Журнал «Если»
Журнал «Если» появился в 1991 году и первым из отечественных профессиональных НФ-журналов сумел продержаться более пяти лет и выжить в сложном мире издательского бизнеса.
В начальные годы существования в журнале публиковалась исключительно переводная классическая научная фантастика. Начиная с 1994 года изредка стали появляться и произведения отечественных мастеров жанра, а также современная зарубежная фантастика. В последние годы в журнале стало всё наоборот: «Если» больше не печатает классику, а отечественная фантастика на его страницах серьёзно потеснила зарубежную, из которой до нас доходят только самые-самые новинки.
Как было сказано на сайте журнала, «Ежемесячный журнал «Если» адресован читателям, интересующимся современной отечественной и зарубежной фантастической прозой, желающим лучше знать проблемы жанра, ориентироваться в новейших течениях и направлениях НФ и фэнтези...».
Редактором журнала был Александр Шалганов.
Журнал закрыт в 2012 году с таким объяснением:
цитатаВвиду прекращения деятельности издательства, выпускающего журнал, и в силу финансовых трудностей, переживаемых нашим изданием
В 2015 году журнал возобновил свою деятельность в Санкт-Петербурге, и до конца 2017 года вышло 11 выпусков, после чего журнал закрылся.
ISSN 0136-0140
С первого номера 1991 года по №4 1996 года журнал выходил в формате 60х84/8.
С №5 1996 года журнал выходит в формате «дайджест» (130х190 — 140х200).
С №5 1996 года по №6 2000 года в журнале не было конкретно указано авторство художников к иллюстрациям произведений, в выходных данных лишь указывались списком их фамилии.
Обсудить журнал «Если» вы можете в соответствующей теме на форуме.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Еврокон / EuroCon (ESFS Awards), 2000 // Зал славы. Лучший журнал (Россия) | |
лауреат |
РосКон, 2005 // Специальный приз оргкомитета «Роскона». журнал |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовый Икар, 2007 // За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической литературы. Журнал (Москва) | |
номинант |
Аэлита, 2011 // Премия им. И. Ефремова |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Raindog, 15 апреля 2009 г.
Если (простите за тавтологию :)) в двух словах описать журнал «Если», то это один из ведущих НФ-журналов у нас в стране и лучший, на мой взгляд, НФ-альманах в России.
Думаю, добрая половина любителей фантастики у нас, читает его каждый месяц, вот уже не один год, а вторая — как минимум слышала об этом журнале.
В общем, отзыв я пишу для тех, кто по тем или иным причинам не удосужился познакомится с этим журналом (и очень кстати зря!:glasses:).
Я и сам признаться, начал читать его относительно недавно, год-полтора назад (теперь, каждый месяц, как по часам, бегу в киоск за журналом :)), хотя фантастику и фэнтези я читаю лет эдак как 7-8.
Если коснутся журнала чуть подробнее, то по прочтению n-ного кол-ва номеров, я могу сказать следующее:
- ~ 65-70% журнала занимают произведения современных отечественных и зарубежных авторов пишущих преимущественно в жанре фантастики. Фэнтези тоже встречается (бывают и номера с уклоном в эту тему), но гораздо реже.
- Около 30-35% занимает критика и публицистика. Состоит она, как правило, из постоянных рецензий на кино- и лит- фантастику (соответственно, на фильмы и книги на НФ/около НФ/фэнтези и т.п. тематики), а так же из публикаций/очерков/статей самих фантастов (ну или же сочувствующих фантастике лиц), посвященным тем или иным «фантастическим» темам в частности, и жанру (или каким-то поджанрам) в целом.
- Если говорить о процентном соотношении произведений «наших-не наших» авторов, то на мой взгляд, оно составляет примерно 60% на 40% («наши»/«не наши» — соответственно) от всех публикуемых литературных произведений в журнале.
Бывает, конечно, что на номер «родных» фамилий встречается раз-два и обчелся (и наоборот), но в целом, картина выглядит примерно так..
- Если (что-то частенько повторяется это слово, не находите?:wink:) говорить о категориях публикуемых авторов в журнале, то здесь соотношение примерно 50/50: заслуженные современные мастера жанра, вполне на равных «делят» страницы журнала с новичками или малоизвестными авторами.
Вот, правда, если (опять! :)) вы ждете увидеть на страницах журнала произведения кого-то из грандмастеров жанра (вроде Хайнлайна, Бредбери, Стругатских или Ле Гуин), то на это можете даже не рассчитывать (хотя, описание «творческого пути» или анализ произведений, того или иного отца-основателя жанра, встречается довольно часто в разделе критики)!
- В каждом номере, есть главная (имхо) повесть, как правило, большого объема (но это может быть и рассказ), которая отображена на обложке.
Не всегда, но случается (напомню, не всегда!), тематика этой повести/рассказа — является основной в номере (н: «параллельные миры»/«искусственный разум» и др.), и как следствие, часть «мелких» литературных произведений «крутиться» вокруг основной темы (+ критическая часть журнала, в той или иной мере, обозревает ее).
Теперь, если (я уже смирился, а Вы?:lol:) говорить о «плюсах» и «минусах» журнала, стоит выделить следующие:
«Плюсы»
1) Журнал способен утолить голодающего любителя практически всех категорий (около-)фантастики (на страницах «Если» печатаются различные произведения жанра, начиная от «киберпанка» и заканчивая «фэнтези»).
Примечание: Если у вас конечно не «львиный» аппетит и вы готовы «дожидаться» рассказ своего любимого жанра. В любом случае, всесторонних любителей НФ-тематики журнал «насытит» сполна, благо уровень сильных (кстати. не всегда известных!) авторов в «Если» пусть и не сильно высок, но уж точно, стабильно-постоянен (примерно 30-40% от общего числа работ).
2) В связи с тем, что вся тема журнала — фантастика, то и все категории его крутятся около этой темы. Следовательно и обзоры лит.-худ. фантастики. Таким образом, ничего лишнего или отходящего от темы журнала, вы в нем не найдете, но в тоже время будет проинформированы о творящихся тенденциях в жанре за последний месяц.
3) Часто встречаются произведения иностранных авторов малоизвестных у нас.
А следовательно, и знакомство со свежей фантастикой «из-за бугра» вам обеспеченно каждый месяц. Да и наших новичков вниманием не обделяют.
4) Поскольку критико-публицистическую часть журнала пишут не абы кто, а самые что ни наесть настоящие критики и всамделишные публицисты, специалисты, люди пишущие в области и т.д., то за уровень «умных мыслей на тему фантастики» волноваться, как правило, не приходится. Критика умных дяденек «на тему» и «размышления/воспоминания о...», вам гарантированы.
Из «Минусов» (они же — оборотные стороны «плюсов») на ум приходят следующие:
1) Некоторые жанры (как мой любимый, «фэнтези»:weep:), являются, если и не откровенными, но все-таки аутсайдерами.
Бывает, что рассказ в том или ином жанре, в течении нескольких номеров днем-с-огнем не сыщешь....
Основная прерогатива отводится (имхо): 1. твердая НФ (это, где помимо схемы : космос-бластер-битва с марсианами, встречаются еще и различные научные термины, или же все произведение — симбиоз «фантастико-научной» тематики). 2. приключенческой фантастике (это, где помимо схемы : космос-бластер-битва с марсианами встречаются еще и различные Галактические Герои и Прекрасные Марсианки).
2) Поскольку, все крутится около фантастики, то и «шаг — влево, шаг — вправо» — попытка к бегству, оттого и «мистика» или тот же «фэнтези» на страницах журнала довольно не частое явление.
Отзывы же на фант. книги не страдают особым объективизмом (касаемо, как правило, наших писателей); то оценку откровенно завысят, то просто какую-то чушь мало относящуюся к самой книге, напишут про автора….
Видео-рецензии, тоже заметно «хромают» непрофессионализмом и откровенным субъективизмом, имеющим мало общего с базовыми представлениями кино-любителей, да и порядком отстают от выпуска свежих кино-новинок.
3) Так-как некоторые авторы, печатающиеся на страницах журнала — малоизвестны, то и невысокий уровень лит. мастерства (да и просто, позывы к зевоте) — привычное дело.
4) Что касается обзоров «умных дяденек», они хоть и умные, но порой начинают писать или про какие-то «междусобойные» темы (понятные только в их кругах) или же просто пускаться в какие-то личные «разборки», следить за которыми не самое интересное занятие.... Практически нет интервью.
Если сделать общий вывод, то «Если», наверное, и есть та «золотая середина» российской журнальной фантастики, где хороший уровень НФ-рассказа соседствует с вполне-профессиональной критикой.
Пусть, по последнему, в некоторой степени, «Если» и отстает от того же «Мира Фантастики» или «Полдня XXI», то по уровню литературных произведений – даст сто очков форы.
Хоть, мы и уступаем Западу в количестве издаваемых журналов на (около- )фантастическую тематику, я на 100% уверен, что «Если» является не каким-то «раком на безрыбье» для наших читателей (к тому же уровень НФ-журналов, у нас пусть и не берет количество,. но качество вполне не плох), а полноценным отечественным ответом «буржуям» (Еврокон 2000 – явный тому пример:pray:), на который еще стоит равняться!
По моей «имхошной» шкале — высший бал (10 из 10).
З.Ы. Не судите строго :glasses:
мрачный маргинал, 24 января 2013 г.
«Если» начинался вначале как издательский проект в недрах редакции «Московские новости» (вспомним первые «большеформатные» номера, — с «бумагорасточительным» макетом). Затем появились привычные журнальные томики. — Самый «толстый» из посвящённых фантастике современных журналов... Были времена, когда это издание можно было регулярно покупать на харьковском книжном рынке.
Потом он оттуда исчез, и его стали по заказам возить с «нарочным».
И вот теперь журнал закрыт. Но не будем его хоронить и с ним прощаться навсегда.
Подобное издание в России должно воскреснуть, — пусть и под другим названием. Когда это случится — пока сказать трудно.
Двадцать лет — время прихода нового поколения. В новое двадцатилетие явятся новые поклонники фантастики, — со своими неведомыми «ЕСЛИ».
Так что скажем не «прощай», а — «до свидания».
choyochagas, 11 марта 2015 г.
Сначала покупал, потом выписывал журнал много лет и был несказанно расстроен прекращением издания. Все-таки такой журнал — вроде компаса, показывающего стороны света, даже если и сам на открытой местности разберешься, а вот в лесу... Тексты печатались сильные, даже если иногда и случались (imho) провалы. Некоторые фэнтезийные номера осилить не смог, извините, хотя и в этом направлении случались открытия. Хочется пожелать возвращения на сцену.
red_lol, 24 января 2013 г.
«Сегодня был последний день работы редакции журнала. 11 и 12 номера выйдут уже после «кончины». Двадцать лет журнал «Если» радовал любителей качественной фантастики новинками зарубежных, отечественных и русскоязычных авторов, держал руку на событийном пульсе и вел хронику мало-мальски значимых фактов, имеющих отношение к литературе художественного вымысла.
Это были достойно прожитые годы. И в угарные девяностые, и в унылые нулевые журнал не пытался, «задрав штаны, бежать» за конъюнктурой, а следовал раз и навсегда установленным критериям высокого уровня, но не занудности, остроты, но не скандалезности, внеполитичности, но не асоциальности… Журнал был своего рода «золотым сечением» мировой фантастики: повести и рассказы, опубликованные на его страницах отмечены таким количеством наград, что только их перечисление составило бы приличную брошюру.
Пройдя сквозь горнило экономических пертурбаций, журнал мог устоять и в эпоху цифровой контрреволюции. Но он предпочел уйти непобежденным. Запомним его таким.
Прощай» (с)
Вот и все(((
volodihin, 21 июня 2015 г.
Самое значительное журнальное издание во всей истории русской фантастики.