Вначале я хотел написать ещё один канон, благо обсуждение на форуме способствовало. Начало было написано, но так стало скучно, что решил я бросить эту затею, а сотворить иное. Дальше будет цикл обзорных статей не просто о том, что я считаю лучшей фантастикой или каноном, а об оптимальных подборках в личную библиотеку.
Т.е. всем известно, что Хайнлайна и Азимова раньше и поныне не издавал только ленивый. Но как выбрать лучшие издания, где был перевод и состав лучше — об этом знают только зубры, отслеживавшие книги с 80-х и поныне. А многие считают, что "Шедевры фантастики" — это идеальная серия (во многом это так и есть, но далеко не во всём). Вот об этом я и буду писать.
При выборе лучшего, естественно, будет учитываться и качество издания, потому как идеальный перевод на серой бумаге не столь радует, а омнибус с тремя романами без редактуры, хуже чем три по отдельности, но с дополнительными правками.
Каждая статья будет посвящена отдельному автору. Выбор того, что обязательно у него стоит прочитать, а что нет я оставляю за собой (а вы можете спорить ), но вот с кого начать — вот вопрос! Предлагаю пожелания писать прямо в комменты.
Издательство РИПОЛ-Классик выпустило первый том трилогии детского анималистического фэнтези "Мышонок Чаровран". Книга называется "Мыши и магия", рассчитана она на возраст 9-12 лет и не было бы в этом ничего особо увлекательного, если бы не имя автора.
Псевдоним автора этой книги — Дэвид Фарланд. И известен Фарланд, как создатель отличного фэнтезийного цикла "Властители Рун". Настоящее его имя — Дэйв Волвертон, и под своим именем он создал не менее замечательную военную фантастику "На пути в рай", а также многочисленные новеллизации "Звездных войн". Вряд ли такой автор умеет писать плохо, а потому его обращение к детской фэнтези, также заслуживает внимания.
Издательство предоставило нам небольшой отрывок из книги "Мыши и магия", чтобы любой желающий мог определиться, насколько эта книга ему по душе. Ссылка на файл чуть ниже.
Фанфики по культовым книгам — в наше время не редкость. Обычно они вызывают не самые лучшие чувства у поклонников исходного текста, чаще всего тем, что искажают его идеи или (и) противоречат в деталях. Так и хочется спросить — что, свое слабо было написать? Зачем лезть в чужой мир и менять там что-то?
Крайне редко появляются произведения, где использование чужого мира оправданно. И именно к этой категории относится роман Грегори Магвайра. Страшное дело — он создал книгу, раскрывающую события знаменитейшего «Волшебника из страны Оз» Фрэнка Баума с точки зрения злой Западной ведьмы. Тем, кто вместо Баума читал «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова, эта самая ведьма знакома под именем Бастинды. На первый взгляд может показаться, что «Ведьма» — аналог «Черной книги Арды», где события книг Толкина просто переворачивались с ног на голову, белое объявлялось черным, а зло — добром. Но это не так. Ближайшим аналогом, знакомым нашему читателю, служит скорее «Последний кольценосец» Кирилла Еськова, где сами факты остаются прежними, а вот происходящее вокруг объясняется совершенно иначе.
Прежде всего — сама страна Оз. Вместо привычной сказочной земли у Магвайра мы видим вполне обыденный мир со своими народами, особенностями, говорящими Животными, магией — волшебный, но до боли реалистичный. Бедные голодают, крестьяне возделывают землю, а политика определяет идеологию. Отдельные элементы романа очень близки к политической сатире. Борьба с говорящими Животными, которая ведется вначале пропагандистскими лозунгами, а затем и силовыми методами, штурмовики Волшебника, следящие за порядком, расизм в чистом виде по отношению к жителям из других частей страны — все складывается в одну, но очень неприятную картину мира. Есть здесь и несогласные — те, кто борется с деспотией Изумрудного города. И их борьба тоже очень напоминает нашу реальность — террор и убийства в качестве главного аргумента. Вот в такой стране, в одной из беднейших ее частей, в семье проповедника родилась будущая ведьма.
цитата
В Гилликине банки приумножали деньги, заводы приумножали товары, торговцы приумножали любовниц, студенты приумножали знания, а механические слуги встречались в доме, который был когда-то знаменитым «Приютом философа», и слушали, как освобожденный Громметик призывает к классовой революции.
Роман построен по классической схеме — история жизни ведьмы от рождения до смерти (это не спойлер, ведь все, кто читал Волкова или Баума знают, как погибла колдунья). Сюжет линеен. Поначалу нам рассказывается о детстве ведьмы, ее семье, а главное — дается общее представление о стране Оз. Далее – самый настоящий роман взросления, обучение Эльфабы в Шизском университете. Это наиболее добрый кусочек книги — юность, первые чувства, знакомство со сверстниками, и в первую очередь с Глиндой, которую потом станут называть доброй волшебницей Юга. Но уже здесь начинают сгущаться тучи, и политика Волшебника страны Оз вмешивается в жизнь девочек. А в финальной трети книги становится ясно, почему Эльфабу стали называть ведьмой и как получилось, что Дороти все-таки смогла ее победить.
С одной стороны, что может быть интересного в том, чтобы читать книгу, у которой известен как сюжет в целом, так и множество мелочей (вроде серебряных башмачков или летучих обезьян)? Но Магвайр сделал так, что даже знакомые с детства фрагменты выглядят свежо и оригинально. Сама Эльфаба — необычная, странная, но никак не злая. Гудвин — жестокий тиран, который силой захватил власть и всячески подавляет любое недовольство. Страна и ее обитатели — не слишком приятные, не слишком добрые, совершенно несказочные персонажи.
цитата
Весть о гибели Западной ведьмы облетела всю страну. Говорили, что это политический заказ, тщательно спланированное убийство. Рассказу Дороти никто не верил: называли его в лучшем случае самообманом, в худшем — наглой ложью.
Героев в книге много, и Магвайру удалось сделать их запоминающимися. Не приятными, нет, почти все персонажи (не исключая и саму Эльфабу) так или иначе — весьма несимпатичные личности, но все они совершенно живые, со своими устремлениями, желаниями и чувствами. Однако роман — в первую очередь, история ведьмы, и именно ее характер описан лучше всего. Эльфаба меняется на протяжении всей книги — она проходит огонь и медные трубы, находит и теряет друзей и любовь, теряет волю и сходит с ума, и вновь возвращается к жизни. Ее история совсем не героична, в стране Оз нет места подвигу и самопожертвованию, но оторваться от романа практически невозможно, потому что в такую жизнь, в такую судьбу гораздо легче поверить, чем в старую сказку.
В романе довольно много философствования — неожиданных рассуждений на тему бога и возникновения мира, природы зла и добра, причин появления говорящих Животных и многого другого. Автор явно предназначил книгу для читателя мыслящего, хотя не всегда это идет роману на пользу — в последней трети текста количество рассуждений излишне тормозит сюжет.
Итог: коктейль из политики, философии и реальной жизни в антураже сказки Баума. Такая книга понравится далеко не каждому, кому-то не хватит привычного для фэнтези средневековья и сражений, кому-то может не понравится общая давящая атмосфера романа. Но любителям нестандартного фэнтези, которым приелась бессмысленная героика, «Ведьма» обязательно придется по вкусу.
Впервые рецензия была опубликована в декабрьском номере "Мира фантастики" за 2008 год. Данная версия по сравнению с журнальной немного изменена.
Книжная ярмарка в ДК имени Крупской при поддержке Общества исследователей Российской фантастики объявляет ежегодный конкурс рецензий на книги, написанные в жанре фантастики
«ФАНТКРИТИК — 2009» Главный приз 10 000 руб.
ДК им. Крупской — это единственная в Санкт-Петербурге постоянно действующая книжная ярмарка, где представлен самый широкий ассортимент художественной литературы, в том числе — книг, написанных в жанре фантастики. В ДК Крупской можно найти как самые последние новинки практически всех издательств, так и букинистические издания, давно уже ставшие библиографической редкостью. На Книжной ярмарке представлены и все СМИ, в чью область интересов входит фантастика: журналы «Мир фантастики» (Москва), «Если» (Москва), «Полдень, XXI век» и «FANтастика» (СПб).
Являясь крупным книготорговым центром, Ярмарка считает своим долгом создавать условия для формирования и поддержания единого книжного пространства, в том числе и в области фантастической литературы. Именно поэтому уже пятый год Ярмарка проводит конкурс рецензий на книги, написанные в жанре фантастики.
Улучшение качества критики и рецензирования в сфере фантастической литературы является также одной из важнейших задач созданного два года назад Общества исследователей Российской фантастики (ОИРФ). Вот почему в нынешнем году ОИРФ решило поддержать «Фанткритик», приняв участие в организации конкурса и учредив Специальный приз.
Информационную поддержку конкурсу оказывают также:
газета «Книжное обозрение»;
сетевой журнал «Питерbook» и сайт ДК им. Крупской www.krupaspb.ru;
Сквозь витражи, обращенные в разные стороны света, в Университете волшебства величайший из магов осматривает мир после Великого Падения – катастрофы, после которой Земля опять начала жить заново. С болью и трепетом видит он, как люди не перестают враждовать, как среди эльфов рождаются завистники, как гнев и гордыня вершат свои дела на земле. С любовью и нежностью любуется он, как Дар божий находит свою дорогу, как сильный поддерживает слабых, как мудрость противостоит глупости и побеждает ее – терпением, волей, добротой и любовью.
«Витражи» – философские притчи о том, какими путями человек идет к своей цели, о справедливости и равновесии сил на земле, о том, как легко можно склонить чашу весов в сторону зла и как сложно удержать в равновесии то, что создавалось веками.
Чудовищная катастрофа создала этот мир и зашвырнула в него волшебников. Только они, рассредоточенные по просторам Континента Дракона, смогут спасти землю в случае повторного Падения. Им нельзя тратить попусту свою магическую силу. Они вынуждены скрывать ее источник, но им слишком часто приходится вмешиваться в дела людей, эльфов и гномов и даже потакать желаниям сильных мира сего.
А сильные мира сего… Короли, шахи – все на земле рано или поздно умирают. Но многие жаждут продления жизни. Что было бы, если бы маги уступили? Существует ли бессмертие и какова его стоимость?
Совет волшебников по традиции собирается в амфитеатре главного зала Университета, под Витражом Дракона, на котором плетут свой вечный узор искры – волшебство магов, рассеянных по просторам Континента. Университет Волшебства – старейшая организация мира. В его летописях хранится самое полное, самое точное знание, и люди готовы на все, чтобы заполучить его...
В книге представлена подробная география Континента Дракона, дана информация о народностях, населяющих его, нарисованы карты. Рассчитана на самую широкую читательскую аудиторию.