Термин Архитектура

Термин «Архитектура»

Синонимы:
Дизайн интерьера; Зодчество

«Дело здесь не только в цвете. Здесь и форма действует. Все углы и линии какие-то не такие».

Э. Нортон. «Саргассы в космосе»


Архитектура города будущего на картине Р. Макколла «Метрополис 2050»

Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры.

Влияние архитектурного облика окружающего нас мира на фантастические тексты, иллюстрации и кинематограф является очень важным, потому что эти средства массовой информации продолжают формировать представления о мире будущего у широких слоев населения во всем мире.

Действие сказок XVIII-XIX века почти всегда разворачивалось в Средневековье и в силу этого обстоятельства было тесно связано с готическим стилем в архитектуре. Замки и башни были не только в тексте, а что более важно — на иллюстрациях в детских книжках с картинками, откуда этот образ проник в нашу современность — достаточно взглянуть на современный логотип Диснея, где используется образ сказочного замка Спящей Красавицы, стилизованного под баварский Нойшванштайн. За замком виднеется дуга, символизирующая добрую магию и волшебство.

В 1851 году в Лондоне был выстроен Хрустальный дворец и его конструкция из деревянных рам, листового стекла, железных балок и чугунных опорных стоек, несомненно, оказала влияние на писателей того времени, вдохновив Беллами в романе «Через сто лет» описать город будущего как «огромный зал, полный света». В научно-фантастических романах двадцатого века, таких как «Мы» Евгения Замятина, особое внимание уделено стеклу как строительному материалу. Замкнутые пространства из стекла и железа, иногда огромных размеров, появляются в фильме «Облик грядущего».

В произведениях конца XIX века также встречается игра с цветом, вдохновленная исламской архитектурой. За период, начиная с романа Г. Уэллса «Облик грядущего» и до «Нейроманта» У. Гибсона писатели придумали множество замечательных заменителей натуральным строительным материалам, такие как небьющееся стекло или пластиковые интерьеры. В сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» применен тот же подход: город из стекла плюс, собственно, фокус с цветом — и город становится изумрудным. Цветовые эффекты любил использовать один из ведущих художников-иллюстраторов того времени Ф. Р. Пауль — достаточно взглянуть на его работы. Пауль следил за последними архитектурными тенденциями — даже копировал здания Всемирной выставки в Чикаго в 1933 году и Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году и комбинировал их с другими изображениями, такими как взорванные детали машин. Важно отметить связь Пауля с немецким авангардом начала XX века, поскольку художник получил образование в архитектурных школах Берлина и Вены.

Немецкие экспрессионисты того времени разрабатывали наглядные схемы городов будущего, которые повлияли на первые фантастические фильмы. Одним из примеров является «Метрополис» с его зазубренными кристаллическими формами и косыми лучами прожекторов, разрезающими городской пейзаж на фрагменты. Многоуровневый город с рядами движущихся автомобилей и поездов, пронизывающих небоскребы на разных уровнях, характеризует футуристические фильмы, от «Бегущего по лезвию» до «Пятого элемента».


Брутальная архитектура в фильме «Бегущий по лезвию 2049»

Достаточно богат и разнообразен архитектурный опыт инопланетян, что подтверждает роман Р. Шекли «Координаты чудес». В Галактическом Центре царит «неоциклопическая» архитектура с её типично административным стилем. Это, прежде всего, плавающие в небе лестницы, сочетания вывёртывающихся кривых с исчезающими точками в промежутках. Но сложно поведать подробности об одной части Галактического Центра: рассказчика удручает явный недостаток земных аналогий. В то же время другая часть Галактического Центра «содрана» с павильонов выставки компании «Дженерал Моторс».

На сегодняшний день вся земная архитектура подчинена силам гравитации. Конечно, теоретически можно выстроить здание, скажем, пятикилометровой высоты в форме перевёрнутого конуса, но нет материалов, способных выдержать собственный вес такой конструкции. Поэтому фантасты прогнозируют связь архитектуры с возможностями антигравитации. Отдельные дома, города и целые острова, парящие в воздухе, стали обычным явлением в романе В. Савченко «За перевалом». В планировке и внешнем виде таких сооружений преобладает универсализация. Это позволяет быстро соединять отдельные секции домов в блоки или в гирлянды. Поскольку каждый из фрагментов перемещается в воздухе сам по себе, за ночь облик города меняется до неузнаваемости.


© «Гринвудская энциклопедия НФ и фэнтези», с изменениями



  Список произведений, в которых упоминается термин:


Сортировка:

Романы

  •   Через 100 лет / Looking Backward, 2000-1887  [= В 2000 году; Золотой век; Будущий век; Через сто лет] (1888) [город будущего описан как как «огромный зал, полный света»] // Автор: Эдвард Беллами  
7.21 (19)
-
1 отз.
  •   Мы (1924) [особое внимание уделено стеклу как строительному материалу: в Едином Государстве все дома — из стекла] // Автор: Евгений Замятин  
8.04 (3749)
-
167 отз.
  •   Узник Марса / The Prisoner of Mars  [= Tharkol, Lord of the Unknown] (1939) [марсианская архитектура похожа на волшебную из-за меньшей силы тяготения у этой планеты] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
8.26 (23)
-
3 отз.
7.28 (106)
-
5 отз.
8.76 (2069)
-
27 отз.
6.22 (9)
-
  •   Переводчик / The Interpreter  [= Bow Down to Nul; X for Exploitation] (1960) [пришелец организовал строительство жилья для побеждённых землян, руководствуясь своими соображениями и теперь оно больше всего напоминает собачьи будки] // Автор: Брайан Олдисс  
6.82 (98)
-
3 отз.
  •   В простор планетный  [= В городе будущего] (1968) [города будущего развиваются в соответствии с замыслом цветокомпозитора; цвета и краски зданий создают единую цветовую симфонию; стены невысоких зданий изобилуют призмами, причудливыми выступами и гранями] // Автор: Абрам Палей  
5.34 (49)
-
1 отз.
  •   Координаты чудес / Dimension of Miracles (1968) [в Галактическом Центре царит «неоциклопическая» архитектура с её типично административным стилем. Это плавающие в небе лестницы, сочетания вывёртывающихся кривых с исчезающими точками в промежутках] // Автор: Роберт Шекли  
8.10 (2114)
-
73 отз.
  •   Маски времени / The Masks of Time  [= Ворнан-19] (1968) [перекрытия здания вращаются, форма здания постоянно меняется, комнаты находятся в постоянном движении, меняют форму и местоположение внутри здания] // Автор: Роберт Силверберг  
6.80 (129)
-
4 отз.
  •   Через миллиард лет / Across a Billion Years (1969) [архитектура города на планете Мак-Барни: длинные пирамидальные здания без окон, стены освещаются изнутри] // Автор: Роберт Силверберг  
7.44 (166)
-
7 отз.
8.04 (389)
-
13 отз.
  •   Головокружение / Vertigo  [= Terminal Velocity] (1978) [отель «Чинук» в Эдмонтоне отличается футуристической архитектурой и похож на гигантское эскимо на палочке, а попасть на жилые этажи можно только с помощью антигравитационных устройств] // Автор: Боб Шоу  
7.32 (69)
-
3 отз.
  •   Замок лорда Валентина / Lord Valentine's Castle  [= Замок лорда Валентайна] (1980) [город Дюлорн на планете Маджипур — чудо архитектуры, построенный из единственного строительного материала — легкого, воздушного кальцита] // Автор: Роберт Силверберг  
7.86 (908)
-
52 отз.
  •   Срубить Крест (1980) [здания-шары, здания-деревья, здания-пирамиды были уже пройденным этапом. Новым увлечением стали здания без окон] // Автор: Владимир Фирсов  
7.74 (138)
-
12 отз.
  •   Военный талант / A Talent for War (1989) [региональный штаб Разведки представляет собой комплекс из пяти зданий, резко отличающихся друг от друга архитектурным стилем. Таким образом создается эффект академического презрения к порядку и земному образу мышления] // Автор: Джек Макдевит  
7.56 (706)
-
35 отз.

Повести

  •   Волшебник Изумрудного города (для детей) (1939) [город из стекла, секрет которого связан с ношением очков каждым жителем] // Автор: Александр Волков  
9.06 (3034)
-
83 отз.
  •   Меч грядущего / Sword of Tomorrow (1945) [город Валира в далеком будущем представляет собой единый шедевр архитектуры] // Автор: Генри Каттнер  
7.15 (56)
-
3 отз.
  •   Cor Serpentis (Сердце Змеи)  [= Сердце Змеи] (1959) [архитектура фторной планеты характеризуется отсутствием прямых углов и горизонтальных плоскостей — формы плавно изгибаются, переходя от вершины к горизонтали винтообразными или спиральными поворотами] // Автор: Иван Ефремов  
7.87 (1234)
-
63 отз.
  •   Приглашение в зенит [отр. из романа «В зените»] (1972) [архитектура планеты 2249 — каплеобразные здания] // Автор: Георгий Гуревич  
6.93 (67)
-
1 отз.
  •   Каменный город / The Stone City (1977) [Каменный город на планете Перекресток Вселенной состоит из ста отдельных районов, каждый из которых имеет свой архитектурный облик и возведен из своего материала для строительства] // Автор: Джордж Р. Р. Мартин  
7.53 (733)
-
25 отз.
  •   Сто лет тому вперёд  [= Гостья из будущего; Алиса в прошлом] (1978) [«коралловая» архитектура обусловлена применением быстрорастущих кораллов как строительного материала при возведении зданий] // Автор: Кир Булычев  
8.83 (2489)
-
67 отз.
  •   Казуаль (1983) [древний оптический прибор из трёх линз на одной ручке нашел применение в работе архитекторов-реставраторов] // Автор: Тихон Непомнящий  
5.10 (46)
-
3 отз.
-

Рассказы

  •   Безымянный город / The Nameless City (1921) [строители Безымянного города передвигались ползком, поэтому в архитектуре города низкие потолки и слишком узкие тоннели, чтобы мог пролезть человек] // Автор: Г. Ф. Лавкрафт  
7.34 (1402)
-
30 отз.
  •   Чёрный разрушитель / Black Destroyer  [= Чёрный хищник; Чёрный истребитель] (1939) [дома, постройки, широкие улицы инопланетного города — все они неправильной формы, и в этих изогнутых линиях читается глубокая радость художника, следы его искренних порывов] // Автор: Альфред Ван Вогт  
7.62 (448)
-
16 отз.
  •   The Abduction of Abner Greer (1941) [в архитектурном отношении город будущего был потрясающим по концепции, массивным по размаху, ошеломляющим по структуре: стальной мегаполис с подвижными дорогами] // Автор: Нельсон Бонд  
6.00 (1)
-
  •   …И построил он себе скрюченный домишко / —And He Built a Crooked House  [= Дом, который построил Тил; Дом четырёх измерений; И построил он дом…; В скрюченном домишке] (1941) [рассказ о математически настроенном архитекторе, у которого возникла блестящая идея, как построить дом в форме развёртки тессеракта] // Автор: Роберт Хайнлайн  
8.24 (1208)
-
35 отз.
  •   Невероятный мир / Wacky World  [= Невероятная планета] (1942) [марсианский город состоит из переменчивых архитектурных форм, со всевозможными видами башенок, куполов и минаретов] // Автор: Эдмонд Гамильтон  
7.64 (404)
-
27 отз.
  •   Планета скит-деревьев / The Skit-Tree Planet  [= Планета неведомых деревьев] (1947) [все здания инопланетного города вместе являют собой гармонию удивительно чуждой красоты] // Автор: Мюррей Лейнстер  
6.43 (100)
-
3 отз.
  •   Башни Кветенестеля / The Quetenestel Towers (1955) [башни — непревзойденные памятники древней марсианской архитектуры. Каждая из башен выполнена в виде буквы марсианского алфавита] // Автор: Роберт Янг  
7.67 (30)
-
1 отз.
  •   Комната с видом / Room with View (1956) [строительство города — архитектурной утопии из материала, похожего на хрусталь] // Автор: Роберт Янг  
6.50 (114)
-
3 отз.
  •   Путешествие четырнадцатое / Podróż czternasta (1956) [архитектура ардритов — пневмоскрёбы высотой в 130 этажей. Они легко строятся, а главное, — восстанавливаются после частых метеоритных дождей] // Автор: Станислав Лем  
8.43 (1047)
-
23 отз.
  •   Прораб Вселенной (1961) [здание обычной лунной архитектуры: прозрачный полый сталагмит, разделенный на этажи] // Автор: Виктор Сапарин  
6.73 (50)
-
3 отз.
  •   Тысяча грёз Стеллависты / The Thousand Dreams of Stellavista (1962) [психотропная архитектура: сенсорные материалы, из которых построен дом, восприимчивы к образу жизни и привычкам своих хозяев, реагируют на их настроение. Жизненные эмоции хозяев остаются в памяти дома] // Автор: Дж. Г. Баллард  
7.35 (92)
-
6 отз.
  •   Торговцы болью / The Pain Peddlers  [= Продавцы боли] (1963) [вышедший из моды архитектурный стиль: плитообразное здание, нагромождение зеленого стекла] // Автор: Роберт Силверберг  
7.55 (363)
-
14 отз.
  •   Два чудовища / Dwa potwory  [= Путь мести ] (1964) [дворец монархов построен по принципам отрицательной архитектуры, и было это здание мнимым, математическим, без перекрытий, без крыш и без стен] // Автор: Станислав Лем  
7.67 (445)
-
7 отз.
8.14 (29)
-
2 отз.
7.27 (176)
-
5 отз.
  •   Принц из седьмой формации (1967) [архитектурный облик городов во многом определяют особенности городского транспорта. Причудливое многоярусное образование — результат доминирования «капельного транспорта»] // Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов  
6.56 (104)
-
6 отз.
  •   День, вечер, ночь, утро (1968) [архитектура будущего: в каждой системе свой центр тяготения, нет привязанности к земле] // Автор: Владимир Михайлов  
7.50 (94)
-
7 отз.
  •   Город Городов / Zupełnie nieznana planeta  [= Miasto miast] (1970) [необитаемый город на далекой планете состоит из архитектурных шедевров и статуй с Земли] // Автор: Чеслав Хрущевский  
4.68 (34)
-
1 отз.
  •   И деревья, как всадники… (1972) [увлечение архитекторов закрытыми интерьерами, в которых постоянно меняется зрительный фон, чем создается иллюзия движения] // Автор: Георгий Шах  
7.14 (232)
-
11 отз.
  •   Хрустальный дом (1978) [принципиально иной вид архитектуры: дома с открытыми объёмами] // Автор: Юрий Яровой  
4.82 (43)
-
2 отз.
  •   Любовь к Паганини (1982) [за ночь облик города меняется до неузнаваемости] // Автор: Юрий Михайлович Медведев  
5.30 (52)
-
1 отз.
  •   Авария (1988) [здание будущего — белый, словно парящий в воздухе куб с темным прямоугольником входа и лесенкой в три ступеньки] // Авторы: Евгений Лукин, Любовь Лукина  
7.74 (171)
-
12 отз.
  •   Большая игра / A Bigger Game  [= Чужая игра] (1995) [здания с низкими потолками сооружены из базальтовых балок почти квадратного сечения. Странная планировка угловатых помещений с девятью или десятью стенами не соответствует никакой архитектуре] // Автор: Дон Уэбб  
6.24 (33)
-

Монографии

  •   Yesterday's Tomorrows: Past Visions of the American Future (1984) [исследование будущего в том виде, в каком его ожидали американцы в начале прошлого века] // Авторы: Джозеф Дж. Корн, Брайан Хорриган  
-
  •   Film Architecture: From Metropolis to Blade Runner (1999) [исследование влияния экспрессионистов на городские пейзажи в кинематографе с 1920-х годов до настоящего времени] // Автор: Дитрих Нойманн  
-

Энциклопедии и справочники

  •   Out of Time: Designs for the Twentieth-Century Future (2000) [коллекция иллюстраций прошлого века, изображающая представление о будущем инженеров, фантастов и архитекторов-авангардистов] // Автор: Норман Бростерман  
-

Прочие произведения

  •   Мы и дома  [= Мы и дома. Мы и улицетворцы. Кричаль] (1930) [«развёрнутую» архитектуру можно созерцать лишь с высоты, что объясняется необыкновенным расцветом воздухоплавания, изменившим весь уклад земной жизни] // Автор: Велимир Хлебников  
6.17 (57)
-
2 отз.



  Список фильмов, в которых упоминается термин:



Фильмы

  •   Метрополис / Metropolis (Германия, 1926) [архитектура Метрополиса, с его зазубренными кристаллическими формами и косыми лучами прожекторов, разрезающими городской пейзаж на фрагменты, запугивает рабочий класс и превращает город в своего рода тюрьму] // Режиссёр: Фриц Ланг  
  •   Облик грядущего / Things to Come (Великобритания, 1936) [замкнутые пространства из стекла и железа, иногда огромных размеров] // Режиссёр: Уильям Кэмерон Мензиес  
  •   Бегущий по лезвию / Blade Runner (США, Гонконг, 1982) [город населяют гигантские небоскребы, рельефная архитектура, неоновые логотипы, голограммы, дождь, смог, туман и полумрак. При помощи зданий и городских пространств осуществляется идеологическая пропаганда, а также отражается настроение общества] // Режиссёр: Ридли Скотт  
  •   Пятый элемент / The Fifth Element (Франция, 1997) [многоуровневая архитектура: торжество функционализма в мегаполисе будущего] // Режиссёр: Люк Бессон  
  •   Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049 (Великобритания, Канада, США, 2017) [авторы стремились передать величие пирамидального строения корпорации «Уоллес», главного здания создателя модифицированных репликантов. Город наводнен гигантскими небоскребами, символизирующими мощь технологического прогресса] // Режиссёр: Дени Вильнёв  
⇑ Наверх