Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ФАНТОМ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 февраля 2017 г. 10:51
«Наша Таня громко плачет!!!»: для всех поколений вот уже 100 лет.




111 лет назад (в 1906 году) родилась советская писательница, автор стихотворных произведений для детей Агния Львовна Барто.
Поэтесса, чьи стихи наизусть сегодня знают и современные дети, и их бабушки с дедушками. Агния Барто написала более ста сборников детских стихотворений, общий тираж ее книг — десятки миллионов экземпляров.
Многие книги переиздавались по несколько раз, некоторые — по четыреста раз.
Барто также подготовила сборник стихотворений «Переводы с детского», где в ее переводе собраны стихи детских поэтов разных стран мира.
Произведения самой Агнии Барто переведены на десятки языков, включая японский.

По некоторым данным, настоящее имя писательницы — Гетель Лейбовна Волова.
В 18 лет она вышла замуж за потомка шотландского дворянина Павла Барто и навсегда оставила за собой фамилию первого мужа — с этого момента ее называли не иначе как Агния Барто.

Одна встреча, перевернувшая все.

Девочка по имени Агния родилась в Москве в семье врача-ветеринара и мечтала стать балериной. Она училась в балетном училище. Но в это же время, испытывая, как говорят, творческое влияние Анны Ахматовой и Владимира Маяковского, писала стихотворения.
О ее любви к творчеству Маяковского даже есть история: еще учась в хореографическом училище, она как-то гуляла в одном из парков Москвы, где присела на лавочку, на которой и нашла кем-то забытый томик стихотворений Маяковского.
Этот день стал переломным в ее судьбе — он принес ей любовь к поэзии вообще и к гению Маяковскому в частности. Она так восхищалась Маяковским, что при первой встрече с ним даже не смогла открыть рта.
Но разговор о детской поэзии у Барто и Маяковского позже все же состоялся. Она стала писать все больше и все чаще, хотя ей и приходилось порой выслушивать не всегда лестные рецензии своего отца. Гимназию, в которой она училась, как-то раз посетил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Он услышал, как одна из гимназисток читает стихотворение собственного сочинения «Похоронный марш». Он выразил уверенность, что призвание этой девочки — писать веселые стихи. Луначарский посоветовал ей начать заниматься профессиональной литературной работой.
К окончанию училища девятнадцатилетняя Агния уже была уверена, что хочет стать поэтом, причем именно детским. Но, завершив в 1924 году обучение в хореографическом училище, Агния Львовна успешно поступила в балетную труппу.
Построить карьеру на сцене ей не удалось — труппа эмигрировала, а отец Агнии не согласился отпустить ее из Москвы. Она поступила на службу в детскую редакцию Госиздата.


1930-е.

В 1925 году были опубликованы ее детские стихотворения «Мишка-воришка» и «Китайчонок Ван Ли». Следом — «Первое мая» (1926) и «Братишки» (1928) — после выхода которых Корней Чуковский отметил ее незаурядный талант как детского поэта.
Интересно, что когда Корней Чуковский прочел одно из ранних стихотворений Агнии Барто, она заявила, что его написал пятилетний мальчик.

В 1930-х годах сборники ее детских стихов выходили один за другим: «Мальчик наоборот» (1934), «Игрушки», (1936), «Снегирь» (1939).
После выхода цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки» и стихотворений «Фонарик», «Машенька» и других Агния Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов — ритм, образы и сюжеты, рифмы ее стихов оказались понятны и близки миллионам детей и взрослых.

«Жаркая» Испания.

В 1937 году Агния Барто находилась в Испании как делегат Международного конгресса в защиту культуры и побывала в осажденном Мадриде, куда в качестве самых верных и пламенных друзей партия направила советских литераторов.
В окрестностях Валенсии с ней произошел курьезный случай. На остановке у заправочной станции Агния Львовна увидела магазинчик, где среди сувениров и одежды продавались кастаньеты. Для нее, как для человека, который когда-то занимался танцами, настоящие испанские кастаньеты значили очень много. Пока она объяснялась с продавщицей, послышался характерный гул и в небе появились самолеты с крестами. И автобус с советскими писателями стоял во время бомбежки и ждал Агнию Барто, покупающую кастаньеты.
Вечером Алексей Толстой в разговоре о жаре в Испании как бы между прочим спросил Барто, не купила ли она еще и веер, чтобы обмахиваться во время следующего налета?

Военные годы.

В годы Второй мировой войны Агния Барто находилась в эвакуации в Свердловске.
Барто не желала спокойной жизни. Прорывалась в прифронтовую Москву — записывать передачи на Всесоюзном радио — и рвалась на фронт.
В это время она много работала журналистом, выступала по радио, выезжала на фронт с чтением своих стихотворений, писала для газет. В 1942 году она была корреспондентом «Комсомольской правды» на Западном фронте.
Ее стихотворения военных лет — сборник «Подростки (1943), поэма «Никита» (1945) и другие — в основном носят публицистический характер. А в мае 1945-го, когда весь народ ликовал и радовался Победе, Агнию Барто постигло большое горе — ее 18-летнего сына Гарика, ехавшего на велосипеде, сбил грузовик.
Стихи ушли из дома поэтессы, а она сама погрузилась в себя.


«Найти человека».

Однако в 1947 году (по некоторым источникам в 1948-м) она написала поэму «Звенигород», где описала жизнь детей-сирот в детдоме.
С этой поэмы начался новый серьезный этап ее жизни.
Так, известна история, когда уборщица из Караганды, прочитав поэму, написала писательнице и рассказала о потерянной во время войны дочери. Агния Барто обратилась в специальный отдел милиции, и через несколько месяцев девочку нашли. Историю воссоединения семьи опубликовали в журнале «Огонек».
После этого Барто приходили по 70−100 писем ежедневно с просьбами найти детей, братьев, сестер и других родственников.
В это время ее пригласили выступить на радио, и она решили использовать шанс — так на радио «Маяк» стала выходить передача «Найти человека».
Благодаря этой передаче, которая выходила регулярно на протяжении почти девяти лет, и отзывчивости Агнии Барто было воссоединено около тысячи семей, разлученных войной.
В 1974 году, после того как передача закончила выходить в эфир, Агния Барто написала, что с трудом привыкает к тому, что 13-е число каждого месяца теперь день для нее обычный.

«В течение почти девяти лет он был для меня днем особенным. По 13 числам я подходила к микрофону в радиостудии, чтобы рассказать по «Маяку» тысячам, нет, миллионам людей о том, что еще одна мать нашла своего сына, потерянного маленьким в годы войны, и, может быть, в эту самую минуту где-то, на вокзальной платформе или на аэродроме, обнимает его, давно ставшего взрослым. Или рассказать о том, что в каком-то доме открылись двери и навстречу друг другу кинулись — тоже теперь уже взрослые — братья или сестры. Бывали передачи, когда я могла сообщить, что соединено несколько семейств, бывало и затишье. Радость приходит не по расписанию. Но с первых передач «Найти человека» я почувствовала, что множество людей, слушающих «Маяк», полны горячей готовности помочь каждому поиску, каждой трудной судьбе. В чувстве общности тоже была своя радость. И хотя поиски — почти девять лет — подчиняли себе мои мысли, все мое время, вместе с последней передачей из моей жизни ушло что-то драгоценное», — писала Барто.


В 1969 году на материале историй, с которыми она познакомилась, работая на «Маяке», Барто издала свою первую книгу прозы, которая была названа так же — «Найти человека».
Позднее по этой книге был снят фильм, получивший приз на международном кинофестивале в Локарно.

И после войны Агния Барто продолжает сочинять детские стихи.
Выходят ее новые сборники: «Первоклассница», «Веселые стихи», «Стихи детям».
За сборник «Стихи детям» (1949) ей была присуждена Государственная премия в 1950 году.


« Муля, не нервируй меня! »

Агния Барто была также и автором сценариев кинофильмов «Подкидыш» (совместно с Риной Зеленой, 1939), «Слон и веревочка» (1945), «Алеша Птицын вырабатывает характер» (1953), «10 000 мальчиков» (1961), «Ищу человека» (1973).

Так, в «Подкидыше» показана довоенная Москва и рассказывается история о том, что в советской стране потерявшийся ребенок будет принят в любую семью.
Юмор, пикантные ситуации и актерский талант — все это привлекает внимание зрителя и сегодня.
В 2000-х годах фильм был восстановлен. Раз посмотрев «Подкидыша», запоминаешь его навсегда, а фразочки: «Муля, не нервируй меня!», «Ляля, этого никак нельзя! Тебя арестуют!», «Товарищ милиционер! Что же это такое! На совершенно живых людей наезжают!..» — настолько яркие и запоминающиеся, что даже если забываешь истинное название картины, то «Мулю» уж точно не забудешь.
Интересно, что сценарий фильма был написан Агнией Барто и Риной Зеленой — двумя соседками по даче — подружками, чьи мужья играли в шахматы, в то время пока жены сидели над репликами.
Кстати, «Муля, не нервируй меня!» было придумано Барто специально для Фаины Раневской, которая сыграла одну из главных ролей.
Актриса впоследствии вспоминала: «Куда ни прихожу, все считают своим долгом сказать: «Смотри, вот «муляненервируйменя» идет!»

«Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».

В «Записках детского поэта» (1976) Агния Барто сформулировала свое поэтическое и человеческое кредо: «Детям нужна вся гамма чувств, рождающих человечность».
Поездки по разным странам подтолкнули ее к мысли о богатстве внутреннего мира ребенка любой национальности — подтверждением этому стал поэтический сборник «Переводы с детского».

Многие годы Агния Барто возглавляла Ассоциацию деятелей литературы и искусства для детей, была членом международного Андерсеновского жюри.
В 1976-м ей была присуждена Международная премия им. Х. К. Андерсена.
Но она всю жизнь была застенчивой, и слава не сделала ее смелее.
Некоторые исследователи ее творчества отмечают, что, может быть, именно благодаря своей застенчивости она не имела врагов и ей, в отличие от немногих, удалось без потерь пережить даже тяжелые сталинские времена.
Правда, некоторые ставят ей это в укор, говоря, что она добросовестно писала конъюнктурные произведения, подмечая, что ее второй муж — ученый Андрей Щегляев — был известным в Союзе теплоэнергетиком, крупнейшим специалистом по паровым и газовым турбинам, и за ним Барто была «как за каменной стеной».
Однако, ее творчество любили и продолжают любить миллионы детей и их родителей по всему миру.

«Я вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда вы порвались — я вас склеила», — детские письма с подобным содержанием часто приходили к ней.
С детьми она была на равных, хотя и не упускала возможности преподать урок ябедам, неряхам, болтунам и драчунам.
Она много читала и своим детям и внукам (внуку Владимиру и внучке Наташе посвящены многие ее стихотворения).

Но 1 апреля 1981 года на какой-то момент смолкли детский смех и голоса — детской поэтессы не стало.
Многие поклонники творчества Агнии Барто впоследствии вспоминали ее фразу «Почти у каждого человека бывают в жизни минуты, когда он делает больше, чем может» и отмечали, что для поэтессы такие минуты растянулись на целые годы.
А сегодня можно с уверенностью сказать, что на десятилетия и даже столетия…



http://matveychev-oleg.livejournal.com/49...


Статья написана 17 февраля 2017 г. 11:51
....много лет назад, читая переводы М. Зенкевича, увидел стихотворение:



Брама

Убийца мнит, что убивает,
Убитый мнит, что пал в крови,—
Ни тот и ни другой не знает,
Куда ведут пути мои.

Забвенье, даль — мои дороги,
Мне безразличны тьма и свет;
Во мне — отверженные боги,
Величий и падений след.

Кто прочь стремится в самомненье,
Тому я сам даю полет;
Я искуситель и сомненье,
Тот гимн, что мне брамин поет.

Ко мне стремятся боги тщетно,
Священных Семь,— но в тишине
Добро творящий незаметно
Придет и без небес ко мне!



Это было первое моё знакомство с Ральфом Эмерсоном.

Потом я неоднократно возвращался к автору, в других стихах и переводах, и всегда обращала на себя внимание глубина воображения, широта взгляда, красота мысли.

Больше, чем поэт.

Кроме нескольких книг поэзии — 10 томов дневников, 150 философских эссе и лекций, блестящая эрудиция и знание мировой культуры.

Ниже приведены высказывания, цитаты и афоризмы автора, которые подтверждают глубину его таланта и безусловно достойны внимания:

Цитаты. Высказывания. Афоризмы.
Эмерсон Ральф Уолдо.


*****
Жизнь — это вечность в миниатюре.

*****
Мысль — цветок, слово — завязь, деяние — плод.

*****
Награда за доброе дело — в самом его свершении.

*****
Наука не знает, чем она обязана воображению.

*****
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.
*****



*****
Великие деяния показывают, что вселенная принадлежит каждому человеку, живущему в ней.

*****
В сумасбродстве есть надежда, в заурядности — никакой.

*****
Дети героя далеко не всегда бывают героями; еще менее вероятно, что героями будут внуки.

*****
Если хочешь, чтобы тебя любили, учись чувству меры.

*****
Знание существует для того, чтобы его распространять.

*****
В конечном счете любовь не что иное, как отражение в людях собственных достоинств человека.

*****
Наша черствость, наш эгоизм побуждают нас с завистью взирать на природу, но она сама будет завидовать нам, когда мы оправимся от недугов.

*****
Ничего великого никогда не было достигнуто без энтузиазма.

*****
Мы просим себе долгой жизни, а между тем значение имеют только глубина жизни и ее высокие мгновения. Будем же измерять время мерой духовной!

*****
Пока человек остается верен самому себе, все играет ему на руку — правительство, общество и даже солнце, луна и звезды.

*****
Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остается сама собой.

*****
Существующий мир — не фантазия. Нельзя безнаказанно относиться к нему как к фантазии.

*****
Только то поэзия, что делает меня чище и мужественнее.

*****
У человечества, как и у отдельного человека, с каждым возрастом приходят свои болезни.

*****
Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.

*****
Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

*****
Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна.

*****
Любимцы общества те, кого называют душа-человек, — это люди, лишенные стеснительного эгоизма: где бы они ни оказались, они не испытывают неудобства и помогают не испытывать его всем прочим.

*****
Мудрый человек всегда на стороне тех, кто нападает на него; он заинтересован больше их в обнаружении своих слабостей.

*****
Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

*****
Прошлое предназначено служить нам, но завладеть им мы можем только при условии его подчинения настоящему.

*****
Радость духа есть признак его силы.

*****
Самая возвышенная истина завтра, в свете новой мысли, может показаться тривиальной.

*****
Ничто не прощают так неохотно, как различие мнений.

*****
Нравственное воздействие природы на любого человека измеряется правдой, которую она ему открыла.

*****
Подлинного гения вы можете узнать по тому, что все тупицы при его появлении устраивают заговор против него.

*****
Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.

*****
Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в нее.

*****
В молодости мы бываем реформаторами, в старости — консерваторами. Консерватор ищет благосостояния, реформатор — справедливости и истины.

*****
Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли.

*****
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.

*****
Картины не должны быть слишком картинными.


http://moudrost.ru/avtor/ralf-emerson.html


Статья написана 16 февраля 2017 г. 11:10
Азбука в картинках 1904 года издания.


http://matveychev-oleg.livejournal.com/48...

Проиллюстрировал книгу Александр Николаевич Бенуа — петербургский живописец и график, книжный иллюстратор, мастер театральной декорации, историк и критик искусства.

Его "Азбука в картинах" — одна из первых опубликованных работ в области книжной иллюстрации.
В 1904 ее отпечатали в лучшей типографии — Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг.
В 1990 она была воспроизведена факсимильно.

Художник своей «Азбукой» осуществил мечту — дать «красивую книгу русским детям».
В ней каждой букве алфавита посвящена страница с занимательным рисунком в красках, причудливо сочетающим реальное со сказочным.


Статья написана 15 февраля 2017 г. 17:39
в продолжение тем
http://fantlab.ru/blogarticle33937
http://fantlab.ru/blogarticle43631
http://fantlab.ru/blogarticle44283



Благодаря нелёгкому и неблагодарному труду энтузиастов серии библиотека пополнилась многими замечательными авторами, которых я (скорее всего) не дождался бы в альтернативном исполнении.
Про качество издания не говорю, тут всё и так ясно.

Но есть ещё лакуны.
То есть — книги авторов, что хотелось бы видеть в едином "под ШФ"-ном строю, но которых нет и, скорее всего, не будет ( по крайней мере большинства из них ).

Итак, выключив рассудок и логику, включаем фантазию:-)))

Герберт Уэллс http://fantlab.ru/autor227
Компиляция. Лучшее

Артур Конан Дойл http://fantlab.ru/autor939
Фантастика. Лучшее

Роберт Ирвин Говард http://fantlab.ru/autor59
Лучшее (из невышедшего в почившей ШФ)

Эдгар Аллан По http://fantlab.ru/autor18
Компиляция. Лучшее

Стивен Кинг http://fantlab.ru/autor22
Фантастика. Лучшее

Мишель Демют http://fantlab.ru/autor2218
Фантастика. Лучшее

Джон Кэмпбелл http://fantlab.ru/autor37
Фантастика. Лучшее

Дональд Маккуин http://fantlab.ru/autor7750
Фантастика. Лучшее

Роберт Янг http://fantlab.ru/autor632
Фантастика. Лучшее

Про Виконта Адриланки С. Браста http://fantlab.ru/work22924
не говорю...:-(

Вот такая вот "мечта идиота".8-)


Статья написана 15 февраля 2017 г. 12:18
Скоро начинается фестиваль "Московская Масленица".


https://www.mos.ru/city/festivals/masleni...

До Масленицы осталось меньше недели.
Уже в понедельник в Москве начнут печь тонны блинов и призывать весну.
В этом году праздник обещает быть неординарным, начиная со сценария и заканчивая начинкой в угощении.

Маски из натурального дерева, меховые воротники и украшения из железа и серебра. Костюмы для главной постановки для Масленицы почти готовы.
Вместо приевшихся уже традиционных русских народных гуляний, в этом году в центре Москвы будет, по словам организаторов, реалити-шоу – эпическая битва между стражами Зимы и воинами Весны.

Несмотря на новое прочтение славянской истории, победа весны предсказуема. С угощением на Масленицу тоже решили поэксперементировать.
Одних только блинов гостей фестиваля ждет 120 видов – от традиционных со сметаной или семгой, до экзотических черненых с бамбуковым углем, с брусникой и балканским сыром. Удивлять гостей в праздник готовятся как известные столичные рестораны, так и гастрономические новички.

Украшать Москву тематическими арт-объектами в праздник – это уже традиция. В этом году на весенний лад горожан будут настраивать сотни всевозможных фигур.

Развлечения, угощения и всевозможные инсталляции – вот чего ждать от "Московской масленицы 2017".
На Манежной площади пройдут зрелищные исторические реконструкции, на площади Революции гостей фестиваля ждут спортивные забавы, хороводы, качели, карусели.
На Тверской площади – мастер-классы по украшению дома и выпечке блинов.
В Новопушкинском сквере все желающие смогут бесплатно взять уроки кулинарного мастерства. Здесь же пройдут детские театрализованные представления.

Любителей активного отдыха на Тверском бульваре ждет стометровый светящийся тоннель, у памятника Есенину – сырная эстафета, а в перерывах глиняная мастерская.

Всего на Масленицу в Москве будут действовать 13 специально оборудованных площадок.



http://www.m24.ru/videos/137468





  Подписка

Количество подписчиков: 114

⇑ Наверх