А вот скажите, добрые люди, утверждающие, что у них на Западе всё также просто найти, как у нас — мне жутко нужен роман "Феникс в обсидиане" Муркока в электронном виде (за деньги ли, бесплатно — не суть). А его нет, ну просто нигде нет! Вот как так? Нестыковочка получается в показаниях... И автор не последний, и переиздания были в омнибусах относительно недавно... А нет его ни так, ни этак...
PS не припоминаю российских авторов (и советских тоже) с известностью, уровня Муркока, произведения которых я бы не нашёл в наших мегапиратских библиотеках...
Только что закончил читать "Море имён" Ольги Онойко. Какая же шикарная книга, я так давно не отдыхал с таким удовольствием погружаясь в образы и слова. И как здорово, когда ты с автором на схожей волне и сразу ловишь отсылки к другим произведениям, к сути того, о чём идёт речь. Просто кайф!
Интересная тенденция наметилась в России: читатели на ура берут тёмное фэнтези тёмное и напрочь игнорируют более добрые аналоги (Патрик Ротфусс — редкое исключение). Чем именно мрачное и жестокое направление так пришлось по душе русскому человеку – тема для большой статьи, а сегодня повод другой – выход в свет весьма оригинального дебюта... Итак, начнём:
Вороны в тот день летели по небу не простые, а красные.
Примета была самая дурная, да что с того.
Михаил Успенский «Там где нас нет»
Ой, не те птицы. Вот правильные:
Вороны! Вечно эти вороны. Они расселись на фронтонах церкви прежде, чем умирающие испустили дух. Прежде, чем Райк прекратил отрубать пальцы и снимать с них кольца.
Марк Лоуренс «Принц Терний»
Начало романа ставит читателя перед открытием: книга по сути своей — самое, что ни на есть dark fantasy и если кого пугает пара лишних кишок, или там массовое смертоубийство, то на этом знакомство и с «Принцем», и с данной рецензией можно заканчивать. Если же не побояться и продолжить чтение, то выяснится аж два ещё более поразительных факта. Во-первых, Лоуренсу не чужд чёрный юмор в духе «Сэра Невпопада из Ниоткуда», а во-вторых оторваться от романа решительно невозможно. «Чернуха» и «грязь» становится в первой же главе постоянным фоном, так что на неё перестаёшь обращать внимание На передний же план выходит сюжет и, конечно, герои.
Есть люди, которые раздражают тебя самим фактом своего рождения.
Брат Джемт был рожден, чтобы раздражать весь мир.
Марк Лоуренс «Принц Терний»
О протагонисте речь пойдёт чуть позже, а вот об окружении его необходимо сказать отдельно. Братство – так они себя называют. Убийцы и воры, негодяи и психопаты, эти люди составляют отряд наёмников, во главе которого и встаёт Принц Терний. В них есть что-то общее с Чёрным Отрядом, но они брутальнее и злее. А Марк Лоуренс по полной программе едко прошёлся по самым примечательным «братьям». Читатель не узнает, что у них внутри, не поймёт характеры, но увидит и познает их по деяниям. Лоуренс наотрез отказывается раскрывать подноготную каждого, не интересуется скелетами в шкафах, как принято в добропорядочной фэнтези, где у каждого персонажа есть своя тайна. Нет, Братсво – это полные отморозки, которыми управляет такой же отморозок, как они. Только умнее, беспощаднее, хитроумнее и моложе. Йорг, принц Терний.
– Гордость? – вопрошал я, и на губах вновь играла улыбка. – Я и есть гордость! Пусть покорные получат свое наследство, а я лучше проведу вечность в темноте, нежели испытаю божественное блаженство такой ценой.
Марк Лоуренс «Принц Терний»
Протагонист – это самый спорный персонаж романа. Принцу Йоргу исполняется четырнадцать в середине книги, на первых страницах ему тринадцать, флэшбеки начинаются с его десяти лет. И вроде бы невозможно поверить, в то, что его поступки – поступки подростка. Но с другой строны.. С другой детская травма и сопутствующие ей обстоятельства, а также очень немаловажный факт, что в средние века взросление шло гораздо быстрее. Не настолько, как описывает Лоуренс, но и совсем не так медленно, как в наши дни, когда взрослым ребёнком можно быть и в тридцать.
Назвать Йорга МТАшным Марти Сью язык не поворачивается, хотя вроде все косвенные факты свидетельствуют об авторских подспудных желаниях. Тут и неимоверная крутизна, как в бою, так и в планировании, тут и магические способности… Да и то, что рассказ идёт от лица принца тоже привычный приём МТА (забавно, что временами герой выражается очень похоже на инквизитора Мордимера Моддердина из романов Яцека Пекары, даже местоимения также «проглатывает»). Вот только не сходятся концы с концами.
Во-первых, язык Лоуренса. То, как он пишет – это совсем не уровень простенького фэнтези. Образы, подобранные сравнения, выверенные эпитеты – всё это говорит о том, что в жанр пришёл автор, который явно не останется в задних рядах. Во-вторых, мироустройство, столь важное любителям фэнтези, не просто на высоте, а великолепно обыграно. Когда насмотревшись на незнакомую карту и погрузившись в мир незнакомых имён и названий вдруг натыкаешься на мимоходом сказанное «…под настроение захотелось обратиться к Плутарху» идёт полный разрыв шаблона. И Лоуренс этот разрыв тщательно увеличивает, поддерживая интригу чуть не до финала. Не МТАшная работа.
В остальном же «Принц Терний» – это качественная героика в духе Аберкромби и Моргана (но не Говарда или Гэммела). Невозможно предсказать финал, потому что, как и у Аберкромби, в романе идёт игра с классическими типажами и схемами. Не такая прямолинейная, как у Джо, но не менее увлекательная. А с учётом того, что Йоргу лет пока мало – сюжет разворачаивается на фоне его взросления. А потому будут обыграны и первые встречи с женщинами, и желание доказать свою значимость отцу и многие другие чисто «юношеские» мотивы.
Если подвести итог, то, по гамбургском счёту, конечно, «Принц» не новое слово в жанре. Не то, что затмит собой творения Бэккера или Аберкромби. Но книга и не пустышка, есть в ней что-то настоящее, что-то вызывающее желание, и перечитать более внимательно, и прочитать продолжение. А из тёмного фэнтези на русском – так и вовсе лучшее, что вышло в этом году.
Так получилось, что я один из рецензентов журнала "Мир фантастики". Вдобавок, занимаюсь планами издательств и, обычно, заранее знаю, где и когда выходят интересные мне книги. Понятно, что так или иначе я стараюсь получить их для написания рецензии. Изредка попадают в руки тексты, от которых не знаешь заранее чего ожидать (так было с замечательным "Балканским венцом" Вку Задунайского), но самый редкий случай, это когда пальцем тыкаешь в небо, а получаешь бочку варенья и корзину печенья.
Собственно, я это к чему. "Никакой магии" Андрея Уланова — роман, от которого я не ждал вообще ничего. А получил изумительную фэнтезийную историю, практически эталон приключенческой "лёгкой" фэнтези. Обратите внимание, "лёгкой", а не глупой. Рецензия, конечно, будет в МФ, сейчас я не буду ничего писать подробно, но я получил море удовольствия от этого романа, от ненавязчивого юмора, от прекрасного языка, от увлекательного детективного сюжета, и отдельно — от огромное количества аллюзий и отсылок к другим произведениям, местам на земном шаре, персонажам и многому другому. Звоночек прозвенел на "кейворите", благодаря которому летают корабли, но им мягко говоря дело не ограничилось. Автор явно отрывался по полной программе, не прикладывая сил к тому, чтобы все читатели заметили параллели (хотя кое-что, конечно в глаза бросится всем), но встречая упоминания хребта Глен-Мор или резни в Альквалонде в сочетании с латынью в речи персонажей, постепенно начинаешь выискивать всё новые и новые намёки.
Отличная книга.
Отдельно рекомендуется МТА, чтобы знали, что необязательно писать книгу для всех без исключения (а "Никакой магии" понравится и ценителям "альфа-книговских" фэнтезюх, и тем, кто любит неглупое переводное фэнтези — просто увидят разное) плохо.