Фантастика определение жанра ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: определение жанра и классификация»

Фантастика: определение жанра и классификация

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 00:55  
цитировать   |    [  ] 
Я на той неделе в Библиоглобусе у библиографа! спросил, как будет отмечаться 80-тилетие Кира Булычева. На меня тупо посмотрели-никак
Хорошо ещё не просили: А кто это?
–––


магистр

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 00:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата пофистал

Так вот, говорить, что в ней в идеале должно быть минимальное фантдопущение...

Про это я и не пишу. Пишу, что масштаб фантдопущения не влияет на качество книги. Атомного сна СВЛ в частности. Великолепная фантастика может иметь крайне масштабное фантдопущение, великолепная фантастика может иметь минимальное фантдопущение . Качество книги зависит от других факторов

цитата пофистал

Чрезвычайно не просто представить, что, скажем, вкус пирожка с яблоками (фантастики) не должен напоминать вкус пирожка с мясом (реалистич. роман)

Почему вы так разделили фантастику и реалистичную прозу ? Альтернативный кулинарный вариант сравнения: фантастика это пирожок с персиковым джемом, реалистичная проза это ватрушка с абрикосовым вареньем


философ

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 01:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Привратник

Про это я и не пишу. Пишу, что масштаб фантдопущения не влияет на качество книги.
Пишете и ошибаетесь. Книга может выйти удачной, но так как фантдопущение крошечное, то это в лучшем случае удачная крошечная фантастика. Особый такой жанр, в котором от писателя не требуется быть фантастом. И по большому счёту это не фантастика.

цитата Привратник

Почему вы так разделили фантастику и реалистичную прозу ?
Чтобы до вас лучше дошло (но увы). Дошло, что когда читатель берёт фантастику, то хочет он фантастики, не классического романа. Отсюда и подход к оценке. Ваше же сравнение от балды.
На этом фсё, Привратник.


философ

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 03:43  
цитировать   |    [  ] 

цитата пофистал

так как фантдопущение крошечное, то это в лучшем случае удачная крошечная фантастика.

ОК, давайте на конкретных примерах попробуем разобраться. Берджесс, "Заводной апельсин" — все фантдопущение в том, что дело происходит в некой обобщенной стране. Дальше — Алекса не "перевоспитывают", а дрессируют, вырабатывая у него рефлексы по Павлову. Это — "крошечная фантастика"? Валентинов, "Капитан Филибер". Фантдопущение — существование в нашей реальности Q-чипа, вживляемого в мозг (в "Нуаре", соответственно, шлема), далее ГГ фунциклирует в виртуальной Q-реальности, моделирующей эпоху. "Масштабность" ФД по-любому меньше, чем в опусе про попадоса, коему на голову упал кирпич, в результате чего он перенесся в 41-й год. "За миллиард лет..." АБС — в качестве ФД принципиально непроверяемая гипотеза насчет Гомеостатического Мироздания.
Вот у незабвенного Ю. Петухова и всяких прочих бусыгиных — там да, там допущение с таким размахом, что аж тошно... :-D
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 09:43  
цитировать   |    [  ] 
Мух, по-моему у Олди читал:
для фантастического произведения важно не само наличие фант. допущения (а тем более не их количество); важно что бы фант. допущение выступало необходимым сюжетообразующим элементом. То есть, если избавится от фант. допущения — книга просто развалится.
Конкретный пример:
"Капитан Филибер" А. Валентинова. Фант. допущение — существование Q-чипа и как следствие возможность творить виртуальные реальности (на самом деле чуть сложнее ;-)) с полным погружением. Уберём фант. допущение — книга исчезнет, потому что сюжет развалится даже не начавшись. Фантастическое здесь — жизненная необходимость.
Уже помянутые "Сумерки". Фант. допущение — существование вампиров () и оборотней (ну, эти хоть похожи слегка). Сюжет — терзания молодой девушки на тему кому бы дать... э-э-э вручить своё сердце — при отказе от фант. допущения не изменится ни на йоту. Целая куча любовных романов написана буквально о том же самом без привлечения вампирско-оборотнической тематики. Фантастическое здесь — необязательный (а как по-мне, так полностью излишний) антураж.
Поэтому фант. допущение и может быть "мелким" и единственным на всю книгу, но при этому оно так же может быть основополагающим и неотъемлемым.


миротворец

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 13:37  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Пока фантастическое сообщество в нашей стране не станет функционировать по апробированным на Западе (США-Британии) меркам коммерческой беллетристики, фантастика у нас будет оставаться довольно жалким, маргинальным (по продажам-гонорарам) явлением...

А чем американская система продаж фантастики принципиально отличается от нашей? О заимствовании каких именно приемов вы пишите?
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...
Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 17:02   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


магистр

Ссылка на сообщение 21 октября 2014 г. 18:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата пофистал

Дошло, что когда читатель берёт фантастику, то хочет он фантастики, не классического романа.

Разные читатели есть. Есть те, кто хотят именно что классический роман под маской фантастики или классический роман с элементами фантастики. Или вестерн, или детектив, или любовный роман, или роман о войне, или триллер, или юмористический роман с таким же соусом ( реалистичная проза с такими же жанрами может и не быть классикой). Я уж молчу про всеядных читателей, которые ценят и фантастику самых разных жанров, и реалистичную прозу самых разных жанров
Ссылка на сообщение 28 октября 2014 г. 21:40   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 28 октября 2014 г. 21:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

там описывается Будущее, а если сие ФД убрать, то не будет и самого киберпанка...

Собственно, в циберпунке основная часть ФД и сводится к тому, что это недальнее будущее. Прочие реалии, как правило, вполне узнаваемы — и не так чтобы уж вовсе фантастичны. Магреализм — по сути, тот же прием: внесение ряда вроде бы незначительных изменений в окружающую реальность.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


миротворец

Ссылка на сообщение 28 октября 2014 г. 23:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Пример гибсоновского киберпанка в данном контексте, помоему, в принципе не годится — там описывается Будущее, а если сие ФД убрать, то не будет и самого киберпанка...

Воплощение в жизнь предсказанных фантастами открытий или наступление описываемого в тексте "будущего" автоматически выводит текст за границы жанровой принадлежности к фантастике? o_O
–––
Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её...


миродержец

Ссылка на сообщение 28 октября 2014 г. 23:08  
цитировать   |    [  ] 
Фикс
–––
Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю.
Ссылка на сообщение 29 октября 2014 г. 16:08   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 29 октября 2014 г. 19:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Перечитайте по теме Диптаун Лукьяненко или Лавину Стивенсона

Ну, вообще-то, я ориентировался на "Трилогию Моста" Гибсона... Но полноты картины для надо будет перечесть.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Ссылка на сообщение 29 октября 2014 г. 20:26   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 30 октября 2014 г. 00:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Убрать оттуда ФД, на мой взгляд, принципиально невозможно...

Дык в чем и фокус: ФД может быть самым минимальным (ну, "Мертвая зона" Кинга, к примеру) — а убери его, и вещь развалится. Все равно что "ампутировать" какие-то чудеса в "100 лет одиночества" (вознесение Ремедиос Прекрасной или "колдовство" сеньора Брауна). Или, скажем, вымарать у Толкиена описания пейзажей.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Ссылка на сообщение 30 октября 2014 г. 15:04   [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
  |    [  ] 


философ

Ссылка на сообщение 30 октября 2014 г. 15:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата lena_m

Тем не менее, сей шедевр никогда не проходит по фантастике...

Так вот и ппоробуем разобраться — а в чем она, разница между обыденно-чудесным у Маркеса и классическим фантдопущением?
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ


философ

Ссылка на сообщение 30 октября 2014 г. 16:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Мух

а в чем она, разница между обыденно-чудесным у Маркеса и классическим фантдопущением?

А она есть?
У Маркеса "100 лет одиночества" — магический реализм. Сам не читал (только собираюсь), но так говорят.

цитата

Магический реали́зм — это художественный метод, в котором магические элементы включены в реалистическую картину мира.

цитата

Такие события, как вознесение на небо Ремедиос, пророчества Мелькиадеса, появление умерших персонажей, необычные предметы, привозимые цыганами (магнит, лупа, лёд)… врываются в контекст реальных событий, отраженных в книге, и призывают читателя войти в мир, в котором возможны самые невероятные события. Именно в этом заключается такое литературное течение как магический реализм, характеризующий новейшую латиноамериканскую литературу.

Но "Ола" А. Валентинова — ровно то же самое. Абсолютно реальный мир с включениями магических элементов. Невероятные события (вознесение, появления умерших... всё по Маркесу), которые врываются в контекст событий реальных и так далее...
И никто не сомневается что "Ола" — фантастика.
Так может и нет разницы? ???


философ

Ссылка на сообщение 30 октября 2014 г. 16:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата bubacas

А она есть?

Вот и мне непонятно. Не, конечно, если рассматривать фантастику как "не-литературу", "жанровое гетто" и "чистое развлекалово", то ее можно попытаться усмотреть. А вот как-то внятно объяснить? Сомневаюсь.
–––
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ
Страницы: 123...1718192021...272829    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: определение жанра и классификация»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: определение жанра и классификация»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх