В романе «Спин» рассказывается о жизни врача Тайлера Дюпре и его непростых отношениях со своими друзьями, братом и сестрой Джейсоном и Дианой Лоутонами. Вся его жизнь проходит на фоне колоссального события, получившего имя Спин, изменившего всю жизнь человечества. Когда Тайлеру было 12 лет, Землю окружил загадочный барьер. После появления барьера с орбиты на землю упали все спутники. Барьер не являлся абсолютно непроницаемым. Он не пропускал свет звёзд и Луны, хотя пропускал свет Солнца, но Солнце при этом выглядело как-то странно. На Солнце ученые не наблюдали никакой обычной солнечной активности, ни солнечных пятен, ни солнечных бурь. Самым же шокирующим открытием для землян стало то, что за барьером изменился ход времени.
Загадочное слово «спин» на обложке, как подсказывают англо-русские словари, означает одновременно и «поворот», и «быстро двигаться», и «растягивать, продлевать», и даже «рассказывать и писать» (не считая ещё дюжины вариантов). И что интересно – все эти значения подходят к роману Роберта Чарльза Уилсона. Жизнь человечества завертелась, после того, как случился Спин. В судьбах героев произошел резкий поворот, повлиявший на всю их последующую жизнь. Время одновременно растянулось и ускорилось…
«Звёзды исчезли». Эта фраза, как нельзя лучше описывает первую треть романа. Осознание катастрофы, ощущение непоправимого, паника из-за того, что никто не знает что будет дальше. Проходит время, герои взрослеют, но понимания таки не приходит. Уилсон раскрывает картину постепенно, отдельными штрихами – здесь фрагмент, там – кусочек. Но то, что весь роман показан глазами одного человека, Тайлера Дюпре, накладывает важный отпечаток. Он не ученый, не политик, он видит и знает о происходящем только то, что ему рассказывает его друг Джейсон Лоутон. И тем достовернее выглядят его воспоминания о детстве и юности, когда всё было просто и ясно – вот он, Тайлер, вот его лучшие друзья: Джейсон и его сестра Диана. Не важно, что они дети богатого преуспевающего бизнесмена, а он – сын домохозяйки Лоутонов. В детстве такие вещи воспринимаются проще. Игры, разговоры, влюбленность в Диану, которая не пройдёт никогда. И осознание после разговора со старшим Лоутоном: «Джейсон не такой, как другие. Да, я должен следить за ним, это моя работа». Основа семейной драмы, которая разворачивается на страницах «Спина» заложена именно на тех, первых страницах. И прямо с этого места роман начинает брать за живое. Настолько удачно выбраны герои, типичные по американским меркам, и настолько удачно сплетены (ещё одно значение слова spin) их судьбы с судьбой всего человечества, что временами диву даёшься, как Уилсону удалось гармонично соединить в одной книге столь многое, не дав ни одной из составляющих перетянуть одеяло на себя.
Но «Спин» — это большее, чем просто история трех человек. Научная составляющая масштабна и сильна. Как выясняется, звёзды пропали из-за кокона, окутавшего Землю и замедлившего время. Пока на Земле проходит год, во вселенной пролетают миллионы лет. Если всё так будет продолжаться, то Земле осталось прожить менее пятидесяти лет… И вот здесь Уилсон поднимает сразу несколько проблем, с которыми сталкивается человечество на данном этапе. Прежде всего – это неприспособленность к медленным катастрофам. Страшный катаклизм вызовет ответную реакцию – все силы будут брошены на спасение людей и восстановление нормальной жизни. Но катаклизм постепенный успокаивает всех; возникает ощущение, что всё тянется – и так будет и дальше. В «Спине» нашелся гениальный Джейсон Лоутон, который сумел вовремя этот факт осознать и начать исследование барьера вместе с поисками путей спасения. Найдется ли в подобный человек в реальной жизни, если случится подобное? Не факт.
Если в начале романа Уилсон играл на чувствах, то к середине главным движущим элементом становится масштабность, эпичность событий. Возможность в течении жизни стать свидетелем изменений во вселенной захватывает, также как и попытки ученых выяснить, кто создал кокон времени и главное, зачем они это сделали. И тут возникает ещё одна тема – вопрос познания мира. Количество религиозных фанатиков после появления кокона возросло в разы, и в их ряды вошла и Диана Лоутон. Противопоставленная брату, чей научный подход поначалу кажется столь же бесполезным, как и её вера, Диана всё глубже погружается в религию, считая, что всё в руках бога и пытаться что-то изменить бесполезно. Эта разница мировоззрений – научного и религиозного становится кристально ясной, когда задумки Джейсона начинают воплощаться в жизнь. Исподволь Уилсон даёт понять, что вера в бога – только боковая тропа познания, ведущая в тупик, и только за наукой будущее человечества.
Роман построен, как воспоминания Тайлера, чередующиеся с событиями в условном «настоящем» — увлекательном, но совершенно непонятном. Однако, чем ближе к финалу, тем больше появляется ответов на загадки прошлого. В итоге два времени становятся одним, подводя итог исследованиям Джейсона Лоутера и жизням Тайлера и Дианы. Такой финал, оптимистичный для пары героев, но открытый для человечества, намекает, что «Спином» дело не ограничится…
Итог: Считать "Спин "твёрдой" НФ не получится — в нём слишком много от семейной драмы. Считать "Спин" фантастической драмой тоже не получится — слишком в нём большая научная составляющая. А потому забудьте о ярлыках и просто наслаждайтесь отличной книгой!
----- ЦИТАТА
— Фальшивое солнце, — проронила Диана.
— Точно. Они дали нам фальшивый солнечный свет, потому что свет реального Солнца смертелен. Дали положенную дозу, распределили. Изобразили времена года, климат, приливы и отливы, нашу траекторию вокруг Солнца. Масса, момент, гравитационное взаимодействие… Все было организовано с целью сохранить нам жизнь.
— Организовано… Значит, это не природного характера штука. Технология, — решил я.
— Кажется, придется это признать, — кивнул Джейсон.
— Значит, они проделали это над нами.
— Толкуют о «гипотетическом доминирующем» либо же «контролирующем интеллекте».
— Но кому и зачем это надо?
— Не знаю. Никто не знает.
Впервые рецензия была опубликована в журнале "FANтастика".
Уже совсем скоро в издательстве «Эксмо» выйдет "Лес за гранью мира", первая книга из обещанного трехтомника одного из самых известных авторов "викторианской эпохи", писателя, который заложил фундамент жанра фэнтези, Уильяма Морриса.
Моррис был человеком крайне разносторонних талантов, культовой личностью своей эпохи, а в Англии — до сих пор таким и остается. При написании романов он вдохновлялся «Смертью Артура» Томаса Мэлори, и это вкупе с его любовью к эстетике идеального средневековья и приверженности прерафаэлитам привело к созданию, по сути, первых романов в жанре фэнтези. Уильяма Морриса с полным правом можно назвать учителем Дж.Р.Р. Толкина, который зачитывался его романами в юности и во «Властелине Колец» использовал некоторые образы и сцены из «Источника…» и «Вольфингов».
Три романа, вошедших в эту книгу, являются поздней работой Морриса и отличаются яркими живыми персонажами и неожиданными поворотами сюжета, предсказуем только финал, в котором все будут жить долго и счастливо (если, конечно, доживут). «Множество мелких, переплетающихся друг с другом сюжетных линий, прекрасный язык, тонкий психологизм и вместе со всем этим сказочная вера Морриса в неистребимость прекрасного в вечно меняющемся и легко поддающемся власти зла мире – всё это позволяет поставить книгу в один ряд с самыми лучшими произведениями английской и мировой литературы».
Что до издания, то в отличие от всех прочих книг серии, оно сделано, как надо: открывается вступительной статьёй о жизни и творчестве писателя, в конце приложены комментарии, а также добавлены иллюстрации из оригинального издания «Келмскотт-пресс» – работы самого Уильяма Морриса и его друга Эдварда Бёрн-Джонса.
Впервые на русском языке выходят культовые романы основателя жанра «фэнтези» и классика английской литературы, и Фантлаб всецело рекомендует эту книгу всем тем, кому интересны истоки жанра и кто ценит яркие эпичные истории о благородных рыцарях и прекрасных дамах.
Аннотация:
Уильям Моррис (1834-1896) – английский поэт, писатель, переводчик, художник, дизайнер, издатель, изобретатель и общественный деятель, поистине выдающийся ум и во многом культовая личность Викторианской эпохи. В России Моррис известен преимущественно как социалист благодаря роману-утопии «Вести из ниоткуда, или Эпоха мира» (1890). На Западе же его помнят в первую очередь как писателя, создавшего жанр фэнтези из искрящейся смеси рыцарского романа и волшебной сказки; писателя, чьё знамя позже подхватят Дж.Р.Р. Толкин и К.С. Льюис. Эта книга включает в себя три ставших классическими романа, в которых Моррис предстает с новой, неожиданной стороны: тонкий лирик, вдумчивый художник, философ и мечтатель в одном лице.
Известные люди о об авторе этой книги:
цитата Джон Рональд Руэл Толкин
Я многим обязан Уильяму Моррису. Без его романов не было бы ни "Хоббита", ни "Властелина Колец"
цитата Клайв Стейплз Льюис
Воображаемый мир Морриса столь же яркий, реальный и ощутимый, как у Вальтера Скотта и Гомера
цитата Юлий Кагарлицкий
Люди, подобные Моррису, появляются не в любую эпоху. Они приходят тогда, когда история готовится совершить новый большой поворот
цитата Светлана Лихачева
Иные миры Морриса – это достаточно отстраненная и в значительной мере самодостаточная реальность, предназначенная не для того, чтобы критиковать или просвещать, но чтобы наслаждаться
PS Эмблема FL рекомендует на обороте обложки — знак качества, который ставится только на лучшие книги. И мы очень рады, что к нашей "коллекции" добавляется том "Лес за Гранью Мира" Уильяма Морриса.
Узнав о своей неизлечимой болезни, Джастин Корд, один из богатейших людей Америки, решился на криозаморозку. В специальной капсуле с соблюдением строжайшей тайны его поместили в заброшенную шахту. Спустя триста лет Корда обнаружили, оживили, омолодили, а заодно избавили от смертельной болезни. Он мгновенно стал самым знаменитым во Вселенной и к тому же невероятно богатым. Джастин любит и любим, у него есть друзья, он живет в роскошном доме и наслаждается достижениями науки и техники нового мира. Но со временем он понимает, что люди, сумевшие решить проблему старения и добиться абсолютного здоровья, едва появившись на свет, уже зависимы, им не дано распоряжаться своей судьбой, за них все решает система, в которую они инкорпорированы. И лишь единицы понимают, к чему это может привести…
К сожаления, я не знаю, кто в издательстве «Центрполиграф» лично отвечает за отбор произведений для серии «CPFantastika», но низкий ему поклон. Уже третья книга из неё представляет собой отличный образец современной фантастики, причём ожидания от книги и сама книга отличаются как небо и земля.
Какая, уважаемый читатель, у вас ассоциация со словом «корпорация», особенно если действие отнесено в будущее? Негативная, так? Наверняка эксплуатируют, подчинили себе всё и вся… Везде бедность, голод и виртуальные реальности, если у нас киберпанк, или войны за влияние, нечестные на руку чиновники и т.п., если космоопера. А герой, который борется с системой, кто? Правильно, борец за права во всём мире. Такая схема работала на протяжении десятилетий, и после издательской аннотации ничего другого представить было нельзя.
А аннотация не врала. Вот только соавторы расставили акценты так, что книга не о борьбе за свободу, а о том, стоит ли свобода такой цены. Коллины придумали крайне необычную систему экономических отношений, в основе своей капиталистическую, но нестандартную и логически непротиворечивую – каждый человек с рождения «сам себе корпорация». 5% его акций (т.е. будущих доходов) автоматически получает государство, 20% родители, а остальное принадлежит ему самому, и он сам думает куда их вложить – какое в обмен на эти акции получить образование или блага, или что ещё. И на этой схеме построен весь мир. Инкорпорированы все от и до. Все, кроме Джастина Корда, для которого эта система выглядит рабством.
Львиная доля книги посвящена противостоянию Корда и корпорации GCI. Суды, интриги, покушения, давление на героя и его близких – всё это будет. Но если бы роман свёлся к этому – быть ему очередным простеньким триллером. На самом же деле у книги не то, что двойное, там тройное и четверное дно. Количество важных технических и социальных проблем в романе зашкаливает до такой степени, что ближе к финалу новые открытия кажутся перебором. При этом соавторы не «слили» ни одну из ключевых сюжетных линий. Другой вопрос, что новые проблемы частично затмевают старые и по большому счёту, книгу легко можно было растянуть на две, а то и три ничуть не менее интересных.
Описываемый мир даже сам по себе великолепен и необычен. По сути, это утопия, причём реалистичная – человечество на самом деле изменилось, но не сильно и совсем не в ту сторону, как обычно описывается в современной фантастике, и не в ту, куда идёт в реальном мире. Например, «Вне корпорации» – это первая книга, авторы которой смогли решить проблему ухода в сверхдостоверную виртуальную реальность методами, в действенность которых веришь. И таких маленьких авторских находок необычно много.
Но кроме мира важны и персонажи, и тут Коллины также не стали играть по привычным правилам. Показывая очевидную правоту Корда они в противовес ему вводят не просто антагониста из корпорации, они развивают в самых неожиданных направлениях характеры обоих. Мерзкий тип из GCI может стремится спасти мир, а Корд может его разрушить, действуя из лучших побуждений. И на протяжении всей книги постоянно ловишь себя на мысли, что совсем неочевидно, кто прав из них на самом деле.
Что же касается второстепенных героев, то на них соавторы явно отдыхали, подав их образы небольшими описаниями, и показывая только в момент взаимодействия с протагонистами. Часть персонажей, вдобавок, просто потерялась по дороге к финалу. Но даже в этом Коллины отличились тем, что всем до единого эпизодическим «актёрам» досталось по какому-нибудь одному яркому и запоминающемуся качеству. «Нет скучным героям!» – это, пожалуй, не менее важный принцип соавторов, чем «свобода превыше всего!». Из-за последнего, кстати, роман в 2010 году выиграл премию «Прометей», вручаемую за «исследование возможностей свободного будущего, борьбу за права человека, драматизацию вечного конфликта между индивидуумами и правительством, критический анализ трагических последствий злоупотребления властью». Всего этого в романе, мягко говоря, с избытком.
Итог: «Вне корпорации» – это не новое слово в жанре, но отличная социальная фантастика, читающаяся на одном дыхании и заставляющая задуматься о некоторых вроде как очевидных вещах. Увы, российский читатель имеет все шансы пропустить книгу из-за недостаточной рекламы и небольшого тиража. А ведь очень бы хотелось и продолжений…
----- ЦИТАТА
Однако в деле имеется одна маленькая загвоздка. — Мэнни заговорил медленно, отчетливо произнося каждое слово: — Мистер Корд... не является... акционерным обществом!! Позвольте я повторю, чтобы все поняли. Мистер Корд не является акционерным обществом. Более того, GCI не имеет никаких юридических оснований требовать его инкорпорации с единственной целью получить некую часть его акций.
Впервые рецензия была опубликована в журнале "Мир фантастики" №4 за 2012 год.
Балканы… Непознанные, поразительно прекрасные и суровые одновременно. Полюс силы, где уже много столетий льются реки крови. Цикл сказаний Вука Задунайского переносит нас в жестокий и необычайно яркий мир фантастических Балкан. Невероятные обстоятельства битвы на Косовом поле и падения Константинополя. Князь Милош Обилич, одолевший саму судьбу в неравной схватке, и султан-чернокнижник Баязид. Зловещий валашский господарь Влад по прозванию Дракула и монах, ушедший в стену храма святой Софии. Проклятие королевской династии Неманичей и Железный хромец Тамерлан, повернувший свои орды, а заодно и весь ход истории, из-за обычного сна – только обычного ли? Упыри-янычары и дух нечистый, вселившийся в царя македонцев. Мистические Балканы оказываются на поверку запредельно реальными.
Что такое «Балканский венец»? Шесть сказаний о разных местах и временах. Шесть легенд, раскрывающих по-новому исторические факты. Шесть героев, чьи судьбы сплетены с судьбами их стран и каждый из них, от Александра Великого до безызвестного янычара, от Влада Цепеша до инока из византийского храма святой Софии, идёт по той дороге, что сплела для него судьба. Венок стариннных преданий, превратившихся для современного читателя в фэнтези.
Сборник «Балканский венец» писателя, скрытого под псведонимом Вук Задунайский, стоит особняком в ряду исторического фэнтези, хотя с историческим «фундаментом» в его произведениях всё в порядке. Если отклонения и присутствуют, то они не случайны, а осознанно введены автором. Проблема с «фэнтезийностью».
Вук пишет не повести и рассказы, а легенды и сказания. Сама структура произведений отличается от привычных жанровых историй, приближаясь к реконструкции старинных текстов. Да, в рассказы введены и магия, и божественное, и нечистые духи, но при всём при том, они настолько же естественны, как в «Смерти Артура» великаны или Святой Грааль. По сути, автор создаёт такую же базисную мифологию, каковой является артуровский цикл для англосаксов, только на материале Балканского полуострова, и, прежде всего, Сербии. Для российского читателя эти страны и неуловимо знакомы (всё же братские, православные, народы), но в то же время почти неизвестны. В учебниках истории о тех местах написано не слишком много, исторических романов о войнах с турками (а именно они главный враг жителей полуострова), почти нет, а потому «Балканский венец», кроме увлекательного повествования можно рассматривать, как и образовательную книгу. Благо, что шикарное пятидестистраничное послесловие автора позволяет отделить правду от вымысла и гораздо лучше осознать подоплёку описываемых в событий.
Произведения сборника не связаны между собой, но, тем не менее, все они, за исключением «Сказания о македонцах» (посвящённого Александру Великому), так, или иначе, но пересекаются: образами, событиями, ссылками на то, что было или будет описано в других текстах. И это единство разноплановых историй подкупает. Они достаточно похожи, чтобы быть единым целым и в достаточной мере разные, чтобы не стало скучно читать. Среди сказаний есть и те, что основаны на известных мифах – легенде о Косовом Поле, или судьбе Влада Цепеша, есть абсолютно неизвестные у нас, но сверхпопулярные на Балканах, как та же история об ослепленных королях. Объединяет все легенды одно – героизм и мужество протагонистов, а также божественное покровительство (другой вопрос, что это совсем не бог из машины, и все может закончится не так, как ожидаешь). Обратите внимание, первичны поступки героев, а помощь небес – это уже следствие. А ещё общее во всех текстах – это пафос. Но не тот, приторный, от которого кривишься и плюёшься, а торжественный, благородный, чинный. И главное – к месту.
Особняком стоит «Сказание о новых воинах», где потагонистом выступает янычар — глава отряда, остановившегося в сербской деревушке. Пожалуй, именно эта повесть, ранее не публиковавшаяся, оказалась самой пронзительной из всех. И прежде всего – из-за героя. Он не князь, не избранный небесами, он верный воин султана, не помнящий своего прошлого и не знающий ничего, кроме своих заветов. И то, как описаны его чувства, когда он под влиянием красивой девушки начинает вспоминать – это один из сильнейших моментов книги. Да, к финалу и это сказание будет вплетено в общую историческую картину, но в отличие от прочих, оно прежде всего о людях, а не о чём-то большем.
В целом же, «Балканский венец» производит сильнейшее впечатление, возможно, из-за отсутствия аналогов, причём не только в фэнтези. Поневоле начинаешь задумываться, а какие российские исторические мифы можно романтизировать настолько, чтобы они были не казались приторными и неестественными, как это происходит сейчас? Какие личности и события нашей истории достойны такого? И где тот, кто осмелиться это сделать?
Итог: Удивительная книга, которую практически не с чем сравнить. Ещё не совсем фэнтези, уже совсем не народные предания – мифотворчество в чистом виде. Не каждый читатель «с лёту» сможет прочитать сказания, но закрыв книгу любой вспомнит хотя бы одно сказание, которое взяло его за живое. А это многого стоит.
----- ЦИТАТЫ
Не видели всего лазутчики, засевшие на склонах окрестных, но слышали они сабельный звон и примечали мелькавшие то и дело среди камней и кустов фигуры, и был там тот, кто перешел с темной стороны на светлую, весь в крови, своей и чужой, но живой на вид и непобежденный, и руки его работали не хуже, чем обычно, истребляя ненавистную ему плоть, а сабля если и тупилась, то брал он новую у поверженных им.
«Сказание о новых воинах»
Страшное ты, поле Косово. Сколько на тебе крови пролилось, но такого не знало ты прежде. Воды Ситницы стали красными. Волки воют, вороны стаями слетаются – знатная для них тризна нынче. Лучшие воины полегли на землю – не поднять их уже. Не петь им песен, не ходить в поле, не ласкать жен своих. Пала в Видов день гордость сербов на целых пять веков.
«Сказание о том, как князь Милош судьбу испытывал»
Впервые рецензия была опубликована в журнале "Мир фантастики" №12 за 2012 год.
Друзья, а нет ли совершенно случайно у вас желания встретиться числа так тринадцатого (или двенадцатого) августа вечером, перед Ассамблеей, и распить бокал-другой прекрасного пивного напитка в прекрасном же городе Питере? После Ассамблеи времени совсем не будет, а хотелось бы...
PS попутный вопрос для тех, кто был, или есть в Ярославле — что есть в этом городе такого, что обязательно надо увидеть? У меня семь часов между поездами на знакомство, и не хотелось бы что-то упустить.