Ещё в далёком 2006 году, сразу после выхода «Поводырей на распутье» было у меня огромное желание прочитать роман Вадима Панова, написанный, как самое настоящее фэнтези. До сих пор я об этом мечтаю, и, судя по «Последнему адмиралу Заграты» все шансы на это есть.
Новый цикл Вадима, «Герметикон», на первый взгляд можно отнести к стимпанку. Дирижабли, техника на основе пара, первые двигатели внутреннего сгорания и т.п. так и убеждают – «да, мы и есть тот самый русский паропанк, который все ждали». Но если читать внимательно, то оказывается, что «Последний адмирал Заграты» ближе не к «Машине различий» Гибсона, или «Небесному суду» Ханта, а к фэнтези и многочисленным анимэ в псевдостимпанковским антураже.
Дело даже не в том, что вселенная Герметикона не имеет ничего общего с викторианской Англией. Хитрость в другом – вроде бы научные разработки, вроде Сфер Шкуровича (знающий поймёт), которые суть «неугасимый маяк, лучи которого пробиваются даже через то, чего нет, — через Пустоту», позволяющие дирижаблями находить путь между мирами, или различные паротяги, на самом деле насквозь «магичны». Мы не знаем того, как они действуют, а видим только их полуритуальное использование.
Восприятию «Адмирала» не как стимпанка также способствует концепция самого Герметикона. Панов взял типовое мироздание из американской космооперы с исходным прамиром, потерянными колониями, восстановлением связей после крушения цивилизации, пиратами, околачивающимися на окраинных планетах и т.п., и изменил звездолёты на дирижабли, а гиперпространство назвал пустотой (в ней, кстати, обитают странные создания мгновенно вызывающие в памяти крысодраконов Кордвайнера Смита). Но в остальном – всё то же самое. Вплоть до бандитского района возле космо-, в смысле, сферо-порта, очень напоминающего Диппль из книг Андре Нортон.
Но на этом эсперименты с жанрами не закончились. В эту хитрую книгу, которая снаружи стимпанк, а внутри космоопера, добавлены элементы фэнтези и вестерна. От первого роману достался сюжет о войне короля с мятежным вассалом. Который, правда, на пользу книге не пошл – слишком всё предсказуемо, и заранее можно предсказать, чем всё закончится. А от вестерна добавилась прекрасная авторская находка – «бамбадао». Этакие ковбои, помешанные на огнестрельном оружии, но с кодексом чести, напоминающим о самураях. Добавьте к этому образу их полуджедайские сверхспособности, не мешающие, однако, нисколько им сопереживать. Кажущаяся неуязвимость бамбадао очень хорошо обыграна автором и на ней построено несколько очень сильных сцен.
Вообще, если говорить о героях, то «Последний адмирал Заграты» полон харизматических личностей. Собственно, других там нет. И в этом он очень сильно напоминает «Красное на красном» Веры Камши. Все персонажи чем-нибудь да необычны, чем-то удивительны, и 100% привлекательны (не внешне, но внутренне). С одной стороны такой подход привлечёт больше новых читателей (собственно «Адмирала» могла бы издать «Альфа-книга» в серии «Фантастический боевик» и поклонники подобных книг не остались бы разочарованными), а с другой книга сильно потеряла по сравнению с «Анклавами» с точки зрения реализма происходящего. Невозможно поверить, что всё это взаправду. И не спасает нисколько демонстрация падения человеческих нравов, картинки революции, совершенно бессмысленной, никому не нужной, жестокой и беспощадной. Не получается её всерьёз воспринимать, хоть убей!
Если дочитав рецензию до этого момента вы думаете, что книга насквозь вторична и не удалась автору, то вы ошибаетесь. «Адмирал» читается на одном дыхании. Как только появляется отголосок мысли, что в эпизоде что-то фальшивит, что где-то это уже было, что читать скучно… (отголосок, ещё не сама мысль) …то Панов тут же подкидывает новую загадку, или интересный поворот событий, или устраивает экскурс в историю, или представляет нового персонажа, или… В общем, вы поняли. Сюжет не останавливается ни на секунду, и, хотя, сопереживания героям нет, но к ним есть сильный интерес. Ну и, конечно, неожиданный финал, который некоторые вещи ставит всё с ног на голову также добавляет положительных впечатлений.
Итог:
Вселенная Герметикона – это пожалуй первое мироздание, из созданных отечественными авторами, которое просто напрашивается стать межавторским. На такой основе можно творить собственные Вархаммеры и Забытые Королевства, благо места много, а ограничений практически нет. И наверняка дальше будут романы превосходящие «Адмирала». Но даже если ничего не случится, а этот роман останется единственным, то прочтения он достоин с любой точки зрения. Единственно, не стоит ждать глубины и серьёзности «Анклавов», и исследовательский рейдер «Пытливый амуш» под командованием командора Астрологического флота мессера Помпилио унесёт вас в даль миров Герметикона.
PS я совершенно осознанно не упоминаю ни комиксы, ни иллюстрации. Они прекрасно вписаны в книгу, придавая ей новое измерение, но даже и без них на «Последнего адмирала Заграты» стоит обратить внимание.
Открыл для себя, благодаря фантлабу, сериал "Автостопом по галактике". Просто пищу от восторга!
Фильм 2005 года не произвёл ни малейшего впечатления, а вот сериал удался на все 100. Форд Префект — это просто нечто. Иллюстрация к книге — идеальна. И даже то, что есть только субтитры, но нет озвучки ему не в минус. Так как текст я помню прекрасно, то на слух и без субтитров воспринимается всё на ура. Посмотрел только первую серию и начало второй (о вогонской поэзии) и уже влюбился.
В общем, в списке любимых сериалов "Автостопом по галактике" занял почётное место рядом с "Дживсом и Вустером" и "Мэшем".
Я не буду писать об этой повести сейчас ничего конкретного. Рецензия будет в МФ. Но то, что я ради неё пишу в колонку уже о чём-то говорит. Очень давно, не год, и не два, я не встречал подобных текстов. "Улитка в тарелке" написана в лучших традициях Владислава Крапивина (и стала лауреатом премии его имени), причём, на мой взгляд, Юлия Лавряшина мастера превзошла.
Настолько проникновенный текст, написанный при этом на тему, к которой обращались десятки авторов в той или иной форме, что я после прочтения эмоционально отхожу до сих пор. Простая, искренняя повесть о мальчике и девочке одиннадцати-двенадцати лет. Вроде ну что тут можно сказать нового? И Юлия Лавряшина не говорит нового, всё так, но она говорит честно, до боли, до слёз честно.
100% рекомендация к прочтению.
И лучшее произведение подростковой (оно не для читателей 11-12 лет, чтобы понять надо быть постарше, от лет 14 до 90) литературы, которое я читал за последние лет пять. Я думал, что так писать разучились. Безумно рад, что ошибался.
В середине XXI века мир погрузился в Полночь – период войн и катастроф. И когда человечество оказалось на грани гибели, явились они. Высокие господа. Вампиры. Новая стадия эволюции? Высшее звено в пищевой цепочке? Симбионты? Паразиты? Носители давно известного, но неисследованного заболевания? Или одержимые, заключившие сделку с дьяволом? Они установили порядок, спасли род людской от хаоса, пандемий и взаимоистребления. Они держат хрупкое равновесие на своих плечах. Стоит ли это цены, которую платит им человечество? Горстка жизней в год, малая часть от целого. Многих такая цена устраивает. Но есть и те, кто посмел восстать против мира Полуночи.
Цитата: Мы вплотную подошли к главному: к представлению о высоких господах, как о существах мифологических. Трудно, очень трудно признавать себя предыдущей ступенью эволюции. Гораздо приятнее для самолюбия создать легенду о том, что якобы высокие господа являются существами иного порядка и что Договор Сантаны – это нечто вроде жертвоприношения Авраама. Но это именно суеверие…
Если судить по обложке – то роман «Темная сторона Луны» представляет собой худший вариант боевика в стилистике приснопамятных романов Юрия Петухова – всякая вампирская нечисть с одной стороны, православные супербойцы с другой, и бесконечная битва от корки до корки. Ничего более неподходящего издательство просто не могло придумать.
На самом же деле, трио соавторов сумело соединить в одной книге остросюжетный боевик, социальную фантастику, христианский взгляд на мир и вампирскую тематику. И не просто соединить, а подать всё так, что с каждой страницей меняется общее впечатление от романа. Мир под властью вампиров, спасших человечество после катастрофы и ставших властной элитой, поддерживающей закон и порядок. Лучших из людей они делают себе подобными, и процесс этот вполне укладывается в рамки научной системы мира. Большинству такая жизнь подходит, ведь плюсов у неё немало, но есть и подпольщики-террористы, готовые бороться с высокими господами. Всё просто и понятно. И вдруг, раз, и всё становится с ног на голову. Добавляется мистическая, религиозная подоплека происходящего, то, что казалось очевидным, оказывается ошибочным, а новые откровения – невероятными. Что отдельно надо отметить – читатель знает ровно столько, сколько знают герои. Никаких дополнительных фактов или объяснений, во всём приходится разбираться самому, обдумывать, искать собственные объяснения происходящего, чему немало способствует разнообразие взглядов героев. В плюсы также можно записать прекрасный язык и глубокую проработку характеров даже самых второстепенных персонажей, заставляющую вспомнить лучшие романы Дяченко.
Итог: пожалуй, единственный недостаток книги – то, что она обрывается на полуслове. Начало великолепное, но смогут ли авторы справиться с сюжетными линиями и той интригой, которую создали? Проверить обязательно стоит, благо окончание, «Вернем себе ночь», уже в продаже.
Книга выйдет в апреле. Рецензия была написана на вариант 2009 года. Новое издание представляет собой вторую редакцию романа (с изменениями). Впервые рецензия была опубликована июльском номере журнала "Мира фантастики" за 2009 год.
Следующую книгу серии "New Fiction" можно представлять, а можно и не представлять. И так, те, кто в курсе, её уже прочитали. И наверняка купят переиздание, просто чтобы было (и с некоторой небезосновательной надеждой на грядущее). Тем же кто не в курсе, прочитавшие наверняка расскажут, что эта книга — обязательна к прочтению всем любителям НФ. А потому, просто встречаем:
Аннотация: Они рождаются в генетических секвенсорах, пятнадцатилетними. Никто из них никогда не был на Земле. По приказу Императора они тянут в Глубокий Космос Трассу — Дистанция за Дистанцией, декапарсек за декапарсеком, от звезды к звезде, от одного зеленого мира к другому... У них нет выбора: цена Солнечной Визы двадцать пять лет на Трассе. Скидка — только для мертвых. Мертвеца зовут Марк Байно. Он — космач как космач. Честно исполняет служебные обязанности. Верный товарищ и коллега. Время лечит память даже о собственной смерти, а работа заставляет поверить в то, что жив. Ведь Космос велик! — возможно все, что ж поделаешь, так получилось... Работы много, Земля далеко. Что космачу Земля? И что Земле — космач? Не стоило Земле убивать товарищей Марко Байно — он любил их. И не стоило Земле убивать его самого снова — ему и первого раза хватило.