автор |
сообщение |
Мух 
 философ
      
|
17 октября 2014 г. 22:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m в решении своей имманентной задачи: развлечь своего читателя...
Да кто Вам сказал, что задачи фантастики — исключительно развлекательные? Вот с бедра навскидку: "Маг в законе" Олдей, , валентиновские "Сфера" и "Нуар", "Сержце пармы" Иванова (он может сколько угодно отрицать свою принадлежность к фантастам — "Старт" он получил именно за фантастический роман)... Это первое, что приходит в голову. Чтение напряженное, требующее интеллектуальной и эмоциональной отдачи — и уж никак не развлекательное. Вот никак в толк не возьму, чем это социально-психологическая драма с использованием фантдопущения ниже бытописательства? Следуя этой логике, следующим номером программы надлежит вывести за литературные скобки... ну, к примеру, исторический роман, всех этих Толстых-Тыняновых. Ибо сегмент чтения и жанровое гетто.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
bubacas 
 философ
      
|
17 октября 2014 г. 22:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Мне в соседней одной дискуссии привели цитату:
в той же теме я привёл другую цитату
цитата Возвращаясь же к нашим жанрам/методам, подытожим: в зависимости от контекста термин "фантастика" может обозначать либо жанр, либо художественный метод.
Владимир Пузий "ФАНТАСТИКА: МЕЖДУ ПРИТЯГАТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ ЖАНРА И НЕОДОЛИМОЙ ХАРИЗМОЙ МЕТОДА, ИЛИ СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ" Статья полностью — тыц. там этот вопрос довольно подробно проработан. И про то почему некоторые упорно считают фантастику развлекаловкой, и про то что из этого получается. А окончательный вывод я в посте и процитировал. ПС. Вообще у господ Пузия, Назаренко, Чёрного и иже с ними очень много статей/интервью/другое посвящённых именно фантастиковедению. Рекомендую ознакомится.
|
|
|
ameshavkin 
 философ
      
|
17 октября 2014 г. 22:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bubacas Возвращаясь же к нашим жанрам/методам, подытожим: в зависимости от контекста термин "фантастика" может обозначать либо жанр, либо художественный метод.
Всё это разжевали еще Стругацкие: фантастика как жанр и фантастика как прием. Никакого противоречия нет. И термин "прием" гораздо предпочтительнее ужасного псевдотермина "художественный метод", тяжкого наследия советского прошлого.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
bubacas 
 философ
      
|
17 октября 2014 г. 22:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Никакого противоречия нет.
Просто не люблю неопределённость — вероятно профессиональная деформация . Но раз уж дело обстоит именно так, ничего не поделаешь.
цитата ameshavkin Всё это разжевали еще Стругацкие
А почему Вы запрещаете мне изобрести собственный велосипед? 
|
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
19 октября 2014 г. 15:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Да кто Вам сказал, что задачи фантастики — исключительно развлекательные?
Задачи развлекать свою аудиторию у современной фантастики НЕ исключительные, но основные...
И не стоит забывать, что развлечения современная фантастика предоставляет своим читателям весьма различные — кого-то развлекают Сумерки (и таковых, судя по продажам, очень много), а кого-то упомянуутые вами произведения Олди и Валентинова (но таковых, судя по всё тем же продажам, намного и намного меньше)...
Так что никакого противоречия...
цитата Мух Чтение напряженное, требующее интеллектуальной и эмоциональной отдачи — и уж никак не развлекательное.
А меня лично это самое ивановское "Сердце Пармы" как раз именно что развлекало — в том числе и как профессионального историка... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Мух 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 15:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m И не стоит забывать, что развлечения современная фантастика предоставляет своим читателям весьма различные — кого-то развлекают Сумерки (и таковых, судя по продажам, очень много), а кого-то упомянуутые вами произведения Олди и Валентинова
Применимо к ЛЮБОЙ литературе. Включая фантастику.
цитата lena_m но таковых, судя по всё тем же продажам, намного и намного меньше
Мегапопулярность жвачки не отменяет необходимости кушать...
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
19 октября 2014 г. 16:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Применимо к ЛЮБОЙ литературе. Включая фантастику
На практике это совершенно не так — в наше время есть литература, цели-задачи коей пробуждать у читателя вполне определённые мысли-чувства, и есть беллетристка, цели-задачи коей читателя развлечь (попросту говоря, отвлечь от этих самых мыслей)...
И ещё одно практическое ключевое различие литературы и беллетристики имеет место быть в мотивах сочинителей-издателей — для литераторов основной мотив это донести до общества некий Посыл-Месседж, для беллетристов же основной мотив это извлечь прибыль-выгоду...
Тем не менее, следует и не упускать — границы литературы и беллетристики не всегда могут быть чётко очерчены, посему на практике наблюдаются в немалом количестве сочинения пограничные-маргинальные, весьма запутывающие картину...
Современная же фантастика в целом это сегмент этой самой беллетристики — развлекательной и коммерческой...
Но при том в некоторых современных литературных произведениях авторами вполне сознательно используются методы-приёмы-идеи фантастики (иногда они просто специально рядят свои вещи в фантастические одежды для чисто коммерческого продвижения)...
Ну а некоторые фантасты стараются выйти за пределы своего жанрового гетто и потому закладывают в свои сочинения тот-иной Посыл обществу...
Всё это тоже весьма усложняет ситуацию в определении места современной фантастики...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Мух 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 17:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m На практике это совершенно не так — в наше время есть литература, цели-задачи коей пробуждать у читателя вполне определённые мысли-чувства
У фантастики — ровно те же задачи. Рассмешить, напугать, разозлить, заставить задуматься над определенными проблемами. Или же — да, развлечь. Исходя из того, что последнее, по-Вашему, "не литература", следует вывести за скобки и ранние рассказы Чехова. Про Твена или О. Генри я уж и вовсе молчу.
цитата lena_m И ещё одно практическое ключевое различие литературы и беллетристики имеет место быть в мотивах сочинителей-издателей — для литераторов основной мотив это донести до общества некий Посыл-Месседж, для беллетристов же основной мотив это извлечь прибыль-выгоду...
Мотивации авторов к делу отношения не имеют от слова "вообще". "Игрок" писан исключительно ради заработка. Дж. Лондон писал ради денег — и ничуть этого не стыдился. Это так, два случайных примера. Так что ссылки на то, что-де "фантасты от иных-прочих отличаются тем, что денег хотят" попросту смешны.
цитата lena_m Всё это тоже весьма усложняет ситуацию в определении места современной фантастики...
Да что уж тут сложного? Фантастика — литература, использующая прием "фантдопущение". А прочее — от лукавого.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
19 октября 2014 г. 17:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Исходя из того, что последнее, по-Вашему, "не литература", следует вывести за скобки и ранние рассказы Чехова. Про Твена или О. Генри я уж и вовсе молчу.
цитата Мух "Игрок" писан исключительно ради заработка. Дж. Лондон писал ради денег
Славные примеры прошлого не имеют никакого отношения к современной ситуации литература vs беллетристика...
Другое время, иные нравы... :-)
Проблемы современной фантастики НЕвозможно понять-разъяснить, апеллируя к Жюль Верну и Герберту Уэллсу...
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Мух 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 17:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Славные примеры прошлого не имеют никакого отношения к современной ситуации литература vs беллетристика...
А к чему Вы тогда авторские мотивации приплели? Одни, дескать, пишут исключительно для заработка (слова человека, не имеющего представления о нынешних издательских гонорарах!), другие же — сугубо высокого искусства ради... Что поменялось-то?
цитата lena_m Проблемы современной фантастики НЕвозможно понять-разъяснить, апеллируя к Жюль Верну и Герберту Уэллсу...
Проблематику современной ФиФ (кстати, у мсье Верна она отсутствует как класс)? Или же отсутствие таковой в ряде произведений?
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
19 октября 2014 г. 17:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Что поменялось-то?
Коммерческая мотивация (и сочинителей, и тем более издателей) беллетристики в наше время на практике реализована стройной законченной системой — т.н. издательской пирамидой...
В той же фантастике в основании такой пирамиды млн. экз. массового чтива, в середине тысячи для продвинутых ярых, а на вершине единицы премиальных шедевров...
И тогда в этой самой современной фантастике: - издатели потирают руки от немалых прибылей - сочинители на славные гонорары греются на Канарах - миллионная аудитория влёт раскупает-зачитывает Майер-Коллинз - ярые сутками в интернете спорят о Мартине-Перумове - экспертам есть за что присуждать тусовочные премии
Буквально все удоволетворены-довольны — всем Счастье... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Мух 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 17:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m - издатели потирают руки от немалых прибылей - сочинители на славные гонорары греются на Канарах
Как все запущено...
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
bubacas 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 20:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мух, не Вы первый с подобным сталкиваетесь оказывается 
цитата Вообще, если поинтересуетесь вопросом касательно сна у своих знакомых, то много удивительного можете для себя открыть. Оказывается, есть люди, которым снятся только черно-белые сны, где есть очертания чего-то непонятного. Вы можете спросить у них: — А как же писатели пишут фантастику? — Ради денег, берут да и пишут, — отвечают они.
И вообще я бы на Вашем месте бросил сей бессмысленный спор уже после этого перла 
цитата lena_m для беллетристов же основной мотив это извлечь прибыль-выгоду...
цитата Вопрос этот люди задают по-разному — иногда вежливо, а иногда грубо и в лоб, но он всегда сводится к одному: «Детка, ты это делаешь ради денег?» Ответ — нет. Не делаю и никогда не делал. Да, я своей прозой наколотил кучу бабок, но никогда не клал на бумагу ни одного слова с мыслью, что за него заплатят.
С. Кинг
цитата Хотите верьте, хотите нет!
Он же
|
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
19 октября 2014 г. 20:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m А меня лично это самое ивановское "Сердце Пармы" как раз именно что развлекало — в том числе и как профессионального историка... :-) Тогда давайте вспомним Умберто Эко: он писал, что идеальный читатель "Поминок по Финнегану" развлекается не меньше, чем читатель детектива или женского романа (Эко упоминал К.Инверницио, но мы её не знаем ). Если меня развлекали романы У.Эко, значит, он фантаст, по вашей логике?
Развлекательная функция есть у всех мало-мальски интересных литературных произведений. Но если это — литература, то там есть и другие функции. Понимаете, фантастика — это ОЧЕНЬ широкое явление, и только часть фантастики — развлекалово разного пошиба. Есть масса книг ФиФ с небольшими тиражами, для которых развлекательная функция — не основная. Кроме Мартина и Перумова есть и другие имена и направления.
Есть литература, есть развлекательная индустрия, как рассказывали на конвентах Олди. Фантастика есть и там, и там.
Доказать, что ФиФ — исключительно коммерческое чтиво, на этом форуме вы сможете только себе. Хотите найти единомышленников — вам к В.Левенталю и единомышленникам Виктора Топорова.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
bubacas 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 20:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По-поводу "фантастика — развлекательная литература". Эти песни звучат уже, дай Бог памяти, лет 15... А может и больше. И в целом текст у них примерно следущий:
цитата [...] не думайте, что читатель – тупой дурак. [...] Ему не нужны философия, интересная информация, свежие гипотезы, изыски сюжета и слога. Он желает читать о сильных страстях, драках, бабах, выпивке и жратве, причем всенепременно с хэппи-эндом. Читатель лучше знает, что ему нужно. Современная книга служит для сублимации, а не для пополнения запаса идей и знаний.
И глупо было бы отрицать, что подобный подход отчасти справедлив. Ведь существуют (ну, во всяком случае раньше точно были) всяческие Пучковы (не Goblin ); Колычевы; Монаховы (Господи, та же Донцова) и имя им легион. Которые пишут те самые "книги для сублимации" и при этом 100% не фантастику. Вот и в фантастической литературе (во всяком случае в современной) подобные тенденции также наблюдаются. Их уже обсуждали в соседних темах: "реваншистская фантастика" — с её могучей "Космической Российской Империей", царстве справедливости, добра и чести; "засланцы в прошлое" перекраивающие историю Руси с XII в, включительно; что бы в будущем сохранилась "Великая и Могучая Российская..." ну, далее всё как у "реваншистов"; "фантастические боевики" а-ля ранний Головачёв, про героя спецназовца, который побивает Всемирное Зло и гопников родного города; весь спектр "попаданцев" — с их бесконечными сериалами; в которых герой в конце тома становится круче некуда, но в следующей части "крутеет" ещё чуть-чуть; Может ещё кого забыл. Но! наравне с ними существуют и другие фантастические произведения, которые как раз таки содержат "философию, интересную информацию, свежие гипотезы, изыски сюжета и слога" и служат для "пополнения запаса идей и знаний"; а не для развлечения. Примеры подобных фантастических произведений в этой теме уже всплывали. Не следует экстраполировать задачи отдельной части целого, на всё целое.
|
|
|
lena_m 
 миротворец
      
|
19 октября 2014 г. 20:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika Развлекательная функция есть у всех мало-мальски интересных литературных произведений. Но если это — литература, то там есть и другие функции.
Совершенно верно — именно здесь и проходит граница между литературой и беллетристики...
У литературы есть и иные функции-задачи, кроме того-иного развлечения читателя, а у беллестрики таковых нет...
цитата Veronika Понимаете, фантастика — это ОЧЕНЬ широкое явление, и только часть фантастики — развлекалово разного пошиба.
Так я ж об этом же и пишу выше: цитата lena_m В той же фантастике в основании такой пирамиды млн. экз. массового чтива, в середине тысячи для продвинутых ярых, а на вершине единицы премиальных шедевров...
Но при том в проданных-то экз. доля даже того, что в середине издательской пирамиды фантастики, весьма НЕвелика, а доля премиальных шедевров совсем мизерная...
И если в глазах экспертов (а с ними и ярых-продвинутых любителей фантастики) именно этот шедевральный мизер и определяет лицо-развитие современной фантастики, то в глазах-то покупающей фантастику аудитории это лицо, хорошо если Мартина и Кинга, а реально Майер и Коллинз, а то и Э.Л.Джеймс... :-)
цитата Veronika Доказать, что ФиФ — исключительно коммерческое чтиво, на этом форуме вы сможете только себе. Хотите найти единомышленников — вам к В.Левенталю и единомышленникам Виктора Топорова
Современная фантастика это, конечно, не только развлекательное чтиво...
Но на практике-то именно это самое развлекательное чтиво определяет социальную функцию современной фантастики, а заодно, кстати, и позволяет издателям на сверхдоходы от продаж издавать не только это самое развлекательное чтиво...
Ну а у Левенталя я лучше уж Машу Регину полистаю... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
Veronika 
 миродержец
      
|
19 октября 2014 г. 23:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m И если в глазах экспертов (а с ними и ярых-продвинутых любителей фантастики) именно этот шедевральный мизер и определяет лицо-развитие современной фантастики, то в глазах-то покупающей фантастику аудитории это лицо, хорошо если Мартина и Кинга, а реально Майер и Коллинз, а то и Э.Л.Джеймс... :-) lena_m , любителей "шедеврального мизера", собравшихся на Фантлабе, как-то не волнуют мнения и заботы покупателей майеров, коллинзов и прочих орловских. Ну, считают некоторые (пусть даже их много или большинство), что ФиФ — тупое развлекалово , но какое это имеет значение для собравшихся здесь лаборантов?
Про сверхдоходы расскажите Gonza, в этой теме https://fantlab.ru/forum/forum15page1/top... , пусть порадуется
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Мух 
 философ
      
|
19 октября 2014 г. 23:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bubacas не Вы первый с подобным сталкиваетесь оказывается
Надо думать, я и не последний. 
цитата bubacas Вот и в фантастической литературе (во всяком случае в современной) подобные тенденции также наблюдаются. Их уже обсуждали в соседних темах:
Фокус в том, что вся эта эксплуатация "модных трендов" (а тут ведь действительно — "пипл хавает", да еще и добавки просит) забывается сразу по прочтении. Между тем коммерческая фантастика (ничего унизительного, кстати, в этом определении не вижу) отнюдь не сводится к этаким вот сублимашечкам-прогибашечкам. Буджолд? Безусловно коммерческая фантастика. Или, скажем, Асприн? Да без вопросов. Бушков? Разумеется. Но они-то как раз запоминаются.
цитата Ему не нужны философия, интересная информация, свежие гипотезы, изыски сюжета и слога. Он желает читать о сильных страстях, драках, бабах, выпивке и жратве, причем всенепременно с хэппи-эндом.
"Капитан Филибер", если не путаю? К слову сказать, прекрасная иллюстрация к тому, что помянутые драки, бабы, выпивка и жратва вполне себе уживаются с весьма серьезной этической и социальной проблематикой и четко выверенной стилистикой. И не только в фантастике. Еще к слову — ту же жратву смачнее, вкуснее русских классиков еще никто не описывал.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
bubacas 
 философ
      
|
20 октября 2014 г. 09:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух Между тем коммерческая фантастика
Любая современная книга пишется с намерением издать и получить гонорар. Не только фантастика. Если автор "ваяет нетленку", собираясь "открыть людям глаза на мир" и "прославится в веках"; то — чистое ИМХО — подобная графомания не будет издана никогда. Разве что за счёт автора. Поэтому с современной точки зрения вся литература (кроме узко специальной; научной) — коммерческая. И в этом термине действительно нет ничего постыдного.
цитата Мух К слову сказать, прекрасная иллюстрация к тому, что помянутые драки, бабы, выпивка и жратва вполне себе уживаются с весьма серьезной этической и социальной проблематикой и четко выверенной стилистикой.
Да-да, сразу вспоминается Шекспир, вот уж на кого можно смело равняться: убийства, кровь, предательства, кровосмешения и мистические ужасы... А ведь — классика.А почему? А потому, что кроме всего вышеперечисленного в его книгах есть и идейная, морально-этическая составляющая.
цитата Мух "Капитан Филибер", если не путаю?

цитата lena_m Но при том в проданных-то экз. доля даже того, что в середине издательской пирамиды фантастики, весьма НЕвелика, а доля премиальных шедевров совсем мизерная...
Это касается всей литературы целиком, не только фантастики; да и вообще всего в мире, ведь всем
цитата известно, что всякой мелкоты значительно больше на свете, чем вещей порядочных…

|
|
|
Фикс 
 миротворец
      
|
20 октября 2014 г. 11:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Всеобъемлющая скука и читательские страдания при попытках осилить текст — как безусловное свидетельство литературных "высот"? То есть когда книгу после пары страниц закрываешь с мыслью никогда больше этого молодого и талантливого автора не читать — перед нами шедевр? Скорее это из разряда типичных обывательских мудростей "если музыка не развлекает — значит точно классика какая-нибудь!" 
Принадлежность к фантастике или детективу или авантюрному роману не делает книгу автоматически плохой — "1984" Оруэлла, безусловно, фантастика и, безусловно, одна из лучших книг прошлого века.
ps. Выход за рамки "беллетристики" точно так же не сделает книгу автоматически хорошей, просто у плохого писателя будет еще меньше шансов познакомится с публикой посредством своей книги.
|
––– Снорк усиленно соображал, дороже или дешевле стала тетрадь после того, как он исписал её... |
|
|