодами и не формировать у них ошибочное представление о методах спецслужб.

Если у читателя сформировалось мнение, что Джек Бауэр жуткая машина для убийства, то, несмотря на некую долю истины, это неправда. Он глубоко несчастный и почти сломленный человек. Он потерял всех кого любил или считал друзьями, а его дочь Ким и то, в последствии, не пожелает иметь с ним ничего общего. Благими намерениями он разрушил свое счастье, и в последних сезонах, перед нами предстает уставший человек с отключенными от переживаний эмоциями, который не только не ждет от жизни чего-то положительного или хотя бы её продолжения в рамках нормального существования, он вообще не имеет желания жить дальше. Нет, суицидальных наклонностей у него нет, он сильнее этого, он просто мучительно жаждет покоя, хоть в смерти, хоть в забвении, и его эмоциональная сухость всего лишь защитная реакция на перенесенные потрясения.

Отдельно стоит сказать о сюжете. Он лавинообразен. Его развитие происходит на протяжении всех 24 эпизодов. То, что на первый взгляд кажется логически завершенным, оказывается тянет за собой новый поворот, получает развитие уже в другом ключе и может служить отправной точкой для нового витка интриги. И не факт, что в итоге друзья не окажутся врагами, а предатели, наоборот, окажутся, верными соратниками. За всеми своими экшен-сценами, которых, в принципе, не так уж и много, кроется весьма недурственный сюжет, с такими изгибами, что иногда, сидя в мягком кресле перед телевизором, испытываешь желание наградить аплодисментами сценаристов, даже невзирая на то, что могут подумать домашние.

Теперь ложка дегтя. Многие пеняют на некоторые ляпы технического плана, жалуются на легкость проникновения на сверхзащищенные объекты, на маловразумительные переговоры героев, особенно когда дело касается информационной безопасности, компьютерных технологий и всевозможных серверов или сетей. Есть некоторые недовольные тем, что в своей деятельности КТУ переходит все границы дозволенного и нарушают все права человека с первого до последнего пункта.

Может быть, это все имеет место быть, но для основной массы зрителей, далеких от спутниковых систем слежений или защиты прав человека, сериал по прежнему остается образцом высококачественного продукта, на который не побоюсь этого слова, стоит равняться остальным ремесленникам от кино- теле- индустрии. Он дает нам потрясающую возможность насладиться историей, от которой невозможно оторваться. Не стоит выискивать ляпы, по собственному опыту мы знаем, как много их в любом фильме. Ведь главное, наблюдая за действиями героев, которые всегда логичны и обоснованны, мы верим происходящему на экране.

Как не прискорбно говорить, но чем дальше сезоны шли один за другим, тем больше сериал скатывался в самоповторы. Основное падение рейтингов пришлось на 6-ой день. Пусть он и собрал у телевизоров внушительное количество зрителей, чем в очередной раз порадовал телеканал, но до зашкаливающих рейтингов первых частей ему было далеко. Руководство FOX приняло решение о «ребрендинге» сериала в седьмом сезоне. К его выходу сняли полнометражный телевизионный фильм «24 часа: Искупление», своего рода связующее звено между шестым и седьмым сезонами; действие перенесли из Лос-Анджелеса в Вашингтон, поближе к Белому дому, а вместо расформированного КТУ, как раз зацикленное на правах человека ФБР. Естественно, со своим уставом в чужой монастырь соваться нельзя, но и здесь Джек Бауэр нарушил это правило и все возвращается на круги своя.

Пусть изменения и носили в основном косметический характер, но это явно пошло на пользу и сериал вновь показал себя с лучшей стороны. Обрадованные продюсеры тут же заявили всему миру, что восьмому сезону быть!

Триллер, детектив, боевик и драма, все это присутствует в той или иной степени в сериале. Вставив в DVD-проигрыватель диск и нажав кнопку «Play», можно смело выключить себя из жизни.

Что в сериале есть:

— Джек Бауэр;

— террористы всех мастей;

— второе дно сюжета;

— предатели;

— президенты США в ассортименте;

— ядерные взрывы;

— пытки;

— раздражающая всех дочь главного героя.

Чего в сериале нет:

— юмора;

— защиты прав человека;

— чернокожего напарника;

— инопланетян.


Статья написана 14 сентября 2009 г. 11:14

Не так давно, встретил на улице старого знакомого. Он бывший военный летчик, человек в почтенном возрасте. Познакомился я с ним в мои студенческие годы, когда подрабатывал охранником в одном агентстве недвижимости г. Екатеринбурга, — он был моим сменщиком.

После неожиданной и скоротечной встречи, я вспомнил, что когда-то он мне рассказывал о группе Дятлова, таинственным образом погибшей на севере Свердловской области в 1959 году. Нет, он не знал никаких тайн, не располагал душераздирающими фактами и не делал предположений, просто он был в числе людей, которые последними видели туристов живыми. Зимой 1959 года, группа Дятлова перед отправлением по маршруту ночевала в школе, где как раз и учился мой знакомый. Вечером, перед выходом на маршрут, Дятлов и его друзья проводили встречу со школьниками, где рассказывали о себе, о туризме и пели песни. В общем-то, это и все, что он рассказывал о них, добавив, что это были милые, веселые и хорошие люди.

В Екатеринбурге эту историю знают все или почти все. Своего рода легенда.

Для тех, кто не слышал, собственно говоря, краткий пересказ происшедшего.

В конце января 1959 года группа туристов, студентов Политехнического института под руководством Игоря Дятлова, отправились в лыжный поход по северу Свердловской области. Вот их имена:

• Игорь Дятлов;

• Зина Колмогорова;

• Рустем Слободин;

• Юрий Дорошенко;

• Юрий Кривонищенко;

• Николай Тибо-Бриньоль;

• Людмила Дубинина;

• Александр Золотарёв;

• Александр Колеватов;

• Юрий Юдин (покинул группу перед выходом на маршрут из-за больной ноги).

15 февраля был контрольный срок, когда туристы должны были выйти к поселку Вижай, неподалеку от города Ивдель и отправить телеграмму в спортклуб, но этого не произошло. В институте забеспокоились и спустя несколько дней были организованы поиски. 26 февраля, на склоне горы Холат-Сяхл (на картах обозначена как вершина 1079), что в переводе с языка манси означает «Гора мертвецов», была обнаружена разрезанная изнутри палатка, где ночевали студенты, но ни самих студентов, ни их трупов не было. В палатке осталось все снаряжение и некоторые личные вещи.

На следующий день, 27 февраля, в примерно километре от палатки и немного ниже по склону, были обнаружены следы костра и раздетые до нижнего белья тела Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко. Выше по склону, в 300 метрах от палатки было найден тело самого Игоря Дятлова, неподалеку от него были найден труп Рустема Слободина, а еще выше по склону тело Зины Колмогоровой. Остальных удалось обнаружить только 4 мая. У них, кроме Колеватова, были обнаружены тяжелые травмы (многочисленные переломы ребер, а у Тибо-Бриньоля – серьезная черепно-мозговая травма).

Следствию удалось установить, что группа погибла в ночь с 1 на 2 февраля, но обстоятельства гибели так и остались не выясненными. Что же произошло на самом деле? Что заставило их в спешном порядке покинуть палатку? Как получилось, что четверо получили травмы и что в тот момент делали остальные? Почему из девяти человек, опытных туристов, не выжил никто? Почему радиационный фон от тел и одежды был выше нормы в 2-3 раза?

Следствию не удалось определить причин происшедшего. К слову, дело о гибели группы взял под контроль лично Н.С. Хрущев, сами материалы были засекречены (в последствии некоторые материалы дела были доступны для ознакомления, но часть их до сих пор храниться под грифом «Совершено секретно»), а похороны студентов были проведены в тайне от общественности.

Что примечательно, ни один из родственников погибших не был признан потерпевшим. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы лишить их процессуальных прав на ознакомление с материалами дела и для того, чтобы те не могли воспользоваться правом требовать дополнительного расследования или воздействовать на следствие.

Версий произошедшего не просто много, а очень много. От банальных беглых зеков и схода лавины до НЛО и снежного человека.

Из «нормальных» версий выделяют следующие:

— Нападение беглых зеков. Однако, в то время каких-либо побегов из многочисленных ИТУ не происходило.

— Нападение манси. Те места пользуются у манси дурной славой и считаются опасными. Существует легенда, что на Горе мертвецов ранее погибло девять манси. Однако, сами представители этой народности к русским относятся очень дружелюбно и всегда оказывают туристам помощь. Более того, ближайшее поселение манси находится примерно в 100 километрах от места гибели группы, а склоны высоты 1079 и горы Отортен считаются непригодными для охоты и выпаса оленей.

— Отравление метиловым спиртом. В палатке были найдены две фляжки с вполне нормальным этиловым спиртом.

— Сход лавины. Эта версия бы объяснила многое, но а) кто был в тех краях, тот поймет, что север Уральских гор совершенно нелавиноопасный, и б) склон Холат-Сяхл, на котором была установлена палатка, был достаточно полог и не обладал необходимой крутизной для возможного схода лавины. Да и палатка осталась в целости и сохранности.

— Шаровая молния. В зимнее время на севере Свердловской области гроз не бывает!

— Инфразвук. Ветер, огибая твердые предметы или низко летящий объект вполне способен создать инфразвуковые колебания, а определенная их частота, вполне может вызвать приступ неконтролируемого панического страха у человека. Это может объяснить поспешное бегство, разрезанную изнутри палатку, но не объясняет обнаруженные у четырех участников похода травмы.

— Вакуумное оружие. Вполне может объяснить травмы, но первые разработки подобного оружия начались спустя 10 лет.

— Баллистические ракеты. В 1959 году старты баллистических ракет производились исключительно с Байконура, а технически осведомленные люди утверждают, что в то время не существовало ни одной ракеты способной долететь до северного Урала. Более того, в период гибели группы, ни одного старта не производилось. Эта информация открыта и не вызывает сомнений.

— Атомный взрыв. С конца 1958 года по начало 1960, был наложен мораторий на испытания ядерного оружия.

— Устранение свидетелей. Версия, что военизированная группа зачистки, устранила девятерых туристов, которые якобы были свидетелями сверхсекретных испытаний или учений не имеет под собой никаких оснований. Не было найдено никаких следов применения оружия или следов пребываний других людей. К тому же, нужно обладать большой глупостью, чтобы произвести «зачистку» подобным образом и оставить трупы лежать на снегу. Не проще было бы полностью уничтожить следы пребывания людей, а трупы спрятать в тайге за несколько километров от места.

Из «ненормальных» версий:

— НЛО. Такая версия в комментариях не нуждается.

— Снежный человек. Аналогично.

— У кого насколько хватит фантазии.

До сих пор люди гадают, что же произошло с туристами. Некоторые члены поисковых отрядов, которым удалось собственными глазами увидеть тела, сообщают, что у некоторых был неестественный цвет кожи или что на их лицах застыла гримаса ужаса. Сейчас уже сложно отделить вымысел от правды.

Якобы, много лет позже, неподалеку от этого места погибла еще одна группа туристов и, конечно же, тоже численностью 9 человек, но об этом, естественно, умалчивается. И, якобы, в тех местах часто можно увидеть странные летающие шарообразные объекты.

Между тем, склон Горы мертвецов стал своеобразным местом паломничества туристов со всей России, но идущие туда стараются, чтобы численность их групп была какой угодно, но только не девять человек. Глупое суеверие? Может быть…

Сейчас на месте гибели группы установлена мемориальная доска, а ранее безымянный горный перевал получил название в честь руководителя группы и ныне называется «Перевал Дятлова».

Таково краткое и сухое изложение имеющихся данных о тех событиях и версиях происшедшего. Если кто не слышал об этой истории, то вполне может написать в любом поисковике слова «Перевал Дятлова» и тут же найдет множество ссылок на различные Интернет-ресурсы посвященные трагедии. Среди них есть очень любопытные многостраничные исследования той или иной версии, а так же подробные карты и серьезные попытки реконструкции.

Если у кого-нибудь есть своя версия, то с удовольствием узнаю о ней.





  Подписка

Количество подписчиков: 44

⇑ Наверх