В прошлые годы нас не раз критиковали, мол, программа большая, сориентироваться в графике-"простыне" и понять, что параллельно с чем идёт — довольно проблематично, нарисовали бы, что ли, сетку. По просьбам трудящихся, предпочитающих картинки тексту, мы таки нарисовали эту сетку :)
Помимо творческой встречи почётный иностранный гость Петербургской фантастической ассамблеи — 2014 примет участие в следующих мероприятиях.
Лекция со слайдами "Ульевое сознание"
Сознание расширяется, стремясь заполнить имеющееся пространство. У двух изолированных полушарий мозга имеются собственные сознательные личности, с собственными вкусами, мнениями, даже религиозными воззрениями – но соедини их вместе, и личности сольются в единое когерентное я. Что из этого следует для мира, где интерфейс мозг-к-мозгу появится всего через несколько десятилетий? Знает ли мысль, что ей нужно остановиться на границе черепной коробки, или же она просто продолжит двигаться, если ей дадут доступ к достаточно быстрому интерфейсу? Два человека с соединёнными сознаниями – это всё ещё два человека – или уже один? А как насчёт сиамских близнецов, сросшихся мозгом, которые используют слово «я» для описания друг друга? А как насчёт того второго мозга, который обитает в чутье, в той массе нейронов с вычислительной сложностью мозга кошки? Сознателен ли он? Не замышляет ли он что-то против тебя?
Это не отвлечённые или абстрактные вопросы. Эти вопросы реальны, актуальны и становятся всё актуальнее. Каждому пора очнуться и задуматься над ними. Кем бы "человек" ни являлся...
Дискуссия про религию и шпионское государство
Критики идеи паноптикума Бентама считают, что разросшееся шпионское государство относится к нам ко всем как к преступникам. На деле всё куда сложнее: слежка может заставить нас почувствовать себя добычей, пробуждая древние реакции на защиту от хищника, которые заставляют нас интерпретировать даже случайность как результат чьего-то намеренного действия. Такой же когнитивный рефлекс лежит в основе религиозных импульсов. И бог, этакий саблезубый тигр, и те вездесущие камеры, что висят на каждом углу, в нашем мозгу идут рука об руку. Об эволюции религиозного сознания вплоть до современности и принимаемых им странных формах поговорят на Ассамблее канадский автор Питер Уоттс, писатели Вячеслав Рыбаков, Антон Первушин и футуролог Константин Фрумкин.
Авторское чтение
Роман почетного гостя Ассамблеи-2014 Питера Уоттса "Ложная слепота", вышедший в России в 2009 году, успел наделать немало шума в нашем фэндоме. Одни признали его блестящим образцом "твердой" НФ, сравнимым с лучшими произведениям Станислава Лема и Дэна Симмонса, другие отвергли с порога. На Петербургской фантастической ассамблее вы сможете услышать в авторском чтении фрагмент из косвенного продолжения "Ложной слепоты" — романа "Echopraxia", который выйдет на языке оригинала только осенью 2014 года.
Развеселая компания, состоящая из представителей роевого разума, вампира, отряда зомби, компьютерного гения и профессионального биолога Даниэля Брюкса, отправляется в опасное путешествие к космическому объекту, выполняющему функцию приемной станции, настроенной на волну инопланетных пришельцев. Но прежде чем экспедиция доберется до места своего назначения, выяснится, что этот сигнал успел создать кучу трудноразрешимых проблем... В настоящий момент перевод романа "Echopraxia" готовится к выходу в издательстве "Астрель-СПб".
Как это обычно бывает на Ассамблее, слушатели авторского чтения, недостаточно хорошо владеющие английским языком, получат распечатанный перевод читаемого иностранным гостем текста.
Лекция "Фантастическая повесть — что это?" (А. Кубатиев) // секция литмастерства
Повесть — это очень большой рассказ? Или очень маленький роман? Или вообще что-то шестнадцатое? Понять разницу может лишь тот, кто попытался ее написать и у кого вполне предсказуемым образом она не получилась. Или получилась, но не повесть. Какие секреты, какие минные поля, радостные и кислые плоды скрывает в себе этот загадочный жанр? Да и есть ли они? Может, всё придумано литературоведами? Может. А может быть, и нет. Об этом на Ассамблее расскажет Алан Кубатиев — литературовед и писатель, ведущий уже третий год подряд семинар по фантастической повести.
Ноу-хау: работа с источниками (Д. Трускиновская) // секция литмастерства
Изучение источников – одна из главных составляющих работы автора, подвизающегося в историческом или историко-фантастическом жанре. Однако, судя по текстам, далеко не для всех очевидно, как именно работать с этими самыми документами. Да и вообще, зачем копаться в пыльных бумагах, когда уже написаны романы Александра Дюма, Мориса Дрюона, Виктора Гюго, Алексея Константиновича Толстого и всю необходимую информацию можно почерпнуть на их страницах?.. С теми, кто не собирается повторять эту хрестоматийную ошибку, почетный гость Петербургской фантастической ассамблеи Далия Трускиновская поделится своим уникальным опытом работы с источниками.
В программе выступления...
В программе выступления:
"А напишу-ка я роман про мушкетеров!";
метод Дюма;
проблема местного колорита;
мозговой штурм на тему "Ришелье и Ктулху";
соавтор Дюма — Лелуар;
что должно быть в сундуке у исторического романиста;
работа с аутентичными текстами;
работа с иконографическими материалами;
работа с фольклорными материалами;
"1001 призрак";
альтернативная история и точки бифуркации.
Доклад "Как подготовить рукопись для отправки в издательство" (И. Минаков, С. Позднякова) // секция "Профессия "Писатель"
Вы написали роман, повесть, рассказ и желаете ознакомить с ними издательство. Как сделать так, чтобы ваша рукопись не отправилась прямиком в корзину и заставила обратить на себя внимание редактора, отвечающего в издательстве за самотек? Есть несколько простых рецептов...
Разрушение мифов о тиражах и гонорарах (Н. Аверин) // секция "Разрушение мифов"
Мифы о тиражах и гонорарах отечественных фантастов чаще всего возникают не в умах простых читателей, а в сознании молодых талантливых авторов, тех, кто планирует и сам когда-нибудь покорить литературный Олимп. Отсутствие достоверной информации из первых рук порождает жуткие и фантастические легенды – а профессионалы, хорошо ориентирующиеся в вопросе, не спешат делиться своими знаниями: во-первых, зачастую это запрещено условиями контрактов, во-вторых, может разрушить тщательно выстроенный имидж. На Петербургской фантастической ассамблее некоторую ясность в этот вопрос внесет Никита Аверин, несколько лет плотно сотрудничавший как писатель и редактор-составитель с гигантами книжной индустрии "АСТ" и "Эксмо", неоднократно выступавший в качестве ивент-менеджера и организатора фанатских интернет-групп. Он разрушит – или подтвердит – следующие мифы о тиражах и гонорарах:
Какие такие мифы?..
Чем больше тираж, тем выше гонорар.
Издательства выпускают "левые" тиражи и допечатки.
Если книгу издают тиражом от 5000 экземпляров, то ее обязательно раскупят.
Русскоязычную фантастику стали меньше выпускать.
С электронных продаж в России невозможно заработать суммы, сопоставимые с гонорарами от бумажных изданий.
Начинающие авторы всегда получают мизерные гонорары.
На гонорары от книг могут хорошо жить лишь несколько отечественных писателей-фантастов.
Писатель-фантаст не может заработать большие суммы денег с помощью краудфандинга.
Book-on-demand никогда не приносит автору большой прибыли.
Экранизация романа гарантирует автору увеличение тиражей и гонораров.
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" // блок развлекательных и музыкальных мероприятий
Среди прочих мероприятий на Петербургской фантастической ассамблее будет проводиться игра "Что? Где? Когда?" на околофантастические темы. Принять в ней участие смогут все желающие — никакой предварительной подготовки для этого не требуется. Команды будут формироваться прямо на месте из заявившихся участников. Если вы читали много фантастики, думаете, что неплохо ориентируетесь в ней, и не прочь проверить свои знания — вам определенно сюда.
Круглый стол "Фанфики — добро или зло?" // общелитературный и фантастический блок
В отечественном фэндоме отношение к фанфикам, "зависимым произведениям", неоднозначное. С одной стороны, читатели любят громко осуждать такие тексты. С другой стороны, пишут их не только МТА, но и авторы с именем и несомненным авторитетом. Между тем, вся мировая литература, по сути, длинная цепь взаимообусловленных текстов: "Гамлет" Шекспира, "Каменный гость" Пушкина, "Улисс" Джойса, пьесы Евгения Шварца, и т.д., и т.п. В англоязычной фантастике фанфики — обычное дело, благодаря им из небытия были возвращены такие гиганты, как Лавкрафт и Говард. В России культура "зависимых произведений" тоже имеет свою историю (серия антологий "Время учеников", "Истинная история Дюны" Ляха, "Время Бармаглота" Колодана, в конце концов, "Второе нашествие марсиан" Стругацких), но при этом бытует мнение, что фанфики — зло. Парадокс! На Петербургской фантастической ассамблее профессиональные писатели, отдавшие должное "зависимым литературным произведениям", обсудят все "за" и "против" фанфика и вынесут суровый, но справедливый приговор. Модерирует круглый стол Игорь Минаков, поэт, прозаик, редактор издательства "Эксмо".
Доклад "Повторяющиеся сюжетные ходы как литературный приём" // секция литмастерства
Зачастую в книгах, кинематографе и телевизионных сериалах (особенно в последних) сплошь и рядом используются одни и те же элементы сюжета, иногда с минимальными вариациями. Для кого-то это очевидный признак дурного вкуса и сугубо коммерческого подхода. Для кого-то — набор проверенных временем инструментов. Вы хотите узнать, как распознавать повторяющиеся сюжетные ходы в чужих произведениях и использовать в собственных, да так, чтобы никто не обвинил вас в шаблонности? Хотите научиться удерживать внимание читателя и вызывать у него нужные эмоции? Вам интересно, как создать необычный и достоверный персонаж? Вы непрочь узнать об использовании в литературном произведении приёмов НЛП? Тогда приходите на доклад "Повторяющиеся сюжетные ходы как литературный приём" на Петербургской фантастической ассамблее — 2014.
Доклад "История и концепция клуба и альманаха "Астра-нова" (С. Тулина, Д. Вересов) // общелитературный и фантастический блок
Международный клуб любителей фантастики "Астра-нова" существует менее двух лет, но уже проведен ряд серьезных конкурсов, налажено сотрудничество с журналами и издательствами, по результатам конкурсов и самотека выпущено три номера одноименного альманаха. Это издание стремится соединить на своих страницах как малоизвестные или вообще неизвестные русскоязычному читателю произведения классиков зарубежной фантастики конца XIX – начала XX веков, так и рассказы современных авторов. "Астра-нова" объединяет все виды фантастики, от твердой НФ до мистики и фэнтези, все жанры прозы, от повестей до миниатюр, а также поэзию. Кроме того, альманах представляет вниманию читателей рисунки позабытых и только начинающих художников, литературоведческие статьи и эссе о фантастике, рецензии на книжные новинки.
Клуб позиционирует себя не просто как конкурсная площадка, а скорее, как площадка учебная: основной задачей конкурсов и обсуждений здесь считается взаимное обучение начинающих авторов и получение ими качественных и подробных рецензий; в качестве жюри выступают редакторы современных журналов, публикующих фантастику, таких как "Наука и жизнь", "Меридиан", "Уральский следопыт", "Шалтай-болтай", "Фантастика и детективы", "Техника — молодежи", "Искатель" и т.д.
На Ассамблее также состоится презентация двух последних номеров альманаха.
Литература – это не только внезапные приступы вдохновения, но и тяжелый каждодневный труд. И перед тем, кто решил посвятить ей, литературе, всю свою жизнь, встает множество каверзных вопросов. В первую очередь практических: как не умереть с голода, складывая буквы в слова, а слова в предложения, как прокормиться литературным трудом. Пристроить рукопись, найти востребованную тему, написать текст так, чтобы у читателя не сводило скулы от скуки... Писатель – не профессия, это – судьба. Но литератор — уже профессия, а следовательно, требует от человека, избравшего ее, определенных навыков и желательно — профильного образования (которое, впрочем, можно заменить и самообразованием).
Здесь, как и в любом деле, чтобы что-то получить, надо что-то вложить. То есть — совершенствоваться в своем ремесле, оттачивать навыки. Не гнушаться любой литературной работы, в том числе — и так называемых проектов. Поза: "Я писатель и потому не участвую в проектах" хороша для обеспеченного автора, не нуждающегося в литературном заработке, но не для тех, кто сделал литтворчество своим ремеслом. О том, как удержаться, балансируя на грани, сохранить лицо и в то же время заработать плодами своих трудов, вы узнаете на круглом столе, который ведет писатель и ведущий редактор издательства "Эксмо" Игорь Минаков.
Разрушение мифов о малотиражных изданиях и print-on-demand // секция "Разрушение мифов"
Ни для кого не секрет, что современная российская система книгоиздания и книготорговли монструозна и неповоротлива. Большинству малых издательств и практически всем работающим по принципу print-on-demand (печать по требованию) в ней нет места. И тем не менее именно на малые издательства в основном фэны возлагают надежды получить качественную, интеллектуальную, нишевую фантастику. Насколько это реально — выпускать не-массовую литературу малыми и сверхмалыми тиражами, сможет ли она в конце концов найти своего читателя, расскажут люди, задействованные в этом процессе не первый год: Лин Лобарев, Александр Петров, Юлия Андреева и др.
В прошлом году на Петербургской фантастической ассамблее родилась новая награда: премия оргкомитета Ассамблеи, вручаемая от лица организаторов конвента за заслуги перед фантастикой, не связанные с непосредственным написанием художественных текстов. В 2014 году оргкомитет планирует поддержать эту традицию. В прошлый раз премия была вручена с формулировкой "За стойкость" редакции журнала "Мир фантастики" и Александру Викторовичу Сидоровичу, бессменному председателю оргкомитета "Интерпресскона".
Кроме того, на нашем конвенте уже во второй раз будет объявлен лауреат еще одной литературной премии: "Новые горизонты". Эта награда вручается с 2013 года за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю. Механизм номинирования и порядок работы жюри предполагают открытость процесса и широкие критерии номинирования. Эти меры призваны обеспечить выбор новаторского, нонконформистского произведения, способного изменить и расширить наши представления о фантастике, открыть для жанра новые горизонты.
Состав жюри...
В жюри премии "Новые горизонты" вошли:
Андрей Василевский (Москва), главный редактор журнала «Новый мир» (председатель жюри);
Александр Етоев (Санкт-Петербург), писатель, редактор издательства "Азбука";
Сергей Жарковский (Волжский), писатель;
Лев Лобарёв (Москва), главный редактор журнала "Мир фантастики";
Михаил Назаренко (Киев), критик, литературовед;
Андрей Рубанов (Москва), писатель.
Шорт-лист...
В 2014 году на премию "Новые горизонты" выдвинуты следующие произведения:
Павел Амнуэль. И никого, кроме... // Искатель (М.). — 2013. — № 10.
Владимир Аренев. Душница // Аренев В. Мастер дороги. — М.: Фантаверсум, 2013.
Ринат Газизов. Куш (по рукописи).
Ина Голдин. Ностальгия межпланетного лингвиста. // Голдин И. Игра в классики на незнакомых планетах. — М.: Фантаверсум, 2013.
Яна Дубинянская. Пансионат. — М.: Снежный ком М, 2013.
Юлия Зонис, Екатерина Чернявская. Хозяин зеркал. — М.: АСТ, 2013.
Марина Козлова. Пока мы можем говорить. — М.: АСТ, 2013.
Владимир Покровский. Персональный детектив — Тверь: Крот, 2013.
Владимир Сорокин. Теллурия. — М.: АСТ: Corpus, 2013.
Анна Старобинец. Споки // Старобинец А. Икарова железа. — М.: АСТ, 2013.
Андрей Столяров. Обратная перспектива. — Иваново: Фаворит, 2013.
Михаил Успенский. Богатыристика Кости Жихарева — М.: Эксмо, 2013.
Андрей Хуснутдинов. Дни Солнца (по рукописи).
Напоминаем, что в 2013 году лауреатом премии стал Наиль Измайлов с романом "Убыр".