«Дело здесь не только в цвете. Здесь и форма действует. Все углы и линии какие-то не такие».
Э. Нортон. «Саргассы в космосе»
Архитектура города будущего на картине Р. Макколла «Метрополис 2050»
Архитектура, или зодчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры.
Влияние архитектурного облика окружающего нас мира на фантастические тексты, иллюстрации и кинематограф является очень важным, потому что эти средства массовой информации продолжают формировать представления о мире будущего у широких слоев населения во всем мире.
Действие сказок XVIII-XIX века почти всегда разворачивалось в Средневековье и в силу этого обстоятельства было тесно связано с готическим стилем в архитектуре. Замки и башни были не только в тексте, а что более важно — на иллюстрациях в детских книжках с картинками, откуда этот образ проник в нашу современность — достаточно взглянуть на современный логотип Диснея, где используется образ сказочного замка Спящей Красавицы, стилизованного под баварский Нойшванштайн. За замком виднеется дуга, символизирующая добрую магию и волшебство.
В 1851 году в Лондоне был выстроен Хрустальный дворец и его конструкция из деревянных рам, листового стекла, железных балок и чугунных опорных стоек, несомненно, оказала влияние на писателей того времени, вдохновив Беллами в романе «Через сто лет» описать город будущего как «огромный зал, полный света». В научно-фантастических романах двадцатого века, таких как «Мы» Евгения Замятина, особое внимание уделено стеклу как строительному материалу. Замкнутые пространства из стекла и железа, иногда огромных размеров, появляются в фильме «Облик грядущего».
В произведениях конца XIX века также встречается игра с цветом, вдохновленная исламской архитектурой. За период, начиная с романа Г. Уэллса «Облик грядущего» и до «Нейроманта» У. Гибсона писатели придумали множество замечательных заменителей натуральным строительным материалам, такие как небьющееся стекло или пластиковые интерьеры. В сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» применен тот же подход: город из стекла плюс, собственно, фокус с цветом — и город становится изумрудным. Цветовые эффекты любил использовать один из ведущих художников-иллюстраторов того времени Ф. Р. Пауль — достаточно взглянуть на его работы. Пауль следил за последними архитектурными тенденциями — даже копировал здания Всемирной выставки в Чикаго в 1933 году и Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году и комбинировал их с другими изображениями, такими как взорванные детали машин. Важно отметить связь Пауля с немецким авангардом начала XX века, поскольку художник получил образование в архитектурных школах Берлина и Вены.
Немецкие экспрессионисты того времени разрабатывали наглядные схемы городов будущего, которые повлияли на первые фантастические фильмы. Одним из примеров является «Метрополис» с его зазубренными кристаллическими формами и косыми лучами прожекторов, разрезающими городской пейзаж на фрагменты. Многоуровневый город с рядами движущихся автомобилей и поездов, пронизывающих небоскребы на разных уровнях, характеризует футуристические фильмы, от «Бегущего по лезвию» до «Пятого элемента».
Брутальная архитектура в фильме «Бегущий по лезвию 2049»
Достаточно богат и разнообразен архитектурный опыт инопланетян, что подтверждает роман Р. Шекли «Координаты чудес». В Галактическом Центре царит «неоциклопическая» архитектура с её типично административным стилем. Это, прежде всего, плавающие в небе лестницы, сочетания вывёртывающихся кривых с исчезающими точками в промежутках. Но сложно поведать подробности об одной части Галактического Центра: рассказчика удручает явный недостаток земных аналогий. В то же время другая часть Галактического Центра «содрана» с павильонов выставки компании «Дженерал Моторс».
На сегодняшний день вся земная архитектура подчинена силам гравитации. Конечно, теоретически можно выстроить здание, скажем, пятикилометровой высоты в форме перевёрнутого конуса, но нет материалов, способных выдержать собственный вес такой конструкции. Поэтому фантасты прогнозируют связь архитектуры с возможностями антигравитации. Отдельные дома, города и целые острова, парящие в воздухе, стали обычным явлением в романе В. Савченко «За перевалом». В планировке и внешнем виде таких сооружений преобладает универсализация. Это позволяет быстро соединять отдельные секции домов в блоки или в гирлянды. Поскольку каждый из фрагментов перемещается в воздухе сам по себе, за ночь облик города меняется до неузнаваемости.
Список произведений, в которых упоминается термин:
Сортировка:
Романы
Через 100 лет / Looking Backward, 2000-1887
[= В 2000 году; Золотой век; Будущий век; Через сто лет]
(1888)
[город будущего описан как как «огромный зал, полный света»]
// Автор: Эдвард Беллами
7.21 (19)
-
1 отз.
Мы
(1924)
[особое внимание уделено стеклу как строительному материалу: в Едином Государстве все дома — из стекла]
// Автор: Евгений Замятин
8.04 (3749)
-
167 отз.
Узник Марса / The Prisoner of Mars
[= Tharkol, Lord of the Unknown]
(1939)
[марсианская архитектура похожа на волшебную из-за меньшей силы тяготения у этой планеты]
// Автор: Эдмонд Гамильтон
Незнайка в Солнечном городе
(1958)
[вращающееся здание построено по проекту модерниста Вертибутылкина]
// Автор: Николай Носов
8.76 (2069)
-
27 отз.
Поиски Звёздного Человека / Starman's Quest
(1958)
[фасад из хромированной стали — характерный архитектурный стиль начала XXVII века]
// Автор: Роберт Силверберг
6.22 (9)
-
Переводчик / The Interpreter
[= Bow Down to Nul; X for Exploitation]
(1960)
[пришелец организовал строительство жилья для побеждённых землян, руководствуясь своими соображениями и теперь оно больше всего напоминает собачьи будки]
// Автор: Брайан Олдисс
6.82 (98)
-
3 отз.
В простор планетный
[= В городе будущего]
(1968)
[города будущего развиваются в соответствии с замыслом цветокомпозитора; цвета и краски зданий создают единую цветовую симфонию; стены невысоких зданий изобилуют призмами, причудливыми выступами и гранями]
// Автор: Абрам Палей
5.34 (49)
-
1 отз.
Координаты чудес / Dimension of Miracles
(1968)
[в Галактическом Центре царит «неоциклопическая» архитектура с её типично административным стилем. Это плавающие в небе лестницы, сочетания вывёртывающихся кривых с исчезающими точками в промежутках]
// Автор: Роберт Шекли
8.10 (2114)
-
73 отз.
Маски времени / The Masks of Time
[= Ворнан-19]
(1968)
[перекрытия здания вращаются, форма здания постоянно меняется, комнаты находятся в постоянном движении, меняют форму и местоположение внутри здания]
// Автор: Роберт Силверберг
6.80 (129)
-
4 отз.
Через миллиард лет / Across a Billion Years
(1969)
[архитектура города на планете Мак-Барни: длинные пирамидальные здания без окон, стены освещаются изнутри]
// Автор: Роберт Силверберг
Головокружение / Vertigo
[= Terminal Velocity]
(1978)
[отель «Чинук» в Эдмонтоне отличается футуристической архитектурой и похож на гигантское эскимо на палочке, а попасть на жилые этажи можно только с помощью антигравитационных устройств]
// Автор: Боб Шоу
7.32 (69)
-
3 отз.
Замок лорда Валентина / Lord Valentine's Castle
[= Замок лорда Валентайна]
(1980)
[город Дюлорн на планете Маджипур — чудо архитектуры, построенный из единственного строительного материала — легкого, воздушного кальцита]
// Автор: Роберт Силверберг
7.86 (908)
-
52 отз.
Срубить Крест
(1980)
[здания-шары, здания-деревья, здания-пирамиды были уже пройденным этапом. Новым увлечением стали здания без окон]
// Автор: Владимир Фирсов
7.74 (138)
-
12 отз.
Военный талант / A Talent for War
(1989)
[региональный штаб Разведки представляет собой комплекс из пяти зданий, резко отличающихся друг от друга архитектурным стилем. Таким образом создается эффект академического презрения к порядку и земному образу мышления]
// Автор: Джек Макдевит
7.56 (706)
-
35 отз.
Повести
Волшебник Изумрудного города
(для детей)
(1939)
[город из стекла, секрет которого связан с ношением очков каждым жителем]
// Автор: Александр Волков
9.06 (3034)
-
83 отз.
Меч грядущего / Sword of Tomorrow
(1945)
[город Валира в далеком будущем представляет собой единый шедевр архитектуры]
// Автор: Генри Каттнер
7.15 (56)
-
3 отз.
Cor Serpentis (Сердце Змеи)
[= Сердце Змеи]
(1959)
[архитектура фторной планеты характеризуется отсутствием прямых углов и горизонтальных плоскостей — формы плавно изгибаются, переходя от вершины к горизонтали винтообразными или спиральными поворотами]
// Автор: Иван Ефремов
7.87 (1234)
-
63 отз.
Приглашение в зенит
[отр. из романа «В зените»]
(1972)
[архитектура планеты 2249 — каплеобразные здания]
// Автор: Георгий Гуревич
6.93 (67)
-
1 отз.
Каменный город / The Stone City
(1977)
[Каменный город на планете Перекресток Вселенной состоит из ста отдельных районов, каждый из которых имеет свой архитектурный облик и возведен из своего материала для строительства]
// Автор: Джордж Р. Р. Мартин
7.53 (733)
-
25 отз.
Сто лет тому вперёд
[= Гостья из будущего; Алиса в прошлом]
(1978)
[«коралловая» архитектура обусловлена применением быстрорастущих кораллов как строительного материала при возведении зданий]
// Автор: Кир Булычев
8.83 (2489)
-
67 отз.
Казуаль
(1983)
[древний оптический прибор из трёх линз на одной ручке нашел применение в работе архитекторов-реставраторов]
// Автор: Тихон Непомнящий
Безымянный город / The Nameless City
(1921)
[строители Безымянного города передвигались ползком, поэтому в архитектуре города низкие потолки и слишком узкие тоннели, чтобы мог пролезть человек]
// Автор: Г. Ф. Лавкрафт
7.34 (1402)
-
30 отз.
Чёрный разрушитель / Black Destroyer
[= Чёрный хищник; Чёрный истребитель]
(1939)
[дома, постройки, широкие улицы инопланетного города — все они неправильной формы, и в этих изогнутых линиях читается глубокая радость художника, следы его искренних порывов]
// Автор: Альфред Ван Вогт
7.62 (448)
-
16 отз.
The Abduction of Abner Greer
(1941)
[в архитектурном отношении город будущего был потрясающим по концепции, массивным по размаху, ошеломляющим по структуре: стальной мегаполис с подвижными дорогами]
// Автор: Нельсон Бонд
6.00 (1)
-
…И построил он себе скрюченный домишко / —And He Built a Crooked House
[= Дом, который построил Тил; Дом четырёх измерений; И построил он дом…; В скрюченном домишке]
(1941)
[рассказ о математически настроенном архитекторе, у которого возникла блестящая идея, как построить дом в форме развёртки тессеракта]
// Автор: Роберт Хайнлайн
8.24 (1208)
-
35 отз.
Невероятный мир / Wacky World
[= Невероятная планета]
(1942)
[марсианский город состоит из переменчивых архитектурных форм, со всевозможными видами башенок, куполов и минаретов]
// Автор: Эдмонд Гамильтон
7.64 (404)
-
27 отз.
Планета скит-деревьев / The Skit-Tree Planet
[= Планета неведомых деревьев]
(1947)
[все здания инопланетного города вместе являют собой гармонию удивительно чуждой красоты]
// Автор: Мюррей Лейнстер
6.43 (100)
-
3 отз.
Башни Кветенестеля / The Quetenestel Towers
(1955)
[башни — непревзойденные памятники древней марсианской архитектуры. Каждая из башен выполнена в виде буквы марсианского алфавита]
// Автор: Роберт Янг
7.67 (30)
-
1 отз.
Комната с видом / Room with View
(1956)
[строительство города — архитектурной утопии из материала, похожего на хрусталь]
// Автор: Роберт Янг
6.50 (114)
-
3 отз.
Путешествие четырнадцатое / Podróż czternasta
(1956)
[архитектура ардритов — пневмоскрёбы высотой в 130 этажей. Они легко строятся, а главное, — восстанавливаются после частых метеоритных дождей]
// Автор: Станислав Лем
8.43 (1047)
-
23 отз.
Прораб Вселенной
(1961)
[здание обычной лунной архитектуры: прозрачный полый сталагмит, разделенный на этажи]
// Автор: Виктор Сапарин
6.73 (50)
-
3 отз.
Тысяча грёз Стеллависты / The Thousand Dreams of Stellavista
(1962)
[психотропная архитектура: сенсорные материалы, из которых построен дом, восприимчивы к образу жизни и привычкам своих хозяев, реагируют на их настроение. Жизненные эмоции хозяев остаются в памяти дома]
// Автор: Дж. Г. Баллард
7.35 (92)
-
6 отз.
Торговцы болью / The Pain Peddlers
[= Продавцы боли]
(1963)
[вышедший из моды архитектурный стиль: плитообразное здание, нагромождение зеленого стекла]
// Автор: Роберт Силверберг
7.55 (363)
-
14 отз.
Два чудовища / Dwa potwory
[= Путь мести ]
(1964)
[дворец монархов построен по принципам отрицательной архитектуры, и было это здание мнимым, математическим, без перекрытий, без крыш и без стен]
// Автор: Станислав Лем
Каким ты вернёшься? / Яким ти повернешся?
(1966)
[архитектура будущего: здания-ромбы, шары, кубы и треугольники парят в воздухе]
// Автор: Игорь Росоховатский
7.27 (176)
-
5 отз.
Принц из седьмой формации
(1967)
[архитектурный облик городов во многом определяют особенности городского транспорта. Причудливое многоярусное образование — результат доминирования «капельного транспорта»]
// Авторы: Александр Абрамов, Сергей Абрамов
6.56 (104)
-
6 отз.
День, вечер, ночь, утро
(1968)
[архитектура будущего: в каждой системе свой центр тяготения, нет привязанности к земле]
// Автор: Владимир Михайлов
7.50 (94)
-
7 отз.
Город Городов / Zupełnie nieznana planeta
[= Miasto miast]
(1970)
[необитаемый город на далекой планете состоит из архитектурных шедевров и статуй с Земли]
// Автор: Чеслав Хрущевский
4.68 (34)
-
1 отз.
И деревья, как всадники…
(1972)
[увлечение архитекторов закрытыми интерьерами, в которых постоянно меняется зрительный фон, чем создается иллюзия движения]
// Автор: Георгий Шах
7.14 (232)
-
11 отз.
Хрустальный дом
(1978)
[принципиально иной вид архитектуры: дома с открытыми объёмами]
// Автор: Юрий Яровой
4.82 (43)
-
2 отз.
Любовь к Паганини
(1982)
[за ночь облик города меняется до неузнаваемости]
// Автор: Юрий Михайлович Медведев
5.30 (52)
-
1 отз.
Авария
(1988)
[здание будущего — белый, словно парящий в воздухе куб с темным прямоугольником входа и лесенкой в три ступеньки]
// Авторы: Евгений Лукин, Любовь Лукина
7.74 (171)
-
12 отз.
Большая игра / A Bigger Game
[= Чужая игра]
(1995)
[здания с низкими потолками сооружены из базальтовых балок почти квадратного сечения. Странная планировка угловатых помещений с девятью или десятью стенами не соответствует никакой архитектуре]
// Автор: Дон Уэбб
Out of Time: Designs for the Twentieth-Century Future
(2000)
[коллекция иллюстраций прошлого века, изображающая представление о будущем инженеров, фантастов и архитекторов-авангардистов]
// Автор: Норман Бростерман
-
Прочие произведения
Мы и дома
[= Мы и дома. Мы и улицетворцы. Кричаль]
(1930)
[«развёрнутую» архитектуру можно созерцать лишь с высоты, что объясняется необыкновенным расцветом воздухоплавания, изменившим весь уклад земной жизни]
// Автор: Велимир Хлебников
6.17 (57)
-
2 отз.
Список фильмов, в которых упоминается термин:
Фильмы
Метрополис / Metropolis
(Германия, 1926)
[архитектура Метрополиса, с его зазубренными кристаллическими формами и косыми лучами прожекторов, разрезающими городской пейзаж на фрагменты, запугивает рабочий класс и превращает город в своего рода тюрьму]
// Режиссёр: Фриц Ланг
Облик грядущего / Things to Come
(Великобритания, 1936)
[замкнутые пространства из стекла и железа, иногда огромных размеров]
// Режиссёр: Уильям Кэмерон Мензиес
Бегущий по лезвию / Blade Runner
(США, Гонконг, 1982)
[город населяют гигантские небоскребы, рельефная архитектура, неоновые логотипы, голограммы, дождь, смог, туман и полумрак. При помощи зданий и городских пространств осуществляется идеологическая пропаганда, а также отражается настроение общества]
// Режиссёр: Ридли Скотт
Пятый элемент / The Fifth Element
(Франция, 1997)
[многоуровневая архитектура: торжество функционализма в мегаполисе будущего]
// Режиссёр: Люк Бессон
Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049
(Великобритания, Канада, США, 2017)
[авторы стремились передать величие пирамидального строения корпорации «Уоллес», главного здания создателя модифицированных репликантов. Город наводнен гигантскими небоскребами, символизирующими мощь технологического прогресса]
// Режиссёр: Дени Вильнёв