С понедельника нахожусь в этой чудной стране, пока в Днепропетровске и Харькове.
Днепропетровск пока не вполне понятен, но я буду там в пятницу и таки смогу посмотреть город целиком. А вот Харьков... Харьков прекрасен! Так меня радовал только Питер (и чуть-чуть Саратов). Не вдаваясь в подробности, безумной красивый город, как днём, так и ночью :) Море впечатлений, удивительно много красивых девушек (после Кирова, пожалуй, наибольшее количество ), шикарная архитектура.
Книжный развал будет завтра, а сегодня наибольшее впечатление — потрясающий Мемориал и малюсенькое кафе в десяти минутах от вокзала пешком с невероятным собственным мороженым (имбирное, итальянское, сливовое — феерия!), кофе, собственные торты — потрясающе вкусно! Сравнить могу только с заведениями Макса Фрая в Ехо
Не могу не пищать от восторга! Я всё-же выхожу на две недели в отпуск, хотя всё складывалось так, что мог бы проторчать весь август в городе. Из-за непоняток сорвалась и всефантлаб в Новосибирске, и поездка на Питерскую Ассамблею. Не очень долго думая, я решил, что со следующей недели буду на Украине (а кто мне будет рассказывать про "в Украине" забаню в комментах, потому что у меня в колонке занудничать имею право только я сам ). Так как там я не был нигде, то программа-минимум — это побродить по Киеву, Харькову, Днепропетровску и Одессе. При везении — по Львову и Черновцам.
Что я забыл? Куда ещё стоит попасть? Советы принимаются с благодарностью и вниманием
«Барраярский цикл» Лоис Макмастер Буджолд – серия известная и популярная. Однако тот, кто только приступает к прочтению может наступить на разнообразные грабли и недополучить то море удовольствия, которое должно быть его. О граблях, а также о некоторых не вполне очевидных особенностях цикла я и хочу поговорить.
Для начала, «Барраярский цикл» – вовсе не космоопера, как о нём говорят. На самом деле, из четырнадцати романов, четырёх повестей и одного рассказа, полноценной космической оперой можно назвать только три произведения: романы «Ученик воина» и «Игра форов», а также повесть «Лабиринт». «Осколки чести» и «Этан с Афона» — приключенческая космическая фантастика, а поздние произведения – детективы, или социально-приключенческие книги, но вовсе не космоопера.
Другим не менее интересным моментом является тот факт, что никакого цикла о Майлзе Форкосигане быть не должно было. Исходный замысел предполагал рассказывать историю от лица разных персонажей, что очень хорошо видно, если читать произведения в порядке написания. Кстати, не смотря на то, что все книги цикла рекомендуют читать по внутренней хронологии, лично я предлагаю этот совет игнорировать и читать по порядку написания – в этоv случае не будет никаких странностей со сменой стилистики и манеры повествования, не будет странных вопросов, вроде того, как Майлз после событий «Цетаганды» может вести себя с цетагандийцами, как будто их не знает.
Но мало читать в нужном порядке. Важно помнить, что все романы чётко деляться на две категории – «ключевые» и «прочие». Ключевые – это «костяк» повествования, те книги, где происходят поворотные для героев события. Ну а прочие – это прочие и есть. Дополнительные экскурсы в историю, расследования Майлза, где ничего особого не было и т.п. Так вот если без ключевых никуда, то вторые – в массе своей тексты проходные и слабые. Уж точно не must read.
Подводя краткий итог – себе я оставлю только «ключевые» произведения, потому что они радуют и вдохновляют. Остальные – одноразовое прочтение.
Рекомендуемый порядок (если вообще все читать) – строго по хронологии написания.
Рекомендуемый порядок (только «ключевые»):
Осколки чести / Shards of Honor (1986)
Ученик воина / The Warrior's Apprentice (1986)
+ Этан с Афона / Ethan of Athos (1986) – это не «ключевой» роман, но он даёт представление о вселенной и о начальном замысле
Братья по оружию / Brothers in Arms (1989)
Границы бесконечности / Borders of Infinity (1989) – именно сборник, а не по частям
Танец отражений / Mirror Dance (1994)
Память / Memory (1996)
Комарра / Komarr (1998)
Причём читать их лучше всего блоками — первые три, затем перерыв, вторые три, снова перерыв и дальше уже оставшиеся. Так будут выдержаны логические паузы между частями цикла.
Дополнение 1: Отдельно оговорю, что из «хьюгоносной» «Игры форов» можно прочитать первую часть (которая изначально была отдельно повестью) и откровенно забить на всё остальное. А можно и не читать вовсе, или прочитать потом, после ключевых.
Дополнение 2: Начиная с 1995 года (романа «Цетаганда») все книги цикла ближе к детективам, чем к чему бы то ни было ещё. Расследования, расследования и ещё раз расследования. Исключение – прекрасный женский роман «Гражданская кампания», отличающийся от «Ученика воина», как небо от земли.
Дополнение 3: «Криоожог» — абсолютно лишний, даже по меркам наислабейших книг серии, роман, из которого стоит прочитать последнюю главу и миниэпилоги. И хотя финал подразумевает возможность появления новых сильных книг о Майлзе, сама Буджолд явно планирует расширить список главных героев – следующий роман цикл называется «Союз капитана Форпатрила».
Дополнение 4: «Союз капитана Форпатрила» расширяет число протагонистов цикла, но обязательным также не является. Больше похоже на то, что Буджолд восстанавливает навык после перерыва, чтобы написать дальше что-то серьёзное.
Специально от издателя поступило следующее предложение специально для фантлабовцев: при покупке более 10 книг за раз на книгу будет выставлена специальная цена 250 рублей. Обратите внимание, что книги нужно будет забирать прямо из издательства.
Желающим обращаться ко мне — я дам контакты.
На всякий случай, напоминаю, что "Слуга божий" — это новое (для России) тёмное фэнтези от польского автора Яцека Пекары. Издана книга издательством "РИПОЛ Классик". Белая бумага, увеличенный формат и послесловие Владимира Пузия прилагаются.
Dark Fantasy – направление странное. Одним и тем же термином называют произведения совершенно друг на друга непохожие. Ну вот что общего у поэтичного «Владыки ночи» Танит Ли, где эстетика Зла и Тьмы возведена в абсолют, и превращается в противоположность и «Монумента» Йена Грэхема, где герой-отморозок творит в ужасном мире мерзость за мерзостью на пути к вроде бы великой цели? А ведь есть ещё эталоны – Бэккер, Кук, Ши и многие другие...
Спросите зачем это написал? Чтобы знали – цикл об инквизиторе Моддердине – фэнтези тёмное, но само по себе это ни о чём не говорит.
Судьба лучшего польского фэнтези в России весьма интересна – Сапковский, Крес, теперь Пекара, а был ещё и Баневич, из тех, кто попроще, и другие по-мелочи переводились. И есть у них всех некоторые общие черты, главная из которых – нетрадиционность. Как это ни удивительно, но поляки не пошли по пути штамповки циклов по западным эталонам, но не ушли и, как российские авторы, в сторону упрощения проблематики произведений. Но, при том, судьба серий у всей тройки авторов одинаковая. И Сапковский, и Крес, и Пекара начинали с рассказов, позднее ставших романами-в-рассказах. И этот факт очень чётко виден – у всех троих по первому тому невозможно предугадать развитие стержневой линии цикла. Дальше, уже со вторых книг – да, примерно становится понятно о чём хочет поговорить автор, но первая часть – завязка, знакомство с героем, причём далеко не все черты харакетра его можно осознать при поверхностном прочтении…
Спросите к чему это? Не останавливайтесь на одной книге Пекары, уже первая часть второй книги перевернёт представление о первой.
Мироустройство? Иисус сошёл с креста и огнём и мечом донёс слово божие? Увольте, это было больше тысячелетия назад, кого волнует такая древность. А вот другое – важно. Это – не альтернативная история, куда добавили воинственного сына божьего. «Огонь и крест» – фэнтези от и до. Колдовство в мире Моддердина – это не жалкие потуги шарлатанов, а такая же реальность, как существование Христа. И когда вы начнёте читать, а вы начнёте читать, потому что очень сложно отказать себе в таком удовольствии, обратите внимание на это, и станет понятно многое из того, что не так с главным героем.
Спросите, что с ним не так? Как может представитель инквизиции вести себя, как вышеупомянутый герой книги Грэхема? Читайте дальше.
Мордимер Маддердин, лицензированный инквизитор, профессионал до мозга костей, человек непривычных нам взглядов и истинной веры. Описать всего? Будет не так интересно читать. Главное – не вешайте ярлыки, ужасаясь и восхищаясь. Самое интересное – попытаться его понять, осознать, каким его сделал автор. Он не безумец, он не негодяй, он не фанатик – хотя все три характеристики так и просятся время от времени. Это не страдалец Глокта, цинизм Маддердина имеет другую природу, да и цинизмом выглядит лишь со стороны. Это не Геральт, усталый и сомневающийся, у Мордимера есть уверенность, возведённая не на вымыслах, а на железных фактах. Это не Анасуримбор Келхус, видящий и знающий всё, инквизитор всего лишь слуга божий, а не сам господь.
Зачем пишу так туманно? Редкий случай, когда герой не познаётся по поступкам. Мало действий, надо знать – почему они такие.
Язык странный? Перевод плохой, не русский? Не всё так. Да, не говорят по-русски без личных местоимений. Но герои Пекары в основном и не говорят так. Персонажи говорят обычными словами, простой речью. А вот восприятие Моддердина, да, отличается и языковым своеобразием. Если думаете, что вас это отвратит – просто начните первую часть, и закрыв книгу на последней странице будете долго удивляться, как же так она закончилась быстро, и где же продолжение, потому как расстаться с этим героем на самом деле сложно. Один из очень редких случаев, когда на самом деле хочется продолжение «вот прямо сейчас не сходя с этого места».
Перехваливаю? Нет, поставил первой книге восемь. Не хватило в ней той самой сквозной линии. А вот вторая уже тянет на все девять и ожидание третьей попросту невыносимо!